Да кто его отец капитанская дочка сочинение

Обновлено: 02.07.2024

Отец Андрей Петрович ушел в отставку майором. Мать Авдотья Васильевна была дочерью бедного дворянина. Они были помещиками, в их владении было много крепостных. Семья их была порядочной и состоятельной, пристрастия к крепким напиткам они не имели.

Петр был их единственным сыном, остальные их дети умерли во младенчестве. У Андрея Петровича был твердый характер, сына он воспитывал в строгости. Если он принимал решения, то тот час же приступал к их исполнению.

Мать Петра любила готовить и заниматься рукоделием. Она нежно относилась к сыну и всегда поддерживала его.

Родители любят Петра и волнуются за него. Когда они узнали, что их сына ранили на дуэли, они тут же отреагировали. Мать от переживаний заболела, а отец отчитал сына.

Узнав из письма о том, что сын хочет жениться, отец рассердился, а мать как всегда поддержала решение сына.

Они были честными людьми. Когда невеста сына Маша, приехала к ним, они приняли её как родную дочь. Несмотря на то, что отец изначально был против женитьбы сына, они не отвернулись от осиротевшей девушки. Родители Петра окружили её заботой, теплотой и лаской.

Страшная новость о том, что сын арестован и его обвиняют в измене родине, подкосила их. Они не могли в это поверить, честь для них была превыше всего. Отец Петра, будучи человеком гордым и сдержанным, впал в отчаяние. Авдотья Васильевна как могла, поддерживала его. Она старалась не расстраивать мужа и не показывала ему своих слез.

В конце повести Петра Гринева оправдывают и выпускают из — под ареста. До конца своих дней он чтил традиции своей семьи и берег честь их фамилии.

Читая повесть, невольно проникаешься духом семьи Гриневых. Родители Петра заслуживают уважения, они достойные и честные люди.

Как Петр Гринев относится к своим родителям

В семье Гриневых царил незыблемый патриархальный порядок. Любое слово отца было законом для всей семьи и выполнялось неукоснительно. Андрей Петрович был для Петра авторитетом.

Петр Гринев любил своих родителей и относился к ним с уважением. Он получил строгое воспитание и зная характер отца и его непоколебимость он его даже побаивался. Вырос Петр в любящей семье, в которой царила забота. Присматривал за ним преданный семье Гриневых Савельич, который был бывшим стремянным. Он не пил и был очень грамотным.

Основной темой произведения является проблема долга и честь. Каждый из героев по – своему проявляет эти качества. Петр несмотря на обстоятельства следует нареканиям отца и бережет честь смолоду. Единственное исключение, когда Петр был готов пойти против воли отца это его чувства к капитанской дочке, которую он хотел взять в жены. Прочитав в письме сына о его желании взять Марью Ивановну Миронову в жены отец разгневался, а мать, как и всегда была на стороне сына.

Влияние родителей на то, как себя вел Петр и на его мировоззрение было существенным. Эмоциональная и духовная связь Петра с родным домом незримая, но надежная и неразрывная. Он старался быть достойным сыном своего отца и не запятнать фамилии, хранить семейные традиции и стать наследником, которым Гринев – старший мог бы гордиться. В итоге сын оправдал ожидания своего отца и сумел защитить честь семьи.

Пушкин Капитанская дочка

Белогорская крепость, куда из Оренбурга послан служить Гринев, встречает юношу не грозными бастионами, башнями и валами, а оказывается деревушкой, окружённой деревянным забором. Вместо храброго гарнизона — инвалиды, не знающие, где левая, а где правая сторона, вместо смертоносной артиллерии — старенькая пушка, забитая мусором.

Но в Оренбурге Гриневу в помощи отказано, а через несколько дней войска мятежников окружают город. Потянулись долгие дни осады. Вскоре случаем в руки Гринева попадает письмо от Маши, из которого он узнает, что Швабрин принуждает её выйти за него замуж, угрожая в противном случае выдать её пугачевцам. Вновь Гринев обращается за помощью к военному коменданту, и вновь получает отказ.

Гринев с Савельичем выезжают в Белогорскую крепость, но у Бердской слободы они схвачены мятежниками. И снова провидение сводит Гринева и Пугачева, давая офицеру случай исполнить своё намерение: узнав от Гринева суть дела, по которому тот едет в Белогорскую крепость, Пугачев сам решает освободить сироту и наказать обидчика.

Окончание военной кампании совпадает с арестом Гринева. Представ перед судом, он спокоен в своей уверенности, что может оправдаться, но его оговаривает Швабрин, выставляя Гринева шпионом, отряжённым от Пугачева в Оренбург. Гринев осуждён, его ждёт позор, ссылка в Сибирь на вечное поселение.

Сочинение Родители Гринева (Капитанская дочка)

Пётр Гринёв являлся их единственным отпрыском. Остальным же детям Гринёвых не суждено было дожить до зрелых лет. Воспитанием мальчика занимались оба родителя, однако каждый прививал Петру свои качества. Так к примеру, отец, Андрей Петрович, отличался исключительно жёстким характером. И приучал сына быть истинным мужчиной, который постоит за свою честь и честь Императрицы.

Мать же наоборот, очень любила сына, по-своему не как, это делал отец. Она очень внимательно относилась к его чувствам и во всем поддерживала.

Желая, чтобы из Петра вырос истинный защитник и настоящий человек, Андрей Петрович, несмотря на имеющие у него связи, отправляет юношу проходить службу в дали от города. Так, по его мнению, Пётр познает настоящую жизнь, а не будет её глупо растрачивать на городские развлечения. Несмотря на твердость в характере, отец очень переживает о сыне, когда до него доходят известия о дуэли, в которой ранили Петра.

Узнав о чувствах сына, родители первое время были категорически против этого союза. Они считали, что ему пока рано заводить семью и, что на месте его спутницы должна быть другая девушка из хорошего рода. Однако, когда они познакомились с Марией поближе их мнение, кардинально поменялось. Они приняли её в свою семью, как родную дочь. Родители Петра очень ценили Маши и всячески за ней ухаживали и оберегали.

Несмотря на все невзгоды и несчастья Петр всё же уберёг честь семьи. И до конца своих дней почитал своих родителей и соблюдал все традиции его семьи и рода.

Другие сочинения: ← Характеристика и образ Швабрина↑ ПушкинХарактеристика и образ Петра Гринева →

Сочинение 2

Гринев ничего не боится. Без всяких сомнений он принимает вызов Швабрина. Тем самым он защищает свою честь.

Также этот герой вовсе не злопамятен. После того, что сделал ему Швабрин, он наладил с ним общение и они больше не конфликтовали.

Когда он служил в Белогорской крепости, герой нашёл общий язык со всеми её жителями. В том числе и Машей. Их любовь была очень крепкой. Мария и Гринев признались в своих чувствах, когда главный герой получил тяжёлое ранение. Дочь коменданта не отходила ни на шаг от возлюбленного. Она ухаживала за ним, так как любила.

Также у данного героя есть такая хорошая черта характера, как решительность. Когда его возлюбленная осталась в крепости в руках у Швабрина, он сразу же поспешил её спасти. На этом моменте происходит очень интересная сцена. Маша упала в обморок. Ведь Гренев обратился именно к Пугачеву. В глазах у любимой женщины главного героя была страшная картина. С одной стороны она увидела своего любимого и Пугачева, которые пришли спасти её. Но с другой стороны она встретила такого страшного и жёсткого человека, которого нигде не видела раньше. Пугачев казнил отца и мать Машеньки. От всей этой страшной ситуации у неё закружилась голова, и она упала.

Повесть Александра Сергеевича Пушкина была написана ещё в 1830 годах. Но даже в наше время все её читают с восторгом! Автор данного произведения хотел показать читателю всех персонажей и передать их чувства. Гринев — показатель мужественности и отважности. Мы не раздумывая можем назвать его добродушным офицером. Проходя все трудности, он перестаёт делать нелепые ошибки, основываясь на своём личном опыте. Автор очень много раз подчёркивает его честность и благородство.

История Гринева

Петр родился в дворянской семье, был единственным сыном. Мать на него не могла надышаться. Отец же реально смотрел на вещи. Родители постарались дать юноше хорошее образование. С самого раннего детства с ним занимался дядька Савельич, который служил верой и правдой его отцу. Так вот этот Савельич очень переживал, что когда Петя повзрослел, к нему приставили француза – учителя, который в своем никогда не был таковым. Повеса француз и Петруша быстро нашли общий язык, но это продолжалось не долго. Несмотря на все старания родителей сын так и не получил блестящего образования не считая того что научился говорить по-французски и фехтовать.

Время шло, и мальчик превратился в юношу. Отец посчитал, что у сына возраст, подходящий для службы в армии. Матушка, конечно, была против. Ей было жалко сына и страшно с ним расставаться, но решение отца закон. Еще до своего рождения он был записан в Семеновский полк, куда в скорости и отправился вместе со своим дядькой Савельичем.

По дороге к месту службы он познакомился с человеком, который их спас во время пурги. В тот момент никто не мог предположить, что именно вожатый сыграет большую роль в судьбе Петра Гринева. Еще во время пути он обзавелся еще знакомыми, которые помогали ему советами в трудную минуту.

Находясь на службе, в крепости молодой человек знакомится с дочкой своего капитана Машею, и влюбляется в нее. Его новый друг Швабрин тоже в нее влюблен и всячески пытается помешать их счастью. Между молодыми людьми даже происходит дуэль, на которой Гринев защищает честь любимой девушки.

В самой подходящий момент, когда Пугачев занял крепость, Швабрин забирает Машу и держит

взаперти. Только благодаря упорству и смелости Петр отвоевывает свою любимую у Швабрина и отправляет к себе домой. Ему помогает вожатый, который оказывается Пугачевым. Именно за знакомство с предводителем бунтовщиков Гринева посадили в тюрьму, но тут на выручку пришла его любимая Маша. Она проявила твердый характер и смогла помочь. Так правосудие узнало истину, и Петр был оправдан.

Неоднозначный образ Пугачева в творчестве А.С. Пушкина

Образ казаков еще сквернее.

Историк стремится показать объективно, как вершилась история, а художник рассматривает ее сквозь призму собственного идеала.


Задания Д3 C3 № 140

Прочитайте приведённые ниже фрагменты произведений и выполните задание 1.1.3.

Я жил недорослем, гоняя голубей и играя в чехарду с дворовыми мальчишками. Между тем минуло мне шестнадцать лет. Тут судьба моя переменилась.

— Да вот пошел семнадцатый годок, — отвечала матушка. — Петруша родился в тот самый год, как окривела тетушка Настасья Гарасимовна, и когда еще.

Мысль о скорой разлуке со мною так поразила матушку, что она уронила ложку в кастрюльку, и слезы потекли по ее лицу. Напротив того, трудно описать мое восхищение. Мысль о службе сливалась во мне с мыслями о свободе, об удовольствиях петербургской жизни. Я воображал себя офицером гвардии, что, по мнению моему, было верхом благополучия человеческого.

Батюшка не любил ни переменять свои намерения, ни откладывать их исполнение. День отъезду моему был назначен. Накануне батюшка объявил, что намерен писать со мною к будущему моему начальнику, и потребовал пера и бумаги.

— Не забудь, Андрей Петрович, — сказала матушка, — поклониться и от меня князю Б.; я, дескать, надеюсь, что он не оставит Петрушу своими милостями.

— Что за вздор! — отвечал батюшка нахмурясь. — К какой стати стану я писать к князю Б.?

— Да ведь ты сказал, что изволишь писать к начальнику Петруши?

— Да ведь начальник Петрушин — князь Б. Ведь Петруша записан в Семеновский полк.

— Записан! А мне какое дело, что он записан? Петруша в Петербург не поедет. Чему научится он, служа в Петербурге? мотать да повесничать? Нет, пускай послужит он в армии, да потянет лямку, да понюхает пороху, да будет солдат, а не шаматон. Записан в гвардии! Где его пашпорт? подай его сюда.

Матушка отыскала мой паспорт, хранившийся в ее шкатулке вместе с сорочкою, в которой меня крестили, и вручила его батюшке дрожащею рукою. Батюшка прочел его со вниманием, положил перед собою на стол и начал свое письмо.

Чацкий за колонною, Лиза , Молчалин (потягивается и зевает), София (крадется сверху).

Вы, сударь, камень, сударь, лед.

Ах! Лизанька, ты от себя ли?

Что в этих щечках, в этих жилках

Любви еще румянец не играл!

Охота быть тебе лишь только на посылках?

А вам, искателям невест,

Не нежиться и не зевать бы;

Пригож и мил, кто не доест

И не доспит до свадьбы.

Какая свадьба? с кем?

Надежды много впереди,

Без свадьбы время проволочим.

Что вы, сударь! да мы кого ж

Себе в мужья другого прочим?

Не знаю. А меня так разбирает дрожь,

И при одной я мысли трушу,

Что Павел Афанасьич раз

Когда-нибудь поймает нас,

Разгонит, проклянёт. Да что? открыть ли душу?

Я в Софье Павловне не вижу ничего

Завидного. Дай бог ей век прожить богато,

Любила Чацкого когда-то,

Меня разлюбит, как его.

Мой ангельчик, желал бы вполовину

К ней то же чувствовать, что чувствую к тебе;

Да нет, как ни твержу себе,

Готовлюсь нежным быть, а свижусь — и простыну.

София (в сторону)

Чацкий (за колонною)

И вам не совестно?

Мне завещал отец:

Во-первых, угождать всем людям без изъятья;

Хозяину, где доведется жить,

Начальнику, с кем буду я служить,

Слуге его, который чистит платья,

Швейцару, дворнику, для избежанья зла,

Собаке дворника, чтоб ласкова была.

Сказать, сударь, у вас огромная опека!

И вот любовника я принимаю вид

В угодность дочери такого человека.

Который кормит и поит,

А иногда и чином подарит?

Пойдемте же, довольно толковали.

Пойдем любовь делить плачевной нашей крали.

Дай обниму тебя от сердца полноты.

Лиза не дается .

Прочитайте приведённые ниже произведения и выполните задание 1.2.3.

Духовной жаждою томим,

В пустыне мрачной я влачился, —

И шестикрылый серафим

На перепутье мне явился.

Перстами легкими как сон

Моих зениц коснулся он.

Отверзлись вещие зеницы,

Как у испуганной орлицы.

Моих ушей коснулся он, —

И их наполнил шум и звон:

И внял я неба содроганье,

И горний ангелов полет,

И гад морских подводный ход,

И дольней лозы прозябанье.

И он к устам моим приник,

И вырвал грешный мой язык,

И празднословный и лукавый,

И жало мудрыя змеи

В уста замершие мои

Вложил десницею кровавой.

И он мне грудь рассек мечом,

И сердце трепетное вынул,

И угль, пылающий огнем,

Во грудь отверстую во двинул.

Как труп в пустыне я лежал,

И Бога глас ко мне воззвал:

«Восстань, пророк, и виждь, и внемли,

Исполнись волею моей,

И, обходя моря и земли,

А. С. Пушкин, 1826

С тех пор как вечный судия

Мне дал всеведенье пророка,

В очах людей читаю я

Провозглашать я стал любви

И правды чистые ученья:

В меня все ближние мои

Бросали бешено каменья.

Посыпал пеплом я главу,

Из городов бежал я нищий,

И вот в пустыне я живу,

Как птицы, даром божьей пищи;

Завет предвечного храня,

Мне тварь покорна там земная;

И звезды слушают меня,

Лучами радостно играя.

Когда же через шумный град

Я пробираюсь торопливо,

То старцы детям говорят

С улыбкою самолюбивой:

«Смотрите: вот пример для вас!

Он горд был, не ужился с нами:

Глупец, хотел уверить нас,

Что бог гласит его устами!

Смотрите ж, дети, на него:

Как он угрюм, и худ, и бледен!

Смотрите, как он наг и беден,

М. Ю. Лермонтов, 1841


Задания Д1 C1 № 138

1.2.1. Это стихотворение часто сравнивают с притчей. У притчи всегда есть второй, символический, иносказательный смысл, скрытая мудрость, которую читатель (слушатель) должен самостоятельно добыть из рассказанной истории. Какая мудрость этого стихотворения-притчи кажется вам важной и почему?


Задание 5 № 141

Опирайтесь на авторскую позицию (в сочинении по лирике учитывайте авторский замысел), формулируйте свою точку зрения. Аргументируйте свои тезисы, опираясь на литературные произведения (в сочинении по лирике необходимо проанализировать не менее двух стихотворений). Используйте теоретико-литературные понятия для анализа произведения. Продумывайте композицию сочинения. Сочинение пишите чётко и разборчиво, соблюдая нормы речи.

5.4. Как развивается в лирике А. С. Пушкина тема любви и дружбы (на примере 2−3 стихотворений)?

5.5. Какие сюжеты из произведений отечественной и зарубежной литературы являются для Вас актуальными и почему? (На основе анализа одного-двух произведений.)

Комментарии к сочинениям

Единство природы и человека особо подчеркивается упоминанием богов — олицетворенных сил природы — как родственников: Боян назван внуком Велеса, ветры — Стрибожьими внуками, русский народ — Даждь-Божьими внуком. Поэтому необыкновенно органично выглядит то, что причитания Ярославны обращены к стихиям — ветру, солнцу и Днепру, их заклинает она не быть суровыми к её милому.

1) тема крепостного права;

2) осуждение самодержавной власти, деспотического режима эпохи Екатерины II;

3) тема воспитания.

Своеобразие художественного конфликта пьесы в том, что любовная интрига, связанная с образом Софьи, оказывается подчиненной социально-политическому конфликту.

Основной конфликт комедии — борьба просвещенных дворян (Правдин, Стародум) с крепостниками (помещики Простаковы, Скотинин).

Сатира Фонвизина обращена против конкретной политики Екатерины II. Он выступает как непосредственный предшественник республиканских идей Радищева.

5.4. Как развивается в лирике А. С. Пушкина тема любви и дружбы (на примере 2−3 стихотворений)?

Александр Сергеевич Пушкин — прежде всего поэт-лирик. В своем творчестве он обращался к темам, которые больше всего волновали его: к темам любви, свободы, дружбы, творчества. В стихотворениях поэт выражал свое видение мира, свои пере-живания. Любовь для Пушкина — спутница юности. Но она сопровождает поэта всю жизнь. Любовь в лирике Пушкина появляется в разных образах: 1) любовь как чувство идеальное, возвышенное, 2) любовь как мимолетное увлечение. Отличительной чертой любовной лирики Пушкина является гуманизм как основа любви, любви в разных ее проявлениях: радостных, печальных, грустных.

5.5. О сочинениях на свободную тему можно посмотреть на отдельной странице: перейти.

Эпиграф представляет собой русскую народную пословицу. Эпиграф указывает на одну из центральных проблем романа - проблему чести и долга.

Эпиграф намекает на биографию главного героя: Петр Гринев с рождения числится в престижном гвардейском полку в Петербурге. Но строгий отец решает научить сына жизни и отправляет его на службу в обычный полк в глубинке России.

Эпиграф намекает на биографию главного героя: 16-летний дворянин Петр Гринев едет в другой город, чтобы служить в армии.

Первый эпиграф – солдатская песня, предположительно написанная самим Пушкиным. Эпиграф намекает на Белогорскую крепость, где офицеры лишь делают вид, что служат. В результате крепость оказывается не в состоянии отразить нашествие пугачевцев.

В этом эпизоде Княжнин комически изображает дуэль двух слуг — Высоноса и Пролаза, дерущихся на кортиках (кинжалах).

Эпиграфы намекает на историю любви Гринева и Марьи Мироновой. Отец Гринева выступает против их неравного брака. Бедная девушка понимает, что она не пара богатому Гриневу, поэтому избегает встреч с ним.

Эпиграф намекает на историю капитана Миронова, который служит в Белогорской крепости более 20 лет и в конце концов погибает на виселице от рук пугачевцев.

Эпиграф намекает на нашествие Пугачевцев и захват Белогорской крепости. В данном случае незваный гость – это Пугачев и его шайка.

Эпиграф представляет собой отрывок из стихотворения М. М. Хераскова "Вид прелестный, милы взоры. " М. М. Херасков — поэт, драматург и романист XVIII века. Пушкин, судя по всему, считал творчество Хераскова безнадежно устаревшим.

Эпиграф сочинен самим Пушкиным и представляет собой имитацию стиля Сумарокова.
Эпиграф намекает на сходство Пугачева со львом – царем зверей.

Эпиграф представляет собой переделанную Пушкиным свадебную песню. Подобная песня пелась в случае, когда выдавали замуж сироту. В данном случае речь идет о сироте Марье Мироновой, чьи родители были убиты пугачевцами.


Это была таблица со всеми эпиграфами из романа "Капитанская дочка" Пушкина по главам: анализ и смысл эпиграфов, их источник и т.д.

19 Комментарии

Работа прекрасная,но есть достаточно большое количество орфографических ошибок.Также в описании источника эпиграфа было задействовано множество ненужных слов,без которых текст и так был бы понятен.Всё выше сказанное это конечно мелочи,но чтобы добиться идеалов нужно обращать внимание в первую очередь на такие мелочи!Удачи вам в будущем,исследовательские работы просто лучшие на просторах интернета.

На счет повторов. Да, мы с вами согласны, что повторы иногда утомляют. Но мы публикуем тексты скорее для юных читателей, чем для взрослых профессионалов. Иногда повторы нам кажутся уместными, для простоты и ясности изложения.

Благородному Гриневу противопоставляется Швабрин, который, не имея нравственного стержня, перед лицом опасности ведет себя жалко и ничтожно. Он руководствуется личными интересами и всегда находится там, где ему выгодно. Он переходит на сторону Пугачева и присягает ему, чтобы сохранить себе жизнь, держит взаперти Машу, пишет ложный донос отцу Гринева на его сына. Швабрин – это полная противоположность Гриневу. И при сопоставлении двух героев читатель лучше видит разницу между поступками честного человека и безнравственного.

Что мы видим в итоге? Гринев получает не только уважение окружающих, но и любовь Маши Мироновой. Швабрин арестован как изменник. Герои выбрали свою дорогу. Честь это или бесчестье — каждый определил для себя сам.

Таким образом, пословица, вынесенная в эпиграф ко всей книге, задаёт тон повести. Она выступает в качестве жизненного ориентира не только для Петра Гринёва, но и для общества в целом.

Автор: Дарина Третьякова

Предлагаю поработать над анализом через выявление смысла и значения эпиграфа.

Домашнее задание к 1 уроку звучало так : по словарям вспомнить и точно определить, что такое эпиграф. В дальнейшем, знакомясь со страницами повести, ребята объясняют смысл и значение эпиграфа. А лишь на итоговом уроке мы приходим к выводам о смысле и значении эпиграфа ко всей повести.

понимание данного термина такое: «Эпиграф — фраза в заголовке литературного произведения или перед отдельными его разделами. В качестве эпиграфа часто берут пословицы, поговорки, слова из общеизвестных литературных произведений, из священного писания и т. п. Эпиграф представляет как бы маску, за которой прячется автор, когда он, не желая выступать прямо, косвенно определяет свое отношение к событиям, изображенным им в произведении. Эпиграф может быть лирическим, в большей или меньшей мере в зависимости от того, выразил ли автор свое отношение просто в сгущенной формуле основных событий данного произведения в целом, отдельной главы и т. п.

1) В античное время надпись на памятнике, на здании.

Они предпосланы каждой главе и всему сочинению. Некоторые главы имеют несколько эпиграфов. Работая над анализом романа, мы составляем такую таблицу:

Береги честь смолоду.

Смысл использования второго эпиграфа (ответ на вопрос) раскроется в финале, когда Екатерина дарует жизнь Петруше из-за заслуг его отца.

Старинная песня

Солдатская песня.

Старинные люди, мой батюшка.

Песня народная.

Буде лучше меня найдёшь, позабудешь,

Если хуже меня найдёшь, вспомянянешь.

Народные песни. Эти два эпиграфа для Петруши оказываются вестниками несчастливыми. Маша не выйдет замуж за Гринёва в данной ситуации: ей необходимо, чтобы брак был освящён благословением будущих свёкра и свекрови. Она заботится не только о себе, но и о Петре, т. к. понимает, что в будущем он не сможет быть счастливым без родительской любви.

Второй же эпиграф передаёт чувства героини: Маша понимает, что необходимо разорвать отношения. Её же сердце наполнено болью и страданием.

Народная песня

к привычной работе — к зверским расправам с теми, кто осмеливался выступать против них.

Непосредственно с судьбой Гринёва эпиграф седьмой главы не соотносится: герой скорбит о судьбе капитана Миронова и поручика Ивана Игнатьича.

А. Сумароков

Свадебная песня

1. Эпиграфы в повести не играют роли аннотаций.

конце повести Гринёв так оценит действия Пугачёва и его сообщников: “Не приведи Бог видеть русский бунт, бессмысленный и беспощадный!”1

6.Многие эпиграфы в романе изменены автором (главы 3(второй эпиграф), 10, 12) в соответствии со смыслом главы. А в главе 11 и 13 автор выступает как искусный стилизатор: в 11 главе им создан отрывок – подражание басне Сумарокова, а в 13 главе реплики в стиле Княжнина. Эти эпиграфы уже в самом начале раскрывают значение и основную идею главы.

8.Автор использует в качестве эпиграфов отрывки разных стилей и жанров: народные песни, пословицы, лирические стихотворения, басни, комедии.

9.Пословица, вынесенная в эпиграф автором ко всему роману: “Береги честь смолоду”, — задаёт тон всей повести. Мудрость, закреплённая в пословице, выступает здесь в качестве жизненного ориентира, нравственной основы не только для Петра Гринёва, но и для общества в целом. И главный герой повести, мы думаем, не запятнает честь никогда.

Таким образом, мы видим, что эпиграфы в повести имеют большую смысловую нагрузку, являются обращением к читателю, создают атмосферу, выражают авторский взгляд, становятся единым целым со всем романом.

Проблема нравственного воспитания молодого человека своего времени глубоко волновала Пушкина. Как указывают литературо­веды, с особой остротой эта проблема встала перед писателем после поражения восстания декабристов, которое в сознании Пушкина воспринималось как трагическая развязка жизненного пути лучших его современников. Пушкин ощущает настоятельную необходимость сопоставить нравственный опыт разных поколений, показать преем­ственную связь между ними.

Старшее поколение повести представляет, в первую очередь, отец главного героя — Андрей Петрович Гринев. Он отставной премьер- майор, который, окончив службу, поселился в деревне и женился. Судьбу Андрея Петровича Гринева Пушкин частично уподобляет судьбе своего деда, майора гвардии Льва Александровича Пушки­на, который в день дворцового переворота 1762 года пытался удер­жать Преображенский полк на стороне Петра III, за что был поса­жен в крепость.

В дальнейшем изложении Гринев-отец сочувственно упоминает о своем пращуре, казненном на лобном месте, и об отце, который пострадал вместе с Волынским и Хрущевым. В фамильных свойствах семьи Гриневых писатель усматривает черты, сближающие этот род с мятежным родом Пушкина: неукротимость, прямолинейность, вер­ность присяге, отсутствие политической гибкости.

Петр Андреевич, вырвавшись на волю из родного гнезда, сразу же совершает ряд оплошностей: чрезмерно увлекается спиртным, проигрывает в карты большую сумму денег. Пытаясь доказать свою взрослость, обижает старика Савельича. Но врожденная порядочность тут же вызывает у героя безмолвное раскаяние.

Можно опровергнуть эту мысль, утверлсдая, что Петр Гринев предал отечество, нарушил клятву верности, ибо находился в дру­жеских отношениях с мятежником Пугачевым.

В этой связи следует сказать еще об одном персонаже — Швабрине, поведение которого прямо противоположно поведению Петра Гринева. Швабрин добровольно переходит на сторону Пугачева. Он человек властный и злой: без малейших сомнений унижает и оскор­бляет любимую им Машу Миронову.

Поведение Гринева свидетельствует о том, что под влиянием чрезвычайных событий он взрослеет и мудреет.

Читайте также: