Цветовая гамма изделий сообщение

Обновлено: 05.07.2024

Дружинник должен быть не только сильным, но и умным. Здесь мы собираем информацию по интересующей нас тематике

Цветовая гамма и красители

Автор: Наталья Ганузина

Цветовая гамма и красители

Синий

Наиболее широко распространенным красителем, дающим синий цвет, является индиго. Его получают из растений-индигофер, содержащих краситель индиготин, например индигофера красильная Indigofera tinctoria на востоке (в Индии и Персии) или вайда в Европе. Индиго – кубовой краситель, т.е. для покраски не требуется протрава. Связывание красителя на волокнах ткани происходит в результате окисления бесцветного водорастворимого в щелочной среде лейкоиндиго на воздухе до нерастворимого синего индиго.

Помимо вайды и индиго для получения синего цвета на ткани применялась кора дуба с квасцами. Но в данном случае нужный оттенок достигается методом проб и ошибок, т.к. сильно зависит от множества факторов, таких, как вода, протрава и качество сырья, так что результат может сильно отличаться от ожидаемого. В этом плане индиго – гораздо более надежный и исторически обоснованный источник получения синего цвета.

Красный

Чаще всего для получения красного цвета использовались такие красители, как марена красильная и кермес.

Марена применялась для окраски с древнейших времен, в Европе она известна со времен Карла Великого. Краситель получали из смолотого и измельченного корня растения, основное красящее соединение в них – ализарин. Это протравный краситель, для закрепления его на ткани использовались алюмосодержащие протравы, например глиняно-известковая. Корень марены красильной в зависимости от способа обработки и протравы, вида ткани, рН и температуры может давать широкую гамму оттенков красного цвета, как холодных, так и теплых. Например, при окраске в кислой среде с алюмокалиевыми квасцами ферментированная марена дает ярко-красный цвет на шерсти и шелке, и чаще всего холодный розовый на льне. В нейтральной среде получаются кирпично-красные цвета. При окраске корнем марены с алюмокалиевыми квасцами в щелочной среде в зависимости от концентрации квасцов можно получить как теплые красные, так и холодные бордовые оттенки. Также могла применяться масляная протрава, в качестве которой использовалось молоко или мелкодисперсная эмульсия масла в воде. Такой эмульсией до 10 раз пропитывали ткань, после чего она приобретала способность соединяться как с минеральными солями, так и с красителями, в частности с ализарином. Итог такой окраски – яркий кумачовый цвет даже на тканях растительного происхождения.

Кермес – краситель, получаемый из насекомых, живущих на корнях и листьях различных растений. Наиболее дорогой сорт кермеса получали из самок насекомого Kermes vermilio, обитающего только на одном виде растения – дубе кермесоносном, растущем в Средиземноморском регионе и восточной Адриатике. Самок собирали на стадии вынашивания яиц, когда концентрация красящего вещества в них наиболее велика. Для получения одного грамма красителя требовалось около 60-80 высушенных насекомых. Этот вид кермеса считался настолько дорогим, что по некоторым записям, стоимость покраски составляла до 60% общей стоимости ткани. Письменные источники указывают на то, что Kermes vermilio использовался для окраски не только византийских, но и тканей с Ближнего Востока. В Европе был также распространен польский кермес, или немецкая кошениль Coccus poloncus, обитающий на подземных корнях Scelarantus perennis; русский червец Coccus uva urse, обитающий на корнях клубники и ежевики. Красящее вещество кермеса – кермесовая кислота, цвет окрашивания зависит от протравы и кислотности: в кислой среде она дает оранжевый цвет, в слабокислой – красный, а в нейтральной – пурпурный.

Также для получения красных оттенков применялись некоторые виды местных растений (подмаренник северный, подмаренник мягкий, подмаренник настоящий, зверобой, оносма красильная и др.)*, а также лишайников (Ochrolechia tartarea, Rocella tinctoria, Xanthoria parietina) и грибов (паутинник кроваво-красный, паутинник краснопластинковый)*.

Желтый

Также желтый цвет разных оттенков и интенсивности можно получить из лишайника цетрария исландская, купавки, ястребинки, щавеля, золотарника, листьев березы, коры яблони.

Краситель хрисин, дающий на глиняной протраве желтый цвет, добывался из почек различных видов тополей – итальянский, черный, пирамидальный.

Зеленый

Зеленый цвет обычно получали путем сверхокрашивания индиго любым из вышеуказанных желтых красителей. Так, желтый Х был обнаружен только в комбинации с индиговым окрашиванием, те в текстиле зеленого цвета. При таком в зависимости от концентрации красителей и вида ткани получаются различные оттенки зеленого – от салатового до темно-изумрудного.

Травянисто-зеленых, приглушенных цветов можно добиться окрашиванием местными растениями, такими, как серпуха красильная, рябина, вороний глаз, сивец, хвощ и др.*

Предположения, отмеченные знаком (*) основаны на работах Н.Б. Черных и Б.А. Рыбакова, которые в свою очередь опирались на этнографию, и не имеют археологического подтверждения. Поэтому использование данного сырья для окраски тканей в Эпоху викингов является весьма спорным моментом.

Серо-коричневая гамма

Коричневое окрашивание достигалось применением растений, богатых дубильными веществами – чернильных орешков, дубовой и ольховой коры, а также коры крушины, шкурок грецкого ореха, и некоторых лишайников (например, уснея северная Usnea borealis, пармелия скальная Parmelia saxatilis и пармелия пупковидная Parmelia omphalodes).

Одно из наиболее распространенных красящих веществ – элаговая кислота, которую получали из коры дуба, шкурок граната, и бензоаровых каменей из желудков животных, которые питаются корой растений. На железной протраве элаговая кислота дает черное окрашивание, протрава из хлористого железа дает черно-синий оттенок.

Эмодин – краситель, содержащийся в соке ольхи, дающий окраску от светло- до темно-коричневой, в зависимости от содержания кислорода и протравы.

Смешанные цвета

Бордовые, фиолетовые и пурпурные оттенки на ткани можно получить путем сверхокрашивания ткани индиго с мареной и кошенилью. А также кермесом с таниновой протравой, мареной на железной протраве, моллюском красильной багрянкой (Nucella lapillus), а на шерсти и шёлке - лишайниками Роселла тинктория (Rosella tinctoria), и Охролехия волокнистая (Ochrolehia tartarea), которые произрастают на морских побережьях Европы и Африки (красящее вещество – орсеин). Лишайники обливали загнившей мочой и оставляли на воздухе для брожения, затем высушивали и растирали в красильный порошок.

В качестве протрав в Раннем Средневековье могли использоваться железо- и алюмо-содержащие соединения, такие как алюмо-известковая и алюмо-железная протравы, ржавчина. А также в качестве протравы могла выступать медь, входящая в состав бронзовых котлов для крашения. Некоторое растительное сырье уже содержит в себе дубильные вещества, выступающие в качестве протравы. Например, тониносодержащие кора дуба и ольхи. Большой интерес представляют находки остатков плауна, найденного в Йорке. Плаун поглощает алюминий, что делает это растение отличным фиксатором при отсутствии квасцов. Многообразие найденного плауна не характерно для Британских островов, но характерно для Скандинавии. Это подразумевает, что плаун импортировался специально для использования в крашении.

Исследования аланского текстиля, проведенные О.В. Орфинской, показывают, что для протравы при крашении восточных узорных шелков использовались соли алюминия, олова, кальция и магния.

Некоторые красители, такие как лишайники и грибы, не требуют использования протравы, но дают окрашивание только на шерсти и шёлке, т.к. окраска является результатом реакции между свободными аминогруппами в волокне и альдегидными группами лишайниковых кислот. Обычно эти группы бесцветны в лишайниках, но при кипячении дают окрашенный продукт. Тем не менеее, протрава все-таки может повлиять на конечный цвет ткани, изменив его оттенок или интенсивность.

Специфика окраски шерсти, льна и шелка

Оттенок, получаемый от одного и того же красителя, а также его интенсивность зависит от множества факторов, таких, как концентрация, температура, pH протрава, ее количество, химический состав используемой воды, а также состав и исходный цвет самой окрашиваемой ткани.

Наиболее интенсивно окрашиваются ткани животного происхождения – шерсть и шёлк, причем на шёлке, как правило, получаются наиболее яркие оттенки. Результат качественного прокраса – ровный, насыщенный и стойкий цвет.

Подбор цвета для костюма в соответствии с реконструируемым регионом

Скандинавия

Поскольку поселения викингов и их торговые маршруты охватывали обширную географическую площадь, то они имели доступ как красителям, которых не было в Скандинавии как в форме предварительно окрашенной импортированной ткани, так и в форме импортированного красителя. Некоторые красители, такие как польская кошениль и кермес были найдены только на ткани, контекст которой предполагает, что она была импортирована. Это широко распространенное географическое распределение скандинавов Эпохи Викингов означало, что разнообразие красителей, к которым у них был доступ, отличалось в зависимости от того, где они жили.

Диаграмма ниже описывает распределение различных красителей по регионам, которые были заселены викингами. К сожалению, она не рассматривает Швецию и скандинавские захоронения с территории Руси, с учетом которых диаграммы могли иметь немного другой вид из-за большого количества фрагментов текстиля, окрашенного индиго.


Диаграмма 1

Как указано в Диаграмме 1, есть доказательства, что красные, синие, жёлтые, фиолетовые, розовые, оранжевые, зеленые и коричневые оттенки могли быть получены при использовании красителей, которые были идентифицированы как растительный материал, найденный в красильнях или на сохранившемся текстиле Эпохи Викингов методом хроматографии. Есть несколько химических доказательств используемых фиксаторов и это значительно расширяет доступную цветовую палитру. Волокна, которые были изначально коричневыми или серыми дают еще большее разнообразие возможных цветов и хроматографический анализ доказывает несколько примеров сверхокрашивания или ткань, окрашенную больше, чем одним красителем

Для Бирки в частности наиболее характерны синяя, красная, желтая, зеленая и коричневая окраски. Для красной окраски скорей всего применялась марена, синей – индиго, желтой – резеда. Зеленый цвет так же получался от совместного использования индиго с желтым красителем. В некоторых образцах цвет не сохранился, но их хрупкость указывает на воздействие танинами, которые входят в состав древесной коры, используемой для окрашивания.

Ввиду совсем небольшого количества находок текстиля в Гнёздове трудно делать выводы о преобладании каких-то красителей. Наиболее сохранившиеся находки – из кургана Ц-301, который относится к скандинавским ввиду наличия скорлупообразных фибул – это льняное платье, частично окрашенное в синий цвет вайдойВ кургане Поль-62 были найдены фрагменты красного шелка с зеленой набойкой, которые скорей всего относились к кафтану.

Результаты химического анализа некоторых образцов шерстяного текстиля показывает, что также в качестве красителей скандинавами могли использоваться следующие растения: подмаренник северный, грецкий орех. Также могли использоваться вереск обыкновенный и дрок красильный, о чем свидетельствуют находки этих растений в местах красильного производства.

Подбор цветов является очень важной задачей, так как они могут непосредственно влиять на настроение человека и его физическое состояние: некоторые цвета имеют свойство раздражать нервную систему, а другие наоборот – успокаивают ее.

Тепло и холод

Классификация цветовой гаммы, в зависимости от цветов и оттенков, которые они в себя включают, делится на две группы:

  • Холодная цветовая гамма – это гамма, которая включает в себя цвета, ассоциирующиеся с холодом, снегом, льдом, глубиной;
  • Теплая цветовая гамма – цвета, которые напоминают человеку о жаре, огне, лете, пустыне, солнце:

Тепло и холод

Выбор цветовой гаммы

Существует несколько способов осуществить корректный подбор цветовой гаммы:

Выбор цветовой гаммы

  • Третий метод – это выбор цветов, противоположных друг другу. Такое оформление является довольно ярким и броским, но, в тоже время, оно корректно в плане сочетания цветов. Например: салатовый и розовый, красный и зеленый, и т.д.

Сочетание цветовой гаммы

Для того чтобы правильно понять правила, по которым определяется сочетание цветовой гаммы, необходимо воспользоваться цветовым кругом ( для наглядности ). Существует несколько видов сочетания цветов:

  • Монохромное сочетание. Подразумевает использование цветов из одного сектора круга:

Сочетание цветовой гаммы

  • Комплементарное сочетание включает в себя два противоположных цвета, как показано на рисунке:

Сочетание цветовой гаммы - 2

  • Триадическое сочетание. Состоит из трех цветов, которые выбираются методом вписывания в круг равностороннего треугольника. Вершины будут указывать на гармонирующие между собой цвета:


  • Прямоугольное сочетание. Основано на использовании двух противоположных цветов ( комплементарных ) и соответствующих им двух аналоговых:


Данные секреты помогут создать корректную совместимость цветовой гаммы без особого труда. Просто нужно следовать правилам использования цветового круга.

Зачем нужна таблица сочетания цветов

Таблица сочетания цветов так же, как и цветовой круг, является удобным вспомогательным инструментом для дизайнера, так как в ней наглядно изображены группы гармонирующих друг с другом цветов:

Зачем нужна таблица сочетания цветов

Такая таблица совместимости цветовой гаммы дает возможность человеку, не владеющему дизайнерским талантом, правильно подобрать цвета для своего продукта, будь то деревянный комод или веб-сайт.

Выбор цветовой гаммы для сайта

Ни для кого не секрет, что оформление сайта имеет такое же большое значение, как и его контент. Поэтому разработчик должен учитывать данный аспект, чтобы ресурс был успешным. Если цветовая гамма для сайта подобрана корректно, то она будет располагать к себе посетителя, что даст возможность удержать его на данном ресурсе.

Выполнив следующие действия, можно с легкостью подобрать гамму для своего сайта:

  • После перехода на сайт первым делом указывается основной цвет. Для этого необходимо передвинуть точку на нужный сектор:

Выбор цветовой гаммы для сайта

  • Далее нужно указать количество цветов, которое будет использоваться для оформления. В данном случае будет использовано три цвета:

Выбор цветовой гаммы для сайта - 2

  • Также можно воспользоваться настройками меню из правого верхнего угла для выбора наиболее подходящего цветового оформления;
  • Результатом работы сервиса является соотношение цветовой гаммы, а именно: подборка цветов, которые гармонируют друг с другом и сделают привлекательным сайт любой тематики:


Как работать с хроматическим кругом

Как работать с хроматическим кругом

Если попарно смешать основные цвета, то получатся еще три цвета: оранжевый, зеленый и фиолетовый. Как видно на картинке, изображение хроматического круга формируется из цветов первого, второго порядка и промежуточных между ними.

Таким образом, если дизайнеру или любому другому человеку понадобиться подобрать цветовую гамму так, чтобы она была скомпонована из гармонирующих цветов, то ему пригодятся такие вспомогательные инструменты, как цветовой круг, хроматический круг, а также онлайн-ресурсы по составлению цветовых гамм.

Вы можете изучить и скачать доклад-презентацию на тему Цветовая гамма. Презентация на заданную тему содержит 11 слайдов. Для просмотра воспользуйтесь проигрывателем, если материал оказался полезным для Вас - поделитесь им с друзьями с помощью социальных кнопок и добавьте наш сайт презентаций в закладки!

500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500

Цветовая гамма Подбор цветовой гаммы - достаточно ответственное занятие. Сочетание цветов в дизайне всегда было основной из главных задач. Обязательно придавайте значение сочетаниям цветов, это важно! Цветовая гамма не должна Вас как-либо напрягать или нервировать, а, наоборот возвращать потраченную в течение дня гармонию. Выбор цветовой гаммы начинается с решения, чего же Вы все-таки хотите от дизайна цвета. Только так Вы сможете подобрать оптимальное сочетание цветов.

Конечно, существуют модные сочетания цветов в каждом сезоне. Но когда Вы осуществляете подбор сочетаний цветов, следует все-таки основываться на таблицу сочетания цветов и собственные ощущения. Не существует правильного сочетания цветов, существует только удачное сочетание цветов. Для того, чтобы подобрать сочетания цветов, существует несколько подходов.

Сочетания родственно-контрастных цветов представляют самый обширный вид цветовых гармоний. В системе цветового круга родственно-контрастные цвета располагаются в смежных четвертях. Это: теплые (желто-красные и желто-зеленые цвета ) и холодные (сине-зеленые и сине-красные цвета ).

Цвет одежды и его влияние на восприятие Цвет в одежде – основное средство восприятия ансамбля. Он оказывает влияние на эмоциональное состо­яние человека, на его психику. Светлые тона создают лирическое настроение, яркие – приподнятое, праздничное; темные и тусклые угнетают психику. Немаловажно в ансамбле одежды сочетание разных цветов. Приятное впечатление производят различные оттенки зе­лено-голубого и зелено-желтого цветов.


Цветовая гамма – это гармоничное сочетание цветов. Статья про то, как пользоваться оттенками, удачно их сочетать. Примеры, палитры, фото.

Существует огромное множество различных оттенков, а варианты их комбинаций превышает доступные пониманию цифры. Даже целой нации за 100 лет не перебрать все возможные варианты. А среднестатистический человек в жизни примеряет на себя не более 300-700 сочетаний. В большинстве случаев они строятся на основе серых, черных и белых оттенках, реже бежевых и коричневых. Такая ограниченность создает однобокие гардеробы со скучными цветовыми гаммами. И как-то забывается, что интересная женщина должна быть разной.

Как не раз уже на этом сайте говорилось, цвет – мощный инструмент влияния на психику человека. А какая женщина не манипулятор, какая женщина без частых смен настроений? В нас природой уже заложено пользоваться обширной цветовой гаммой. С помощью цвета мы создаем настроение и себе и окружающим. К тому же цветочувствительность у женщины гораздо выше, чем у мужчин (хотя это не значит, что их подсознание закрыто от влияния разных оттенков).

Простые и сложные цветовые гаммы

Цветовая гамма в одежде – это не только сочетание цветов в тканевой ее части. Это общий ансамбль, который включает в себя обувь, сумочку, колготки, юбку, платье, кофту, аксессуары и т.д. Чем меньше на вас одежды, тем проще ее гармонично составить.

Сложность цветовой гаммы зависит от количества входящих в нее цветов. Так простыми будут:

1. Однотонная гамма
2. Двухцветная гамма
3. Трехцветная гамма

Одно время было модно подбирать один цвет в одежде. Это скорее сложно, чем красиво, так как одиночный цвет теряет свою выразительность. Поэтому желательно в пределах одного тона использовать оттенки разной насыщенности.

Двухцветная и трехцветная гаммы представляют больший интерес.

К сложным гаммам относятся:

4. Четырехцветная гамма
5. Пятицветная гамма
6. Шестицветная гамма
7. и более

Цветовая гамма одежды

Эти гаммы используются либо в комплекте одежды с большим количеством деталей или в сочетании тканей с рисунком. Более шести цветов в одежде (если это не оттенки уже имеющихся) будут смотреться слишком пестро и не комфортно глазу.

Сложные цветовые гаммы хороши тем, что их можно разбить на более простые.

Далее мы рассмотрим примеры цветовых гамм для разных стилей одежды. Конечно, они составляют мельчайший кусочек из возможных, но этот сайт целиком посвящен цветовым сочетаниям (цветовым гаммам). В цветных вкладках в шапке сайта вы сможете найти различные оттенки и шестицветные сочетания с ними. А так же в рубрике мода на цвет – подбор цветов, обуви и аксессуаров.

Цветовая гамма делового стиля одежды

Цветовая гамма делового стиля одежды

Цветовая гамма делового стиля не превышает 4 цветов. Наилучшими считается 2-3 цвета, а при 4-х – два из них должны быть близкими по тону. В основу делового стиля ложатся многофункциональные цвета: черный, темно-синий, белый, серый, бежевый. Затем сдержанные, мало эмоциональные, средние по теплоте оттенки: коричневые, бордовые, серо-синие, цвета морской волны, бутылочные, изумрудные, горчичные, песочные, темно-лиловые.

В светлых оттенках преобладают пастельные цвета: все оттенки бежа, лиловые, голубые, золотые и т. д.

Основная задача цветовой гаммы в деловом стиле одежды – создать нейтральный или располагающий фон для успешных переговоров.

Так, преобладание темных тонов в сочетании одежды добавляет вам солидности.

Превалирование светлых оттенков — настраивает на позитив, беседа может перейти в более дружеское русло.

Контрастное сочетание темных и светлых – создают нейтральный фон для беседы.

Цветовая гамма классического стиля одежды

Цветовая гамма классического стиля одежды

По сложности – она сродни с цветовой гаммой делового стиля. Преимущественно 2-3 цвета, но возможна и полноценная четырехцветная палитра.

Классическая гамма отличается от деловой, разнообразием доступных оттенков и цветовых акцентов. Основная черта сочетаний – сдержанность, подчеркнутая элегантность. Броские краски считаются дурным тоном, поэтому отвергаются все светлые насыщенные, чистые тона. Чем сложнее цвет, тем больше он подходит в цветовую гамму классического стиля. Исключением является чистый красный цвет.

Сочетания строятся на основе черного, темно-синего, серого, коричневого цвета. Темные цвета в классическом стиле предпочтительны, хотя светлая палитра тоже присутствует.

Светлая цветовая гамма строится на основе белого, бежевого, светло-серого, светло-коричневого оттенков. Дополнительные цвета подбираются из пастельной гаммы.

В классическом стиле вы сможете использовать такие цвета, как серо-фиолетовый, кобальтовый, глубоко бирюзовый, серо-синий, голубой, серо-голубой, бордовый, малиновый, брусничный, рыжий, терракотовый, персиковый, бледно-розовый, лиловый, песочный, золотой, верблюжий, цвет молодой пшеницы, оттенки охры, множество оттенков приглушенной зелени.

Цветовая гамма вечернего стиля одежды

Цветовая гамма вечернего стиля одежды

В вечернем стиле используется и темная, и средняя, и светлая цветовая гамма. Цвета должны быть, если не насыщенными, то отчетливыми. Чаще всего используются сочетания с черным, белым, золотым, серебряным цветами. Если вы используете пастельные тона, то их необходимо дополнить контрастным или более сильным по насыщенности оттенками, либо золотым или серебряным цветами.

В вечернем стиле приветствуются темно-синие, бирюзовые, сине-зеленые, индиго, электрические, голубые, лазурные, изумрудные, болотные, оливковые, мятные, желтые, светло-желтые, золотые, розовые, маджентовые, лиловые, малиновые, бордовые, брусничные, рубиновые, красные, алые, оранжевые, персиковые, рыжие, терракотовые, сиреневые, фиолетовые, аметистовые и др. цвета.

Цветовая гамма романтического стиля одежды

Цветовая гамма романтического стиля в одежде

Романтический стиль одежды допускает шеcтицветовую гамму за счет комбинирования тканей с рисунком. Но это не значит, что более простые гаммы должны игнорироваться. Романтика в этом стиле достигается за счет мягких, трепетных постельных тонов в сочетании с более смелыми, но столь же наивными оттенками. Темные тона, за исключением черного, практически не используются. Средними оттенками могут быть маджентовые, лиловые, серо-синие, темно-голубые, бирюзовые, цвет яйца дрозда, коричневые тона ближе к желтым и оранжевым, морковные, медовые, цвета охры, коралловые, терракотовые, амарантовые, цвета красной розы, клубничные, сиреневые, аметистовые, оливковые, цвет лягушка в обмороке и т. д.

Пастельные – основные – тона будут представлены светлой бежевой гаммой, сильно разбавленными белым цветом желтые, оранжевые, красные, розовые, голубые и сиреневые оттенки.

В целом цветовая гамма может целиком стоять из пастельных тонов, а может оттеняться контрастным цветом.

Цветовая гамма стиля кэжуал

Кэжуал – полу спортивный стиль или стиль большого города. В отличие от спортивной одежды, в которой преобладают яркие и контрастные оттенки, кэжуал стремится минимально привлечь к себе внимание. Основная задача такой одежды – комфорт, как тактильный, так и зрительный. Поэтому основными оттенками будут цвета средней светлоты и насыщенности: все оттенки коричневого, приглушенные синие, фиолетовые ближе к серому, оттенки охры, рыжие, терракотовые, амарантовые, серые, приглушенные зеленые, хаки. Черный цвет чаще дополняет, чем используется как основной. Светлые оттенки стиля кэжуал относятся к пастельной гамме, но в отличие от романтической, они стремятся к серым оттенкам.

Сочетания этого стиля – плавные, без резких переходов и если есть аксессуар, оттеняющий его, то он не бросается в глаза как, например, красный цвет, а эргономично вписывается в композицию. В целом, цветовая гамма имитирует природные комбинации цветов.

Цветовая гамма творческого стиля

Цветовая гамма творческого стиля

Это самая разнообразная палитра с самыми неожиданными сочетаниями. В большинстве случаев выбираются либо яркие акценты, либо в целом довольно броская комбинация. Конечно, и сложность гаммы не ограничена, хотя стоит помнить, что более шести оттенков будут напрягать глаз. Как не странно, но в этом стиле часто используется черный цвет, и как основа, и как дополняющий. С помощью него достигается предельная контрастность, к которой стремятся творческие люди.

В общем, в этот стиль можно вписать все оттенки, пределом сочетаемости которых будет гармоничность их между собой и с вашей внешностью. Казалась бы все так просто, но как раз таки отсутствие рамок делает этот стиль самым сложным, так как вы ходите по тонкой грани безобразия и креативности.



Цвета присутствуют во всем, выражаясь во множестве оттенков, градиентов и комбинаций. Если повнимательнее рассмотреть окружающий нас мир, то можно удивиться, насколько большим разнообразием цветов и оттенков он наполнен. В то время как некоторые из них непосредственно вызывают в нас приятные чувства, существуют также и уникальные цветовые смеси, оказывающее заметное влияние на человеческие эмоции. Для лучшего же понимания всех этих особенностей, необходимо знать теорию цвета.

Для дизайнеров эта теория является руководящим принципом, определяющим восприятие и, в частности, применение цветов. Что в живописи, что в дизайне, что в иллюстрации, цвета имеют первостепенное значение. Для эффективного их использования важно быть знакомым с такими понятиями, как комплементарные (дополнительные) цвета, сплит-комплементарные и триадические. Все их усвоить можно, опять же, исходя из теории цвета. Дизайнеры зачастую опираются на нее и цветовой круг при выборе подходящих цветовых смесей, способных передать посыл и эмоции бренда или людей.

Независимо от того, работаете ли вы профессиональным дизайнером или иллюстратором, а может просто увлекаетесь живописью, чем больше вы знаете о теории цвета, тем лучших результатов достигаете. С ее помощью можно получить ответы на ряд важнейших вопросов, например какие цвета смешивать для получения нужного тона, или какой уровень оттенка, насыщенности и яркости будет более подходящим. В данной статье я познакомлю вас с основами этой теории, а также представлю некоторые советы и эффективные способы достижения цветовой гармонии и совершенного дизайна.

Немного истории

В древности цвета существовали в форме пигментов, например в виде цветной почвы, угля или животного жира. Древние цивилизации, например Египтяне создавали произведения искусства с помощью пигментов, получаемых из минералов, в связи с чем наиболее распространенным в их произведениях был синий цвет. С течением лет различные выдающиеся художники привносили весомый вклад в живопись, и эволюция цвета продолжалась. Тот же великий Леонардо да Винчи исследовал различные особенности и принципы создания цветов, о чем писал в своих рукописях.

С тех пор история цвета развивалась путем исследований и научных экспериментов. В 18 веке уже начала формироваться сама наука о цвете – колористика. В 1704 году сэр Исаак Ньютон совершил прорыв, когда в результате эксперимента с призмой открыл, что свет состоит из нескольких цветов. Несмотря на то, что тогда многие сочли это утверждение спорным ввиду всеобщего убеждения, что свет является бесцветным, открытие все же легло в основу известной нам сегодня теории цвета.

Эксперименты показали, что красный, желтый и синий являются основными цветами, из которых можно получить все остальные. Ньютон также создал первую версию цветового круга, который существенно повлиял на дальнейшую историю и принципы работы с цветом. Параллельно с этим начала формироваться и другая концепция, определявшая, что, смешиванием основных цветов можно получать уже другие, а именно фиолетовый, оранжевый и зеленый. Трансформация знаний продолжалась, и цветовой круг постепенно дорабатывался.

В дальнейшем благодаря системе Манселла он был дополнен третичными цветами, такими как желто-оранжевый, красно-оранжевый, красно-фиолетовый, сине-фиолетовый и желто-зеленый. Альфред Манселл также был выдающимся исследователем цвета, который расширил размерность идей Исаака Ньютона. В своих работах Манселл определил, что двухмерный цветовой круг подходит для описания только одного измерения цвета. В итоге он первым представил цвет в трехмерном цветовом пространстве через три его атрибута: тон, значение (яркость) и хроматичность. Сегодня дизайнеры используют цветовой круг для создания красивых притягательных работ с помощью палитр, в основе которых лежит теория цвета.

Цвет и его теория

Чтобы лучше понять цвет и его теорию, мы для начала вспомним, какие в цветовом круге существуют категории.

Основные цвета выступают основой для получения всех остальных цветов. К ним относятся красный, синий и желтый. (примечание: данное определение характерно для художественной системы цветовоспроизведения, которая расходится с аддитивной системой RGB Максвелла, где основными цветами являются красный, зеленый и синий).

Вторичные цвета получаются совмещением двух основных. К ним относятся оранжевый, фиолетовый и зеленый.

Третичные цвета создаются смешиванием основных со вторичными. Всего их насчитывается шесть: красно-оранжевый, красно-фиолетовый, сине-фиолетовый, сине-зеленый, желто-зеленый и желто-оранжевый.


Категории цветов
Цветовой круг представляет основные, вторичные, третичные цвета, а также их оттенки, тени и тональности. Он выступает в качестве ориентира, позволяя дизайнерам создавать уникальные и привлекательные цветовые палитры.

Основные термины колористики



Различные температуры цветов

Тон указывает на цветовой пигмент и может полноправно называться соответствующим цветом.

Хроматичность описывает чистоту цвета. Высокая хроматичность тона указывает на то, что в нем отсутствует черный, серый и белый. С другой стороны, присутствие черного или серого просто снижает хроматичность. Дизайнер должен понимать, что следует избегать использования тонов со схожей хроматичностью и предпочитать брать те, чья хроматичность отличается на несколько оттенков.

Насыщенность определяет, как выглядит тон при различный условиях освещения. Для достижения цветового соответствия рекомендуется использовать степени насыщенности, максимально приближенные к природным.

Тональности представляют цвета, получающиеся после добавлении в тон серого. Смотрятся они тускло и скучно, как старые программы, в связи с чем подходят далеко не для всех дизайнерских решений. Тем не менее, если в проект нужно добавить винтажный эффект, с их помощью можно сделать это более элегантно.

Тени используются для затемнения цвета путем добавления в его тон черного.

Значение (яркость) цвета отражает его светлоту или темноту.

Оттенок противоположен тени и отражает, сколько белого было добавлено к цвету. Оттенки зачастую применяются в области женского дизайна, и их в изобилии можно встретить на сайтах, посвященных родительству или воспитанию юных детишек.

Цветовые палитры

Смешивание цветов в поиске нужных комбинаций является интересным и увлекательным занятием, особенно для дизайнеров. С помощью цветовой палитры они добиваются нужных красочных решений при проектировании UI или логотипов. В умелых руках таким образом создаются визуально привлекательные фирменные стили, которые успешно резонируют с эмоциями целевой аудитории.

Дизайнер оперирует богатым арсеналом цветовых схем, при использовании которых очень важно добиваться гармонии. В этом как раз и помогают цветовые палитры, позволяя получать согласованный и эстетически привлекательный дизайн. Придуманы они были не одно тысячелетие назад, но в современной цифровой эпохе получили еще большую популярность. Цветовые палитры представляются в форме HEX-кодов, с помощью которых мы сообщаем компьютеру о том, какой цвет нам нужен.



Цветовая палитра

Виды цветовых палитр

Монохроматическая
Подразумевает использование одного цвета, его тональностей и теней. Монохроматическая цветовая гармония всегда оказывается предпочтительным выбором. За счет уникального контраста оттенков она делает дизайн более привлекательным.



Монохроматическая цветовая схема

Аналоговая
Аналоговые палитры основываются на цветах, располагающихся рядом на цветовом круге. Такие палитры используются в случаях, когда нужно создать дизайн без контрастов. В оформлении сайтов это означает соблюдение гармонии цвета за счет заполнения фона страницы аналоговыми цветами.



Аналоговая цветовая схема

Комплементарная
Комплементарная палитра строится на основе двух противоположных цветов круга и используется для создания эффекта контраста.



Комплементарная цветовая схема

Сплит-комплементарная
В основе сплит-комплементарной схемы лежит та же контрастная пара цветов, только в этом случае один из них разбивается на два соседних.



Сплит-комплементарная цветовая схема

Триадическая
Триадическая цветовая схема строится из трех равноудаленных друг от друга цветов круга. С помощью такой палитры удается одновременно добиться и контраста, и гармонии.



Триадическая цветовая схема

Прямоугольная
Прямоугольная палитра включает две пары комплементарных цветов. Наиболее опытные дизайнеры используют ее для создания завораживающих изображений.



Прямоугольная цветовая схема

В современном цифровом мире существует широкий спектр инструментов для создания цветовых палитр. Можно выбирать цвета из предлагаемого этими инструментами круга и автоматически генерировать HEX-коды для дальнейшего использования в проектах. Существуют также инструменты, генерирующие цветовые палитры на основе загружаемых изображений. Такой способ создания нужных палитр очень эффективен и существенно сокращает время разработки дизайна.

К известным инструментам работы с палитрами относятся:


Adobe Color


Coolors


Canva Color Wheel


Paletton


Color Hunt

Психология цвета

Многие знают о существовании подраздела психологии, изучающего влияние цвета на человеческие эмоции. В окружающей нас повседневной действительности можно заметить, что, как правило, яркие и привлекательные цвета оказываются более желанными и притягательными, в то время как темные оттенки обычно навевают хмурое настроение и чаще ассоциируются со стариной.

То же можно сказать о тепловом восприятии цветов. Например, красный, оранжевый и желтый ассоциируются с ощущением тепла, синие оттенки, наоборот, связывают с холодом или водой, а зеленые цвета с природой. Все эти ощущения являются результатом того, как именно глаза воспринимают цвет, передавая в мозг определенный сигнал, который обрабатывается мозгом и отражается в том или ином настроении. Исследованиями в области психологии восприятия цвета занимаются многие ученые, и на этот счет существуют различные теории.

Все большее число как небольших фирм, так и крупных корпораций используют данные этих исследований для формирования бренда и разработки сопутствующего дизайна, который будет вызывать у целевой аудитории правильные ассоциации и устойчиво фиксироваться в памяти. В случае удачного подбора цветов и их согласования с задачей бренда на выходе получается изящный дизайн, который делает конечный продукт очень привлекательным и запоминающимся.
На протяжении десятилетий многие крупнейшие корпорации инвестировали в разработку логотипов и маркетинговых стратегий согласно психологии цвета. Некоторые из них определили публичный образ компании с помощью особого дизайна логотипа и комбинации цветов, что сделало их узнаваемыми и заложило в целевую аудиторию определенные ассоциации.



Психология восприятия цвета

Культурные различия в восприятии цветов

Очень важным фактором в дизайне, не подчиняющимся никакому своду правил, являются культурные различия. В нашем полном разнообразия мире каждый регион имеет свои психологические отличия, сформированные разными культурными особенностями. К примеру, в некоторых западных странах белый цвет считается символом чистоты и надежды, но в то же время в других культурах он ассоциируется с печалью и утратой.

Некоторые другие цвета, например желтый или оранжевый, обычно воспринимаются как отражающие надежду, радость и позитив. Аналогичным образом красный почти повсеместно считается цветом опасности или молодости и энергичности. Синий ассоциируют со спокойствием, умиротворением и стабильностью.

Это говорит о том, что дизайнеру важно понимать задачи и суть разрабатываемого им фирменного стиля, а также учитывать целевую аудиторию. Исходя из потенциальной клиентской базы в общий дизайн бренда могут вносится небольшие доработки с целью соответствия локальным особенностям аудитории. В иных случаях предпочтение может отдаваться универсальному дизайну, подходящему всем возможным регионам присутствия компании.

Согласованность цветов фирменных стилей

При создании цветовой палитры важно добиться уникальности бренда. Здесь дизайнеру нужно учесть ряд факторов, например фирменный дизайн конкурентов и их цветовые схемы. Использование схожей цветовой палитры может вызвать путаницу среди потребителей. Однако при этом не обязательно брать абсолютно иную цветовую гамму, лучше будет просто обыграть аналогичную в собственном ключе. Например, сети McDonald’s и Burger King обе работают в сфере быстрого питания и предлагают аналогичный сервис. При этом и тот, и другой бренд используют в фирменном стиле комбинацию красного и желтого.

Кроме того, уникальность бренду могут добавить нестандартные цвета. Типичным подходом к реализации подобных решений является использование цветовых комбинаций с акцентами. Это делает общий дизайн модным и привлекательным. Ниже приведены некоторые уникальные комбинации (источник), призванные подтолкнуть вас к более углубленному изучению подобных цветовых палитр.




Рекомендации по выбору цветов

  • Стремитесь придать яркость вашему дизайну.
  • Изучите теорию цвета, чтобы вызывать в аудитории нужные эмоции.
  • Задействуйте инструменты цветовых палитр для более быстрого подбора цветов.
  • Используйте цветовые схемы и добивайтесь гармонии, согласуя цвета по температурной характеристике.
  • Следите за новыми трендами на рынке дизайна.
  • Корректируйте цветовые схемы согласно стандартам индустрии. К примеру, для банковской сферы красный и желтый цвета считаются неподходящими.

Заключение

Колористика является достаточно сложной наукой, но при грамотном ее изучении с самых основ сложностей на пути освоения возникнуть не должно. Она послужит трамплином, который позволит вам начать самостоятельно нарабатывать базу знаний для создания характерных и цепляющих глаз дизайнерских решений.

Важно научиться использовать сложные цветовые палитры, так как это позволит добиваться высокой эстетичности конечного результата. Помимо теорий и принципов, выступающих основами, дизайнерам необходимо также учитывать и понимать такие дополнительные факторы, как эмоции целевой аудитории, региональные особенности ее психологии, а также задачи самого бренда. Все это говорит о том, что для наращивания навыков и создания беспрецедентных дизайнерских проектов нужно использовать не только формальные принципы работы с цветом, но также опираться на интуицию.

Читайте также: