Что значит быть свободным сочинение цыганы

Обновлено: 05.07.2024

Автор: Жамбалова Полина Филипповна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ "Еланцынская СОШ"
Населённый пункт: с. Еланцы Иркутская область
Наименование материала: открытый урок
Тема: Тема свободы и своеволия в поэме А.С. Пушкина "Цыганы"
Раздел: среднее образование

философией цыган. Черты романтизма в поэме. «И всюду страсти роковые, и от

выяснить причину столкновения героя с жизненной философией цыган, раскрыть

понятия свободы и своеволия.

2. Развивать эмоциональную чуткость учащихся к слову, их логическое и

3. Воспитывать чувство ответственности за свои поступки.

I. Организация урока.

II. Слово учителя

-Кого можно назвать романтиком? Расскажите, пожалуйста, друг другу, какими

- Кто желает нарисовать образ романтичных людей?

- А теперь скажите, что такое романтизм как литературное направление.

- Каковы особенности романтизма? Опять расскажем в парах друг другу.

Выступление 1 ученика об особенностях романтизма и о романтической поэме.

III. Этап анализа произведения. Беседа по выявлению восприятия.

- Что вам показалось необычным?

-Какие эпизоды были вам интересны?

-Какая история заставила вас больше всего переживать? Почему?

героев поэмы и к чему они приводят.

- Прочитайте, как живут цыганы?

- Устно нарисуйте их образ жизни?

- Нравится ли вам такая жизнь? Почему?

- Теперь подумайте, почему Пушкин разворачивает события на фоне цыганского

Выступление 2 ученика.

В поэме видим мирную картину жизни цыган: «весел их ночлег; спокойно

жизни рисует эта метафора?

- Кто главный герой поэмы? Как он оказался в обществе цыган, людей

- Почему появляется песня о божьей птичке?

-Что же еще узнали об Алеко из сопоставления с божьей птичкой.

- Сделайте вывод: почему он бежал? От чего? Что он ищет?

- Напоминает ли он романтического героя стихотворения другого поэта? Какое это

стихотворение и кто автор? Сравните романтических героев? Что их объединяет? Чем

Выступление 3 ученика.

обществом, ищут смысл своего существования. Алеко приводит в табор молодая

цыганка, из её уст узнаем, что юношу преследует закон. Он бежал от цивилизации, о

Там люди, в кучах за оградой,

Не дышат утренней прохладой

Ни вешним запахом лугов;

Любви стыдятся, мысль гонят,

Торгуют волею своей,

Главы пред идолами клонят

И просят денег да цепей.

Этот герой законы общества воспринимает как неволю, рабство. Он ценит свободу и

обобщенный характер молодых людей того времени.

- Прочитайте, пожалуйста, что автор говорит о его измученной душе.

- Какие страсти играли его послушною душой?

- Любил ли Алеко молодую цыганку?

-Вспомните любовную лирику Пушкина, особенно его стихотворение «Я вас

- Умеет ли любить Алеко так, как нас этому учит Пушкин?

- Главный герой не признает законы общества и считает себя свободным от них.

Нашел ли Алеко свободу?

Выступление 4 ученика: Алеко считает себя свободолюбивым и сильным

человеком. Но неправильно понимает понятие свободы. Он заблуждается и идет

неправильной дорогой, поэтому приносит беду. Мы слышим предостережение

Но боже! Как играли страсти

Его послушною душой!

С каким волнением кипели

В его измученной груди!

Давно ль, на долго ль усмирели?

Они проснутся, погоди!

счастьем. Сердцем молодого героя играет страсть и эгоизм, ведь источником его

народа. Злоба и ревность - вот те страсти, которые проснулись, когда Земфира

полюбила молодого цыгана. В нем нет истинной свободы. Он поступает так, как

хочет, не думая о других людях. Это уже своеволие. Когда человек перестает

слышать свою совесть и переступает границы человеческого и Божьего закона,

становится убийцей. Его поступки противоречат тем же принципам, которые

провозглашает сам же.

- Может тогда образ Земфиры выражает истинную свободу? Поговорите в

группах, поделитесь своими размышлениями.

-Расскажите о ней.

(Земфира умеет любить, она беззаботна, весела, вольна, но она легкомысленна,

непостоянна, в ней нет ответственности за свои поступки. Она тоже поступает

- Какое впечатление на вас произвел старый цыган?

- Прочитаем, что говорит старый цыган, когда впервые Земфира привела Алеко к

- Как его характеризуют эти слова?

- Прочитайте ответ старика на речь Алеко о жизни людей в городах?

( Но не всегда мила свобода тому, кто к неге приучен…)

городского жителя в изгнанье, который, как ребенок, не может привыкнуть к чуждой

доле, к чуждому условию.

- А для чего старый цыган рассказывает о своей жизни, о Мариуле? Почему автор

проводит параллель любовных историй Алеко и старика?

- Почему Алеко страшен старому цыгану?

- Сравните их поведения, их мировоззрения и устно составьте сравнительную

-Откройте учебник на странице 196, рассмотрим иллюстрации к поэме. Подумайте,

как удалось художнику передать характеры героев.

порядок бытия. Он понимает закон любви как закон свободы. В стихийных чувствах

цыганки видит естественный ход жизни, выплеск природных сил, поэтому не судит ни

- Как автор относится к своему герою?

-Прочитаем финальные строки поэмы. Как вы понимаете их?

противоречия, и страсти роковые. Человек имеет несовершенную природу, он иногда

подчиняется своим страстям и сходит с дороги, определенной ему Богом. Идет по

ложному пути и совершает ошибки и преступления.)

- Подумайте, что значит быть свободным? Что такое свобода и что такое своеволие?

Сделайте вывод и выразите свою позицию по этой проблеме.

Выступление 6 ученика: А.С. Пушкин, как и многие поэты начала 19 века, был увлечен

романтизмом. В вольнолюбивых стихах воспевал свободу, обличал рабство. Его герои

необыкновенные личности, они не мирятся с повседневной пошлостью жизни, желают

чего-то высокого, небесного. По-настоящему свободный человек прекрасен душой,

благороден в своих поступках. Поэт утверждает: «Мой друг, Отчизне посвятим души

неразделимы. А своеволие - тяжкий человеческий порок, потому что содержит только

любовь к себе, это эгоизм, оно несет угрозу миру. Нельзя быть равнодушным человеком,

нужно бороться с этим злом и сейчас .

Алеко и цыгане относятся к разным мирам, поэтому столкновению разных мировоззрений

было неизбежно. По мнению Пушкина, Алеко трагический герой, он эгоист не по природе

своей, это следствие воспитания в цивилизованном обществе с его законами.

Позиция автора неоднозначна, но мы понимаем, что свобода и ответственность,

дисциплина духа должны идти вместе, рука об руку. Непонимание свободы приводит к

своеволию, если свое желание человек ставит превыше всего. Такой человек приносит

много зла людям. Великий гуманист развенчал героя-индивидуалиста романтических

поэм. Не может быть сильной личности, если эгоизм и себялюбие преобладают.

В портрете героя начала 19 века Пушкин показал заблуждения современной ему

молодежи. Но эта проблема и до сих пор актуальна. Так как многие наши современники

путают свободу со своеволием. Не может быть истинной свободы там, где «кипят

Что же так сильно его очаровало? Как принято считать современниками, Пушкина всегда манила и околдовывала свобода, которая как раз таки присуща этому народу. Это касается и жизни в целом, и отношения к ней, и тем более — взаимоотношений.

К тому времени талант Пушкина окреп и развился; поэт уже объективнее смотрит на. своего героя, хотя по-прежнему изображает в нём самого себя, но таким, каким он был 3-4 года назад, когда покидая столицу против своей воли, он испытывал чувство разочарования и недовольства окружающей действительностью. Поэт уже пережил это разочарование, оценив его нравственную сторону и потому более осознанно стал относиться к этому явлению в русской жизни, которое в первой половине XIX века приобрело характер общественной болезни и сделалось чрезвычайно модным.

Создав оригинальную личность старика-цыгана, он повернул на другую дорогу — на дорогу народности. На нее влекли его, кроме недовольства гордыми и эгоистическими характерами, инстинкты его русской при роды и воспоминания о родной деревне, воскрешаемые собиранием народных песен, чем занимался он в Кишиневе и в Одессе. Но дорога эта далась ему не сразу: перед его глазами ещё не было жизни, из которой он мог бы черпать народные типы. По необходимости он взял первые образы нового направления из цыганского быта, а для этого ему надо было сблизиться с жизнью русского народа.

Итак, поэт определяет место произведения: между романтическими южными поэмами и лирикой и реалистическим романом в стихах. Образ Алеко — последний из романтических образов-персонажей, он заканчивает и исчерпывает их ряд. Одновременно с образом Алеко возникает реалистический образ Евгения Онегина, роман в стихах и определяет победу реалистического метода в творчестве Пушкина.

Живут мучительные сны … … И всюду страсти роковые, И от судеб защиты нет.

Жанр и направление

Перед нами предстает картина нравов цыган — мать Земфиры, которая бросив свою дочь, сбегает с новым возлюбленным. Но девушка, в свою очередь, на мать не обижается, ведь кому как не ей знать, что с людьми делает любовь. Она, завязав страстные и искренние отношения с главным героем Алеко, также искренне поддается порыву и изменяет ему с молодым цыганом. Зная свою эмоциональность, Земфира мирится с мыслью и принимает свою ветреность и непостоянство, ведь виной всему — любовь.

Девушка намекает о своем адюльтере в песне. Алеко — далеко не глупый парень, который все прекрасно понимает, но смириться с ветреностью девушки и принять её не может. Он страдает и тяжело переживает эту ситуацию. Отец девушки советует оставить все как есть, ведь сердцу не прикажешь, а среди цыган принято бережно охранять свободу личности. Когда эмоции берут вверх, Алеко выслеживает и убивает любовников. Он так и не смог проникнуться духом свободы, его принятие цыганских законов оказалось самообманом.

Композиция и конфликт

Главные герои и их характеристика

Александр Сергеевич Пушкин отразил в поэме тему свободы, противопоставление независимых во всех отношениях цыган и человека из дворянского общества.

Для табора цыган и Алеко понимание свободы различно. Для цыган свободны все, каждый имеет право делать, как считает нужным, никто не ограничен в своих действиях. Поступаете в 2021 году? Наша команда поможет с экономить Ваше время и нервы: подберем направления и вузы (по Вашим предпочтениям и рекомендациям экспертов);оформим заявления (Вам останется только подписать);подадим заявления в вузы России (онлайн, электронной почтой, курьером);мониторим конкурсные списки (автоматизируем отслеживание и анализ Ваших позиций);подскажем когда и куда подать оригинал (оценим шансы и определим оптимальный вариант).Доверьте рутину профессионалам – подробнее.

Они уважают и признают желания других. В таборе все равны, так почему кто-то может поступать, как велит сердце, а кто-то нет? Алеко искал свободы, не до конца осознавая, что это значит для него самого и что значит для других. Требуя свободы для себя, он не сумел уважать чужую свободу. Алеко не смог понять простой истины: сердцу не прикажешь, и предпочёл отомстить возлюбленной, нежели позволить ей быть счастливой без него. Он не был готов принять полностью жизнь цыган. Свободную, где никто никого не обязывает. Выросший по правилам высшего общества, Алеко не мог принять иной мир, не мог понять и принять до конца ту вольную жизнь, по которой жили цыгане.

Полезный материал по теме:

Проблемы

  1. Основной проблемой данного произведения выступает внутренняя несвобода человека цивилизованного человека. Алеко, который бежит из цивилизованного общества, где есть свои устои и правила, хочет обрести свободу там, где она знакома каждому, и жить в своё удовольствие. Но именно в тот момент, когда он попадет в табор, где можно жить как тебе угодно, начинаются проблемы. Ведь понятия свободы у каждого разные. Для Земфиры — это беззаботная жизнь в свое удовольствие без чужих запретов и указов. Для её отца — спокойствие и всепрощение. Но для Алеко свобода может быть только его, что больше похоже на эгоизм. Он жаждет того, о чем не имеет понятия. Внутренне он несвободен, его тиранят эгоизм и предрассудки общества, от которого он сбежал. Земфира была заключена в его внутренней тюрьме и поплатилась за побег.
  2. Эгоизм. Собственничество и хищничество европейского человека стоило жизни прекрасной Земфире. Будь Алеко осведомлен о истиной природе любви, он не ревновал бы Земфиру, и уж точно не отнимал жизнь у молодых людей, возомнив себя Богом. А так Алеко любит искренне только себя и свой комфорт. Он жертвует жизнью людей ради того, чтобы удовлетворить свою жажду мщения.
  3. Месть. Если цыгане в поэме Пушкина были способны простить и отпустить, то представитель европейской цивилизации был более порочен и себялюбив. Он не смог смириться с бегством возлюбленной и убил ее. Его душа была лишена благородства.

Героини поэмы Земфира и Мариула не имеют никаких нравственных обязательств перед мужчинами и детьми. Они слепо следуют своим желаниям, повинуются страстям. Пушкин намеренно создал образ матери Земфиры, которая оставила дочь ради новой любви. В цивилизованном обществе этот поступок вызвал бы всеобщее порицание, но Земфира не осуждает мать. Она поступает так же.

Впервые Пушкин изобразил изгнание романтического героя не только из цивилизованного общества, но также из мира свободы. Алеко совершает преступление не против предрассудков и традиций, а против общечеловеческих ценностей. Его ревность и жестокость не вызывают сочувствия читателей. Герой оказывается эгоистом и убийцей.

Кроме двух песен, в поэме есть еще два рассказа старого цыгана: о сосланном поэте и о неверной жене Мариуле. Они служат развитию сюжета и хорошо раскрывают характеры героев. Части произведения имеют совершенно разную форму. Здесь есть повествование от лица автора, описания природы и быта цыган, диалоги. Все части мастерски соединены в одно целое и последовательно реализуют замысел поэта.

По писателю: Пушкин Александр Сергеевич

Основная идея

Главный герой — лишнее доказательство того, что невозможно изменить в один день то, что создавалось веками. Для нашего героя свобода жизни в городе от его законов не стала счастьем. Как мы видим из произведения, цыгане — это приверженцы так называемой незыблемой вольной жизни, к которой Алеко был не готов. Он остался во внутренней тюрьме, куда человека неизменно загоняют эгоизм, жестокость и мстительность.

Учитель проверяет на плагиат? Закажи уникальную работу у нас за 250 рублей! Напишем в течение дня!

Связаться с нами:

Алеко и цыганка Земфира полюбили друг друга и поженились. В прежнем обществе воспитание Алеко накладывало на поведение героя некоторые условности, от которых герой, живя в таборе, освободился, как ему кажется, полностью. Но со временем изменчивость и непостоянство Земфиры приводят к тому, что цыганка влюбляется в другого.

Ее измена приводит к тому, что в порыве вспыхнувшей ревности и нежелания примириться с изменой своей жены, Алеко совершает страшную месть: соперник и возлюбленная убиты. Но вольнолюбивым цыганам, далеким от просвещения, непонятны законы, которым руководствовался в своем поступке Алеко. И как следствие, изгнание Алеко из табора. Герой, как оказалось, не смог полностью освободиться от привычек общества, которое он осудил и от которого он бежал в далекие степи. Отныне он обречен на одиночество.

Таким образом, можно говорить о том, что автор поэмы осуждает в своем герое присущие ему индивидуализм и эгоизм. Вместе с тем поэт затрагивает актуальную на ту пору тему, связанную с противоречиями между отдельной личностью и обществом. Но примечательно, что Пушкин, указывая проблему, не дает ее решения. Так что, вопрос о противоречиях между Алеко и средой остается для читателя открытым.

Поэма Пушкина необычайно динамична. Сюжет развивается быстро, так же быстро достигается кульминация, а развязка наступает неожиданно внезапно. Композицию поэмы составила череда небольших эпизодов.

Чему учит?

В романтическом и руссоистском сюжете поэмы любовные отношения приобретают первостепенную важность: они определяют счастье и несчастье героев и судьбу их. В художественном мире, основанном на резких антиномиях, па столкновениях идеологически противоположного, любовь оказывается единственно возможным (или невозможным) средством преодоления рокового одиночества человека. Она все решает, она становится для героя роковой любовью — или роковой нелюбовью.

Художественные особенности

В обычной романтической поэме все выстроено по очереди и довольно точно следует одно за другим, в то время как в данном произведении всё обстоит немного по-другому. Пушкин не делает обычную последовательность событий, а сразу переносит читателя в середину произведения.

Кроме этого, автор разрывает равномерность произведения, то усиливая, то уменьшая драматичность сцен, центром которой становится убийство девушки и ее любовника. В конце же поэмы тоже отличия от классической формы, там нет ощущения законченности произведения, сразу обрыв и полная недосказанность. Что дальше стало с главным героем, он жив или мертв, где живет и что делает?

Также особенностью произведения является то, что цыгане и Алеко говорят на одном языке: Пушкин почти не вводит цыганских слов и выражений, просторечий и разговорных слов. Напротив, его цыгане говорят возвышенно и поэтично, как того требует художественная условность. Все произведение получается единообразным и более напоминающим притчу, где главное — смысл, а не достоверность формы.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

9 класс Русская литература

Проблема человеческой свободы

- создать условия для восприятия и анализа поэмы ;

- развивать способности к критическому мышлению, к формированию собственных мыслей, умения отстаивать свою точку зрения, уважать чужое мнение;

- развивать творческую активность в процессе индивидуальной и коллективной работы,

- формирование положительных нравственных ориентаций.

Организационные формы: фронтальная - беседа, групповая (анализ текста), индивидуальная (проблемный вопрос).

1. Оргмомент. Побуждение. Посмотрите, ребята ,что вы видите на экране .

- Какие ассоциации у вас вызывает слово ЦЫГАНЫ?

Запишите в тетрадях и доске (гадание, танцы, песни, воля, свобода, степь, музыка, костер, кибитка, любовь и т.д.)

2. Тема , задачи урока

(она была для него необыкновенной)

- Давайте послушаем начало поэмы.

(фрагмент актерского исполнения - фонозапись)

(Стр 123,Я не такой..смешон и сладок был бы гул)
( Алеко не умеет и не хочет ценить свободу других людей. Он не задумываясь посягает на нее.

8.Инсценировка –заключительные сцены поэмы.

9. Стратегия 6 шляп Учащиеся по группам обсуждают 5-7мин.

( правило работы в группах ), напомнить о стратегии :

Под белой шляпой – факты, что нам известно.

Под зеленой – каковы творческие идеи

под желтой шляпой – плюсы, позитивные моменты.

Под черной шляпой – негативные стороны,

под синей – анализ, обобщение и выводы.


10.Так как же понимают свободу главные герои?
(у Алеко свобода сочетается с эгоизмом. Это и жизнь на воле, и в то же время полное подчинение ему. Он может быть свободным, а Земфира – нет. Она должна подчиняться ему.
Для Земфиры свобода – веселая беззаботная жизнь, которая ни к чему не обязывает. Она ничего не требует и хочет, чтобы и от нее ничего не требовали.
Для Старика свобода – это покой, это жизнь в согласии с собой и с другими. Он понимает свободу, как умение прощать и понимать других.)
- А какова авторская позиция по отношению к своим героям?
Он любит своих героев, он соглашается со стариком, он с сожалением расстается с Алеко. Любуется Земфирой. И всем своим произведением показывает, что цивилизованному человеку нельзя жить в мире, где нет законов. Появление Алеко в нетронутом (диком) просвещением мире привело к кровавой драме.

А. С. Пушкин не дает прямого ответа на вопросы: что значит быть свободным?
Может ли человек быть свободным? Он предоставляет право решить это самому читателю.

11. Задания группам :

Условие: пользоваться цитатами из поэмы.

12.Авторский стул -1- 2 уч-ся по желанию читают свои работы.
13. Подведение итогов урока. Пожелание на звездах об уроке.

Краткое описание документа:

Цели урока: - создать условия для восприятия и анализа поэмы ;- развивать способности к критическому мышлению, к формированию собственных мыслей, умения отстаивать свою точку зрения, уважать чужое мнение;- развивать творческую активность в процессе индивидуальной и коллективной работы,- формирование положительных нравственных ориентаций.

Организационные формы: фронтальная - беседа, групповая (анализ текста), индивидуальная (проблемный вопрос).

- Какие ассоциации у вас вызывает слово ЦЫГАНЫ?

Запишите в тетрадях и доске (гадание, танцы, песни, воля, свобода, степь, музыка, костер, кибитка, любовь и т.д.)

2.Тема , задачи урока.

(фрагмент актерского исполнения - фонозапись)

(Стр 123,Я не такой..смешон и сладок был бы гул)
( Алеко не умеет и не хочет ценить свободу других людей. Он не задумываясь посягает на нее.

8.Инсценировка –заключительные сцены поэмы.
9. Стратегия 6 шляп Учащиеся по группам обсуждают 5-7мин. ( правило работы в группах ), напомнить о стратегии . Защита - 2- 3мин

10.Так как же понимают свободу главные герои?
(у Алеко свобода сочетается с эгоизмом. Это и жизнь на воле, и в то же время полное подчинение ему. Он может быть свободным, а Земфира – нет. Она должна подчиняться ему.
Для Земфиры свобода – веселая беззаботная жизнь, которая ни к чему не обязывает. Она ничего не требует и хочет, чтобы и от нее ничего не требовали.
Для Старика свобода – это покой, это жизнь в согласии с собой и с другими. Он понимает свободу, как умение прощать и понимать других.)
-А какова авторская позиция по отношению к своим героям?
Он любит своих героев, он соглашается со стариком, он с сожалением расстается с Алеко. Любуется Земфирой. И всем своим произведением показывает, что цивилизованному человеку нельзя жить в мире, где нет законов. Появление Алеко в нетронутом (диком) просвещением мире привело к кровавой драме.
А. С. Пушкин не дает прямого ответа на вопросы: что значит быть свободным?
Может ли человек быть свободным? Он предоставляет право решить это самому читателю.
11. Задания группам :

Условие: пользоваться цитатами из поэмы.

12.Авторский стул -1- 2 уч-ся по желанию читают свои работы.
13. Подведение итогов урока. Пожелание на звездах об уроке.

История, описанная Пушкиным в Цыганах – рассказ о неразделенной любви, о переменчивости цыганской любви, о разном понимании любви. Главные герои Алеко и цыганка Земфира, они полюбили друг друга, но разной любовью. Алеко любит как водится человеку цивилизованному, в рамках чего-то, он сильно привязан к Земфире и не хочет отпускать свою избранницу, Земфира любит как водится цыганке, шутя и легко, подобно Луне она озаряет юношу, но потом также свободно как Луна идет дальше и наполняет своим красивым светом другие сердца.

Характерной деталью является упоминание в эпилоге поэмы Константинополя (Стамбула) города, который располагается на стыке двух цивилизаций. Как известно, условная граница, которая разделяет Запад и Восток, пролегает именно через Босфорский пролив, который также делит и этот древний город.

Мир цыган существует в гармонии с природой, в поэме он описывается через элементы стихий, через сравнения с чем-то свободным и не ограниченным. Цыгане – вольный народ, который живет согласно собственной свободной природе.

Мир цивилизации описывается только через то от чего Алеко убегает. Молодой человек не хочет более существовать в мире лжи, глупых законов. Ведь, по сути, люди цивилизации существуют именно во лжи, так как (в отличие от цыган) обманывают собственную природу, придумывают нечто дополнительное, какие-то условные надстройки к простому человеческому существованию.

Именно поэтому для Алеко любовь так трудна и так тяжела. По сути, для него любовь тоже остается сводом правил, но, так как он является свободолюбивой личностью, сводом правил для других. Он навязывает вольной цыганке свое понимание любви и хочет сам определить для нее вольную долю и такое намерение является само по себе абсурдным.

Вариант 2

Сюжетная композиция произведения выстроена вокруг любовных отношений двух главных персонажей поэмы, Алеко и Земфиры, раскрывающихся в ключевом конфликте поэмы, заключающемся в столкновении двух частей человеческого существования в виде современного, цивилизованного мира и первобытного, простого.

Фабула произведения демонстрирует закон, регулирующий определенный жизненный порядок и установленные у отдельных категорий населения ритуалы, осуществляющие своеобразный контроль.

Во вступлении произведения поэт представляет красивую и лиричную экспозицию в виде описания природного ландшафта и организации непритязательного быта цыганского табора, счастливого в своей свободе, единении с природой.

Поэма повествует о бегстве главного персонажа Алеко от влияния загнивающего современного мира в свободное общество цыганского табора, где не существует, с его точки зрения, злодеяний общества и где он находит свою любовь в лице прекрасной Земфиры. Поэт подчеркивает свободолюбие, вольность представителей цыганского табора, но в то же время отмечает их лень, непросвещенность, дикость, нежелание работать, отсутствие любых общественных законов, а также описывает в качестве характерных черт цыган их трусость и робость.

Однако и здесь герой сталкивается с людскими пороками в виде блуда его возлюбленной, тем самым доказывая бесполезность поступков главного героя, желающего обрести личную свободу, покинув неволю душного города, которая даже в среде примитивных людей не дает гарантии обретения истинного человеческого счастья. Поэт изображает образ Алеко в сравнении с перелетными птицами, не имеющими постоянного гнездования.

Повествование в поэме осуществляется с использованием четырехстопного ямба и четырехстопного хорея, которым излагается песня о птице в виде лирического отступления, напоминающего евангелистский текст. Тем самым поэт подчеркивает величайшую божью заповедь о запрете на убийство себе подобного.

Кульминацией произведения является описание сцены у кладбищенской могилы, в которой похоронены главная героиня и ее истинный возлюбленный, убитые ревнивый Алеко, но пред этим этому событию предшествует песня девушки, изложенная поэтом в виде двустопного ямба и представленная в качестве своеобразного предисловия к трагическому финалу.

Передаваемый поэтом смысл поэмы состоит в вечном человеческом поиске счастья, сопровождающегося совершением низменных поступков.

Сочинение по произведению Цыганы

Цыгане – вольнолюбивый народ, они не терпят ограничения свободы даже в самом малом. Алеко же грезил о свободе, но это была свобода в его понимании – свобода, по сути, только для него. Он не слишком задумывался о том, что у окружающих тоже есть потребность в свободе – пусть в цыганском понимании она и довольно своеобразна, эта свобода.

Мы не знаем, за какие преступления Алеко вынужден был скрываться среди цыган, об этом в поэме не говорится ни слова. Но то, что в своей прошлой жизни он кому-то чем-то навредил – факт. Из этого можно сделать вывод, что понятие свободы и у него очень своеобразное – свобода только для себя. Он может делать, что хочет. Про окружающих здесь ничего не сказано.

Можно предположить, что именно из-за этой особенности его характера от него и отдалилась так полюбившая его поначалу вольнолюбивая цыганка Земфира. Её поступок, измену, конечно, сложно оправдать. Не смотря ни на что. Но в её образе явно прослеживается, что свобода, воля для неё дороже всего – больше ей ничего не нужно. А Алеко – не тот человек, который считается с чужими личными границами. Как он ни старался влиться в цыганское общество, у него ничего не вышло. Он просто другой, не такой, как они. И никогда таким, как они не станет.

Как итог – Земфира влюбляется в другого. Алеко чувствует, что его любимая женщина уже не с ним, что она не верна ему. Но он не может ничего с этим поделать, потому что у него нет доказательств. Вернее, не было, пока однажды ночью он не проснулся и не пошёл по следам ушедшей к любовнику Земфиры.

Анализ 4

Это известная поэма вдохновляла многих людей, повлияла на становление самой Марины Цветаевой. Здесь много философии, чувств, противоречий…

Но трагедия всё-таки происходит, табор хоронит двух убитых ревнивцем. И самое страшное наказание убийце – изгнание. Осиротевший старик произносит известный монолог, который обращен к тому самому гордому человеку с призывом оставить их. Но при этом он желает злодею, чтоб с ним был мир.

В поэме Пушкин рисует разными средствами текста (визуальными, звучанием) прекрасные картины. Например, в самом начале – описание остановки табора. Голоса героев в диалогах звучат ярко и живо. Что говорить о мастерстве поэта! В эпилоге Александр Сергеевич рассказывает, что часто встречал цыган, но заметил, что и у них нет счастья – одни страсти, которые тоже разрушают всё на своём пути. Меня также очень впечатлил и смысл поэмы, и её язык.

Также читают:

Картинка к сочинению Анализ поэмы Цыганы

Популярные сегодня темы

Шолохов любил и боготворил свою родную землю, свою Кубань с ее рекой Доном. Для писателя дороги были и люди, проживавшие там, поэтому описывая их в романе, он очень мягок, лиричен и по-своему чувствителен.

Очень хотелось бы жить в мире, где всем правит любовь и взаимопонимание, но это невозможно. Как и во всем необходим баланс хорошего и плохого. В моем сочинении на примере жестокости я хочу рассмотреть

Мне кажется, часто то, что называют человечностью, на самом деле далеко от этого. Нередко мы называем человечностью такое, что просто присуще людям, а людям с самого начала присущи слабости и пороки

Лето – это не только период длинных каникул, тёплых беззаботных деньков, летом отмечается особенный праздник – День семьи. Начал праздноваться этот день у нас не так давно: с 2008 года 8 июля. Официальное название праздника – День семьи, любви и верности.

Читайте также: