Сочинение рассуждение иваново детство

Обновлено: 24.06.2024

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

ИВАН И ИВАНОВО ДЕТСТВО

СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ РАССКАЗА В.БОГОМОЛОВА

Ключевые слова: дети и война, жизнь, счастье, детство, война, смерть, страдания.

Abstract. V.Bogomolov’s story “Ivan” and A.Tarkovsky’s film “Ivan’s Childhood” are compared. This lesson helps students to better understand what they read and gives general idea of cinematography.

Keywords: children and war, life, happiness, childhood, war, death, suffering.

Считается, что деятельность читателя по сравнению с деятельностью зрителя более слож- ная. Именно поэтому дети часто предпочитают посмотреть фильм, нежели прочитать книгу. Но смотреть фильм тоже нужно уметь. У кино как ис- кусства свои законы, свои правила. И понимать их тоже немалый труд. Мне хочется, чтобы дети, раз уж они всё равно стремятся смотреть филь- мы, научились видеть, понимать, сравнивать.

Сравнивая художественное произведение с фильмом, можно открыть для себя много но- вого. Можно обогатить своё представление о книге. Иногда увидеть, что фильм проигрывает книге, а иногда понять, что фильм оказывается в чём-то даже лучше и сильнее художественно- го произведения.

Кроме того, такие уроки позволяют позна- комить детей с хорошими фильмами (иногда и шедеврами кинематографии), с замечатель- ными актёрами, о которых они, к сожалению, часто вообще не имеют представления.

Вступительное слово учителя

— Итак, перед вами мнение человека, соз- давшего по рассказу фильм, и мнение человека, фильм посмотревшего. Давайте попробуем сравнить написанное Богомоловым с фильмом.

Возможно, какие-то новые выводы для себя мы тоже сможем сделать.

Основная часть. Работа с эпизодами фильма

— Давайте посмотрим начало фильма. По- думайте, какую роль играет такое начало.

— О чём этот эпизод?

— Каков предметный ряд этого эпизода? Какое ощущение, настроение он создаёт? Какие звуки мы слышим? Какую роль играют эти звуки? Какова роль цвета? Какова роль этого эпизода? (Этот эпизод — это сон Ивана. В его сне всё светло и спокойно. Можно обратить внимание на предметный ряд: лес, сосны, паутинка, поле, река, козлёнок, бабочки, улыбающаяся мама и ведро с чистой колодезной водой. Всё пронизано лучами солнца. Звуки — кукование кукушки, смех мальчика. Возникает ощущение тепла, покоя, радости. Это всё то, что было отнято у Ивана войной. Но даже здесь появляются тревожные нотки: некая тревога в музыке, во взгляде сверху вниз с обрыва, да и кукушка невольно заставляет

задавать вопрос о том, сколько жить осталось.

Сон мальчика прерывается выстрелами, и мы оказываемся уже на войне. Мрачное небо, покрытое тучами, дым пожарищ, поле неубран- ной пшеницы, скрипучая заброшенная мельни- ца, разлившаяся река, выстрелы осветительных ракет, колючая проволока.)

— То ли сны, то ли воспоминания о прошлой жизни Ивана появятся перед нами ещё не раз. Давайте посмотрим, что снится Ивану (о чём он вспоминает), когда он в очередной раз собира- ется в разведку.

— Что же снится Ивану перед тем, как он отправится в разведку? Какие предметы яв- ляются, по вашему мнению, символами в этом эпизоде? Какова их роль?

(Они с девочкой едут на грузовике, полном яблок. Идёт проливной дождь, но им хорошо и весело. Они счастливы. Они проезжают вдоль реки, яблоки сыплются с грузовика, их подби- рают кони, пасущиеся здесь же. Этот эпизод пронизан ощущением счастья и радости бы- тия… Это ощущение создаёт дождь, сильный, но радостный, искрящийся; радостные, улы-

34 Литература в школе. 2017. № 8.

бающиеся лица детей, которые не думают о бу- дущем, не думают о смерти.

Несомненным символом в этом эпизоде являются яблоки. Яблоко — древний символ жизни, вечной молодости и бессмертия. Бла- годаря своей почти идеальной шарообразной форме оно символизирует целостность, бес- конечность, вечность, совершенство.

Аппетитный и соблазнительный вид ябло- ка, его аромат стали символами любви, радо- сти жизни, молодости.

В то же время яблоко — плод утерянного рая, символ утраченного неземного блаженства. Знание о символике этого предмета за- ставляет зрителя ещё отчётливее ощутить тра- гизм происходящего. Жизнь, молодость, ра- дость — всё это, этот рай равнодушно и беспо-

щадно отнимает у детей война.)

— В фильме есть ряд таких эпизодов, ко- торых нет в книге. Давайте обратимся к ним и поговорим об их роли.

— Какое решение он принимает в связи с этим?

— Зачем режиссёру нужна эта сцена? Что ещё, помимо побега Ивана, он сумел изобра- зить в этой сцене?

Он хочет подготовить избу к возвращению своей старухи, повесить на стену грамоту.

Старик — своеобразный двойник Ивана. Иван так же, как этот старик, бесконечно оди- нок. И у того и у другого война отняла всё. Они оба ищут. Старик ищет гвоздь, но гвоздь

Это эпизод показывает, что Ивану свой- ственны и другие чувства, кроме ненависти. Он сочувствует старику, потерявшему всё и всех, и, уезжая, оставляет тому буханку хлеба и банку консервов.

— В фильме есть ещё один эпизод, кото- рый не описан в книге. Когда Гальцев, Ката- сонов и Холин уйдут смотреть лодки перед от- правкой Ивана на очередное задание, Иван остаётся один. В книге мы читаем только сле- дующее: «Сделав кое-какие распоряжения и подписав документы, я возвращаюсь к себе в землянку.

Мальчик один. Он весь красный, разгоря- чён и возбуждён. В руке у него Котькин нож, на груди мой бинокль, лицо виноватое. В землян- ке беспорядок: стол перевернут вверх ногами и накрыт сверху одеялом, ножки табурета тор- чат из-под нар.

— Слушай, ты не сердись, — просит меня мальчик. — Я нечаянно, честное слово, неча- янно.

Только тут я замечаю на вымытых утром до- бела досках пола большое чернильное пятно.

— Ты не сердишься? — заглядывая мне в глаза, спрашивает он.

— Да нет же, — отвечаю я, хотя беспорядок в землянке и пятно на полу мне вовсе не по нутру. Я молча устанавливаю всё на места, мальчик помогает мне, он поглядывает на пят- но и предлагает:

— Надо воды нагреть. И с мылом. Я ототру!

— О чём этот эпизод? Как меняется со- стояние мальчика на протяжении этого эпизо- да? Какие детали использует режиссёр, чтобы передать свою мысль?

Раздаются уже настоящие взрывы, кото- рые выводят Ивана из игры. В разрывах снаря- дов на стене мы видим фреску, на которой изображена Богоматерь с Младенцем. Бого- матерь с Младенцем как напоминание обо всех безвинно погибших, о матерях, на протя- жении тысяч лет терявших и вынужденных оплакивать своих детей.

Финал этого эпизода — кладбищенский крест, закрывающий солнце. То, что казалось вначале игрой, на наших глазах превращается в трагедию. Трагедию Ивана, трагедию всех детей, трагедию всех людей, живших в это страшное время.)

— Интересно также сравнить эпизод книги

фильме? Обратите внимание на сцену с ножом.

(В фильме в этом эпизоде Иван не так кап- ризен, как в книге. Он не так настойчив в своём требовании подарить ему нож. Гальцев объ- ясняет мальчику, почему он не может дать ему нож, и Иван больше не настаивает, хотя и про- сит нож хотя бы до вечера.

Но главное не в этом. В рассказе Богомо- лова читаем отрывок из диалога:

«— Я тебе другой подарю. Точно такой! — убеждаю я мальчика.

— Будет у тебя такой нож, — обещает ему Катасонов, осмотрев финку. — Я достану.

— Да я сделаю, честное слово! — заверяю я. — А это подарок, понимаешь, память!

о патефоне и закончился.

нюшку (не Ивана, а именно Ванюшку), что он тоже хотел его усыновить…)

Ивана, играющего на берегу реки с другими ре- бятами в прятки. Он начинает водить. А потом бежит за девочкой, той самой, с которой ездил за яблоками, по берегу. Они бегут, им весело. Он догоняет её, и кажется, что сейчас они побе- гут вместе, взявшись за руки… Но Иван обгоняет её и убегает один. В пустоту, в темноту…

Этот эпизод снова напоминает, что дети, пережившие войну, были лишены главного — детства.)

7. Обобщающая беседа

— Какую роль играют в фильме Тарковско- го эпизоды, которые мы просмотрели, симво- лы, звуки?

(С помощью дополнительных эпизодов Тар- ковский создаёт более объёмную картину вой- ны. Здесь, как и в рассказе Богомолова, в центре внимания судьба Ивана. Но следя за его судь- бой, следуя за ним, мы видим трагедию всего народа. Катасонов, погибший случайно и неле- по; фельдшер Маша, влюблённая в Гальцева и вынужденная уехать; сумасшедший старик, по- терявший жену и ищущий гвоздь, люди, погиб- шие в этих местах и оставившие страшное сви- детельство на стене; голоса многих и многих других жертв этой страшной войны, которые звучат в голове Ивана…

Кроме того, сны Ивана, его воспоминания, детали очень ярко показывают то, что потеряно Иваном и другими детьми из-за этой страш- ной, безжалостной и бесчеловечной войны. Яркое солнце, чистое небо, холодок колодез- ной воды, нагретый солнцем песок, яблоки и их запах, такой тёплый и домашний, беззабот- ные игры с ровесниками, первая любовь, тепло маминых рук — всё было отнято у этих детей.)

— Как вы думаете, почему фильм назван

В кинозал, в нумерованный рай Я войду и усядусь на место.

Я ведь зритель — мне что ни играй, Всё равно мне смотреть интересно.

Знаю, кончится дело добром, И героя звезда не угаснет, — Но подальше, на плане втором,

Будет будничней всё и опасней.

Вдруг возникнет болотная гать, Напряжённо-усталые лица.

Пулемёт, не умеющий лгать, Застрочит — и нигде не укрыться.

И покуда ведущий артист Обзаводится нужною раной, Нанятой за десятку статист Упадёт и не встанет с экрана.

И оттуда на тёплый балкон, И в партер, и в уютные ложи

Вдруг потянет таким сквозняком, От которого холод по коже.

— Давайте перечитаем первые две стро- фы. О каких фильмах здесь идёт речь?

его одиночестве, о том, что он так любил Ва-

36 Литература в школе. 2017. № 8.

— Таков ли фильм А.Тарковского с этой точки зрения?

— Но что больше интересует героя стихо- творения? Почему?

(Его интересует то, что происходит на вто- ром плане, потому что там, на втором плане,

— Что происходит на втором плане? Какая картина изображена поэтом? Какие ощущения она вызывает у героя стихотворения?

— Можно ли сказать, что в фильме Андрея Тарковского герои второго плана тоже очень важны для создания страшной картины войны и что без них эта картина не была бы полной?

(Несомненно, все герои фильма, и эпизо- дические в том числе, создают картину страш- ной и бесчеловечной войны. О них уже было сказано выше. И стихотворение Шефнера

1. БАЕШКО Л.С., ГОРДИЕНКО А.Н., ГОРДИЕНКО А.Н. Энциклопедия симво- лов. — М.: Эксмо, 2007.

Подвиг – это героический поступок, когда человек преодолевает свои возможности и совершает что-то, что не под силу обычному человеку. Подвиги люди совершали на протяжении всей истории. Подвиги многих героев становились легендами. Например, очень известен древнегреческий герой Геракл, который совершил двенадцать героических поступков, на которые не были способны обычные люди. Однако, на мой взгляд, подвиг может совершить каждый человек, но для этого потребуется огромная сила воли. В годы Отечественных войн, и Отечественной войны 1812 года, и в годы Великой Отечественной войны, многие русские солдаты становились на защиту своей Родины, рисковали своей жизнью, готовы были ею пожертвовать ради общего дела. Эти люди, русские солдаты, совершали подвиги, потому что их дело было делом чести и долга, потому что они становились на защиту людей и их жизней. Я считаю, что подвиг связан с преодолением огромных трудностей, а также с проблемой выбора. Кто-то может, к примеру, совершить подвиг, рискнуть своей жизнью ради спасения чужих жизней, а другой человек, оказавшийся перед этим выбором, струсит. Поэтому, мне кажется, мы сами решаем, совершать нам подвиги или нет. Человек, который сделал свой выбор в пользу свершение благого дела, достоин восхищения. Потому что очень мало людей задумывается о чем-то, кроме собственного благополучия. В книге Бориса Васильева описывается подвиг Алексея Мересьева. Это был русский летчик в годы Великой Отечественной войны. Однажды его самолет сбили немцы, а самого Алексея выкинуло в зимний лес, который находился далеко от поселков и деревень. Алексей, у которого почти отняло ноги, в течение нескольких недель добирался пешком до людских поселений. А когда он, превозмогая самого себя, добрался до людей, его положили в госпиталь. А потом ему ампутировали ноги. Но Алексей, который не мог представить свою жизнь без полетов, без самолета, тренировался каждый день по многу часов, чтобы снова драться против немцев. Наконец, после долгих месяцев изнурительных тренировок, после преодоления внутренних трудностей и сомнений, Алексей смог воплотить свою мечту в реальность. Позже он получил звание Героя Советского Союза. Этот человек совершил настоящий подвиг. И таких людей в нашей истории, а также в истории всех других народов, очень много. Все они вдохновляют людей на совершение благих дел и на совершение подвигов. Подвиги необходимы, потому что они развивают в людях самые лучшие человеческие качества.

Иваново детство

Богомолов писал первый вариант сценария не один — его соавтором был Михаил Папава. На этом этапе Андрей Тарковский не имел отношения к картине, однако творческое решение его предшественника в кресле режиссера — Эдуарда Абалова — было признано неудовлетворительным, и Государственный комитет по кинематографии принял решение о замене постановщика — уже после того, как были отсняты несколько сцен.

Иваново детство

Иваново детство

Говоря об отличиях рассказа Богомолова и фильма Тарковского, не стоит забывать о том, что дословное перенесение литературного произведения на экран — дело заведомо проигрышное. Кинодраматурги используют совершенно иные инструменты, чтобы завладеть вниманием зрителя, а потом удерживать его на протяжении полутора часов. Тарковский владеет этими приемами блестяще!
В качестве примера удачного применения тех самых инструментов проанализируем первую после титров сцену: оборванец попадает в руки к старшему лейтенанту Гальцеву и требует соединить его по телефону со штабом. Гальцев не знает, кто перед ним. Он думает, что поймал беспризорника и всеми силами старается не допустить того, чтобы мальчик дозвонился в штаб. Зритель же знает, что Иван — настоящий разведчик, добывший важные для Красной армии сведения и всеми силами пытающийся их передать командованию. Природа зрительского сопереживания очевидна — а какова конструкция самой сцены?

Иваново детство

Самым сильным антагонистом Ивана является его друг и наставник – подполковник Грязнов. Стоит напомнить, что мотивацией главного героя является месть за убитую семью, и он изо всех сил рвется в бой. На 22-й минуте фильма — на границе первого и второго актов — антагонист ставит на пути Ивана к цели непреодолимое препятствие, отсылая мальчишку с фронта. Этот приказ выносит нас вместе с протагонистом во второй акт, где мы будем наблюдать за развитием главного драматургического конфликта, за противостоянием темы и контртемы. Самое удивительное, что воплощаемая на экране через образ Ивана центральная тема окажется негативно окрашенной, а контртема антагониста — наоборот, позитивной. Часто ли мы такое встречали за всю истории мирового кинематографа?

Иваново детство

Гальцев соглашается пойти с ним на последнее задание, из которого Иван живым не вернется: в сцене прощания мальчика с капитаном Холиным зритель уже не видит лица главного героя — он перемещается из мира живых в мир мертвых. Последние кадры с живым Иваном — это растворяющийся во мраке черный силуэт.

Иваново детство

После этой сцены Тарковский демонстрирует уверенное владение еще одним драматургическим инструментом — саспенсом, признанным мастером которого считается англо-американский режиссер Альфред Хичкок . Показывая черные фигуры фашистов, проходящих неподалеку от того места, где только что был Иван, режиссер держит зрителя в невероятном напряжении: герою грозит опасность, с ним может произойти непоправимое. В этот момент и без того высочайшая степень зрительского сопереживания достигает своего пика.

В конце фильма Гальцев находит папку с делом расстрелянного фашистами Ивана, и тем самым Андрей Тарковский ставит точку в противостоянии темы и контртемы. Фотография смотрящего с укором мальчишки не дает простора для трактовки авторского послания. Это совершенно бескомпромиссный пацифистский манифест. Режиссер позволил одержать победу в кульминации второго акта деструктивной теме, но в третьем акте финализировал сюжет утверждением спасительной контртемы.



Действие фильма происходит во время Великой Отечественной войны. На глазах 12-летнего подростка Ивана фашисты расстреляли его маму и сестричку. А отец погиб на фронте. В 12 лет Иван становится разведчиком. Он переполнен ненавистью к врагу и желанием ему мстить.














- Международный технический приз I степени за высокое качество фотографии, освещения, звуковых эффектов и диплом участия на III Международном техническом конкурсе фильмов V конгресса УНИАТЕК в Москве (1962);

- Диплом участия в ретроспективе антифашистских кинопроизведений на XVII МКФ в Карловых Варах (Чехословакия) (1970);





Изначально фильм-экранизацию ставил другой режиссёр, играли в нём другие актёры и съёмочная бригада тоже была иной. Однако на каком-то промежуточном худсовете, после просмотра снятых материалов пришли к выводу, что фильм беспомощный, слабый и ненужный. Тут откуда-то всплыл Тарковский с предложением на оставшиеся деньги в оставшиеся сроки снять совершенно новую картину при условии полного отказа от старой концепции, актёров и т. д. В итоге прежними остались лишь авторы сценария — Богомолов и Папава, хотя и их сценарий был переработан Тарковским и Антоном Кончаловским.


Тарковский попросил Владимира Высоцкого попробоваться на роль капитана Холина, но худсовет, просмотрев пробы Высоцкого, решил, что они неудачны. В итоге роль Холина сыграл Валентин Зубков.


Читайте также: