Что я знаю о подлежащем сочинение

Обновлено: 05.07.2024

Двусоставное предложение (далее ДСП) – это предложение, грамматическая основа которого состоит из двух главных членов — подлежащего и сказуемого.

По структуре двусоставные предложения противопоставлены односоставным, так как в последних представлен только один главный член, схожий по форме с одним из главных членов ДСП – либо с подлежащим, либо со сказуемым. Следовательно, рассмотрев способы выражения главных членов ДСП, мы узнаем и характер выражения главного члена в односоставном предложении.

Мы рассмотрим следующие вопросы: 1. способы выражения подлежащего; 2. типы сказуемого и способы выражения сказуемого; 3. характер взаимодействия подлежащего и сказуемого, тип синтаксической связи между членами предикативной основы. Также будут предложены задания, которые помогут вам самостоятельно проработать обсуждаемую тему.

Подлежащее – один из главных членов ДСП, который обозначает производителя действия или носителя признака, названного соотносимым с ним вторым главным членом – сказуемым. Королева дала Белоснежке отравленное яблоко. Белоснежка стала одной из самых красивых принцесс в мире. Подлежащее в некоторых предложениях называет объект, над которым производится действие. Такие предложения в руском языке рассматриваются как конструкции со значением страдательного залога, производитель действия в них выражен другим членом предложения (как правило, дополнением в форме творительного падежа): Домик гномиков был убран Белоснежкой всего за три часа.

Подлежащее может быть выражено:

Нужна помощь в написании сочинение?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

5. Подлежащие могут быть выражены и иными типами словосочетаний:

Нужна помощь в написании сочинение?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

· неопределенности или всеобщности, которые состоят из неопределенного или отрицательного местоименнного существительного вместе с определяющим его прилагательным или причастием: Что-то необычное творилось в этот день в королевстве.

· фразеологизмы, то есть устойчивые сочетание слов : В жизни королевы наступили черные дни.

Выделите в предложениях подлежащие.

Нужна помощь в написании сочинение?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

2. Большинство детей в нашей стране читают сказки Андерсена с самого раннего детства.

3. Машенька получила в подарок на день рождения красивую толстую книгу, в которой было опубликовано множество сказок Андерсена.

4. Читать сказки и представлять себя принцессой – самое любимое занятие маленьких девочек.

5. Копенгагенская Русалочка – это единственный памятник в мире, который посвящен героине сказки.

6. Приятно, что так много детей в мире все еще любят волшебные сказки.

7. Около трехсот высоких гостей присутствовали на открытии памятника Андерсену.

8. Человек, который так любил детей, просто не мог писать плохте сказки.

Нужна помощь в написании сочинение?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

9. Книга с картинками известных художников была самым приятным подарком.

10. Белоснежка с семью гномами стали самыми популярными мультипликационными героями в Америке.

11. Читающий всегда получает удовольствие не только от содержания, но и от внешнего вида книги.

13. Тот, кто, читая сказки, может представить себя ребенком, никогда не постареет.

14. Что-то загадочное происходит с туристами при виде дома, который стал родиной для всех самых знаменитых сказок Андерсена.

15. От 300.000 до миллиона изданий сказок Андерсена выходят ежегодно в разных мировых издательствах.

Другое задание: придумайте свои примеры с разными способами выражения подлежащего.

Нужна помощь в написании сочинение?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Сказуемое – один из главных членов ДСП, который обозначает действие или признак предмета, названного подлежащим. Королева хотела погубить Белоснежку. Она отравила самое красивое яблоко и притворилась монашкой. Сказуемое выражает грамматическое и лексическое значение, причем в простом сказуемом лексическое и грамматическое значение соединены в одном слове, а в составных сказуемых эти значения разделены, лексическое выражает смысловая часть (инфинитив или именная часть), а грамматическое выражено вспомогательными глаголами и связками. Всего выделяют три типа сказуемого – простое глагольное (далее ПГС), составное глагольное (СГС), составное именное (СИС).

Сказуемое вместе с подлежащим составляют предикативную основу предложения. О предикативности говорят как о способе для говорящего выразить в предложении своё отношение к действию или состоянию как к реальному или нереальному и происходящему в определеном времени, следовательно, основным для выражения предикативности членом предложения будет именно сказуемое, так как у глагольной формы сказуемого есть категории наклонения, выражающего отношение к реальности действия, и времени. В предложении Мама мыла раму выражается реальность действия, которое происходит в прошедшем времени. Это выражено в глагольной форме изъявительного (=реального) наклонения прошедшего времени. Если мы изменим форму глагола (=сказуемого), изменится в первую очередь время: Мама моет раму – реальное действие в настоящем времени. При изменении Мама, вымой раму! действие не отражает реальности, а значит, ни с каким временем не соотнесено. При изменении субъекта действия Петя мыл раму меняется подлежащее, при этом меняются соотносительные формы сказуемого, что подчеркивает взаимозависимость двух этих членов. Возможность выразить в форме сказуемого предикативность мы будем характеризовать в тексте как грамматическое значение сказуемого в отличие от лексического.

2.1.Простое глагольное сказуемое (ПГС).

Еще раз оговорим, что ПГС – это тип сказуемого, где лексическое и грамматическое значение выражены одним словом или одним и тем же компонентом. Способы выражения ПГС могут быть различные:

2. ПГС может быть выражено фразеологическим оборотом, неразложимым сочетанием слов, выражающим одно лексическое значение. ( вышел из себя, принял участие, из пальца высосал, пришел в себя, впал в ярость, забил тревогу). Эти обороты выражают единое действие,а цельное словосочетание синонимично одному глагольному слову: Ворчун вышел из себя = рассердился. Он целые дни бьет баклуши = бездельничает.

Нужна помощь в написании сочинение?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

8. Конструкция с повторением сказуемого для обозначения длительного действия: Зимы ждала,ждала природа…(эта фраза встречается во всех известных нам пособиях для иллюстрации этого способа выражения ПГС). После А.С.Пушкина мы своих примеров придумывать не будем.

Нужна помощь в написании сочинение?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

12. Существуют еще так называемые несогласуемые формы ПГС, когда в значении изъявительного наклонения выступает глагольное междометие или inf: Мартышка, в зеркале увидя образ свой, тихохонько Медведя толк ногой… (это И.А.Крылов); И царица хохотать, и плечами пожимать, и подмигивать глазами….(кто не знает, это А.С.Пушкин).

Задание: придумайте свои примеры с разными способами выражения ПГС.

2.2.Составное глагольное сказуемое (СГС).

СГС – это тип сказуемого, где лексическое и грамматическое значение выражены в разных словах. Грамматическое значение выражает вспомогательный элемент (=приинфинитивная часть), а лексическое выражено в основном глаголе, который представлен в форме inf.

СГС = приинфинитивная часть + infinitiv

Приинфинитивная часть может быть выражена несколькими способами, в первую очередь вспомогательными глаголами. Вспомогательные глаголы могут относиться только к двум типам:

1. Фазисные глаголы обозначают какую-либо фазу действия — его начало, середину, конец: В тот же день королева начала готовить новое колдовское зелье. Все эти глаголы относятся к неполнозначным, т.е. не могут употребляться в предложении самостоятельно (стать, начать, начинать, приняться, приниматься, продолжить, продолжать, перестать, переставать, прекратить, прекращать…). Отсутсвие inf при этих глаголах создает неполноту предложения.

Нужна помощь в написании сочинение?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Есть два момента, которые надо учитывать при рассмотрении предложений, где представлены глаголы указанных выше групп и сочетания глагола и инфинитива. Во-первых, предложения с использованием перечисленных глаголов могут оказаться неполными, к примеру, в придаточной части предложения Принц не мог забыть Белоснежку, потому что не хотел представлено не ПГС, а неполное СГС, где inf восстанавливается по смыслу. Чаще представлены типы предложений с однородными СГС, где при втором вспомогательном глаголе опущен inf: Принц хотел забыть Белоснежку, но не мог. В этом предложении два однородных вспомогательных глагола относятся к одному инфинитиву. Второе сказуемое в принципе можно описать как неполное. Во-вторых, надо помнить, что не любой inf при глаголе входит в состав СГС. Есть три случая, когда это не так:

3. после ПГС находится inf со значением цели, присоединяющийся чаще всего к глаголам со значением движения: Принц приехал в королевство познакомиться с красавицей принцессой. Инфинитив в этом случае рассматривается как обстоятельство цели.

Фазисное значение в СГС может быть выражено только глаголом. Модальное значение может выражаться еще двумя способами:

· В позиции модального глагола может употребляться фразеологическое сочетание с тем же значением — иметь возможность, иметь намерение, иметь обыкновение, иметь честь, иметь право, изъявить желание, гореть желанием, приобрести привычку, почитать себя вправе, счесть необходимым… – Постепенно самые спокойные из гномиков приобрели привычку умываться по утрам.

Вторым компонентом в СГС является inf основного глагола: Король не любил спорить с новой женой. Необходимо отметить, что в роли лексической части СГС может выступить не только inf глагола, но и inf синтаксически неразложимого сочетания: Королева намеревалась совершить преступление уже завтра. Принц готов был принять участие в смотре женихов Белоснежки.

Нужна помощь в написании сочинение?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Инфинитивы при одной общей приинфинитивной части могут группироваться, в этом случае можно говорить об однородных сказуемых или об однородных частях сказуемого: После долгой дороги принц хотел умыться и отдохнуть. Структура сложного предложения иногда создает иллюзию однородности inf в СГС. Это возможно в бессоюзном или сложносочиненном предложении с параллелизмом построения частей, где в каждой части имеется свое подлежащее, а в СГС по смыслу предполагаются одни и те же приинфинитивные части, повтора которых нет: Вот уже стали виднеться звезды на небе, различаться созвездия, просматриваться молодой месяц. Во второй и третьей части этого бессоюзного предложения представлены неполные СГС.

СГС может быть о с л о ж н е н н ы м . Это бывает в случаях, когда употребляются сразу два вспомогательных глагола — фазисный и модальный. – Гномики решили начать умываться каждый вечер.

Выделите в предложениях ПГС и СГС. Объясните, чем выражены сказуемые.

1. Многие жители Дании хотели бы принять участие в празднествах по поводу юбилея Андерсена.

3. Туристы приходят в этот район Копенгагена сфотографироваться на фоне Русалочки.

Нужна помощь в написании сочинение?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

6. Я люблю книжки, в которых есть много картинок.

7. Жители Дании разрешили приехать на празднование юбилея великого сказочника даже представителям тех стран, которые не имели дипломатических отношений с королевстовом.

9. Человечество еще долго бедет ломать голову над тем, почему писать сказки для Андерсена значило создавать философские произведения, а не рассказы для детей.

10. Андерсен хотел славы и признания в мире, но не как детский писатель.

2.3.Составное именное сказуемое (СИС).

Нужна помощь в написании сочинение?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

СИС – это тип сказуемого, где лексическое и грамматическое значение выражены в разных словах. Грамматическое значение сказуемого передает приименная часть (связка), а именная часть передает лексическое значение: В 16 лет все принцессы кажутся красавицами, но Белоснежка была красивее всех.

СИС = приименная часть ( связка ) + имя

В роли связки могут выступать три группы глаголов:

2. Полуотвлеченная связка — это особые полузнаменательные глаголы: явиться, являться, бывать, оказаться, казаться, представиться, представляться, стать, становиться, делаться, сделаться, остаться, оставаться, считаться, слыть и некоторые другие. В сочетании с именем эти глаголы не обладают самостоятельным значением, но дополняют и уточняют значение, выражаемое именной частью. С изменением формы отвлеченной связки меняется только грамматическое значение предложения, тогда как с изменением полуотвлеченной связки немного изменяется и смысл высказывания: Королева казалась ведьмой — считалась ведьмой — оказалась ведьмой.

Вторым компонентом СИС является именная часть, выражающая лексическое значение сказуемого. Именная часть имеет следующие формы выражения:

Нужна помощь в написании сочинение?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

2. существительное в любом косвенном падеже с предлогом и без него: Лес был весь в сухих листьях.

4. краткое прилагательное или краткое причастие (для этих форм это единственная синтаксическая функция): Предложение Ворчуна выгнать Белоснежку из дома было глупо и необъяснимо.

6. имя прилагательное в форме сравнительной или превосходной степени (вниманее! эта форма может быть простой и составной) — Жизнь с мачехой становилась для Белоснежки все тяжелее, но у многих жизнь бывает и более тяжелая. Этот лес был самым опасным в королевстве. Добряк был наименее конфликтным в отряде гномиков.

7. количественное числительное: Пятью пять — двадцать пять.

Нужна помощь в написании сочинение?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

9. фразеологический оборот или неразложимое сочетание слов: Это была ахиллесова пята королевы. Король был добрейшая натура.

10. В состав именной части СИС могут войти сочетания существительных со сравнительными союзами (в справочниках по пугктуации описанные как сравнительные обороты): Домик гномов был как игрушка.

При описании СИС необходимо характеризовать и связку, и способ выражения именной части.

СИС могут быть о с л о ж н е н н ы м и. Иногда о таком сказуемом говорят как о СИС с элементами СГС, так как в этом случае в СИС вводится модальный или фазисный компонент: Принц хотел быть удачливее своих конкурентов. Слуга не готов была сделаться преступником. Если из таких сказуемых мы уберем модальный или фазисный компонент, то оставшаяся часть будет представлять собой СИС в чистом виде.

Основная ошибка при определении типа СИС заключается в попытке охарактеризовать именную часть как второстепенный член предложения, часто сходство действительно есть. Ошибка возникает, когда школьник для определения членов предложения задает вопросы последовательно к каждому слову: Королева стала (какая?) нервная. Во избежание этой ошибки необходимо сначала определить главные члены предложения, а потом последовательно, задавая вопросы от одного члена предложения к другому, выделить второстепенные члены.

Выделите в предложениях подлежащие и сказуемые, определите их типы.

Нужна помощь в написании сочинение?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Глубоко под водой находится дворец морского царя. Там живут сам морской царь и его дочери. Одиннадцать дочерей похожи друг на друга как близнецы, но младшая дочь Ариэль отличается не только длинными рыжими волосами, но и своим необычным характером. Ариэль с сестрами очень дружны, но никто из сестер не может до конца разобраться в поступках младшенькой. Каждая из них имеет свою мечту: кто-то хочет удачно выйти замуж, несколько сестер мечтают стать владычицами в собственных морских королевствах, но ни одна из них не мечтает стать человеком. Ведь они не люди, они русалки!

Главным отличием русалочки от обычной девушки будет длинный хвост вместо ножек, который не позволяет его обладательнице ходить по земле, но помогает быстро плавать. Сменить хвост на пару стройных ножек было мечтой Ариэль лет с десяти. Она искала способы совершить такую замену, и об этом взяла да и узнала старая морская ведьма. Ведьма (никто из сказочников не знал её имени) послала верных слуг сказать Ариэль, что может ей помочь. Глупышка было отказалась, но желание иметь ножки оказалось сильнее.

Тут откуда ни возьмись появился принц! Его любимым занятием было гулять по вечерам по берегу моря, что и привело к встрече с Ариэль. Но красавица не могла ни произнести своего имени, ни пройти вместе с принцем в его дворец. Принц взял красавицу на руки и тут же решил связать свою судьбу именно с этой девушкой.

Никто из знатоков творчества Андерсена не любит конец этой истории. Уолт Дисней и его команда смогли стать создателями гораздо лучшего финала, когда они решили позволить себе самовольно изменить конец этой истории. Но подробный пересказ не является сейчас нашей задачей, поэтому мы с вами вернемся к истории принца и Ариэль еще раз.

§3. Согласование сказуемого и подлежащего. Тип синтаксической связи между подлежащим и сказуемым.

Нужна помощь в написании сочинение?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Подлежащее – это главный член предложения, который обозначает предмет речи и отвечает на вопрос именительного падежа (кто? что?) .
Обратите внимание на значение (а) и форму выражения (б) подлежащего:
а) подлежащее – это то, о чем говорится в предложении (предмет речи);
б) основная форма выражения подлежащего – именительный падеж (вопрос кто? что?) .
Обратите внимание! На вопрос что? отвечает не только именительный, но и винительный падеж существительного; формы именительного и винительного падежей тоже могут совпадать. Чтобы разграничить эти падежи, можно подставить существительное 1-го склонения (например – книга) : именительный падеж – книга; винительный падеж – книгу.
Ср.: На столе лежит карандаш (книга) – именительный падеж; Я вижу карандаш (книгу) – винительный падеж.
Сравним два предложения:
1. Я не спал; 2. Мне не спалось.
По смыслу они выражают примерно одно и то же. Однако в первом предложении (Я не спал) есть подлежащее, потому что есть местоимение в именительном падеже (я) , во втором предложении (Мне не спалось) подлежащего нет, потому что нет местоимения в именительном падеже (мне – дательный падеж) .
Способы выражения подлежащего
А) Подлежащее – одно слово:
ФормаПримеры 1. Имя 1.1. Имя существительное Старший сын (кто?) уехал в столицу. 1.2. Местоимение Он (кто?) уехал в столицу. 1.3. Имя прилагательное Старший (кто?) уехал в столицу. 1.4. Причастие Поднявший (кто?) меч от меча и погибнет. 1.5. Имя числительное Двое (кто?) уехали в столицу. 2. Инфинитив (неопределённая форма глагола) Любить (что?) – это прекрасно.
Жить (что?) – родине служить. 3. Неизменяемая (знаменательная или служебная) часть речи в значении имени существительного 3.1. Наречие Настало и роковое послезавтра (что?) . 3.2. Предлог “В” (что?) является предлогом. 3.3. Союз “А” (что?) – противительный союз. 3.4. Частица “Не” (что?) с глаголами пишется отдельно. 3.5. Междометие Неслось со всех сторон “ау” (что?) . 4. Косвенная форма имени, спрягаемая форма глагола, предложение в значении имени существительного “Брату” (что?) – форма дательного падежа существительного.
“Читаю” (что?) – форма 1-го лица глагола настоящего времени.
“Не забывай себя, не волнуйся, умеренно трудись” (что?) – было его девизом.
ФормаЗначениеПримеры 1. Имя в именительном падеже (наречие) + имя в родительном падеже Количественное значение Пять стульев стояло у стены.
Несколько стульев стояло у стены.
Часть стульев стояла у стены.
Много стульев стояло у стены. 2. Имя в именительном падеже + имя в родительном падеже с предлогом из Избирательное значение Двое из нас поедут в столицу.
Каждый из нас поедет в столицу.
Многие из нас поедут в столицу. 3. Имя в именительном падеже + имя в творительном падеже с предлогом с (только при сказуемом – во множественном числе!) Значение совместности Ср.: Мать с сыном поедут (мн. ч.) отдыхать.
Мать с сыном поедет (ед. ч.) отдыхать. 4. Существительные начало, середина, конец + существительное в родительном падеже Фазисное значение Стоял конец сентября.. 5. Существительное + согласуемое имя (фразеологизм, терминологическое сочетание и словосочетание с метафорическим значением) Члены словосочетания только в совокупности выражают единое или не членимое в данном контексте понятие Млечный путь разостлался по небу.
Белые мухи (снежинки) кружили в небе.
Шапка русых кудрей колыхалась на его голове.. 6. Неопределённое сказуемое1.5. Составное именное сказуемое1.6. Осложнённые типы составных сказуемых1.7. Тире между подлежащим и сказуемым1.8. Двусоставные и односоставные предложения. Типы односоставных предложений
>Перейти к оглавлению раздела 1 “Простое предложение” книги “Курс русского языка. Синтаксис и пунктуация”

Подлежащее – главный член предложения. Он обозначает предмет речи и отвечает на вопросы “кто? что?”. Подлежащее может быть выражено одним словом или цельным (неделимым) словосочетанием. К первому случаю относятся следующие способы выражения подлежащих: существительное (“Мальчик пришёл домой”, подлежащее – “мальчик”); местоимение (“Он пришёл домой”, подлежащее – “он”); прилагательное (“Белый светился ярче других”, подлежащее – “белый”); причастие (“Бегущий свернул за угол”, подлежащее – “бегущий”); числительное (“Трое вышли из леса”, подлежащее – “трое”); инфинитив (неопределённая форма глагола) (“Учиться – всегда пригодится”, подлежащее – “учиться”). Подлежащим может быть наречие (“Завтра наконец наступило”, подлежащее – “завтра”), предлог (“К” является предлогом”, подлежащее – “к”), союз (“И” – соединительный союз”, подлежащее – “и”), частица (“Не” с глаголами пишется раздельно”, подлежащее – “не”), междометие (Раздалось дружное “ах!”, подлежащее – “ах”). Подлежащие могу быть выражены следующими словосочетаниями: количественно-именное сочетание (“Двое детей пошли на реку”, подлежащее – “двое детей”; “Трое из нас не сделали уроки”, подлежащее – “трое из нас”), словосочетание с предлогом “с” при сказуемом во множественном числе (“Муж с женой работают в одной фирме”, подлежащее – “муж с женой”), существительные с согласуемыми именами (“Начало марта выдалось снежным”, подлежащее – “начало марта”; “В ночном небе появился Млечный путь”, подлежащее – “Млечный путь”), неопределённые местоимения с согласуемыми именами (“Кто-то странный появился в комнате”, подлежащее – “кто-то странный”).

Напишите сочинение на тему:способы выражение подлежащего и примеры

Ответы:

Экзамен: Экономика и право
9.Подлежащее и его типы. Способы выражения подлежащего.
Подлежащее – ГЧП, связанный предикативной связью со сказуемым и обозначающий предмет, признак которого назван в сказуемом. Предметное значение понимается очень широко (кто? что? – подлежащее) – лицо, явление, отвлеченное понятие и т. д. подлежащее как структурно-семантический компонент предложения имеет следующие признаки:
1)входит в структурную схему предложения;
2)обозначает предмет речи (субъект мысли);
3)содержит данное (является темой);
4)выражается, как правило, именем в форме им. п.;
5)занимает позицию перед сказуемым;
6)является структурно независимым членом, подчиняющим сказуемое в двусоставном предложении.
В конкретных высказываниях подлежащее может не иметь всегонабора признаков. Общим вопросом к подлежащему является вопрос: о чем говорится в предложении? Этот вопрос позволяет выявить предмет речи, логичный субъект и данное. По значению и по форме выделяют два вида: номинативное и инфинитивное.
Номинативное (наиболее употребимое) выражается одним словом/словосочетанием может быть выражено любой частью речи. Наиболее распространенный способ выражения подлежащего – форма им. п. имени сущ. (парус…); личного местоимения (мы за мир) в сочетании со словами весь, сам, входящими в состав подлежащего – синтаксически неделимые (сам он – лентяй); других разрядов местоимений (неопределенное, отрицательное, вопросительное, указательное, принадлежное), например, “Кто-то потревожил цаплю”;прилагательного, причастий в значении сущ. (танцующие теснились). Прилагательное может иметь форму превосходной степени; количественных, порядковых, собирательных числительных (оба были заняты разговором); неизменяемые ЧР: наречие, союз, междометие (наше завтра будет прекрасно). В роли подлежащего могут употребляться и словосочетания, лексически/синтаксически неделимые: С(М)+С.,М. Тв. п.+с (отец с сыном…). Сказуемое при таком подлежащем стоит во мн. ч.; Ч+С Р. п. (две книги);Ч(М)неопределенно-количественное+С. Р.п. (много садов погибло от мороза). Вместо числительного в таких сочетаниях могут употребляться сущ. с количественным значением: десяток, масса, уйма, часть, стадо; Ч(С)количественного значения +предлог до, около, с +С для обозначения приблизительного количества (прошло минут с десять); Ч(М): кто, кто-нибудь, никто (П: какой-нибудь, любой) + С, П, Ч, М Р. п. + предлог из (никто из местных в повара не идет). Кроме синтаксически неделимых в роли используются различные: фразеологизмы (Авгиевы конюшни); терминологические сочетания (глагольные формы); географические наименования (Черное море); названия учреждений (ПГПУ им. В. Г.Белинского); названия исторических эпох и событий; названия знаменательных дат (День России). В роли подлежащего могут быть даже целые предложения – они теряют признаки предложения и на правах подлежащего могут присоединять к себе определенные слова (Громкое “благодарствуйте, батюшка Алексей Степанович!” огласило поляну).
Инфинитивное – не имеет предметного значения и не подвергается субстантивации. Оно не может обозначать действия, поэтому при таком подлежащем не может быть употреблено глагола сказуемого. В составное сказуемое входит: С (читать за кофе); инфинитив (жизнь прожить – не поле перейти); П в краткой форме (говорить поучения детям – трудно); П в полной форме (оставаться одному становилось опасным). Для сказуемого в таких предложениях характерна постпозиция. Оно акцентируется голосом, но может быть дополнительно отмечено окончанием. В случаях, когда один из главных членов выражен инфинитивом, а другой сущ. в им. п., – определяется в зависимости не от порядка слов, а от смысла предложения (“Какое же счастье быть земским врачом”). При сказуемом (выраженным кратким прилагательным в форме среднего рода) на первом месте должно стоять подлежащее, выраженное инфинитивом (смотреть на все это – грустно). При обратном порядке слов двусоставное предложение становится односоставным безличным и форма на –о превращается в КС (Грустно смотреть на все это). Инфинитивное подлежащее может иметь аналитичную структуру, то есть связочные глаголы в инфинитиве +имя в Т. п. – составное (“Быть влюбленным – славно”). ”
Ответил: Максим Бережнов


Нас с детства учат все делать в правильной последовательности: сперва уроки — потом гулять, съешь суп — потом десерт. Так и на уроках русского языка: сначала нужно определить главные члены предложения, а после — второстепенные.

О чем эта статья:

1 класс, 2 класс

Понятие предложения

Предложение — это синтаксическая единица, которая выражает законченную мысль. Может быть простым или сложным.

Простые предложения — это такие предложения, в которых есть одна грамматическая основа.

Сложные предложения — это такие предложения, у которых есть две или более грамматических основы.

Есть три типа предложений по цели высказывания:

Предложение состоит из слов или словосочетаний, которые объединены по смыслу и грамматически. В каждом предложении есть грамматическая основа — обычно это подлежащее и сказуемое.

У грамматической основы есть две функции:

Смысловой центр. Если отбросить второстепенные и оставить только главные члены, смысл предложения останется понятным.

предложение пример 1



Грамматический центр. Именно основа привязывает предложение к реальности и времени. Точнее, это функция сказуемого, подлежащее указывает на субъект действия.

Члены предложения

Члены предложения — это слова, которые входят в состав предложения. Они делятся на главные и второстепенные. Каждый член предложения отвечает на какой-нибудь вопрос.

Для примера рассмотрим предложение:

Наша родня зимой переезжает из дома в квартиру.

Кто переезжает? — Родня.

Когда переезжает? — Зимой.

Родня что делает? — Переезжает.

Откуда переезжает? — Из дома.

Куда переезжает? — В квартиру.

Давайте узнаем, на какие вопросы отвечают главные и второстепенные члены предложения.

Изучайте русский язык в онлайн-школе Skysmart — с внимательными преподавателями и на интересных примерах из современных текстов.

Главный член предложения: подлежащее

К главным членам предложения относятся подлежащее и сказуемое. Они связаны друг с другом по смыслу и грамматически.

способы выражения подлежащего



Подлежащее называет субъект, который производит действие, испытывает какое-либо состояние, обладает определенным признаком. Подлежащее подчеркивается одной чертой.

Выделим предлежащее в предложениях:

  • Снег шел все выходные. Что шло? — Снег.
  • Мы бежим в школу. Кто бежит? — Мы.

Главный член предложения: сказуемое

Сказуемое связано с подлежащим и называет его действие, состояние или признак. От подлежащего к сказуемому можно задать вопрос, как и наоборот. Сказуемое подчеркивается двумя чертами.

Выделим сказуемое в предложениях:

Сказуемое может быть выражено любой самостоятельной частью речи, кроме деепричастия.

На рисунке изображены примеры предложений с разными частями речи в роли сказуемого.

способы выражения сказуемого


Сказуемые делятся по типам на простые и составные. А составные сказуемые делятся на глагольные и именные.

Простое глагольное сказуемое состоит из одного глагола в любой форме, который выполняет и грамматическую, и смысловую функции.

Составное глагольное сказуемое состоит из вспомогательного глагола с фазовым (начать, продолжить) или модальным (хотеть, мочь) значением или краткого прилагательного с модальным значением (должен, рад) + смысловой глагол.

Составное именное сказуемое состоит из глагола-связки (быть, есть) и именной части. Именная же часть может быть выражена существительным, прилагательным, числительным, инфинитивом глагола, синтаксически неделимым сочетанием и даже наречием.

Между подлежащим и составным именным сказуемым можно поставить тире, если сказуемое выражено существительным, числительным или инфинитивом глагола.

Простое глагольное сказуемое

Они работают стоя.

Он боится темноты.

Составное глагольное сказуемое

Они продолжают работать стоя.

Он стал бояться темноты недавно.

Составное именное сказуемое

Они стали ночными рабочими.

Он так и остался трусом.

Второстепенные члены предложения

Второстепенные члены предложения — это слова, которые поясняют сказуемое, подлежащее или один из второстепенных членов.

Озорной щенок любопытно разглядывал новую игрушку.

Подлежащее — щенок, сказуемое — разглядывал.

Второстепенные члены предложения: озорной, любопытно, новую, игрушку.

Как относятся друг к другу члены предложения схематически:


члены предложения

У каждого второстепенного члена есть слово, от которого оно зависит. При этом подлежащее и сказуемое не зависят от других слов, поэтому их называют основой предложения.

Второстепенные члены предложения делятся на определения, дополнения и обстоятельства. В таблице отразили, от чего они зависят и как поясняют другие члены предложения.

Я отдал кислую и горькую конфету.

У стены стояла не большая, а маленькая тумбочка.

Кого? Чего? Кому? Чему? Кого? Что? Кем? Чем? О ком? О чем? (Вопросы косвенных падежей)

Дедушка починил лук и стрелы.

На холсте художник отразил небо и океан.

Как? Где? Куда? Откуда? Когда? Зачем? Почему?

Зимой и осенью нужно надевать более теплые вещи.

Напишите небольшое сочинение о способах выражения подлежащего.


Подлежащее может быть выражено всеми частями речи :

1существительным : дождь идёт

2 глаголом - Учиться всегда пригодится

3 местоимением - МЫ ехали на дачу

4 прилагательным - ВО время детского чая ВЗРОСЛЫЕ сидели на балконе

5 числительным - Девять делится на три

6 междометием - далеко на площади грянуло УРА

7 Наречие - - ЗАВТРА не будет таким, как сегодня

8 Причастием - ПРИСУТСТВУЮЩИЕ говорили о различных делах.

9 Подлежащим может быть неделимое словосочетание - Дед с матерью шли впереди всех.

Пятеро мальчиков играли в мяч.


Напишите пож?

Небольшое сочинение про фиалку.


Напиши небольшое сочинения на тем "Что сказала мама"?

Напиши небольшое сочинения на тем "Что сказала мама".


Напишите сочинение на тему : способы выражение подлежащего и примеры?

Напишите сочинение на тему : способы выражение подлежащего и примеры.


Напишите небольшое сочинение про любимый уголок в Петербурге?

Напишите небольшое сочинение про любимый уголок в Петербурге.


Напишите в небольшое сочинение о своих привычках?

Напишите в небольшое сочинение о своих привычках.


Напиши небольшой рассказ подчеркнуть подлежащего, дополнение, обстоятельство?

Напиши небольшой рассказ подчеркнуть подлежащего, дополнение, обстоятельство.


Напишите пожалуйста небольшое сочинение на тему прозвище?

Напишите пожалуйста небольшое сочинение на тему прозвище.


Напишите небольшое сочинение на тему "что такое стиль"?

Напишите небольшое сочинение на тему "что такое стиль".


Напишите небольшое сочинение о своём посещении зоопарка?

Напишите небольшое сочинение о своём посещении зоопарка.


Напишите небольшое сочинение о том какой способ преодоления страха используете вы?

Напишите небольшое сочинение о том какой способ преодоления страха используете вы.


Мой четвероногий друг. Мне всегда нравились кошки, но как это обычно бывает у кого - нибудь из членов семьи неприязнь к животным. В моём случае, мама не любила ни кошек ни собак. Но после того, как папа долго ее уговаривал, она согласилась. В это..

Читайте также: