Что такое нравственная цель сочинение

Обновлено: 05.07.2024

В этой теме итогового сочинения предложено разобраться в том, что именно лежит в основе становления нравственности у современного человека. И для этого следует обратиться к художественной литературе, ведь многие писатели задумывались над данным вопросом уже не одно столетие назад.

Проблема

Как формируются нравственные ориентиры современного человека?

Отношение автора к проблеме

Прежде всего, нравственные ориентиры современного человека формируются под влиянием семьи. Интеллигентные и рассудительные родители подают правильный пример, воспитывая в ребёнке достойную личность. Они вкладывают основы нравственности, а в дальнейшем жизненные ценности продолжат формироваться самостоятельно. В памяти и сознании человека навсегда остаётся то, что он видел и слышал в детстве.

Аргументы

  1. По мере развития культуры и человечества в обществе появляются новые морально-этические нормы.
  2. Под нравственностью следует понимать духовные качества человека, которые основаны на высоких идеалах.
  3. Безнравственное поведение делает человека распущенным, недостойным членом общества.
  4. Первыми учителями нравственности для детей являются их родители.
  5. Учителя вносят весомый вклад в формирование нравственных ориентиров любого человека.
  6. Нравственные ориентиры формируются в результате определённых взаимоотношений с окружающими людьми.
  7. Основы нравственности вкладываются в каждого человека в детстве.
  8. Дети всегда берут пример со своих родителей.
  9. Главным жизненным ориентиром для человека является семья.
  10. Нравственные ориентиры помогают людям отделить плохое от хорошего.

Нравственные, моральные, духовные, жизненные, надёжные, чёткие, заметные, правильные, выбранные, навязанные, единственные, своеобразные, признанные, точные, основные, знакомые, значимые, верные, главные, важные, единые, лучшие, определённые, первостепенные, последние, новые, другие, исторические, примерные, неопределённые, подходящие, необходимые, удобные, очередные, естественные, внутренние, внешние, исчезнувшие, далёкие, долгожданные, заветные, конкретные, неизвестные, низкие, высокие, неясные, основные, туманные, призрачные, капитальные, мировые, народные.

Благонравные, добродетельные, добронравные, высоконравственные, моральные, честные, благородные, порядочные, этичные, справедливые, поучительные, назидательные.

Цели, знаки, направления, указатели, путеводители.

Примеры из художественной литературы

Главный герой романа Андрей Болконский является сыном князя Николая Болконского. Он предстаёт перед нами молодым, образованным, воспитанным, честным, открытым, достойным человеком. На вечере в салоне Анны Шерер Болконский чувствует себя неуютно, он презрительно относится к светским интригам и лицемерию. Он не принимает фальшивого лоска, напыщенности и наигранности в поведении представителей данного общества. Однако молодой князь очень сдержан, поэтому не ведёт себя высокомерно и не выказывает открыто своего неуважения к окружающим. Он не навязывает другим личные нравственные ориентиры, просто живёт в соответствии со своими жизненными принципами.

Дети берут пример со своих родителей, перенимают у них жизненные ценности. А госпожа Простакова представляла собой не лучший пример для подражания. Она негативно относилась к грамоте, считала чтение скучным, сплошь и рядом практиковала насилие, применяя физические наказания к слугам. Она была грубой, жадной и жестокой женщиной, которая пренебрежительно относилась ко всем окружающим. Поэтому нет ничего удивительного в том, что Митрофанушка не только не хочет учиться, но и не уважает своих родителей. Он перенял от своей матери все пороки, стал невежественным человеком, презрительно относящимся ко всем людям.

Илья был единственным ребёнком в семье, родители в нём души не чаяли. Мальчик рос в окружении любови и заботы. Чрезмерной заботы, потому что ему ничего не давали делать самостоятельно, любое желание сразу же исполнялось. Илюша был активным и любознательным мальчиком, но любящие родители подавляли в нём любое желание действовать, воспитывая его собственным примером. Со временем главный герой привык к безделью, он просто не знал, что можно жить по-другому. Единственной отрадой в его жизни были нянины сказки, героем которых он себя представлял. Илья настолько предавался мечтаниям, что в последствие ему стало трудно отличать реальность от вымышленного мира.

Одна из главных проблем воспитания Обломова заключается в том, что его родители не привили ему в детстве любовь к труду, терпение и усердие. Они очень хотели, чтобы их сын стал высокопоставленным чиновником, но не прикладывал никаких для этого усилий. Им было невдомёк, что без стараний успеха не достигнуть. Их своеобразная система воспитания, погубила жизнь Ильи Ильича. Он боялся реальности, избегал трудностей и не умел принимать необходимые решения. Он закрылся в своём собственном мирке и потерял смысл в жизни. Да и это жалкое существование уже трудно было назвать жизнью, ведь у Обломова не было ни целей, ни стремлений. Он просто плыл по течению, занимая позицию наблюдателя.

В будущем наличие денег и преумножение собственного капитала стало смыслом всей жизни Павла Ивановича. Следуя отцовскому завету беречь копейку, он переступил через свою совесть и нормы морали. Благодаря своей сообразительности и изобретательности Чичиков мог извлечь выгоду из всего. Он стал циником и лицемером, настоящим артистом и мошенником.

Наставление отца главного героя – доказательство того, какое влияние могут оказать родительские слова на ребёнка, каким он станет, и какой путь в жизни выберет, руководствуясь нравственными ориентирами своих родителей.

Пётр Андреевич хорошо усвоил урок своего отца. В первый раз он поступил по чести, вернув проигранные деньги, несмотря на то, что его верный слуга уговаривал своего хозяина увильнуть от расчёта. Затем главный герой отблагодарил бродягу, указавшего им дорогу, даровав ему заячий тулуп. В дальнейшем это благородство спасло жизнь не только Петру Гринёву, но и недовольному подобным неразумным поведением своего барина Савельичу.

Следующим событием, где главный герой романа проявил свою честь и достоинство, стала дуэль со Швабриным. Он поступил как настоящий мужчина, вызвав на поединок того, кто порочил имя невинной девушки. К тому же, в отличие от обидчика, Петр Андреевич действовал честно, не нарушая никаких правил.

В полной мере нерушимость своих принципов и преданность Родине молодой офицер доказал во время захвата Белогорской крепости. Находясь в шаге от смерти, он отказался присягнуть лжецарю. И этим поступком он вызвал уважение даже у такого злодея как Пугачёв, получив его помилование.

Таким образом, отец Петра Гринёва смог воспитать своего сына как настоящего дворянина, который считал невозможным изменить данной присяге и нарушить её даже ради спасения собственной жизни. Главный герой ни разу не отступил от наказа своего отца. С начала и до конца романа мы видим мужественного, постепенно взрослеющего юношу, который свято соблюдает данное слово.

Базаров сильно отличался от своих родителей, но профессия его отца всё же повлияла на выбор жизненного пути главного героя. Его отец был лекарем, и Евгений тоже стал интересоваться медицинской наукой. Василий Иванович был по происхождению простым человеком, но довольно образованным и разносторонне развитым. Он всегда был готов помочь нуждающимся, оказывая крестьянам медицинскую помощь. Таким был и его сын, который хотел быть полезным для окружающих не словами, а делом. Однако люди не могли понять человека, отрицающего всё, к чему они так привыкли.

Базаров воспитал себя сам как человека нового времени, сделал себя нигилистом. Его отрицание прослеживалось во всём: в образовании, в речи, в манерах, в отношении к природе, искусству, к традициям. Но в итоге главный герой романа сам стал жертвой своего воспитания. Любовь заставила его понять, что все теории, которыми он руководствовался в жизни, были ошибочными. А сам он – обыкновенный человек, над которым имеют власть чувства.

Примеры из жизни

  1. С незапамятных времён источником нравственности служили священные писания. В христианстве моральный кодекс человека определяли десять заповедей Христа:
  • Верь в единственного бога;
  • Не создавай себе кумира;
  • Не произноси имени Господа понапрасну;
  • Помни о выходном дне;
  • Почитай своих родителей;
  • Не убивай;
  • Не прелюбодействуй;
  • Не кради;
  • Не лги;
  • Не завидуй;

Соблюдение данных заповедей позволяет человеку жить правильно, в гармонии и понимании с Всевышним. Первые три заповеди относятся непосредственно к отношению к Богу. Христианин должен почитать только истинного Бога, а других божеств в его жизни существовать не может. Также в них говориться, что у верующих людей не должно быть кумиров и предметов поклонения, а имя Господа нужно вспоминать только в необходимых случаях.

Согласно четвёртой заповеди христиане должны обязательно помнить про выходной день и уважительно к нему относиться. Это не просто день, который нужно посвятить отдыху. В воскресенье люди вспоминают о боге, молятся и думают о смысле своего бытия.

В пятой заповеди говорится о том, что всегда нужно почитать мать и отца. Именно они дали нам жизнь согласно воле Божьей. Поэтому мы обязаны заботиться и уважать их вне зависимости от сложившейся жизненной ситуации.

Шестая заповедь гласит, что нельзя лишать жизни окружающих людей и самого себя. Причём вина ложится на человека даже тогда, когда он не совершал убийства, но не попытался его остановить. Следующая заповедь говорит о том, что нельзя прелюбодействовать. Бог велел на протяжении всей жизни сохранять верность мужу или жене, и даже в мыслях или словах не нарушать этого завета.

Восьмая заповедь запрещает кражу чужого имущества. Любая выгода непозволительна, если она связана с нанесением ущерба другому человеку. В девятой заповеди говорится о том, что нельзя клеветать на ближнего своего. Господь Бог запрещает любую ложь, сплетни и злословие. Лгать непозволительно даже себе самому. А последняя заповедь направлена не на запрещение греха, а на недопущение мысли об этом грехе. В ней говорится о том, что нельзя желать чужого. Бог говорит о том, что необходимо радоваться тому, что есть у тебя, а не у твоего ближнего. Только в этом случае можно получить благословение.

  1. Немецкий философ Иммануил Кант разработал концепцию автономной этики. Согласно этой концепции нравственных принципов следует придерживаться всегда, они не зависят от внешних факторов и должны постоянно взаимодействовать друг с другом. Человек, благодаря наличию воли может совершать поступки, исходя из этих принципов.

Иммануил Кант считал человека наивысшей ценностью. По его мнению, каждая личность обладает чувством достоинства, которое необходимо защищать от чужого посягательства. Однако у других людей тоже есть свои чувства, затрагивать которые нельзя ни в коем случае. Выходит, что человек обладает свободой выбора, но она ограничивается правами другого человека. Любой поступок оценивается на основе понятий о добре и зле.

Кант сформулировал свой закон таким образом, чтобы он стал основой, на которой должны строиться человеческие отношения. Этот закон называется категорическим императивом.

Основы категорического императива:

  • Каждый человек должен жить по общепринятым правилам;
  • Человек должен относиться к другим людям так, как хочет, чтобы относились к нему;
  • Человек не должен рассматривать другого человека как средство для извлечения собственной выгоды;

В теории Иммануила Канта говорится о том, что человек совершая действие должен руководствоваться не только своими желаниями, а и общечеловеческими правилами, которые являются для него категорическим императивом. Учёный надеялся, что этот закон будет представлять собой базу отношений между человеком и обществом.

Народная мудрость

Афоризмы

Человек не должен быть эгоистом, заботиться только о себе. Он обязан постоянно к чему-то стремиться, совершенствоваться. Иначе жизнь его становится бледной, тусклой. Он должен действовать, если даже понимает, что погибнет, если знает, что обречен. В этом его величие.

Общаясь с людьми, мы наблюдаем лишь видимую часть айсберга, возвышающуюся над водой. А она намного меньше основной массы, скрытой под поверхностью океана. Рассмотреть же глубину в людях достаточно сложно на первый взгляд. Каждый из нас сам распоряжается своей жизнью. И от этого

зависит многое. Мы сами ставим перед собой мелкие и глобальные цели, упорно добиваемся их, а потом пожинаем плоды.

Но нередко среди нас можно встретить людей, идущих по жизни без цели, даром. Их жизнь скучна и однообразна, она подобна старым остановившимся часам, покрытым толстым слоем пыли и затянутым паутиной. Таким человеком является Илья Ильич Обломов, герой И. А. Гончарова.

Обломов — дворянин. Мы знакомимся с ним, уже полностью сформировавшимся взрослым человеком, инертным, апатичным ко всему, что делается вокруг: «Жизнь в его глазах разделялась на две половины: одна состояла из труда и скуки — это у

И хотя Илья Ильич и делает безуспешные попытки что-то найти в жизни, о чем-то размышлять, паразитические чувства захватывают его целиком. Бездействие и бесцельность лежат на всем, что его окружает.

Комната главного героя на первый взгляд кажется убранной. В ней дорогая старинная мебель, обтянутая шелковой материей, множество красивых мелочей. Но зоркий глаз тут же усмотрит паутину, пропитанные пылью дорогие ковры, все в пятнах. На диване лежит забытое полотенце, на столе тарелка от вчерашнего ужина. Самое интересное в комнате — книги, пожелтевшие и покрытые пылью, раскрытые где попало. Книги и прошлогодний номер газеты как нельзя лучше передают нам характер хозяина комнаты, не привыкшего доводить дела до конца, касается ли это собственной жизни или недочитанной книги.

Читая роман Гончарова, мы начинаем понимать, к чему должны стремиться, что обязаны пытаться развить в себе, чтобы наша жизнь не прошла бесцельно. Мы должны стараться воспитать в себе целеустремленность и не забывать, в каком направлении должна нести свои воды наша жизнь; мы обязаны утолять нестерпимую жажду знаний, не должны попусту тратить свои силы на бездействие. Но самое главное, мы не можем лишиться дара удивляться всему живому и взирать на мир с благодарностью.

Я часто задумываюсь о том, какими должны быть цели у нравственного человека. У каждого человека есть цель, к которой он стремится. У кого-то задача полностью обеспечить себя материально, у кого-то цель саморазвития и самореализации. Какими бы не были цели, каждый человек достигает её своим путем и своими жертвами, порой аморальными поступками. А что касается нравственного человека? Какие цели преследует он? Нравственный человек-это человек с богатым внутренним миром, обладающий такими качествами как доброта, отзывчивость, верность, искренность. У поистине нравственного человека не может быть безнравственная цель, а уж тем более достигнутая аморальными путями.

Пьер был простым человеком с чистым сердцем, в наследство которому досталось большое состояние. Любого бы другого деньги делают жадными, меркантильными и двуличными, как, например, общество в салоне А. Шеррер. Но Пьер был не таким. Его чистое сердце сумело выдержать испытание большим состоянием. Пьер не сумел смириться с двуличным обществом, с людьми, натягивающие маски и скрывающие свое истинное лицо. Безухов в поисках своего жизненного пути уходит в масонство. Цели его были - это бескорыстная помощь людям, от которой он чувствовал себя поистине счастливым. Из этого можно быть уверенным, что Пьер Безухов был нравственным человеком.

Также данная тема встречается не только в произведениях, но и в жизни великих людей. Антон Павлович Чехов являлся не только создателем прекраснейших произведений, но и врачом. Он всегда был готов оказать помощь тем, кто в ней нуждался. Принимал очень больных, а иногда работал и в ночную смену. Он всю жизнь разрывался между двумя профессиями: писатель и врач. Но точно можно сказать, что в любой из двух профессий он был настоящий профессионалом своего дела. Так, его вечное желание помочь, стремление как можно больше отдавать себя на пользу другим, доказывают, что Антон Павлович Чехов являлся высоконравственной личностью, цели у которой были соответствующие.

Итак, немного поразмышляв над темой, хочу сказать, что нравственные люди всегда преследуют цели помощи другим. Я думаю, что их цели достигаются за счет полной отдачи самого себя и эта отдача приносит невероятное удовольствие и удовлетворение. Такие люди среди нас заслуживают уважение. Я считаю, что такие люди должны стать кумиром каждого. Кумиром, на которого равняются.

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Нравственность — это человеческое качество, которое позволяет ему быть внутренне цельным, делать осознанный выбор и совершать осмысленные поступки. Нравственный человек внутренне ощущает, что такое честь, любовь, мораль, человечность. У него есть твердые моральные принципы, в соответствии с которыми он строит свою жизнь.

Нравственный человек не совершает необдуманных действий. Каждый его шаг должен, если не принести пользу, то хотя бы не причинить никому вреда.

В мире осталось не так много людей, которых можно назвать нравственными. Но откуда берется нравственность? С этим качеством не рождаются. Оно результат воспитания. Сначала ребенок наблюдает за взрослыми, их поведением, поступками. Маленьким детям чуждо лицемерие, поэтому видя, что у родителей слова расходятся с делом, они усваивают эту модель поведения. Это не значит, что такой человек уже не станет нравственным. Мы должны непрерывно работать над собой, над силой характера.

Почему нравственность требует внутренней силы? Жизнь предлагает нам массу соблазнов, ведь не всегда поступить правильно — это просто. Когда человек видит, что правильный с точно зрения морали выбор расходится с его интересами.

У нравственного человека часто есть идеал, к которому он стремится. Это может быть образ родителей или других членов семьи. А многие выбирают в качестве примера для подражания религиозные символы. Но главное — это внутренняя убежденность в том, что именно такие мысли и поступки соответствуют общечеловеческим ценностям.

Можно ли прожить жизнь, будучи идеально нравственным человеком? Скорее да, чем нет. Ведь окружающий мир и мы сами постоянно развиваемся и совершенствуемся. А нравственность — это то, что позволяет во время этого непрерывного движения не сойти с пути.

Сочинение 2

В то время, когда машины могут выполнять различную работу и заменять сотни людей, обостряется проблема душевной теплоты. Почему? Многие люди об этом не задумываются, но нам необходимо быть добрее к другим, подавать руку помощи, помогать нуждающимся. Огорчает, когда людей волнует лишь их собственное благополучие. Не задумываются о том, что рядом есть люди, о которых тоже нужно думать.

Если человек не будет внимание чужие проблемы, то он превратится в эгоиста, который не способен творить добро. После этого он теряет нравственность.

Мы должны бороться за то, что человечество стало добрее. Именно поэтому огромная часть произведений современных писателей посвящена теме нравственной силе доброты. Авторы просят нас быть добрее.

Люди могут быть жесткими и жестокими как по отношению к природе, к другим людям и даже самому себе. Стоит подумать хотя бы над тем, как воспитывали нас родители. Нельзя обманывать, воровать, убивать. Для того, чтобы иметь высокий доход, нужно получить высшее образование и много трудиться. В погоне за счастливой жизнью люди бросаются на поиски себя. Важно учиться на своих и чужих ошибках, чтобы не потерять себя.

Нравственное начало появляется в 21 веке. Во времена существования королей, остальные жители брали пример с них. Но люди понятия не имели, как обстоят дела у других людей.

Каждая личность имеет и положительные, и отрицательные черты характера. Так устроены люди, что все хорошее выносят на всеобщее обозрение, а плохие поступки не распространяют. В веке технологий мы можем выложить наши счастливые фотографии и показать кому угодно, а вот поделившись чем-то хорошим и полезным, оказав помощь мы привлекаем добро. Помогаем не только себе, но и чужим людям. Если человек положил нравственное начало чего-либо, то это привлечет за собой нравственность остальных людей.

Если человек родился со светлыми волосами, то вряд ли через 30 лет его волосы почернеют. А если в детстве был добрым и милым ребенком, то он может вырасти злым и безнравственным. К чему я это? К тому, что нравственность является не врожденным, приобретаемым качеством. Его можно и нужно воспитывать. Человек не может стать нравственным просто так после восемнадцати лет, окончания университета или замужества. Только если он осмысливает себя, размышляет о своих поступках и о самом значимом.

Невозможно один раз сделать добро дело и стать. Тот, кто всегда следит за собой, за своей речью, поступками, придерживается высоких идеалов, остается нравственным.

Нравственность

Нравственность

Популярные сочинения

В выходные мы с родителями ходили в лес собирать грибы. Я, как обычно, искал их под деревьями и на солнечных полянах. Грибов было немного, но они были разные. Еще в лесу были разные ягоды, мы их с удовольствием ели.

Василий Поленов выдающийся художник пейзажист. Благодаря ему в искусстве появилось много новых жанров пейзажа, например, поэтический и пейзаж настроения. Все его работы пропитаны чувствами в них много лирики, романтизма. Картины Поленова очень красивы

Все мы к чему-то стремимся в своей Жизни. Хотим кем-то стать, что-то иметь, где-то побывать. Цель в жизни – это маяк, без которого легко потеряться на жизненном пути. Поэтому очень важно правильно определить, в каком направлении стоит двигаться.

На мой взгляд, целью в жизни может быть то, что ты хочешь, что позволяет тебе развиваться, а также приносит пользу другим людям.

Цель обычно означает конечный результат. Например, мы учимся, чтобы получить необходимые знания и аттестат. Однако, в процессе

обучения мы проводим множество незабываемых минут и часов, испытываем положительные эмоции, проходим испытания.

Сам процесс учебы – важный и интересный, мы развиваем свои способности, учимся общаться. А те, кто просто “отбывает номер”, ходят в школу, только потому что нельзя не ходить, избегают принимать участие в школьной жизни, очень многое теряют. Получается, что путь к цели так же важен, как и сама цель!

Еще часто говорят, что цель отличается от мечты тем, что она требует от нас активных действий. Но мне кажется, мечты очень помогают нам в определении того, чего бы мы хотели добиться в жизни.

Цели рождаются из мечтаний. В мечтах можно быть свободным, не думать об ограничениях и невозможности получить желаемое.

И когда чувствуешь, что это оно – то, что важно для тебя в жизни, пора превращать мечту в цель – придумать, как ее добиться, и действовать!

Цели бывают большими и маленькими, благородными и эгоистичными, но они ведут нас по жизни. Говорят, человек останавливается в развитии, когда ему не к чему стремиться. Каждая новая цель – это способ изучить что-то неизвестное, освоить новые навыки, развить свои способности и таланты.

Однако, важно, чтоб наши цели не вредили нам – не отнимали всего времени и не портили наши отношения с близкими, а также не причиняли никому вреда.

Что касается меня, моей следующей большой целью в жизни будет получение хорошей профессии. Я считаю, это очень важный и ответственный шаг, ведь любимая работа делает жизнь человека по-настоящему интересной, а неподходящая превращается в тяжкое бремя. Я хочу, чтоб моя Будущая профессия была связана с общением с людьми. Скорее всего, я пойду учиться на психолога, я думаю, у меня есть способности понимать и помогать людям.

Конечно, у меня есть еще много менее глобальных целей – купить вещи, которые мне нравятся, съездить заграницу, водить машину… Некоторые из них еще находятся на стадии мечтаний, но я верю, что мечта дает нам вдохновение для достижения наших жизненных целей!

Читайте также: