Что такое чувашская песня сочинение

Обновлено: 07.07.2024


Жанры чувашских народных песен. Современные люди часто поют или слушают одни и те же песни в любое время года, во время любых праздников. Но в древности у чувашей для каждого события были свои особые песни, начиная с песен, которые исполняли на празднике, посвященном рождению ребенка, и кончая особыми похоронными песнями.

К другим жанрам чувашских песен относятся трудовые: песни строителей моста, песни сплавщиков плотов, песни бурлаков, косарей, кузнецов, жнецов, лесорубов, ткачей, вышивальщиц, пастухов и т. д.

В гостях, а также во время свадьбы полагалось петь свои песни: при встрече — одни, во время пира и при расставании — совсем другие.

Во время гуляний, игр парни и девушки исполняли молодежные песни — шутливые или грустные.

Для самых маленьких детей родители, бабушки-дедушки, старшие сестры-братья пели колыбельные песни и песни-потешки, которые поют играя с малышом, лаская его.

Дети постарше во время игр часто сами придумывали песни и сопровождали игрой на маленьких музыкальных инструментах.

Очень печальными были песни расстающихся с родиной — отходников, уезжающих на заработки в дальние края, солдат, на 25 лет уходивших в армию, а также сирот, тоскующих о своих умерших родителях.

Особыми песнями могли сопровождаться обряды молений божествам, предкам. Некоторые из таких песен позволялось исполнять только самым старым людям.

Содержание чувашских песен. Большинство современных песен сочиняют профессиональные поэты и композиторы, и часто они стараются, чтобы песня понравилась и приносила доход. В таких песнях обычно поется о любви и об отношениях молодых людей.

Народные чувашские песни слагали крестьяне и рассказывали в них о своей жизни и своей любви — любви к своей семье, отцу-матери, родне, родине.

Ĕнтĕ пĕлĕт юхать, пĕлĕт юхать Уж облака бегут, облака бегут
Уйăхпалан хĕвел хушшинче; Между солнцем и луной;
Ĕнтĕ ĕмĕр иртет, ĕмĕр иртет Уж век проходит, век проходит
Ырлăхпалан хурлăх хушшинче. Между радостями и печалями.

В этой песне жизнь человека сравнивается с облаками, а горе и радость — с солнцем и луной.

Алран кайми… С древних времен у чувашей сохранилась песня, которую называют гимном чувашскому образу жизни. Эту песню исполняли старики в самые торжественные моменты.

Существует несколько вариантов этой песни, но основное содержание их одинаково.

Алран кайми аки-сухи! Плуг-соха вечно в руках!
Асран кайми атти-анни! Отец-мать вечно в памяти!
Турăран-Пÿлĕхрен асли çук, Старше Бога нет ничего,
Атте-аннинчен пахи çук. Дороже отца-матери нет ничего.


Алран кайми аки-сухи! Плуг-соха вечно в руках!
Асран кайми атти-анни! Отец-мать вечно в памяти!
Аки-сухинчен уйрăлас çук, С плугом-сохой не расстаться,
Атти-аннине манас çук. Отца-мать не забыть никогда.


Асран кайми пĕлĕш-тантăш! Знакомые-ровесники вечно в памяти!
Пуринчен пахи ял-йыш, пускил! Всего дороже односельчане-соседи!
Ай ĕçер-и, ай çиер-и, Не выпить ли нам, не поесть ли,
Виличчен пĕрле пурнар-и? До самой смерти вместе, не пожить ли?

В этой песне хорошо видно, что для чувашей нет ничего дороже Бога, отца-матери, родни, соседей — всей Родины, а также немыслима жизнь без труда — плуг-соха вечно в руках!

Исполнение чувашских песен. Чаще всего чувашские песни исполняли в несколько голосов, как бы составляя небольшие хоры.

Один человек мог петь, например, колыбельную песню, невеста пела песню-плач, некоторые игровые детские песни могли исполнять только мальчик или девочка.

Некоторые песни пели отдельно мужчины, отдельно женщины, а некоторые — смешанными хорами.

Часто чувашские девушки специально пели более тонкими голосами, чем замужние женщины. Так как только став матерью-отцом, можно было стать как бы полноценным человеком и петь в полный голос. Вообще, в чувашском обществе очень почитались старые люди, отцы и матери.

Чувашские народные танцы. Чувашские танцы обязательно исполнялись под музыку или при хоровом пении. Свои отдельные танцевальные мелодии были для женщин, мужчин, пожилых людей, молодежи и девушек.

Исполнять танец могли в одиночку — сольный танец, вдвоем — парный танец или группой — ансамблевый танец.

Вообще, чувашские женские танцы отличались мягкостью, плавностью, нежностью. Ноги во время танца почти не отрывались от пола, а руки никогда не поднимались выше линии глаз.

Мужские танцы были наполнены более быстрыми и задорными движениями.

Особым, очень древним чувашским танцем был танец на огне. Обычно его исполняли во время поминовения умершего. Возможно, в древности танцоры были босыми. Так описывает танец очевидец XIX века:

«…И разговорившийся со мной старик ушел к девушкам и, очевидно, стал уговаривать их подойти ближе. Они не сразу подошли, но наконец согласились.

Я смотрел, как они подходили: уверенно, плавно, спокойно.

— Смотри, — сказал мне старик. Подойдя, девушки взялись за руки, составили большой круг и начали петь: это было такое оригинальное и пение, и зрелище, какого я никогда не видал. То есть видел на сцене, в балете, в опере. Но это был не балет, не опера, а жизнь.

Большой круг плавно и медленно двигался; девушки шли в пол-оборота, одна за спиной у другой. Один шаг они делали большой, останавливались и тихо придвигали другую ногу.

На сцене это показалось бы, может быть, выдумкой — здесь же был естественен и непередаваемо красив этот хоровод молодых [девушек].

Они смотрели перед собой и пели.

— Без слов поют, — отвечал нервно старик, — так будут петь они, когда после смерти пойдут к Турă. Они будут смотреть прямо в глаза и на голос пойдут… Человек бедный, нет ничего, много грехов… Только на голос, на один голос, без слов пойдут, чтобы простил великий добрый Турă…

Девушки пели, а старик-переводчик, он же и жрец, говорил мне:

— Бедные чуваши мы, живем как можем. Великий Турă весну дал нам, а дочка его нам свадьбы правит.

Так и живем мы: пашем землю, круглый год работаем, а весна придет, опять веселимся. Мы любим землю. От нас обиды никому нет. Мы все весело [с музыкой, с песнями] делаем: работаем, празднуем, а смерть придет — умираем. Так мы живем. А эту вот песню только раз в год — весной можно петь: больше нельзя, грех.

Старик говорил, а я слушал.

Иногда громче поднималась песнь среди аромата полей и улетала в небо, сливаясь там с песней жаворонка, нежная песнь о промчавшемся…

Что оперы, что романсы?! Разве передадут они этот аромат вечно молодой весны и нежной тоски о проносящихся веках? Разве передадут они эту песнь народа, две тысячи лет сквозь ломку пронесшего с собой яркий образ прежней жизни? Разве можно выдумать такую песнь.

Во многих исследовательских работах отмечалась особая наклонность чувашей к пению. "Слух у них по большей части хорош… Голос редко бывает сильный, но почта всегда пригодный для пения". "Среди чувашей нередко можно встретить лиц с очень хорошей музыкальной памятью, знающих не один десяток народных песен" .

Первыми собирателями и исследователями чувашской песни были А.Риттих и В.Мошков. Они публикуют первые чувашские мелодии, записанные ими, в конце 19 в. Настоящая же работа по записыванию и исследованию чувашского фольклора началась в 20в. когда это стало делом чувашских исследователей В.Воробьева, Г.Лискова, композиторов и музыковедов — Ф.Васильева, Ю.Илюхина, М.Кондратьева.

Чувашское население проживало в древности племенами. с 10 в в составе Волжской Булгарии. В 14 – сер. 16 века в составе Золотой Орды и Казанского ханства. В дальнейшем в составе Казанской губернии и соседних губерний Российской империи. У них не было своей особой территории, своего государства, тем не менее, исследователи отмечали их особую привязанность к родным местам, своей семье.Чуваши всегда ценили свои обычаи, музыку, языкЭта преданность проявлялась в патриотизме чувашей.Когда наступали общенародные бедствия (война, голод, повальные болезни), в чувашских деревнях прекращались увеселения не только в среде взрослых, но и подростков и детей.

Сдержанность присущи чувашскому менталитету и языку. Даже самые сильные чувства старались не проявлять, не беспокоить окружающих. Обычно чувства выражались в песнях.Человек, единственный из всех живых существ обладающий речью, должен беречь язык и не допускать туда плохие слова, Есть особенная деликатность в отношениях.избегают сказать кому-либо грубость, что-либо обидное, унижающее, оскорбительное. В чувашских песнях нет никогда ничего циничного, грубого, неприличного. Они глубоко религиозны, целомудренны, нравственны.Многие исследователи отмечали высокий художественный вкус чувашей, их музыкальность, способности к искусствам и творчеству.

К страшным и недопустимым чувашским традициям относили тип шар — самоубийство из-за сильной обиды. Человек не сам решает, когда ему приходить в этот мир, и он по своему решению не имеет права уходить из этого мира.

Создание мира по представлениям предков чуваш. Вселенная вечна, всегда существовала и будет существовать.Вселенная имеет создателей — одно или несколько божеств. Например, как и у многих древних народов, великая богиня-мать.В некоторых мифах первоначальный мир представлялся в виде хаоса, абсолютного беспорядка, смеси воды и огня, тьмы и света, времени и пространства. Затем божества приводили мир в порядок — сначала создавали огонь и воду, землю и воздух-небо, потом — светила, звезды, растения, животных, людей, разные вещи, обычаи и т.д.Во многих мифах рассказывается, что сначала в мире ничего не было, кроме воды в виде бескрайнего океана. Затем из него выделилась земля. Утка или другое существо достало изпод воды кусочек ила, и из этого образовалась земная твердь. Следующим этапом созидания мира было отделение неба от земли. По древним представлениям чувашей, небо было очень низкое, и его рукой можно было достать с крыши дома. Но люди запачкали небо, и оно, обидевшись, поднялось наверх.

Устройство мира. По древнейшим представлениям чувашей, вселенная состоит из трех миров (слоев):

1. Верхний мир. Состоит из трех или семи слоев, на которых обитают верховные боги и добрые духи, небесные светила — солнце, луна, звезды.

2. Светлый мир. В этом мире живут люди и животные. В центре мировая гора. На ней растет дерево мира. Крона дерева достигает верхнего мира, корни уходят в нижний мир. Своими ветвями, упирающимися во все углы мира, оно поддерживает небесный свод.

3. Нижний мир. Он состоял из трех или семи слоев и представлялся как остаток хаоса, где в нижних слоях обитали злые духи, чудовища.

В древней религии чувашей существовало множество божеств и духов. (около 2000.) Среди них выделялись главные божества.Главным божеством был бог неба и создатель вселенной — Турă=Тенгри. По представлениям чувашей, сразу после рождения у человека появлялись два пирĕшти (ангела). Один записывал все добрые дела человека, другой — злые.

Главным злым духом был Шуйттан=шайтан, его помощниками — дух смерти, разные змеи —и др. чудовища. Все эти существа могли проникать в светлый мир и творить зло. Во многих народных сказках существует сюжет о битвах богатырей и драконов.

Многие существа-духи становились героями сказок и песен.

Чтобы вернуть в мир порядок или отблагодарить божества за благополучную жизнь, чуваши проводили обряды чÿк. —обряд моления с жертвоприношением. Чÿк обычно проводили всем родом, целой деревней или несколькими деревнями.Самым многолюдным был обряд Аслăчÿк. Обычно он проходил раз в 9 л. На него собирались жители близлежащих деревень, могли прийти несколько тыс чел. Обряд чÿк представлял собой торжественное и возвышенное действо, а в глубокой древности во время таких обрядов звучала специальная сакральная музыка.В каждой народнойпесне отражались представления людей о мире, событиях.

В старинной народной культуре, как и в природе, соблюдался принцип единства эстетического и утилитарного — что удобно, то и красиво, что красиво, то и удобно. У многих народов в древности новый год начинался весной. Большинство тюркских народов до сих пор справляет праздник нового года в день весеннего равноденствия. По чувашским поверьям, как и по традициям многих народов, весной наступал новый год. Но перед его наступлением обязательно нужно было вспомнить, почтить своих предков. Этому посвящался обряд калăм. Вечером собирались в доме старшего родственника. В молениях приглашали предков за стол. После начинался пир и веселье с песнями и танцами. В последний день калăм проводили специальный обряд изгнания злых духов, болезней, всей нечистой силы. Сс музыкой, танцами, песнями, криками, шумом обходили всю деревню. На следующий день молодежь, дети и старики собирались на краю деревни встречать первый восход нового года. В момент восхода старики призносили молитвы.Затем дети ходили с песнями и добрыми пожеланиями по домам, Весь день дети веселились, играли.Взрослые ходили в гости к родственникам и соседям: пели, танцевали.

Одним из древнейших весенне-летних обрядов чувашей, в измененном виде сохранившийся до наших дней, был Акатуй.Его проводили всей деревней или несколькими деревнями сразу, и в каждой местности были свои особенности.

После торжественной и долгой молитвы начиналось веселье с музыкой, песнями, танцами. Венгерский ученый Д.Месарош писал: «Они целыми ночами поют одна другой прекрасней пирушечные гостевые песни, самые душевные и самые милые произведения чувашской народной поэзии. Само пение тут не только дело естественное, но даже является долгом каждого. Хозяин бы обиделся, если кто-нибудь из гостей ушел, не исполнив ни одной песни.

Праздником, связанным с зимним солнцеворотом (когда самые короткие дни в году — 21—22 декабря), был сурхури,.Дети ходили по домам с песнями и пожеланиями. Обойдя деревню, ребята собирались у кого-нибудь дома, угощались, рассказывали сказки, пели, плясали .

Исследователи отмечают очень развитую народную музыкальную культуру чувашей. В древности ни одно обрядовое действие, праздник, какое-нибудь событие, часто даже игры детей не проходили без музыки.Среди всех поволжских народов чуваши выделялись большим количеством муз инструментов. Ученые считают, что мн инструменты, бытующие в Поволжье, были привнесены предками чувашей. Тем более, что с принятием мировых религий — ислама и христианства — мн нар рус, татар башк инструменты были утеряны. Всего их более 50. По способу извлечения звука 4 группы:1. Духовые которые звучат при помощи выдуваемого воздуха.

2. Струнные— звук создается дребезжанием струн.

3. Мембранные— у этой группы деталью, с помощью которой извлекают звук, является мембрана — натянутая пленка, обычно из кожи.

4. Самозвучащие— эти инструменты звучат, когда их приводят в движение: трясут, вертят и т. п.

Духовые подразделяются на три подгруппы: язычковые, флейтовые и мундштучные.

1. Язычковые, например, надрезанный на трубке из гусиного пера. Воздух вдувается в трубку — язычок дребезжит, и получается звук.Шăпăр — особенный обрядовый инструмент, обязательно использовавшийся на свадьбах. Этому инструменту и музыканту приписывали волшебные свойства. Таким же обрядовым инструментом был сăрнай. Его воздушный резервуар изготавливали из цельной шкурки козленка или теленка. В инструменте сĕрен также использовали пузырь животного.Из глины лепили тăмсăрнай. Своеобразной губной гармошкой был тута купăсĕ, звучащими язычками служили полоски бересты.В летнее время из трав, стеблей и стручков растений дети мастерили для себя музыкальные игрушки

2. Флейтовые. Нăй, шăхлич, изготавливали из трубчатых растений или из древесины. Для палнай использовали несколько таких трубок. Любимой детской музыкальной игрушкой был забавный тăмшăхлич в виде птиц, коней и т. п.

3. Мундштучные Военным музыкальным инструментом, изготовлявшимся из металла, был кавал. Похожий инструмент, но из рога,. Древняя металлическая нахра использовалась в особо торжественных случаях. Ее длина могла быть до 2—3 метров. Более длинной могла быть труба из древесины и коры,.

Струнные музыкальные инструменты подразделяются на две подгруппы:

1. Смычковые. Для игры на этих инструментах необходим смычок.Самым известным и широко применяемым инструментом на всех чувашских праздниках был купăс и его разновидности.

Мембранные музыкальные инструменты делятся на две подгруппы:

1. Ударные. К ним относятся разные барабаны и бубны (тункăр). Для барабанов обычно использовали шкуры собак.

2. Мирлитонные. К этой группе относится тура купăс — расческа с полоской бересты.

Самозвучащие музыкальные инструменты делятся на две подгруплы:1. Щипковые. Единственный представитель этой группы, широко распространенный в Азии и Сибири — купас - кубыз.2. Ударные. К ним относятся разные колотушки, трещетки, колокольчики, бубенцы и т. п.

Ближе к XX в в обиходе мн нар Поволжья появилась гармоника,. Название наиболее распространенного среди чувашей музыкального инструмента — скрипки (купăс) перешло в название гармоники. В первые десятилетия советской власти на изготовление некоторых нар муз инструментов требовалось специальное разрешение властей. Поэтому стали использовать ложки, вальки, бутылки с водой, печные заслонки и т. п.

Свадьба была большим праздником.И со стороны жениха, и со стороны невесты выбирался руководитель свадьбы . Обязательно приглашали несколько музыкантов, которые порой составляли целый оркестр.Во время одевания невеста пела песни-причитания.Подруги, сменяя ее, пели более веселые, шутливые песни. Затем невеста вместе со своими родными, подругами под музыку скрипок, барабанов с песнями и танцами отправлялись в гости к родственникам. Они сажали гостей за стол, вместе с ними пели, плясали, напутствовали девушку, прощались с ней.

"Мой народ сохранил сто тысяч слов, сто тысяч песен, сто тысяч узоров", - сказал в конце XIX в патриарх духовного возрождения чуваш И.Я.Яковлев. Фраза эта стала крылатой, потому что отразила любовь и гордость, которыми окружал народ свои духовные ценности. Примером архаики может послужить чувашская народная музыка. Попав в поле зрения европейски образованных ценителей в XIX в., она сразу же предстала как "песнь народа, две тысячи лет сквозь всю ломку пронесшего с собой яркий образ прежней жизни".венгерского музыканта 3. Кодая. Сравнивая старинные венгерские и чувашские напевы, пришел к выводу, что чувашская музыка весьма важна для познания древних истоков его родной музыкальной культуры, ибо она "углубляет наши знания о самих себе. У нас общие предки, от которых мы отошли дальше вследствие того, что развивались под влиянием большего числа и сильнее отличавшихся факторов. Чувашская музыка тоже не могла сохраниться без изменений на протяжении почти полутора тысячелетий, но она осталась больше похожей на древнюю"Отношения чуваш к музыке и пению ярко раскрывается в легендах, сказках, преданиях и пословицах. В них говориться, например, о том, что песня всегда жила в большой дружбе с народом, что она была неразлучна с ним в труде, и на отдыхе, что она делила с народом и горе, и радость: "Люди радуются, и песня радуется; люди печалятся, и песня грустит…"В образной форме рассказывается о том, как добрая песня сопутствовала народу в тяжелые, беспросветные годы его существования, как помогала она бороться против зла и несправедливости, против угнетения и произвола, как окрыляла народ, вселяя в его душу непобедимую силу и вечную молодость.И как бы в благодарность этому чувашский народ сложил немало песен о песне, в которых люди обращаются к ней, как к своему лучшему другу - вечному спутнику жизни. Без нее жизнь чувашина пуста, бесцветна, для него песня - язык души

Романтизм как литературное направление: В России романтизм, как литературное направление, впервые появился .

У чувашей долгое время не было своей письменности, и все свои мысли, переживания, надежды, наблюдения и мудрость народ выражал в устном творчестве. Оно имело развитые виды и формы: сказки, легенды, мифы и предания, пословицы, поговорки и загадки, песни, сопровождаемые танцами, и частушки. Это была своего рода говорящая летопись тех времен.

Через поэтические образы и аллегории чуваши рассказывали о своей жизни — такой, какая она есть. С печалями, нуждами, горестями, радостями, ежедневными заботами и хлопотами. И обязательно — со стремлением к красоте.

Главная особенность чувашского фольклора — тесная связь с домашним и сельскохозяйственным трудом, а еще разного рода обрядами.

Основные ценности, которыми насквозь пропитаны песни, сказки и прочие проявления народной мудрости — это духовность, нравственность, любовь и уважение к другим. Они воспитывали молодое поколение: почитайте отца и мать, уважайте старших, любите родных и близких и не разлучайтесь с ними. А главное — любите землю-кормилицу, относитесь к ней бережно. Природа — çутçанталӑк — вообще занимает центральное положение в устном народном творчестве, а человек — лишь ее часть.

И удивительно, как при всех трудностях обычной жизни чуваши умели радоваться малому: они пели в полях во время работы, вышивали, украшали яркими красками игрушки и кухонную утварь в тесноте, при лучине. И всегда любили праздники.

Главным собирателем чувашского фольклора был Николай Иванович Ашмарин. Он родился в 1870 году в городе Ядрин, а впоследствии стал выдающимся тюркологом, основоположником научного чувашского языкознания.

Величайшим трудом этого ученого стал 17-томный словарь чувашского языка, над которым он работал 30 лет. А в его рукописном фонде — больше 30 объемных томов. В них содержатся около 500 сказок, 13 тысяч куплетов чувашских народных песен, 4 тысячи пословиц, поговорок, загадок, народных примет. И именно благодаря Николаю Ивановичу Ашмарину все они дошли до наших дней.

У чувашского народа много сказок (юмахсем), и их все можно условно разделить на три группы: волшебные или героические, бытовые и сказки о животных. Первые — это художественный вымысел и большой полет фантазии, а их главный идейный мотив — борьба со злом за правду, за счастье народа. Самый распространенный сюжет этих сказок такой: злые силы крадут у народа благополучие и накликают на него беды, и тогда крестьянин отправляет своего сына на поиски страны счастья, и в пути юноша борется за возвращение украденного благополучия, мстит злым силам за оскверненную честь родных и своего народа.

Сказки о животных — аллегория на жизнь обычных людей и их взаимоотношения, где за животными скрываются разные человеческие характеры. Бытовые сказки же описывают повседневные жизненные ситуации и высмеивают общие человеческие недостатки и пороки.

Нередко сказки переплетаются с народными легендами (халапсем) о разных исторических личностях, героических поступках наших предков, о булгарской эпохе, об иге монголо-татар и казанских феодалов, об Емельяне Пугачеве. Но особенно чуваши любят сказания об Улыпе — национальном мифическом добром герое-великане.

В чувашском фольклоре много сюжетов, похожих на сказки других народов. Но в сказках чувашей есть одна особенность — в них благотворная связь с землей становится сакральной, а труд на ней возвеличивается. Встречается также особый жанр народного творчества — заговоры и заклинания, связанные с языческим культом.

Кстати, почти три десятка любопытных чувашских сказок и легенд вы можете почитать на сайте Национальной библиотеки Чувашской Республики.

Еще один жанр устно-поэтического творчества чувашей — это пословицы (ваттисен сăмăхĕсем), поговорки (каларăшсем) и загадки (сутмалли юмахсем). Они нередко были таким воспитательным инструментом — старшие, общаясь с детьми, часто говорили пословицами и поговорками, передавая мудрость предков.

Мы выбрали несколько интересных, почти классических чувашских пословиц:

  • Кÿршĕ-аршă аякри тăванран паха (Соседи дороже дальних родичей)
  • Çынтан сахал илсе нумай пар (Бери у людей мало, но давай много)
  • Юлташран уйрăлăн — пĕр çул йĕрĕн, кил-йышăнтан уйрăлăн — вун çул йĕрĕн, ял-йышăнтан уйрăлăн — ĕмĕр йĕрĕн (С другом расстанешься — один год будешь плакать, с семьей разлучишься — десять лет будешь плакать, от народа отделишься — весь век будешь плакать)
  • Вăрçă чарăнсан паттăр нумай (После войны героев много)
  • Хура халăхăн хура тăпра çине урине чикмесен хырăмĕ тăранаймасть (Простой народ не может себя прокормить, не поработав на черной земле)
  • Пÿрт-çурт тытма тăн-пуç кирлĕ (Чтобы управлять домашним хозяйством, нужен разум)
  • Ака уйăхĕнчи ыйхă — авăн уйăхĕнчи хуйхă (Сон во время сева — горе во время молотьбы)
  • Лайăх ят мултан та паха (Добрая слава ценнее богатства)

На каждый случай у чувашей были свои песни. Начинались сельскохозяйственные работы — крестьяне пели. Занимаясь домашними делами вроде прядения, ткачества, уборки, женщины пели. По вечерам молодые люди собирались на посиделки (улах), развлекались, девушки рукодельничали, и все, конечно же, пели.

Весной молодежь водила хороводы с играми, танцами и песнями — то плавными, неторопливыми, то быстрыми, стремительными. После весенних полевых работ начинались молодежные вечерние хороводы (вайа) и обрядовые игры (тапа или уяв) — они продолжались вплоть до сенокоса. Были особые обрядовые и ритуальные песни — их народ пел, собираясь для проведения разных праздничных обрядов: масленичных катаний (саварни чупни), гаданий на кольцах (сере яни), осенних жертвоприношений в честь нового урожая (кёр сари или аван сари). Обрядовых языческих песен было особенно много до принятия чувашами христианства.

А еще были песни благодарственные и просительные, рекрутские и исторические, похоронно-поминальные или, наоборот, связанные с рождением и крещением.

Были застольные песни, где воспевались старинные обычаи, дружба родственников и святость труда на земле, и были лирические песни, где юноши и девушки делились своими любовными переживаниями. Позднее распространились частушки (такмак). В этих коротеньких сатирических песенках шутливо изображались любовные увлечения молодежи, но чаще остро высмеивались недостатки некоторых членов общества, а иногда даже целых его прослоек или классов.

Чувашские песни чаще всего были одноголосыми. Дуэтное пение или многоголосие встречалось только в некоторых районах — и то под влиянием других народов: русских, украинцев, мордвы. Пели обычно только взрослые, а дети слушали. В песнях молодежи сквозила беззаботная веселость, а старшие поколения пели сосредоточенные, философски-этические песни, полные размышлений.

Песни нередко сопровождались танцами (ташă). При этом мелодии и движения мужских и женских танцев были разными: мужские — динамичные, темпераментные, полные удали и задора, а женские — плавные, мягкие, пластичные и очень выразительные.


Музыкальная культура чувашей сложилась в глубокой древности. Имея богатую музыкальную культуру, чуваши создавали и использовали самые разнообразные музыкальные инструменты. С древних времен они сохраняли традиции проведения массовых мероприятий с участием музыкантов. Народная музыкальная культура остается актуальной и для будущего – как сама по себе, так и в качестве фундамента новой ветви национальной музыкальной культуры – профессионального композиторского и исполнительского творчества.

Содержимое разработки

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

Урмарского района Чувашской Республики

Методическая разработка

Выполнила: преподаватель МБОУДО

Чувашия, о край ста тысяч песен!
Не зря в тебя поэты влюблены,
Ты жизнь моя, тревога, озаренье,
Ты Родина любимая моя.

Красива чувашская земля! Народ Чувашии обладает богатой и уникальной культурой, неспроста Чувашию называют краем ста тысяч песен, ста тысяч вышивок и узоров. Сохраняя народные традиции, чуваши кропотливо оберегают свой фольклор, народные ремёсла. Бережно хранят в Чувашском крае память о своём прошлом. Чувашский народ сумел пронести через века свою самобытную культуру, свои замечательные песни, танцы, вышивки и сказания. Нельзя считать себя культурным интеллигентным человеком без знания своих корней, древних традиций, родившихся еще в языческие времена, сохранившихся после принятия христианства и дошедших до наших дней. Именно поэтому родная культура, как отец и мать, должна стать неотъемлемой частью души, началом, порождающим личность. В древней культуре любого народа, сохраняющейся с любовью на протяжении многих веков, большое место занимает музыкальная культура.

Цель работы - познакомить с основными традициями, обычаями, культурным наследием чувашского народа, изучить прошлую и рассмотреть современную культуру Чувашии.

Задачи работы: рассмотреть происхождение музыкальной культуры чувашского народа, формировать представление о культурных ценностях и народных традициях, сопоставить прошлое с настоящим, чтобы лучше понять культуру нашего народа, воспитывать интерес к истории и культуре родного края, чувства гордости за свою родину и свой народ, а также уважения к фольклорному наследию других народов.

В минувшие эпохи вся жизнь человека проходила в сопровождении музыки. Сразу после рождения ребенок встречался с ней, и после смерти чуваш не расставался с музыкой. Традиционная музыкальная культура чувашей сложилась в глубокой древности, и имеет общие корни происхождения с музыкой народов Азии. Известно, что китайская музыка впитала элементы музыки народов, в разные исторические периоды входивших в состав китайского государства и в свою очередь оказала значительное влияние на музыку племен народов, в то или иное время проживавших на ее территории. Так, на основе системы люй был обоснован пентатонический звукоряд.

Музыкальная культура чувашей сложилась в результате взаимодействия тюркского, древнеиранского и финно-угорского компонентов.

Чувашские музыкальные инструменты многозначны, они отражают многовековую историю чувашского народа, по своему источнику звука подразделяется на четыре группы: струнные, духовые, мембранные, самозвучащие. Богатая и разнообразная музыкальная культура чувашей, в том числе и инструменты, не могли бы сохраниться, не имея своим надежным фундаментом старинные традиции, идущие из глубины веков. Большую роль в изучении музыкальных инструментов своего народа сыграли чувашские исследователи С.М. Михайлов, Ф.П. Павлов, Ю.А. Илюхин, А.И. Иванов-Ехвет, М.Г. Кондратьев и другие.

Песенное и инструментальное искусство народа жило повседневной естественной жизнью, в тесной связи с традициями и обрядами. С введением христианства старинные обряды оказались под запретом. Вместе с ними постепенно стали уходить в небытие и национальные музыкальные инструменты. В советское время этот процесс усилился, и к середине 20 века народные музыкальные традиции и инструменты практически исчезли из быта.

Исполнение большинства песен сопровождалось игрой на разнообразных музыкальных инструментах: пузырь (шапар), волынка (сарнай), варган (купас), свирель и дудка (шахличё), скрипка (сёрме купас), гудок (род скрипки с тремя струнами), гусли (кёсле) и другие. В начале XX века в чувашских селах появляются гармонь, балалайка, нередко и гитара. Под влиянием городской культуры возникает новый молодежный стиль музыкального фольклора - девичьи любовные песни, частушки, плясовые напевы; получают распространение русские пляски барыня, камаринская и другие.

В традиционной культуре чувашей музыкальные инструменты выполняют разные функции. Музыкально-эстетическая функция выступает на первый план во время праздников и развлечений.

Во время гонений на волынщиков, проходивших во многих странах, чуваши показали себя наиболее хитрыми и неистребимыми защитниками своего инструмента. Из-за волыночных репрессий в мире сохранилось мало старинного инструмента такого рода. Ведь чувашская волынка – это инструмент с очень капризным характером, требующий исполнительского мастерства и незаурядного терпения

. Музыка и музыкальные инструменты непременно использовались в различных ритуальных действах и церемониях, рассматривались как обязательная составная часть существования человека, и считалось необходимой атрибутикой общения. Но, к сожалению, к концу XX столетия у чувашей традиция народного инструментального исполнительства прервалась, и практически все они оказались на грани исчезновения.

И в 21 веке продолжают сохраняться чувашские песенные традиции. Народная музыкальная культура остается актуальной и для будущего – как сама по себе, так и в качестве фундамента новой ветви национальной музыкальной культуры – профессионального композиторского и исполнительского творчества.

Каждый народ велик своей уникальной культурой и неповторимостью. Сегодняшнее культурное достояние народов Чувашии - это многочисленные театрально-зрелищные учреждения, музеи, разветвленная сеть культурно-досуговых объектов и библиотек, стройная система эстетического воспитания детей и подростков. Множество национальностей и народностей, проживающих в Чувашской Республике, имеют свои культурные корни, прошлое и настоящее, индивидуальные пути развития. Все это естественным образом влияет на взаимообогащение национальных традиций. Мы живём в удивительном месте и должны любить и беречь свою малую родину. Должны знать язык, обычаи, традиции, народный фольклор.


-75%

Читайте также: