Сочинение о смерти пушкина

Обновлено: 08.07.2024

Хрестоматийная версия событий у Черной речки в январе 1837 года в целом совпадает с версией М. Ю. Лермонтова, изложенной в его известном стихотворении “На смерть поэта”, с той разницей, что передана она современным языком и к тому же в прозе. По этой версии на дуэли у Черной речки дрались благородный поэт и заезжий авантюрист.

Существует, однако, и другая версия, тоже принадлежащая современнику этих событий, более того, их участнику – самому А. С. Пушкину. Эта версия изложена в письме Пушкина к барону Геккерну: Дантес, пишет он, повсюду

По этой версии на дуэли встретились два светских человека – камер-юнкер Пушкин и находившийся на русской военной службе француз Дантес. Другое дело, что эти люди и вправду разительно отличались друг от друга. Дантес был молод, высок ростом и белокур.

Пушкину было под сорок, ростом и красотой он не вышел. Дантесу благоволили высокие покровители, и он, судя по всему, чувствовал себя в петербургском свете как рыба в воде. Цензором Пушкина был сам царь, однако, подобное внимание было тому в тягость. Дантес был офицером, Пушкин – профессиональным

Офицеров в высшем обществе имелось множество, профессиональных литераторов – всего один-два, но это совсем не значит, что литераторы пользовались в нем особым уважением, скорее, наоборот. Многие люди, видевшие Пушкина рядом с его супругой, говорили, что он ей не пара. Дантес же и Наталия Николаевна смотрелись великолепно – во всяком случае, очевидец, встретивший их случайно во время прогулки верхом, вспоминал, как восхитила его их молодость и красота.

Светский человек Пушкин сильно проигрывал светскому человеку Дантесу.

Лермонтов пишет, что Дантес “смеясь, дерзко презирал земли чужой язык и нравы”. Вряд ли Дантес вел себя столь опрометчиво. Неблагородство Дантеса проявилось совсем в другом.

Как известно, Дантеса усыновил голландский посланник в России барон Геккерн. В те времена понятия “однополый брак” еще не существовало, поэтому барону пришлось Дантеса усыновить. За самим же Дантесом противоестественных симпатий не замечалось. И если пожилым бароном двигала настоящая любовь, то Дантесом – голый расчет: барон был весьма состоятельным человеком.

Роман Дантеса с сестрами Гончаровыми неприлично затянулся, он был лишен тайны и интимности, в него оказались вовлеченными слишком много людей, и все они писали слишком много писем. Он являл собой разительный контраст пылким романам самого Пушкина и не мог не вызвать у того отвращение.

Пушкин дал Дантесу удивительно точное определение – шалопай. “Шалопай” – это, конечно, не синоним слова “порядочный человек”, но это и не “мерзавец”. Дантес ведь принял вызов Пушкина, хотя Пушкин как дуэлянт был противником весьма опасным и опытным. С тростью тогда ходили почти все светские мужчины, но трость Пушкина была тяжелее обычной – он полагал, что это способствует “твердости руки”.

Как показали дальнейшие события, рука у Пушкина была твердой.

Пушкин шел на дуэль с самыми серьезными намерениями, хотя его современники не могли сказать точно, с какими. Одни полагали, что он, не шутя, хотел убить Дантеса, другие – что он сам искал смерти. Дантесу же нужно было всего лишь достойно выйти из положения.

В его планы не входило убийство человека, перед которым он был виноват, и тем более в них не входила собственная смерть. Поэтому, скорее всего, на нем в день дуэли действительно была кираса.

После условленного знака все действия дуэлянтов отличались продуманностью и целеустремленностью. Если не считать дантесовой кирасы, оба они действовали в строгом соответствии с правилами. Дантес выстрелил первым, целя Пушкину в ногу, или, как тогда говорили, “в ляжку”. Так стреляли люди, которые, не отказываясь от дуэли, не желали смерти своему противнику. “В руке не дрогнул пистолет”, – писал Лермонтов, хотя пистолет в руке Дантеса все же дрогнул.

Дантес взял слишком высоко и попал Пушкину в пах, нанеся ему смертельную рану. Стреляя первым, Дантес рассчитывал, что его раненый противник не сможет ему ответить метким выстрелом. Пистолеты тогда по калибру не уступали современному зенитному пулемету, и тяжелая пуля, выпущенная с расстояния в несколько шагов из длинного ствола, могла сразу вывести противника из строя, куда бы она ни попала. Пуля Дантеса сбила Пушкина с ног, и в первую секунду всем показалось, что дуэль закончена, но тут Пушкин остановил бросившихся к нему людей – он сделает ответный выстрел.

Встать Пушкин не смог, но силы у него еще оставались, и он полностью сохранил самообладание. Дантес стал к нему боком, прикрывшись согнутой в локте рукой. К тому же он держал в ней пистолет, закрывая им голову.

То есть, применил, как сейчас сказали бы, стандартный прием. Рука не была достаточно надежным щитом, в отличие от пистолета, большого по размерам, с массивными металлическими деталями. Но эти меры, даже вкупе с кирасой, совсем не гарантировали Дантесу благоприятного исхода.

Пушкин мог целить ему в голову, даже целясь в грудь, он мог попасть ему в живот и в ту же голову. Дантес, надо отдать ему должное, стоял, не шелохнувшись, пока Пушкин тщательно в него прицеливался.

Пушкин, однако же, попал как раз туда, куда целил – в грудь, точнее, в верхнюю часть туловища. Дантес говорил, что его спасла пуговица, но никому ее, кажется, не показывал. Людей довольно часто спасали от смерти пуговицы, портсигары, медали и прочие случайные вещи – и, как правило, они их хранили до своего последнего дня. В музее А. М. Горького долгие годы после его смерти лежал на витрине портсигар, спасший писателя от ножа какого-то безумца.

Пуговица Дантеса, если бы она была, стала бы не просто доказательством, а драгоценным сувениром. Кому-кому, а той же Наталии Николаевне или ее сестре он ее обязательно показал бы.

Исход дуэли получился совсем не таким, какого хотел Дантес. Пушкин погиб, самого его выслали из России, его покровителю отказал в прощальной аудиенции российский император. Однако в Европе Дантес дослужился до генерала, обзавелся хорошей семьей, да и в России не все его ненавидели.

В конце концов, он был всего лишь шалопай, каких много во все времена. А рок настигает своего избранника вовсе не обязательно в образе картинного злодея.

Пушкин - классик нашей литературы, немеркнущий и загадочно недостижимый для нее идеал. Это - солнце русской классической поэзии. Он завершил более чем столетний процесс формирования новой русской литературы и ее языка.

Путь, пройденный и отраженный поэтом в его поэзии, отзовется потом в творчестве Толстого и Достоевского, воплотится в жизни их героев: от разочарования и безверия - к вере и молитве, от революционного бунтарства - к мудрой государственности, от юношеского много любия - к культу семейного очага, от мечтательного свободолюбия - к трезвому, оберегающему преемственность исторического развития консерватизму.


Владею днем моим; с порядком дружен ум;

Учусь удерживать вниманье долгих дум;

Ищу вознаградить в объятиях свободы

Мятежной младости утраченные годы

И в просвещении стать с веком наравне.

В феврале 1822 года правительство, давно следившее за деятельностью кишиневского кружка, приступило к его разгрому. В. Ф. Раевский был арестован. Положение Пушкина в Кишиневе с каждым днем становилось все тяжелее и тяжелее. Поэтому он обрадовался предоставившейся ему возможности перевода в Одессу под покровительство нового начальника края М. С. Воронцова.

Пройдет немного времени, и Пушкин об этом горько пожалеет. Пребывание в Одессе вскоре осложнилось для Пушкина глубоким конфликтом со своим новым начальником. Видя пренебрежительное отношение поэта к обязанностям по службе, Воронцов специально отправил его в оскорбительную в своей бессмысленности командировку "на саранчу". Пушкин подал прошение об отставке.

19 ноября 1825 года скоропостижно умер в Таганроге Александр I. Известие о его смерти дошло до Михайловского около 10 декабря. У Пушкина появилась надежда на освобождение. Он решил, пользуясь периодом междуцарствия, тайно вырваться в Петербург, но план сорвался.

Все чаще оглядывается Пушкин на пройденный путь и все решительнее подвергает свою жизнь критическому, нелицеприятному и беспощадному суду перед лицом вечности, у двери которой остановился теперь его поэтический гений. Исповедальные, покаянные мотивы наиболее сильно прозвучали в стихотворении .Воспоминание:

Когда для смертного умолкнет шумный день

И на немые стогны града

Полупрозрачная наляжет ночи тень

И сон, дневных трудов награда,

В то время для меня влачатся в тишине

Часы томительного бденья:

В бездействии ночном живей горят во мне

Змеи сердечной угрызенья…

Спасение от неудач, унижений, светских интриг, непрочности последнего оплота - семейного очага - Пушкин находит в религии. Он создает цикл стихотворений,

Геккерну-старшему ничего не оставалось делать, как послать вызов "Пушкину, но к барьеру за него вышел Дантес, до конца исполнивший отведенную ему в этом страшном спектакле роль…

Смертельно раненный в живот и лишь контузивший противника ответным выстрелом, задевшим ему руку, Пушкин умирал в течение двух дней.

В своем творчестве А. С. Пушкин не раз обращался к теме жизни и смерти. Многие его произведения поднимают эту проблему; как каждый человек, поэт пытается понять и осмыслить окружающий мир, постичь тайну бессмертия.
Эволюция мировоззрения, восприятия жизни и смерти Пушкина шла на протяжении всего творческого пути поэта.
В лицейские годы Пушкин упивается своей молодостью, его стихи не отягощают мысли о смерти, о безысходности жизни, он беззаботен и весел.

Под стол холодных мудрецов,
Мы полем овладеем,
Под стол ученых дураков!

Не пугай нас, милый друг,
Гроба близким новосельем:
Право, нам таким бездельем
Заниматься недосуг.

полностью соответствует анакреонтическому настрою лицеистов, эпикурейской философии, оказавшей влияние на лирику того периода, в нем звучат и элегические мотивы грусти, романтического одиночества:

Хоть тяжело подчас в ней бремя,
Телега на ходу легка;
Ямщик лихой, седое время,
Везет, не слезет с облучка.

Летят за днями дни, и каждый час уносит
Частичку бытия. А мы с тобой вдвоем
Предполагаем жить.
И глядь — как раз умрем.

Младенца ль милого ласкаю,
Уже я думаю: прости!
Тебе я место уступаю:
Мне время тлеть, тебе — цвести.

И где мне смерть пошлет судьбина?
В бою ли, в странствии, в волнах?
Или соседняя долина
Мой примет охладелый прах.

Александр Сергеевич Пушкин – великий поэт, оставивший огромное количество произведений после себя. Для каждого он по-своему интересен. Его знают все – от детей до стариков. Память о нём останется на вечность.

29 января в 2 часа 45 минут после полудня Пушкин умер.

Опасаясь взрыва всеобщего негодования, похороны его состоялись зимней ночью за городом.

За несколько лет до своей кончины он прекрасно осознавал, что он покинет этот мир, но это было вполне приемлемо для него. Он знал, что такова жизнь и смерть одного – лишь продолжение жизни на земле.

Ещё с давних времён многие люди покупали себе место на кладбище, так сделал и Пушкин. Проходя возле него, он немного с тоской, но всё же желал счастья тем, кто останется после (об этом говорится в одном из его стихотворений).

Душа поэта жива, пока его помнят. Это значит, что Пушкин всё ещё жив и надеюсь, что воспоминания о нём останутся ещё на долгие века.

Александр Сергеевич Пушкин — замечательный поэт, работавший в разных жанрах. Его перу было подвластно все. Мы наслаждаемся его прекрасной лирикой, романтическими поэмами, драматическими произведениями. В Читать далее

Мы открываем знакомую книгу и вновь погружаемся в прекрасный мир стихотворений Александра Сергеевича Пушкина, наслаждаемся необыкновенным языком, плавностью и красотой стиха, с детства любимыми образами. Читать далее

К циклу "Повестей Белкина" непосредственно примыкает незавершенная и самим Пушкиным не публиковавшаяся "История села Горюхина". Тягость крепостной неволи и свое сочувственное отношение к горестям и Читать далее

Проза Пушкина была качественно новым этапом в развитии русской литературы вообще и русской прозы в частности. Но чтобы понять, в чем новаторство пушкинской прозы, необходимо Читать далее

Выбирая в своем творчестве тему поэта и поэзии, А. С. Пушкин не был новатором — до него о значении поэтического творчества уже рассуждали в своих Читать далее

Для А.С. Пушкина настоящий человек — это человек, обладающий добротой, простотой, бескорыстием, душевной красотой, неразрывно связанный с народом, понимающий природу и искусство. Всеми этими качествами Читать далее

Читайте также: