Что дала мне встреча с матерой сочинение

Обновлено: 04.07.2024

От общего описания деревенской жизни В.Г. Распутин пе­реходит к судьбам ее жителей. Все они при определенной ин­дивидуализации чем-то похожи: в них нет беззаботного сча­стья, а доминирует лишь тяжелый труд по хозяйству, неустроенность да редкие обыденные радости (вроде приезда сына с невесткой раз в неделю к старухе Дарье).

Сцена разорения кладбища — одна из самых трагических страниц повести. Старая слабеющая Дарья, защищая надгро­бия, преображается и с палкой бесстрашно бросается на здо­ровенного, как медведь, мужика в брезентовой куртке, обещая ему все кары на свете. Возмущенные жители хотели устроить разорителям могил самосуд: скинуть их в Ангару. Однако вы­яснилось, что прибыли они по заданию санэпидстанции. Вы­полнение специального постановления о санитарной очистке всего ложа водохранилища оказывается для властей важнее, чем душевные страдания жителей.

Оставляет Настасья в Матере и убежавшую куда-то кош­ку, надеясь, что заберет ее, когда приедет копать картошку.

Понимание неотвратимости утраты родного дома прихо­дит к жителям Матеры во время пожара, когда сгорает уни­кальная изба Петрухи, которую как раз хотели сохранить и увезти в музей как памятник деревянного зодчества. Глядя на догорающую избу, каждый понимает, что такая же гибель ждет и его дом, так как перед затоплением деревни все избы будут обязательно сжигать.

Символично, что из оставляемой Матеры жители переез­жают в построенный не по-людски поселок. Бесхозяйствен­ность, с которой расходуются огромные деньги, больно ранит душу писателя. Плодородные земли затопят, а в поселке, по­строенном на северном склоне сопки, на камнях да глине, рас­ти ничего не будет. В этом поселке городского типа сын Дарьи Павел ощущает себя квартирантом. В.Г. Распутин под­нимает здесь характерную для деревенской прозы в целом те­му противостояния города и деревни. Было время, когда Па­вел хотел переехать в Иркутск, но понял, что тем, кто вырос в деревне, там делать нечего. Примечательно, что сын Павла Андрей по-другому оценивает идею затопления Матеры. Ведь ГЭС строят для большого количества людей. Это важный хо­зяйственный проект, ради которого надо перестраиваться, не держаться за старое. Переносить могилы Андрей соглашается только из уважения к бабушке. У него самого такая мысль да­же и не родилась бы.

Дарья до самого конца остается с родной Матерой. Горько сетует она на то, что не смогла, не успела перевезти родитель­ские могилы, белит и трогательно прибирает избу, словно на­ряжает покойника, провожая в последний путь.

Читатель должен сам решить, чья позиция ему ближе: ста­рухи Дарьи или ее внука Андрея, человека новой эпохи. Сим­патии же автора однозначно находятся на стороне коренных жителей Матеры.

Само название деревни Матера и образ старухи Дарьи ак­туализируют женское материнское начало. Это своеобразный корень жизни, который человек рубит под собой сам.

Однако повесть не столько восхваление родного края, сколько крик души. Описываются разоренные, загубленные, затопленные деревни, а также жители этих земель, которых насильно выселяют из тех мест, в которых они прожили всю жизнь, к которым привыкли и без которых не могут.

Нет, героев не манят технологии, возможности, развитый социум. Они привыкли к этому поселку, где в избах провели свое детство, где жили их родители в те времена, когда деревья были большими, когда жизнь была счастливее.

По мере прочтения старуху становится жаль. Кстати, все пожилые женщины Матеры сравнивают себя со старыми деревьями, которые пытаются пересаживать. Но это же бессмысленно. Именно это пытаются донести жители Матеры и читатель проникается подобной атмосферой с первых страниц.

2 вариант

Едва ли сюжет произведения можно назвать нетривиальным. Но в этом и кроется его соль: оно поднимает темы народные, близкие каждому жителю весей и поселков огромной страны.

Действие разворачивается в 60-е годы и имеет индустриальную подоплеку. Матера – это островная деревушка, расположенная на одном из островов на реке Ангара. В те годы началось строительство ГЭС, соответственно деревня будет затоплена в водах хранилища, которое образуется после постройки станции.

Для пожилого населения это становится трагедией. Неудивительно, ведь они душой приникли к родному месту, часть души уже заложена в каждом сантиметре родной земле. Здесь покоятся их предки, с этим местом связаны лучшие моменты их жизни. Их можно понять.

Эту ситуацию можно рассмотреть на примере главной героини, которая занимается побелкой родной хаты перед приездом санитарной бригады. Она настроена решительно против переезда в город.

Другие коренные тоже противятся переезду. Например, дед Егор, один из героев, вовсе не находит покоя в новых бытовых условиях, но находит покой на небесах. Он не принял на подсознательном уровне новое место жительства.

Молодежи легче принять участь деревушки на острове. Часть их души не была к ней прикреплена, поскольку они питали надежды на будущее. А будущее было тесно связано с переездом в город, где гораздо больше возможностей для самореализации. Они еще не утратили надежд, их мировоззрение свободно от местечковых предрассудков.

Символом краха местного традиционного уклада становится Хозяин острова, гибнущий под холодными сибирскими водами вместе с деревней. Надежду на вечную жизнь и память дает царская лиственница, которую санитарная бригада не может ни сжечь, ни срубить.

Произведение дает понять четкую мысль, что ничто не вечно. Но вечна память, вечна любовь к своей малой Родине. Человек должен задумываться над фундаментальными вещами: кто и куда он. Когда человек долго живет на одном месте, часть его духа остается там. С гибелью этого места погибает и часть души. Так же и с людьми, если задуматься, с гибелью близкого человека что-то в душе оставшихся в живых тоже умирает.

Также читают:

Картинка к сочинению По повести Прощание с Матерой Распутина

Популярные сегодня темы

Дети играли на берегу, они делали маленький кораблик и спускали на воду. В один момент детки увидели мышиную нору. Там находился мышонок, он пытался убежать от ребят, но его поймали. Мальчишка хотел убить мышонка

Художник располагает к себе через красоту простых, обыденных пейзажей. Работы, пропитанные теплом и любовью к родным краям, из-под кисти выходят с виду простыми уголками России

Сочинение-рассуждение по теме Что дала мне встреча с Матёрой?;помогите пожалуйста!Мне нужно настоящее сочинение.

  • Никита Субботников
  • Литература
  • 2019-07-01 03:41:03
  • 7
  • 1

Сочинение-рецензия (В. Распутин Прощание с Матёрой )
В. Распутин дотрагивается многих нравственных вопросов в собственной повести, но судьба Матеры водящая тема этого творения.
В ней легко прочитывается судьба родной деревни Распутина Аталанки, в годы строительства Братской ГЭС попавшей в зону затопления.
Матера это и полуостров, и одноименная деревня. Триста лет обживали это место российские фермеры. Неторопливо, без спешки, идет жизнь на этом острове, и за те триста с излишним лет многих людей сделала счастливыми Матера. Всех воспринимала она, всем становилась мамой и заботливо вскармливала деток собственных, и малыши отвечали ей любовью. Но уходит Матера, уходит душа этого мира.
Замышляли выстроить на реке сильную электрическую станцию. Полуостров попал в зону затопления. Всю деревню надобно переселять в новый поселок на берегу Ангара. Но эта перспектива не веселила стариков. Душа бабки Дарьи обливалась кровью, ведь в Матере не только она выросла. Это отчизна ее протцов, а сама Дарья считала себя хранительницей традиций своего народа. Она от всей души верит, что нам Матеру на подержание только дали чтоб обихаживали мы ее с выгодой и питались .
Но для чужих этот полуостров всего лишь территория, зона затопления. До этого всего, новоявленные строители попытались снести на полуострове кладбище. Дарья прибывает к выводу, что в людях и сообществе стало утрачиваться чувство совестливости. Народу стало много боле, - размышляет она, - а совесть, поди-ка та же, наша совесть устарела, старуха стала, никто на нее не глядит Че про совесть нежели такое твориться!
Утрату совести герои Распутина связывают напрямую с отрывом человека от земли, от собственных корней, от вековых традиций. К сожалению. Остались верными Матере только старики и старушенции. Молодежь живет будущим и смирно расстается со собственной малой отчизною.
Но писатель принуждает задуматься, будет ли человек, покинувший свою родную землю, порвавший со своими корнями, счастливым, и, сжигая мосты, покидая Матеру, не теряет ли он свою душу, свою высоконравственную опору?
Павлу, старшему отпрыску Дарьи, тяжелей всего. Он разрывается на два дома: необходимо обустраивать жизнь в новеньком поселке, но еще не вывезена мама. Душой Павел на полуострове. Ему тяжело расстаться с материнской избой, с землей протцов. Но и восстать против переселения Павел не в мощах.
Результат плачевен С карты Сибири пропало целое селение, а вместе с ним традиции и обычаи, которые на протяжении столетий сформировывали душу человека, его уникальный характер.
Что же теперь будет с Павлом, который мечется меж деревней и поселком, между островом и континентом, меж добронравным длинном и мелкой суетой и так и остается в конце повести в лодке посреди Ангары, не пристав ни к одному из берегов? Что будет с тем гармоническим миром, который для каждого человека становится святым местом на земле. Что будет с Россией? Надежду на то, что Наша родина все-таки не утратит собственных корней, Распутин связывает с бабкой Дарьей. Она несет в себе те духовные ценности, которые утрачиваются с надвигающейся городской цивилизацией: память, верность роду, преданность собственной земле. Оберегала она Матеру, доставшуюся ей от протцов, и хотела передать в руки отпрысков. Но прибывает заключительная для Матеры весна, и передавать родную землю некоторому.
Распутин не против перемен, он не пытается в своей повести протестовать против всего нового, прогрессивного, а заставляет задуматься о таких преобразованиях в жизни, которые бы не истребили людского в человеке. В мощах людей сберечь родную землю, не дать ей пропасть без следа, быть на ней не временным жителем, а вечным ее хранителем, чтобы потом не испытывать перед отпрысками горечь и стыд за утерю чего-то родного, недалёкого твоему сердцу.
Как-то так)

В. Распутин касается многих нравственных вопросов в своей повести, но судьба Матеры – ведущая тема этого произведения.

В ней легко прочитывается судьба родной деревни Распутина – Аталанки, в годы строительства Братской ГЭС попавшей в зону затопления.

Матера – это и остров, и одноименная деревня. Триста лет обживали это место русские крестьяне. Неторопливо, без спешки, идет жизнь на этом острове, и за те триста с лишним лет многих людей сделала счастливыми Матера. Всех принимала она, всем становилась матерью и заботливо вскармливала детей своих, и дети отвечали ей любовью. Но уходит Матера, уходит душа этого мира.

Утрату совести герои Распутина связывают впрямую с отрывом человека от земли, от своих корней, от вековых традиций. К сожалению. Остались верными Матере лишь старики и старухи. Молодежь живет будущим и спокойно расстается со своей малой родиною.

Но писатель заставляет задуматься, будет ли человек, покинувший свою родную землю, порвавший со своими корнями, счастливым, и, сжигая мосты, покидая Матеру, не теряет ли он свою душу, свою нравственную опору?

Павлу, старшему сыну Дарьи, тяжелей всего. Он разрывается на два дома: нужно обустраивать жизнь в новом поселке, но еще не вывезена мать. Душой Павел на острове. Ему трудно расстаться с материнской избой, с землей предков. Но и восстать против переселения Павел не в силах.

Итог плачевен… С карты Сибири исчезло целое селение, а вместе с ним – традиции и обычаи, которые на протяжении столетий формировали душу человека, его неповторимый характер.

Что же теперь будет с Павлом, который мечется между деревней и поселком, между островом и материком, между нравственным долгом и мелочной суетой и так и остается в финале повести в лодке посреди Ангары, не пристав ни к одному из берегов? Что будет с тем гармоническим миром, который для каждого человека становится святым местом на земле. Что будет с Россией? Надежду на то, что Россия все-таки не утратит своих корней, Распутин связывает с бабкой Дарьей. Она несет в себе те духовные ценности, которые утрачиваются с надвигающейся городской цивилизацией: память, верность роду, преданность своей земле. Берегла она Матеру, доставшуюся ей от предков, и хотела передать в руки потомков. Но приходит последняя для Матеры весна, и передавать родную землю некому.

Распутин не против перемен, он не пытается в своей повести протестовать против всего нового, прогрессивного, а заставляет задуматься о таких преобразованиях в жизни, которые бы не истребили человеческого в человеке. В силах людей сберечь родную землю, не дать ей исчезнуть без следа, быть на ней не временным жильцом, а вечным ее хранителем, чтобы потом не испытывать перед потомками горечь и стыд за утерю чего-то родного, близкого твоему сердцу.

Основой сюжета повести является то, что для строительства гидроэлектростанции планируют затопить деревню Матёру. Центральное место в повести занимают отношения старого и молодого поколений к затоплению острова, символизирующему изменения в обществе.

Герои, представляющие старое поколение, негативно относятся к тому, что Матёру собираются затапливать.

Живя в деревне всю свою жизнь, они не готовы переехать в данные им властями городские квартиры. Старики ценят малую родину, потому что здесь прошли их детство и молодость, взросление и старение. Особую ценность Матера приобретает для представителей старого поколения из-за того, что в деревне похоронены все их родных и близкие. Герои же, представляющие молодое поколение, относятся к затоплению Матеры совершенно по-другому. Они радуются приближающимся изменениям, считают их частью развития общества.

В. Г. Распутин показывает, что одни представители молодежи относятся к затоплению острова равнодушно, а другие даже проявляют жестокость по отношению к тем, кто не хочет покидать Матёру. Многие молодые люди радуются тому, что теперь они будут жить в предоставленных им городских квартирах, некоторые из них сжигают не только собственные жилища, но и дома тех, кому тяжело дается смирение с переездом.

В. Г. Распутин демонстрирует конфликт между представителями старого и нового поколений.

Однако этот конфликт рассматривается не в традиционном формате. Автор повести находится не на стороне молодого поколения, выступающего за перемены, как это происходило среди авторов большинства художественных произведений, а на стороне старого поколения, стремившегося сохранить свою малую родину. В повести выражается мысль о том, что представители настоящего, стремясь к лучшему будущему, совершают неправильные поступки. Ради технического прогресса молодое поколение готово пойти на уничтожение целого острова с растениями, животными и захороненными останками людей. Такое стремление молодого поколения совершить общественные изменения любыми путями, описанное в повести «Прощание с Матёрой, характерно и для современного поколения, часто забывающего о заботе об окружающем мире и о сохранении памяти. В. Г. Распутин призывает представителей всех поколений смотреть на то, какой ценой совершается общественный прогресс.

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Читайте также: