Нравы и быт дворян 18 века в изображении а с пушкина капитанская дочка сочинение

Обновлено: 04.07.2024

Общественно-политическая ситуация в России после войны 1812 года может быть охарактеризована как момент, когда основной, решающей силой общества становится дворянство. Именно лучшие представители дворян, люди, прошедшие путь сближения с народом во время Отечественной войны, выходят на Сенатскую площадь 14 декабря 1825 года. Но все ли дворяне достойны своего общественного положения? Этот вопрос занимает многих писателей начала века.

Достаточно вспомнить пьесу Грибоедова “Горе от ума” и изображенное в ней фамусовское общество, чтобы

Анализирует проблему дворянства и великий русский писатель А. С. Пушкин. Он вырабатывает свой, личный взгляд на эту тему, связанный, во многом, с фактами биографии Пушкина и с его отношением к настоящему и будущему России. В стихотворении “Моя родословная” Пушкин иронизирует над новыми русскими дворянами, которые заняли высокие посты в государстве благодаря интригам и дворцовым переворотам. Настоящими дворянами, теми, кто достоин носить это звание, Пушкин считает людей, принадлежащих к древним дворянским родам.

В семьях этих людей

сохранились высокие представления о чести и достоинстве, а именно это, по мнению писателя, должно составлять основу дворянского благородства.

B повести “Дубровский” Пушкин описывает двух помещиков: Дубровского и Троекурова. Когда-то они были друзьями, но смешной случай становится причиной их ссоры. Троекуров представлен в повести жестоким человеком, не останавливающимся ни перед чем ни в удовольствиях, ни в мести.

Но в какой-то момент он сталкивается с молодым Дубровским. Владимир не способен примириться с оскорблением, нанесенным его семье, и начинает мстить. В повести он представлен как романтический разбойник, который вершит свой суд над несправедливостью, царящей в мире.

Дубровский становится защитником простых людей и настоящей грозой дня помещиков. Не удивительно, что крестьяне называют его отцом и кормильцем.

Если образ молодого Дубровского связан, скорее, с романтической традицией благородного разбойника, то Гринев, главный герой повести “Капитанская дочка”, – образ гораздо более глубокий. Пушкин не случайно: делает повествователем, свидетелем событий пугачевского бунта дворянина. Герой оказывается в двойственной ситуации: он осуждает и не принимает восстание, но вместе с тем он же вынужден свидетельствовать о гуманности, справедливости и великодушии Пугачева.

Пушкин наделяет Гринева великолепными нравственными качествами. Он добр, честен и благороден, и эти черты писатель связывает с происхождением героя. Отец Петра не очень заботится об образовании сына, но с детства прививает ему основной жизненный принцип: “Береги честь смолоду”.

Юному Гриневу чуждо стереотипное отношение к крестьянскому бунту. С одной стороны, он считает соратников Пугачева преступниками, но в то же время он верит своим чувствам и видит глубину души крестьянского царя. Не случайно в повести подчеркивается, что оренбургский губернатор вызывает у героя презрение, а Пугачев – восхищение. Главное испытание для Гринева состоит в том, что он ставится в ситуацию выбора между долгом и чувством.

Как дворянин, он не может преступить через свои представления о чести и остается верен принесенной присяге даже в той ситуации, когда на карту ставится его жизнь. Вспомним сцену казни или сцену освобождения Маши. Офицер, призванный присягой усмирять бунт, он верен долгу.

И мы видим, что Петр Гринев действительно не уронил своей офицерской чести. На предложение Пугачева служить ему верой и правдой Гринев с твердостью отвечает отказом, так как присягал государыне-императрице.

Такой герой, безусловно, близок Пушкину. Антиподом Гринева в повести является Швабрин. Этот человек никогда не был нравственным, и это мы видим в эпизодах, посвященных взаимоотношениям героев с Машей Мироновой.

Но поведение Швабрина во время пугачевского бунта уже не оставляет сомнений: этот человек бесчестен и беспринципен. Ради собственной выгоды он с легкостью переходит из одного лагеря в другой и даже после поражения восстания пытается оклеветать Гринева.

Итак, мы видим, что многие герои-дворяне описаны Пушкиным с чрезвычайной теплотой, поскольку он, будучи близким другом декабристов, связывал с лучшей частью дворянства свои надежды на светлое будущее России. Но писатель-реалист видит и других дворян, которые легко расстаются со своими представлениями о чести и долге.

Из кратких замечаний писателя мы узнаём, что он не поддерживал курс нынешнего правительства, поэтому сейчас находится в оппозиции к нему. Внешне он высказывал отдельные замечания, но не был открытым противником. Поэтому герой оказался в своём поместье, а не в ссылке. Как видим, при дворе постоянно такое случалось: были дворяне в опале, а были и приближённые. Его жена также была хозяйкой, она самостоятельно занималась домашними делами в своём доме, не полагалась на служанок и управляющих. Пётр Гринёв описывает её за приготовлением варенья, пенки от которого сын очень любил.

Матушка была очень доброй, любящей. Она безгранично баловала своего единственного сына. Это было потому, что остальные родившиеся дети умерли во младенчестве. Отец был суров с сыном, но справедлив. Он нанял ему учителя-француза, который был отчаянным пьяницей. Бопре сумел научить мальчика только фехтованию и французскому языку. Остальные же занятия были заброшены. Увидев занятия сына по географии и беспробудный сон учителя, взбешённый отец выгнал его. Герой должен был ехать в армию. От своего слуги, дядьки Савельича он научился управляться с лошадьми, хорошо знал русский язык. Самостоятельное чтение также сделало своё дело. Мальчика с раннего возраста записали в Семёновский полк в Петербурге. Чин шёл, а ребёнок в это время рос. Тогда при достижении восемнадцати лет он выходил на службу офицером. Это было принято во многих семьях. Однако, отец Петра Гринёва поступил иначе. Он отправляет сына в глубинку, чтобы он увидел армейскую службу с изнанки. Так поступали редкие дворяне. Петру Гринёву пришлось подчиниться, потому что отец был авторитетом для детей. Он же мог не дать согласие даже взрослого сына на женитьбу, как это и случилось. Однако, узнав Машу – невесту Петра поближе, родители были рады поженить их. Так жили многие дворяне в восемнадцатом веке.

Нравы и быт дворян 18 века в повести Пушкина Капитанская дочка

Несколько интересных сочинений

Первый учитель – это не только тот, кто подарил тебе первые знания, но и тот, кто привил тебе любовь к школе и учебе. Этот человек играет большую роль в судьбе каждого, и мы должны быть благодарны ему за все, что он сделал для нас.

Произведение относится к позднему лирическому творчеству писателя и в качестве основной тематики рассматривает проявление человеческих взаимоотношений.

Это произведение Гоголя, написанное при сочетании проблем реальной жизни и элементов сюрреализма вызвало интерес у критики.

Нравы и быт дворян XVIII века в изображении А.С. Пушкина в произведении “Капитанская дочка”

Другие вопросы из категории

XIX века;3)в 10 годы XVIII века;4)в 40 годы XX века.СРОЧНО.

Тема: Связь русской литературы и истории.

1.Связь русской лит-ры и истории.

2.Особенности изображений исторических личностей в преданиях и исторических песнях.

3.Отражение народных идеалов в древнерусской лит-ре.(Шемякин суд)

4.Соц.проблемы литературы XVIII века.

Я не прошу написать невероятно большое сочинение, хотябы набросок не сильно большой.. Просто у меня проблемы с этим предметом, а завтра очень важная контрольная (сочинение), буду невероятно благодарен!

Помогите написать заключение

Но были среди народа и такие, как Савельич. Образ Савельича, преданного своим господам дворового, был необходим Пушкину для правдивого изображения жизни того времени. Через образ дворового автор передал характер типичного русского человека, трагизм которого заключается в том, что он живет в эпоху крепостного права, унижающего и угнетающего крестьян.

В образе Савельича воплощены многие привлекательные черты: верность долгу, прямота, способность к глубокой привязанности и самопожертвованию. Все лучшее в Гриневе воспитано именно Савельчием. Свой долг крестьянин видит в том, чтобы устроить счастье своего питомца. Однако, хоть он и раб по положению, но не раб по духу. В нем живет чувство человеческого достоинства. Горечь и боль вызвало в Савельиче грубое письмо к нему старика Гринева. В ответном письме Савельича Пушкин подчеркнул не только покорность старого дядьки своему господину, но и пробуждение в крепостном рабе сознания того, что он такой же человек, как и его барин. Образом Савельича автор протестует против крепостного права.

Но крепостнический строй отрицательно повлиял даже на таких честных и добрых людей, как старики Мироновы. Иван Кузьмич, выполняя служебный долг, гибнет за чуждый народу строй. При всей своей доброте и беззлобности он становится противником народа. Савельича и Мироновых, при всем различии их судеб, объединяет отсутствие осмысленности жизни. Они живут во власти традиции и сложившихся стереотипов. Из поколения в поколение повторяющийся образ жизни представляется им единственно возможным. Оттого они никогда не смогут ответить на обиду, не смогут подняться выше помещичьей или правительственной власти.

В произведении народ противопоставляется дворянству. Вторые, в отличие от первых, прозаичны, бездуховны, примитивны и, можно сказать, ничтожны.

Но были среди народа и такие, как Савельич. Образ Савельича, преданного своим господам дворового, был необходим Пушкину для правдивого изображения жизни того времени. Через образ дворового автор передал характер типичного русского человека, трагизм которого заключается в том, что он живет в эпоху крепостного права, унижающего и угнетающего крестьян.

В образе Савельича воплощены многие привлекательные черты: верность долгу, прямота, способность к глубокой привязанности и самопожертвованию. Все лучшее в Гриневе воспитано именно Савельчием. Свой долг крестьянин видит в том, чтобы устроить счастье своего питомца. Однако, хоть он и раб по положению, но не раб по духу. В нем живет чувство человеческого достоинства. Горечь и боль вызвало в Савельиче грубое письмо к нему старика Гринева. В ответном письме Савельича Пушкин подчеркнул не только покорность старого дядьки своему господину, но и пробуждение в крепостном рабе сознания того, что он такой же человек, как и его барин. Образом Савельича автор протестует против крепостного права.

Но крепостнический строй отрицательно повлиял даже на таких честных и добрых людей, как старики Мироновы. Иван Кузьмич, выполняя служебный долг, гибнет за чуждый народу строй. При всей своей доброте и беззлобности он становится противником народа. Савельича и Мироновых, при всем различии их судеб, объединяет отсутствие осмысленности жизни. Они живут во власти традиции и сложившихся стереотипов. Из поколения в поколение повторяющийся образ жизни представляется им единственно возможным. Оттого они никогда не смогут ответить на обиду, не смогут подняться выше помещичьей или правительственной власти.

В произведении народ противопоставляется дворянству. Вторые, в отличие от первых, прозаичны, бездуховны, примитивны и, можно сказать, ничтожны.

Изучение Пушкиным движения Пугачева и создание исторического труда "История Пугачева" и художественного произведения "Капитанская дочка". Описание людей и событий в 1772 г. в Оренбургской губернии. Отношение автора к главным героям - Гриневу и Швабрину.

Рубрика Литература
Вид реферат
Язык русский
Дата добавления 12.02.2011
Размер файла 20,1 K

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

"Белгородский Государственный Университет"

По курсу: История Отечества в Русской литературе

Образы русского дворянства в романе А.С. Пушкина "Капитанская дочка"

Разуваева Екатерина Александровна

Специальность: "Менеджмент организации"

Кознова Наталья Николаевна

Старый Оскол 2011г.

1. Образ Петра Гринева

2. Образ Алексея Швабрина

3. Отношение автора к главным героям

4. События, происходящие в романе

пушкин пугачев художественный произведение

Многолетнее изучение Пушкиным движения Пугачева привело к созданию исторического труда "История Пугачева" и художественного произведения "Капитанская дочка". В 1836 году "Капитанская дочка" была закончена и опубликована в IV томе "Современника".

Содержание пушкинской повести исключительно богато. Рассказывая о важнейших событиях эпохи, писатель описывает самые различные социальные слои. В пределах каждого класса поэт создает совершенно непохожие человеческие характеры, раскрывает нравы эпохи. Это было последнее произведение, напечатанное при жизни Пушкина. Роман является художественной иллюстрацией пугачевского бунта. В небольшом по объему, но емком по содержанию произведении Пушкин дал запоминающееся описание людей и событий в 1772-1774 годах в Оренбургской губернии. Роман содержит пятнадцать глав (вместе с "Пропущенной главой"). В пяти главах действие разворачивается в линейной Белгородской крепости, в сорока верстах от Оренбурга, на берегу Яика, при жизни коменданта крепости Ивана Кузьмича Миронова. Все события романа даны глазами дворянина Петра Гринева. Он решительно осуждает "народное" восстание и самого Пугачева. Гринева ужасают те методы, которыми не гнушается пугачевская "шайка": насилие, грабежи, убийства. Повесть А. С. Пушкина "Капитанская дочка", несмотря на то, что основное действие ее развертывается на небольшом пространстве и в сравнительно короткое время, воссоздает сложную картину жизни России XVIII века. Перед нами проходят исторические лица: Пугачев, Хлопуша, Белобородов, Екатерина II, а также множество вымышленных героев. Но среди них нет случайных, бездейственных фигур. За каждым персонажем стоит определенная общественная сила, так или иначе причастная к изображаемым событиям.

1. Образ Петра Гринёва

Петр Гринев - это вполне заурядный человек, который волею судеб оказывается втянутым в водоворот исторических событий, в которых и раскрываются черты его характера. Петруша - молодой дворянин, уездный недоросль, получивший типичное провинциальное образования у француза, который "не был врагом бутылки" и "любил хлебнуть лишнего". Петр Андреевич с самого детства жил в обстановке чрезвычайной нравственности. А. С. Пушкин устами старого слуги Савельича раскрывает моральные устои семьи Гриневых: "Кажется, ни батюшка, ни дедушка пьяницами не бывали; о матушке и говорить нечего…" Такими словами поучает преданный слуга своего молодого барина, впервые напившегося и показавшего себя не с лучшей стороны. Отец Петруши, Андрей Петрович Гринев, старый гвардейский офицер, послал своего сына "понюхать пороху", служить в Белогорскую крепость. Среда, в которой рос Петр Гринев, не могла развить в нем интеллектуальных способностей ("Я жил недорослем, гоняя голубей и играя в чехарду с дворовыми мальчишками"). По части образованности, он, конечно же, уступает своему антиподу -- Швабрину. Но крепкие нравственные принципы, которые ему внушил отец, помогли ему выйти из труднейших ситуаций. Перед отъездом Гринев-старший дает наставление своему сыну: "Береги честь смолоду". И Петруша, совершая ошибки, всегда старается выполнять наказ отца. Этот наказ повсюду будет определять жизнь главного героя.

Таков пушкинский Гринев. Несмотря на ошибки героя произведения, перед нами предстает образ честного, отважного человека, способного к большому чувству, верного долгу, но все же, легкомысленного в понимании значения тех событий, участником которых он был.

2. Образ Алексея Швабрина

Алексей Иванович Швабрин столичный человек, дворянин, офицер гвардии, светски блестящий, но поверхностно образованный. В нем чтение сентиментальных романов и трудов французских просветителей воспитало лишь беспринципность и показной патриотизм. Сосланный, очевидно, за дуэль, не имея никаких шансов на возвращение в Петербург, он примыкает к восстанию, видя в нем лишь возможность перемен и повышения по службе, а главное - сохранение жизни. Швабрин презирает народ, ненавидит и боится Пугачева. Все его помыслы и действия лишь о нем самом; он эгоист. Когда все защищают крепость и, уступив в сражении, отказываются признать в Пугачеве императора, он с готовностью переходит на его сторону. Его подлость и низость проявляются и в отношениях с Машей Мироновой и с Гриневым. Швабрин не смог покорить сердце Марьи Ивановны и, став комендантом, пытался силой заставить ее выйти за него замуж. Не имея другой возможности отомстить Гриневу, Швабрин опускается до такой низости, что при допросе клевещет на Гринева.

Итак, в романе выведены два противоположных образа молодых дворян, офицеров: с одной стороны, честный, благородный Петруша Гринев, а с другой - низкий, подлый трус Швабрин. В образах этих людей А. С. Пушкин показал, что дворяне - это не только "цвет нации", и среди них встречаются негодяи.

Стоит обратить внимание и на композицию романа. Всему произведению предшествует общий эпиграф, взятый из народного творчества, что подтверждает мысль писателя о родственности народа и дворянства. Это пословица: "Береги честь смолоду", которая определяет жизненный путь героев "Капитанской дочки", а также авторское отношение к описываемому в романе.

3. Отношение автора к главным героям

Образ Гринева Пушкин показал в развитии: безумный мальчишка, утверждающий независимость юноша, мужественный и стойкий взрослый человек. События, в круговорот которых он попадает, делают его таким быстро. Для Петра Гринева честь -- это верность служебному и сословному делу. В знаменитой беседе с Пугачевым мы видим смелого дворянина. Очутившись среди врагов в мятежной слободе, он держится с большим достоинством. По отношению к себе со стороны Пугачева он не допускает даже насмешливого тона. Ему не нужна жизнь, купленная ценой унижения дворянского звания. Любит Гринев тоже по-настоящему. Он спасает жизнь Маши Мироновой, подвергая опасности свою собственную. На суде Петр не называет имя девушки, предпочитая быть осужденным. Ссора со Швабриным говорит о благородстве Гринева, вступающегося за честь Маши, о любви которой к себе и не знает. Пошлость Швабрина его возмущает. Петр старается скрыть свое торжество над побежденным Швабриным. Сталкивая в различных жизненных ситуациях Гринева и Швабрина, писатель показывает, что самое главное в человеке не образование и внешний блеск ума, а преданность убеждениям и благородство.

Рисуя Гринева и Швабрина, Пушкин отрицает возможность союза дворянства с восставшим крестьянством. Люди, подобные Швабрину, присоединяются к восстанию, потому что у них нет принципов, нет чести, совести и ими руководят личные цели.

Классовую психологию Гриневых писатель не думает скрывать. Он показывает, что даже на нравственность самых честных и справедливых помещиков влияет власть крепостника. Те поступки Петра Гринева, которые достойны осуждения, связаны с отношением к крепостным, а прежде всего к верному слуге Савельичу. Помнится, что однажды Петруша чуть не оставил своего дядьку среди врагов.

Алексея Швабрина, автор характеризует как циничного пустого человека, способного оболгать девушку только из-за того, что она отказала ему во взаимности. Швабрин совершает ряд подлых поступков, которые характеризуют его как низкого человека, способного на измену, трусость, предательство. Данный персонаж остается одним из наиболее ярких образов предателя в русской литературе.

4. События, происходящие в романе

Безусловно, все дворяне присягали на верность императрице. Это значит, что они обязаны защищать ее и ее трон от всевозможных покушений. Гринев так и делает. Следуя завету отца: "Береги честь смолоду", герой до конца остается верен своим принципам и своей клятве. Даже перед самим Пугачевым, перед лицом смерти Петр не предает свою императрицу. Он говорит Пугачеву: ""Голова моя в твоей власти, - отпустишь меня - спасибо; казнишь - бог тебе судья".

Другую позицию дворянства выражает Алексей Швабрин. Из трусливых, корыстных и карьерных соображений он нарушает присягу и переходит на сторону Пугачева. Но не пользуется и там уважением, потому что самозванец видит в нем того, кто он есть на самом деле: подлого и трусливого человека.

Алексея Швабрина в Белогорскую крепость сослали за дуэль, на которой его противник был убит. При знакомстве Швабрина с Гриневым обращает на себя внимание то, что Алексей относится к обитателям крепости с презрением и высокомерием. Швабрин сближается с Гриневым для того, чтобы "увидеть наконец человеческое лицо". Однако не только высокомерием определяется характер этого героя.

Гринев и Швабрин устраивают дуэль из-за дочери коменданта, и, воспользовавшись невнимательностью Гринева, Швабрин ранит его. Список дальнейших поступков Алексея венчают сцены штурма и взятия Белогорской крепости. Поняв, что осады плохо укрепленной крепости не выдержать, Швабрин переходит на сторону Пугачева. Когда же лжеимператор учиняет суд, сидя на крыльце комендантского дома, Швабрин оказывается уже среди старшин мятежников. Для того чтобы сохранить свою жизнь, Швабрин пресмыкается перед Пугачевым. По правде говоря, участь Алексея незавидна: он обречен вечно оставаться чужим среди своих, своим среди чужих. Вероятно, Швабрин попросту попытался позабыть о таких важнейших для российского офицера понятиях, как долг перед отечеством, честь, верность данной присяге. Вот один из примеров поведения предателя: "Швабрин упал на колени. В эту минуту презрение заглушило во мне все чувства ненависти и гнева. С омерзением глядел я на дворянина, валяющегося в ногах беглого казака". Истязаниями и голодом Швабрин пытался принудить Машу стать его женой. Этот эпизод разрешается благополучно благодаря вмешательству самого Пугачева.

Тема предательства весьма занимала Пушкина. Недаром герой его другого знаменитого исторического произведения -- поэмы "Полтава" -- мятежный гетман Иван Мазепа, совершивший предательство по отношению к Петру Первому. Однако Алексей Швабрин - прежде всего воплощение мелкого предателя. Из истории пугачевщины известно, что нередки были переходы офицеров на сторону бунтовщиков. После поражения Пугачева суд над такими людьми был безжалостен и суров.

Предательство имеет множество обличий. Общим для всех разновидностей предательства является злоупотребление доверием другого человека. Алексей Швабрин предал родину, любимую девушку, друга, всех обитателей Белогорской крепости. Этого вполне достаточно для того, чтобы терзаться муками совести до конца своей жизни. Испытал ли их Алексей Швабрин, этот низкий и двоедушный герой, оказавшийся между цельными и верными себе персонажами повести "Капитанская дочка"?

В заключение хотелось бы остановиться еще на одном незримом герое этой чудесной повести, на образе самого автора, который присутствует в повести незримо, как бы все время наблюдая за событиями и поступками своих героев. Выбрав Гринева рассказчиком, Пушкин не прячется за него. Позиция писателя четка и ясна. Во-первых, очевидно, что мысли Гринева о восстании заложены в него автором. Пушкин отдает предпочтение реформам перед революцией: "Не приведи бог видеть русский бунт, бессмысленный и беспощадный!". Во - вторых, Пушкин отбирает ситуации, в которых Гринев будет себя вести так, как нужно автору.

Сам факт выбора рассказчика - большая заслуга писателя. В этом состоит оригинальность повести "Капитанская дочка". Пушкин сумел донести до нас много интересных фактов из истории восстания Пугачева.

Читайте также: