Честь и милосердие в капитанской дочке сочинение

Обновлено: 30.06.2024

В наше время, к сожалению, вечные ценности стали менее значимыми и даже могут вызывать насмешку или иронию, на место любви к ближнему приходит душевная черствость. В обществе идет процесс дегуманизации человека. В стране неуклонно растет количество негативных поступков, совершаемых детьми, появляется все больше детей проблемных, а ведь они – наше будущее, будущее России. Поэтому-то на современном этапе нравственное воспитание становится наиболее важным в учебно-воспитательном процессе. Становится жизненно необходимо воспитывать в детях положительные качества личности, учить их разбираться в жизненных ситуациях и правильно оценивать свое поведение. Задача педагога - помочь детям ответить на сложнейшие философские вопросы: зачем жить? и как жить? А задача эта, как оказалось, далеко не простая. Как поселить в сердце ребенка добро, милосердие, бескорыстие, любовь к ближнему?

Моими помощниками, проводниками к сердцу ребенка, стали, конечно, произведения русской классики – кладезь мудрости. Духовное становление невозможно без освоения бесценного наследия Пушкина, Лескова, Достоевского, Шмелева.… Произведения этих мастеров слова дают представление о христианских основах нравственности, о добре и зле, о чести и бесчестии, о милосердии.

Столько важного и нужного для душевного развития ребенка можно почерпнуть, например, из “Капитанской дочки” Пушкина!

Глубоко христианский, глубоко русский ответ дает писатель на жизненно важные вопросы: как жить в истории, особенно в смутные, переходные ее периоды? за что держаться? При внимательном прочтении повести, не без помощи учителя, дети понимают, что держаться надо за свою совесть, за честь в глазах Бога. “Держаться нужно за Бога, за милосердие”,- такой вывод делают ребята в конце изучения произведения.

Но тому предшествует трудная, кропотливая работа с текстом. Проанализировав все сцены встречи Гринева с Пугачевым, видим, что история, положенная в основу повести, начинается и заканчивается милосердием. Вспомним первую встречу Гринева с будущим самозванцем. Пугачев вывел заблудившегося во время бурана Гринева к постоялому двору. Гринев благодарит вожатого, предлагает ему чай, потом и стакан вина. Наутро Гринев еще раз благодарит Пугачева и хочет подарить ему полтину денег на водку. А когда Савельич не позволил ему этого, он придумывает отдать Пугачеву свой заячий тулуп. Подарок, на первый взгляд, бессмысленный. Савельич недоумевает: "Зачем ему твой заячий тулуп? Он его пропьет, собака, в первом кабаке". Однако, пишет Пушкин, “бродяга был чрезвычайно доволен подарком”. И мы догадываемся, что тут дело не только в тулупе .

В благодарности Гринева за то, что “вожатый” вывел его к постоялому двору не просто благодарность. Тут нечто большее: жалость, милосердие и уважение. Человеку холодно, а ему не должно быть холодно: он образ Божий. Мы не должны безразлично проходить мимо человека, которому холодно, это бесчеловечно. Все это и почувствовал Пугачев. Потому так и радуется он подарку: “Спасибо, ваше благородие! Награди вас Господь за вашу добродетель. Век не забуду ваших милостей”. И не забудет, потому что на милость можно отвечать только милостью.

И через все остальные встречи Гринева и Пугачева основной темой идет именно тема милосердия. Народная мудрость гласит: “Кто добро творит, того Бог благословит”.

При занятии Белогорской крепости Пугачев, узнав Гринева, тут же помиловал его, спас от смертной казни. Позже в беседе наедине Пугачев говорит: “. я помиловал тебя за твою добродетель, за то, что ты оказал мне услугу, когда принужден я был скрываться от своих недругов”. Каким нравственным законом руководствуется Пугачев? Законом милосердия, которого нет выше и благороднее в этом мире. Разглядел однажды Гринев человека в Пугачеве, обратился к этому внутреннему человеку, и не может уже забыть этого Пугачев.

А, перелистав несколько страниц, становимся свидетелями еще одной удивительной сцены: Пугачев, атаман бунтовщиков, вызволяет Машу Миронову, дочь коменданта крепости, казненного во время приступа, из рук Швабрина и отпускает ее и Гринева со словами: “Казнить так казнить, жаловать так жаловать: такой мой обычай. Возьми себе свою красавицу; вези ее, куда хочешь, и дай вам Бог любовь да совет!”. Эти слова мы слышим от “злодея, обрызганного кровью стольких невинных жертв” Согласитесь, на такой поступок способен только человек, у которого не стерт образ Божий в душе.

Пушкин в "Капитанской дочке" предстает перед нами не просто мастером-художником, но и очень мудрым человеком с глубоким нравственным опытом. Главное внимание автора "Капитанской дочки" направлено на открытие внутреннего человека в человеке. Проникновенные диалоги главных героев повести представляют собой историю поисков той соборной истины, которая служит одновременно и мерилом истинности, и путем спасения. А ключом к этому царству истины выступает у Пушкина тема милосердия. Не случайно эта повесть является одним из самых христианских произведений в мировой литературе, именно от нее в русской литературе идет традиция проникновенных диалогов “святых и преступников”, стоящих перед лицом Бога.

Думаю, ребята, которые присутствовали на уроке, говорили о милосердии не пройдут мимо человека, нуждающегося в помощи, окажут ее больному и слабому, накормят бездомную собаку… А позже, отвечая на вечный вопрос: “Быть или не быть?”, примут правильное решение: быть человеком, жить духовно, “познавать Творца в творенье, видеть Духом, сердцем чтить…”

Сострадание — это важнейшее нравственное качество, проявляющееся как склонность помогать окружающим, бескорыстие, великодушие, умение прощать, терпимость. Эти черты — необходимые качества человеческой личности, помогающие человеку в критической ситуации.

То же самое чувство сострадания живет в душе Гринева по отношению к Маше Мироновой. Исследователи отмечали, что сама любовь героя — русская любовь, не любовь-страсть, а любовь-жаление (В.Н. Катасонов. Так, Гринев спасает Машу из плена Швабрина, отправляет ее к своим родителям, заботясь о безопасности своей невесты, молчит о ней во время суда.

Чувством терпимости, доброты, большой привязанности к своему воспитаннику проникнуто и все поведение Савельича, дядьки Петра. Так, он проявляет терпимость в эпизоде с Зуриным (биллиардный проигрыш Гринева), спасает своего воспитанника от смерти, бросившись в ноги к Пугачеву.

Мотив милосердия возникает и в финале романа, в эпизоде обращения Маши Мироновой к императрице с просьбой спасти жениха. Гринев помилован по указанию императрицы.

Здесь искали:

  • милосердие пугачева к гриневу
  • сочинение милосердие в капитанской дочке
  • что такое милосердие привести пример из капитанской дочки

Поездка в Оренбург. Первая встреча с Пугачёвым

Из Оренбурга Гринёв был послан служить в Белогорскую крепость, комендантом которой был Иван Кузьмич Миронов. Он был необразованным человеком, но от всех остальных его отличали доброта души и честность. У Миронова есть жена — Василиса Егоровна, которая принимает все военные дела как свои хозяйственные. Спустя небольшой промежуток времени Пётр Андреевич стал для их семейства родным человеком, да и сам он, не замечая того, очень сильно привязался к семье коменданта. Маша Миронова – капитанская дочка. К ней Гринёв тоже очень привязался, считал её благоразумной и чувствительной девушкой.

Капитанская дочка осталась в крепости

Маша Миронова, капитанская дочка, осталась в крепости, так как попадья выдала её за свою племянницу. Гринёв несколько раз совершал безуспешные попытки поездки в Оренбург для того, чтобы попросить помощи у военного коменданта. Петру Андреевичу отказали, и он вновь поехал в Белогорскую крепость. Гринёва по пути туда вновь задержали мятежники, и Пугачёв мог бы исполнить то, что не сделал в прошлый раз. Однако разбойник, узнав о цели поездки Гринёва, решил отпустить его и Машу Миронову.

В Белогорской крепости Пётр Андреевич с помощью разбойника Пугачёва освобождает Миронову. Швабрин решает раскрыть перед атаманом обман, однако тот не изменил своего решения и отпустил Гринёва.

Потом Гринёва арестовали, и на суде он был совершенно спокоен и уверен в себе. Швабрин оговорил Петра, и последнему предстоял позор и ссылка в Сибирь. Однако его спасает Маша Миронова, которая попросила царицу смилостивиться над Гриневым.

Дружба Гринёва и Швабрина. Любовь к капитанской дочке

Аргументы великодушия:

Донской казак Пугачёв

Белогорская крепость была взята после первого нападения. Пленных повели присягать разбойнику, и уже первым на виселице погиб комендант крепости Миронов. Сразу же после него была убита и его жена Василиса. Такая же смерть ждала и Гринёва, однако Пугачёв его помиловал. На следующий день Пётр Андреевич узнал, что незнакомцем, которому он отдал заячий тулуп, оказался атаман разбойников. Благодаря именно этому поступку Гринёва осталась жива его возлюбленная – капитанская дочка.

У Александра Сергеевича Пушкина есть замечательный Роман "Капитанская дочка". История его создания очень интересна. Сначала Пушкин написал "Историю Пугачевского бунта", но среди людей нашлось мало читателей. И тогда он решил написать роман, а в его основу легла история Пугачёва. В своём романе Пушкин описал три проблемы: долг, честь и милосердие. Я хочу подробнее раскрыть проблему милосердия.

Милосердие - это готовность помочь кому-нибудь или простить кого-либо из-за сострадания и человеколюбия. В понимании Пушкина, милосердие - это высшая нравственная ценность. Это прекрасное качество проявляется у всех главных героев романа, кроме Швабрина.

Если вспомнить произведение "История Пугачевского бунта", то там Пугачёв описывался, как злой и жестокий человек. Но в произведении "Капитанская дочка" Пушкин описал его, как очень милосердного человека. Его милосердие проявляется на второй встрече с Гринёвым, когда он должен был казнить его, но, вспомнив про заячий тулупчик, помиловал и отпустил. Хоть Пугачёв был кровожадным убийцей, но он всё равно оставался человеком, который не забывал хороших поступков. На этом его милосердие не заканчивается. При всех дальнейших встречах с Гринёвым, он ему помогает и общается с ним как с хорошим другом. Огромное милосердие Пугачёв проявил к Маше и попадье, когда узнал, что попадья обманула его, что на самом деле Маша не её племянница, а капитанская дочка. Можно сказать, что Пугачёв - персонаж, в котором сопоставляются долг и милосердие, и во многих случаях он выбирает лучшее человеческое качество - милосердие.

Гринёв - главный герой романа, в произведении ведётся рассказ от его лица. Его милосердие проявляется, когда он отдает заячий тулупчик обычному бродяге, в котором он увидел человека. На его примере можно увидеть, что есть вещи, которые не принесут тебе богатства, но зато они - огромное богатство для других. В дальнейшем этот тулупчик спасёт жизнь Гринёву.

Я не могу, не заметить милосердие попадьи. Хоть она и не относится к главным героям произведения, но она сыграла важную роль в жизни Маши. На свой страх и риск, она приютила бедную девушку и обманула Пугачёва. Попадья знала, что если обман раскроется, её могут убить, но она не испугалась и поступила как очень милосердный человек.

Произведение "Капитанская дочка" мне очень понравилось. Оно многому учит и показывает лучшие качества человека, такие как: милосердие, честность, любовь к Родине и многое другое.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Целью исследования является изучение и обобщение наблюдений над текстом повести по заявленной теме.

В ходе работы мы ответим на следующие вопросы:

Гринёв и Пугачёв

Вся последняя повесть Пушкина настолько проникнута духом милосердия, что её можно было бы назвать повестью о милосердии. Цент­ральная сюжетная линия произведения – история взаимоотношений Гринёва и Пугачёва – есть прежде всего история милосердия. Во всех четырёх встре­чах милосердие является как бы нервом отношений наших героев. С ми­лосердия начинается эта история, им и кончается.

Вспомним первую встречу Гринёва с будущим самозванцем. Пугачёв вывел заблудившегося во время бурана Гринёва к постоялому двору. Вот замёрзший Гри­нёв входит в избу.

«– Где же вожатый? – спросил я у Савельича.

Так и в третьей встрече: во всех перипетиях откровенного и рискован­ного диалога, который ведёт с Пугачёвым Гринёв, направляет последнего – напоминает и обещает – опять милосердие, однажды – и навеки – соеди­нившее их.

«– О чём, ваше благородие, изволил задуматься?

– Как не задуматься, – отвечал я ему. – Я офицер и дворянин; вчера ещё дрался противу тебя, а сегодня еду с тобой в одной кибитке, и счастие всей моей жизни зависит от тебя.

– Что ж? – спросил Пугачёв. – Страшно тебе?

Я отвечал, что, быв однажды уже им помилован, я надеялся не только на его пощаду, но даже и на помощь.

Путь немилосердия

Божью правду в мире – путь милосердия – оттеняет в повести мир­ская правда, путь мести, путь немилосердия. Вспомним оценки поведения Гринёва со стороны сообщников Пугачёва и со стороны офи­циально-государственной (суд). Вся история Швабрина от начала и до конца представляет собой также, по контрасту с главной темой повести, историю бессильной злобы, зависти, неспособности простить. Отвергнутый Марьей Ивановной, неспособный смириться, он вступает на путь Каина, путь насилия, предательства, мести, Пушкин ясно показывает, что этот путь не только ведёт его героя к гибели физической, но – что беско­нечно хуже – есть путь дегенерации нравственной, путь духовного само­убийства.

Старательно подбирает Пушкин иллюстрации основной темы повести. Этому служит и история изувеченного башкирца. Он был пойман в Белогорской крепости как лазутчик, подосланный Пугачёвым для распростра­нения листовок, подбивающих казаков к бунту. Комендант крепости Иван Кузмич Миронов начинает его допрашивать, но башкирец ничего не отвечает.

«– Якши, – сказал комендант, – ты у меня заговоришь. Ребята! сымите-ка с него дурацкий полосатый халат да выстрочите ему спину. Смотри ж, Юлай: хорошенько его!

Долг, честь и милосердие – безусловные нравственные ценности для Пушкина. Но иногда они вступают в противоре­чие друг с другом.

II. Главная часть

1. Из главных героев романа лишь для Маши Мироновой нет противоречия между долгом, честью и милосердием.

В любом ее поступке (отказ выйти замуж за Швабрина, стремление снасти Гринева и др.) долг, честь и милосердие оказываются слитыми воедино.

2. С другой стороны, в романе есть герой, который посто­янно

поступает вопреки и долгу, и чести, и милосердию, – это Швабрин, который вызывает в читателе лишь чувство пре­зрения.

3. Сложные отношения между требованиями долга, чести и милосердия характерны для таких героев, как Гринев, Пуга­чев, Екатерина II.

а) Гринев. До определенного времени для него нет проти­воречия между долгом и честью. Но в какой-то момент он вы­нужден пренебречь своим долгом (оставаться в Оренбурге) ради чести и милосердия (он чувствует нравственную обязан­ность спасти Машу и для этого вынужден обращаться к Пуга­чеву за помощью).

Но чести своей он не теряет ни при каких обстоятельствах,

что видно, например, в его отношении к Пуга­чеву: он отказывается ему присягать, смело возражает ему и т.п.

б) Пугачев. Для него характерно противоречие между дол­гом и милосердием. Долг повелевает ему казнить Гринева заод­но с защитниками Белогорской крепости, а позже – за обман с Машей. Но милосердие в данном случае берет верх.

Даже когда он полностью расплатился с Гриневым за заячий тулупчик, со­хранив ему жизнь и свободу, он продолжает совершать добрые и милосердные поступки, помогая, в частности, Гриневу освободить Машу. Именно это начало милосердия обусловило со чувственное отношение Пушкина к Пугачеву.

в) Екатерина II. Для нее так же, как и для Пугачева, харак­терно определенное противоречие между долгом и милосер­дием. Она, поверив Маше, помиловала Гринева, хотя долг предписывал ей предать его суду и, может быть, казни.

4. В романе “Капитанская дочка” Пушкину было важно показать, что в человеке самое главное – это именно челове­ческое начало, стоящее выше сословного положения, общест­венной роли и т.п. В этом отношении примечательны два эпи­зода: встреча Гринева с Пугачевым во время метели и встреча Маши с императрицей. В обоих случаях это встречи не дворя­нина с мужиком и не государыни со скромной дворянкой – это встречи человека с человеком.

Именно в таких ситуациях людям свойственно проявлять прежде всего милосердие.

Милосердие – высшая нравственная ценность в понима­нии Пушкина. Не случайно в особую заслугу самому себе он ставил то, что “милость к падшим призывал” (“Я памятник себе воздвиг нерукотворный…”).

Читайте также: