Черемисин п г к вопросу о классификации речевых ошибок в сочинениях учащихся средней школы

Обновлено: 07.07.2024

Понятие ошибки в речи учащихся и проблема их классификации. Основные причины и типы нарушения языковых норм. Современная методика преподавания русского языка и анализ школьных учебников русского языка. Анализ письменных работ учащихся 6 и 8 классов.

Рубрика Иностранные языки и языкознание
Вид курсовая работа
Язык русский
Дата добавления 18.04.2011
Размер файла 38,9 K

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Ошибки в письменной речи учащихся

§1 Ошибки в речи учащихся и проблема их классификации

В школьной практике нормой считается общепринятое употребление слов, их форм, синтаксических конструкций, закрепленной в словарях и справочниках и рекомендованное ими. А ошибки возникают в связи с нарушением этих самых норм.

Давление языковой системы:

Такие типы ошибок С.Н. Цейтлин называет системными.

Таким образом, С.Н. Цейтлин выделяются ошибки, исходя из причин нарушения языковой нормы. Однако существует и другое основание для создания классификаций ошибок, допускаемых учащимися: в зависимости от того, какие именно языковые нормы оказываются нарушенными и в зависимости от отношения к двум формам речи - устной и письменной. Так, выделяются ошибки, которые свойственны или только устной речи (орфоэпические, акцентологические), или только письменной (орфоэпические и пунктуационные), а также ошибки, относящиеся и к той и другой формам речи [17; с. 62].

Классификации, в основу которых положен критерий выявления нарушений языковых норм, в настоящее время неоднородны и разнообразны. Например, исследователи С.Н. Цейтлин и Ю.В. Фоменко в своих работах определили десять типов ошибок, связанных с нарушением языковой нормы, из которых абсолютно совпадают друг с другом только семь:

Других же два типа речевых ошибок у исследователей коренным образом отличаются. Так, С.Н. Цейтлин выделяет акцентологические ошибки и текстовые, а Ю.В. Фоменко - фактические и логические [11; с. 52]. Классификация речевых ошибок, предложенная исследователем П.Г. Черемисиным, во многом соответствует выше указанным классификациям, но не включает в себя таких типов ошибок, как орфоэпические, а фактические и логические ошибки представлены как неречевые [18; с. 39].

Другое основание - вид речевой деятельности - послужил созданию исследователем С.Н. Цейтлин и другой классификации ошибок: ошибки говорения и ошибки понимания. К ошибкам говорения методист относит ошибки, обусловленные воздействием факторов, лежащих за пределами современного русского языка. А к ошибкам понимания она относит распространенную ошибку понимания фразеологизмов, употребление слов не в том видовременном значении и другие.

Таким образом, все структурные нарушения, как указывает исследователь, являются ошибками, так как они являются отклонениями от требовательности правильности речи. Нарушения же, связанные с употреблением слов (речевые), могут быть как ошибками, так и недочетами.

Исследователь Ф.П. Сергеев, также как и В.И. Капинос, выделяет речевые ошибки и речевые недочеты. Он указывает на пять видов ошибок: в содержании сочинений и изложений; речевые ошибки; грамматические; пунктуационные; орфографические и грамматические. А речевыми недочетами считает следующие [9; с.5]:

1) неточно употребленное слово или устойчивые выражения;

2) слово или предложение, нарушающее стилевое единство и выразительность текста;

3) однообразие словаря и грамматического строя речи.

Также Ю.В. Фоменко критикует классификацию В.И. Капинос за то, что в ней отсутствуют ошибки орфоэпические, фразеологические и логические, не упоминаются и не обозначаются ошибки лексические и стилистические [11; с. 54].

1. Грамматические ошибки рассматриваются как одна из разновидностей речевых ошибок (Н.Н. Алгазина, Л.Ю. Иванов, М.Н. Кожина, М.Р. Львов, Ю.В. Фоменко, С.Н. Цейтлин, П.Г. Черемисин и др.);

2. Грамматическая ошибка определяется как самостоятельный вид ошибок наравне с речевыми (В.И. Капинос, М.С. Соловейчик, Ф.П. Сергеев).

Как указывает исследователь, неточности допускаются учителями иногда даже в анализе орфографических ошибок. Квалификация стилистических, грамматических, словарных и других ошибок оказывается субъективной и произвольной.

Поэтому очень важной является проблема создания такой классификации ошибок, которая бы позволила учителю точно определять, к какому типу относится то или иное отклонение от нормы. Для решения данного вопроса многие ученые проводят исследования в различных областях, то есть более подробно останавливаются на ошибках синтаксических, на причинах их возникновения и способах их предупреждения (С.А. Арефьева, С.Н. Цейтлин, Л.Ф. Казакова и др.), подробно изучают стилистические ошибки (С.А. Арефьева, А.В. Клевцова, П.Г. Черемисин и др.), лексических (С.Н. Цейтлин, П.Г. Черемисин, Ю.В. Фоменко, А.А. Ховалкина и др.), проводят анализ ошибок, связанный с употреблением местоимений, в области глагольного словообразования, словоизменения существительных, в построении предложений с обособленными членами, водными конструкциями, прямой и косвенной речью и многих других.

§2 Анализ школьных учебников русского языка

Современная методика преподавания русского языка определяет три основных направления по развитию речи учащихся: овладение нормами русского языка, обогащение словарного запаса и развитие связной речи. Если все эти три направления не реализованы в учебниках по русскому языку, то в итоге речь учащихся становится невыразительной, неточной, лишенной образности и яркости и, кроме того, содержащей в себе множество грамматических и речевых ошибок.

В связи с этим, учебники по русскому языку должны включать в свое содержание большое количество упражнений на предупреждение грамматических и речевых ошибок. С этой целью были проанализированы учебники по русскому языку для 8 класса под редакцией М.М. Разумовской, В.В. Бабайцевой и М.Т.Баранова.

Во всех трех учебниках встречается большое количество упражнений, необходимых для обогащения и расширения словарного запаса учащихся. Ученику предлагается, например, обращение к толковым словарям для уточнения лексического значения того или иного слова. В учебнике под редакцией М.Т. Баранова предлагаются в значительном количестве упражнения по подбору синонимов к словам, устаревшим словосочетаниям, фразеологизмам или подбору антонимов. С этими типами упражнений очень тесно связаны задания по составлению словосочетаний и предложений самими учащимися с новыми для них словами. При этом составители учебников предлагают учащимся такие слова, которые имеют не одно, а несколько значений, слова-паронимы, слова, которые могут употребляться в переносном значении. В этом случае ученик должен составить такие предложения, чтобы из контекста было понятно, о чем именно идет речь и в каком из значений в данном случае выступает то или иное многозначное слово.

Направление по освоению учащимися орфоэпических норм русского языка также отражено во всех трех анализируемых учебниках. Так, в учебниках под редакцией М.М. Разумовской и В.В. Бабайцевой представлены задания, в которых основным содержанием становится научить учащихся правильно произносить те или иные слова, в том числе и термины русского языка. Но в большинстве случаев упражнения такого рода выступают как дополнительные к основному заданию.

Кроме того, в учебниках под редакцией В.В. Бабайцевой и М.Т.Баранова на поля выносятся новых для учащихся слова с правильной расстановкой ударений. Однако в первом случае слова, вынесенные на поля представлены авторами учебников в контексте предложений, где можно рассмотреть и особенности сочетания данного слова с другими и из контекста определить его лексическое значение. Во втором же случае слова, вынесенные на поля, не относятся к какому-либо упражнению и рассчитаны на то, что учитель будет проводить какие-либо работы с включением этих слов самостоятельно.

В учебнике под редакцией М.М. Разумовской в некоторых упражнениях предлагается учащимся обращаться к орфоэпическому словарю, если они не уверены или сомневаются в правильности произношения того или иного слова.

В результате работы по усвоению лексических и орфоэпических норм русского языка у учащихся формируется необходимость обращения к соответствующим словарям, что становится основой их работы и, безусловно, способствует обогащению и расширению их словарного запаса.

Упражнения по предупреждению грамматических ошибок в речи учащихся во всех трех анализируемых учебниках по русскому языку представлены в своем многообразии.

Во-первых, все учебники предлагают большое количество упражнений на устранение нарушений в области согласовании и управлении. Но при этом зачастую авторскими коллективами не представлены такие случаи согласования и управления, которые бесспорно могут вызвать у ученика сомнения. В большей степени этому требованию соответствует учебник под редакцией М.М. Разумовской Авторский коллектив этого учебника, например, при изучении правил согласования подлежащего и сказуемого предлагают такие предложения, в которых подлежащее может иметь в своем составе собирательное существительное с количественным значением (большинство, меньшинство, ряд, часть) или может быть выражено количественно-именным значением. При этом данные предложения они предлагают рассматривать не с одной точки зрения, а выявить условия, которые позволили бы допустить в том или ином предложении два варианта согласования.

Учебник под редакцией М.Т. Баранова такого разнообразия упражнений не дает, и задания в большей степени не содержат сложных, спорных случаев, привлекающих внимание учащихся и позволяющих их заинтересовать тем или иным материалом. Хотя многие виды упражнений, указанные выше, в данном учебнике имеются.

Во-вторых, в анализируемых мною учебниках авторские коллективы уделяют большое внимание упражнениям, которые помогают предупредить и морфологические, и синтаксические ошибки. Так, практически после каждой изученной темы, связанной с синтаксисом, авторы учебников предлагают задания на разграничение частей речи и синтаксической функции в разных предложениях одного и того же слова. Самостоятельно учащимся также предлагается составить такие предложения, где одно и тоже слово может выполнять разные синтаксические функции. Особое внимание сосредотачивается авторскими коллективами на занимаемое тем или иным словом место в предложении, направленное на формирования у детей навыка определять синтаксическую, смысловую и интонационную роль слов в предложении и тексте в целом.

Учебник под редакцией В.В. Бабайцевой предлагает упражнения на определение границ предложения. С одной стороны, включение такого вида упражнения в учебник для 8 класса является неоправданным. Однако практика показывает, что даже восьмиклассники достаточно часто нарушают границы предложений, неправильно их определяют. Поэтому данный вид работы является полезным и актуальным и для учащихся 8 класса.

Таким образом, учебники под редакцией М.М. Разумовской, В.В. Бабайцевой и М.Т. Баранова предлагают те упражнения и задания, которые способствуют и овладению учащимися нормами современного русского языка, и обогащению их словарного запаса, и развитию связной речи. Развитие речи детей в этих трех направлениях позволяют предупредить грамматические и речевые ошибки в речи учащихся, предупредить употребление в их речи однообразных синтаксических конструкций.

Все три учебника богаты по содержанию и интересны, направлены на развитие устной и письменной речи ученика, на развитие личности каждого как носителя родной русской речи.

Основными задачами авторских коллективов явились задачи по обеспечению усвоения учащимися знаний о языке, формированию и совершенствованию умений правильно пользоваться ресурсами русского языка в устной и письменной форме, повышению их культуры речевого общения. Для осуществления этих задач авторы подобрали очень богатый практический материал, взятый из текстов русской классической литературы, предоставляющий большие возможности в области изучения языка, его формирования и развития.

§3 Анализ письменных работ учащихся 6 и 8 классов

В ходе педагогической практики были проанализированы работы учащихся 6 и 8 классов СШ № 32 г. Уссурийска с целью выявления причин допущения учениками тех или иных грамматических и речевых ошибок.

В 6 классе было проверено 20 тетрадей по развитию речи. В течение третьей учебной четверти учащимися были выполнены такие виды работ, как изложение и сочинение (описание комнаты; сочинение в жанре рассказа).

В 8 классе проверено 23 тетради, содержащие восемь видов работ. Из них 3 - изложения, а все остальные - сочинения (сочинение-рассуждение; репортаж; сочинения по картинам, сочинение с грамматическим заданием).

В работах учащихся 6 и 8 классов были выявлены грамматические и речевые ошибки, которые можно представить следующим образом:

Цель данного дипломного исследования заключается: рассмотрение и анализ существующих классификаций речевых ошибок и недочетов; определение типичных речевых ошибок младших школьников в письменных творческих работах учащихся; создание комплекса специальных упражнений для их устранения.
Задачи исследования:
Изучить методическую, лингвистическую, педагогическую литературу по теме исследования.
Проанализировать существующие классификации речевых ошибок и недочетов.
Выявить типичные речевые ошибки и недочеты в письменных творческих работах младших школьников.
Создать комплекс упражнений, направленных на предупреждение и устранение типичных речевых ошибок и недочетов младших школьников.
Экспериментально проверить эффективность данного комплекса упражнений.

Содержание

Введение 3 – 4
Глава 1 Теоретические и методические основы изучения речевых ошибок младших школьников.
Речевые ошибки и причины их возникновения. 5 – 7
О классификациях речевых ошибок. 8 – 22
Изложение как вид письменных творческих работ. 23 – 27
Выводы по главе 1. 28
Глава 2 Особенности речевых ошибок младших школьников и 29 пути их исправления.
2.1 Типичные речевые ошибки второклассников. 29 – 38
2.2 Исправление речевых ошибок. 39 – 43
Выводы по главе 2. 44
Глава 3 Комплекс упражнений как средство исправления 45 речевых ошибок младших школьников.
3.1 Исправление речевых ошибок младших школьников в 45 – 49 условиях экспериментального обучения.
Результаты экспериментального обучения. 50 – 55
Выводы по главе 3. 56
Заключение. 57 –58
Библиография. 59 – 62
Приложения. 63 – 77

Вложенные файлы: 1 файл

Особенности речевых ошибок Дипломная.doc

Меркулова А. Ю. Некоторые виды работ по развитию речи на уроках русского языка// Начальная школа. – 1996. – №1. – С. 30 –33.

Методика преподавания русского языка: Руководство к самостоятельной работе над курсом/ М. С. Соловейчик, О. В. Кубасова, В. П. Канакина – М.: Просвещение, 1988. – 143с.

Методика развития речи на уроках русского языка: Кн. для учителя/ Н. Е. Богуславская, В. И. Капинос, А. Ю. Купалова и др.; Под ред. Т. А. Ладыженской. – М.: Просвещение, 1991 – 240с.

Морозова И. Д. Виды изложений и методика их проведения. – М.: Просвещение, 1984. – 184с.

Новоторцева Н. В. Развитие речи детей 3. Популярное пособие для родителей и педагогов. – Ярославль: Академия развития, 1997 – 240с.

Оценка знаний, умений и навыков учащихся по русскому языку (сост. В. И. Капинос и др.) – М., 1986. – 137с.

Педагогическая энциклопедия. – М., 1968 – Т.4.

Политова Н. И. Развитие речи учащихся начальных классов. – М.: Просвещение, 1984. –191с.

Программа общеобразовательных учреждений. Начальные классы (1 – 3). – М.: Просвещение, 1994. –160 с.

Рамзаева Т. Г., Львов М. Р. Методика обучения русскому языку в начальных классах. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 1987 – 416с.

Русский язык в начальных классах: Теория и практика обучения. – М.: Просвещение, 1993 – 383с.

Сергеев Ф. П. Речевые ошибки и их предупреждение. – Волгоград: Учитель, 1996. –152с.

Сиротинина О. Б Русская разговорная речь: Пособие для учителя. – М.: Просвещение, 1983. – 125с.

Современный словарь иностранных слов. – М.: Рус. яз., 1993. – 704.

Соловейчик М. С. О содержании работы по культуре речи// Начальная школа. – 1979. – №3. – С. 45 – 49.

Соловейчик М. С. Нарушение языковых норм в письменной речи младших школьников// Начальная школа. – 1979. – №4. – С. 19 – 23.

Соловейчик М. С. Нарушение языковых норм в письменной речи младших школьников// Начальная школа. – 1979. – №5. – С. 13 – 18.

Соловейчик М. С. Работа по культуре речи на уроках русского языка// Начальная школа. – 1986. – №7. – С. 21 – 25.

Соловейчик М. С. Работа по культуре речи на уроках русского языка// Начальная школа. – 1986. – №9. – С. 30 – 34.

Сулименко Н. Е. Стилистические ошибки и пути их устранения: Пособие для учителя. – М. – Л.: Просвещение, 1966. – 235с.

Тихомирова К. М. Методика работы над изложением по диафильму// Начальная школа. – 1987. – №6. – С. 19 – 22.

Федоренко Л. П. Принцип развития чувства языка в обучении практическими методами// Русский язык в школе. – 1978. – №3. – С. 23 – 27.

Фоменко Ю. В. О принципах классификации ошибок в письменных работах школьников// Русский язык в школе. – 1973. – №1. – С. 32 – 35.

Фомичева Г. А. Речевое развитие младших школьников. – М.: Просвещение, 1970. – 176с.

Цейтлин С. Н. Речевые ошибки и их предупреждение: Пособие для учителей. – М.: Просвещение, 1982. – с. 143.

Черемисин П. Г. К вопросу о классификации речевых ошибок в сочинениях учащихся средней школы// Русский язык в школе. – 1973. – №2. – С. 34 –41.

Шаповалова Т. А. Стилистические упражнения на уроках русского языка. – М.: Просвещение, 1967. – 164с.

Щерба Л. В. Языковая система и речевая деятельность. – Л.: Наука, 1974. – 279с.

Яковлева В. И. О пересказе прочитанного// Начальная школа. – 1985. – №2. – С. 50 – 53.

Яковлева В. И. Сборник текстов для изложений в начальных классах. – М.: Просвещение, 1978. – 137с.

К сожалению, на данный момент у нас невозможно бесплатно скачать полный вариант книги.

Но вы можете попробовать скачать полный вариант, купив у наших партнеров электронную книгу здесь, если она у них есть наличии в данный момент.

Также можно купить бумажную версию книги здесь.

Русская стилистика, Часть 2, Черемисин П.Г., 1979.

Данная книга представляет собой вторую часть пособия по русской стилистике для студентов-заочников факультетов русского языка и литературы педагогических институтов. В этой части рассматриваются основные вопросы стилистики речи, изучением которой завершается курс стилистики.
Тесная связь между стилистикой речи и стилистикой языка раскрыта во вводном разделе. Там же охарактеризована специфика плана речи и изучающего его раздела лингвостилистики.
Особое внимание студентам необходимо обратить на раздел о речевых стилях; так как он является центральным для курса в целом.
Практические задания почти во всех случаях строятся на материале контекстов, характеризующихся различной стилистической окраской. Особенно много подобрано отрывков из произведений, созданных в разных стилях. Анализ этих текстов поможет заочникам усвоить наиболее сложные понятия стилистики речи.

СТИЛИСТИЧЕСКАЯ СОЧЕТАЕМОСТЬ ЕДИНИЦ ЯЗЫКА В РЕЧИ.
Под сочетаемостью вообще понимается способность тех или иных элементов языка (например, слов) соединяться друг с другом в речи.
К важнейшим типам сочетаемости относятся лексическая (семантическая), грамматическая и стилистическая. Они сложились в соответствии со спецификой семантической, грамматической и стилистической систем литературного языка и отражают эту специфику.

Эти типы сочетаемости следует четко разграничивать: их смешение может привести к неправильному пониманию сущности некоторых норм, к неточностям в классификации речевых ошибок и т. д., поэтому описанию разновидностей стилистической сочетаемости необходимо предпослать краткую характеристику особенностей семантической и грамматической сочетаемости.

Оглавление.
Предисловие.
Основные вопросы стилистики речи
Вводные замечания.
Стилистическая сочетаемость единиц языка в речи.
Стилистическая окраска контекста.
Проблема речевых стилей.
Нейтральный стиль.
Высокий (книжный) стиль.
Разговорный стиль.
Научный стиль.
Производственно-технический стиль.
Деловой стиль.
Художественный стиль.
Публицистический стиль.
Научно-популярный стиль.
Ораторский стиль.
Принципы классификации стилистических ошибок в сочинениях учащихся средней школы.

On the buttons above and below you can buy the book in official online stores Labirint, Ozon and others. Also you can search related and similar materials on other sites.


4. Балакай А.Г. Русский речевой этикет и принципы его лексикографического опи­сания. АДД. Орел, 2002.

6. Бутакова Л.О. Опыт классификации ошибок, свойственных письменной речи // Вестник Омского университета. Омск, 1998.

10. Голуб И.Б., Розенталь Д.Э. Занимательная стилистика. М., 1988; Они же. Книга о хорошей речи. М., 1997.

16. Грушев­ская М.И. Ошибки школьников при конструировании словосочетаний и предложений // РЯШ. 1989.

17. Жедек П.С. Вопросы теории и методики обучения фонетике, орфоэпии, графике и ор­фографии. Томск, 1992.

24. Ковтунова И.И. Современный рус­ский язык. Порядок слов и актуальное членение предложения. М., 1976.

28. Культура русской речи: Энциклопедический словарь-справочник / Под ред. Л.Ю. Ива­нова, А.П. Сковородникова, Е.Н. Ширяева и др. – М.: Флинта: Наука, 2003. – 840 с.

30. Львов М.Р. Словарь антонимов русского языка. М., 1997; Он же. Словарь-справочник по мето­дике русского языка. Изд. 2-е. М., 1997.

38. Розенталь Д.Э. Культура речи. М., 1960; Он же. Практическая стилис­тика русского языка. М., 1985.

42. Русский язык и культура речи: Учеб. Для вузов/ А.И. Дунев, М.Я. Дымарский, А.Ю. Кожевников и др.; Под ред. В.Д. Черняк. – М.: Высш. шк.; С.-Пб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2003. – 509 с.

44. Сковородников А.П. О состоянии речевой культуры в российских средствах массовой информации (опыт описания типичных нарушений литературно-языковых норм) // Теоретические и прикладные аспекты речевого общения. Научно-метод. бюл. № 3. Красноярск, 1998.

45. Сковородников А.П. Об экологии русского языка // ФН. 1992. № 5-6; Он же. О состоянии речевой культуры в российских средствах массовой информации (опыт описания типичных нарушений литературно-языковых норм) // Теоретические и приклад­ные аспекты речевого общения. Вып. 7. Красноярск, 1998; Он же. Языковое насилие в современной российской прессе // Теоретические и прикладные аспекты речевого общения: Научно-методич. бюллетень. Вып. 2. / Красноярск, гос. ун-т. Красноярск-Ачинск, 1997.

51. Формановская А.И. Употребление русского речевого этикета. М., 1982; Хорошая речь. Са­ратов, 2001.

53. Черемисин П.Г. К вопросу о классификации речевых ошибок в сочинениях учащихся сред­ней школы // РЯШ. 1973. № 2.

Читайте также: