Чему учит рассказ бежин луг сочинение

Обновлено: 02.07.2024

Краткое содержание для читательского дневника

2) На этот же луг вышел рассказчик, заблудившийся после удачной охоты, и остался ждать рассвета вместе с ребятами.

3) Вскоре охотник прилег и притворился спящим, а у костра возобновились прерванные разговоры: мальчики по очереди рассказывали разные истории.

4) Автор узнал о домовом, который водится на фабрике, о невеселом плотнике Гавриле, повстречавшемся с русалкой, и испорченной водяным безумной Акулине.

5) Павел поведал о плохой примете – он слышал у реки голос утонувшего Васи.

6) В том же году примета сбылась – правда, Павел не утонул, а упал с лошади и разбился.

Читайте по теме:

Главные герои

1) Рассказчик – это сам автор. Предстает в образе барина, вышедшего на охоту и заблудившегося.

2) Федя – самый старший мальчик, на вид 14 лет, красивый, с кудрявыми белокурыми волосами и постоянной полуулыбкой, происходит из состоятельной семьи.

3) Павлуша – не старше 12 лет, неказистый и неуклюжий, но в его голосе чувствуется сила, смотрит умными глазами.

5) Костя – 10 лет, маленький, тщедушный, обладатель больших черных глаз, произведших странное впечатление на охотника.

6) Ваня – самый маленький герой, ему всего 7 лет, из очень бедной семьи, на протяжении всего рассказа спит, произносит только одну реплику.

Главная мысль

Несмотря на трудную жизнь и недетские заботы, крестьянские ребятишки находят удовольствие в общении друг с другом и природой. Для охотника природа полна красок и поэзии, а детям она кажется полной тайн и мистики.

Дополнительно смотрите списки для читательского дневника для 5 класса, 6 класса.

Чему учит

Находить прекрасное в том, что тебя окружает, ощущать себя частью природы. Автор хочет донести до читателя мысль, что надо с уважением относиться к народной мудрости. Ещё рассказ учит любить родной край, быть приветливым к путникам.

Пословицы

1) Рощи да леса – родного края краса.

2) Душой измерь, умом проверь – тогда и верь.

3) Знал бы, где упасть, соломки бы подстелил.

Отзыв

Описания природы у Тургенева такие поэтичные, что мысленно переносишься в описываемое место. А детей вроде бы жалко, но с другой стороны им можно позавидовать. Позавидовать свободе, самостоятельности, умениям. Жалко потому, что плохо одеты, потому что вынуждены работать. Если бы они могли учиться, вряд ли верили бы в страшные истории про нечистую силу.

Чему учит рассказ "Бежин луг"
Рассказ учит не увлекаться и не забывать следить за дорогой. Учит любить природу и замечать красоту в самых простых и обычных вещах. Учит не бояться ночной темноты, таинственных звуков и страшных историй. Учит тому, что человек сам придумывает для себя страхи, если чего-то объяснить не в состоянии.

Отзыв на рассказ "Бежин луг"
Мне очень понравился этот рассказ по двум причинам. Прежде всего, в нем чудесно описана красота ночной природы, а также потому, что рассказы мальчиков были такими интересными и немного наивными. И мне жаль Павлушу, который показался мне самым интересным и смелым мальчиком из всех.

Пословицы к рассказу "Бежин луг"
Ночь ночевать - не век коротать.
У страха глаза велики.
Ночью все лошади вороные.
Не страшись, да и не хвались.
Бойся - не бойся, а судьбы не миновать.


Читать краткое содержание, краткий пересказ рассказа "Бежин луг"
В прекрасный июльский день автор охотился в Тульской губернии. Он настрелял много дичи и под вечер отправился домой. Он поднялся на горку, но вместо ожидаемой местности увидел другую, совершенно незнакомую. Автор некоторое время брел почти наугад, а на небе уже зажглись звезды. Наконец он вышел на обширную равнину, в которой узнал Бежин луг.
Он увидел огоньки и пошел на них. Возле костра автор увидел нескольких крестьянских детей, которые сторожили коней.
Мальчишек поразило появление автора, но они быстро опомнились и пригласили охотника к костру. Они немного поговорили и автор стал рассматривать ребят.
Мальчишек было пять.
Старший мальчик Федя принадлежал видимо к богатой семье. Ему было лет четырнадцать, он был одет в добротную одежду и явно свои сапоги. Второй мальчик, Павлуша, был большим, со всклоченными черными волосами, большеротый и приземистый. Третьему, Илюше, было как и Павлуше лет двенадцать, он был обут в лапти и имел желтые волосы. Нос Илюши был с горбинкой. Четвертый мальчик, Костя, был лет десяти, печальным и задумчивым, лицо его было в веснушках, а сам он был весьма тщедушным. Последний самый маленький мальчик Ваня был семи лет и лежал, преклонив свою кудрявую голову.
Мальчики постепенно разговорились и Федя, видимо продолжая прерванный разговор, спросил у Ильюши про домового. Тот рассказал, как ночевал как-то с другими ребятами в старой рольне на фабрике и все услышали, как вверху кто-то ходит. Потом само собой закрутилось водяное колесо, и снова встало. А тот спустился и распахнул дверь в рольню. А за дверью никого. Вдруг сами собой стали подниматься крышки чанов, и мальчишки гурьбой убежали, а домовой закашлялся вслед.
Тут слово взял Костя и рассказал про плотника Гаврилу, который заблудился в лесу. И вдруг увидел на ветвях русалку, которая звала его за собой. Гаврила уже было совсем пошел за русалкой, но бог его надоумил перекреститься. Тут русалка заплакала и пропала. А Гаврила с тех пор ходит весь печальный.
Мальчишки замолчали и стали прислушиваться к ночным звукам. В ночи кто-то прокричал, потом пронесся над головами со злым хохотом. Павлуша сказал, что это вороны и спросил не сварились ли картошки. Ребята поели картошки, а потом Илюша стал рассказывать, что на прорванной плотине похоронен утопленник. И вот однажды псарь Ермила поехал туда ночью, как вдруг видит на могиле утопленника барашка. Решил Ермила забрать барашка, взял его на руки, а барашек так ему в глаза смотрит, что не по себе мужику стало. Стал он барашка Бяшей называть, а тот вдруг ему в ответ тоже: "Бяша, бяша" говорит.
Тут собаки встрепенулись и рассказчик замолчал. Собаки убежали в темноту, но вскоре вернулись. А Павлуша сказал, что они верно волка почуяли.
Федя сказал, что Илюша рассказал страхов, и добавил, что место это Варнавицы нечистое. Илюша согласился и рассказал, что недавно видели там старого покойного барина, который бродил и искал разрыв-траву.
Костя удивился и сказал, что думал что покойников можно только в Родительскую субботу увидеть. Но Илюша сказал, что покойников всегда можно увидеть, а в родительскую субботу можно встретить и тех, кто вскорости умереть должен. Он рассказал, как некая Ульяна ходила на паперть и сперва увидела мальчика, который недавно умер, а потом и саму себя, идущую следом. Но Ульяна пока еще была жива, ведь с того случая года не прошло.
Тут Павлуша рассказал как у них в Шаламове тоже предвиденье было. Барин еще сказал, что потемнеет и солнце скроется. И действительно спряталось солнце, а все стали ждать прихода Тришки. И Павлуша пояснил, что Тришка - это удивительный человек, который придет, когда настанут последние времена. И будет Тришка этот соблазнять простой народ.
И вот как случилось предвиденье, так видит народ - Тришка идет, а у самого жбан вместо головы. Как все тут заорали и забегали, а оказалось, что это Вавила шел, который жбан купил и на голову надел.
Мальчишки засмеялись, но тут раздался пронзительный крик - то кричала цапля.
Тут Костя рассказал, что шел однажды мимо бучила, а оттуда кто-то как застонал болезненно, и мальчик сильно перепугался. А когда Павлуша сказал, что в том бучиле как-то лесника утопили, то Костя сказал, что если бы про это знал, еще сильнее перепугался бы.
Тут Илюша рассказал, как один мужик лешего встретил и тот его заплутал, что мужик еле домой вышел
Павел пошел за водой, а Илюша крикнул ему, чтобы был осторожней. а то водяной может за руку схватить.
Тут Костя вспомнил мальчика Васю, который утонул, купаясь в реке. Вернулся Павлуша и сказал, что только что слышал голос Васи, который звал его из воды. Мальчики снова притихли. В небе пролетели кулики, взошел месяц и разговоры прекратились. Все заснули.
Автор пробудился рано утром, поднялся и посмотрел на мальчиков. Все еще спали, только Павлуша открыл глаза и посмотрел на охотника. Автор кивнул мальчику и ушел.
Потом он узнал, что в том же году Павел умер, упав с лошади. Хороший был мальчик!

История создания

Жанр, направление

Повествование ведется от лица автора, и вот, о чем он говорит: рассказчик, отправившись на охоту вместе со своей собакой, заблудился в лесу. Плутая до наступления темноты, он оказался у оврага, под которым разглядел равнину. В тех местах она была известна под названием Бежин луг. Сквозь сумрак ночи охотник заметил на нем несколько человек, копошащихся у костров. Спустившись к ним, понял, что это были крестьянские мальчишки разного возраста, всего их было пятеро. Ребята сторожили ночью пасущийся табун лошадей. Автор попросился заночевать с ними в поле, сообщив, что заблудился. Мальчики сначала настороженно отнеслись к ночному гостю, но немного поговорили с ним, а после сидели у костра и молчали какое-то время. С ними были две большие собаки.

Автор улегся под кустик чуть поодаль от ребятишек и, пока не уснул, наблюдал за ними. Мальчишки поочередно рассказывали друг другу старые деревенские байки и легенды, эмоционально делились своими переживаниями на этот счет. Некоторые истории из их уст звучали довольно пугающе и зловеще. А слова одного из них о том, что все в жизни каждого предопределено, и судьбу свою никто не минует, тяжелым грузом повисли в теплом ночном воздухе, заставив героев на время умолкнуть и задуматься.

Ребята рассказывали друг другу удивительные истории о домовом, лешем и водяном, напоминая о трагическом финале некоторых из них. В итоге печальный исход постиг одного из мальчишек: в том же году он погиб, упав с лошади. Об этом мы узнаем от автора, когда тот уже покинул свой нечаянный ночлег, поутру кивнув на прощание тому самому пареньку. Подробнее о сюжете мы написали в кратком содержании, там описаны основные события из рассказа.

Главные герои и их характеристика

Автор поочередно знакомит читателей с мальчиками, называя имя каждого. Итак, их было пятеро: Федя, Павел, Илья, Костя и Ваня.

Тургенев трепетно описывал мальчиков, восторгаясь их нравом, трудолюбием, выносливостью с раннего детства и сформировавшимся взглядом на окружающий мир.

Темы и проблемы

Главная мысль

Автор неочевидно рассуждает о крестьянском сословии, пробуждая интерес к простым людям как наиболее трудолюбивым, честным и открытым. Он указывает на тот факт, что они достойны не меньшего уважения, чем приверженцы других слоев населения. Ведь уважение и любовь должны быть спутниками жизни не по принципу происхождения, а в дар за заслуги, в этом и заключается смысл рассказа.

Проводя много времени с крестьянами и их детьми, Тургенев убедился, насколько это выносливые и старательные люди, с малых лет привыкшие к труду и выполнению своих обязанностей, насколько душевными и глубокими людьми могут оказаться некоторые их них. Эту мысль и старался донести автор до своих читателей.

Основная идея рассказа – это писательский посыл об ответственности за свою жизнь и отсутствии уныния. Ведь, невзирая на все тяготы крестьянской жизни, эти пять ребятишек находили свои радости. Выгонять табун лошадей на ночь в поле для них было своего рода приключением. Разговоры о нечистой силе сближали мальчиков, не давая думать об усталости. А возможность оказаться на лоне матушки-природы — для них самая значительная награда за труд.

Чему учит?

Рассказ учит созиданию чувства любви и уважения к природе, способности понимать и оберегать ее. Важным аспектом этого является то, что сама природа уравнивает всех людей, не разделяя их на сословия. Воспитание в себе уважительного отношения к людям является залогом счастливой и гармоничной жизни. При этом она может быть полноценной и без основных материальных благ. Для принятия этой мысли автор намекает нам о важности обретения в себе способности замечать красоту и радость в мелочах. Это и есть вывод, который можно сделать из чтения данной книги.

Также мораль рассказа заключается в том, что природа и труд сближают людей и делают их внутренний мир богаче. Герои – еще совсем дети, но уже рассуждают о таких серьезных предметах, как судьба. Значит, для полноценного развития человеку достаточно ответственного труда и возможности постигать красоту через общение с природой.


История создания

Знакомство с авторитетным литературным критиком Белинским вдохновило Ивана Тургенева на создание рассказа о жизнедеятельности простых крестьян и русской природе.

В то лето писатель часто наведывался в деревню, чтобы изучить жизненный уклад обычного народа, попытаться понять мировоззрение крестьян, погрузиться в их быт. Бывал там и на охоте.

Тургенев проводил досуг с деревенскими детишками, общался с женщинами и мужчинами. Затем начал вести дневник с заметками, периодически дополняя его новыми фактами или внося поправки. А осенью 1850 года писатель принялся за работу над литературным творением.



Роль пейзажа в рассказе

Роль пейзажа в рассказе

Писатель словно учит своего читателя наслаждаться окружающей красотой, замечать ее и ценить.


Рассказчиком является сам автор. Он начинает повествование с истории об охоте с собакой. Они заплутали в лесу и бродили там до глубоких сумерек. Затем ему удалось разглядеть равнину, находящуюся под оврагом. Местные называли эту равнину Бежин луг.

На том месте рассказчик увидал пять крестьянских мальчиков, поменьше и постарше. Как оказалась, дети всю ночь охраняли пасущихся лошадей. Автор рассказал ребятам, что случайно заплутал и попросился к ним на ночлег. Сначала мальчишки насторожились, но вскоре спокойно общались с незнакомцем у костра.

Потом автор устроился вдалеке от мальчиков под кустом и наблюдал за ними. Дети делились друг с другом старинными деревенскими преданиями и легендами, обсуждали суеверные байки. Некоторые истории казались довольно устрашающими. Потом один из ребят начал рассуждать о судьбе, говоря, что все уже предопределено и ничего нельзя изменить. Все персонажи задумались и затихли.


Этапы работы


Писать это произведение Иван Сергеевич начал осенней порой 1850 года в Германии, по окончании охотничьего сезона, а уже в конце зимы 1851 года работа была полностью завершена.

Название, по признанию автора, не несет никакого литературного и смыслового значения, что нетипично для литературных произведений того времени. Писатель просто выбрал среди местных названий одно из самых симпатичных ему.

Он кропотливо выписывал образы детей, включая самого маленького среди них, Вани, которому едва исполнилось семь лет. Дети, сидящие у костра, происходят из разных по достатку семей. Например, Федя — сын самых богатый крестьян. Он отправился в ночное не потому, что семья нуждалась. Мальчик мечтал о приключениях в ночном. Павлушины родители — самые бедные. Это видно из описания одежды мальчика. По слишком взрослому выражению лица можно судить, что ребенку приходится выполнять тяжелую работу постоянно, наравне со взрослыми.

Главные герои и характеристики

  1. Павлуша – парень с очень умными серыми глазами и сильным голосом. Авторитет среди друзей, смельчак. Приметам и легендам не доверяет, образованный.
  2. Федя – обеспеченный, красавец, мало говорит и много слушает. Понимающий и добрый, нежадный.
  3. Ильюша – неприметный, работящий, ответственный. Трусоват и суеверен.
  4. Костя – грустный, болезненный, немного боязливый, жалостливый. Из бедной семьи.
  5. Ваня – спокойный, милосердный, с возвышенными взглядами.

Жанр, направление

Примечания

  1. 12
    Творчество Тургенева, 1959, с. 26.
  2. Богословский, 1961, с. 136.
  3. Богословский, 1961, с. 138.
  4. Богословский, 1961, с. 137.
  5. Богословский, 1961, с. 148.
  6. Тургенев И. С.
    Записки охотника / под ред. В. В. Львов, В. П. Боткин, Н. Х. Кетчер — 1-е изд. — М.: Университетская типография, 1852. — 628 с.
  7. Ю. В. Лебедев.
    Иван Сергеевич Тургенев. — М.: Просвещение, 1989. — С. 112. — 207 с. — ISBN 5-09-001167-2.
  8. В. Г. Белинский.
    Собрание сочинений в трёх томах / Ф. М. Головченко. — М.: Гослитиздат, 1948. — Т. 3. — С. 832—833.
  9. М. Е. Салтыков-Щедрин.
    Полное собрание сочинений. — М.: Государственное издательство художественной литературы, 1940. — Т. 15. — С. 612—613.
  10. 12
    Чалмаев, 1986, с. 135.
  11. Н. А. Некрасов.
    Полное собрание сочинений и писем. — М.: Гослитиздат, 1952. — Т. 10. — С. 236.
  12. Творчество Тургенева, 1959, с. 10.
  13. А. Фет.
    Заметки о вольнонаёмном труде // Русский вестник. — 1862. — № 5. — С. 246.
  14. 12
    Творчество Тургенева, 1959, с. 11.
  15. Творчество Тургенева, 1959.
  16. Творчество Тургенева, 1959, с. 12.
  17. Белинский В. Г.
    Письма. Редакция и примечания Е. А. Ляцкого. — СПб., 1914. — Т. 3. — С. 337.
  18. 12
    Творчество Тургенева, 1959, с. 39.
  19. Творчество Тургенева, 1959, с. 42.
  20. Творчество Тургенева, 1959, с. 43.
  21. Творчество Тургенева, 1959, с. 50.
  22. Творчество Тургенева, 1959, с. 53.
  23. Творчество Тургенева, 1959, с. 24.
  24. 12
    Пигарёв, 1972, с. 84.
  25. Пигарёв, 1972, с. 85.
  26. Творчество Тургенева, 1959, с. 17.
  27. Пигарёв, 1972, с. 99.

Художественные особенности

Образы героев

Язык и стиль


Точно так же протестовал против употребления диалектизмов публицист Иван Аксаков ; его претензии касались не только Тургенева, но и других авторов :

Григорович , желая вывести на сцену русского мужика, заставляет его говорить рязанским наречием, вы — орловским, Даль — винегретом из всех наречий. Думая уловить русскую речь, вы улавливаете местное наречие.

Отмечено также тяготение писателя к поэтическим метафорам («Начинал сеяться и шептать

Образ рассказчика

Пейзаж

Читайте также: