Чему может научить жизненный путь литературного героя сочинение

Обновлено: 02.07.2024

(456 слов) Сегодня мы все чаще слышим о том, что поисками смысла жизни занимается каждый человек, и в связи с этим нам предлагаются различные тренинги и курсы. Но правда ли это? Такие оптимистичные выводы о сознательности и высокой духовности человечества явно претенциозны и преувеличены. Искание своего пути свойственно далеко не многим из нас, обо всех и говорить не приходится. В подтверждение этому мы можем найти многочисленные литературные примеры.

Смысл жизни Наташи Ростовой

В образе Наташи Ростовой Л. Н. Толстой воплотил женский идеал. Читателю сразу же бросается в глаза переизбыток жизни в героине романа. Первая встреча с Наташей оставляет впечатление неукротимого движения и свежей молодости. Наташа мечтает стать танцовщицей. Она великолепно поет и чувствует красоту мира. Героиня Толстого несет в себе поразительную свежесть чувств, кристальную чистоту детского взгляда на вещи. Наташа непрерывно открывает для себя прелесть и очарование мира.

Сущность жизни Наташи Ростовой – любовь. Она любит всех – и отца, и мать, и Петю, и Николя, и Соню, и Бориса Друбецкого, которому Наташа клялась в вечной преданности. Наташа любит весь мир.

Однако переизбыток жизни и неопытность становятся источником ошибок Наташи Ростовой, ее необдуманных поступков и опрометчивых решений. Образ Наташи – ключ к пониманию философской стороны произведения. Здесь на первый план выходит проблема человеческой свободы. Как совместить свободу и законы морали, здравого смысла? Где граница этой свободы и вообще, свободен ли человек?

Любовь к семье, к матери, к мужу, к детям, создание теплого, уютного домашнего очага – вот смысл жизни любимой героини Толстого. Когда заканчивается любовь, заканчивается жизнь. Для Наташи жизнь без любви бессмысленна. Ей необходимо кого-то любить, о ком-то заботиться и отдавать всю свою нежность, все свое тепло. Образ Наташи Ростовой – это олицетворение семейного очага, идеал настоящей русской женщины.

Ищешь идеи для учебной работы по данному предмету? Задай вопрос преподавателю и получи ответ через 15 минут! Задать вопрос

Вариант 2

(508 слов) Как известно, каждый человек ищет свой смысл жизни. Даже самые скромные, незаметные и, казалось бы, живущие бессознательно люди находятся в поиске предназначения. Они могут не говорить об этом и редко задумываться над самой постановкой вопроса, но все же мнение о предназначении есть у каждого. Данное утверждение доказывают примеры из литературы.

Таким образом, каждый человек задумывается над своим местом в этом мире и формирует цели, задачи, стремления. Все мы размышляем о том, каков смысл жизни, зачем мы встаем с утра и куда идем? Даже если люди неохотно говорят об этом или вовсе молчат, это еще не значит, что их этот вопрос не волнует.

Вопрос 75. Андрей Болконский в поисках смысла жизни

Перед Бородинским сражением Болконский мысленно объединяет себя со всем войском. Он понимает, что вся надежда на людей в солдат­ской шинели. И сам он вместе с ними совершает на поле Бородина подвиг. В Бородинской битве оборвалась земная жизнь Болконского — на полпути остановилось его нравственное, духов­ное развитие. Ему не суждено было достичь ни тесного сближения с народом, ни духовного слияния с ним.

В центре си­стемы художественных образов романа два героя: князь Андрей Болконский и граф Пьер Безухов. Это единственные герои, биографии которых представлены как путь, на котором четко расставлены главные вехи. Каждая из них знаменует определенный этап в жизни героев.

Считается, что для Андрея это:

1) жизнь в светском обществе, разочарование в семейной жизни, уход на войну, мечта о личной славе, знакомство с Тушиным, перемена отношения к народу, ранение под Аустерлицем, разочарова­ние в Наполеоне;

2) стремление ограничить свою жизнь семейным кругом, воспитание сына, заня­тие хозяйством, встреча с Пьером на пароме, разговор с ним, определивший новое отношение к окружающим людям;

3) увлечение общест­венной деятельностью, работа со Сперанским, разочарование;

4) любовь к Наташе, разрыв с ней;

5) сближение с простым народом во время войны 1812 года, Бородино;

6) ранение, пред­смертные философские размышления, смерть.

Это всеобщее единение с народом окажется искомым для Андрея Болконского и Пьера Безухова. Их жизненные пути свидетельствуют о поисках преодоления личного и общественного разлада, о стремлении к разумной и гармоничной жизни.

В начале жизни князь Андрей, найдя кумира в Наполеоне, обособляет себя от других людей. Его мечта о славе героя соответствует духу рус­ской культуры XVIII в., когда герой мыслился непременно на пьедестале. Исподволь готовит Толстой тот переворот в душе князя Андрея, ко­торый произойдет на Аустерлицком поле. Воз­вышенные мечты столкнутся в ходе военных действий с реальной жизнью и бытом войны, и Андрею откроется героическое начало в невзрач­ном капитане Тушине. Замкнувшегося в ограни­ченном семейном мире Болконского из состоя­ния душевной апатии выведет Пьер Безухов, ко­торый посетит своего друга в Богучарово в счастливую для себя пору жизни. Пьер в зените своего увлечения масонскими идеями уверен, что нашел смысл жизни. Его воодушевление передастся и Анд­рею, который вновь почувствует вкус к активной деятельности (символичны две встречи князя Андрея со старым дубом по пути в Отрадное и об­ратно). Однако и новая жизнь Андрея, проте­кающая в высших сферах государственной бюро­кратии, искусственна. Это откроется Андрею благодаря встрече с Наташей Ростовой на балу. Наташа как бы приближает князя к земной жиз­ни, но Толстой сразу же дает читателю почувст­вовать, что они не предназначены друг для дру­га, что простое счастье не для Болконского.

Поворотным окажется в жизни и Наташи, и Андрея Болконского 1812 год. Во время Отече­ственной войны князь почувствует и поймет за­конность существования интересов других лю­дей. Это понимание проявится в его видении причин успеха в войне, который, как он счита­ет, определяют не численность войска и его рас­положение, не количество пушек, а то чувство, которое будет в каждом солдате. Так изменятся представления Андрея Болконского о движу­щих силах истории. Но полностью воспринять миропонимание простых солдат князь Андрей все же не в силах. В момент смертельного ране­ния он испытывает страстный порыв жизнелю­бия. Знаменательно, что на Аустерлицком поле символом всеобщего единения для него стано­вится небо, а на Бородинском — земля. Но зем­ля так и не далась Андрею. Восторжествовало небо с его всеобщей любовью, а не земля, кото­рая проявилась в конкретной любви к Наташе.

Нравственные искания героев романа.

По убеждению Толс­того,
подлинная духовная жизнь человека — тернистый путь к нравственным истинам.
Многие герои романа проходят этот путь.
Нравственные искания свойственны, по мысли Толстого, только дворянству — крестьяне интуитивно ощущают смысл бытия.
Они живут гармоничной, естественной жизнью, и потому им легче быть счастливыми. Их не тревожат неизменные спутники нравст­венных исканий дворянина — душевная смута и тягостное ощу­щение бессмысленности своего существования.

Цель нравственных исканий героев Толстого — счастье. Счастье или несчастье людей — показатель истинности или ложности их жизни. Смысл духовных поисков большинства геро­ев романа в том, что они в конце концов прозревают, избавляясь от ложного понимания жизни, мешавшего им быть счастливыми.

Духовный путь Андрея Болконского.

  • духовный кризис после ранения под Аустерлицем

Эти мечты особенно волнуют Болконского перед Аустерлицким сражением. Но Андрея ждет разочарование: стремление к славе

приводит его к глубокому духовному кризису.

Вспомним сцену боя.

Перед нами характерное для Толстого изображение природы: она олицетворяет высшие нравственные начала, то лучшее, что есть в жизни людей.

    возвращение в Лысые Горы, рождение сына и смерть жены

— встреча с Пьером, воодушевленным масонскими идеями, спор с ним о добре и зле, о смысле жизни, о самопожертвовании

Толстой показывает, как медленно возвращается его герой к

— поездка в имение Ростовых Отрадное, встреча с Наташей

, под влиянием которой (особенно после ее невольно подслушанного ночного монолога) в душе Андрея намечается перелом: он чув­ствует себя помолодевшим, возродившимся к новой жизни. Символом этого возрождения стал старый дуб, увиденный им дважды: по дороге в Отрадное и на обратном пути;


    участие в государственных преобразованиях, общение с рефор­матором Сперанским и разочарование в нем. Любовь к Наташе

    в начале войны 1812 года Болконский перешел в действующую армию

События 1812 года явились наиболее знаменательной эпохой в жизни Болконского. Его личное горе отступило на задний план перед всенародными бедствиями. Защита родины от врага становится высочайшей целью его жизни, и князь Андрей возвращается в армию. «Он весь был предан делам своего полка, он был заботлив о своих людях и офицерах и ласков с ними. В полку его называли наш князь,

В душе Болконского просыпается доброта, бережное отношение к чужой жизни.

    нравственное прозрение Болконского происходит после ране­ния под Бородином.

В эпилоге, романа много места уделено Николеньке Болконско­му, в котором продолжает жить жаждущая правды душа его от­ца. Это обаятельный образ ребенка, полного светлых мечтаний, страстно стремящегося к правде и добру. Знакомясь с Николенькой, мы словно опять встречаемся с князем Андреем, с тем луч­шим, что было в нем и что унаследовано его сыном.

Вариант 3

Таким образом, далеко не все люди идут высшее содержание в собственной жизни. Многие из нас лишь получают удовольствие от каждого мгновения и пассивно внимают велениям своей судьбы. Кто-то ищет и даже формулирует смысл бытия, но находит лишь тень от ответа на свой вопрос. Каждый из нас должен самостоятельно сформировать свое отношение к этим поискам. Возможно, далеко не всем людям нужно тратить время и силы на этот процесс.

У каждого времени свои характерные литературные герои, ведущие за собой, указывающие верный жизненный путь. Такими героями литературы XXI века можно назвать персонажей серии романов Дж. Роулинг.

Гарри Поттер – центральный герой романа – мальчик, в раннем возрасте потерявший родителей. Он живет у родственников и вынужден терпеть их пренебрежительное отношение. Однако унижение и непонимание не делают его замкнутым и жестоким. Попав в школу, герой демонстрирует такие качества, как искренность, храбрость и целеустремленность. С первых дней он находит новых друзей, сопровождающих его на протяжении всего произведения. Персонаж Гарри Поттера учит читателей важным вещам: быть хорошим другом, преодолевать трудности, оставаться самим собой и находить добро и свет даже в темные времена.

Другим героем романа, показывающим пример поведения, является Гермиона Грейнджер – лучшая подруга Гарри Поттера. Умная и храбрая Гермиона всегда готова прийти на помощь не только друзьям, но и всем, кто, по ее мнению, нуждается в помощи. Так, на четвертом курсе она основывает организацию, которая должна помочь домовым эльфом получить освобождение от рабства и равные права с волшебниками. Никто не поддерживает ее стремления, даже эльфы оскорбляются предложением освободить их, однако Гермиона не сдается, она уверена, что поступает правильно. Высокая гражданская позиция, справедливость, смелость и упорство – вот чему учит читателей героиня романа Дж. Роулинг.

Еще одним героем произведения является Рон Уизли – общительный, дружелюбный мальчик из большой семьи. Рон становится лучшим другом Гарри Поттера уже с первых глав романа. Вместе герои ищут ответы на волнующие вопросы, преодолевают трудности, влюбляются, ошибаются и побеждают, сталкиваются с разочарованием и обретают счастье. Герой Рона является примером верного друга, способного ради близких преодолеть все препятствия. Проанализировав ключевые фигуры романа, можно сделать вывод, что Гарри, Рона и Гермиону можно смело назвать примерами для подражания современных подростков.

Ч. Айтматов "Плаха"

Нравственные проблемы современности

Книга известного советского писателя — роман-предупреждение, затрагивающий острые нравственные проблемы современности. Автор исследует приобретения и потери современного человека в его духовной жизни, в отношении к Родине, народу, другому человеку, природе, оценивает его нравственные качества в их развитии, исторических взаимосвязях и испытаниях реальной жизнью.

Действие романа происходит в Средней Азии, в Моюнкумской степи. Произведения начинается с описания волков. По вине человека гибнет их естественная среда обитания. Люди врываются в саванну как хищники, как преступники. Волки в произведении – символ нравственной силы, которой лишены люди.

Писатель детально разрабатывает в романе сюжетную линию Бостона, олицетворяющего нравственную норму, ту естественную человечность, которая нарушена и осквернена Базарбаем. Волчица уносит сына Бостона. Бостон убивает сына, волчицу, Базарбая. Истоки этого убийства — в нарушении существовавшего равновесия. Трижды пролив кровь, Бостон понимает: он и самого себя убил этими тремя выстрелами. Начало же этой катастрофы было там, в Моюнкумской саванне, где по чьему-то плану, скрепленному авторитетными печатями, было порушено естественное течение жизни.

Судьба героев неразрывно связана с историей волчьей семьи, и Плаха у каждого своя.

П. Санаев "Похороните меня за плинтусом"

Отношения в семье

Мечты Саши заслуживают особого внимания. Он уже не мечтает о том, чтобы жить с мамой, но ему все-таки хочется ощутить нежность и заботу. Потрясают глубина размышлений маленького Саши о смерти. «Тот свет виделся мне чем-то вроде кухонного мусоропровода, который был границей, где прекращалось существование вещей. Все, что попадало в его ковш, исчезало до ужаса безвозвратно. Сломанное можно было починить, потерянное найти, о выброшенном в мусоропровод можно было только помнить или забыть. Никогда. Это слово вспыхивало перед глазами, жгло их своим ужасным смыслом, и слезы лились нескончаемым потоком. Слову "никогда" невозможно было сопротивляться. "Я попрошу маму похоронить меня дома за плинтусом, - придумал я однажды. - Там не будет темноты. Мама будет ходить мимо, я буду смотреть на нее из щели, и мне не будет так страшно, как если бы меня похоронили на кладбище".

Смерть бабушки, как ни парадоксально, дает надежду на счастливый конец данной истории. В этом произведении автор приводит пример сугубо сложных отношений между родственниками. Здесь присутствует не только недопонимание, но еще и агрессия. Бабушка воспитывает внука в таких же условиях, в каких была воспитана и она. Так поступают многие родители, не понимая того, что существует и иной подход к ребенку. Учитывая, что эта повесть автобиографичная, следует отметить, что на данный момент Павел Санаев (Саша Савельев) счастлив и нашел в себе мужество написать данную книгу. Поэтому у нас есть уверенность в счастливом продолжении этой истории.

В современной литературе проблема отцов и детей волнует авторов не меньше чем в классической. И сейчас писатели пытаются разобраться в проблематике отношений взрослых и детей, отношений между поколениями. Каждый автор по-своему видит суть недопонимания между родными людьми и в произведениях отражает свои взгляды.

Жизненный путь в литературе

Каждый день люди ищут ответы на множество вопросов. Школьники решают, что съесть на завтрак, какую одежду надеть, ехать в школу на автобусе или идти пешком. По окончании уроков возникает дилемма: делать домашнее задание сразу по возвращении домой или после прогулки с друзьями. Эти мелкие ежедневные проблемы легко решаются. Но в жизни человека есть более серьёзные вопросы.

Куда поступить после школы, какую профессию выбрать, чем заниматься в жизни — об этом приходится думать вчерашнему выпускнику. И критерии выбора у каждого свои. Взрослому человеку иногда кажется, что прими он другое решение, всё сложилось бы иначе, возможно, гораздо счастливее. Многие произведения русских классиков раскрывают проблему выбора жизненного пути. Аргументы из литературы учат анализировать опыт героев, делать правильные выводы. С их помощью можно решить самые сложные задачи:

Как показан образ дороги в русской классике

Так, персонажи русской классики ищут смысл жизни, проходят путь к самому себе. Взлёты и падения героев являются результатом сознательного выбора. Тем самым подтверждается тезис о том, что любое событие имеет свою причину.

Выбор в любви

Как в русской литературе герои решают проблемы выбора в любви

Одна из наиболее интересных и непростых тем для подростков — выбор в любви. Многие авторы раскрывают эту тему в своих книгах. При работе над сочинением можно, опираясь на собственные рассуждения, проанализировать истории любовных дилемм в известных произведениях.

Самым тяжёлым последствием для Анны становится запрет на общение с сыном. Но жить с нелюбимым мужем она также не может. Всё это становится невыносимым, теряется всякий смысл существования. Искренняя любовь при этом не оказывается спасительной, поддерживающей. И героиня решает покончить с этим раз и навсегда.

Отстранённая любовь Болконского не соответствовала темпераментной натуре героини Льва Толстого, и она решается бежать с Курагиным. Возможно, если бы не этот опрометчивый поступок, у любви князя Андрея Болконского и Натальи Ростовой был счастливый конец. Так, великий русский классик показал, насколько ошибочными бывают необдуманные решения, о которых порой приходится жалеть.

Понятие путь, при поиске профессии

Брак с генералом полностью изменил её жизнь, что пошло только на пользу. Теперь уже она получает любовное письмо от Евгения. И отвечает отказом. Татьяна не готова променять свою устоявшуюся жизнь на призрачное счастье. Нелёгкий выбор её продиктован холодным рассудком, да и чувства к Онегину остались в далёком прошлом.

Поиск профессии

Молодым людям в определённый период жизни приходится решать ещё одну задачу — выбор призвания. Здесь может быть велико влияние родителей, ближайшего окружения. Они могут советовать поступать в престижный вуз, получить финансово выгодную, востребованную профессию. Но позиция окружающих может не совпадать с тем, чего хочет сам подросток. И пусть то, чем он хочет заниматься, не принесёт больших денег, но благодаря любимому делу, он сможет прожить счастливую жизнь.

Избирают путь патриотизма на войне, в разных произведениях

Литературный герой Ионыч в одноимённом рассказе А. П. Чехова любил свою профессию. Но, оказывается, этого бывает мало, особенно для врача. Если не развиваться в профессии, не изучать новые подходы в лечении людей, можно морально устареть. Что и произошло с Ионычем. В результате он мог потерять любимое дело. Смысл произведения в том, что недостаточно только найти своё призвание, нужно постоянно совершенствовать способности и умения, а также заниматься самопознанием.

Путь патриотизма на войне

  • купец Ферапонтов, который спалил свою лавку, лишь бы ей не завладели французы;
  • жители Москвы, покидающие столицу, чтобы не подпасть под власть Наполеона;
  • Наташа Ростова, готовая отдать подводы раненым под Бородином.

Андрея Болконского волнует вопрос, как правильно поступать в тяжёлое для России время. Он князь и может не участвовать в сражениях. Но благородный и смелый характер не позволил запятнать свою честь трусостью. Попав на поле боя, он отважно сражается за Родину, готов отдать за неё жизнь. В решающей битве Болконского смертельно ранят. Погиб князь, как и жил, настоящим героем.

Как писать сочинение на тему Путь

В произведении Толстого самую искреннюю любовь к России проявляют простые солдаты. Они без громких слов умирают за близких и Родину. Лев Николаевич подчёркивает, что победа в войне с французами была завоёвана благодаря сплочённости русских людей. Вторгаясь в европейские страны, Наполеон встречался лицом к лицу только с действующей армией. В России же против него поднялся весь народ, невзирая на звания и сословия. Бородинское сражение показало огромную силу духа, патриотизм русского войска, из-за чего французы потерпели ещё и нравственное поражение.

Образ дороги в русской классике

Образ дороги в русской литературе стал традиционным мотивом, вдохновляющим писателей. А. Блок считал, что отличительной чертой российского художника является ощущение пути. Дорогой как символом пользовались родоначальники русского фольклора, а также писатели-классики:

  • Н. С. Лесков;
  • А. С. Пушкин;
  • М. И. Цветаева;
  • Н. А. Некрасов;
  • Н. В. Гоголь.

Направление пути героя лежит в крепость, где томится сирота Мария Миронова. По дороге Гринёв ведёт беседу с Емельяном. Пётр поражается неординарностью мышления, безудержным стремлением к свободе нового знакомого. Расстаются они на обратном пути из крепости. Предводитель крестьянского бунта произносит прощальные слова, полные доброты, великодушия.

Что брать за основу в сочинении

Примеры на литературных произведениях

Произведения русских классиков ещё раз убеждают, что жизнь — это непростой путь, полный радостей и горестей, ненависти и любви. И человек решает сам, по какой жизненной дороге он пойдёт.

Во все времена человека думающего волнуют такие вопросы: “Кто я? Зачем я живу? В чем смысл моей жизни?” И именно они выводят людей на путь духовных исканий, который часто оказывается тернистым и далеко не простым. Не всегда удается сразу найти то, к чему ты стремишься, но если долго и упорно идти, то все твои старания окупятся сторицей.

Об этом свидетельствуют жизненные поиски литературных героев, показанные классиками отечественной литературы в своих произведениях.

Достаточно вспомнить путь Пьера Безухова – героя романа Л. Н.

На протяжении всего произведения мы можем наблюдать, как формируются взгляды передового человека той эпохи – декабриста, патриота.

В начале эпопеи Пьер – “чужестранец” в светском мире Петербурга. Воспитанный заграницей, он восхищается идеями французской революции и Наполеоном. В высшем свете Пьера принимают лишь потому, что он сын графа Безухова – одного из самых богатых и влиятельных людей России.

Молодой человек смотрит на жизнь сквозь розовые очки, мечтает о настоящей чистой любви и именно поэтому женится на Элен Курагиной. Но брак оказывается неудачным.

Снова найти себя, выйти из этого состояния герою помогает встреча с Баздеевым и последовавшее за этим вступление в масонство. В нем Пьера привлекают идеи равенства, братства и любви. Безухов верит в то, что в жизни должны царить добро и правда. Воодушевленный новыми идеями, граф начинает преобразования в своих имениях.

Но все прекрасные планы не осуществляются, потому что Безухов не умеет контролировать выполнение собственных распоряжений управляющими, а те беззастенчиво обманывают хозяина. Поближе познакомившись с масонами, Пьер понимает, что они преследуют личные интересы, не заботясь о других людях, а лицемерие и ханжество, процветающие в их рядах, окончательно разочаровывают графа. Он не может и не хочет мириться с подобным, а потому порывает с масонами.

Но жизнь идет своим чередом, наступает тяжелый для России тысяча восемьсот двенадцатый год. Пьер не является военным и может просто остаться в стороне от происходящих событий. Однако искренне любя свою страну и желая помочь ей, граф отдает миллион рублей на содержание ополченцев, что для тех времен считалось огромной суммой.

Пребывание на Бородинском поле заставляет Пьера кардинально изменить свое мнение о войне. Он видит страдания людей, их страх и ужасную смерть, которые оказывают на него сильное влияние. Граф приходит к выводу, что в войне нет ничего прекрасного или героического, не существует победителей, а лишь проигравшие.

Окрыленный идеей во что бы то ни стало прекратить войну, Пьер остается в захваченной Москве, дабы убить Наполеона. Безухов убежден, что смерть французского императора остановит военные действия, и ради этого готов пожертвовать своей жизнью. Конечно, такая мысль выглядит наивной, но не может не вызывать уважения патриотический порыв человека, готового отдать жизнь за свою страну.

Попав во французский плен, Пьер знакомится с Платоном Каратаевым. Его поражает способность простого солдата испытывать добрые чувства по отношению ко всем людям, не деля их на своих и чужих. Этот совершенно новый взгляд на жизнь заставляет молодого мужчину понять подлинную ее ценность, именно ту истину, которую он искал на протяжении всего своего существования. Оказывается, каждый человек имеет право на счастье и обязан быть счастливым.

Вот только смерть Платона от рук французских солдат, которым он чинил одежду, шил сапоги, корректирует каратаевскую теорию: не может любовь быть безликой, она должна защищать, оберегать близких людей.

Испытания, выпавшие на долю Безухова, изменяют его, делают мудрее, и перед нами уже совершенно другой человек, четко знающий, чего он хочет добиться в этой жизни.

Отечественная война заканчивается полной победой России. Жизнь налаживается, и ничто не мешает Пьеру быть счастливым с любимой Наташей. Но, к своему ужасу, он видит, что вчерашние герои войны, проявившие чудеса мужества, отстоявшие право России на независимость, вернулись домой крепостными, лишенными каких-либо человеческих прав.

Справедливо ли это? Безусловно, нет. Граф не может смириться с таким положением вещей.

Понимая необходимость социальных перемен в обществе, он начинает посещать политические кружки. По всей логике событий, мы осознаем, что Безухов станет декабристом и будет среди тех, кто выйдет на Сенатскую площадь в тысяча восемьсот двадцать пятом году. Его жизненный путь не будет легким, но это дорога чести и достоинства, то, к чему должен стремиться каждый.

Война, хотя и состоявшаяся на век позже, изменила жизнь и героя рассказа М. А. Шолохова “Судьба человека”. Перед нами предстает обычный труженик Андрей Соколов. В его семье царят гармония и понимание: покладистая веселая жена, которая старается даже при небольшом достатке “сладкий кусок сготовить”, любящие дети: сын и две дочери.

Только этим и счастлив Соколов, но тут – война, разрушающая все и всех на своем пути.

Герой с необычайной стойкостью, достойной уважения, выносит все тяготы и испытания, с которыми сталкивается на своем жизненном пути. На фронт провожает его вся семья. Уже тогда тонкое женское сердце чувствует, как много горя принесет эта война, как сильно она изменит жизнь их некогда счастливой семьи: “Не увидимся мы больше на этом свете!”. Дальше – хуже.

На передовой шофер получает два легких ранения, затем фашистский плен, где ему приходится терпеть ужасные истязания. Казалось бы, что может быть страшнее? Но судьба не останавливается на этом.

В течение всего времени, проведенного на фронте, Андрея Соколова поддерживает мысль о любящей его семье, которая ждет его в тылу. Солдат знает, что есть те, к кому он должен вернуться, кого он должен защищать, и именно это позволяет ему двигаться вперед и выдерживать все испытания. Но, вернувшись в тыл, мужчина обнаруживает, что его дом разбомбили, ведь он стоял около авиазавода, жена и дочери погибли. Это становится для Андрея ударом намного тяжелее, чем все, что ему приходилось переживать прежде.

Однако даже в этой ситуации у него все еще остается лучик света, та нить, которая не дает ему погрузиться в отчаяние – его сын Анатолий. Вот только война лишает героя последнего дорогого существа, капитан Соколов гибнет, не дожив до Великой Победы совсем немного.

Перенесенные эти испытания меняют Соколова, но ничто не в силах убить в нем человека. Он встречает сироту Ванюшу, никому не нужного мальчика, который спит в собачьей будке и ест то, что находит на земле. Герой понимает, что, если ему, взрослому, так трудно и тяжело в это страшное время, то, что должен испытывать этот малыш. И тогда Андрей принимает для себя единственно верное решение: называется отцом Ванюши, отдавая ему всю теплоту и любовь, которые остались в сердце, истерзанном жестокими ударами судьбы.

Нельзя не вспомнить всем знакомые строки Библии: Если тебе плохо, найди того, кому еще хуже и помоги ему. И как можно не уважать человека, способного забыть о своей собственной боли ради другого?

Рассказ автор заканчивает фразой, полной уверенности в том, что именно такие люди, как Андрей Соколов, могут воспитать “русского человека, человека несгибаемой воли”, способного, как и его предки, преодолеть все преграды и не сбиться с пути, который проведет его и Россию через все, даже самые страшные, времена.

Поиски себя и своего духовного пути часто бывают жестокими. Но, только пройдя все испытания и тяготы, посланные нам судьбой, мы можем стать настоящими людьми. В заключение хочу привести слова Иоганна Гете, с которыми, на мой взгляд, невозможно не согласиться:

Читайте также: