Чем страшны муки совести в романе мастер и маргарита сочинение 200 слов

Обновлено: 03.07.2024

Несмотря на свою безрадостную работу, достаточно высокое материальное положение и социальный статус Понтий Пилат сумел сохранить мудрость и человеческие моральные качества. Он одинок, так как в его окружении нет человека, с которым он мог бы быть откровенным. Ему не с кем поделиться своими сомнениями или радостями. Поэтому рядом с ним всегда лишь его пес Банга, который является самым близким и единственным другом прокуратора.

Встреча близкой души

В романе Мастера описывается одно судебное рассмотрение дела, на котором предстал Иешуа по прозвищу Га-Ноцри, обвиняемый в настраивании людей разрушить храм существующей власти. В диалоге между обвиняемым и прокуратором Иудеи сначала царит напряжение. Игемона этот странный мыслитель называет добрым человеком, а также утверждает, что злых людей не бывает, а есть лишь несчастливые. Этот факт злит Пилата. Он не привык, чтобы его – прокуратора Иудеи Понтия Пилата, отличающегося гордостью и подчеркнутым чувством собственного достоинства, воспринимали без боязни. Подобное обращение он расценил, как неуважение к своей персоне.

Однако со временем Пилат и Иешуа начинают симпатизировать друг другу. Но услышав недопустимые речи, с которыми в глубине души и соглашался, прокуратор пришел в ярость и огласил решение о смертном приговоре. Карьера и статус перевесили симпатию к доброму и бесстрашному парню на весах судейской справедливости Пилата. Может, это было проявлением трусости, а не великой власти?

Тщеславию Пилата был нанесен удар. Ведь какой-то проходимец духовно богаче и счастливее его. Он попросту испугался признать ту простую философию добра и любви, которую нес молодой пророк. В принятии решения Понтий Пилат руководствовался не сердцем и даже не здравым смыслом, а лишь непроверенными фактами и злостью из-за уязвленного самолюбия. Он приговорил Иешуа к смертной казни на основании донесения некого Иуды из Кириафа. Назначая приговор, прокуратор верил, что ему удастся спасти Мессию. Ведь накануне праздника Пасхи первосвященник иудейский имеет право оправдать одного из подсудимых.

Итак, через образ Понтия Пилата Булгаков утверждает, что всем ходом человеческой истории руководит добро, истина и свобода, а не зло и власть, которые находятся в вечной борьбе.

Трое остальных преступников судились за тяжкие грехи, поэтому Понтий Пилат был уверен, первосвященник Каифа оправдает Иешуа. Однако когда решение первого духовного лица Ершалаима оказалось иным, ведь он решил оправдать убийцу Варраву, Пилат понял страшные последствия своей ошибки, однако не мог ничего поделать.

Понтий Пилат не находил себе места, ведь он предал казни единственную близкую ему душу. Он понимал, что больше не хочет находиться на этой должности и в том городе, где он утвердил столько смертных казней, ощущая невинную кровь на своих руках. Пилат всей душой хотел сделать хоть что-то, чтобы очистить свою совесть, хотя и понимал, что не сможет вернуть Иешуа. По его косвенной просьбе убили Иуду, а единственного последователя странствующего философа Левия Матвея он решил забрать к себе.

Проблема совести в романе

Тест по произведению

Я тут пока лежал, знаете ли, очень многое понял

В чем же повинна Маргарита — в ошибке или преступлении? Она чувствовала, что с Мастером может что-то произойти, но все-таки ушла и вернулась слишком поздно. Маргарита была ответственна за судьбу Мастера, так как в их отношениях играла доминирующую роль. Возможно, от ее присутствия в подвальчике Мастера ничего не изменилось бы, но она должна была там быть. У Маргариты двойственная вина. С одной стороны, она не могла предвидеть случившегося, но с другой стороны, была обязана это сделать. Маргарита винит себя в исчезновении Мастера и наказывает сама себя муками совести.

Иуда, в отличие от Пилата, совестью не мучился. Он, предав, даже не понял, что в чем-то виноват, и он наказывается смертью — у него нет надежды на искупление.

Из всех этих примеров можно выявить, что есть для Михаила Афанасьевича вина и ошибка, по какому принципу определяются наказание для героев. Вина — это осознанное действие, слово или мысль. Вина бывает двух видов: внешняя и внутренняя, то есть осуждение со стороны людей и осуждение самого себя. Мера наказания определяется автором в зависимости от степени осознания своих поступков. Маргарита и Пилат понимают свою вину, потому они прощаются. Иуда и Берлиоз даже не подозревают о своей вине, и они наказываются смертью… Проблема вины — одна из важнейших проблем не только в литературе, но и в жизни. Ведь иногда от степени вины зависит все существование человека…

Среди наиважнейших тем, присущих этому роману, выделяется тема совести. Тесно с этой темой Булгаков переплетает проблемы свободы личности, выбора и ответственности за него. На мой взгляд, все это в первую очередь связано с образом Понтия Пилата и библейской историей, которую Булгаков описывает нам в новом, своеобразном виде. Именно Понтий Пилат становится центральным персонажем в истории с Иешуа, в образе которого читатель может заметить Иисуса Христа.

Учитель проверяет на плагиат? Закажи уникальную работу у нас за 250 рублей!

Связаться с нами:

Понтий Пилат неохотно принимает участие в правлении города Иудеи. Но однажды перед ним возникает Иешуа, к которому он проникается симпатией сквозь философские совместные размышления. Понтий Пилат видит в подсудимом невиновного человека, который способен нести людям добро. Сначала он отменяет Иешуа смертный приговор, жалея его и пытаясь помочь, но когда это дело становится делом государственной важности, перед Понтием Пилатом встает выбор: отпустить подсудимого, рискуя своей должностью, или, же приговорить его к смерти, не боясь за свое место. Он выбирает второй вариант, за что наделяется муками совести и страшным наказанием – бессмертием. Понтию Пилату мешает страх оказаться на месте Иешуа. Это заставляет его пойти наперекор собственной совести.

Проблема совести раскрывается Булгаковым довольно ярко на примере Понтия Пилата и его нравственного выбора. После прочтения книги каждый может сделать вывод о том, что всякий выбор требует ответственности, а потому подходить к нему нужно с умом и по согласию сердца и совести. Ведь сделав неправильный выбор, мы рискуем навсегда остаться мучимыми внутренним голосом совести и справедливости

Нравственные проблемы

Нравственная сторона поступка, слова, выбора как основа человеческого существования подчеркивается в произведении на всех уровнях. В историческом романе Мастера центральные фигуры с точки зрения проблемы нравственности – это не только Понтий Пилат, но и Иуда из Кириафа. Очень красивый молодой человек обуревает двумя страстями. Он встречается с замужней женщиной, но больше всего он любит деньги. Безнравственность в ценностях и отношениях приводят молодого человека к предательству, подлости и гибели. В романе четко прослеживается линия возмездия за сделки с совестью. Кто-то лишается жизни, кто-то ума, кто-то покоя. Безнравственность рядовых москвичей нарисована общими красками, например, зрительская масса в зале варьете, или имеет портретное описание: пустая болтовня Бенгальского, алчность Андрея Фокича – простого буфетчика, корысть Алоизия Могарыча. Каждый из них понес свое наказание. Население Москвы 30-х годов, погрязшее в воровстве, зависти, доносительстве, подлости, лизоблюдстве, вызывает отвращение не только у Воланда, но и у читателей романа. Но насколько стали лучше люди XXI века по сравнению с согражданами, жившими сто лет назад? Стали ли мы добрее, совестливее? Именно этот вопрос должен волновать читателей и 100, и 200 лет спустя после написания романа.

Проблема творчества

Двутавровый

6 стр., 2544 слов

Говорящие движения рук

Проблема одиночества

Переброситься

[новичек] за свою нечистую совесть

Характер прокуратора

Согласно большинству исторических источников, Понтий Пилат появился на свет в галлийском городе Лугудуне и происходил из сословия всадников. В 26 г. н. э. он стал правителем Иудеи, сменив Валерия Грата. Еврейский историк Иосиф Флавий именует Пилата игемоном, однако носил он, по сути, сразу два титула:


  1. Префект претория. Эта должность назначалась императором и подразумевала в первую очередь пост командира преторианской гвардии. Если человек, занявший её, был всадником, он автоматически причислялся к сенату. Кроме того, префект имел право заниматься судебными разбирательствами — в этом случае решение, вынесенное им по тому или иному делу, признавалось окончательным и не подлежало обжалованию.
  2. Прокуратор. В Древнем Риме прокураторами именовали высокопоставленных чиновников, осуществляющих управление провинциальными городами. Они отвечали как за общее благополучие жителей, так и за финансовые вопросы.

Если верить словам современников, Понтий не был порядочным человеком и не славился справедливостью — напротив, он был продажен, бесчестен и абсолютно беспринципен. К примеру, Филон Александрийский утверждал, что на совести префекта множество несправедливых казней, совершённых безо всякой причины, а царь Ирод жаловался Калигуле на его невыносимую жестокость. Однако стоит учитывать, что оценка иудеев была небеспристрастна — они болезненно восприняли назначение нового правителя и крайне остро реагировали на любые его действия.

Например, когда Пилат велел внести в Иерусалим знамёна с собственным изображением, жители окружили его резиденцию и осаждали её пять дней, требуя убрать языческие символы из святыни. В конце концов, прокуратор уступил, однако в его душе поселилась стойкая неприязнь и к иудеям, и к их религиозным обычаям. Чуть позже история повторилась, но на этот раз объектом раздора стал водопровод, строительство которого префект предполагал осуществить за счёт храмовой казны, против чего резко восстали как представители Синедриона, так и сами горожане.

Будучи носителем античной культуры с ее идеалами гармонично развитой личности, прокуратор почувствовал не только интерес, но и уважение к Га-Ноцри, умному, свободному и счастливому человеку, который способен сострадать и помогать даже тому, кто отправляет его на казнь. Справедливые речи арестованного нашли отклик в больной душе игемона, уставшего от лицемерия. Поняв, что Иешуа невиновен, прокуратор даже пытался его спасти, но страх перед кесарем заставил Понтия Пилата вынести пророку смертный приговор. Из-за карьеры Пилат струсил восстать против несправедливости, освободив невиновного человека. С тех пор совесть правителя не знала покоя: он обрек себя на вечные душевные муки. Пытаясь заглушить голос совести, прокуратор приказал убить Иуду, предавшего Га-Ноцри. Но и этот поступок не принес Понтию Пилату покоя. Ему приснился сон, будто он не послал на казнь бродячего философа и целителя. Слабость и трусость Пилата оборачиваются для него двухтысячелетней мукой раскаяния. Но в конце романа к Понтию Пилату приходит прощение, данное ему Мастером. Его простил и Иешуа. Так автор подвел читателя к мысли о том, что подлинное могущество только в доброте и участии, а не в силе власти.

Итак, через образ Понтия Пилата Булгаков утверждает, что всем ходом человеческой истории руководит добро, истина и свобода, а не зло и власть, которые находятся в вечной борьбе.

Среди наиважнейших тем, присущих этому роману, выделяется тема совести. Тесно с этой темой Булгаков переплетает проблемы свободы личности, выбора и ответственности за него. На мой взгляд, все это в первую очередь связано с образом Понтия Пилата и библейской историей, которую Булгаков описывает нам в новом, своеобразном виде. Именно Понтий Пилат становится центральным персонажем в истории с Иешуа, в образе которого читатель может заметить Иисуса Христа.

Понтий Пилат неохотно принимает участие в правлении города Иудеи. Но однажды перед ним возникает Иешуа, к которому он проникается симпатией сквозь философские совместные размышления. Понтий Пилат видит в подсудимом невиновного человека, который способен нести людям добро. Сначала он отменяет Иешуа смертный приговор, жалея его и пытаясь помочь, но когда это дело становится делом государственной важности, перед Понтием Пилатом встает выбор: отпустить подсудимого, рискуя своей должностью, или, же приговорить его к смерти, не боясь за свое место. Он выбирает второй вариант, за что наделяется муками совести и страшным наказанием – бессмертием. Понтию Пилату мешает страх оказаться на месте Иешуа. Это заставляет его пойти наперекор собственной совести.

Учитель проверяет на плагиат? Закажи уникальную работу у нас за 250 рублей! Более 700 выполненных заказов! Напишем в день заказа!

Связаться с нами:

Проблема совести раскрывается Булгаковым довольно ярко на примере Понтия Пилата и его нравственного выбора. После прочтения книги каждый может сделать вывод о том, что всякий выбор требует ответственности, а потому подходить к нему нужно с умом и по согласию сердца и совести. Ведь сделав неправильный выбор, мы рискуем навсегда остаться мучимыми внутренним голосом совести и справедливости

Проблема совести в романе

Тест по произведению

Одиночество – цена высокого положения в обществе

Несмотря на свою безрадостную работу, достаточно высокое материальное положение и социальный статус Понтий Пилат сумел сохранить мудрость и человеческие моральные качества. Он одинок, так как в его окружении нет человека, с которым он мог бы быть откровенным. Ему не с кем поделиться своими сомнениями или радостями. Поэтому рядом с ним всегда лишь его пес Банга, который является самым близким и единственным другом прокуратора.

Встреча близкой души

В романе Мастера описывается одно судебное рассмотрение дела, на котором предстал Иешуа по прозвищу Га-Ноцри, обвиняемый в настраивании людей разрушить храм существующей власти. В диалоге между обвиняемым и прокуратором Иудеи сначала царит напряжение. Игемона этот странный мыслитель называет добрым человеком, а также утверждает, что злых людей не бывает, а есть лишь несчастливые. Этот факт злит Пилата. Он не привык, чтобы его – прокуратора Иудеи Понтия Пилата, отличающегося гордостью и подчеркнутым чувством собственного достоинства, воспринимали без боязни. Подобное обращение он расценил, как неуважение к своей персоне.

Однако со временем Пилат и Иешуа начинают симпатизировать друг другу. Но услышав недопустимые речи, с которыми в глубине души и соглашался, прокуратор пришел в ярость и огласил решение о смертном приговоре. Карьера и статус перевесили симпатию к доброму и бесстрашному парню на весах судейской справедливости Пилата. Может, это было проявлением трусости, а не великой власти?

Тщеславию Пилата был нанесен удар. Ведь какой-то проходимец духовно богаче и счастливее его. Он попросту испугался признать ту простую философию добра и любви, которую нес молодой пророк. В принятии решения Понтий Пилат руководствовался не сердцем и даже не здравым смыслом, а лишь непроверенными фактами и злостью из-за уязвленного самолюбия. Он приговорил Иешуа к смертной казни на основании донесения некого Иуды из Кириафа. Назначая приговор, прокуратор верил, что ему удастся спасти Мессию. Ведь накануне праздника Пасхи первосвященник иудейский имеет право оправдать одного из подсудимых.

LiveInternetLiveInternet

Понтий Пилат - Иешуа (500x682, 63Kb)

Понтий Пилат — Иешуа

Но в отличие от канонических текстов в романе, написанном Мастером, Понтии Пилат — один из основных героев. Оттенки его настроения, колебания, эмоции, ход его мыслей, беседы с Иешуа, процесс принятия окончательного решения, получили в романе яркое художественное воплощение. Но верховные священнослужители продолжают настаивать на смертном приговоре. Пилат поддается постыдному малодушию умного и почти всесильного правителя: из-за боязни доноса, который мог погубить карьеру, Пилат идет против своих убеждений, против голоса человечности, против совести. Он делает последние жалкие попытки спасти несчастного, а когда это не удается, пытается хотя бы смягчить укоры совести. Но нет и не может быть морального выкупа за предательство.

https://www.mirvboge.ru/wp-content/uploads/2017/05/mirvboge.ru_суд-740x402.jpg

Трое остальных преступников судились за тяжкие грехи, поэтому Понтий Пилат был уверен, первосвященник Каифа оправдает Иешуа. Однако когда решение первого духовного лица Ершалаима оказалось иным, ведь он решил оправдать убийцу Варраву, Пилат понял страшные последствия своей ошибки, однако не мог ничего поделать.

Понтий Пилат не находил себе места, ведь он предал казни единственную близкую ему душу. Он понимал, что больше не хочет находиться на этой должности и в том городе, где он утвердил столько смертных казней, ощущая невинную кровь на своих руках. Пилат всей душой хотел сделать хоть что-то, чтобы очистить свою совесть, хотя и понимал, что не сможет вернуть Иешуа. По его косвенной просьбе убили Иуду, а единственного последователя странствующего философа Левия Матвея он решил забрать к себе.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Цель : совершенствовать умение учащихся составлять текст-сочинение на литературную тему, делать самостоятельные выводы.

Роман М. Булгакова читается взахлеб, потому что это роман о любви, о свободе в творчестве, о смерти и бессмертии, о силе и бессилии власти над людьми, о реальном и ирреальном, об ответственности человека перед своей совестью и перед самим собой.

4 главы – 2, 16, 25, 26 – почти целиком отданы Понтию Пилату – государственному деятелю, опытному и тонкому политику.

И суть той драмы, на которую он обречен, состоит как раз в конфликте между тем естественным, человеческим, что еще в нем сохранилось, и властью политика.

2.Беседа по вопросам.

Какова история его жизни? Кем он был когда-то?

(Был воином, умел ценить мужество, отвагу и сам не знал страха).

Каким он представляется в настоящее время?

(Выслужил высокую должность и переродился. Овладел искусством политической игры, научился хитрить, лицемерить и т.д.).

Почему Пилат служил верой и правдой императору Тиверию? Он вызывает у него преклонение?

(Потому что боится. Не за жизнь свою боится Пилат – ей ничего не угрожает, а за карьеру.).

Что предпринимает Понтий Пилат, чтобы спасти Иешуа?

а) как политик, ведет Пилат разговор с Иешуа, подсказывая ему ответы на свои вопросы в присутствии секретаря;

б) как политик, разговаривает он с Каифой, оказывая на первосвященника прямое давление, но так, чтобы никаких опасных подозрений против себя не навлечь.)

Почему в обоих случаях его испытанное оружие дает осечки?

Что же побеждает в душе Пилата? Политик или человек? Власть или совесть?

Почему Понтий Пилат организует убийство осведомителя Каифы Иуды?

Зачитать сцену переговоров с Афранием (об Иешуа спрашивает сначала. Почему?) – великолепный образ лицемерного политического словоблудия.

(Они говорят о том, как спасти Иуду от якобы замышляемого кем-то убийства. И каждый понимает, что слова собеседника надо понимать в совершенно другом смысле.)

Почему Афраний и Понтий Пилат доверяют друг другу и в то же время друг друга опасаются?

Сон Пилата зачитать. Каково его значение?

Встреча Понтия Пилата с учеником Иешуа Левием Матвеем.

1.Я не политический деятель, я литератор.

2.…Его творчество – волшебное зеркало века…

3.Человек должен не только пользоваться добром, но и творить его.

II Тема совести в произведении

В чем суть драмы Понтия Пилата? Какова история его жизни? Кем он был когда-то?

Допрос Иешуа прокуратором. Внутренняя борьба Понтия Пилата.

Что же побеждает в душе Пилата? Политик или человек? Власть или совесть?

III Поучительна ли история с Иешуа и Понтием Пилатом для нас, людей иной эпохи?

6.Работа с толковым словарем. Запись на доске (или плакат)

- чувство нравственности за свое поведение перед окружающими людьми, обществом.

- право и возможность распоряжаться кем-чем-нибудь, подчинять своей воле.

1.Лицо, осуществляющее надзор за точным исполнением законов.

2.Государственный обвинитель на суде.

- столкновение, серьезное разногласие, спор.

- человек, легко поддающийся чувству страха.

- свойственная трусу робость, боязливость.

- испытать сожаление, признаться в совершенной ошибке, в неправильном поступке. Сущ. раскаяние

тяжелое событие, переживание, причиняющее нравственные страдания. Пережить драму.

- политический деятель, лицо, занимающееся вопросами политики; знаток политики.

- содержащий в себе что-нибудь полезное, служащий уроком, обогащающий знаниями, опытом.

7.Словарно-орфографическая работа. Разбор слов: Понтий Пилат, противоречия, римский прокуратор, внутренняя борьба, интеллектуальное сходство палача и жертвы, в конце концов, приговор, разочаровавшийся в жизни, измученный болью, предатель Иуда из Кириафа.

8.Синтаксический разбор предложений.

Понтий пойдет на все, чтобы спасти от казни свою совесть: ведь он послал на смерть ни в чем невиновного безумного мечтателя и врага.

Понтий Пилат – безжалостный прокуратор, чье устрашающее имя на устах каждого человека.

Разумеется, погибнет и предатель Иуда из Кириафа.

9.Работа учащихся с черновиками.

II урок. Написание сочинения.

Булгаков ввел образ Понтия Пилата для изображения вечного конфликта между властью и совестью человека. Власть меняет человек, делает его обязанным, а значит, не подвластным своей воле, и поэтому действия этого человека могут быть жестокими и непоколебимыми. Совесть человека приводит к состоянию равновесия.

Понтий Пилат – безжалостный прокуратор, чье устрашающее имя на устах каждого человека. Выработанный в кавалерийской службе характер делает Понтия Пилата ненавистным. Его одолевала болезнь – гемикрания.

Разумеется, погибнет и предатель Иуда из Кириафа. Утром бы его еще не погубил прокуратор, а теперь, ночью, взвесив все, согласен погубить. Он пойдет на все, чтобы спасти от казни свою совесть: ведь он послал на смерть ни в чем невиновного безумного мечтателя и врача.

Роман Михаила Афанасьевича Булгакова “Мастер и Маргарита” по праву считается не только величайшим произведением литературы, но и кладезем удивительных по своей глубине философских мыслей. Сам роман состоит как бы из двух частей. Это роман о Мастере и роман, написанный самим Мастером. Главный герой булгаковского произведения мечтал рассказать миру историю о пятом прокураторе Иудеи Понтии Пилате.

В итоге он создал на историческом материале книгу огромной психологической выразительности. Этот “роман в романе” далек от известных

нам трактовок библейской темы. Мастер и, соответственно, стоящий за этим образом Булгаков, видит все происходящее в те давние времена совершенно иначе, чем мы привыкли.
Главным героем этого произведения является не столько Иисус, которого мы можем явно увидеть в бродячем философе Иешуа Га-Ноцри, а скорее прокуратор Иудеи Понтий Пилат.
Он известен нам как человек, приговоривший Иисуса Христа к распятию. В Библии этот образ достаточно схематичен и не несет в себе какой-либо ярко выраженной нагрузки. Но Булгаков решил показать эту историческую личность во всей полноте, с ее страхами и противоречиями.

предстает перед нами не как “свирепое чудовище”, а как несчастный человек, ненавидящий город, которым он правит, и замученный страшной болезнью гемикранией: “Более всего на свете прокуратор ненавидел запах розового масла, и все теперь предвещало нехороший день, так как запах этот начал преследовать прокуратора с рассвета…. Да, нет сомнений! Это она, опять она, непобедимая, ужасная болезнь гемикрания, при которой болит полголовы. От нее нет средств, нет никакого спасения”.

При видимом величии, перед нами трусливый человек, который вечность будет мучиться за ту непоправимую ошибку, которую он совершил.
Впервые мы встречаемся с Понтием во второй главе романа, когда перед ним появляется “подследственный из Галилеи”, которого игемон вынужден судить. Изначально бродячий философ не представляет собой необычного зрелища, наоборот, он показан как абсолютно нормальный человек, “одетый в старенький и разорванный голубой хитон. Голова его была прикрыта белой повязкой с ремешком вокруг лба, а руки связаны за спиной. Под левым глазом у человека был большой синяк, в углу рта – ссадина с запекшейся кровью.

Приведенный с тревожным любопытством глядел на прокуратора…” Но по ходу развития событий данной главы, мы понимаем, кого подразумевает автор под бродягой Иешуа Га-Ноцри. Сам же Пилат не столько понимает, сколько чувствует, что перед ним стоит не простой оборванец, а человек совершенно необычный…
Памятен момент, когда всемогущий игемон, не способный более сопротивляться страшной болезни, мучающей его, малодушно помышляет о яде, а душевнобольной бродяга вылечивает его. Иешуа смеет не только указывать прокуратору на его бесконечное одиночество, замкнутость и скудость жизни, но и спорить по поводу своей дальнейшей судьбы. Это бред сумасшедшего философа или откровение знающего истину человека? “Согласись, что перерезать волосок уж наверно может лишь тот, кто подвесил”, – всемогущий Пилат втягивается в беседу с бродягой, и вот он уже проникается к нему симпатией и хочет спасти от страшной, мучительной смерти… Игемон чувствует, что если он не убережет Иешуа от распятия, то совершит непоправимую ошибку, за которую будет проклят навеки: “мысли понеслись короткие, бессвязные и необыкновенные: “Погиб!”, потом: “Погибли!…” Он ощущает дыхание бессмертия на своем лице.

Но в данном контексте слово “бессмертие” равносильно вечным страданиям.
Прокуратор уже не может спасти Иешуа, ему мешают страх, трусость, он боится в дальнейшем оказаться на месте философа. Здесь Булгаков очень ярко показал противоречивость Пилата. Он жаждет спасти Га-Ноцри, но его положение и боязнь осуждения Синедрионом заставляет игемона пойти против голоса совести.
Последнюю слабую попытку отвести страшную смерть от Иешуа прокуратор делает в разговоре с Иосифом Каифой. В честь великого праздника пасхи один из приговоренных к распятию должен быть спасен. Вар-равван, бунтарь и убийца, или Иешуа Га-Ноцри, умалишенный философ? Синедрион принимает решение освободить Вар-раввана.

Великий прокуратор Иудеи Понтий Пилат больше не в силах что-либо сделать. С неотвратимым ощущением совершения непоправимой ошибки, он объявляет решение Синедриона толпе. “Бессмертие… Пришло бессмертие… Чье бессмертие пришло?

Обман же самого себя заключался в том, что прокуратор старался внушить себе, что действия эти не менее важны, чем утренний приговор”.
Понтий Пилат обрел бессмертие, а вместе с ним и вечное проклятие. Теперь как только прокуратор закрывает глаза, ему снится лестница, ведущая прямо к луне. Он смеется от счастья, взбираясь по ней, а рядом с ним идет бродячий философ.

Они спорят о чем-то очень сложном и важном, разговор интересен и нескончаем. И свершившаяся казнь была не более, чем дурной сон. Игемон плачет во сне, говоря философу, что погубит свою карьеру ради спасения “ни в чем не виноватого безумного мечтателя и врача”.

И вечно будет просыпаться Пилат, осознавая, что вся эта легкость и безмятежность были ни чем иным, как сном. И опять на него навалится груз совести, а светящая луна будет вызывать чувство нестерпимой тоски.
Подводя итоги всему вышесказанному, стоит отметить, что проблема совести в романе особо ярко раскрывается Булгаковым через образ пятого прокуратора Иудеи Понтия Пилата. Тем самым автор, по всей видимости, хотел сказать, что все несут ответственность за свои ошибки, и плата будет выбираться в связи с совершенным человеком поступком.

Читайте также: