Чем схожи и чем различаются позиции базарова и раскольникова сочинение

Обновлено: 04.07.2024

Студенты часто становились героями произведений русской литературы 19 века. И это неудивительно, ведь студенчество всегда являлось прогрессивным слоем общества, отстаивающим различные передовые идеи. Студенческая молодежь развивала философские, общественные, морально-нравственные теории, стремилась изменить к лучшему себя и окружающий мир.

Чтобы испытать себя и свою теорию, Родион решается на преступление нравственного закона – убийство. Но сама мысль о насилии вызывает у Родиона отвращение. В его сне-воспоминании о лошади, которую секут по глазам, проявляется истинная сущность этого героя. По своей природе Раскольников – глубоко нравственный человек, добрый, мягкий, милосердный. Но, в то же время, он горд, самолюбив до крайности, высокомерен. Родион хочет убедиться, что он не такой, как все, что он человек особой породы. Поэтому Раскольников все же идет на преступление.

Евгений Базаров – тоже студент. Он будущий медик, увлекается естествознанием, проводит всевозможные опыты. Этот герой также, как и Раскольников, умен и талантлив, но небогат. Он происходит из семьи разночинцев, его отец всю жизнь прослужил уездным лекарем.

Таким образом, мне кажется, можно вывести основное различие между Базаровым и Раскольниковым. Достоевского интересует душа Родиона Раскольникова, его личность. Для этого писателя его герой – это, прежде всего, человек, со своими мыслями, чувствами, проблемами. Поэтому Раскольникову дан шанс на преображение и воскресение.

Для Тургенева же Базаров – это прежде всего представитель нигилистического движения. Тургенева интересует именно психология нигилиста. Поэтому в судьбе своего героя этот писатель изображает свое отношение к нигилистическому течению в общем. И поэтому Базаров, многое поняв, все же умирает, так и не сумев стать счастливым.

0 человек просмотрели эту страницу. Зарегистрируйся или войди и узнай сколько человек из твоей школы уже списали это сочинение.

/ Сочинения / Достоевский Ф.М. / Преступление и наказание / Два героя-студента – Базаров и Раскольников

Смотрите также по произведению "Преступление и наказание":

Сочинение: Базаров и Раскольников

В литературе второй половины девятнадцатого столетия по­являются персонажи, принадлежащие к новому слою общест­ва — разночинцы. Наиболее яркие из них — это Евгений База­ров и Родион Раскольников. Романы, в которых они появились, вышли соответственно в 1863 и 1866 годах. Непростое это было время. С одной стороны — подготовка и проведение ряда ре­форм, обещание царем конституций, с другой — разочарование реформой 1861 года, распространение социалистических идей и неутихающие споры между западниками с славянофилами. Это было время надежд и разочарований, время выбора. В та­кой противоречивой обстановке и родились такие герои, как Ба­заров и Раскольников.

Что роднит и различает Базарова и Раскольникова? Оба они, молодые люди, ищут свое место в жизни, формируют свои взгляды. Базаров пробует свои силы в естествознании, а Рас­кольникова интересует место человека в обществе. Если пер­вый не придает власти никакого значения, то для Родиона это чуть ли не самое главное в жизни. Оба героя чрезвычайно са­молюбивы, только Базаров в своем самолюбии стремится к сво­боде, независимости от чужого влияния, а Раскольников к вла­сти. Оба идут по жизни по каким-то своим, хотя довольно близким ориентирам, так как у каждого из них есть система ценностей. Руководствуясь своими идеями, они совершают те или иные поступки.
[sms]

Идея Базарова — непризнание авторитетов и принципов существующего строя и религии, духовных и материальных ценностей. Сущность теории Раскольникова — признание пра­ва сверхлюдей на преступление во имя некой цели, а следова­тельно, отрицание нравственных принципов. На основе этого можно назвать взгляды Базарова вульгарно материалистичес­кими и безнравственными, а Раскольникова — откровенно фа­шистскими.

Почему безнравственны идеи Базарова? Ведь призывает он жить по совести, ведь нельзя назвать самого его безнравствен­ным человеком. Его — да, а если на месте Базарова был бы другой? Жить по совести, а не по законам, в принципе хороший лозунг, но в то время, да и сейчас, реакционный: мало ли что может позволить человеку его совесть? Позволила же она Рас-кольникову убить старуху и Лизавету. К тому же о какой нрав­ственности идей Базарова можно говорить, когда он сам скопом отвергает духовные ценности. Так что эти убеждения не ведут к страшным последствиям лишь благодаря чистоте души того, кто их разделяет. Базарову можно позволить жить по такой формуле, Раскольникову нет.

Базаров и Раскольников — бунтари, только бунт у каждого из них свой: у первого — революционный, у второго — лично­стный. Революционность взглядов Базарова доказывать не нужно. Важно то, что его протест происходит не из-за плохого положения в обществе, а из-за ужасного состояния самого об­щества. Евгений Васильевич уверен в необходимости перемен.

Раскольников пренебрег нравственными принципами и по­шел на преступление. Побудило его к этому, наверное, то, что все так делали, все поступались и таким образом выживали. В душе его произошел раскол, борьба двух мнений: с точки зрения разума, расчета, теории преступление было оправдан­ным, с точки зрения морали — нет. В конце концов он понял, что обо всем нужно судить с позиций нравственности, и это вернуло его к жизни.

На примере двух литературных героев — Базарова и Рас­кольникова — мы видим картину развития и упадка нигилизма, прошедшего путь от безобидной базаровской модели до страш­ной раскольниковской. Создателями этих образов вскрыта ан­тигуманная сущность этого явления, его оторванность от нацио­нальных корней, его отрицание и очернение всей жизни народа, всех ее сторон, отсутствие в нигилизме каких бы то ни было идеалов, осквернение религии, в которой он усматривал лишь суеверия и предрассудки, тогда как возможен более широкий подход к ней.

Базаров и Раскольников очень похожи: у них во многом сов­падают взгляды на жизнь, характеры, они оба способны тво­рить добро, оба — противоречивые натуры. Но есть и различия, в основном обусловленные разными условиями жизни двух ге­роев. Отсюда в Раскольникове появляется и отчаяние, и обост­ренное чувство справедливости, и ненависть. Всего этого нет в Базарове. Несмотря на ошибочность своих воззрений (а у Раскольникова и жестокость), оба молодых человека вызы­вают скорее не ненависть и порицание, а сочувствие — сочув­ствие к трагической судьбе обоих. У них есть чему поучиться: у Базарова — силе воли, стремлению к познанию, у Раскольни­кова — способности проявлять благородство и сострадание в самые тяжелые моменты жизни.

Студенты часто становились героями произведений русской литературы 19 века. И это неудивительно, ведь студенчество всегда являлось прогрессивным слоем общества, отстаивающим различные передовые идеи. Студенческая молодежь развивала философские, общественные, морально-нравственные теории, стремилась изменить к лучшему себя и окружающий мир.

Чтобы испытать себя и свою теорию, Родион решается на преступление нравственного закона – убийство. Но сама мысль о насилии вызывает у Родиона отвращение. В его сне-воспоминании о лошади, которую секут по глазам, проявляется истинная сущность этого героя. По своей природе Раскольников – глубоко нравственный человек, добрый, мягкий, милосердный. Но, в то же время, он горд, самолюбив до крайности, высокомерен. Родион хочет убедиться, что он не такой, как все, что он человек особой породы. Поэтому Раскольников все же идет на преступление.

Евгений Базаров – тоже студент. Он будущий медик, увлекается естествознанием, проводит всевозможные опыты. Этот герой также, как и Раскольников, умен и талантлив, но небогат. Он происходит из семьи разночинцев, его отец всю жизнь прослужил уездным лекарем.

Таким образом, мне кажется, можно вывести основное различие между Базаровым и Раскольниковым. Достоевского интересует душа Родиона Раскольникова, его личность. Для этого писателя его герой – это, прежде всего, человек, со своими мыслями, чувствами, проблемами. Поэтому Раскольникову дан шанс на преображение и воскресение.

Для Тургенева же Базаров – это прежде всего представитель нигилистического движения. Тургенева интересует именно психология нигилиста. Поэтому в судьбе своего героя этот писатель изображает свое отношение к нигилистическому течению в общем. И поэтому Базаров, многое поняв, все же умирает, так и не сумев стать счастливым.

человек просмотрели эту страницу. Зарегистрируйся или войди и узнай сколько человек из твоей школы уже списали это сочинение.

/ Сочинения / Достоевский Ф.М. / Преступление и наказание / Два героя-студента – Базаров и Раскольников

Смотрите также по произведению “Преступление и наказание”:

Сочинение: Базаров и Раскольников


В литературе второй половины девятнадцатого столетия по­являются персонажи, принадлежащие к новому слою общест­ва — разночинцы. Наиболее яркие из них — это Евгений База­ров и Родион Раскольников. Романы, в которых они появились, вышли соответственно в 1863 и 1866 годах. Непростое это было время. С одной стороны — подготовка и проведение ряда ре­форм, обещание царем конституций, с другой — разочарование реформой 1861 года, распространение социалистических идей и неутихающие споры между западниками с славянофилами. Это было время надежд и разочарований, время выбора. В та­кой противоречивой обстановке и родились такие герои, как Ба­заров и Раскольников.

Что роднит и различает Базарова и Раскольникова? Оба они, молодые люди, ищут свое место в жизни, формируют свои взгляды. Базаров пробует свои силы в естествознании, а Рас­кольникова интересует место человека в обществе. Если пер­вый не придает власти никакого значения, то для Родиона это чуть ли не самое главное в жизни. Оба героя чрезвычайно са­молюбивы, только Базаров в своем самолюбии стремится к сво­боде, независимости от чужого влияния, а Раскольников к вла­сти. Оба идут по жизни по каким-то своим, хотя довольно близким ориентирам, так как у каждого из них есть система ценностей. Руководствуясь своими идеями, они совершают те или иные поступки.
[sms]

Идея Базарова — непризнание авторитетов и принципов существующего строя и религии, духовных и материальных ценностей. Сущность теории Раскольникова — признание пра­ва сверхлюдей на преступление во имя некой цели, а следова­тельно, отрицание нравственных принципов. На основе этого можно назвать взгляды Базарова вульгарно материалистичес­кими и безнравственными, а Раскольникова — откровенно фа­шистскими.

Почему безнравственны идеи Базарова? Ведь призывает он жить по совести, ведь нельзя назвать самого его безнравствен­ным человеком. Его — да, а если на месте Базарова был бы другой? Жить по совести, а не по законам, в принципе хороший лозунг, но в то время, да и сейчас, реакционный: мало ли что может позволить человеку его совесть? Позволила же она Рас-кольникову убить старуху и Лизавету. К тому же о какой нрав­ственности идей Базарова можно говорить, когда он сам скопом отвергает духовные ценности. Так что эти убеждения не ведут к страшным последствиям лишь благодаря чистоте души того, кто их разделяет. Базарову можно позволить жить по такой формуле, Раскольникову нет.

Базаров и Раскольников — бунтари, только бунт у каждого из них свой: у первого — революционный, у второго — лично­стный. Революционность взглядов Базарова доказывать не нужно. Важно то, что его протест происходит не из-за плохого положения в обществе, а из-за ужасного состояния самого об­щества. Евгений Васильевич уверен в необходимости перемен.

Раскольников пренебрег нравственными принципами и по­шел на преступление. Побудило его к этому, наверное, то, что все так делали, все поступались и таким образом выживали. В душе его произошел раскол, борьба двух мнений: с точки зрения разума, расчета, теории преступление было оправдан­ным, с точки зрения морали — нет. В конце концов он понял, что обо всем нужно судить с позиций нравственности, и это вернуло его к жизни.

На примере двух литературных героев — Базарова и Рас­кольникова — мы видим картину развития и упадка нигилизма, прошедшего путь от безобидной базаровской модели до страш­ной раскольниковской. Создателями этих образов вскрыта ан­тигуманная сущность этого явления, его оторванность от нацио­нальных корней, его отрицание и очернение всей жизни народа, всех ее сторон, отсутствие в нигилизме каких бы то ни было идеалов, осквернение религии, в которой он усматривал лишь суеверия и предрассудки, тогда как возможен более широкий подход к ней.

Базаров и Раскольников очень похожи: у них во многом сов­падают взгляды на жизнь, характеры, они оба способны тво­рить добро, оба — противоречивые натуры. Но есть и различия, в основном обусловленные разными условиями жизни двух ге­роев. Отсюда в Раскольникове появляется и отчаяние, и обост­ренное чувство справедливости, и ненависть. Всего этого нет в Базарове. Несмотря на ошибочность своих воззрений (а у Раскольникова и жестокость), оба молодых человека вызы­вают скорее не ненависть и порицание, а сочувствие — сочув­ствие к трагической судьбе обоих. У них есть чему поучиться: у Базарова — силе воли, стремлению к познанию, у Раскольни­кова — способности проявлять благородство и сострадание в самые тяжелые моменты жизни.

Студенты часто становились героями произведений русской литературы 19 века. И это неудивительно, ведь студенчество всегда являлось прогрессивным слоем общества, отстаивающим различные передовые идеи. Студенческая молодежь развивала философские, общественные, морально-нравственные теории, стремилась изменить к лучшему себя и окружающий мир.

Раскольников создает свою теорию о праве сильного человека на преступление нравственного закона. В беседе с Порфирием Петровичем Родион раскрывает основы этой идеи: «Я только в главную мысль мою верю. Она именно состоит в том, что люди, по закону природы, разделяются вообще на два разряда: на низший (обыкновенных), то есть… на материал, служащий единственно для зарождения себе подобных, и собственно на людей, то есть имеющих дар или талант сказать в среде своей новое слово… Второй разряд все преступают закон… если ему надо, для своей идеи, перешагнуть хотя бы и через труп, через кровь, то он внутри себя, по совести, может, по-моему, дать себе разрешение перешагнуть через кровь…”

Чтобы испытать себя и свою теорию, Родион решается на преступление нравственного закона — убийство. Но сама мысль о насилии вызывает у Родиона отвращение. В его сне-воспоминании о лошади, которую секут по глазам, проявляется истинная сущность этого героя. По своей природе Раскольников — глубоко нравственный человек, добрый, мягкий, милосердный. Но, в то же время, он горд, самолюбив до крайности, высокомерен. Родион хочет убедиться, что он не такой, как все, что он человек особой породы. Поэтому Раскольников все же идет на преступление.

Евгений Базаров — тоже студент. Он будущий медик, увлекается естествознанием, проводит всевозможные опыты. Этот герой также, как и Раскольников, умен и талантлив, но небогат. Он происходит из семьи разночинцев, его отец всю жизнь прослужил уездным лекарем.

Он не признает любовь, поэзию, музыку, красоту природы, философию, семью, нравственность. Тех людей, которые ценят все это, герой считает слабыми и робкими мечтателями, не желающими видеть настоящей жизни. Базаров предлагает начать историю заново, уничтожив все, что было создано веками.

Таким образом, мне кажется, можно вывести основное различие между Базаровым и Раскольниковым. Достоевского интересует душа Родиона Раскольникова, его личность. Для этого писателя его герой — это, прежде всего, человек, со своими мыслями, чувствами, проблемами. Поэтому Раскольникову дан шанс на преображение и воскресение.

Для Тургенева же Базаров — это прежде всего представитель нигилистического движения. Тургенева интересует именно психология нигилиста. Поэтому в судьбе своего героя этот писатель изображает свое отношение к нигилистическому течению в общем. И поэтому Базаров, многое поняв, все же умирает, так и не сумев стать счастливым.

Анализ Базарова и Раскольникова в романе “Преступление и наказание”.

Студенты часто становились героями произведений русской литературы 19 века. И это неудивительно, ведь студенчество всегда являлось прогрессивным слоем общества, отстаивающим различные передовые идеи. Студенческая молодежь развивала философские, общественные, морально-нравственные теории, стремилась изменить к лучшему себя и окружающий мир.

Чтобы испытать себя и свою теорию, Родион решается на преступление нравственного закона – убийство. Но сама мысль о насилии вызывает у Родиона отвращение. В его сне-воспоминании о лошади, которую секут по глазам, проявляется истинная сущность этого героя. По своей природе Раскольников – глубоко нравственный человек, добрый, мягкий, милосердный. Но, в то же время, он горд, самолюбив до крайности, высокомерен. Родион хочет убедиться, что он не такой, как все, что он человек особой породы. Поэтому Раскольников все же идет на преступление.

Евгений Базаров – тоже студент. Он будущий медик, увлекается естествознанием, проводит всевозможные опыты. Этот герой также, как и Раскольников, умен и талантлив, но небогат. Он происходит из семьи разночинцев, его отец всю жизнь прослужил уездным лекарем.

Он не признает любовь, поэзию, музыку, красоту природы, философию, семью, нравственность. Тех людей, которые ценят все это, герой считает слабыми и робкими мечтателями, не желающими видеть настоящей жизни. Базаров предлагает начать историю заново, уничтожив все, что было создано веками.

Таким образом, мне кажется, можно вывести основное различие между Базаровым и Раскольниковым. Достоевского интересует душа Родиона Раскольникова, его личность. Для этого писателя его герой – это, прежде всего, человек, со своими мыслями, чувствами, проблемами. Поэтому Раскольникову дан шанс на преображение и воскресение.

Для Тургенева же Базаров – это прежде всего представитель нигилистического движения. Тургенева интересует именно психология нигилиста. Поэтому в судьбе своего героя этот писатель изображает свое отношение к нигилистическому течению в общем. И поэтому Базаров, многое поняв, все же умирает, так и не сумев стать счастливым.

Два героя-студента – Базаров и Раскольников

Студенты часто становились героями произведений русской литературы 19 века. И это неудивительно, ведь студенчество всегда являлось прогрессивным слоем общества, отстаивающим различные передовые идеи. Студенческая молодежь развивала философские, общественные, морально-нравственные теории, стремилась изменить к лучшему себя и окружающий мир.

Чтобы испытать себя и свою теорию, Родион решается на преступление нравственного закона – убийство. Но сама мысль о насилии вызывает у Родиона отвращение. В его сне-воспоминании о лошади, которую секут по глазам, проявляется истинная сущность этого героя. По своей природе Раскольников – глубоко нравственный человек, добрый, мягкий, милосердный. Но, в то же время, он горд, самолюбив до крайности, высокомерен. Родион хочет убедиться, что он не такой, как все, что он человек особой породы. Поэтому Раскольников все же идет на преступление.

Евгений Базаров – тоже студент. Он будущий медик, увлекается естествознанием, проводит всевозможные опыты. Этот герой также, как и Раскольников, умен и талантлив, но небогат. Он происходит из семьи разночинцев, его отец всю жизнь прослужил уездным лекарем.

Таким образом, мне кажется, можно вывести основное различие между Базаровым и Раскольниковым. Достоевского интересует душа Родиона Раскольникова, его личность. Для этого писателя его герой – это, прежде всего, человек, со своими мыслями, чувствами, проблемами. Поэтому Раскольникову дан шанс на преображение и воскресение.

Для Тургенева же Базаров – это прежде всего представитель нигилистического движения. Тургенева интересует именно психология нигилиста. Поэтому в судьбе своего героя этот писатель изображает свое отношение к нигилистическому течению в общем. И поэтому Базаров, многое поняв, все же умирает, так и не сумев стать счастливым.

Сочинение Два героя-студента – Базаров и Раскольников

Студенты часто становились героями произведений русской литературы 19 века. И это неудивительно, ведь студенчество всегда являлось прогрессивным слоем общества, отстаивающим различные передовые идеи. Студенческая молодежь развивала философские, общественные, морально-нравственные теории, стремилась изменить к лучшему себя и окружающий мир.

Чтобы испытать себя и свою теорию, Родион решается на преступление нравственного закона – убийство. Но сама мысль о насилии вызывает у Родиона отвращение. В его сне-воспоминании о лошади, которую секут по глазам, проявляется истинная сущность этого героя. По своей природе Раскольников – глубоко нравственный человек, добрый, мягкий, милосердный. Но, в то же время, он горд, самолюбив до крайности, высокомерен. Родион хочет убедиться, что он не такой, как все, что он человек особой породы. Поэтому Раскольников все же идет на преступление.

Евгений Базаров – тоже студент. Он будущий медик, увлекается естествознанием, проводит всевозможные опыты. Этот герой также, как и Раскольников, умен и талантлив, но небогат. Он происходит из семьи разночинцев, его отец всю жизнь прослужил уездным лекарем.

Карелова Вера Николаевна

Творческая работа по литературе -проект "Базаров и Раскольников как "герои нашего времени". Исследовательская работа представлена в форме доклада и презентации.

ВложениеРазмер
slovo.ppt 1.38 МБ
doklad.doc 109.5 КБ
Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

Евгений Базаров как авторский герой Базарова и Тургенева роднят только ирония и ум, склонный к скепсису и насмешке. Окружающая жизнь в изображении Тургенева показывает несостоятельность убеждений Базарова, но сама позиция Базарова продолжает оставаться для автора очень значительной, серьёзной и авторитетной.

Родион Раскольников как авторский герой У Раскольникова и Достоевского в личном, биографическом плане почти нет никаких совпадений. Однако вот что важно: пульсирующая, не замирающая ни на мгновение мысль – это черта самого Достоевского и его героя.

Жизненная позиция героев Сходство: Базаров Раскольников нигилисты Отрекается от рода, от семьи, от Бога. Отвергает сострадание, смирение и жертвен-ность. Выбирает бунт. Отрицает любовь, природу, поэзию, аристократизм, Бога. С пренебрежением относится к простому народу, считая его тёмным и суеверным. Признаёт одни ощущения.

Предварительный просмотр:

1. Базаров и Раскольников как авторские герои.
Внешне Тургенев и Базаров абсолютно не похожи. Они, скорее, антиподы. Тургенев, по воспоминаниям А. Панаевой, изнеженный и капризный барин, не всегда отличавшийся высокой нравственностью и даже добросердечием. В передаче Панаевой Тургенев больше напоминает Павла Петровича Кирсанова, нежели Базарова. Базарова и Тургенева роднят только ирония и ум, склонный к скепсису и насмешке. Но скепсис и критическая резкость суждений были и у Добролюбова с Чернышевским, которых сам Тургенев считал прототипами образа Базарова.
Однако, внешне и внутренне отличаясь от Тургенева, Базаров таки остается авторским героем. Тургенев, закончив роман, много раз после признавался, насколько он полюбил Базарова: художественный образ превратился для него в личность, почти человека, с которым ни в чем не согласен. Но чем сильнее его любишь, тем притягательнее он своим несходством с тобой.
Обычный прием Тургенева в изображении героя — шаржирование. Почти на каждого тургеневского героя ложится пародийный отсвет. Исключение составляют его любимые персонажи, прежде всего, конечно, так называемые тургеневские девушки (Наталья Ласунская, Лиза Калитина и др.). Базарова Тургенев тоже не шаржирует. Даже идеи Базарова он подает с полным уважением к личности своего идеологического противника. В споре с Павлом Петровичем Базаров как полемист выглядит гораздо сильнее оппонента. Правда, окружающая жизнь в изображении Тургенева показывает несостоятельность убеждений Базарова, но сама позиция Базарова продолжает оставаться для автора очень значительной, серьезной и авторитетной.
Кроме того, и это отмечал уже Д. И . Писарев, личность Базарова по сравнению со стариками Кирсановыми отличается титанической мощью как раз вследствие последовательного отстаивания Базаровым своей позиции, его упорной борьбы с жизнью и с законами борьбы, неминуемо обреченной на поражение.
Наконец, фигура Базарова на пороге смерти, по существу, доказывает мысль о бессмертии личности. То, как герой противостоит неизменному и жестокому закону природы, готовому его уничтожить, превращающему человека в тлен и прах, — говорит о силе его духа. Пускай для самого Базарова не существует бессмертия, оно существует для Тургенева и многих читателей романа. Не ныть, не стенать, не жаловаться на судьбу, вынуждающую его к такому раннему уходу, а мужественно встречать смерть лицом к лицу — вот поступок Базарова. Цельный, нераздвоенный характер Базарова определяют именно волевые акты, поступки, но не слова.

Двуногих тварей миллионы

Для нас орудие одно…

2). Раскол Раскольникова .

Для того, чтобы проверить своих героев на прочность, И.С.Тургенев и Ф.М.Достоевский испытывают их, ставя перед ними сложные жизненные препятствия, которые они, каждый по-своему, пытаются преодолеть.

Сопоставив двух героев, Евгения Базарова и Родиона Раскольникова, мы пришли к следующему:

Читайте также: