Великие достоинства и слава идут на убыль от дурного нрава сочинение

Обновлено: 18.05.2024

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Турнир знатоков этикета.

(Открытый классный час для 5 – 6 классов).

Цель: В игровой форме обобщить знания ребят об этикете – правилах принятых в обществе. Формировать у учащихся понимание важности вежливого отношения к окружающим людям.

Образовательная задача: обобщение знаний ребят о правилах поведения, принятых в обществе. Расширение кругозора.

Развивающая задача: привитие ребятам правил хорошего тона в непринужденной, игровой форме.

Воспитательные задачи: расширить знания о правилах культурного поведения; углубить понимание нравственного смысла этих правил; сформировать положительное отношение к правилам поведения, стимулировать самовоспитание и самоконтроль.

Форма проведения: этический турнир.

Когда ты хочешь молвить слово,
Мой друг, подумай – не спеши,
Оно бывает то сурово,
То рождено теплом души.

Что такое этикет –
Знать должны мы с детских лет.
Это – нормы поведения:
Как ходить на День рождения?
Как знакомиться?
Как есть?
Как звонить?
Как встать?
Как сесть?
Как здороваться со взрослым?
Много разных есть вопросов.
И на них даёт ответ
Этот самый этикет.

Самые распространенные вежливые слова, существующие в нашем общении:
1. Здравствуйте!
2. Будьте добры.
3. Спасибо.
4. Будьте любезны.
5. Извините.
6. Доброе утро!
7. Благодарю.
8. Спокойной ночи!
9. Пожалуйста.
10. Добрый день!
11. До свидания!
12. Добрый вечер!
13. Скажите, который час?
14. Извините за беспокойство.

Представление команд, жюри; домашнее задание (6 баллов).

Оригинальное название (тематически связанное с этикетом), девиз, эмблема.

История происхождения вежливых слов (6 баллов).

4. Вежливые дела.

Ах, как нам вежливые слова нужны!
Не раз мы в этом убеждались с вами.
А может, не слова – дела важны?
Дела – делами, а слова – словами.

Сейчас проверим, какие вы вежливые. Ведь путь к успеху в общении с людьми – это вежливость. Проводится Аукцион вежливых слов. Каждая команда называет по очереди слова на предложенную тему. Побеждает команда, назвавшая больше вежливых слов.

Темы: 1) Вежливые слова при обращении с просьбой.

Примеры: будьте любезны, скажите, пожалуйста, разрешите обратиться, будьте добры, позвольте, разрешите, очень прошу, дайте пожалуйста, не откажите в любезности, сделайте одолжение, не сочтите за труд, если вам не трудно, если вас не затруднит).

2) Вежливые слова, когда извиняются.

Примеры: простите, пожалуйста, извините, простите я нечаянно, извините, я не хотел, прошу прощения, приношу извинения, прошу меня простить, примите мои извинения, должен извиниться перед вами, искренне извиняюсь перед вами, не будете ли вы так любезны меня простить, пожалуйста, не держите на меня зла.

У Змея Горыныча
Три голоВЫ -
И нужно к нему
Обращаться на ВЫ.

Тяни-Толкай
С двумя голоВАМИ:
На ВЫ его звать
Мы обязаны с ВАМИ.

И только одна голова
У соВЫ.
Но надо и к ней
Обращаться на ВЫ.

На ВЫ обращаться
Советую ВАМ
И к людям, и к птицам,
К тюленям и льВАМ!

Но есть господа,
Что полны простоты
И знают одно обращение:
ТЫ.

Они незнакомы
С просТЫми слоВАМИ.
С такими слоВАМИ
Как ВЫ, ВАС и ВАМИ.

Подобны их головы
ТЫкВАМ!
И лезут они с громким
к В АМ…

Но ВЫ даже к ним
Обращайтесь на ВЫ…
Поскольку их много на свете,
УВЫ!

Ответы по первой ситуации: Мальчик не должен был прерывать разговор двух взрослых людей, даже если ему очень хотелось поздороваться с учителем.

РАНО ИЛИ ПОЗДНО

Кто приходит в гости поздно –
Поступает несерьёзно.
Исчезают со стола
И халва, и пастила.

Достаются только кости
Тем, кто поздно прибыл в гости!

Кто приходит в гости рано,
Поступает тоже странно.
На хозяине – халат,
Или в доме вовсе спят.

И глядят, как на барана,
На того, кто прибыл рано.

Приходить старайтесь в гости
Точно в названный вам час.
Или – рано или поздно –
В гости звать не станут вас!

Ответ: Прежде чем сказать подумай, не обидишь ли ты этим словом человека.

Ответ: Хорошие манеры необходимы человеку также как еда и одежда.

Фердоуси таджикский поэт Х века.

Ответ: Умей вести себя в обществе. Общество не оценит твоих заслуг, если ты груб и невоспитан.

Ответ: Ничего не стоит нам быть вежливым, но это так дорого ценится окружающими людьми.

Стихотворение Г. Сапгира “Оруны” читается вместе с учащимися сначала громко, затем все тише и тише, доходя в конце до шепота.

Мы играли в игру.
Вовка крикнул: - Не ори!
- Мне обидно: - Я ору?
Сам потише говори! –
Мы забросили игру. Он орет,
И я ору.
Он вопит,
А я - сильней:
- Иго - го! Иа! Эгей!
Всполошили весь двор:
Это что за страшный ор?
Цирк приехал?
Где пожар?
Безобразие!
Кошмар!
Вовка смолк - и ни гугу.
Я ответить им хочу,
Но сдержаться не могу –
На всю улицу кричу!

Привели меня домой.
Мама шепчет: - Что с тобой?
Бедный мальчик, ты в жару!
- Я не болен! - я ору.

Папа рявкнул: - Не орать!
-Я свалился на кровать,
Я заткнул подушкой рот,
Но во мне
Все
Орет!

Изо рта - не крик,
А хрип,
Наконец-то я охрип.

Хорошо, что я охрип
И от крика не погиб.

7. Литературное буриме – составьте четверостишие по концовке каждой строчки.

А в это время проводится игра со зрителями-болельщиками.

Вредные советы. Зрители исправляют на полезные.

Если ты пришёл к знакомым-

Не здоровайся ни с кем,

Никому не говори.

Отвернись и на вопросы

Ни на чьи не отвечай,

И тогда никто не скажет

Про тебя, что ты болтун.

Если друг на день рожденья

Пригласил тебя к себе,

Ты оставь подарок дома-

Сесть старайся рядом с тортом,

В разговоры не вступай:

Ты во время разговора

Вдвое меньше съешь конфет.

Девчонок надо никогда

Нигде не замечать

И не давать проходу им

Нигде и никогда.

Им надо ножки подставлять,

Пугать из-за угла…

Если к папе или к маме

Тётя взрослая пришла

И ведёт какой-то важный

И серьёзный разговор,

Нужно сзади незаметно

К ней подкрасться, а потом

Громко крикнуть прямо в ухо:

Если друг твой самый лучший

Поскользнулся и упал,

Покажи на друга пальцем

И хватайся за живот.

8. Инсценировка. Этикетные ошибки.

1 команда: Случай в кино или театре.

2 команда: Случай по телефону.

А в это время проводится игра со зрителями-болельщиками.

Подают чай, сахар и ложку. Вы размешали сахар в чае. Что делать с ложкой?

(Кладут в блюдечко.)

Вас угостили стаканом компота, как вы выпьете его?

(Сначала надо выпить жидкость, потом с помощью ложечки достать ягоды. Косточку выплюнуть сначала на ложечку, потом положить ее на блюдо.)

У вас на тарелке виноград, яблоко, апельсин. Как их надо есть?

(Виноград едят по ягодке. Яблоко желательно очистить от кожуры ножиком для фруктов, разрезать на дольки, вырезать сердцевину, есть маленькими кусочками. Апельсин разрезают дольками или колечками, разрезав их пополам.)

Как без слов сказать о том, что вы закончили кушать?

(Нож и вилка крест-накрест – пауза в еде. Параллельно – окончание трапезы.)

9. Блиц-опрос (1 балл за каждый верный ответ; команды отвечают по очереди).

1. Кто первым здоровается при входе в помещение? (Первым здоровается всегда входящий, независимо от пола и возраста).

2. Кто должен здороваться первым: стоящий или проходящий? (Первым здоровается проходящий).

3. Ты пришёл по приглашению, но в доме уже много гостей. Твои действия? (Подать руку хозяйке и хозяину, а остальным, слегка поклоняясь, сказать: “Здравствуйте”).

4. Кто кого должен пропустить: тот, кто входит в магазин, или тот, кто выходит? (Надо пропустить того, кто выходит из магазина).

5. Мужчина и женщина входят в помещение. Кто должен войти первым? (Первой входит всегда дама).

6. При входе или выходе из общественного транспорта кому отдаётся предпочтение? (Первой заходит дама, затем – мужчина; выходят – наоборот).

7. Пара поднимается или спускается по лестнице. Кто идёт первым? (Вверх по лестнице – мужчина; вниз – дама).

8. При разговоре по телефону кто здоровается первым? (Позвонивший, представившись).

9. Если при разговоре по телефону прервалась связь, кто должен перезвонить? (Позвонивший).

10. С какой стороны обходят прохожих? (Идущих впереди обходят слева, а идущих навстречу – справа).

11. Какой стороны следует придерживаться при передвижении по тротуару? (Правой).

12. Вы пришли в кино и пробираетесь на своё место в ряду, заполненном сидящими людьми. Как нужно проходить – лицом или спиной к сидящим? (Лицом).

13. Вы кого-то нечаянно толкнули. Как правильно сказать: “Извините” или “Извиняюсь”? (Извините).

Ведущий. Только к вежливому, воспитанному и доброму человеку люди относятся всегда по-доброму. Только такого человека все любят и уважают. И у него есть верные, надежные друзья. Вежливый человек всегда заботится о близких и друзьях, готов помочь им. И это очень правильно. Ведь если хорошо разобраться, все люди помогают друг другу, трудятся друг для друга.

— А как вы думаете, что такое вежливость? ( Ответы детей )

Вежливость — это умение вести себя так, чтобы другим было приятно находиться рядом с тобой.

Разделимся на 2 команды. Придумайте название своей команде. Викторина состоит из нескольких заданий. Посмотрим, какая из команд является знатоками этикета! Победителей ждут вкусные призы.

Итак, существует словарь вежливых слов.

1 раунд. Следует закончить фразу, начатую ведущим:

Растает даже ледяная глыба

От слова тёплого (спасибо)

— Кто знает, откуда к нам пришло это слово?

Зазеленеет старый пень,

Когда услышит (добрый день).

Мальчик, вежливый и развитый

Говорит, встречаясь (здравствуйте).

Когда нас бранят за шалости,

Говорим (прости, пожалуйста).

И во Франции, и в Дании

На прощанье говорят (до свидания)

На закате мотылёк

Залетел на огонек

Мы, конечно, рады встрече.

Скажем гостю (Добрый вечер).

Бегемот и слон, поверь,

Не полезут вместе в дверь.

Тот, кто вежливый, сейчас

Скажет; только (после вас).

Ведущий. Именно эти слова часто употребляют в своей речи воспитанные, вежливые люди. Истинная вежливость заключается в благожелательном отношении к людям. Вежливый человек – воспитанный, соблюдающий правила поведения, принятые в обществе.

2 раунд. Сейчас проверим, какие вы вежливые. Ведь путь к успеху в общении с людьми – это вежливость. Проводится Аукцион вежливых слов. Каждая команда называет по очереди слова на предложенную тему. Побеждает команда, назвавшая больше вежливых слов.

Вежливые слова при обращении с просьбой

Вежливые слова, когда извиняются

будьте любезны, скажите, пожалуйста, разрешите обратиться, будьте добры, позвольте, разрешите, очень прошу, дайте пожалуйста, не откажите в любезности, сделайте одолжение, не сочтите за труд, если вам не трудно, если вас не затруднит).

простите, пожалуйста, извините, простите я нечаянно, извините, я не хотел, прошу прощения, приношу извинения, прошу меня простить, примите мои извинения, должен извиниться перед вами, искренне извиняюсь перед вами, не будете ли вы так любезны меня простить, пожалуйста, не держите на меня зла.

( Ответы: Мальчик не должен был прерывать разговор двух взрослых людей, даже если ему очень хотелось поздороваться с учителем. )

(Ответ: Прежде чем сказать подумай, не обидишь ли ты этим словом человека).

(Ответ: Хорошие манеры необходимы человеку также как еда и одежда ).

Фердоуси таджикский поэт Х века.

( Ответ : Умей вести себя в обществе. Общество не оценит твоих заслуг, если ты груб и невоспитан ).

( Ответ : Ничего не стоит нам быть вежливым, но это так дорого ценится окружающими людьми ).

5 раунд. Блиц-опрос (1 балл за каждый верный ответ; команды отвечают по очереди).

1. Кто первым здоровается при входе в помещение? ( Первым здоровается всегда входящий, независимо от пола и возраста ).

2. Кто должен здороваться первым: стоящий или проходящий? ( Первым здоровается проходящий ).

4. Кто кого должен пропустить: тот, кто входит в магазин, или тот, кто выходит? ( Надо пропустить того, кто выходит из магазина ).

5. Мужчина и женщина входят в помещение. Кто должен войти первым? ( Первой входит всегда дама ).

6. При входе или выходе из общественного транспорта кому отдаётся предпочтение? ( Первой заходит дама, затем – мужчина; выходят – наоборот ).

7. Пара поднимается или спускается по лестнице. Кто идёт первым? ( Вверх по лестнице – мужчина; вниз – дама ).

8. При разговоре по телефону кто здоровается первым? ( Позвонивший, представившись ).

9. Если при разговоре по телефону прервалась связь, кто должен перезвонить? ( Позвонивший ).

10. С какой стороны обходят прохожих? ( Идущих впереди обходят слева, а идущих навстречу – справа ).

11. Какой стороны следует придерживаться при передвижении по тротуару? ( Правой ).

12. Вы пришли в кино и пробираетесь на своё место в ряду, заполненном сидящими людьми. Как нужно проходить – лицом или спиной к сидящим? ( Лицом ).

6 раунд. Ведущий: Культурный и вежливый человек не делает зла другим. Он относится к просьбам с должным вниманием, всегда готов помочь и не участвует в сплетнях. Он не забывает улыбаться, ведь учтивая улыбка — залог успеха во многих делах. Все вы ученики. У всех у вас есть школьные принадлежности, без которых вам не обойтись.

- Сейчас я загадаю вам загадки про школьные принадлежности, а вы их будете отгадывать.

Новый дом несу в руке,

Двери дома на замке,

А живут в доме том

Ручка, книжка и альбом.

То я в клетку, то в линейку,

Написать на мне сумей-ка!

Можешь и нарисовать.

Кто такая я? (Тетрадь)

У меня нарядов много,

И со всеми я дружу.

Кто письмо писать захочет,

Всё, что хочет, напишу.

Черный Ивашка –
Деревянная рубашка,
Где носом поведет,
Там заметку кладет. (Карандаш)

Ты беседуй чаще с ней,
Станешь вчетверо умней. (Книга)

Кто я, если прямота
Главная моя черта? (Линейка)

Листы у неё белые-белые,
Жмутся в узеньком домишке
Разноцветные детишки.
Только выпустишь на волю –
Где была пустота,
Там, глядишь, — красота ! (Цветные карандаши)

Если ей работу дашь –
Зря трудился карандаш . (Резинка)

В этой узенькой коробке
Ты найдешь карандаши,
Ручки, перья, скрепки, кнопки,
Что угодно для души. (Пенал)

Разноцветные сестрицы
Заскучали без водицы.
Дядя, длинный и худой,
Носит воду бородой.
И сестрицы вместе с ним
Нарисуют дом и дым . (Кисточка и краски)

- А сейчас послушайте полезные советы, как пользоваться школьными принадлежностями: ( Показывает картинку с учебником.)

Твой учебник — не альбом.

Рисовать не надо в нём.

Бейся над любой задачкой,

Но задачник не испачкай.

Нужен весь учебный год

За учебником уход.

Чтобы чистым, неизмятым

Он пришёл к другим ребятам.

Сами вещи не растут,

Сделать вещи — нужен труд.

Карандаш, тетрадь, перо

Парту, доску, стол, окно,

Книжку, сумку береги,

Не ломай её, не мни.

7 раунд. Посмотрим, какая команда знает больше вежливых слов и фраз.

Называйте вежливые слова по очереди.

Награждение победителей и утешающие призы.

В заключение викторины. Давайте вместе сформулируем правила доброты и вежливости:

  • помогать слабым, маленьким, больным, старым, попавшим в беду;
  • прощать ошибки других;
  • не жадничать;
  • не завидовать;
  • Сочувствовать другим
  • Говорить вежливые слова как можно чаще
  • Здороваться и прощаться, используя специальные слова
  • В ситуациях, когда ты не прав, извиняться.

РЕБЯТА, этот мир зависит от нас. Давайте при помощи доброты и вежливости сделаем его еще лучше и прекрасней.

Фердоуси, таджикский поэт Х века.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Да здравствует вежливость!
Внеклассное мероприятие "Игра-путешествие в страну Добра и Вежливости"

Игра-путешествие в страну Добра и Вежливости.

Прогулка по городу вежливости


Истинная вежливость

" Приветливость - это золотой ключ, который открывает железные замки людских сердец",- гласит восточная пословица.От того, как мы говорим, мы можем поднять настроение, можем вызвать улыбку, а мо.

"Вежливость и этикет" КВН

Классный час - соревнования можно провести в 7-8 классе.

Открытое заседание литературного клуба "ЛИРА" на тему: "Вежливость.Что мы о ней знаем".

Представленный материал может быть использован как урок риторики в 3,5 классах при знакомстве учащихся с темой "Вежливость и этикет". Включает в себя игровые и занимательные ситуации, материал х.


Классный час "А ежели вы вежливы".

Материал содержит информацию об истории слова "вежливость", о лах поведения в обществе, инсценировки на тему вежливости.

Это услуга особого характера. Одалживая кому-то день­ги, мы рискуем не получить их обратно, отказывая — тоже рискуем добрым о себе мнением. Кабардино-Балкария не стало исключением, в России почти везде так началось в лихие 90-е – занимали деньги под мифические доходы будущего бизнеса. Вовремя отдавать или вообще отдавать получалось редко, вот, и перессорились многие. Позже стали брать в банках – им не отдавать сложнее…

Давая в долг деньги, разумно сразу же оговорить срок их возврата. Желательно, правда, чтобы его назвал одалживаю­щий. Если знакомый заметно медлит с отдачей денег, допус­тимо напомнить ему об этом. Вежливее будет, если при этом вы сошлетесь на предстоящие расходы. Должник обязан из­виниться и, если в настоящий момент не располагает нуж­но!! суммой, указать новый срок. Безусловно, одинаково не­приятно как напоминать, так и выслушивать подобные на­поминания.

Лучше этого не допускать, потому что за этим последуют обиды как со стороны давшего в долг, так и со стороны взявшего. Но если позиция давшего, в принципе, понятна, неразгаданной остается кровная обида взявшего в долг, на которого наваливается серьезная обида на безобидный, в общем-то вопрос: когда вернешь долг? Думаю, с такой ситуацией хоть раз сталкивался практически все, если нет, то вы счастливчик – не потеряли друга, родственника, коллегу, соседа.

Нет ничего обидного в том, что человек у которого вы просите в долг потребует расписки и в том, что дающий в долг запишет в присутствии одалживающего сумму, а позднее, при возврате перечеркнет свою запись. Вежливость требует отдавать долг деньги без конверта и крупными купюрами.

Небольшие суммы можно занимать и отдавать в присут­ствии третьих лиц, крупные — только с глазу на глаз. Все­возможные обсуждения подобных проблем лучше проводить без свидетелей. Желательно также не рассказывать посто­ронним, сколько и кому вы дали в долг или заняли.

Великие достоинства и слава идут на убыль от дурного нрава, - сказал таджикский поэт X века Фирдуоси. Какие черты характера затрудняют общение между людьми?

Им почему-то всегда удается найти обидные и не­уместные слова, напомнить о том, что хочется забыть. Кро­ме того, нетактичные люди приходят некстати и не уходят вовремя, они не умеют учитывать обстоятельства или не хотят. Это, возможно, неловкость и неделикатность, а не злой умысел, но от этого не легче. Перед бестактностью, как правило, человек бесси­лен.

Гордыня. Гордый человек, как правило, превосходного мнения о себе и слишком низкого — об окружающих. Он высокомерен, заносчив. Его чрезмерная вежливость оскор­бительней, чем обыкновенная невежливость невоспитанно­го человека. Он дает понять окружающим, что только одна снисходительность побуждает его относиться к ним так, как они того и не заслужили. Вместо дружелюбия гордец навя­зывает свое покровительство, унижающее чувство собствен­ного достоинства человека. С гордецом тяжело общаться, но если приходится, лучше не терять спокойствия и самообладания.


стихи мусульманских поэтов. О каких общечеловеческих ценностях в них говориться? Представь их в виде правил.
1.
Не зли других и сам не злись,
Мы гости в этом бренном мире.
И если что не так - смирись,
Будь помудрее, улыбнись.
Холодной думай головой,
Ведь в мире все закономерно -
Зло, излученное тобой
К тебе вернется непременно.
Омар Хайям.


2.
Дни свои влачить без друга — наигоршая из бед.
Жалости душа достойна, у которой друга нет.
Низами Гянджеви Абу Мухаммед Ильяс ибн Юсуф.
Азербайджанский поэт, мудрец.
3.
Великие достоинства и слава идут на убыль от дурного нрава.
Фирдоуси.

Читайте также: