Значение работы над сочинением и изложением в начальной школе

Обновлено: 03.07.2024

Автор: Назина Наталья Леонидовна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБУ "Школа №75"
Населённый пункт: г.о.Тольятти
Наименование материала: статья
Тема: Методика работы над изложением в начальной школе.
Раздел: начальное образование

Методика работы над изложением в начальной школе.

Работа с готовым текстом на уроках русского языка - важнейшее

умение анализировать текст (определять тему, основную мысль,

устанавливать соответствие заголовка теме и основной мысли, определять тип

текста, выделять микротемы, делить текст на части, составлять план) и передавать

в развитии связной

образца (художественного, публицистического, научно-популярного).

Структура типового урока написания изложения:

1.Знакомство с текстом.

2.Беседа по содержанию прочитанного на основе вопросов учителя.

3.Повторное чтение текста, составление плана.

4.Орфографическая, словарно-лексическая работа.

5.Устный пересказ текста, выделение опорных слов.

6.Анализ устного пересказа, его совершенствование.

7.Самостоятельная запись текста.

8. Самопроверка, редактирование текста учащимися.

При написании изложения обучающиеся часто испытывают затруднения, так как

им нужно решить сразу несколько задач:

- передать содержание текста точно, последовательно, без искажений и пропусков,

грамматически и стилистически верно;

- написать изложение, не допуская орфографических ошибок.

проходит в несколько этапов.

Подготовительный этап

Его цель – подготовить учащихся к написанию изложения. Работа включает в себя

лексическую, грамматическую и орфографическую подготовку. Чаще всего она

перед самим написанием изложения, что не дает

желательных результатов, поэтому подготовку следует начать за 5-6 уроков до

проведения изложения: в словарный диктант включить трудные для написания

слова, которые встретятся затем в тексте; чаще повторять правила написания слов

с безударной гласной, с сочетаниями жи-ши; ча-ща, написания имен собственных

и т.д. Кроме того нужно уделить внимание и лексической подготовке учащихся,

предложений, неправильным употреблением форм слова и т.д.

Основной этап - работа на уроке

Учащиеся не справятся с пересказом, если они достаточно хорошо не поймут

содержания текста. Поэтому педагогу необходимо стремиться к тому, чтобы дети

отчетливо поняли смысл событий, характеры героев, мотивы их поступков и

требующим от учащихся размышлений, рассуждений, сопоставлений, выводов,

учащихся ни размышлений, ни внимания к тексту. Не следует забывать, что

вопросы по содержанию снижают уровень самостоятельности учащихся. Поэтому

становиться более обширными, широкими.

Кроме того важна и работа над составлением плана, которую следует

формам, от коллективного к индивидуальным планам. Составив план, учителя

обычно требуют от ребят пересказа текста по нему. Пересказ является в школьной

практике традиционным. В пользу его, подчеркивает Н.А. Пленкин, имеются

стимулирует учащихся к использованию слов из собственной пассивной лексики.

В то же время автор говорит о том, что при проведении устного пересказа ученики

делают немалое количество отступлений от авторского варианта. В пересказах

появляются разного рода ошибки: пропуски, сокращения, искажения фактов. Эти

недочеты влекут за собой вмешательство учителя, при этом нарушается единство

рассказа, в нем появляются перебои, повторы, паузы и т.д. Устный пересказ

отдаляет учащихся от образца и мешает выполнению работы, поэтому не всегда

Редактирование собственного текста – важный этап работы над изложением. Оно

написания изложений, то дети пишут одновариантный текст. По сложившейся у

нас традиции многие учителя относятся отрицательно к черновику. Работа без

предложений, обращается внимание на частые повторения в тексте одних и тех же

Классификация изложений:

- по цели проведения (обучающие и контрольные);

- по характеру текстового материала (повествование, описание и рассуждение);

выборочные, творческие, с элементами сочинения)

В методических пособиях выделяются и другие основания классификации,

потенциальные возможности изложения как важного вида работы по развитию

связной речи обучающихся. Таких оснований два:

-способ восприятия текста ( исходный текст воспринимается на слух, зрительно

или на слух и зрительно);

-характер его воспроизведения (изложения подробные, выборочные, сжатые, с

Для написания изложения отбираются тексты, различные по жанру

деловая статья), но соответствующие определённым требованиям:

Произведения или отрывки должны быть образцовыми по языку.

Для изложения нужно использовать высокоидейные тексты, отражающие

героические страницы жизни народа, картины родной природы, науки и

техники, чтобы расширять познавательный опыт учащихся, формировать их

Текст для изложения должен быть несложным по композиции, с небольшим

количеством действующих лиц.

Тексты нужно давать доступные и интересные детям, не перегруженные

Объем текста для изложения не должен быть большим.

Методика работы над подробным изложением

представление об изложении как о письменном пересказе теста. Он позволяет

закрепить в памяти

содержание прочитанного во всех его деталях и связях,

усвоить логику образца, его языковых средств. Целью таких изложений является

формирование у учащихся следующих умений: строить текст по логическим

частям ( по плану), полно и точно передавать его содержание, раскрывать тему,

использовать различные синтаксические конструкции, правильно пользоваться

способами связи предложений, выражать мысли грамотно, придерживаясь норм

передать содержание. На таких уроках рекомендуется использовать текстовые и

иллюстративные опоры. Только затем учить детей включать в пересказ элементы

описания (картины природы, внешности людей, описания предметов); работать по

готовому плану (данному учителем), по коллективно составленному плану и,

наконец, по самостоятельно составленному плану.

Методика работы над сжатым изложением

Задача сжатого изложения – передать главное (существенное) из воспринятого

текста при помощи языковых средств обобщенной направленности, опуская

При обучении написанию сжатого изложения подготовительная работа может

осуществляться следующим образом:

1. Чтение текста учителем (либо самостоятельное чтение учениками, если текст

записан на доске или распечатан на отдельных листах).

2. Ответы на вопросы по содержанию текста.

3. Краткая передача содержания текста.

4. Деление текста на части. Составление плана.

количества предложений и опорных слов для их написания.

6. Повторный сжатый устный пересказ текста по плану. (Этот шаг особенно

необходим на начальных этапах обучения написанию сжатых изложений или в

классах с низким уровнем речевого развития учащихся).

После указанной подготовительной работы учащиеся самостоятельно производят

Нажмите, чтобы узнать подробности

Этим и определяется актуальность темы, которую мы предлагаем вашему вниманию. Итак, какова

Роль изложений в развитии речи

Изложение используется в начальных классах общеобразовательной школы как один из основных видов классной учебной работы по развитию речи учащихся, способствует формированию и закреплению у них навыков правописания и стилистики. Термин изложение охватывает ряд устных и письменных упражнений: от почти дословного пересказа небольшого по объёму текста до краткой передачи содержания целого произведения.

приучает детей излагать текст сознательно, последовательно, правильно, содержательно;

развивает логическое мышление;

обогащает речь, активизирует словарь;

формирует умение правильно составлять предложения.

Виды изложений в начальной школе и их классификация

Программа предусматривает для II класса изложение под руководством учителя небольшого текста (30—40 слов) по во­просам или по данному плану из 2—3 пунктов; для III класса — изложение текста (40—60 слов) по плану, составленному кол­лективно, из 3—5 пунктов; для IV класса — подробное и сжа­тое изложение текста из 70—90 слов по плану, составленному самостоятельно, а также изложение прочитанного с изменени­ем формы.

В методической литературе встречаются различные термины, обозначающие виды изложений: (их около 20)

изложение по вопросам, включающим слова для ответа,

изложение по вопросам, подсказывающим слова для ответа,

изложение по вопросам, со свободной передачей текста,

изложение на основе коллективного озаглавливания частей рассказа,

изложение с использованием картинного плана,

изложение по готовому плану,

изложение по измененному плану,

изложение по коллективно составленному плану,

изложения по самостоятельно составленному плану,

изложение с элементами описания,

изложение с грамматическим заданием,

изложение по данному началу

Из данного списка видно что, у авторов методических пособий нет единства в обозначении видов изложений. Обобщив опыт учителей-методистов можно представить классификацию изложений в виде следующей схемы:

письменные ответы на вопросы (подготовительная работа)


ответы словами, имеющимися в вопросе;

ответы с подбором новых слов;

ответы самостоятельно составленными предложениями.

по цели проведения



по характеру восприятия


по степени самостоятельности учащихся


по готовому плану

по коллективно составленному плану

по самостоятельно составленному плану

по характеру операций учащихся


без замены фактов

с изменением начала, конца

со вставкой эпизодов

с изменением лица, времени

Требования к текстам для изложений

Во-первых, содержание текста должно обогащать учащихся знаниями о явлениях окружающей природы и общественной жизни, расши­рять познавательный опыт учащихся, формировать их мировоз­зрение, способствовать эстетическому воспитанию и формированию моральных качеств.

Во-вторых, тексты должны быть доступны и интересны де­тям, не перегружены новыми для них трудными словами и оборотами речи, требующими сложного и длительного разъяснения.

В-третьих, текст для изложения должен быть несложным по композиции, с небольшим количеством действующих лиц .

Усовершенствованная система работы над изложением

Казалось бы на сегодняшний день, есть определенная методика работы над изложением, тексты для изложений даны в учебниках и пособиях, но обучение остается на низком уровне, высок процент детских работ низкого качества, некоторые школьники и вовсе не справляются с заданием. Для облегчения работы изложение нередко пишется коллективно: всему классу про­читывается текст, проводится беседа, составляется единый для всех план. Поскольку ответы учащихся на один и тот же воп­рос учителя бывают практически одинаковыми, то и весь текст оказывается тоже одинаковым у всех. Нередко, особенно во II классе, полученный текст даже записывается на доске, а затем списывается учениками в тетради.

Такое положение бывает иногда неизбежно, но нельзя превращать такое натаскивание в метод. Не должно иметь места и предварительное проговаривание текста, общего для всех, сильными учениками непосредственно перед письмом.

При такой подготовке тексты оказываются близнецами, они почти дословно повторяют текст, составленный коллективно. Но и этот коллективный текст на самом деле составляется не всем классом, а 2—3 сильными учащимися. Остальные дети остаются пассивными, а если и принимают участие в составлении текста, то их предложения часто отвергаются как недостаточно хоро­шие: отдается предпочтение образцам, составленным сильными. Не удивительно, что слабо развитые в речевом отношении дети нередко уклоняются от участия в коллективном составлении текста. Они предпочитают повторить текст, составленный дру­гими, и пишут не изложение художественного образца, а пере­сказ пересказа.

Рассмотрим вопрос о том, как можно усовершенствовать сложившуюся методику работы над изложением на каждом этапе, сделать ее эффективной, творческой для каждого ученика.

1. Постановка цели. Подготовка к восприятию текста.

Грамотное начало - половина успеха. Перед началом урока необхо­димо обязательно заинтересовать ребенка, причем не только тем, что через некоторое время он сможет грамотно и красиво излагать свои мысли, но и тем, что самое хорошее изложение, например:

обязательно прочитают в классе;

повесят на стенд, как образец;

прочтут на родительском собрании.

2. Чтение текста учителем.

Перед чтением обязательно предупредить детей, что после прочте­ния будут вопросы по тексту. Кто из детей лучше и пол­нее на них ответит (варианты):

- мальчики или девочки;

- первый или второй ряд;

- первый или второй вариант;

3. Беседа по содержанию.

Обязательно нужно хвалить учеников за наиболее полные и яркие ответы, поощрять творческое отношение к работе.

4. Чтение текста учениками.

5. Составление заголовка.

Эту работу необходимо выделить в самостоятельный этап, так как если не уделить этому моменту должного внимания, школьники дают заглавие формально, а в названии необходимо отражать не только тему, но и главную мысль. Надо обязательно обсуждать и записывать все предлагаемые варианты.

6. Деление текста на части. Составление плана.

Текст делится на смысловые части. Каждая часть озаглавливается. Причем пункты плана могут быть у детей разные. Надо раздать детям листочки и дать возможность каждому записать свой план, который он составил во время коллек­тивного обсуждения. По возможности рассмотреть предлагаемые варианты, подсказать, какие пункты удачные, какие не совсем – главное, чтобы заголовок абзаца отражал его главную мысль.

7. Лексическая подготовка

Это подбор синонимов, антонимов, а так же нахождение точного значения слова. В целях экономии времени и более тщательной подготовки эту часть работы можно перенести на предыдущий урок, а непосредственно перед написанием изложения уделить этому минимум времени.

8. Орфографическая подготовка.

Обычно опорные слова, трудные слова и обо­роты речи выписываются на доску и проговариваются орфограммы. Но еще необходимо выделить их (размером, цветом), обязательно нужно прочитать слова по слогам орфографически. На предыдущих уроках таким словам тоже следует уделить внимание: включить в минидиктант, комментированное письмо, вставить пропущенные буквы.

9. Составление рассказа по плану.

10. Повторное чтение текста.

Теперь - полное внимание. Учащимся дается возмож­ность в последний раз услышать (или прочитать) текст. Дети сверяют текст с пунктами плана, обращая внимание на опорные слова.

11. Составление черновика.

12. Чистовик.

Переписывание изложения без помарок, аккуратно и красивым почерком.

13. Самопроверка.

На следующем уроке после написания изложения методика требует проведение анализа и работы над ошибками.

Самый простой вид изложения – подробное, близкое к тексту изложение (по вопросам или по плану) небольшого рассказа или отрывка, имеющего сюжет. Такие изложения проводятся во всех классах.

Постепенно от письменного пересказа простых по сюжету рассказов дети переходят к сжатым изложениям, к изложени­ям с изменением лица рассказчика или плана, с творческими и грамматическими заданиями.

Большое значение для развития творческого воображения и об­разной речи учащихся имеет изложение с элементами описания . Дети должны ярко представить себе предмет, явление, которое надо описать. При этом они опираются на свой жизненный опыт, на представления, полученные при изучении природо­ведения, истории, на сведения, полученные при чтении книг.

Изложение текста с изменением лица заставляет учащихся думать над конструкцией предложения, пра­вильно употреблять местоимения взамен существитель­ных и пользоваться синонимами.

Наиболее трудным является сжатое изложение тек­ста. Оно требует от учащихся умения самостоятельно выделить главную мысль рассказа, разбить рассказ на части, отбросить все несущественное в каждой части, но так, чтобы изложение было последовательным и связ­ным, правильно отражало основное содержание рас­сказа. Сжатое изложение может проводиться по текстам научно-популярным (деловым). Сжатое изложение описаний, особенно художественных, не рекомендуется.

Изложения по данному началу можно считать переходным от изложения к сочинению. Интересное на­чало будет стимулировать учащихся на творческое раз­витие сюжета на основе своего личного опыта и прочитанных книг. Тексты для изложений по данному началу даются без заголовков, чтобы не сковывать творческую инициативу ребенка. Продолжив тот или иной рассказ, ученик должен сам придумать его название в зависимости от содержания своего рассказа

Комплекс подготовительных упражнений

Программой написание изложений предусмотрено во II – IV классах. Но уже в первом классе на уроках нужно включать упражнения, которые подготавливают к этому школьников, развивают речь. Для того чтобы работа не стала однообразной и скучной, необходимо использовать различные виды упражнений для формирования умений.

Для работы на уроках русского языка я предлагаю использовать следующие виды упражнений:

Обозначение границ предложения (ПРИЛОЖЕНИЕ 2)

Письменные ответы на вопросы словами, имеющимися в вопросе (ПРИЛОЖЕНИЕ 3)

Письменные ответы на вопросы с подбором новых слов (ПРИЛОЖЕНИЕ 4)

Письменные ответы на вопросы самостоятельно составленными предложениями (ПРИЛОЖЕНИЕ 5)

Письменные ответы на вопросы, охватывающие не все содержание текста (ПРИЛОЖЕНИЕ 6)

Восстановление деформированных предложений (ПРИЛОЖЕНИЕ 7)

Восстановление деформированного текста (ПРИЛОЖЕНИЕ 8)

Восстановление деформированного текста из деформированных предложений (ПРИЛОЖЕНИЕ 9)

Восстановленный диктант (ПРИЛОЖЕНИЕ 10)

Подбор синонимов, антонимов, перифраз, фразеологизмов (ПРИЛОЖЕНИЕ 11)

Устный пересказ текста по плану

Устный пересказ текста по картинному плану (ПРИЛОЖЕНИЕ 12)

Работа с деформированным планом (ПРИЛОЖЕНИЕ 13)

Составление плана (ПРИЛОЖЕНИЕ 14)

Редактирование текста* (ПРИЛОЖЕНИЕ 15)

Комплекс упражнений призван повысить уровень мыслительной активности учащихся в процессе подготовительной работы, заинтересовать детей, связать эту работу с изучаемым грамматическим материалом, сделать ее разнообразной.

Пути повышения творческой активности школьников

В изложении сталкиваются две на первый взгляд противо­положные задачи: подражание образцу и творчество. Следует ли стремиться к наибольшему сходству детского изложения с тем образцом, которому школьник подражал, или нужно ориен­тировать детей на самостоятельную и творческую перестройку текста писателя?

По-видимому, правильное решение задачи находится в се­редине, между этими крайними позициями, так как ни дослов­ное повторение образца, ни пренебрежительное отношение к нему сами по себе не могут привести к хорошим результатам. Изложение служит как бы посредником между учеником и пи­сателем в развитии речи первого.

Развить самостоятельность и творчество учащихся, сформировать умения передавать свои мысли и знания невозможно, если проводить только лишь из­ложения. Нужны условия, чтобы ученик мог выражать свои

но ошибочно было бы думать, что из под­ражания сама собой вырастет самостоятельная деятельность. Подражание дает много материала для самостоятельной дея­тельности, но если бы не было самостоятельной

*Дидактический материал представлен в приложении.

Средства языка, усвоенные по образцам, т. е. подражанием, становятся инстру­ментом творческой деятельности школьника, в речи, в диалоге, в рассказе, письменном сочинении и других самостоятельных формах. Таким образом, изложение является переходным этапом к самостоятельным сочинениям.

На основе сказанного выше, можно сделать вывод о том, что работа по развитию речи будет эффективной, если учитель систематически использует в своей практике подготовительные упражнения, различные виды изложений в соответствии с Программой, оказывает индивидуальную помощь учащимся, качественно проводит работу по анализу детских работ.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Методика проведения изложений и сочинений в начальной школе

С изменением объёма и качества потребляемой информации изменяются приоритетные цели образования. На первое место выходит личностное развитие ребёнка. Важнейшими задачами становятся формирование коммуникативных умений и развитие творческих способностей, поскольку общение – это деятельность, обеспечивающая и сопровождающая все другие виды деятельности. Работа по развитию речи является приоритетным направлением в системе обучения русскому языку в начальных классах. Основная задача – научить детей высказывать свои мысли в устной и письменной форме в соответствии с требованиями, которые регламентируются программой по русскому языку. Работа с текстом идёт в двух направлениях:

 формирование умений анализировать готовый текст;

 обучение пересказу текста в устной и письменной форме (написание изложений), составлению собственных высказываний (написание сочинений).

Систематическая работа над текстом даёт учащимся возможность наблюдать, всесторонне анализировать изучаемые лексические и грамматические явления в их органической взаимосвязи.

Изложения и сочинения в начальной школе носят обучающий характер. Их оценивание проводится с учётом двух параметров: содержание и грамотность, на основании норм оценки результатов учебной деятельности младших школьников по русскому языку. В методических рекомендациях по формированию культуры устной и письменной речи обозначено количество и объём обучающих работ данного вида на первой ступени общего среднего образования:

Русский язык в учреждениях общего среднего образования с русским языком обучения и воспитания

Изложение как вид орфографического упражнения характеризуется чётко выраженной направленностью на развитие речи учащихся на основе образца, письменный пересказ прослушанного или прочитанного произведения. Проводится на заключительном этапе изучения орфографической темы, когда учащиеся овладели правилом и научились его применять. Правильность применения правила при написании изложения свидетельствует о его усвоении. Для изложения используется текст, насыщенный изучаемыми орфограммами. При подготовке к изложению проводится устный орфографический разбор соответствующих слов. После написания изложения учащимся даётся задание – проверить написание слов, в которых имеются орфограммы на изучаемое правило.

Начинать обучение изложению нужно с повествовательного текста, имеющего ясный сюжет, близкий и понятный ребёнку данного возраста. В рассказе должно быть небольшое количество эпизодов. Все слова должны быть ясны по своему значению, синтаксические конструкции доступны для использования их в детской речи. Построение рассказа также должно быть простым: 3 – 4 части, легко выделяемые в абзацы. Очень важно, чтобы самостоятельное письмо, опирающееся на речь самих детей, вводилось как можно раньше. От записи отдельных слов, взятых из устного пересказа, дети переходят к записи предложений, затем фрагментов текста и полных изложений специально подобранных небольших текстов.

Требования к изложению:

 самостоятельность учащихся при изложении текста (образец не должен зазубриваться и полностью копироваться);

 использование в тексте изложения лексики, оборотов речи, синтаксических конструкций, взятых из образца;

 полнота передачи существенных моментов – соблюдение последовательности изложения, причинно-следственной зависимости основных фактов.

Методика проведения изложения

1.Знакомство с текстом.

Учитель читает текст, учащиеся внимательно слушают его, следят за сюжетной линией. Основные части текста учитель выделяет паузами. Излагаемый текст может быть прочитан учащимися. Определение темы текста.

2.Беседа по содержанию текста по вопросам учителя.

Ставится 3 – 4 вопроса по содержанию текста с целью определения, всё ли правильно поняли учащиеся, осознали прочитанное, установили причинно-следственные связи. Определение типа текста, его структуры.

3.Повторное прочтение текста.

Текст прочитывается не более 2 раз, чтобы учащиеся не заучивали его наизусть.

4.Составление плана текста.

Логическое и композиционное разделение текста на части, их озаглавливание. План изложение записывается на доске .

5.Орфографическая подготовка, словарно-лексическая работа.

Анализ значений слов и их написания, наблюдение за использованием в тексте изобразительных средств языка, построение наиболее важных синтаксических конструкций. Запись на доске слов и словосочетаний , требующих особого внимания учащихся.

6.Предварительный пересказ фрагментов текста. Выделение опорных слов.

7.Устный пересказ текста.

Несколько учеников устно пересказывают текст по плану и опорным словам.

8.Анализ устного пересказа и его совершенствование.

Коллективное исправление недостатков, уточнение отдельных моментов. При необходимости текст прочитывается ещё раз.

9.Самостоятельное написание изложения.

При необходимости оказывается индивидуальная помощь.

10. Самопроверка и совершенствование текста учащимися.

11. Проверка изложения учителем.

Для проведения последующей работы над ошибками учитель анализирует изложения и классифицирует их с учётом:

 точности и последовательности передачи содержания текста;

 ошибок в построении предложений;

 неправильного употребления слов;

 наиболее грубых и типичных орфографических и пунктуационных ошибок.

12. Работа над ошибками.

Проводится на следующем уроке. Необходимо сравнить написанные учащимися изложения с целью выяснения недочётов в содержании и языке детских работ, разобрать орфографические ошибки. Работа организуется следующим образом:

 учитель зачитывает первоначальный текст изложения;

 учитель зачитывает одну или две-три работы с нарушениями последовательности содержания текста; коллективно устанавливается, какие эпизоды упущены, перемещены, неточно изложены; как следовало бы написать и т.д.;

 учитель записывает на доске или зачитывает неправильно написанные предложения, ошибки коллективно исправляются;

 учитель записывает на доске или читает неудачно употреблённые в изложении слова, вместе с детьми определяет, почему данное слово следует считать неудачным, какое слово было бы лучше употребить вместо него;

 осуществляется орфографический разбор слов с типичными или грубыми ошибками;

 организуется индивидуальная работа учащихся над ошибками.

На электронном носителе представлена в помощь педагогу методика проведения изложения и памятка для ученика.

Методика проведения урока написания сочинения

Сочинение как вид орфографического упражнения предусматривает самостоятельное построение текста, выражение собственных мыслей в письменной форме. Для написания сочинения учащиеся должны владеть следующими обобщёнными умениями:

понять и раскрыть тему сочинения;

подчинить своё сочинение определённой мысли;

собрать материал, его систематизировать и расположить в нужной последовательности;

определить границы сочинения;

составить план и писать по плану;

создать текст и записать его;

использовать средства языка в соответствии с замыслом и речевыми ситуациями;

совершенствовать написанное, находить и исправлять ошибки и недочёты.

Классификация сочинений по источникам материала:

1)на основе личного опыта учащихся:

сочинения о пережитом, виденном, слышанном самими учащимися;

сочинения на материале экскурсий, наблюдений, походов, игр и др.

2)на основе опосредованных источников информации:

сочинения по картинам, которые делятся на три основных вида:

- повествовательные сочинения по серии сюжетных картинок или по картинному плану;

- повествовательные сочинения по одной картине, где даётся один момент сюжета;

сочинение на основе прочитанного;

сочинение по просмотренному фильму, спектаклю;

3)на материале разных источников – книжные сведения и материал собственного опыта, собственных наблюдений;

4)на основе творческого воображения – по данному началу или концу, импровизация сказок и т.п. (при этом собственный опыт и книжные сведения творчески перерабатываются).

Работа над сочинением делится на 3 этапа:

1.Накопление материала.

Наблюдения, экскурсии, походы, прогулки, рассматривание картин, просмотр фильмов, спектаклей, чтение литературы.

2.Отбор и систематизация материала.

Беседа, обсуждение, выделение существенного, составление плана, отдельные записи, подготовка лексики и т.д.

3.Словесное, речевое оформление сочинения.

Составление самого текста, его запись, совершенствование, исправление ошибок самими учащимися, проверка.

Таким образом, урок написания сочинения – своего рода итог проделанной работы. Первый и второй этапы выходят за рамки написания сочинения. Подготовка к сочинению начинается за несколько дней (недель) до написания и может проводится во внеурочное время или на других уроках. Наблюдения на экскурсии организуется за несколько дней, наблюдения в природе – за неделю или месяц. Картина рассматривается непосредственно перед сочинением. Возможно предварительное составление плана сочинения. Подготовительная работа до написания сочинения даёт возможность на уроке организовать более глубокую работу над текстом, его совершенствование.

Методика проведения урока включает:

На данном этапе необходимо вызвать интерес, восстановить мотивы, желание выразить свои мысли, создать хорошее настроение.

2.Беседа с целью упорядочения или накопления материала.

Необходимо активизировать всех учащихся, восстановить в памяти накопленный материал или обеспечить его получение.

3.Составление плана или его уточнение.

В начальных классах рекомендуется простой план из 3 – 5 пунктов (без подпунктов). План сочинения записывается на доске .

4.Речевая подготовка текста.

Составление отдельных словосочетаний, предложений или отдельных фрагментов текста по вопросам учителя. Лучшие варианты можно записать на доске в качестве опоры.

5.Устное составление, рассказывание и обсуждение вариантов текста.

Коллективное или индивидуальное (1 – 2 ученика), учитель может в качестве образца предъявить своё сочинение.

6.Орфографическая подготовка.

Запись на доске и орфографический разбор отдельных слов. Особое внимание уделяется словам на изучаемое правило.

7.Самостоятельное написание сочинения.

Занимает основную часть урока и составляет в 3 классе – 20-25 минут, в 4 классе – 25-30 минут. Учитель оказывает индивидуальную помощь.

8.Самопроверка.

Совершенствование написанного текста, исправление ошибок.

9.Проверка сочинений учителем.

Анализ и классификация допущенных ошибок для организации работы над ошибками:

несоответствие содержания сочинения его теме;

нарушение композиции построения текста, неправильная связь между отдельными частями целого рассказа или отсутствие связи;

неудачное построение отдельных предложений, неудачная связь между отдельными предложениями или отсутствие связи;

неправильная связь между отдельными словами в предложении, неправильный или неудачный порядок слов в предложении;

лексические недочёты: неправильное употребление слов и выражений;

грубые и типичные орфографические и пунктуационные ошибки.

10. Работа над ошибками.

Проводится на следующем уроке и включает в себя:

зачитывание лучших сочинений;

коллективный анализ сочинений:

построения целого текста и связи его частей;

построение отдельных предложений и способов связи предложений в целое;

порядка слов в предложении;

связи между словами в предложении;

употребление отдельных слов и выражений;

коллективная работа над ошибками (орфографическими, пунктуационными, речевыми, логическими, содержательными и др.);

индивидуальная работа над ошибками.

Написание изложений и сочинений – одно из наиболее действенных упражнений в развитии связной речи учеников, которое наряду с другими видами работ в начальной школе учит детей основным умениям работы с текстом, активизирует мыслительную деятельность, развивает творческие способности.

Изложение в 1-4 классах

Изложение — письменный пересказ образцового прослушанного или прочитанного текста. Изложения и сочинения рассматриваются как наиболее действенные упражнения в развитии связной речи учеников. Наряду с другими видами работ в начальной школе они учат основным умениям работы с текстом, активизируют мыслительную и творческую деятельность.

Виды изложений

По отношению к объему исходного текста:

  • Подробные (близкие к тексту).
  • Сжатые (краткий пересказ).

По отношению к содержанию:

  • Полные (все содержание).
  • Выборочные (фрагмент текста для восприятия).
  • Неосложненные.
  • Осложненные (пересказывание с использованием определенных слов, от другого лица, изложение с элементами сочинения).

По структуре исходного текста:

  • Повествование.
  • Описание.
  • Рассуждение.
  • Комбинированного характера.

Начинать обучение изложению следует с повествовательного текста, имеющего ясный сюжет, близкий и понятный младшекласснику. В рассказе должно быть небольшое количество эпизодов.

Работа над изложением во втором классе (с примером из учебника)

  1. Восприятие текста. Не стоит увлекаться долгими вступительными беседами: достаточно перед прочтением поставить задачу на понимание. Дети воспринимают текст через слух, через зрение. Можно варьировать: например, учитель читает вслух, ученики параллельно следят за текстом в книге.

В один из золотых осенних дней собрались к отлету журавли. С восходом солнца высоко поднялись птицы.

Покружились они над родным болотом и потянулись в дальние теплые страны. С ясного неба слышны их прощальные голоса.

До свидания, до свидания, журавли!

(По И. Соколову-Микитову)

  1. Структурный и содержательный анализ текста. Она из основных задач: определить тему произведения.

Когда собрались журавли к отлету?

Когда они полетели?

Куда они полетели?

Как птицы прощались с родиной?

Как прощался с журавлями автор?

  1. Орфографическая подготовка. Поскольку второклассники не знают орфограммы, подготовка заключается в том, что дети находят трудные слова, и учитель проговаривает эти слова с учениками, записывает их на доске.
  2. Коллективный устный пересказ текста с корректировкой (на первых этапах обучения).
  3. Повторное восприятие текста (читает учитель или ученики).
  4. Письменный пересказ текста. Проходит как самостоятельная работа. Учитель индивидуально помогает ученикам, которые в этом нуждаются.
  5. Самопроверка. Учитель напоминает о сложных словах на доске.

 Сборник упражнений для подготовки к сочинению и изложению

В книге нашли отражение различные виды заданий по развитию речи учащихся: редактирование текста, выбор местоимения, рас­крытие темы, повторы слов и мыслей, порядок слов в предложени­ях, работа над заглавием, составление плана и т. д. Эти задания выполняют роль необходимых вспомогательных уп­ражнений на этапе подготовки к изложениям и сочинениям.

Проверка изложения

Во втором классе проверка работ должна носить обучающий характер. Чтобы дети не боялись, можно разрешить им писать карандашами. Если дети пишут ручками, при первой проверке учитель отмечает ошибки карандашом. Красного цвета быть не должно. На уроке рефлексии дети могут переписать текст с учетом исправлений, и только после этого выставляются отметки.

Можно ставить две отметки: за содержание и речевое оформление и за грамотность, или же одну — в целом за изложение. В школе должен быть единый стандарт. Учителя решают коллективно, сколько отметок ставится: одна или две.

Читайте также: