Чем римский корсаков предваряет свое сочинение

Обновлено: 05.07.2024

Во время просмотра презентации рекомендуется прослушивание фрагментов и просмотр видео.

ВложениеРазмер
rimskiy_korsakov.pptx 1.62 МБ
Онлайн-тренажёры музыкального слуха

Теория музыки и у У пражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

Тема Востока была одной из излюбленных тем в русской музыке XIX века, породившей немало подлинно прекрасных её страниц.

Своё сочинение Римский-Корсаков предваряет небольшим программным вступлением: Султан Шахрияр , убеждённый в коварности и неверности женщин, дал зарок казнить каждую из своих жён после первой ночи; но султанша Шехеразада спасла свою жизнь тем, что сумела занять его сказками, рассказывая их ему в продолжение 1001 ночи, так что, побуждаемый любопытством, Шахрияр постоянно откладывал её казнь и наконец совершенно оставил своё намерение. Много чудес рассказала ему Шехеразада , приводя стихи поэтов и слова песен, вплетая сказку в сказку и рассказ в рассказ.

Некоторые наиболее яркие эпизоды чудесных сказок Шехеразады стали основой симфонического сочинения Римского-Корсакова. Несмотря на то, что в сюите много самостоятельных эпизодов, героев, музыкальных тем, сюита объединена единым замыслом, который подчинён образу главного рассказчика – Шехеразады . Ведь она, обладая огромной эрудицией и богатейшим воображением, сумела не только спасти свою жизнь, но и создать огромный волшебный мир, полный невероятных чудес и приключений.

Эта сюита - один из образцов эпического симфонизма Римского-Корсакова. В ней проявляются те же принципы эпической музыкальной драматургии (контраст, сопоставление образов), что и в эпических операх композитора. Проявляются эти принципы и в строении сюиты в целом, и внутри отдельных частей произведения.

В теме Шахрияра – повелительный унисон деревянных духовых инструментов, рисующий образ сильного и властного султана, могучего владыки своего государства, вольного свободно распоряжаться жизнью и смертью своих подданных.

А вот тема Шехеразады нежная и томная, исполненная певучей скрипкой соло . В ней слышится и волшебство арабской ночи, и чарующий голос молодой рассказчицы, и полный таинственности колорит дивных восточных повествований.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты


"Детство Н. А. Римского - Корсакова" Презентация

Репортаж из дома-музея Н.А.Римского - Корсаква.Как воспитывали в дворянских семьях, влияние семьи на мировоззрение ребёнка.


Презентация урока по теме:Опера Римского-Корсакова "Садко"

Данная презентация даёт характеристику иноземных гостей.В презентации имеются тематические тесты для закрепления материала .


Урок - презентация по теме Опера Н.А.Римского - Корсакова "Снегурочка"

Урок - презентация по теме Опера Н.А.Римского - Корсакова "Снегурочка".


Урок - презентация по теме Сюита Н.А.Римского - Корсакова "Шехеразада"

Урок - презентация по теме Сюита Н.А.Римского - Корсакова "Шехеразада".

Презентация по теме "Связь музыки и литературы в оперном творчестве Римского-Корсакова" в 5 классе.

Презентация используется на уроке для закрепления теоретических знаний о жанре -опера, знакомит с биографией и оперным творчеством Римского-Корсакова, содержит видио фрагменты из оперы "Садко", провер.


Презентация на тему "Опера-сказка Римского-Корсакова "Снегурочка"

Материал, представленный в презентации, поможет учителю в проведении урока литературы, музыки и внеклассного мероприятия.

Шахерезада

История создания


В 80-е годы Римский-Корсаков занял позицию одного из самых авторитетных и востребованных музыкальных деятелей. На его плечах лежала и работа профессора консерватории, и участие в управлении Придворной певческой капеллой, и сотрудничество с издателем М.П. Беляевым. К тому же он не мог оставить без внимания незаконченные произведения многих своих друзей-музыкантов, и брался их дописывать.

На собственное творчество не всегда хватало времени, но, тем не менее, сюита была успешно начата и закончена менее чем за месяц. Это легко установить по датам, указанным автором на партитуре: 1 часть - 4 июля, 2 часть - 11 июля, 3 и 4 - 16 и 26 июля соответственно. Изначально каждая часть имела название, отчасти раскрывающее ее содержание, но в первом же издании заголовки исчезли по желанию самого композитора. Таким образом, до сих пор остается точно невыясненным, какие фрагменты сказок Шахерезады лежат в основе частей сюиты.

Интересные факты

Сергей Прокофьев

Содержание

Сюита состоит из четырех частей, представляющих собой вполне законченные отдельные эпизоды, но объединенные некоторыми лейтмотивами. Например, тема султана Шахриара, как ее принято называть, представлена резкими грозными унисонами медных духовых и струнных инструментов. Тема Шехерезады, напротив, озвучена солирующей скрипкой с сопровождением арфы – она чарует и завораживает, заставляя прислушиваться к восточным звуковым хитросплетениям. Обе темы будут видоизменяться по ходу сюжета, но останутся узнаваемы даже в конце, когда сердце Шахриара смягчится вместе со струнными, перешедшими на пианиссимо.




Использование музыки в кинематографе


Великолепное подражание Римского-Корсакова восточным мотивам по сей день остается одним из великих музыкальных произведений, которое берут в качестве основной темы режиссеры кинематографа. Практически везде она звучит вполне уместно, придавая фильму или отдельному эпизоду глубину и некую недосказанность.

Понравилась страница? Поделитесь с друзьями:

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

I ЧЕТВЕРТЬ

Планируемые результаты учебной деятельности:

Метапредметные:

— осознание важности воплощения темы Востока для русской культуры и искусства.

— формирование личностного отношения к элементам восточной культуры в русском искусстве.

Цели и задачи урока:

- учить воспринимать музыку как неотъемлемую часть жизни каждого человека;

- воспитывать эмоциональную отзывчивость к музыкальным явлениям, потребность в музыкальных переживаниях;

- формировать слушательскую культуру на основе приобщения к вершинным достижениям музыкального искусства.

- осмысленно воспринимать музыкальные произведения (знать музыкальные жанры и формы, средства музыкальной выразительности, осознавать взаимосвязь между содержанием и формой в музыке).

Учебно-дидактическое обеспечение:

Портрет композитора Н.А. Римского-Корсакова (фото) .

Формы педагогического контроля: Контроль умения назвать несколько произведений Н. Римского-Корсакова. Контроль умения выразить словесно характер тем Шахриара и Шехеразады, перечислить их музыкально-выразительные средства. Контроль участия в беседе о теме Востока в русском искусстве. Проверка качества исполнения песни.

- О чём шла речь на прошлом уроке?

- О программности в музыке. Программность значительно расширяет музыкальный образ, внося в него смысловой подтекст, который только в одной музыке мы бы не уловили .

Сегодня мы с вами продолжим разговор о программности в музыке: рассмотрим, как в русской культуре и искусстве находили своё воплощение темы Востока, изучим элементы восточной культуры в русском искусстве и познакомимся поближе с русскими художниками, творчество которых тесно переплетается с музыкой.

2. Введение в тему. Русская программная музыка на восточные темы

Мы с вами уже говорили ранее, что литературное содержание и содержание музыкальное могут быть очень близки, но никогда не совпадают полностью. Ведь как бы композитор ни стремился объяснить словами свой художественный замысел, музыка всегда скажет что-то своё, только ей присущее, не всегда подчиняющееся воле даже своего создателя.

1. Море и Синдбадов корабль.

2. Рассказ царевича Календера.

3. Царевич и царевна.

4. Багдадский праздник и корабль, разбивающийся о скалу с медным всадником.

Но потом Римский-Корсаков написал единую общую программу симфонической сюиты, убрав названия частей.

В первой части звучат темы Шахриара, Шехеразады, моря, корабля Синдбада.

Н.А. Римский-Корсаков

Своё сочинение Римский-Корсаков предваряет небольшим программным вступлением:

Султан Шахриар, убеждённый в коварности и неверности женещин, дал зарок казнить каждую из своих жён после первой ночи; но султанша Шехеразада спасла свою жизнь тем, что сумела занять его сказками, рассказывая их ему в продолжение 1001 ночи, так что, побуждаемый любопытством, Шахриар постоянно откладывал её казнь, и наконец, совершенно оставил своё намерение. Много чудес рассказала ему Шехеразада, приводя стихи поэтов и слова песен, вплетая сказку в сказку и рассказ в рассказ.

Наиболее яркие эпизоды этих чудесных сказок Шехеразады и стали основой симфонического сочинения Римского-Корсакова, - композитор использовал их в качестве программы для отдельных частей: море и корабль Синдбада, фантастический рассказ Календера-царевича, царевич и царевна, багдадский праздник и корабль, разбивающийся о скалу.

Может быть, поэтому и музыкальное повествование строится как череда сказочных картин и главных героев с их характерными музыкальными темами.

Но несмотря на то, что в сюите много самостоятельных эпизодов, героев, музыкальных тем, сюита объединена единым замыслом, который подчинён образу главного рассказчика – Шехеразады. Ведь это она, обладая огромной эрудицией и богатейшим воображением, сумела не только спасти свою жизнь, но и создать огромный волшебный мир, полный невероятных чудес и приключений.

В теме Шахриара мы слышим повелительный унисон деревянных духовых инструментов, рисующий образ сильного и властного султана, могучего владыки своего государства, вольного свободно распоряжаться жизнью и смертью своих подданных.

А вот тема Шехеразады – нежная и томная, исполненная певучей скрипкой solo . В ней слышится и волшебство арабской ночи, и чарующий голос молодой рассказчицы, и полный таинственности колорит дивных восточных повествований.

5. Работа над нотными примерами

При анализе темы Шахриара (нотный пример 4) ученики отмечают, что грозный мрачный характер создаётся благодаря мощной суровой мелодии, звучащей в среднем и низком регистрах в динамике ff .

Тема Шехеразады (нотный пример 5) противоположна теме Шахриара по характеру и музыкально-выразительным средствам. Нежная изысканная мелодия подобно витиеватому восточному узору вьётся у скрипки соло. Её сопровождают переборы арфы. Музыка полна вдохновения; она, словно сказки талантливой рассказчицы, рождается как будто импровизационно, как сиюминутная фантазия.

6. Углубление в тему

В соответствии с программным замыслом есть в сюите и другие темы: мы слышим то рокот морских волн, то шумную суету многолюдного восточного города, то неторопливые интонации рассказчиков – самой Шехеразады и царевича Календера.

Темы Шахриара и Шехеразады звучат в каждой части симфонической сюиты; тема Шехеразады почти не изменяется, а тема Шахриара в конце произведения звучит умиротворённо — султан под влиянием прекрасных историй Шехеразады наконец оставил намерение казнить своих жён.

При всей содержательной целостности этого произведения, возникшего под влиянием определённого литературного первоисточника, мы можем сравнить его с красочной мозаикой разнообразных сказочных рисунков, образов, картин.

Восточная мозаика (фото)

hello_html_5378bd33.jpg

7. Художники и музыка

На экране перед вами - иллюстрации двух русских художников, творчество которых неразрывно связано с музыкой.

Рассмотрите представленные картины этих художников. Какие схожие особенности картин вы можете выделить? Что между ними общего?

hello_html_m2190a4ee.jpg

hello_html_m4017c9a2.jpg

- Восточный колорит картин, яркость красок, пёстрые орнаменты.

Песня, которую вы сегодня разучите, прямо соответствует теме занятия.

В ней также нарисован музыкальный и поэтический портрет восточной красавицы.

Вновь под шорох звездопада

Ты приходишь ко мне во сне.

Ты, моя Шехерезада,

Снова сказки подаришь мне.

ПРИПЕВ: Ты как будто вся из света,

Вся из солнечных лучей.

Ты со мною до рассвета,

Сказка тысячи ночей.

Ты ласкаешь мне ресницы

Нежным взглядом горячих глаз.

Жаль, что всё мне только снится,

И рассвет разлучает нас.

Только сказок мне не надо,

Я тебя наяву зову,

Жду тебя, Шехерезада, -

И не в сказке, а наяву.

ПРИПЕВ: Может, ты приходишь с рассветом,

Вся из солнечных лучей, -

Ты, наверно, рядом где-то,

Сказка тысячи ночей.

Обращение к определённым эпизодам или мотивам как будто обязывает композитора давать музыкальную интерпретацию именно конкретных эпизодов и мотивов, образов и сюжетов. Поэтому в таких сочинениях мы в большей степени можем объяснить содержательное значение музыкальных интонаций, гармоний и ритмов.

10. Вопросы и задания

Помогает ли тебе программность лучше понять музыкальное произведение или, наоборот, она усложняет его восприятие?

Кратко законспектировать биографические данные о композиторе Н.А. Римском-Корсакове – см. Приложение.

Выучить текст песни.

Николай Андреевич Римский-Корсаков (1844 – 1908)

Ещё мальчиком полюбил море. Римский-Корсаков поступает учиться в Морской корпус, по окончании которого совершает кругосветное плавание, ставшее источником творческой фантазии на многие годы.

Из камерных сочинений наибольшую художественную ценность представляют романсы (всего 79).

Не только творчество, но и вся деятельность Римского-Корсакова стала украшением русской музыкальной культуры. Много сил и времени он отдал завершению произведений А.П. Бородина, М.П. Мусоргского, А.С. Даргомыжского, обработке народных песен.

Большая общественная деятельность, выступления в качестве дирижёра сочетались у композитора с педагогической работой в Петербургской консерватории. Среди его учеников – А.К. Лядов, А.К. Глазунов, С.С. Прокофьев, И.Ф. Стравинский и другие.

В 1905 г. Римский-Корсаков выступил на стороне революционно настроенных студентов, за что был исключён из состава профессоров. Возвращение его в консерваторию явилось крупной победой демократических сил.

Испытав воздействие прогрессивных идей своего времени, Римский-Корсаков в музыке выразил веру в торжество добра и красоты.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Планируемые результаты учебной деятельности:

Метапредметные:

— осознание важности воплощения темы Востока для русской культуры и искусства.

Личностные:

— формирование личностного отношения к элементам восточной культуры в русском искусстве.

Предметные:

I ЧЕТВЕРТЬ

Планируемые результаты учебной деятельности:

Метапредметные:

— осознание важности воплощения темы Востока для русской культуры и искусства.

— формирование личностного отношения к элементам восточной культуры в русском искусстве.

Цели и задачи урока:

- учить воспринимать музыку как неотъемлемую часть жизни каждого человека;

- воспитывать эмоциональную отзывчивость к музыкальным явлениям, потребность в музыкальных переживаниях;

- формировать слушательскую культуру на основе приобщения к вершинным достижениям музыкального искусства.

- осмысленно воспринимать музыкальные произведения (знать музыкальные жанры и формы, средства музыкальной выразительности, осознавать взаимосвязь между содержанием и формой в музыке).

Учебно-дидактическое обеспечение:

Портрет композитора Н.А. Римского-Корсакова (фото).

Формы педагогического контроля: Контроль умения назвать несколько произведений Н. Римского-Корсакова. Контроль умения выразить словесно характер тем Шахриара и Шехеразады, перечислить их музыкально-выразительные средства. Контроль участия в беседе о теме Востока в русском искусстве. Проверка качества исполнения песни.

- О чём шла речь на прошлом уроке?

- О программности в музыке. Программность значительно расширяет музыкальный образ, внося в него смысловой подтекст, который только в одной музыке мы бы не уловили.

Сегодня мы с вами продолжим разговор о программности в музыке: рассмотрим, как в русской культуре и искусстве находили своё воплощение темы Востока, изучим элементы восточной культуры в русском искусстве и познакомимся поближе с русскими художниками, творчество которых тесно переплетается с музыкой.

2. Введение в тему. Русская программная музыка на восточные темы

Мы с вами уже говорили ранее, что литературное содержание и содержание музыкальное могут быть очень близки, но никогда не совпадают полностью. Ведь как бы композитор ни стремился объяснить словами свой художественный замысел, музыка всегда скажет что-то своё, только ей присущее, не всегда подчиняющееся воле даже своего создателя.

1. Море и Синдбадов корабль.

2. Рассказ царевича Календера.

3. Царевич и царевна.

4. Багдадский праздник и корабль, разбивающийся о скалу с медным всадником.

Но потом Римский-Корсаков написал единую общую программу симфонической сюиты, убрав названия частей.

В первой части звучат темы Шахриара, Шехеразады, моря, корабля Синдбада.


Н.А. Римский-Корсаков

Своё сочинение Римский-Корсаков предваряет небольшим программным вступлением:

Султан Шахриар, убеждённый в коварности и неверности женещин, дал зарок казнить каждую из своих жён после первой ночи; но султанша Шехеразада спасла свою жизнь тем, что сумела занять его сказками, рассказывая их ему в продолжение 1001 ночи, так что, побуждаемый любопытством, Шахриар постоянно откладывал её казнь, и наконец, совершенно оставил своё намерение. Много чудес рассказала ему Шехеразада, приводя стихи поэтов и слова песен, вплетая сказку в сказку и рассказ в рассказ.

Наиболее яркие эпизоды этих чудесных сказок Шехеразады и стали основой симфонического сочинения Римского-Корсакова, - композитор использовал их в качестве программы для отдельных частей: море и корабль Синдбада, фантастический рассказ Календера-царевича, царевич и царевна, багдадский праздник и корабль, разбивающийся о скалу.

Может быть, поэтому и музыкальное повествование строится как череда сказочных картин и главных героев с их характерными музыкальными темами.

Но несмотря на то, что в сюите много самостоятельных эпизодов, героев, музыкальных тем, сюита объединена единым замыслом, который подчинён образу главного рассказчика – Шехеразады. Ведь это она, обладая огромной эрудицией и богатейшим воображением, сумела не только спасти свою жизнь, но и создать огромный волшебный мир, полный невероятных чудес и приключений.

В теме Шахриара мы слышим повелительный унисон деревянных духовых инструментов, рисующий образ сильного и властного султана, могучего владыки своего государства, вольного свободно распоряжаться жизнью и смертью своих подданных.

А вот тема Шехеразады – нежная и томная, исполненная певучей скрипкой solo. В ней слышится и волшебство арабской ночи, и чарующий голос молодой рассказчицы, и полный таинственности колорит дивных восточных повествований.

5. Работа над нотными примерами

При анализе темы Шахриара (нотный пример 4) ученики отмечают, что грозный мрачный характер создаётся благодаря мощной суровой мелодии, звучащей в среднем и низком регистрах в динамике ff.

Тема Шехеразады (нотный пример 5) противоположна теме Шахриара по характеру и музыкально-выразительным средствам. Нежная изысканная мелодия подобно витиеватому восточному узору вьётся у скрипки соло. Её сопровождают переборы арфы. Музыка полна вдохновения; она, словно сказки талантливой рассказчицы, рождается как будто импровизационно, как сиюминутная фантазия.

6. Углубление в тему

В соответствии с программным замыслом есть в сюите и другие темы: мы слышим то рокот морских волн, то шумную суету многолюдного восточного города, то неторопливые интонации рассказчиков – самой Шехеразады и царевича Календера.

Темы Шахриара и Шехеразады звучат в каждой части симфонической сюиты; тема Шехеразады почти не изменяется, а тема Шахриара в конце произведения звучит умиротворённо — султан под влиянием прекрасных историй Шехеразады наконец оставил намерение казнить своих жён.

При всей содержательной целостности этого произведения, возникшего под влиянием определённого литературного первоисточника, мы можем сравнить его с красочной мозаикой разнообразных сказочных рисунков, образов, картин.

Восточная мозаика (фото)




7. Художники и музыка

На экране перед вами - иллюстрации двух русских художников, творчество которых неразрывно связано с музыкой.

Рассмотрите представленные картины этих художников. Какие схожие особенности картин вы можете выделить? Что между ними общего?



- Восточный колорит картин, яркость красок, пёстрые орнаменты.

Песня, которую вы сегодня разучите, прямо соответствует теме занятия.

В ней также нарисован музыкальный и поэтический портрет восточной красавицы.

Вновь под шорох звездопада

Ты приходишь ко мне во сне.

Ты, моя Шехерезада,

Снова сказки подаришь мне.

ПРИПЕВ: Ты как будто вся из света,

Вся из солнечных лучей.

Ты со мною до рассвета,

Сказка тысячи ночей.

Ты ласкаешь мне ресницы

Нежным взглядом горячих глаз.

Жаль, что всё мне только снится,

И рассвет разлучает нас.

Только сказок мне не надо,

Я тебя наяву зову,

Жду тебя, Шехерезада, -

И не в сказке, а наяву.

ПРИПЕВ: Может, ты приходишь с рассветом,

Вся из солнечных лучей, -

Ты, наверно, рядом где-то,

Сказка тысячи ночей.

Обращение к определённым эпизодам или мотивам как будто обязывает композитора давать музыкальную интерпретацию именно конкретных эпизодов и мотивов, образов и сюжетов. Поэтому в таких сочинениях мы в большей степени можем объяснить содержательное значение музыкальных интонаций, гармоний и ритмов.

10. Вопросы и задания

Помогает ли тебе программность лучше понять музыкальное произведение или, наоборот, она усложняет его восприятие?

Кратко законспектировать биографические данные о композиторе Н.А. Римском-Корсакове – см. Приложение.

Выучить текст песни.

Николай Андреевич Римский-Корсаков (1844 – 1908)

Ещё мальчиком полюбил море. Римский-Корсаков поступает учиться в Морской корпус, по окончании которого совершает кругосветное плавание, ставшее источником творческой фантазии на многие годы.

Из камерных сочинений наибольшую художественную ценность представляют романсы (всего 79).

Не только творчество, но и вся деятельность Римского-Корсакова стала украшением русской музыкальной культуры. Много сил и времени он отдал завершению произведений А.П. Бородина, М.П. Мусоргского, А.С. Даргомыжского, обработке народных песен.

Большая общественная деятельность, выступления в качестве дирижёра сочетались у композитора с педагогической работой в Петербургской консерватории. Среди его учеников – А.К. Лядов, А.К. Глазунов, С.С. Прокофьев, И.Ф. Стравинский и другие.

В 1905 г. Римский-Корсаков выступил на стороне революционно настроенных студентов, за что был исключён из состава профессоров. Возвращение его в консерваторию явилось крупной победой демократических сил.

Испытав воздействие прогрессивных идей своего времени, Римский-Корсаков в музыке выразил веру в торжество добра и красоты.

Читайте также: