Чем актуальна и страшна обломовщина во все времена сочинение

Обновлено: 07.07.2024

И. А. Гончаров родился 6 июня 1812 года в Симбирске, в купеческой семье. Закончив Московское коммерческое училище, а затем словесное отделение философского факультета Московского университета, он вскоре определился на чиновничью службу в
Петербурге и служил честно и беспристрастно фактически всю свою жизнь.
С 1847 года обдумывал Гончаров горизонты нового романа: эта дума ощутима и в очерках “Фрегат “Паллада”, где он сталкивает делового и практичного англичанина с русским помещиком, живущим в патриархальной Обломовке. Да и в “Обыкновенной

/> истории” такое столкновение двигало сюжет. Не случайно Гончаров однажды признался, что в “Обыкновенной истории”, “Обломове” и “Обрыве” видит он не три романа, а один. Работу над “Обломовым” писатель завершил в 1858 году и опубликовал в первых четырех номерах журнала “Отечественные записки” за 1859 год.
“Обломов” встретил единодушное признание, но мнения о смысле романа резко разделились. Н. А. Добролюбов в статье “Что такое обломовщина?” увидел в Обломове кризис и распад старой крепостнической Руси. Илья Ильич Обломов – “коренной народный наш тип”,

символизирующий лень, бездействие и застой всей крепостнической системы отношений. Подобно своим старшим предшественникам, Обломов заражен коренным противоречием между словом и делом, мечтательностью и практической никчемностью.

Гончаров, по мнению Добролюбова, глубже всех своих предшественников вскрывает корни обломовского бездействия.
История о том, как лежит и спит добряк-ленивец Обломов, и как ни дружба, ни любовь не могут пробудить и поднять его, – не бог весть какая важная история. Но в ней отразилась
русская жизнь, в ней предстает перед нами живой, современный русский тип, отчеканенный с беспощадной строгостью и правильностью, в ней оказалось новое слово
нашего общественного развития, произнесенное ясно и твердо, без отчаяния и без ребяческих надежд, но с полным сознанием истины. Слово это – обломовщина;
оно служит ключом к разгадке многих явлений русской жизни, и оно придает роману гораздо больше общественного значения, нежели сколько имеют его все наши обличительные повести. В типе Обломова и во всей этой обломовщине мы видим нечто большее, нежели просто удачное создание сильного таланта; мы находим в нем произведение русской жизни, знамение времени. Обломов есть лицо не совсем новое в нашей литературе, но прежде оно не выставлялось перед нами так просто и естественно, как в романе Гончарова.
В чем заключаются главные черты обломовского характера? В совершенной инертности,
происходящей от его апатии ко всему, что делается на свете. Причина же апатии
заключается отчасти в его внешнем положении, отчасти же в образе его умственного и нравственного развития. С малых лет он привыкает быть байбаком благодаря тому, что у него и подать и сделать – есть кому; тут уж даже и против воли нередко он бездельничает. Поэтому он себя над работой убивать не станет, что бы ему ни толковали о необходимости и святости труда: он с малых лет видит в своем доме, что все домашние работы исполняются лакеями и служанками, а папенька и маменька только распоряжаются да бранятся за дурное исполнение. И вот у него уже готово первое
понятие – сидеть сложа руки почетнее, чем суетиться над работою. Теперь Обломов
является перед нами разоблаченный, как он есть, молчаливый, сведенный с красивого
пьедестала на мягкий диван, прикрытый вместо мантии только просторным халатом?
Вопрос: что он делает, в чем смысл и цель его жизни? – поставлен прямо и ясно, не забит
никакими побочными вопросами. Это потому, что теперь уже настало или настает
неотлагательно время работы общественной. И вот почему мы сказали вначале, что видим в романе Гончарова знамение времени.
Гончаров, умевший понять и показать нам нашу обломовщину, не мог, однако, не заплатить дань общему заблуждению, до сих пор столь сильному в нашем обществе: он решился похоронить обломовщину, сказать ей похвальное надгробное слово. “Прощай,
старая Обломовка, ты отжила свой век”, – говорит он устами Штольца, и говорит
неправду. Вся Россия, которая прочитала или прочитает “Обломова”, не согласится с этим. Нет, Обломовка есть наша прямая родина, ее владельцы – наши воспитатели, ее триста Захаров всегда готовы к услугам” (НА.

В романе Гончарова затронута очень глобальная тема того времени – проблемы русского дворянства на фоне переустройства страны.

Главный герой романа Илья Ильич Обломов является человеком из достаточно старой дворянской семьи. Он получил хорошее образование, воспитание и является далеко не глупым человеком. Но имея такую хорошую основу, он никуда не стремился и не хотел ничего решать. Его лицо всегда выражало чрезмерную усталость, а в глазах была пустота.

Ему было около тридцати лет, а он, благодаря своему ленивому образу жизни, уже имел нездоровый вид. Он мало двигался и редко бывал на свежем воздухе. А для того, чтобы укрепить образ Обломова, Гончаров с мельчайшими подробностями описывает его быт и распорядок дня. Автор посвятил целую главу всего лишь одному его дню. Его не интерес ко всему происходящему хорошо отображается в главе с описанием его личного кабинета.

У дворянина есть верный слуга – Захар. Но он на столько давно живет в тесном обществе Обломова, что и сам стал похож на него. Автор раскрывает это по средствам описания халатов: у одного часто засаленный (Обломова), а у другого дырка под мышкой, через которую всегда виднеется нижняя рубашка. Захар такой же лентяй, как и барин и не плохо спекулирует этим. У него всегда есть оправдание на все не сделанные им дела.

В общем и целом, дом барина является полным его отражением – не ухоженный, давно не мытый, с грязными пятнами на полу и мебели, а так же паутиной на стенах и больших слоях пыли вокруг.

Каким бы ни был ленивым Обломов, все же в нем есть положительные качества такие как: доброта, открытость и честность. Об этом рассказывает его близкий друг Штольц, сравнивая его с хрустальной прозрачной душой.

Жизнь Обломова не череда ярких картинок и быстрых ее смен. Напротив, в ней ровным счетом ничего не происходит. Его совершенно устраивает покой, а стремиться к изменениям ему просто не хватает воли и сил. Даже когда Перед Обломовым вдруг встает проблема, которую нужно решить лишь выбрав правильный путь, он опускает руки и не желает ничего менять.

Сочинение 2

Иван Александрович Гончаров в своем романе поднимает очень значимую тему для всех. Главным героем романа, в честь которого он назван, Илья Ильич Обломов. Он помещик, довольно молод. Обломов живёт за счёт крепостных крестьян, а они в свою очередь привыкли к такому распорядку жизни, позабыв о свободной жизни. Родители главного героя с детства избаловали своего сына. В более сознательном возрасте он не способен на простые вещи, он уже не может сам поесть, одеться и лечь спать.

В связи с разбалованостью главного героя, он стал бесполезен для общества и прекрасно это понимает. Всему чему его научили родители, это было умение поспать и поесть, больше он ни к чему не была приспособлен. С детства его приучали, что самое главное в жизни сон и еда. С переездом в другой город от родителей, Обломов не сменил свой образ жизни, он по прежнему продолжает спать и есть целыми днями.

С детства Обломов не научился находится в обществе и общаться с людьми, поэтому в более сознательном возрасте он никуда не выходит. Он привык к крепостным крестьянам, они всегда все делали за него на его родине. Не изменяя своим привычкам, Обломов завел себе слугу, Захара. Слуга, подобно хозяеву ленив. Его новая жизнь ничем не отличается от прошлой.

В связи с этим Обломов не взрослеет и остаётся таким же ребенком. Родители не привили ему такие качества, как: трудолюбие, ответственность, самостоятельность. Сам Обломов прекрасно понимает, что он не приспособлен к жизни, его постоянно и все обманывают, но с этим главный герой ничего поделать не может. Он страдает от своей бесхарактерности.

Обломов осознает, что так жить нельзя и нужно что-то менять, виной всему этому является Обломовщина. У него таков образ жизни не по причине болезней или плохого самочувствия, а потому что он не знает другой жизни. Он живёт в грязной квартире, где везде разбросаны грязные, нестиранные вещи. Захар так же ленив, его устраивает что можно ничего не делать, только ухаживать за Обломовым.

Обломовщина это место где царит лень и безделье. Люди, живущие в Обломовщине, живут в свое удовольствие и так же, как Обломов нуждаются только в еде и сне. К сожалению, Обломов поздно осознал, что Обломовщина портит людей и их судьбы. Он остался один без родителей и знаний о взрослой жизни.

В мире не мало таких людей, как Обломов. Сам Обломов об этом упоминает. Гончаров раскрывает проблему Обломова. Но несмотря на тот ужас где обитал Обломов, он был счастлив.

Другие темы: ← Характеристика Судьбинского в романе Обломов↑ ГончаровСон Обломова →

Главным героем романа является Илья Ильич Обломов, весьма апатичный, хоть и очень добрый помещик.

Ему не особо интересны какие-либо светские празднества и прогулки, ведь для него гораздо интереснее и занимательнее другое времяпрепровождение. Обломов любит лежать на диване и витать в облаках, мечтая о будущем. В детстве он жил в деревне, где большинство жителей предпочитали отдых труду, а сама семья Обломова очень баловала и оберегала мальчика. Все привычки помещика идут из его размеренного и спокойного детства. Андрей Штольц, лучший друг Обломова, совершенно непохож на того характером. Напротив, это очень лёгкий на подъём и энергичный человек, пытающийся заинтересовать Обломова своей активной жизненной позицией. Именно Штольц знакомит Обломова с новой героиней романа — Ольгой Ильинской, будущей возлюбленной Обломова. Поступаете в 2021 году? Наша команда поможет с экономить Ваше время и нервы: подберем направления и вузы (по Вашим предпочтениям и рекомендациям экспертов);оформим заявления (Вам останется только подписать);подадим заявления в вузы России (онлайн, электронной почтой, курьером);мониторим конкурсные списки (автоматизируем отслеживание и анализ Ваших позиций);подскажем когда и куда подать оригинал (оценим шансы и определим оптимальный вариант).Доверьте рутину профессионалам – подробнее.

Но их отношения были обречены, ведь главный герой слишком привык к своей размеренной, тихой жизни и был не готов меняться даже ради любви.

Образ Обломова очень узнаваем даже в наше время, с ним ассоциируются пассивные люди, не желающие проявлять какую-либо инициативу. Их всё устраивает в своей жизни, им сложно реализовать свои амбиции, сложно поставить перед собой цель и идти к ней. Лень — очень коварный соперник, которого должен перебороть каждый человек. Например так, как это сделал Штольц. В наше время его можно сравнить с целеустремленными и уверенными в себе людьми, желающими добиться высот как в карьере, так и в личной жизни. Они готовы саморазвиваться и меняться в лучшую сторону.

В народе очень часто говорят, что труд человека кормит, а лень — портит. Это очень мудрая поговорка. Лень — состояние вялости и апатии, нежелание делать хоть что-нибудь полезное. Она не может привести человека к чему-то хорошему. С ленью нужно обязательно бороться, находить мотивацию и интерес, чтобы выполнять дела. В современном мире нельзя останавливаться на одном месте, иначе не поспеешь за всеми остальными!

Предметом обсуждения Гончарова становится очень актуальная на сегодняшний день проблема — поиск себя. Преодоление самого себя. Обломов — тот, кем никогда не захочется стать. И этот предсказанный автором удел хочется предотвратить. Эта книга мотивирует на саморазвитие и самообразование, поэтому она очень актуальна в наши дни.

Полезный материал по теме:

Популярные сочинения

Хорошо говорить о других, но и в себе я также замечаю ростки этого страшного явления. Разве это не обломов­щина, когда лень помочь маме, зная, что ей тяжело, но надеясь, что она справится сама; неохота делать домашнее задание — и ты торопливо списываешь его перед уроком; не хочется отрываться от книги или от телевизора, чтобы погулять с собакой. Однако после прочтения романа Гон­чарова я стала критичнее и требовательнее относиться к себе, поскольку перед моими глазами прошла жизнь доб­рого и мягкого человека, из которого обломовщина высо­сала дружбу, любовь, жизнь…

Я считаю, что каждый должен обнаружить и беспощад­но искоренить из своего сердца проявления обломовщины, ведь только тогда она перестанет влиять на нашу жизнь, делая нас своими рабами.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском ↑↑↑

На этой странице материал по темам:

В течение всей своей жизни Иван Александрович Гончаров написал цикл очерков “Фрегат “Паллада” и три романа — “Обыкновенная история”, “Обломов” и “Обрыв”. Писатель говорил, что это не три отдельных романа, а один. Роман “Обломов” появился в печати, когда на смену старой, крепостнической эпохе стали приходить новые общественные отношения, когда в России стал полным ходом нарождаться новый слой так называемое “третье сословие”, класс буржуазии. Промышленное развитие требовало иного темпа жизни, расширения городов,

улучшения связи; но старые, еще не умершие полуфеодальные отношения, “барство”

тормозили это развитие, сказываясь на каждом шагу.

Именно эти проблемы волновали Гончарова, когда он писал свой роман. Причем его волновало “барство” не только с точки зрения социальной, но и психологической — своего рода “барство души”.

Краткое содержание романа может уместиться всего в несколько строчек. Однако события здесь не столь важны — важно, как раз, наоборот, их отсутствие. Роман, по существу, — это история о том, как ничто: ни дружба, ни любовь, ни работа — не могут пробудить к жизни главного героя, Илью Ильича Обломова.

Вся первая часть романа посвящена подробному описанию дома, привычек, поведения — другими словами, образа жизни главного героя. Гончаров рисует облик человека вялого, апатичного ко всему, что происходит вокруг. Друзья не могут вытащить Обломова на прогулку: он всячески отговаривается для того, чтобы побыть дома и полежать на диване. Дом Обломова крайне запущен, углы заросли паутиной, вещи разбросаны в беспорядке.

Дела Ильи Ильича крайне запутаны, управляющий в деревне ворует, денег нет; но у Обломова нет ни сил, ни желания заниматься этими беспокойными вещами. Хотя он и знает, что управляющий вор, выгнать его — значит искать нового; то есть решение одной

проблемы неизбежно влечет за собой необходимость решать и другие. Обломов надеется, что все решится само собой, “вдруг”, да еще с нетерпением ждет своего друга Андрея Штольца, который наверняка поможет со всем разобраться.

Во второй части романа Гончаров пытается разобраться в истоках характеров таких разных людей, как Обломов и Штольц. Он рассказывает об их детстве, о том, как и под воздействием чего формировалось их сознание, устанавливает генетическую зависимость между прошлым и настоящим, между нравами патриархальной Обломовки и привычками Обломова. Между практическим воспитанием трудом, которое дал своему сыну обрусевший немец Штольц, и постоянной жаждой деятельности Андрея. Взаимосвязь здесь самая прямая. Привыкший с детства к моментальному исполнению всех

своих желаний, к постоянному пристальному вниманию к собственной персоне со стороны многочисленной прислуги, мамок и нянек, Обломов “с молоком матери” усваивает мысль, что лучше и гораздо почетнее не работать, а получать что-либо за счет других, в готовом виде. Как справедливо отмечает Добролюбов, Илюша с детства видит, что ни маменька, ни папенька ничего не делают, трудятся лишь “триста Захаров”. Эта с

детства въевшаяся в Обломова леность души сопровождает его всю жизнь, именно она

руководит всеми его поступками. Приехав в город, Обломов оттягивает как можно более

момент поступления на должность, затем крайне нерадиво справляется со своими

обязанностями, после чего “заболевает” и на службу не является, постыдно прячась дома от ответственности за дурно выполненное дело. Точно так же ничем заканчиваются попытки Штольца расшевелить Обломова. Даже внезапно вспыхнувшая в нем любовь к Ольге Ильинской не может вывести Илью Ильича из состояния постоянного сна.

И все же, несмотря на резко отрицательную оценку состояния “постоянного сна души” Обломова, образ его трагичен. Сам Обломов добр, сердечен, никому не желает зла — напротив, его на каждом шагу пытаются обобрать жулики вроде управляющего, брата вдовы Пшеницыной и прочие. Он понимает, в полной мере осознает весь ужас своего положения, безнадежность и пустоту жизни; но ничего не может с этим поделать. Он сам выносит себе приговор, отвечая на вопрос Ольги, что сгубило его; и этот приговор — “обломовщина”. Обломов — порождение русской жизни, это не отдельный человек, а явление. Обломов спрашивает у Штольца — для чего нужна вся эта суета, для чего нужно ездить в гости, бывать в присутственных местах, разговаривать со знакомыми, которые, так же как и сам Обломов, проводят жизнь во сне — ходят и спят, говорят и спят, ездят в гости и спят. Если сон души царит вокруг, то чем хуже он, Обломов, который просто лежит на диване и спит в физическом смысле этого слова, не утруждая себя всей этой акробатикой? По крайней мере, это честнее. Он спрашивает, для чего работает Штольц — ведь он уже заработал денег, которых хватит не только ему самому на жизнь, но и его детям, и даже внукам. На это Штольц, а вместе с ним и Гончаров, возражает, что работа нужна не ради денег, а ради самой работы; ради того, чтобы чувствовать каждую минуту своего существования биение жизни, постоянно чувствовать, что ты — человек. Безделье расхолаживает и развращает душу, превращая человека в полипа, паразита, живущего за счет других, порождая и соответствующую психологию — человек постепенно деградирует, утрачивает все, что в нем было деятельного, живого.

Общественную опасность этого явления, столь характерного для России, Гончаров видел со всей отчетливостью, тем более что своими корнями “обломовщина” проникала и по сей

день проникает глубоко в российскую жизнь. Об этом со всей наглядностью свидетельствует литература. Как справедливо отмечает в своей статье Добролюбов, “давно уже замечено, что все герои замечательнейших русских повестей и романов страдают от того, что не видят цели в жизни и не находят себе приличной деятельности. Вследствие того они чувствуют скуку и отвращение от всякого дела, в чем представляют разительное сходство с Обломовым”.

Например, и “Евгений Онегин”, и “Герой нашего времени” представляют в своих героях черты, почти буквально сходные с чертами Обломова. И для Онегина, и для Печорина служба — ненужное и не имеющее смысла бремя. Они не умеют любить и не знают, чего искать в любви, точно так же, как вообще в жизни. Разница между всеми этими Рудиными, Печориными, Онегиными и Обломовым лишь в том, что Гончаров лишил

этот характер романтики, свел из заоблачной выси на мягкий диван, снабдил халатом и

В своем романе Гончаров в образе Ильи Ильича Обломова показал не только исконный

русский человеческий тип, но и образ, стиль русской жизни, одну из ее характерных

сторон, сопутствующую всему ходу российской истории. Гончаров поднимает образ Обломова до уровня символа, масштабного обобщения, выводя не столько образ, сколько почти вечное социальное явление — обломовщину, губящую не только любые начинания, но и сводящую на нет усилия личностей, время от времени, несмотря ни на что появляющихся в русской истории, чтобы попытаться ускорить процесс развития

страны, ввести что-то новое, придать осмысленность извечно расхлябанной российской действительности.

Проблема, поднятая более ста лет назад Гончаровым, как нельзя более актуальна и в наши дни. Добролюбов отмечал, что Гончаров поторопился похоронить обломовщину,

сказать ей похвальное надгробное слово устами Штольца: “Прощай, старая

Обломовка, ты отжила свой век”. “Вся Россия, которая прочитала или прочтет “Обломова”, не согласится с этим”, — пишет Добролюбов, и его слова звучат для наших современников совсем не менее значимо, чем для современников самого Добролюбова и

Гончарова. Нет, не оскудела Россия Обломовыми, бездарно, апатично проживающими свою никчемную жизнь, и по-прежнему в ней катастрофически не хватает штольцев,

умеющих и желающих работать, создавать блага не только для себя, но и для

окружающих их людей.

И.А. Гончаров родился 6 июня 1812 года в Симбирске, в купеческой семье. Закончив Московское коммерческое училище, а затем словесное отделение философского факультета Московского университета, он вскоре определился на чиновничью службу в
Петербурге и служил честно и беспристрастно фактически всю свою жизнь.

С 1847 года обдумывал Гончаров горизонты нового романа: эта дума ощутима и в очерках “Фрегат “Паллада”, где он сталкивает делового и практичного англичанина с русским помещиком, живущим в патриархальной Обломовке. Да и в “Обыкновенной
истории” такое столкновение двигало сюжет. Не случайно Гончаров однажды признался, что в “Обыкновенной истории”, “Обломове” и “Обрыве” видит он не три романа, а один. Работу над “Обломовым” писатель завершил в 1858 году и опубликовал в первых четырех номерах журнала “Отечественные записки” за 1859 год.

“Обломов” встретил единодушное признание, но мнения о смысле романа резко разделились. Н.А. Добролюбов в статье “Что такое обломовщина?” увидел в Обломове кризис и распад старой крепостнической Руси. Илья Ильич Обломов - “коренной народный наш тип”, символизирующий лень, бездействие и застой всей крепостнической системы отношений. Подобно своим старшим предшественникам, Обломов заражен коренным противоречием между словом и делом, мечтательностью и практической никчемностью. Гончаров, по мнению Добролюбова, глубже всех своих предшественников вскрывает корни обломовского бездействия.

История о том, как лежит и спит добряк-ленивец Обломов, и как ни дружба, ни любовь не могут пробудить и поднять его, - не бог весть какая важная история. Но в ней отразилась
русская жизнь, в ней предстает перед нами живой, современный русский тип, отчеканенный с беспощадной строгостью и правильностью, в ней оказалось новое слово
нашего общественного развития, произнесенное ясно и твердо, без отчаяния и без ребяческих надежд, но с полным сознанием истины. Слово это - обломовщина;
оно служит ключом к разгадке многих явлений русской жизни, и оно придает роману гораздо больше общественного значения, нежели сколько имеют его все наши обличительные повести. В типе Обломова и во всей этой обломовщине мы видим нечто большее, нежели просто удачное создание сильного таланта; мы находим в нем произведение русской жизни, знамение времени. Обломов есть лицо не совсем новое в нашей литературе, но прежде оно не выставлялось перед нами так просто и естественно, как в романе Гончарова.

В чем заключаются главные черты обломовского характера? В совершенной инертности,
происходящей от его апатии ко всему, что делается на свете. Причина же апатии
заключается отчасти в его внешнем положении, отчасти же в образе его умственного и нравственного развития. С малых лет он привыкает быть байбаком благодаря тому, что у него и подать и сделать - есть кому; тут уж даже и против воли нередко он бездельничает. Поэтому он себя над работой убивать не станет, что бы ему ни толковали о необходимости и святости труда: он с малых лет видит в своем доме, что все домашние работы исполняются лакеями и служанками, а папенька и маменька только распоряжаются да бранятся за дурное исполнение. И вот у него уже готово первое
понятие - сидеть сложа руки почетнее, чем суетиться над работою. Теперь Обломов
является перед нами разоблаченный, как он есть, молчаливый, сведенный с красивого
пьедестала на мягкий диван, прикрытый вместо мантии только просторным халатом?
Вопрос: что он делает, в чем смысл и цель его жизни? - поставлен прямо и ясно, не забит
никакими побочными вопросами. Это потому, что теперь уже настало или настает
неотлагательно время работы общественной. И вот почему мы сказали вначале, что видим в романе Гончарова знамение времени.

Гончаров, умевший понять и показать нам нашу обломовщину, не мог, однако, не заплатить дань общему заблуждению, до сих пор столь сильному в нашем обществе: он решился похоронить обломовщину, сказать ей похвальное надгробное слово. “Прощай,
старая Обломовка, ты отжила свой век”, - говорит он устами Штольца, и говорит
неправду. Вся Россия, которая прочитала или прочитает “Обломова”, не согласится с этим. Нет, Обломовка есть наша прямая родина, ее владельцы - наши воспитатели, ее триста Захаров всегда готовы к услугам” (НА. Добролюбов).
И.А. Гончаров - известный русский писатель, написавший только три романа, над каждым из которых работал не менее десяти лет. Один из этих романов - “Обломов”. Произведение вышло в свет в 1859 году, получив признание, но мнения о смысле романа, так же как и о главном герое, резко разделились. Этот роман читается и до сих пор, а имя
Обломова стало нарицательным.

Кто же такой Обломов? Обломов - это еще молодой человек, среднего роста и с приятной наружностью, но лицо не имело никакого выражения, и даже цвет лица у него не был ни румяным, ни смуглым, ни бледным. Обломов как-то обрюзг не по годам, потому что он почти не двигался и только лежал. Причем лежал он не из-за того, что был болен или сильно устал, лежание было его обычным состоянием. Символом лени Ильи Ильича был настоящий, весьма вместительный восточный халат, длинные, мягкие и широкие туфли. Эти вещи помогают понять сущность характера Ильи Ильича.

Почему же Обломов почти ничего не делал, а все его тревоги разрешались вздохом и замирали в темноте? Наверное, ответ на этот вопрос кроется в детстве Обломова. Когда Илья Ильич был маленьким мальчиком, он жил в родной сердцу Обломовке, где никогда ничего не меняется, и все течет своим чередом. Множество нянек, знахарок окружали его с детства. Любовь и ласка, тишина и покой рождали лень души. Даже учеба была для
мальчика необязательным занятием. Вот из-за такого воспитания Обломов вырос мягкотелым, ленивым человеком.

Илью Ильича погубила “обломовщина”. “Ясно, что Обломов не тупая, апатичная натура, - пишет Добролюбов. - Но гнусная привычка получать удовлетворение своих желаний не от собственных усилий, а от других, - развила в нем апатическую неподвижность и повергла его в жалкое состояние нравственного рабства”. Мне кажется, что именно в этих словах раскрывается смысл понятия “обломовщина”. Обломовщина - это внутреннее и внешнее спокойствие, нежелание прилагать собственные усилия к чему-либо, размеренность и неторопливость, апатия. Есть ли обломовцы в современном мире?
Конечно! И так как в наше время человек не может не работать, у обломовца будет тихая,
сидячая, монотонная работа. И изо дня в день он будет ходить на работу, не делая ничего
более. Тем самым он не будет нарушать свой покой. И такая жизнь существует сегодня.
Обломовщина проявляется в стремлении человека к комфорту, в желании жить проще и
лучше. Если, например, в наше время лишить какого-то человека комфорта, допустим,
оставить без воды и электричества, то для него это будет большим испытанием.

В общем, я думаю, что обломовщина очень актуальна и сегодня и не умрет, пока существует цивилизация.
В течение всей своей жизни Иван Александрович Гончаров написал цикл очерков “Фрегат “Паллада” и три романа - “Обыкновенная история”, “Обломов” и “Обрыв”. Писатель говорил, что это не три отдельных романа, а один.

Роман “Обломов” появился в печати, когда на смену старой, крепостнической эпохе стали приходить новые общественные отношения, когда в России стал полным ходом нарождаться новый слой так называемое “третье сословие”, класс буржуазии. Промышленное развитие требовало иного темпа жизни, расширения городов,
улучшения связи; но старые, еще не умершие полуфеодальные отношения, “барство”
тормозили это развитие, сказываясь на каждом шагу.

Именно эти проблемы волновали Гончарова, когда он писал свой роман. Причем его волновало “барство” не только с точки зрения социальной, но и психологической - своего рода “барство души”.

Краткое содержание романа может уместиться всего в несколько строчек. Однако события здесь не столь важны - важно, как раз, наоборот, их отсутствие. Роман, по существу, - это история о том, как ничто: ни дружба, ни любовь, ни работа - не могут пробудить к жизни главного героя, Илью Ильича Обломова.

Вся первая часть романа посвящена подробному описанию дома, привычек, поведения - другими словами, образа жизни главного героя. Гончаров рисует облик человека вялого, апатичного ко всему, что происходит вокруг. Друзья не могут вытащить Обломова на прогулку: он всячески отговаривается для того, чтобы побыть дома и полежать на диване. Дом Обломова крайне запущен, углы заросли паутиной, вещи разбросаны в беспорядке.

Дела Ильи Ильича крайне запутаны, управляющий в деревне ворует, денег нет; но у Обломова нет ни сил, ни желания заниматься этими беспокойными вещами. Хотя он и знает, что управляющий вор, выгнать его - значит искать нового; то есть решение одной
проблемы неизбежно влечет за собой необходимость решать и другие. Обломов надеется, что все решится само собой, “вдруг”, да еще с нетерпением ждет своего друга Андрея Штольца, который наверняка поможет со всем разобраться.

Во второй части романа Гончаров пытается разобраться в истоках характеров таких разных людей, как Обломов и Штольц. Он рассказывает об их детстве, о том, как и под воздействием чего формировалось их сознание, устанавливает генетическую зависимость между прошлым и настоящим, между нравами патриархальной Обломовки и привычками Обломова. Между практическим воспитанием трудом, которое дал своему сыну обрусевший немец Штольц, и постоянной жаждой деятельности Андрея. Взаимосвязь здесь самая прямая. Привыкший с детства к моментальному исполнению всех
своих желаний, к постоянному пристальному вниманию к собственной персоне со стороны многочисленной прислуги, мамок и нянек, Обломов “с молоком матери” усваивает мысль, что лучше и гораздо почетнее не работать, а получать что-либо за счет других, в готовом виде. Как справедливо отмечает Добролюбов, Илюша с детства видит, что ни маменька, ни папенька ничего не делают, трудятся лишь “триста Захаров”. Эта с
детства въевшаяся в Обломова леность души сопровождает его всю жизнь, именно она
руководит всеми его поступками. Приехав в город, Обломов оттягивает как можно более
момент поступления на должность, затем крайне нерадиво справляется со своими
обязанностями, после чего “заболевает” и на службу не является, постыдно прячась дома от ответственности за дурно выполненное дело. Точно так же ничем заканчиваются попытки Штольца расшевелить Обломова. Даже внезапно вспыхнувшая в нем любовь к Ольге Ильинской не может вывести Илью Ильича из состояния постоянного сна.

И все же, несмотря на резко отрицательную оценку состояния “постоянного сна души” Обломова, образ его трагичен. Сам Обломов добр, сердечен, никому не желает зла - напротив, его на каждом шагу пытаются обобрать жулики вроде управляющего, брата вдовы Пшеницыной и прочие. Он понимает, в полной мере осознает весь ужас своего положения, безнадежность и пустоту жизни; но ничего не может с этим поделать. Он сам выносит себе приговор, отвечая на вопрос Ольги, что сгубило его; и этот приговор - “обломовщина”. Обломов - порождение русской жизни, это не отдельный человек, а явление. Обломов спрашивает у Штольца - для чего нужна вся эта суета, для чего нужно ездить в гости, бывать в присутственных местах, разговаривать со знакомыми, которые, так же как и сам Обломов, проводят жизнь во сне - ходят и спят, говорят и спят, ездят в гости и спят. Если сон души царит вокруг, то чем хуже он, Обломов, который просто лежит на диване и спит в физическом смысле этого слова, не утруждая себя всей этой акробатикой? По крайней мере, это честнее. Он спрашивает, для чего работает Штольц - ведь он уже заработал денег, которых хватит не только ему самому на жизнь, но и его детям, и даже внукам. На это Штольц, а вместе с ним и Гончаров, возражает, что работа нужна не ради денег, а ради самой работы; ради того, чтобы чувствовать каждую минуту своего существования биение жизни, постоянно чувствовать, что ты - человек. Безделье расхолаживает и развращает душу, превращая человека в полипа, паразита, живущего за счет других, порождая и соответствующую психологию - человек постепенно деградирует, утрачивает все, что в нем было деятельного, живого.

Общественную опасность этого явления, столь характерного для России, Гончаров видел со всей отчетливостью, тем более что своими корнями “обломовщина” проникала и по сей
день проникает глубоко в российскую жизнь. Об этом со всей наглядностью свидетельствует литература. Как справедливо отмечает в своей статье Добролюбов, “давно уже замечено, что все герои замечательнейших русских повестей и романов страдают от того, что не видят цели в жизни и не находят себе приличной деятельности. Вследствие того они чувствуют скуку и отвращение от всякого дела, в чем представляют разительное сходство с Обломовым”.

Например, и “Евгений Онегин”, и “Герой нашего времени” представляют в своих героях черты, почти буквально сходные с чертами Обломова. И для Онегина, и для Печорина служба - ненужное и не имеющее смысла бремя. Они не умеют любить и не знают, чего искать в любви, точно так же, как вообще в жизни. Разница между всеми этими Рудиными, Печориными, Онегиными и Обломовым лишь в том, что Гончаров лишил
этот характер романтики, свел из заоблачной выси на мягкий диван, снабдил халатом и
дородным телом.

В своем романе Гончаров в образе Ильи Ильича Обломова показал не только исконный
русский человеческий тип, но и образ, стиль русской жизни, одну из ее характерных
сторон, сопутствующую всему ходу российской истории. Гончаров поднимает образ Обломова до уровня символа, масштабного обобщения, выводя не столько образ, сколько почти вечное социальное явление - обломовщину, губящую не только любые начинания, но и сводящую на нет усилия личностей, время от времени, несмотря ни на что появляющихся в русской истории, чтобы попытаться ускорить процесс развития
страны, ввести что-то новое, придать осмысленность извечно расхлябанной российской действительности.

Проблема, поднятая более ста лет назад Гончаровым, как нельзя более актуальна и в наши дни. Добролюбов отмечал, что Гончаров поторопился похоронить обломовщину,
сказать ей похвальное надгробное слово устами Штольца: “Прощай, старая

Обломовка, ты отжила свой век”. “Вся Россия, которая прочитала или прочтет “Обломова”, не согласится с этим”, - пишет Добролюбов, и его слова звучат для наших современников совсем не менее значимо, чем для современников самого Добролюбова и
Гончарова. Нет, не оскудела Россия Обломовыми, бездарно, апатично проживающими свою никчемную жизнь, и по-прежнему в ней катастрофически не хватает штольцев,
умеющих и желающих работать, создавать блага не только для себя, но и для
окружающих их людей.

Многим людям, в особенности представителям молодого поколения, эта книга сегодня кажется скучной, растянутой, устаревшей. Но я полагаю, что проблемы, поднятые в романе, актуальны и сегодня, ведь речь идет о человеке, который просто не нашел своего места в жизни, а таких ведь очень много и в настоящее время.

Илья Ильич, разумеется, и сам осознает, что тратит свою жизнь впустую, что в ней нет никакого дела, никакой пользы для людей, никакого смысла.

И в юности он ведь мечтал о том, что будет делать что-то интересное, полезное, он же не собирался просто лежать на диване.

Но, приехав в столицу и поступив на службу, он очень быстро разочаровался в ежедневной рутинной работе и предпочел ее бросить, благо доход с имения позволял жить и без службы.

Он, в общем-то, резонно спрашивает у своего приятеля Штольца, что же делать в этом обществе – в картишки перекидываться целыми вечерами, сплетничать, обливать за глаза грязью тех, у кого обедаешь и ужинаешь? Илья спрашивает, зачем же ему этот свет, что там искать, и говорит, что лучше будет лежать дома на диване.

Несколько дней из жизни И.И. Обломова, 1979г.

Самое интересное, что друг не находит, что же ему ответить, у Штольца в общем-то нет реальных аргументов, он только и повторяет все время, что так, как Обломов, жить нельзя ни в коем случае, что надо что-нибудь делать.

Ведь и в настоящее время очень часто можно столкнуться с молодыми и не очень молодыми людьми, которые не видят смысла в том, чем занимаются остальные – в карьере, в зарабатывании денег, в постройке дома, даже создание семьи привлекает не всех. Многие себя просто не находят, поэтому и стремятся уйти от реальной жизни –

Нашли ошибку? Выделите ее и нажмите левый Ctrl+Enter.

Почему обломовщина актуальна в наше время?

/ Сочинения / Гончаров И.А. / Обломов / Почему обломовщина актуальна в наше время?

Великая заслуга писателей заключается в том, что в своих произведениях они показывают жизнь такой, какая она есть. Я имею в виду не точность дат, не достоверность места действия, а то, что мастера слова подмечают такие черты характера, которые свойственны не одному человеку, а многим.

Роман рассказывает нам о том, как лежит и спит ленивый Обломов и как ни дружба, ни любовь не могут ни пробудить, ни поднять его. В распорядке дня Обломова отразилась русская жизнь, наша жизнь.

Но, читая роман сегодня, в XXI веке, я спрашиваю себя, ушла ли обломовщина вместе с девятнадцатым столетием? Не продолжаем ли мы бояться перемен? Не хватаемся ли за прошлое, пытаясь удержать день минувший? Я думаю, что обломовщина никуда не ушла. Она живет рядом с нами…она живет в нас.

Я замечаю даже за собой, что я боюсь начать новое дело, потому что не знаю, способен ли я довести его до конца. Хватит ли у меня сил, возможностей, знаний и терпения. Поэтому часто мои начинания заканчиваются, так и не начавшись. Я также замечаю, что это происходит не только со мной. Многие люди боятся будущего, боятся деятельности.

Они пытаются взвалить свои дела на кого-нибудь другого, а если не на кого, то пускают все на самотек и предпочитают вообще ничем не заниматься. Мы удерживаем синицу в руке, не пытаясь даже взглянуть на журавля в небе. Трагедия наша в том, что мы, ничего не делая, все же имеем свои стремления и желания.

человек просмотрели эту страницу. Зарегистрируйся или войди и узнай сколько человек из твоей школы уже списали это сочинение.

/ Сочинения / Гончаров И.А. / Обломов / Почему обломовщина актуальна в наше время?

Рефераты, дипломные, курсовые работы — бесплатно: Библиофонд!

История создания романа. Жизнь общества 50-х гг XIX века.

Это было спокойное время, когда тянет поразмышлять, когда не нужно решать сиюминутные насущные проблемы, кроме, кажется, всевозможных переездов и устройств быта. Наверное, поэтому на фоне этих времен так отчетливо видна трагедия отдельно взятого человека, и так мучительно чувство разочарования в жизни.

Ведь если не за что бороться, в чем тогда смысл жизни, и что вообще можно делать, если ничего делать не надо? Проблема кажется созвучной сегодняшним проблемам, прежде всего роблемам молодежи: выбор жизненного пути, оценка своих сил, безвольность, апатия, отсутсвие идеалов и крепкого стержня в жизни.

Но Гончаров, он на то и классик, чтобы его произведения были вневременными, актуальными тогда и сейчас. Иначе и быть не может, ибо если нет актуальности, тогда в архив, на полку!

Илья Ильич Обломов был в то время очень любознательным ребенком, ему до всего было дело, он не слушал запретов матери, любил возится с дворовыми людьми. Дети – это во все времена дети, они подвижны, непоседливы, открыты всему новому, и жажда деятельности беспрестанно обуревает их.

Но, что-то ломается в них в определенный момент, и почему-то из всеми любимого бесенка Илюши вырастает массивная фигура Ильи Ильича Обломова, возлежащего на сафьяновых подушках.

Так и нынешнее поколение, испытывающее гиперлюбовь в детстве, оказывается неспособным принимать решение во взрослом возрасте. Ибо что заботило мать Обломова? Чтобы ее сын был сыт, обут, одет и не болен. Об умственном и моральном развитии ребенка было предоставлено заботится ему самому.

Андрей Штольц, думается, был введен в роман не только для контраста с Обломовым. Штольц – это еще и решение, и выход. Он как бы живой пример, как Библия обыденной жизни, как эталон к которому должен стремиться каждый. Но ведь и современное общество делиться вот так же на штольцей и обломовых.

Современные штольцы – это целеустремленные люди, которые постоянно учатся, работают на нескольких работах, успевают посвятить приятные минуты отдыха своим любимым делам, и их не раздирают мелкие страсти. Они знают, что если каждый день делать один шаг, то через год это уже будет триста шестьдесят пять шагов. Они не мечтают, они действуют.

Так и сегодняшние Обломовы не способные на большие чувства и на большие премены мирно сосуществуют с вдовами пшеницыными, и жизнь их еще хуже чем холостая. Однако, скорее всего, вдова Пшеницына – это поиски умершей матери, рядом с которой было так тепло и покойно. Вот так и сегодняшние семьи, в которых роль женщины ограничивается ролью матери и хозяки.

И только штольцы, последовательно сторящие свою жизнь, получают, наконец, заслуженное счастье. Однако, один Бог знает, какой ценой они этого добились, но для таких людей цель оправдывает средства.

Может быть, для равновесия, ибо тогда для чего нужны бы были штольцы? Но каждый человек, как во времена Гончарова, так и в современном обществе имеет право выбора, кем ему быть. Либо как Обломов рассуждать: «Ах, жизнь! … Трогает, нет покоя! Лег бы и заснул… навсегда…

Список литературы

Обломов, Почему Обломовщина актуальна и сегодня?

И.А. Гончаров — известный русский писатель, написавший только три романа, над каждым из которых работал не менее десяти лет. Один из этих романов — “Обломов”. Произведение вышло в свет в 1859 году, получив признание, но мнения о смысле романа, так же как и о главном герое, резко разделились. Этот роман читается и до сих пор, а имя

Обломова стало нарицательным.

Кто же такой Обломов? Обломов — это еще молодой человек, среднего роста и с приятной наружностью, но лицо не имело никакого выражения, и даже цвет лица у него не был ни румяным, ни смуглым, ни бледным.

Обломов как-то обрюзг не по годам, потому что он почти не двигался и только лежал. Причем лежал он не из-за того, что был болен или сильно устал, лежание было его обычным состоянием.

Символом лени Ильи Ильича был настоящий, весьма вместительный восточный халат, длинные, мягкие и широкие туфли. Эти вещи помогают понять сущность характера Ильи Ильича.

Почему же Обломов почти ничего не делал, а все его тревоги разрешались вздохом и замирали в темноте? Наверное, ответ на тот самый вопрос кроется в детстве Обломова.

Когда Илья Ильич был маленьким мальчиком, он жил в родной сердцу Обломовке, где никогда ничего не меняется, и все течет своим чередом. Множество нянек, знахарок окружали его с детства.

Любовь и ласка, тишина и покой рождали лень души. Даже учеба была для

мальчика необязательным занятием. Вот из-за такого воспитания Обломов вырос мягкотелым, ленивым человеком.

Илью Ильича погубила “обломовщина”. “Ясно, что Обломов не тупая, апатичная натура, — анонсирует Добролюбов.

— Но гнусная привычка получать удовлетворение своих желаний не от собственных усилий, а от других, — развила в нем апатическую неподвижность и повергла его в жалкое состояние нравственного рабства”. Мне кажется, что именно в этих словах раскрывается смысл понятия “обломовщина”.

Обломовщина — это внутреннее и внешнее спокойствие, нежелание прилагать собственные усилия к чему-либо, размеренность и неторопливость, апатия. Есть ли обломовцы в современном мире?

Прошлое, настоящее и будущее “Вишневого сада”

Конечно! И так как в наше время человек не может не работать, у обломовца будет тихая,

сидячая, монотонная работа. И изо дня в день он будет ходить на работу, не делая ничего

более. Тем самым он не будет нарушать свой покой. И такая жизнь существует сегодня.

Обломовщина проявляется в стремлении человека к комфорту, в желании жить проще и

лучше. Если, например, в наше время лишить какого-то человека комфорта, предположим,

оставить без воды и электричества, то для него это будет большим испытанием.

В общем, я думаю, что обломовщина очень актуальна и сегодня и не умрет, пока существует цивилизация.

Обломовщина в наши дни

Сочинения › Гончаров И.А. › Обломов

Готовые Домашние Задания

Поэтому все свои дела он поручает слуге Захару или управляющему, который только и делает, что обманывает своего хозяина.

Идеал жизни Ильи Ильича – это спокойная, размеренная жизнь в своем поместье. Он мечтает проводить целый день с женой и детьми, есть и гулять, принимать друзей и беседовать с ними. Можно сказать, что Обломов лишний человек в своем времени, в своей эпохе, вообще, в жизни. Иногда кажется, что любое движение, духовное или физическое, у этого героя полностью отсутствует.

Но такую бездеятельность Илья Ильич выбрал себе неслучайно. Можно сказать, что это его нравственный выбор. Просто Обломов не хотел жить так, как живет окружающее его светское общество.

Мы видим, что это за жизнь, из первых сцен романа, когда к Обломову приходят визитеры.

Все его интересы сузились до бумажной работы, дальше которой он не видит и не хочет видеть. Журналист Пенкин пишет обо всем и не о чем. Но считает, что занят очень важным делом.

А Тарантьев — просто подлый человек, который в дальнейшем сыграет роковую роль в судьбе Ильи Ильича.

Кроме того, Обломов был неглупым человеком, его душу трогала поэзия, он мог оценить хорошую книгу. Поэтому я считаю, что в нем изначально очень много хороших качеств.

Об этом говорит и то, что когда Илья Ильич начал жить с Агафьей Пшеницыной, он усыновил всех ее детей и воспитывал их на свои деньги.

Причина того, что Обломов стал лишним человеком, не только в черствости и бездуховности окружающего его мира. Главная причина смерти Ильи Ильича – его страх перед жизнью, безволие и беспомощность, которые герою привила его Обломовка. Именно из-за нее жизнь Обломова можно назвать никчемной и даже трагической.

Я считаю, что наше время, как и в любое другое, черты обломовщины встречаются очень часто. Можно сказать, что это исконная человеческая, даже общемировая, черта. Мало кто из людей полностью повторяет судьбу героя романа: лежит на диване и совершенно ничего не делает.

Поэтому можно сказать, что современная эпоха – это скорее время Штольцев, а не Обломовых.

Поэтому можно сказать, что, как и Обломов, эти люди прозябают, постепенно умирая и духовно, и физически.

Сочинения по теме:

Гончаров вошел в русскую литературу как прогрессивный писатель, как выдающийся представитель той школы художников-реалистов 1840-х годов, которые продолжали традиции А.С. Пушкина и Н.В. Гоголя, воспитывались под непосредственным воздействием критики В.Г. Белинского. Гончаров один из создателей великого русского реалистического романа.

Это было следствием общественного возбуждения второй половины 50-х годов XIX века, возросшей идейной зрелости писателя и его окончательно сложившегося своеобразного художественно-реалистического метода.

.Проанализировать пространственно-временные образы динамики и статики в романе.

Загадочность Гончарова обычно связывалась с загадочностью самого известного его романа.

И с годами, прошедшими со дня выхода романа и его рассмотрения в русской критике, загадочность романа как будто не уменьшалась.

С особой силой интерес к творчеству Гончарова появился в последние годы, когда современное литературоведение ушло от социологизирования и перешло к рассмотрению философского пласта произведений русских классиков.

Гончаров, по мнению Добролюбова, глубже всех своих предшественников вскрывает корни обломовского бездействия.

Но, по мнению Дружинина, «напрасно многие люди с чересчур практическими стремлениями усиливаются презирать Обломова и даже звать его улиткою, весь этот строгий суд над героем показывает одну поверхностную и быстропреходящую придирчивость.

Читайте также: