Человек выделился как человек в процессе познания природы сочинение егэ

Обновлено: 05.07.2024

5. Имеет ли человек право вмешиваться в жизнь природы?

А. Философская Б. Политическая В. Экологическая Г. Нравственная Д. Социальная

Прочитайте текст. Выберите правильную формулировку проблемы текста.

Человек выделился как человек в процессе познания природы. Познавая её, он осуществлял себя как мыслящее, творящее существо. Познание доставляло подлинное удовлетворение. Именно удовлетворение, наиболее полное, гармоничное, может быть, потому, что познание природы есть приобщение к ней и к вечности. И потому, что познание происходит через творчество, человек открывает новое, создаёт. Он творец, он создатель, он бог, человечество было сформировано не императорами, жрецами, полководцами, а теми, кто создал топор, колесо, самолёт, кто нашёл злаки, следил за звёздами, кто открыл железо, полупроводники, радиоволны.

1) Что такое гармония?

2) Какова роль познания в процессе развития человека и человечества?

3) Каковы границы познания окружающего мира?

4) Каковы перспективы технического прогресса?

Прочитайте текст. Укажите вопрос, на который в тексте нет ответа.

1) Нужно ли мириться со списыванием в российских учебных учреждениях?

2) Чем объясняется широкое распространение списывания в российской системе образования?

3) Уступает ли российская система образования американской?

4) Что является неотъемлемой частью российской системы образования?

Прочитайте текст. Укажите проблему, которая не рассматривается автором.

1) Проблема отношения человека к своей Родине.

2) Проблема исторической памяти.

3) Проблема взаимоотношений между государствами.

4) Проблема патриотизма.

5. Прочитайте текст. Укажите проблему, которая не рассматривается автором.

Библиотека — это не сумма книг, а система книг. Редких книг собирать не надо, надо собирать нужные книги. Книги надо подбирать так, как в старину ювелиры подбирали камни для украшения.

Книги нельзя удалять со своих полок, как нельзя вырубать леса целиком, они должны расти у тебя. Раз прочитанная книга ещё драгоценнее, чем книга непрочитанная. Книги собираются в стаи, библиотеки, как птицы; книги собираются, как леса — из деревьев, травы и грибов: они живут в сознании человека. И для большого человека нет даром прочтённой книги. Она находит место в его сознании. Библиотеки — это лаборатории, в которых проектируется мир. Литература открывает мир!

(По В. Шкловскому)

1) Как следует подбирать книги для личной библиотеки?

2) Роль книги в формировании личности.

3) Какие книги можно назвать редкими?

4) Проблема отношения человека к книге.

Прочитайте текст. Укажите проблему, которая не рассматривается автором.

У человека самая яркая пора — детство. Всё, что связано с детством, кажется потом прекрасным. Человека всю жизнь манит эта золотая, но, увы, не доступная больше страна — остаются одни воспоминания, но какие сладкие, какие ненасытные, как они будоражат душу. Даже невзгоды, перенесённые в детстве, не представляются потом ужасными, но окрашиваются в смягчающий, примиряющий свет! (В. Солоухин)

Какова роль познания в процессе развития человека и человечества? Почему люди постоянно стремятся к познанию, несмотря на то, что оно требует порою значительных жертв?

Именно проблему важности процесса познания в жизни человека поднимает в своем тексте Д.Гранин. Прометей, похитивший огонь для людей, Адам и Ева, вкусившие яблоко с древа познания, были "жестоко и навечно" за это наказаны, но "изгнанный из рая человек" не потерял тягу к познанию. Познавая природу, человек "выделился" из животного мира, научился преобразовывать окружающую среду, создавать новое: ". человечество было сформировано. теми, кто создал топор, колесо, самолет, кто нашел злаки, следил за звездами, открыл железо, полупроводники, радиоволны".

Позиция автора очевидна: он убежден, что познание неотделимо от человека, необходимо ему, поскольку через познание происходит его приобщение к природе, к вечности.

Публицист стремится донести до читателей мысль о том, что человек реализует себя "как мыслящее, творящее существо" именно в процессе познания. "Есть нечто более ценное, чем добыча результата, и даже важнее, чем поиск истины, - это сам процесс творчества, самоотдача", - вот итог рассуждений Даниила Александровича.

На мой взгляд, с точкой зрения писателя невозможно не согласиться. Потребность в познании занимает важнейшее место среди потребностей и интересов человека. Чтобы быть полноценным членом общества, необходимо постоянно углублять, расширять, совершенствовать свои знания.

Ярким доказательством важности познания в жизни человека является образ Андрея Штольца из романа И.А. Гончарова "Обломов". Маленький Андрей был очень любопытным и активным ребенком - ему хотелось узнать как можно больше об окружающем мире, поэтому он не только быстро "впитывал" все, что прививали ему отец и мать, но и сам не прекращал познавать новое. Это поспособствовало становлению его как активной и целеустремленной личности. Благодаря своим тяге к познанию и постоянному стремлению вперед Штольц стал значимой фигурой в Петербурге, незаменимым человеком на службе, человеком действия, который может без проблем найти решение любого вопроса.

Стремление познавать новое живет в каждом из нас, и порою оно настолько овладевает человеком, что заставляет его переменить жизненный путь. Сегодня мало кто знает, что Джеймс Джоуль, открывший закон сохранения энергии, был поваром, а гениальный Майкл Фарадей начинал свой путь разносчиком в магазине. Благодаря тому, что для этих людей поиск новых знаний стал смыслом жизни, был совершен ряд важнейших научных открытий.

Итак, приумножая свои знания, человек растет в культурном плане, приобретает самостоятельность и независимость. Познание занимает важное место в жизни каждого индивидуума и общества в целом, является необходимым условием движения человечества вперед.

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Урок 3. Проблема текста. На данном уроке даём информацию о том, как определить проблему текста, её отличие от темы, знакомим с типами проблем и их формулировками, работаем над недочётами в формулировке проблем. Цель урока: углубить знания об элементах композиции сочинения, обучать умению находить и формулировать проблему текста. Теоретическая и практическая часть - всё изучается на конкретных примерах.

ВложениеРазмер
Урок 3. Проблема текста.Из серии уроков "Готовимся к сочинению-рассуждению" 118.5 КБ

Предварительный просмотр:

Подготовка к ЕГЭ. Система уроков по обучению написания сочинения-рассуждения по прочитанному тексту.

Проблема текста. Типы проблем. Алгоритм выявления проблемы. Типичные ошибки и комментарии к ним.

Цель: углубить знания об элементах композиции сочинения, в частности, о проблеме текста, обучать умению формулировать проблему, подбирать аргументы (пока без иллюстраций) , обогатить словарный запас, развивать коммуникативные навыки.

Оборудование: распечатки фрагментов урока (типы проблем, алгоритм выявления проблемы, тексты для самостоятельной работы, таблица с типичными ошибками)

  1. Формулировка цели занятия: анализ и составление текстов по указанной композиции , отработка постановки проблемы.
  2. Работа с теоретическим материалом

Мы уже знаем, что основные этапы работы над текстом при написании сочинения – это определение темы и идеи текста, определение авторской позиции, подбор аргументации для высказывания собственного мнения. Если тема и идея будут определены неверно, то и все рассуждения окажутся неправильными. Тема – это то, о чём написан текст, его основное содержание. Сформулировать тему анализируемого текста можно достаточно широко: текст об искусстве, о труде, о природе и т.д.

В непосредственной связи с темой произведения оказывается проблема (круг проблем), то есть тот вопрос, та сторона жизни, которая особенно интересует писателя. Проблема – это сложный теоретический или практический вопрос, требующий разрешения, исследования. Сформулировать проблему можно в форме вопроса или оценивания объекта проблемы.

Идея произведения – это выражение авторского отношения к изображаемому. Верно определённая идея поможет разобраться в авторской позиции .

Запись: Тема – то, о чём текст (об искусстве, о труде, о природе).

Проблема – вопросы, над которыми размышляет автор.

Идея – отношение автора к изображаемому.

Иными словами: о чём пишет писатель, зачем он об этом пишет и что хочет сказать.

  1. Упражнение ( работа с записью на доске и в тетрадях )

Текст неизвестен, но тема определена. Сформулируйте проблему, авторскую позицию, подберите аргументы. Чтобы подобрать аргументы из художественной литературы, нужно сначала решить, к каким вашим мыслям вы будете подбирать аргументы, тем более первый аргумент – это ваши мысли, ваши размышления на основе жизненных фактов. Здесь многое зависит от вашего интеллекта, от умения рассуждать на актуальные темы. Постепенно заполняется таблица сначала детьми самостоятельно, затем – коллективное обсуждение.

Аргументы (без иллюстрации; помните: убедительный аргумент требует подтверждения)

Экологическая, взаимодействие человека и природы, любовь к природе

Нужно бережно относиться к природе; природа влияет на настроение людей; нужно любить природу

Состояние окружающей природы влияет на здоровье людей.

Природа дарит вдохновение.

Любовь к природе является традицией русского народа .

- Как доказать, что состояние окружающей среды влияет на состояние здоровья человека? Подумайте и приведите примеры.

(1. В последнее время медики бьют тревогу: увеличилось количество заболеваний дыхательных путей. Чем это вызвано? Ответ прост – в городах повышенное содержание выхлопных газов в воздухе.

2.Количество патологий новорождённых резко увеличилось в последние годы. Сегодня младенцы часто страдают и аллергическими заболеваниями. Непосредственно состояние их здоровья зависит от здоровья, образа жизни их родителей. Но в ход событий, по мнению компетентных медицинских работников, вмешивается и экология.)

4. Какие могут быть проблемы?

Какие могут быть предложены выпускникам проблемы? Давайте рассмотрим и сразу попытаемся поставить вопрос к названной проблеме. Чтобы вопрос поставить, нужно прочитать текст. Но всё-таки давайте попытаемся подумать над любыми возможными вопросами по данной проблеме. Надо определить проблему и желательно поставить вопрос. Можно одно из двух.

- проблема памяти о своих истоках, о своём детстве (Почему, повзрослев, человек ощущает связь с домом своего детства, с миром своего детства?);

- проблема роли детства в жизни человека (Почему детство – важнейший этап в жизни человека?);

- проблема исторической памяти (Зачем человеку хранить память о прошлом? Что значит любить свою семью и свою Родину?);

- проблема отчего дома (Почему нельзя забывать отчий дом?);

- проблема развития и сохранения русского языка (Обогащается или портится русский язык благодаря заимствованиям?);

- проблема влияния человека на природу (Какова степень влияния человека на природу, и в чём заключаются возможные последствия этого влияния?);

- проблема восприятия человеком природы как живой материи (Должен ли человек воспринимать природу как нечто живое, заботиться о ней?)

- проблема неразумного вмешательства человека в жизнь природы

Человек и общество:

- проблема несправедливости социального устройства общества (Естественно ли деление людей на богатых и нищих? Правильно ли устроено общество?);

- проблема выбора профессии с учётом личных и общественных интересов (Могут ли при выборе профессии совпадать личные и общественные интересы?);

- проблема нравственной прочности человека (Почему именно в обыденных житейских ситуациях зачастую проявляется нравственная сущность человек?);

- проблема внутреннего противостояния искушению изобилием (Могут ли дети из бедной семьи и т.д.

По ходу занятий мы будем говорить и о других проблемах, учиться их определять и формулировать.

5. Проблема – это всегда обобщение

Проблема неразумного вмешательства человека в жизнь природы .

В самом общем виде типы проблем можно представить в схеме.

Общие вопросы развития общества, природы, человека

Устройство и жизнь общества

Деятельность государственной власти

Духовная жизнь человека, взаимоотношения людей

Взаимодействие человека и окружающей среды

Восприятие человеком прекрасного

познание и самопознание;

человек и история;

свобода и ответственность

соблюдение прав человека;

наука и общество;

социальная справедливость (несправедливость)

доброта и жестокость;

духовность и бездуховность;

честь и бесчестье;

взаимосвязь человека и природы;

чтение, роль книги в жизни человека;

Определите, к какому типу относятся указанные проблемы.

  1. В чём опасность политики национализма? (Политическая)
  2. Можно ли избежать социальной несправедливости? (Социальная)
  3. В чём смысл человеческой жизни? (Философская)
  4. Нужно ли заботиться об окружающих людях? (Нравственная)
  5. Имеет ли человек право вмешиваться в жизнь природы? ( Экологическая)

Алгоритм выявления проблемы текста

Выявите основную мысль текста.

Запишите её в виде законченного предложения.

Определите, на какой вопрос отвечает это предложение.

Запишите этот вопрос, который является проблемой текста

Иногда текст начинается с вопроса, поставленного автором. И именно этот вопрос часто является проблемой текста. Но не всегда. Рассмотрим текст В. Распутина.

Как и с чем действительно можно сравнить красоту Байкала? Не станем уверять, что прекраснее Байкала нет ничего на свете: каждому из нас люба и мила своя сторона, и для эскимоса или алеута, как известно, его тундра и ледяная пустыня есть венец природного совершенства и богатства. Мы с рождения впитываем в себя воздух, соли и картины своей родины, они влияют на наш характер и в немалой степени организуют наш жизненный состав. Поэтому недостаточно сказать, что они дороги нам, мы – часть их, та часть, которая составлена естественной средой ; в нас обязан говорить и говорит её древний и вечный голос. Бессмысленно сравнивать, отдавая чему-либо предпочтение, льды Гренландии с песками Сахары, сибирскую тайгу со среднерусской степью, даже Каспий с Байкалом, можно лишь передать о них свои впечатления. Всё это прекрасно своей красотой и удивительно своей жизнью.

Выявляем главную мысль. Текст начинается с риторического вопроса о красоте Байкала. Но именно такая формулировка не может звучать как проблема. Автор говорит о красоте не только Байкала, но и о красоте природы других уголков страны (тундры, Каспия, Сахары…). Следовательно, нужно найти в тексте более важные фрагменты: что хочет сказать автор, восхищаясь красотой Байкала? Выделим наиболее важные фрагменты.

Выделяем основную мысль : Красота родной природы влияет на характер человека и в немалой степени на жизнь.

Ставим вопрос к этому предложению:

Какова роль природы в формировании человека? (Какова роль родной природы в формировании характера человека)?

Если в тесте несколько проблем, надо выбирать ту, которая, во-первых, находится в центре внимания автора, во-вторых, к какой проблеме вам проще подобрать весомые аргументы.

  1. Типовые конструкции (клише) для формулирования проблемы (можно дописать в предыдущие записи)

Клише – это совсем иное, это органическая единица любого языка. Несмотря на их частое употребление, они сохраняют свою семантику, если их использовать правильно.

Проблема (какая?) сложная, важная, серьёзная, глубокая, актуальная, злободневная, острая, нерешённая и т.д.

Проблема (чего?) воспитания, образования, патриотизма, героизма, благородства, интеллигентности, смысла жизни, отцов и детей, формирования личности, сохранения родного языка, влияния красоты природы на человека, отношения к природе, войны и мира, воспитания и образования и т.д.

  • анализируется
  • исследуется
  • поднимается
  • рассматривается
  • затрагивается

Автор размышляет над проблемой…

Автор текста затрагивает проблему…

В центре внимания автора проблема…

В тексте (имя и фамилия автора в род. падеже) поднимается проблема…

Предложенный для анализа текст (имя и фамилия автора в род. падеже) посвящён проблеме…

(Имя и фамилия автора в И. падеже) предлагает своим читателям задуматься над проблемой…

Автор привлекает общественное внимание к очень важной проблеме…

Автором проблема может быть

  • поставлена
  • изложена
  • затронута
  • сформулирована
  • рассмотрена

Избегайте предложения с несколькими существительными в родительном падеже, например: В тексте поднимается проблема донесения смысла публичного выступления до слушателей.

В таких случаях имя существительное следует заменять глаголом: Как донести смысл публичного выступления до слушателей?

6.Типичные ошибки учащихся и комментарий к ним

- Сначала прочитайте текст и запишите его проблему самостоятельно. Затем рассмотрим ошибки и сравним с вашими записями . (Проблема отношения человека к культуре. )

История человечества – это история его культуры, потому и покушения на культуру (а общечеловеческая культура состоит из множества национальных) всегда покушение на человечество в целом. Чингисхан сжигал города и уничтожал святыни не только по врождённой злобности, но и по причине отсутствия элементарной культуры, непониманию того, что, кроме коня и шатра, существуют в мире и другие реальные ценности. Это я говорю не в извинение Чингисхану, а с иной целью – объяснить, что цивилизованные вандалы действуют не от неведения, не от темноты, но опираясь на чёткую уверенность в том, что регресс, уничтожение высокой культуры в целом или же высокой культуры того или иного народа лично для них – благо. В одном случае приходит на ум мысль сжечь чужие города, а ценности из чужих музеев перетащить в свои, в другом – отменить, если удастся, Шаляпина, чтобы Шаляпин своим фактом своего явления в мир не подчёркивал бы, что кто-то никогда не сможет стать Шаляпиным. И вместо высокого акта приобщения к пикам искусства возникает зависть и агрессия.

Пример из сочинения

В данном тексте поднимается проблема истории человечества и вооружённых конфликтов

Автор сочинения, не вникая в суть текста, пытается сформулировать проблему, опираясь на первое же выхваченное из контекста словосочетание (история человечества) и упоминание исторического лица (Чингисхан). Типичные причины подобной ошибки – невнимательное чтение, неумение отделять главную информацию текста от второстепенной.

2.Неумение сформулировать проблему

В тексте Н. Самвелян выдвигается проблема о значимости культуры для человека.

3.Неоправданное расширение или сужение проблемы.

Человечество на протяжении всей своей истории совершенствовалось, стремилось к лучшему. Почему же в мире до сих пор существуют зависть и агрессия? Такой вопрос возникает после чтения текста Н. Самвеляна.

Ученик неоправданно расширяет проблематику текста, игнорируя ключевые слова текста (культура, покушения на культуру, уничтожение культуры) и опираясь только на информацию последнего предложения.

4.Подмена проблемы авторской позицией.

Проблема текста заключается в том, что нужно беречь и охранять культурное наследие человечества, а не уничтожать его.

Вместо формулирования проблемы (проблема отношения человека к культуре; В чём значимость культуры для человека и общества?; Как должен человек относиться к культуре? Почему мы должны беречь и сохранять культурное наследие человечества?) формулируется позиция автора.

5.Подмена формулировки проблемы пересказом

Проблема текста в том, что история человечества – это история его культуры. А Чингисхан сжигал города и уничтожал святыни, так как сам был бескультурным человеком.

Вместо обобщения информации текста в сочинении приведён пересказ первых двух предложений.

Работа над правильной формулировкой проблемы.

- Прочитайте текст, определите проблему, письменно её сформулируйте.

Человек выделился как человек в процессе познания природы. Познавая её, он осуществлял себя как мыслящее, творящее существо. Познание доставляло подлинное удовлетворение. Именно удовлетворение, наиболее полное, гармоничное, может быть, потому, что познание природы есть приобщение к ней и к вечности. И потому, что познание происходит через творчество, человек открывает новое, создаёт. Он творец, он создатель, он бог, человечество было сформировано не императорами, жрецами, полководцами, а теми, кто создал топор, колесо, самолёт, кто нашёл злаки, следил за звёздами, кто открыл железо, полупроводники, радиоволны.

Ответ: Какова роль познания в процессе развития человека и человечества?

2. Работа над несколькими проблемами одного текста.

Мы знаем, что в одном тексте может быть несколько проблем. Вы выбираете одну проблему и всё сочинение посвящаете именно ей.

  1. Прочитайте текст. Определите несколько проблем.
  2. А затем укажите проблему, которая не рассматривается автором.
  1. Проблема отношения человека к своей Родине.
  2. Проблема исторической памяти.
  3. Проблема взаимоотношений между государствами.
  4. Проблема патриотизма

3. Работа над недочётами в формулировке проблем

Я – старый человек. Пережил солдатом большую войну, исходил пешком и Россию, и Европу. Среди моих близких друзей были и есть и армяне, и азербайджанцы, и грузины, и эстонцы, и немцы, и многие другие. И теперь, на пороге смерти, я вынужден наблюдать то клиническое безумие ненависти, которое охватывает целые пространства нашей земли. Я жалею тех из них, кто ослеплён ненавистью. Неужели же они не видят, что ими играют и что те, кто сейчас из-за кулис разжигает кровавый туман, завтра направят удар против них? То, что делают их руками, очень скоро сделают с ними чьими-нибудь третьими. А те, кто стоит за кулисами, выступят как миротоворцы, когда сочтут, что обе стороны пролили достаточно крови.

Эпоха мелких конфликтов и частных столкновений кончилась. Мир един, и то, что происходит на одном конце, неизбежно отзывается на другом. Спрятаться не удастся никому. Колокол звонит по каждому из нас.

  1. В тексте Лотмана поднимается проблема межнациональных конфликтов, так остро стоящая в наши дни.
  2. В данном тексте автор поднимает такую проблему, как отношение людей к войне.
  3. Что такое мир и какое влияние он оказывает на человека? Такой вопрос заинтересовал автора.
  4. Лотман поднимает одну из актуальных на данный момент проблем – проблему межнациональных конфликтов.
  5. Почему в мире до сих пор существуют конфликты на национальной почве? Над этим вопросом размышляет автор.

-Прочитайте формулировки проблем текста Ю. Лотмана до и после редактирования. Объясните, какие недочёты исправлены учителем.

Автор текста размышляет над проблемой о национальных конфликтах

Автор текста размышляет над проблемой национальных конфликтов

Кому выгодно разжигание национальных розней? Над этой проблемой рассуждает Ю. Лотман.

Кому выгодно разжигание национальной розни? Над этой проблемой рассуждает Ю. Лотман.

В тексте поднимается проблема национализма народов.

В тексте поднимается проблема межнациональной вражды.

Ю . Лотман ставит читателю проблему национальных конфликтов.

Ю . Лотман предлагает читателям задуматься над проблемой межнациональных конфликтов.

Автор текста предлагает задуматься над следующей проблемой: можно ли избежать расовой дискриминации?

Автор текста предлагает задуматься над следующей проблемой: можно ли избежать межнациональных конфликтов?

Дискриминация – это ограничение в правах по расовой, национальной принадлежности

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Конспект урока русского языка в 10 классе.

Тема : Подготовка к ЕГЭ. Проблема текста: определение и формулировка.

Цель урока: в рамках подготовки к написанию сочинения по заданию части С работать над формированием навыков выявления и формулирования проблемы текста.

Оборудование: план-конспект, раздаточный материал (карточки с текстами, заданиями), презентация.

Тип урока: урок-практикум.

I. Организационный момент. Объявление темы и цели урока. (Слайд 1)

II. Актуализация знаний.
Как вы думаете ,какие задачи нам нужно решить на уроке?
(слайд 2) Наша задача – в течение урока ответить на ключевые вопросы, касающиеся темы:

1.Что такое проблема?
2.Как выявить проблему текста?
3.Как сформулировать проблему текста?

1.Обратившись к толковому словарю, дайте ответ на первый вопрос.
(Проблема (от греч.) – задача, вопрос, требующий исследования, разрешения. Например: проблема сохранения окружающей среды, проблема смысла жизни и т.д.)
Такие вопросы могут затрагивать разные стороны бытия: устройство мира, жизнь природы или общества, внутренний мир человека и многие другие.(Слайд 3)

2.Продолжите фразу: проблема может быть важной, . (актуальной, серьёзной, спорной, животрепещущей и т.д.)

hello_html_m5c68ead8.jpg

3.Выделяют разные типы проблем: (Слайд 4)

Задание: приведите примеры следующих проблем (3 – 4). (Слайд 5)

А. философские (добро и зло, . ) (Жизни и смерти, цели в жизни)

Б. социальные (взрослые и дети, . ) (Бедности, неравноправия)

В. политические (проблема власти, . ) (личности в истории, взаимоотношения между странами)

Г. экологические (влияние человека на природу, . )(изменение климата на планете)

Д. нравственные (любовь в жизни человека, . ) (взаимопонимания,одиночества)

I V . Выявление проблемы.

1.В некоторых случаях автор сам чётко формулирует проблемный вопрос. Однако экзаменационные тексты призваны проверить сознательное чтение. Поэтому они скорее всего не будут слишком простыми с точки зрения замысла автора. Необходимо будет самостоятельно выявить проблематику текста.
Задание (выполняется на листах , делаются пометки карандашом): соотнесите темы и проблемы, которые могут быть подняты в текстах (к одной теме может относиться несколько проблем).

роль книги проблема сохранения человеческого достоинства

музей проблема отношения человека к природе

язык проблема исторической памяти

природа проблема патриотизма

война проблема нравственного воспитания

честь и достоинство проблема экологии языка

спор, дискуссия проблема общения

человек, любящий свою родину экологическая проблема

проблема сохранения духовного наследия

проблема бережного отношения к языку

проблема сохранения чести и достоинства

проблема этики, хороших манер

- Определяя проблему, вы должны задуматься над тем, каким образом содержание текста касается вас, других людей, всего человечества. Помните, что описанная в тексте конкретная ситуация, факты чьей-либо биографии и т.п. – это иллюстрация, частный случай, пример проявления какой-либо идеи, рассматриваемой автором. Формулируйте проблему так, чтобы она отражала не только конкретный случай из текста, но и многие подобные ситуации.

V .Формулирование проблемы.(слайд 6).

Способы формулирования проблемы:

I.1.Автор размышляет над проблемой смысла жизни;
2.В тексте поднимается проблема смысла жизни;
3.Текст автора заставил меня задуматься над проблемой смысла жизни.
II. Формулировка в виде вопроса (напомню, что проблема и есть вопрос, требующий решения) даёт больше возможностей в тех случаях, когда кратко сформулировать проблему текста невозможно.

- Используя один из способов , сформулируйте проблему одного из текстов. Подберите синонимы к слову ИЗЛОЖЕНА. Запишите :
Проблема может быть изложена … .
(Ответы учеников). Проверка ( Слайд 7,8)

Автором проблема может быть

VI .Работа с текстами (листы с заданиями).

1).Прочитайте текст. Выберите правильную формулировку проблемы текста.

Человек выделился как человек в процессе познания природы. Познавая её, он осуществлял себя как мыслящее, творящее существо. Познание доставляло подлинное удовлетворение. Именно удовлетворение, наиболее полное, гармоничное, может быть, потому, что познание природы есть приобщение к ней и к вечности. И потому, что познание происходит через творчество, человек открывает новое, создаёт. Он творец, он создатель, он бог, человечество было сформировано не императорами, жрецами, полководцами, а теми, кто создал топор, колесо, самолёт, кто нашёл злаки, следил за звёздами, кто открыл железо, полупроводники, радиоволны. (Д. Гранин)

1. Что такое гармония?

2. Какова роль познания в процессе развития человека и человечества?

3. Каковы границы познания окружающего мира?

4. Каковы перспективы технического прогресса?

2).Прочитайте текст. Укажите проблему, которая не рассматривается автором.
Библиотека — это не сумма книг, а система книг. Редких книг собирать не надо, надо собирать нужные книги. Книги надо подбирать так, как в старину ювелиры подбирали камни для украшения.

Книги нельзя удалять со своих полок, как нельзя вырубать леса целиком, они должны расти у тебя. Раз прочитанная книга ещё драгоценнее, чем книга непрочитанная. Книги собираются в стаи, библиотеки, как птицы; книги собираются, как леса — из деревьев, травы и грибов: они живут в сознании человека. И для большого человека нет даром прочтённой книги. Она находит место в его сознании. Библиотеки — это лаборатории, в которых проектируется мир. Литература открывает мир! (По Б. Шкловскому)

1. Как следует подбирать книги для личной библиотеки?

2. Роль книги в формировании личности.

3. Какие книги можно назвать редкими?

4. Проблема отношения человека к книге.

IV. Формулирование проблемы.

Задание: прочитайте текст.
Я – старый человек. Пережил солдатом большую войну, исходил пешком и Россию, и Европу. Среди моих близких людей были и есть и армяне, и азербайджанцы, и грузины, и эстонцы, и немцы, и многие другие.

И теперь, на пороге смерти, я вынужден наблюдать то клиническое безумие ненависти, которое охватывает целые пространства нашей земли. Я жалею тех из них, кто ослеплён ненавистью. Неужели же они не видят, что ими играют, и что те, что сейчас из-за кулис разжигает кровавый туман, завтра направят удар против них? То, что делают их руками, очень скоро сделают с ними чьими-нибудь третьими. А те, кто стоит за кулисами, выступят как миротворцы, когда сочтут, что обе стороны пролили достаточно крови.

Эпоха мелких конфликтов и частных столкновений кончилась. Мир един, и то, что происходит на одном конце, неизбежно отзывается на другом. Спрятаться не удастся никому. Колокол звонит по каждому из нас.

1).Сравните формулировки проблем, предложенные учащимися. Все ли проблемы отражены в данном тексте? Запишите правильные формулировки. (Слайд)

2). Отредактируйте предложения
1. Автор текста размышляет над проблемой о национальных конфликтах.
2. Кому выгодно разжигание национальных розней? Над этой проблемой рассуждает Ю. Лотман .
3. В тексте поднимается проблема национализма народов.
4. Ю. Лотман ставит читателю проблему национальных конфликтов.
5. Автор текста предлагает задуматься над следующей проблемой: можно ли избежать расовой дискриминации?

Проверка:
1. Автор текста размышляет над проблемой национальных конфликтов.
2. Кому выгодно разжигание национальной розни? Над этой проблемой рассуждает Ю. Лотман.
3. В тексте поднимается проблема межнациональной вражды.
4. Ю. Лотман предлагает читателям задуматься над проблемой межнациональных конфликтов.
5. Автор текста предлагает задуматься над следующей проблемой: можно ли избежать межнациональных конфликтов?

VI. Итоги урока.
- Какие вопросы мы рассмотрели на уроке?
Оцените ваши знания по данной теме .
Мы с вами делаем первые шаги по подготовке к сочинению с выявлением проблемы текста и комментирования данной проблемы. Главное – это ваше желание и способность работать. И тогда всё у нас получится.
Запомните: надо быть очень внимательными при выявлении проблемы текста. Неправильно выделенная проблема ставит под удар содержание всего сочинения!

Человек выделился как человек в процессе познания природы. Познавая её, он осуществлял себя как мыслящее, творящее существо. Познание доставляло подлинное удовлетворение. Именно удовлетворение, наиболее полное, гармоничное, может быть, потому, что познание природы есть приобщение к ней и к вечности. И потому, что познание происходит через творчество, человек открывает новое, создаёт. Он творец, он создатель, он бог, человечество было сформировано не императорами, жрецами, полководцами, а теми, кто создал топор, колесо, самолёт, кто нашёл злаки, следил за звёздами, кто открыл железо, полупроводники, радиоволны. (Д. Гранин)

1) Что такое гармония?

2) Какова роль познания в процессе развития человека и человечества?

3) Каковы границы познания окружающего мира?

4) Каковы перспективы технического прогресса?

2. Прочитайте текст. Укажите вопрос, на который в тексте нет ответа.

1) Нужно ли мириться со списыванием в российских учебных учреждениях?

2) Чем объясняется широкое распространение списывания в российской системе образования?

3) Уступает ли российская система образования американской?

4) Что является неотъемлемой частью российской системы образования?

Прочитайте текст. Укажите проблему, которая не рассматривается автором.

Библиотека — это не сумма книг, а система книг. Редких книг собирать не надо, надо собирать нужные книги. Книги надо подбирать так, как в старину ювелиры подбирали камни для украшения.

Книги нельзя удалять со своих полок, как нельзя вырубать леса целиком, они должны расти у тебя. Раз прочитанная книга ещё драгоценнее, чем книга непрочитанная. Книги собираются в стаи, библиотеки, как птицы; книги собираются, как леса — из деревьев, травы и грибов: они живут в сознании человека. И для большого человека нет даром прочтённой книги. Она находит место в его сознании. Библиотеки — это лаборатории, в которых проектируется мир. Литература открывает мир! (По В. Шкловскому)

1) Как следует подбирать книги для личной библиотеки?

2) Роль книги в формировании личности.

3) Какие книги можно назвать редкими?

4) Проблема отношения человека к книге.

Я – старый человек. Пережил солдатом большую войну, исходил пешком и Россию, и Европу. Среди моих близких друзей были и есть и армяне, и азербайджанцы, и грузины, и эстонцы, и немцы, и многие другие. И теперь, на пороге смерти, я вынужден наблюдать то клиническое безумие ненависти, которое охватывает целые пространства нашей земли. Я жалею тех из них, кто ослеплён ненавистью. Неужели же они не видят, что ими играют и что те, кто сейчас из-за кулис разжигает кровавый туман, завтра направят удар против них? То, что делают их руками, очень скоро сделают с ними чьими-нибудь третьими. А те, кто стоит за кулисами, выступят как миротворцы, когда сочтут, что обе стороны пролили достаточно крови.

Эпоха мелких конфликтов и частных столкновений кончилась. Мир един, и то, что происходит на одном конце, неизбежно отзывается на другом. Спрятаться не удастся никому. Колокол звонит по каждому из нас. (По Ю. Лотману)

1) В тексте Ю.Лотмана поднимается проблема межнациональных конфликтов, так остро стоящая в наши дни.

2) В данном тексте автор поднимает такую проблему, как отношение людей к войне.

3) Что такое мир и какое влияние он оказывает на человека? Такой вопрос заинтересовал автора.

4) Ю.Лотман поднимает одну из актуальных на данный момент проблем – проблему межнациональных конфликтов.

5) Почему в мире существуют до сих пор конфликты на национальной почве. Над этим вопросом размышляет автор.

Отредактируйте формулировки проблем текста Ю.Лотмана.

Автор текста размышляет над проблемой о национальных конфликтах Автор текста размышляет над проблемой национальных конфликтов.
Кому выгодно разжигание национальных розней? Над этой проблемой рассуждает Ю.Лотман. Кому выгодно разжигание национальной розни? Над этой проблемой рассуждает Ю.Лотман.
В тексте поднимается проблема национализма народов. В тексте поднимается проблема межнациональной вражды.
Ю.Лотман ставит читателю проблему национальных конфликтов. Ю.Лотман предлагает читателям задуматься над проблемой межнациональных конфликтов.
Автор текста предлагает задуматься над следующей проблемой: можно ли избежать расовой дискриминации? Автор текста предлагает задуматься над следующей проблемой: можно ли избежать межнациональных конфликтов?

Проблема текста

Проблема текста – это вопрос, над которым рассуждает автор.

Читайте также: