Человек и детство в системе первобытных ценностей сочинение
Обновлено: 02.05.2024
История образования и педагогической мысли: Таблицы, схемы, опорные конспекты: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. — М Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003. — 224 с.
ля справочный раздел, разнообразные игровые задания и обширный список литературы по всем изучаемым разделам.
Программа 6
Темы рефератов 9
Габлицы, конспекты и схемы 13
Воспитание и обучение в Древнейших цивилизациях 14
Педагогика Западной цивилизации в античную эпоху 18
Школа и педагогическая мысль средневековых цивилизаций 32
Воспитание и система образования в эпоху Возрождения 46
Просвещение и обучение на Руси с древности по XVII в 56
Школа и педагогическая мысль Нового времени
в Западной Европе 65
Школа и педагогика России в Новое время 98
Западная педагогическая мысль и школа в Новейшее время 141
Философско- и религиозно-антропологические течения
в русской педагогике конца XIX — начала XX в 150
Советская педагогика и школа 161
Вместо заключения 169
Вопросы для самоконтроля 173
Игровой материал 175
Викторины, игры, тесты 196
Справочный отдел 202
Список литературы по основным разделам курса 210
Ответы на игровой материал 221
© Серийное оформление обложки.
Демокрит
В основу программы курса по истории образования и педагогической мысли положены основные принципы анализа всемирного историко-педагогического процесса: цивилизационный, антропологический, культурологический, форма-ционный, конкретно-исторический, принцип целостности.
способствовать формированию у студентов системы историко-педагогических
знаний с позиций цивилизационно-антропологического полхода;
познакомить с выдающимися мыслителями, занимавшимися вопросами вос
питания, и педагогами различных исторических эпох и народов;
рассмотреть в историко-сопоставительном аспекте ряд ведущих педагогичес
ких проблем;
пробудить интерес к историко-педагогическому наследию и потребность в его
изучении и усвоении;
выработать первоначальные умения работы с историко-педагогической лите
ратурой;
На лекциях излагается материал, построенный на цивилизационном подходе, раскрывающем закономерный процесс развития педагогической мысли и образования в разных цивилизациях в различные исторические периоды, дается характеристика различных этапов становления и развития отечественной педагогики и просвещения.
На семинарах обсуждаются темы конкретно-информационного плана, позволяющие более детально изучить педагогические системы, взгляды и деятельность наиболее значительных для того или иного периода мыслителей и педагогов; объективнее, полнее представить состояние образования. Могут проводиться диспуты между сторонниками разных культур и педагогических систем.
ния и образования, методы и средства воспитания и обучения, отношение к физическим наказаниям, формы воспитания и обучения; место, где надо учить и воспитывать детей; отношение к религиозному воспитанию и образованию женщины, позиция личности воспитуемого.
В процессе изучения курса студенты сами придумывают занимательный материал (кроссворды, сканворды, ребусы, тесты и т. п.), составляют сравнительные таблицы по системам образования или педагогическим взглядам различных педагогов, знакомятся с первоисточниками.
Педагогическая мысль и школа в определенной цивилизации в тот или иной историчес
кий период или какая-либо проблема в ее историческом развитии.
Персоналия и источник.
Беседа по реферату.
Полное библиографическое описание источника и его структура.
Аннотация.
Краткая историческая справка: когда, в связи с чем, с какой целью была
написана данная работа.
Сложный план источника.
Краткий анализ каждой крупной части (главы, раздела) источника с определе
нием своего отношения к высказываемым автором идеям.
Заключительный обобщающий вывод:
б) какие идеи из педагогической системы автора не вошли в анализируемую
работу.
Следующий раздел пособия — таблицы, схемы и конспекты, в которых в предельно сжатой форме отражены основные идеи целого ряда авторов; представлены отдельные интересные проблемы в их историческом решении и системы образования ряда стран в те или иные исторические периоды. Большое место уделено системе образования России, которая во все времена была достаточно сложной.
Игровой материал пособия можно использовать как контрольный — для проверки знаний, как занимательный — для повышения интереса к изучаемому курсу.
Для многих студентов представляет большой интерес разработка занимательных заданий. Такие задания имеют и профессиональное значение, т. к. подобные материалы будущий учитель может разрабатывать по любому учебному предмету.
Данное пособие не является учебником. Его целесообразно использовать после знакомства с текстовым учебником для более сознательного осмысления и восприятия материала, который представлен в более лаконичной и схематичной форме. В пособии сделан акцент на персоналиях, в отличие от современных учебников по истории педагогики, представлены схемы систем образования. Полезно использовать пособие при проверке готовности студентов к контрольным работам, к зачетам или экзаменам.
I. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ КУРСА
Происхождение воспитания. Социологическая трудовая теория классиков марксизма-ленинизма. Социолого-антропологическая теория Ш. Ле-турно. Социолого-психологическая теория П. Монро. Духовно-культурологическая теория К. Шмидта.
История образования и педагогической мысли как отрасль научного знания. Задачи истории образования и педагогической мысли. Ее место в интеграционном научном процессе и в профессиональной подготовке учителя.
Принципы анализа всемирного историко-педагогического процесса. Понятие цивилизационного подхода при анализе всемирного историко-педагогического процесса. Культурологический и антропологический принципы. Конкретно-исторический и формационный принципы и их место в структуре цивилизационного подхода. Принцип целостного подхода.
Философские аспекты целеполагания в образовании.
Базисные педагогические традиции. Виды базисных педагогических традиций: целерациональные, ценностнорациональные. собственно традиционные и аффективные.
II. ИСТОРИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКИ И РАЗВИТИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ МЫСЛИ В ДРЕВНЕМ МИРЕ
Воспитание в первобытнообщинном обществе. Зарождение воспитания на стадии дикости — антропосоциогенеза. Становление воспитания как социальной функции на стадии варварства — социобиогенетической. Воспитание на этапе первобытнообщинной цивилизации — рационально-социологической стадии. Человек и детство в системе первобытных ценностей. Базисные педагогические традиции.
Воспитание и обучение в древнейших государствах Ближнего и Дальнего Востока. Человек в системе общественных ценностей в культуре Древнего Востока.
Возникновение педагогики Западных цивилизаций в античную эпоху. Человек как мера всех вещей в античном мире. Образовательные системы Древней Греции на разных этапах исторического развития. Спартан-
ская и афинская системы образования. Античная философско-педаго-гическая мысль.
Преемственность римской системы образования и ее своеобразие на отдельных этапах существования Римской империи. Римские философы и педагоги о воспитании и образовании.
Зарождение христианско-педагогической мысли и воспитательных тра-зший. Христианская концепция человека.
Базисные педагогические традиции Древнего мира.
Персоналии: Конфуций, Сократ, Ксенофонт, Плутарх, Платон, Аристотель, Демокрит, Цицерон, Сенека, Эпикур, Квинтилиан, Иоанн Златоуст. Климент Александрийский, Августин Аврелий.
III. ИСТОРИЯ ШКОЛЫ И ПЕДАГОГИКИ В СРЕДНИЕ ВЕКА
Школа и педагогическая мысль Западной средневековой цивилизации.
Базисные педагогические традиции.
Философско-педагогическая мысль и педагогическая практика Средневекового Востока и базисные педагогические традиции.
Просвещение и философско-педагогические идеи Византии. Диалектика отношения к человеку и детству от раннего средневековья до эпохи Возрождения.
Школа и философско-педагогическая мысль эпохи Возрождения. Гуманистические концепции детства и человека и соответствующие им модели воспитания.
Религиозная антропология Реформации. Педагогика контрреформации.
Персоналии: Боэций, Иоанн Дамаскин, М. Пселл, Г. Плифон, А. Алку-ин. Фома Аквинский, П. Абеляр, П. Верджерио, Т. Мор, Т. Кампанелла, В. де Фельтре, Ф. Рабле, Эразм Роттердамский, Р. Агрикола, X. Вивес, М. Монтень, Ибн-Сина (Авиценна), Фараби, Кей-Ковус, М. Лютер, Ф. Меланхтон, И. Штурм.
Воспитание у восточных славян до X в. Воспитание и обучение в Киевской Руси. Просвещение и обучение на Руси в X—XIII вв., в XIV—XV вв., в XVI—XVII вв. Личность в системе ценностей православия и Российского государства в этот период развития. Базисные педагогические традиции.
Персоналии: Владимир Мономах, Сильвестр, Нестор, Даниил Заточник, Кирилл Туровский, Кирик Новгородец, И. Федоров, К. Истомин, А. Курбский, Епифаний Славинецкий, Симеон Полоцкий.
IV. ИСТОРИЯ ШКОЛЫ И ПЕДАГОГИКИ В НОВОЕ И НОВЕЙШЕЕ ВРЕМЯ
Особенности развития Западной цивилизации в начале Нового времени и общая направленность педагогического поиска в XVII в. Зарождение научной педагогики и роль в этом Я.А. Коменского. Механистический взгляд на человека как на продукт воспитания, возникший в середине XVII в. Целерациональные базисные педагогические традиции 17 в. в цивилизации Запада.
Концепции человека в эпоху Просвещения. Философско-педагогичес-кая мысль и школа Запада в XVIII в. Практика массового образования. Развитие педагогической мысли и системы массового образования до середины XIX в. Авторитарная педагогика И. Гербарта. Противоречие между утилитарно-прагматической направленностью педагогических традиций Западной цивилизации XVII — середины XIX в. и гуманистическими тенденциями формирования целостной личности на основе ее свободного развития и самоопределения.
Педагогические традиции цивилизаций Востока Нового и Новейшего времени.
Ведущие тенденции современного развития мирового образовательного процесса.
Персоналии: В. Ратке (Ратихий), Я.А. Коменский, Дж. Локк, Ж.Ж. Руссо, К. Гельвеции, Д. Дидро, И. Кант, Г. Гегель, И. Песталоцци, И. Гербарт, А. Дистервег, Г. Спенсер, А. Сен-Симон, Ш. Фурье, Р. Оуэн, К. Маркс, Ф. Энгельс, Ф. Фребель, П. Лафарг, А. Бебель, К. Цеткин, К. Либкнехт, Г. Кершенштейнер, В. Лай, Э. Мейман, Дж. Дьюи, С. Френе, Я. Корчак, М. Монтессори, Э. Торндайк, В. Оконь, Дж. Брунер, Р. Штейнер, Г. Берне.
Школа и педагогика в Новое время в России. Развитие педагогической мысли и просветительские реформы XVIII в. Педагогические концепции в России первой половины XIX в. Система образования и ее изменения в XIX в. Школа и педагогика второй половины XIX — начала XX в.
Отечественная философско- и религиозно-педагогическая мысль с середины XIX в. и в XX в. о воспитании и становлении личности. Развитие русской педагогики в эмиграции. Космическая педагогика Рерихов.
Персоналии: М. Ломоносов, И. Бецкой, В. Татищев, А. Радищев, Ф. Янко-вич, Г. Сковорода, Н. Новиков, В. Белинский, А. Герцен, В. Одоевский, Н. Чернышевский, Н. Добролюбов, Н. Пирогов, К. Ушинский, Л. Толстой, Н. Корф, И. Ульянов, Н. Бунаков, В. Стоюнин, В. Водовозов, Н. Каптерев,
A. Острогорский, П. Лесгафт, К. Вентцель, В. Вахтеров, Д. Менделеев,
B. Ключевский, В. Чарнолусский, М. Рубинштейн, В. Розанов, С. Гессен,
В. Шульгин, Н. Бердяев, П. Флоренский, В. Зеньковский, Н. и Е. Рерихи.
V. СОВЕТСКАЯ ШКОЛА И ПЕДАГОГИКА
Учение о коммунистическом воспитании и культурной революции в свете современных аксиологических концепций. Преобразования в области народного образования в период с октября 1917 г. по 20-е гг.
Школа и педагогика 20—30-х гг. Сущность комплексных программ. Ла-бораторно-бригадный метод обучения. Постановления партии и правительства о школе в этот период и их современная оценка.
Деятельность пионерской и комсомольской организаций.
Развитие советской педагогики и ее наиболее яркие представители в довоенный период (Н. Крупская, А. Луначарский, А. Макаренко, С. Шацкий, П. Блонский и др.).
Советская школа и педагогика в годы Великой Отечественной войны. Советская школа и педагогика в послевоенный период (1945—1958). Советская школа и педагогика в 60—80-е гг. Движение педагогов-новаторов.
Личность воспитанника и воспитателя в советской педагогике.
Персоналии: А. Бубнов, А. Пинкевич, В. Ленин, Н. Крупская, А. Луначарский, П. Блонский, С. Шацкий, А. Макаренко, В. Сорока-Росинский, В. Сухомлинский, М. Покровский.
Во все времена во всех культурах отношение к детям в обществе было одинаковым. Как сегодня, так и десятки, сотни, тысячи лет назад большинство людей воспринимало детей как объект любви и заботы, наследников жизни, образец духовной чистоты. Так людям искони диктовал инстинкт, посредством которого человечество и сохранялось на земле: движимое им взрослое поколение оберегает новое, пока оно еще не успело окрепнуть, чтобы жить самостоятельно. Конечно, всегда были и те, у кого этот инстинкт плохо работает, но в целом их влияние на общество недостаточно для того, чтобы оно перестало заботиться о молодом поколении, и человеческий род прервался.
Но в разные исторические эпохи – сообразно развитию социальной структуры общества, правовой статус детей был различен.
В эпоху первобытного строя дети выжившие после первых – самых критичных, трех – пяти лет своей жизни (тогда множество детей раннего возраста умирало от всякого рода болезней, потому что организм их был еще слаб, а медицину древние люди каменного века практически не знали), считались почти полноправными членами общины. Они уже могли вносить значительный вклад в жизнь и хозяйство племени, так как быт того времени был несложен. Детских сил вполне хватало на сбор съедобных растений в лесу; они помогали взрослым разделывать туши добытых животных. А от того, сколько будет собрано орехов, грибов, ягод, могло зависеть само выживание племени, если по каким-то причинам из местности, где оно проживало, уходила дичь, на которых обычно охотились.
Первобытное племя состояло из нескольких десятков человек, связанных кровным родством, и они вместе воспитывали всех – и собственнорожденных, и рожденных соплеменниками, детей.
Так, постоянно общаясь со старшими членами общества, они и учились жизни, взрослели и соответственно своей эпохе социализировались. Это не значило, что за ними не присматривали и не подсказывали, как поступать в том или ином деле. В первобытной общине все – и дети, и взрослые, должны были беспрекословно слушаться старших как более опытных, и все племя повиновалось его старейшинам. И за детьми приглядывали, чтобы они по недомыслию не пытались, к примеру, зимой растревожить медведя в берлоге, а старики остановили бы взрослого, но недостаточно опытного охотника, решившего в одиночку пойти за десятки верст по диким лесам разведать новые угодья для ловли дичи.
Однако не следует думать, что в отношениях взрослых и детей в первобытную эпоху было все идиллически. У многих племен, долго живших в условиях первобытности или с ее пережитками, еще до недавнего времени сохранялось такое явление как инфантицид – убийство младенцев в голодные годы, чтобы не было лишних едоков. Может быть, этими племенами и двигало чувство некоего сострадания, так как дети, чей растущий организм требовал больше пищи, особенно часто и мучительно умирали от голода, тем не менее, для нашего сознания этот обычай выглядит весьма зловеще.
С окончанием каменного века и распространением производящего хозяйства, меняется и общественное сознание людей. Земледелие и скотоводство, став основой жизни, требуют сложного труда и навыков, а возможность собственноручно увеличить свое благосостояние порождает такие пороки в обществе, как зависть, жадность, пренебрежение к другим. Люди начинают соперничать друг с другом за богатство. Собирательство теперь редко играет серьезную роль в хозяйстве, а пахать землю и пасти большие стада скота, тем более оберегая их от возможных грабителей, детям не под силу. Их роль в хозяйстве все больше сводится к вспомогательной. Собственно, помогая старшим, они и учатся постепенно сами вести хозяйство.
Если в первобытном обществе каждый человек просто был объективно вынужден слушаться главенствующих в племени, иначе он не выжил бы в диком мире, то теперь возможность самому добывать себе пропитание земледелием и скотоводством вызывало искушение пренебречь указаниями старшин и жить, как хочется, самому.
С развитием производящего хозяйства и появления в нем прибавочного продукта, открывавшего путь к обогащению, в человеческом сознании укрепляется представление о собственности. Ею древние родовые общины считали не только имущество, скот, посевные и пастбищные земли, но и членов рода. В одиночку человеку было еще очень трудно прожить, и он фактически принадлежал своему клану.
Враждуя между собой, родовые общины захватывали одна у другой людей и заставляли их трудиться в своем хозяйстве, чтобы было больше рабочих рук. Так появилось рабство. Общины торговали и своими соплеменниками. Прежде всего молодыми девушками: роль женщины в хозяйстве эпохи патриархата была не столь велика, как роль мужчины, зато обмен девушками между родами позволял избежать плохо сказывающихся на наследственности кровосмесительных браков. И сейчас у многих народов мира сохраняется обычай платить за невесту ее родственникам. В тяжелые же голодные годы бедные общины продавали и своих мужчин, как правило, маленьких мальчиков, которые еще себя не показали как ценные работники или помощники.
В древних цивилизациях, где повышение качества обработки земли и переход основного управления обществом в руки государства привели к увеличению производительности труда, основой хозяйства стал не общинно-родовой, а семейный труд. Семья, которая основную часть произведенного продукта оставляла себе, проявляла больше хозяйственной инициативы, чем род. Но родовые порядки переносились в семью: она была как миниатюрная самоуправляющаяся во внутренних делах община, где глава – отец семейства, имел неограниченную или почти неограниченную власть над всеми остальными ее членами, в число которых входили и рабы.
В Древней Греции, в отличие от других стран античной эпохи, государство, наоборот, очень внимательно относилось к воспитанию подрастающего поколения. Античная Греция была конгломератом ряда городов-государств (полисов), в своих внутренних делах полностью самостоятельных и саморегулирующихся. Понятно, что городские власти могли хорошо контролировать жизнь населения своего города и прилегающих селений. Поэтому они старательно заботились о благополучии и воспитании своих будущих граждан. В греческих полисах существовало обязательное общее образование для детей граждан.
А в Древней Спарте дети, по-видимому, большую часть времени воспитывались в общественных школах, где их обучали гимнастическим упражнениям, умению стойко переносить тяжелые физические испытания и жить организованно. Слабых и больных младенцев отец не имел право воспитывать: старейшины общины приказывали оставлять их умирать в ущелье.
В других греческих полисах родители хотя и имели значительную власть над детьми, государство все равно могло вмешиваться в дела их воспитания. Так, в Древних Афинах действовал закон, согласно которому сын имел право не содержать отца в старости, если тот ранее не научил его какому-нибудь ремеслу. В одной древнегреческой комедии мать жалуется школьному учителю сына на плохое поведение того дома, и просит принять соответствующие меры, что может свидетельствовать о том, что полномочия общественного представителя (учителя) в отношении ребенка были шире, чем родительские. Кстати, сейчас подобные законы действуют в некоторых штатах США.
Детство исследуется в работах М.Мид, Р.Тейлора, А.Камю, Ж.П.Сартра, Э.Фромма, З.Фрейда и др. Среди отечественных исследователей эту проблему разрабатывали И.С.Кон, Е.В.Золотухина-Аболина, Р.Т.Апресян, А.А.Петраков, Г.Д. Гачев, К.А. Пигров и др. На протяжении веков практически у всех народов существовало типичное представление о детстве, несмотря на различие культур и цивилизаций, — ребенок как объект педагогических усилий взрослых. Антропологические исследования М.Мид показали, что, несмотря на биологическое сходство людей, период детства у представителей разных культур проходит по-разному, поскольку на характер протекания детства у разных народов существенное влияние оказывают социокультурные факторы. Детский и взрослый мир, как правило, были разведены между собой, а роли детей и взрослых точно определены. Роли взрослых четко очерчивались и не были слишком сложны, поэтому дети к исполнению этих ролей могли легко подготовиться и приспособиться. В этот период не существовало представления о детстве, которому бы приписывались особые значения и ценности, отличные от мира взрослых. Общественные системы первобытных народов были просты. Они основывались на традиции и почитании предков, а традиции имеют огромное значение. Общественные перемены происходили медленно, прошлое взрослых становилось будущим для новых поколений, у старших и младших существовали почти одинаковые ценностные ориентации. Основой освоения культуры в данном обществе стала простейшая форма подражания — копирование. В архаичных обществах (например, в древних китайской, японской, индийской, арабской и еврейской культурах) сильная власть патриархальной семьи сохранялась, даже когда сыновья становились взрослыми. В античной Греции впервые стали подразделять течение жизни на различные периоды (смена зубов к 7 годам, половое созревание — начиная с 14 лет, появление бороды к 21 году и т.д.).
Социальные традиции жизни народов Дагестана
. единого отечества - Дагестана (примерно с ХIV в.). Следуя этой традиции, даргинцы с остальными народами образуют единую Республику Дагестан в составе Российской Федерации. Общественное объединение даргинцев . Этим объясняется и значительный интерес к истории своего народа, который наблюдается в настоящее время, к своей культуре, мифам, традициям, религии. Специфика менталитета вызывает интерес и у .
В Спарте дети оставались в семье до 7 лет. До 20 лет они воспитывались изолированно от семьи в подобранных по возрасту группах. Любой взрослый играл роль воспитателя. Дети полностью подчинялись господствовавшим нормам. В Афинах, демократическом городе-государстве, дети и молодежь получали большую свободу действий, занимались образованием, осваивали искусства, спортивные игры. Основу социализации детей составляла имитация, когда освоение ценностей и норм культуры регламентировалось менее жестко по сравнению с копированием. В ^ Средние века городская культура становится определяющей для возникновения особой детской стадии в жизни человека. Овладение ремеслом требовало больших сроков обучения; рыцарство тоже нуждалось в длительной подготовке по овладению умением сражаться, слагать и петь баллады и т. п. Однако из-за социальных различий жизнь низших слоев общества не оставляла места для детства. Статус ребенка был непосредственно связан с социальным статусом семьи, сословной принадлежностью ребенка. При переходе к капитализму в результате возникновения буржуазной семьи и обучения детство очерчивается более определенно.
Роль семьи в жизни человека — 11 класс
. человека. Все люди хотят и нуждаются в семье, потому что они неполны без семьи. Следовательно, семья выполняет все требования нашей жизни. Сочинение Роль семьи Жизнь человека в этом мире начинается с рождения. Очень важно чтобы ребёнок родился в полноценной семье, .
Элемент народности в характере человека, влияние жизни на его воспитание
. педагог К.Д. Ушинский писал: «Характер каждого человека слагается всегда двух элементов: природного и духовного, вырабатывающегося в жизни под влиянием воспитания и обстоятельств. Оба эти элемента не остаются . для психологического исследования тех процессов и явлений, которые возникают из общности духовной жизни людей и не вмещаются в рамки индивидуальной психологии. Таковыми Вундт считает язык, .
Главная социальная функция детства, состоящая в подготовке человека к самостоятельному взрослому труду, определяет специфику возрастной дифференциации, продолжительность и самобытность детства. На характер и содержание отдельных периодов детства оказывают влияние также социально-экономические и этнокультурные особенности общества, в котором растет ребенок, и в первую очередь система общественного воспитания. Этнопедагогику ребенок интересует прежде всего с точки зрения воспитания и организации его жизни в целом. Традиционные представления о ребенке как субъекте воспитания в народной педагогике реализовались в особом внимании и заботливом отношении к детям, в том числе к сироте, приемышу, падчерице, пасынку и пр. Довольно полно представлены факторы воспитания: природа, слово, труд, быт, обычай, традиции, искусство, религия, общение, игра, пример. Важнейшая роль отводилась приобщению ребенка к языковой культуре. Словесному воздействию придавался особый (иногда магический) смысл (поверье, просьба, совет, намек, пожелание и пр.).
В традиционной педагогике всех народов последовательно проводится идея полного педагогического цикла (человек рождается внуком, умирает дедом).
Психолого-педагогическое воспитание приемных детей
. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ И РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ В ПРИЁМНЫХ СЕМЬЯХ 1.1Традиции социальной помощи детям-сиротам в истории Уже в . за счет подаяний населения окрестных сел и деревень. Люди приносили одежду, обувь, продукты питания, игрушки. Скудельницы были . По словам Лозовской Е.Г, впервые при Петре I детство и сиротство становятся объектом попечения государства. «Сироты .
Примеры похожих учебных работ
Элемент народности в характере человека, влияние жизни на его воспитание
. каждого человека слагается всегда двух элементов: природного и духовного, вырабатывающегося в жизни под влиянием воспитания и . народов, кыргызов, каракалпаков, казахов и др. У татар, пишет Монтескье, «всегда бывает наследником младший из детей .
Психолого-педагогическое воспитание приемных детей
. в которой хоронили людей, умерших во время эпидемий, замерзших зимой и т.п. При скудельницах сооружались сторожки, куда привозились брошенные дети. Занимались их призрением и воспитанием скудельники - .
Формы и методы воспитания трудных детей в начальной школе
. жизнь молодым людям, чтобы помочь им найти свое достойное место в мире взрослых, . воспитания трудных детей в начальной школе7 2.1 Формы и методы группового воспитания трудных детей в начальной школе 2.2 Индивидуализация воспитания трудных детей .
Разрешения конфликтов: дети — взрослые
. воспитание детей с учетом их индивидуально-психологических и возрастных особенностей, а также эмоциональных состояний; • организация семьи на полноправных началах, формирование семейных традиций, . дети — взрослые Во взаимоотношениях взрослых друг .
Проблемы воспитания одарённого ребёнка в детском саду и дома
. индивидуальной траектории развити? личности ребенка. Объект исследовани? - воспитание одаренных детей дошкольного возраста. Предмет . что одаренность как некое внутреннее качество человека может про?вл?тьс? без специального вмешательства извне. .
Программа адаптивного физического воспитания для детей с нарушениями интеллекта
. Сермеев Б.В. Пути повышения эффективности физического воспитания детей с отклонениями в развитии//Дефектология.-1990.-№4.- С.7-14. 28. Сеченов И.М. Очерки работ по движениям человека. – М.: Изд-во МГУ, 1906. 29. .
История образования и педагогической мысли как область научного знания.Предмет и задачи истории образования и педагогической мысли как науки и учебной дисциплины, её связь с различными областями научного знания. Научные подходы и методы историко-педагогического исследования. Основные источники и проблематика. Прогностическая функция истории образования.
Культурно-исторический характер образования как целостного социального явления. Теории происхождения воспитания. Цели и содержание воспитания в первобытном обществе на разных стадиях его развития. Естественнобиологические основы, содержание и формы реализации первобытнообщинного воспитания. Зарождение воспитания на стадии дикости – антропосоциогенеза. Становление воспитания как социальной функции на стадии варварства – социобиогенетической. Воспитание на этапе первобытной цивилизации – рационально-социологической стадии. Появление письменности и школ. Семейное воспитание и его традиции. Человек и детство в системе первобытных ценностей.
Эпоха Средневековья как эпоха распространения и утверждения христианства в Западной Европе. Педагогические идеалы раннего, классического и позднего Средневековья в системе христианских идеалов и ценностей. Церковные школы. Философско-религиозные основы педагогики средневековой Западной Европы в схоластике и мистицизме (Гуго Сен-Викторский, Иоанн Солсберийский). Возникновение и развитие средневековых университетов.
История образования и педагогической мысли в Киевской Руси и Русском государстве (до 18 в.).Педагогические идеалы и практика Киевской Руси и Русского централизованного государства.Народная педагогика дохристианской Руси. Цели и содержание воспитания и обучения разных сословий. Основные тенденции и этапы профессионального обучения в общей системе древнерусского воспитания и образования. Основные черты семейного воспитания дохристианской общины и средства накопления опыта воспитания и передачи его от старшего поколения подрастающему.
Образование и педагогическая мысль Западной Европы в период становления и развития индустриального общества (17 – 19 вв.).Выделение педагогики в самостоятельную отрасль знания в период домонополистического капитализма.Педагогическая концепция Я.А.Коменского, ее роль в развитии педагогической науки.Социокультурная парадигма и доминанты общественного сознания к.16 – 17 вв. Зарождение и становление рационализма. Развитие гуманистических традиций образования в педагогическом творчестве Я.А.Коменского. Принцип природосообразности – центральная идея Я.А.Коменского. Обоснование Я.А.Коменским системы всеобщего образования, основных дидактических положений (дидактические принципы, классно-урочная система, цели и содержание образования и общественное назначение школ). Проблемы нравственного и религиозного воспитания, формирования личности, роль семьи в воспитании ребёнка в произведениях Я.А.Коменского. Значение педагогической теории Я.А.Коменского для развития педагогической практики.
Читайте также: