Сочинение по творчеству горького старуха изергиль на дне

Обновлено: 02.07.2024

Дорога может быть осмыслена не только в конкретном, но и в символическом значении.

Человек на жизненном пути обретает практический и духовный опыт, меняется, лучше понимает самого себя и других людей.

О влиянии научно-технического прогресса на человека и окружающий его мир.

О произведении различных видов искусства (литература, музыка, театр или кино, в том числе мультипликационное или документальное), которое является личностно важным для автора сочинения.

Действующие лица пьесы — выходцы почти из всех слоев тогдашнего русского общества. Автор мастерски вводит в пьесу их предыстории. Разные пути привели их на “дно”, но все они одинаково бесправные, бездомные, равнодушно выброшенные за борт жизни.

Данко, жертвующий собой ради других, сильнее Ларры. В связи с этим возникает важнейший вопрос: как действительно сильный человек относится к окружающим? Это один из основных вопросов, ответ на который не дает вся мировая литература. Позиция Горького здесь ясна. Кажущаяся сила Ларры, которому люди якобы не нужны, не выдерживает испытания одиночеством.

В более поздних произведениях Горький усложняет вопрос: одиночество среди людей — следствие ли это силы или слабости? И дает ответ: сильный не может быть одиноким, он всегда среди людей — пусть чуждых ему по духу, но страдающих. И это понимает Сатин после встречи с Лукой. Но взгляды этих героев все же расходятся в главном. Лука считает, что слабый должен найти в жизни опору и обязанность сильного — помочь ему в этом. Сатин уверен, что действительно сильному не нужна опора и ждать лучшего будущего в бездействии — не для настоящего человека. Он приходит к этому убеждению не сразу. Мы можем следить за его развитием по ходу пьесы.

Лишь сильный человек, утверждает Горький, способен смотреть в лицо реальности. Но без цели в жизни, без уверенности в своих возможностях изменить мир он не способен противостоять невзгодам. И мы видим людей, сильных духом, но не знающих долга перед собой и окружающими. Бубнов, которому многое дано, уже утратил себя. Барон издевается над всеми и быстро теряет человеческие черты. Сатин лишь в начале этого пути. Кто знает, какая судьба ждала его, не появись в ночлежке Лука. Недаром Сатин позже скажет, что Лука подействовал на него, как кислота на потускневшую монету. Сатин понимает, что назначение сильного — не утешать страдающих, а искоренять страдание, зло. Это одно из самых твердых убеждений Горького.

Практически все творчество М. Горького отличается романтическим пафосом, верой в человека и его безграничные возможности, в необходимость кардинального преобразования мира. Примеры тому мы находим как в ранних произведениях писателя, так и в его зрелом творчестве.
Например, в рассказе “Старуха Изергиль” Горький излагает нам две контрастные легенды, связанные между собой реальной историей жизни героини.
Первой Изергиль излагает легенду о Ларре – получеловеке, полуживотном, пораженном страшной гордыней. В образе этого юноши

Горький осуждает эгоизм и самовлюбленность. Писатель убежден: свобода в одиночестве – это не свобода.

Она имеет ценность только тогда, когда связана с обществом, с людьми.
Ларра на собственном примере убедился, что человек, даже если он сын орла, не может прожить вне общества. Человек – существо социальное и должен сделать все, чтобы жить в мире и согласии с другими людьми.
Герой другой легенды старухи Изергиль, юноша Данко, – полная противоположность Ларры. Ради свободы своего племени этот герой идет на великую жертву. И, если от жалкого Ларры осталась лишь тень, вечно блуждающая по земле, то

о подвиге Данко потомкам напоминают красивые голубые искры.
Горящее сердце Данко, ценою жизни героя, помогло всему племени кардинально изменить жизнь к лучшему. Но подвиг этого человека не был оценен другими людьми, быстро забывшими о своем спасителе. “Осторожный человек” незаметно растаптывает угольки горящего сердца Данко, стараясь убить даже память о нем.
Однако Данко и не ждал благодарности. Цель его жизни, в отличие от Ларры, – существование ради людей, во имя их блага, ради улучшения жизни. Данко не помнил о себе, постоянно думая о других.

Этот герой – романтический идеал Горького.
Между этими контрастными легендами находится история жизни главной героини – старухи Изергиль. В финале она говорит рассказчику, что нельзя жить без подвигов (“В жизни, знаешь ли ты, всегда есть место подвигам. И те, которые не находят их для себя, – те просто лентяи или трусы или не понимают жизни…”), связывая тем самым мечту и действительность в реальной жизни.
Почему рассказ о жизни Изергиль находится между двумя противопоставленными друг другу романтическими легендами, между двумя нравственными полюсами? Я думаю, строя свое произведение именно так, автор хотел показать, что в реальной жизни и в реальном человеке всегда совмещается и хорошее, и плохое, и героическое, и злодейское, и мечта, и действительность. Что выбрать, каким стать – это может решить только сам человек.
В более поздней пьесе Горького “На дне” также одной из острейших проблем является вопрос о сосуществовании в жизни человека мечты и реальности. Так, Актер, Анна, Наташа, Настя, а также Васька Пепел и Клещ считают, что жить помогает не суровая правда, а иллюзии, пусть и очень далекие от истинного положения дел: “Очень против правды восставал… так и надо! Верно – какая тут правда? И без нее – дышать нечем…”
Именно иллюзии помогают этим героям сохранять веру в лучшее будущее, в чудесные изменения, которые помогут им стать более счастливыми. А в этом все они очень нуждаются, ведь каждый из персонажей утратил что-то очень важное в жизни: Актер – возможность творить на сцене, слесарь Клещ – постоянную работу, молодая женщина Настя – любовь.
Нельзя не заметить, что реальное положение “верующих” находится в ужасающем контрасте с их надеждами. Все вокруг говорит о беспочвенности веры героев. Об этом ночлежникам постоянно напоминают и их “неверующие” соседи – циничный Бубнов, Барон и Сатин: “Кто слаб душой… и кто живет чужими соками – тем ложь нужна… одних она поддерживает, другие – прикрываются ею…”.
Обостряются и усугубляются эти споры о мечтах и действительности с появлением в ночлежке странника Луки. Лука считает, что жизнь человека нужно облегчать, и помочь в этом может доброе слово и надежда, подаренная или вовремя поддержанная. Девиз этого героя: “Во что веришь, то и есть…”
И оказывается, что этот странник с его жизненной философией крайне необходим ночлежникам – они нуждаются в утешении и ободрении для того чтобы продолжать бороться за жизнь или принять свою участь со смирением.
Таким образом, во всех произведениях Горького отчетливо звучат раздумья о человеке. Они проявляются и в размышлениях героев, и в точке зрения самого автора. По мнению писателя, человек – высшая ценность в этом мире. По своей потенциальной силе и мощи он равен Богу.

Однако окружающая жизнь уничтожает человека в человеке, превращает его из всесильного гиганта в жалкого лилипута. Кто-то имеет силы бороться с этим воздействием среды, кто-то предпочитает прятаться и закрывать глаза, не замечать своей деградации.
Какая же позиция наиболее правильная? Мне кажется, сам Горький не дает однозначного ответа на этот вопрос. Зато в его голосе отчетливо слышны сострадание и боль за людей, призыв к гуманному отношению к любому, даже самому “маленькому”, человеку.

Контраст легендарных героев не вызывает сомнений. Он проявляется даже в реальных их воплощениях, оставшихся от них следах. Ларру Изергиль видит в виде тени, горьковский рассказчик видит оставшиеся от Данко голубые искры в поле.

Сложно сказать была ли красивой душа героини с точки зрения морали и нравственности, но её можно назвать примером красивой личности в контексте силы её чувств и решительности. Весь её образ подчинён идее сильной личности. Её замужняя часть жизни едва упоминается, как что-то малозначительное, а традиционно женское она считает чем-то скучным. Вероятно, по мнению Изергиль, любовь не может стать чем-то постоянным и привычным. Замужество приводит к рутине и не имеет ничего общего с любовью.

Образ Изергиль многое соединяет в себе: черты её легендарных героев – Данко и Ларру, – черты, присущие реальным людям, былое и настоящее, молодое и старое. Сцена вызволения её последней любви и образ постаревшей Изергиль никак не согласуется с ёмким описанием, будто она жила только для себя. С этим сложно согласиться.

Сочинение 2

Сюжет произведения построен на рассказе иссохшей старухи Изергиль, которая вспоминает необыкновенные истории, свою жизнь, когда она была ещё молода и полна сил. Иногда, сказанное женщиной повергает в шок, некоторые её поступки заслуживают осуждения, но всё равно мы проникаемся сочувствием к ней.

Позволю себе высказать мнению по этому поводу. Я не считаю этого юношу заслуживающим такого наказания, которое мне не понятно. По большей части он был наказан за гордость и убийство девушки. Хочу напомнить, что во время своей кончины девушка обратилась змеёй, хорошие люди в таких существ не превращаются, возможно такая участь есть воплощение кары за содеянное.

Потом мы знакомимся с печальной судьбой Данко, который пожертвовал собой ради других, ярко горело сердце юноши среди серых душ окружающих его людей. Мужественный поступок Данко остался только в памяти Изергиль, люди, спасённые юношей приняли его жертву как должное, забыли о самом герое. А нужно ли было жертвовать собой, ради других? Это выбор каждого человека. Но лично я не понимаю Данко. Он, имея опыт общения с этими людьми, знал, что не получит благодарности, но всё равно отважился на этот шаг. Зачем? Какая ему от этого польза? А что в итоге? Герой погиб, а эти неблагодарные люди будут жить. Эгоизм людей неприятно удивляет. Но только ли в сказках и историях мы встречаемся с ним? Думаю, это больше риторический вопрос.

Это произведение ещё долгое время будет занимать ваши мысли, заставлять задуматься. А что хотел сказать автор? Каждый видит в этой истории что-то особенное, понимает её по-своему, делает выводы, присущие только ему, но в любом случае равнодушных нет.

3 вариант рассуждения

Произведение состоит из трех коротких новелл, основанных на сказках и преданиях. Рассказчик описывает встречу со Изергиль и пересказывает несколько ее историй: легенда о Ларре, сказ о Данко, рассказ о жизни старухи. Все новеллы наделены определенным смыслом и помогают задуматься над человеческими пороками.

Первая история описывает жизнь необычного молодого юноши – Ларры. Молодой человек – сын женщины и орла. В его характере преобладают такие черты, как самовлюбленность и эгоизм. Ларра лишил жизни девушку, только из-за того, что та отказала ему. Юноше не была важна любовь и взаимные чувства, важнее были его собственные желания. В действиях девушки Ларра распознал осуждение и оскорбление, за это и убил ее. За этот поступок общество наказало молодого человека вечным одиночеством и свободой. Сначала для юноши такой приговор показался смешным и глупым. Но после нескольких тысяч лет неуязвимости и жизни без близких, Ларра понял, что это безутешно страшная кара. Свобода становится для молодого человека тюрьмой, каторгой. Автор пытается донести читателю мысль о том, что свобода, без любимых людей рядом, перестает быть свободой. Эта легенда помогает понять, что холодный эгоизм не может приносить счастья, а ярая самовлюбленность обрекает на одиночество.

Последняя новелла – это противопоставление предыдущим историям. Она описывает легенду о Данко. Этот юноша полная противоположность самовлюбленного Ларры. Данко отдал свое сердце ради жизни других людей, он осветил дорогу в темноте своим соплеменникам. Но его подвиг не был принят обществом, и о храбром Данко забыли.

Это произведение напоминает читателю о предназначении человека, напоминает о ценности добрых поступков и помощи ближнему.

Сочинение 4

История Данко захватывает с первой же главы. Она по-своему отличается от других частей из книги. Негативные герои в ней показаны как глупые и неблагодарные люди. Данко выступает здесь как храбрый человек с отважным и добрым сердцем. Ему удалось спасти свое племя, отдав свою жизнь. Вырванное сердце освещало путь и явилось спасительным средством. Однако бессердечные глупцы не оценили, столь самоотверженного поступка. Доказательством этого могут послужить, затоптанные угольки горящего сердца. Отличительная особенность Данко от предыдущих рассказов, это то, что он смог постигнуть смысл своей жизни. В преддверии смерти он был по-настоящему счастлив и не о чем не жалел.

В третьем рассказе старуха повествует о годах своей молодости. Читая его, можно увидеть связующую красную нить с предыдущим повествованием о Ларре. Молодая девушка по имени Изергиль была привлекательной, беззаботной и легкомысленной. Она использовала людей для своих целей. Великое множество мужчин хотели быть с ней. Вот только все они были отвергнуты. Одним прекрасным днем, Изергиль по-настоящему влюбилась, но была отвергнута. Ее любимый был на волоске от смерти. Изергиль удалось спасти его. Тогда возлюбленный предложил ей свою любовь, в благодарность за спасение. Изергиль отвергла его, потому что не хотела любви из благодарности.

Когда Максим Горький писал данную книгу, то использовал жанр рассказ в рассказе. Ознакамливаясь с рассказом становится ясно - молодость не вечна, важны лишь добрые поступки человека.

По произведению Старуха Изергиль

По произведению Старуха Изергиль

Популярные сочинения

Зима удивительна во всех своих проявлениях, она загадочна и по-своему красива. Достаточно вспомнить зимнее утро, когда мороз щиплет лицо, и воздух, удивительно свежий. Или вечер, когда рано темнеет, и медленно падают крупные снежные хлопья

Читайте также: