Человек есть тайна ее надо разгадать сочинение

Обновлено: 05.07.2024

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Человек есть тайна…

Тип урока: урок литературы в 9 классе.

Технология: проблемное обучение.

Форма: беседа, анализ текста.

Цель: изучение психологизма героя романа.

Воспитание нравственных качеств, умения найти и принять свое решение, отстаивать свой выбор.

Научиться анализировать текст.

Закрепить литературоведческие понятия.

Развивать творческую и познавательную деятельности.

Развивать навыки анализа и синтезирования материала.

Обучение владения речью как средством передачи мыслей и чувств.

Создание на уроке теплой дружеской атмосферы.

Эпиграфы к уроку:

Макар Девушкин – первый прекрасный человек

Достоевского. Это чистая и самоотверженная душа,

пламенеющая любовью и состраданием.

Человек есть тайна. Ее надо разгадать,

и ежели будешь ее разгадывать всю жизнь,

то не говори, что потерял время…

И замерещилась мне тогда…история,

в каких-то темных углах, какое-то титулярное

сердце, честное и чистое…а вместе с ним

какая-то девочка… и глубоко разорвала

мне сердце вся их история.

Читаем эпиграфы и продолжаем:

- О чем этот роман?

(Стареющий, спивающийся от нищеты титулярный советник Макар Девушкин, который ютится в комнатке, сдаваемой внаем, живет на скудное жалование и берет под свое покровительство…)

- В каком жанре написан этот роман? (В эпистолярном)

- Что такое эпистолярный жанр?

- Почему, как вы думаете, именно этот жанр выбрал Достоевский для своего романа? Чего он хотел добиться? (Исповедальности).

И вот наши герои пишут письма друг другу.

- Часто? (иногда по два в день).

- Что же в этих письмах?

- Зачем они пишут?

(Одиночество, жизненная пустота. Они поддерживают друг друга в трудных жизненных ситуациях, помогают советом, копеечной, но помощью. Особенно часто и много пишет Макар Алексеевич.)

И от письма к письму, постепенно перед нами раскрывается жизнь этого бедного человека. Посмотрите на доску:

Бедный, жалкий, - неимущий, имеющий недостатки, жалкий, беспомощный, возбуждающий жалость, жалобный, трогательный, невзрачный, ничтожный.

- Подходят к нему эти характеристики? Проверим.

- Где он живет? Почему в таком месте? О какой черте характера это говорит?

(О самопожертвовании). Обратите внимание, он никогда ни о ком плохо не говорит.

- что он представляет собой? Обратимся к тексту. Как он описывает себя?

- Работа? (Он служит в канцелярии).

-Как относятся к нему сослуживцы? Почему это так обидно ему?

(Нет. У нашего героя возникает протест против этого принижения. Да он просто возмущен).-июнь 12

- А что он почувствовал после разговора с начальником департамента?

( Независимость, самолюбие, чувство собственного достоинства).

У бедных собственная гордость. Его уважили, не принизили, отнеслись как к достойному человеку. И, несмотря на , собственное бедственное положение, он умеет быть сострадательным и чужую беду переживает как собственную

Вспомним историю с его соседом Горшковым. (апрель 12, июня 22, сентября 5)

-Найдите слова, которые передают отношение Макара Алексеевича к семье Горшковых. О какой черте характера это говорит? (Бескорыстие).

Это ведь редкое качество: не имея сам денег, он последние копейки отдает несчастной семье.

- Почему Горшков считает, что у Макара доброе сердце? Найдите, что он говорит.

- У всех ли так? Не чаще ли бывает, что бедствия ожесточают людей? Но не таков Макар. Вот вам еще его черты:

Кроме того у Макара Алексеевыича есть еще одно качество: свои поступки он анализирует, пытается понять, когда поступил правильно, когда нет, где совершил ошибку, а где был и прав. Он пытается оправдаться в глазах Вареньки, да и в собственных глазах тоже (особенно, когда выпивал).

- Что такое амбиция? (Амбиция – обостренное самолюбие, чванство).

-Так из-за чего же он уронил свою амбицию?

(Обидно за свое положение, желание отстоять хотя бы свою независимость, защитить честь любимой женщины).

Почему? (июля8). Пасквиль – клеветническое сочинение с оскорбительными нападками.

Кто же такой Макар Девушкин?

(Старый, бедный, задавленный обстоятельствами жизни, безропотный, но человек).Но назовем и другие качества Макара:

- чувство собственного достоинства,

-желание защитить любимую женщину.

И когда он опять остается один – опустошенный, раздавленный, больной и душой и телом, он пишет последнее письмо своей Вареньке. Это крик души это бедного человека.

Перевернута последняя страница романа…

Гроссман писал: «Макар Девушкин – первый прекрасный человек

Достоевского. Это чистая и самоотверженная душа,

Русская литература знаменита и известна любовью к человеку, 19 века – к простому человеку.

Сейчас 21 век. Наше время любит людей сильных, смелых и успешных, безжалостных. Эта точка зрения пропагандируется всеми средствами массовой информации. И мы забываем, что рядом с нами живут люди обычные, простые, бедные, нищие, сирые, убогие, пьяные, слабые. Больные.

- Как мы чаще всего относимся к ним?

(Они вызывают отвращение, равнодушие, раздражение).

А вы оглянитесь. Ведь они, грязные, несчастные, плохо одетые, не сумевшие приспособиться к нашему страшному времени живут рядом. А мы просто проходим мимо, брезгливо отворачиваясь, недовольно морщась.

Но ведь это человек – страдающий, униженный, больной, но думающий, с душой и сердцем. Увидьте в нем человека!

“Человек есть тайна” — рассуждения, анализ, аргументы и характеристики. Русский язык и литература для школьника

Вступительный урок по творчеству Ф. М. Достоевского

На первых уроках всегда важно дать представление о личности писателя и основах его мировоззрения. В случае с Ф. М. Достоевским это особенно значимо. Как вступление к разговору о творчестве Достоевского может быть использован рассказ “Мужик Марей”.

Эпиграфом к уроку стали строки из письма брату, написанные Достоевским в молодости, но определившие его позднее творческое кредо: “Человек есть тайна. Ее надо разгадать; и ежели будешь ее разгадывать всю жизнь, то не говори, что потерял время. Я занимаюсь этой тайной, ибо хочу быть человеком”.

Сам же урок назван по началу этих строк – “Человек есть тайна”.

На первом этапе урока, озвучив эпиграф, попробуем вглядеться в фотопортрет незнакомого человека и предложим ученикам “разгадать” его жизнь и характер. На доске можно фиксировать впечатления ребят.

Затем сообщим, что портрет не безымянный. Автор Павел Астраханов дал имя своему фотогерою “Мужик Марей” (2007), сблизив образы нашего современника и героя одноименного рассказа Ф. М. Достоевского. Десятиклассникам вряд ли знакомо это произведение, но понять, в чем же именно состоит “нарицательность” яркого имени, невозможно без знания текста.

Познакомимся с рассказом, чтобы понять, удалось ли нам увидеть главное в человеке.

Рассказ был напечатан в 1876 году в февральском выпуске “Дневника писателя”, чьим единоличным автором и был Достоевский. Уникальный проект позволил писателю вступить в прямое общение с современниками прежде всего с позиций гражданина. Он не боялся публично высказывать свои убеждения, делиться своим жизненным опытом, обсуждать злободневные проблемы, внимательно прислушиваясь к читательским откликам.

Потребность в диалоге с современностью всегда была характерной чертой Достоевского, поэтому журнальное дело (“Время”, “Эпоха”, “Гражданин”) и публицистика были важной частью его творческой деятельности. Некоторые художественные произведения были напечатаны именно на страницах “Дневника…” (“Мальчик у Христа на елке”, “Сон смешного человека”, “Кроткая”). Вот и “Мужик Марей” возникает в контексте авторских размышлений о народной судьбе.

Тексты раздаются ученикам, но само чтение рассказа рекомендуем выполнить учителю

"Человек есть тайна. Ее надо разгадать, и ежели будешь ее разгадывать всю жизнь, то не говори, что потерял время; я занимаюсь этой тайной, ибо хочу быть человеком", - размышлял восемнадцатилетний Достоевский([17]). Разгадал ли кто-либо из людей эту тайну? Думаю, нет. Проблема человека устремлена в будущее. Каждый из нас и каждый из тех, кто придет нам на смену, еще не раз зададут себе вопросы: кто я? для чего живу? для чего существует весь человеческий род? Каждый найдет свой ответ или не найдет его вовсе, уходя в неведении в мир иной - в мир, где божественное озарение, прояснив наш разум, разрешит все проблемы. Но тех, кто уходит в неведении, не так много. Смысл жизни необходим нам, как воздух. Как вода, необходимо нам понимание человека в его целостности, что помогает индивиду понять самого себя. Философия и литература делают неоценимый вклад в раскрытие сущности человека, в поиск им смысла жизни. Несчетное число философских концепций человека и идей, содержащихся в художественных произведениях, - где истина? как определить сущность человека и смысл его жизни? Нельзя забывать, что истина не статичное, а развивающееся явление. Сегодня истинно это, завтра это же стало ложным. Проблема человека развивается во времени: огромный путь уже пройден, но будущее открывает все новые и новые перспективы решения этой проблемы. Главное, не впадать в крайности, "расщепляя" при этом единую сущность человека, и помнить: чтобы быть личностью, нам надо каждую минуту, каждое мгновение, шаг за шагом постигать тайну, имя которой - Человек.

[1] Бердяев Н.А. О назначении человека // Мир философии: Книга для чтения. - М., 1991. - Ч.II. - с. 256.

[2] Кузнецов В.Г., Кузнецова И.Д., Миронов В.В.,Момджян К.Х. Философия. Учебник. - М.: ИНФРА - М., 1999. С. 422.

[3] Кузнецов В.Г., Кузнецова И.Д., Миронов В.В., Момджян К.Х. Философия. Учебник. - М.: ИНФРА - М., 1999. С. 423.

[4] Философский энциклопедический словарь / Гл. редакция: Л.Ф. Ильичев, П.Н. Федосеев и др. - М.: Сов. Энциклопедия, 1983 - с. 769.

[5] Хомич Е.В. Человек // Новейший философский словарь / Сост А.А. Грищанов. - Минск: Изд. В.М. Скакун, 1998. - С. 802.

[6] Гуревич, П.С. Философская антропология: Учебное пособие. - М.: Вестник, 1997.- С.6

[7] Ортега- и -Гассет. Восстание масс // Вопросы философии. - 1989. - № 3. - С. 120.

[8] Ортега- и -Гассет. Восстание масс // Вопросы философии. - 1989. - № 3. - С. 121.

[9] Философский энциклопедический словарь / Гл. редакция: Л.Ф. Ильичев, П.Н. Федосеев и др. - М.: Сов. Энциклопедия, 1983. - с. 489.

[10] Кузнецов В.Г., Кузнецова И.Д. и др. Философия: Учебник. - М.: ИНФРА - М, 1999. - С. 423

[11] Орлов В.В. Социальная биология // Соотношение биологического и социального. Межвузовский сборник научных трудов. - Пермь: Изд. Перм. Ун - та, 1981. - С. 17.

[12] Иванов В.П. Художественная деятельность и художественная реальность // Художественная деятельность. Проблемы субъекта и объективной детерминации. - Киев, 1981. - С.100.

[13] Москвина Р.Р., Мокроносов Г.В. Человек как объект философии и литературы. - Иркутск.: Изд-во Иркут. Ун-та, 1987. - С. 50.

[14] Москвина Р.Р., Мокроносов Г.В. Человек как объект философии и литературы. - Иркутск.: Изд-во Иркут. Ун-та, 1987. - С. 71.

[15] Москвина Р.Р., Мокроносов Г.В. Человек как объект философии и литературы. - Иркутск.: Изд-во Иркут. Ун-та, 1987. - С. 73.

[16] Москвина Р.Р., Мокроносов Г.В. Человек как объект философии и литературы. - Иркутск.: Изд-во Иркут. Ун-та, 1987. - С. 85.

[17] Достоевский Ф.М. Полн. Собр. соч.: В 30 Т. - Л., 1985. - Т.28. - Кн. 1. - С. 63.

Название: Человек как философская проблема
Дата: 2007-05-31
Просмотрено 46814 раз


Н. А. Бердяев. Откровение о человеке в творчестве Достоевского

По всему видно, что мучил Достоевского именно человек. И этот человек замучил в конце концов Достоевского.

Что же мучило Достоевского более всего в человеке? Написал ли он об этом где-нибудь прямо и открыто или был вынужден свою муку прятать в бесконечных моральных хитросплетениях своих романов?

Еще на заре своего писательского пути Достоевский в письме брату произнес слова, которые, являются его самым сокровенным не только творческим, но и жизненным кредо:

Все как будто правильно в этих словах: и вера Достоевского в бесконечную силу души и силу любви, и познание Бога и Богочеловека, и действительность Христа, и торжество над насилием и падением, и всепрощение, и проповедь царства правды на земле. Все это есть у Достоевского, все это многообразно представлено в различных его произведениях, письмах, дневниках, черновиках, набросках, планах. Но при этом, что-то важное все-таки остается за бортом. Каким-то слишком идеальным христианином предстает Достоевский у Соловьева.

По сути дела, Розанов говорит о нравственной тайне, которая заставляет всегда тревожиться человека, сомневаться и мучиться, оставаясь навсегда не разрытой. Не все, конечно, мучаются этим, но речь ведь идет о тех, кто стремится к истинной жизни, а не к миру иллюзий и ложных утешений, которыми всегда усыпляет человека культура. Последней истины ищет Достоевский, понимая, что именно последнее, которое могло бы реально утешить, недостижимо.

Но именно это незнание всех глубинных мотивов, которое являет Достоевский, тех мотивов, которые живут на таком инфернальном дне, что абсолютно недоступны ни для какой этики – ни светской, ни религиозной, так вот это незнание мотивов освобождает человека, ибо продвигает к самому сокровенному и заветному у Достоевского, к тайне человека. Это незнание, проникновение в которое и составляет весь тот таинственный и мрачный лабиринт произведений Достоевского, обладает ни с чем не сравнимой притягательной силой, которой, увы, не обладают прозрачные и понятные тексты Толстого, например. Да и тексты множества других авторов, которые с позиции своего авторского божества вещают человеку об истинах его бытия.

И все это бесконечно разлито во всех произведениях Достоевского, они просто перенасыщены какой-то невероятно чарующей магмой непостижимого, которое неотступно преследует всякого, кто вступает в этот страшный, но неизбежны для каждого мир Достоевского.

Кто ж такой человек, что бытие доверило ему свой тайну? И не просто доверило, радостно вручив бесценный дар, но через муки и страдания, через переживания бессмысленности жизни, раскрывающейся в такой бессмысленной, но такой нестерпимо мучительной тайне. Такое существование на гране истерики, на гране отчаяния невозможно и невыносимо. Достоевский не щадит ни героев, ни читателя, подвергая их адской пытке самыми различными испытаниями.

О Достоевского как о неприступную скалу разбиваются все человеческие представления и притязания, все человеческие истины. Разбилось все, кроме Сизифова камня, в котором и заключена вся боль и мука Достоевского, все неразгаданные загадки бытия, вся бессмысленность и абсурдность человеческих страданий и жизни, вообще все человеческое, в котором его последняя тайна. Но это мука не ради муки; она подлинна, ее нужно пережить, перетерпеть, переждать, ее нужно выстрадать. Ибо в конце концов это мука рождает надежду.

Читайте также: