Человеческая сущность в притчах сочинение

Обновлено: 04.07.2024

Притчи о человеческой сущности, пожалуй, наиболее склонный к критике человека раздел. Здесь собраны притчи, акцентирующие внимание на чертах характера и поведенческих реакциях человека. Взгляд со стороны даёт возможность увидеть свои собственные недостатки, стереотипы поведения. Читая притчи о человеческой сущности очень легко можно провести параллели с окружающим современным миром, в героях притч узнать знакомых людей и понять от каких собственных недостатков лучше избавиться.

Будущее — продолжение прошлого

Что бы ты ни делал в будущем, это будет не более чем продолжение прошлого. Ты можешь немного изменить его — залатать здесь и там, но главная его часть останется прежней.

Кто-то спросил Муллу Насреддина, когда он лежал на смертном одре:

— Если бы тебе снова дали жизнь, как бы ты прожил её, Насреддин? Захотел бы ты что-нибудь изменить?

Насреддин закрыл глаза в задумчивости, в медитации, потом снова их открыл и сказал:

— Да, если бы мне снова дали жизнь, я стал бы расчёсывать волосы на прямой пробор. Мне всегда этого хотелось, но мой отец всегда настаивал, чтобы я этого не делал. И когда мой отец умер, мои волосы так к этому привыкли, что я уже не мог их расчёсывать на прямой пробор.

Величайший человек

Притча в изложении Ошо.

Вы всё время смотрите на жизнь с одной-единственной точки зрения — своей. Человечество привыкло считать, что земля является центром вселенной; а человек, конечно, является центром земли; а вы, конечно, являетесь центром человечества.

Я слышал об одном профессоре философии в парижском университете. Однажды он провозгласил:

— Я — величайший человек в мире!

Студенты рассмеялись: он был бедным профессором. Но поскольку он сказал это, он должен был иметь что-то в виду. Поэтому его попросили:

— Вы логик, докажите это, пожалуйста.

Он принёс в класс карту мира и спросил студентов:

— Какая страна является величайшей в мире? Можете ли вы сказать, можете ли вы показать её?

Они все были французами, поэтому величайшей страной оказалась Франция.

Потом он сказал:

— Итак, весь остальной мир нас не интересует. Если я смогу доказать, что я величайший человек Франции, то этого будет достаточно.

— Это кажется логичным.

Но теперь они начали ощущать некоторое беспокойство. Он сказал:

— А какой город является величайшим во Франции?

Они все были парижанами, и, конечно, этим городом оказался Париж. Они ещё больше обеспокоились. А потом он спросил:

— А какое место в Париже является наиболее великим и священным?

Конечно, это был их университет.

— А какой самый главный факультет в университете?

Конечно, это был факультет философии. И он закончил:

— А я являюсь деканом факультета философии.

Гнев

Жил-был один очень вспыльчивый и несдержанный молодой человек. И вот однажды его отец дал ему мешочек с гвоздями и наказал каждый раз, когда он не сдержит своего гнева, вбить один гвоздь в столб забора.

В первый день в столбе было несколько десятков гвоздей. На другой неделе он научился сдерживать свой гнев, и с каждым днём число забиваемых в столб гвоздей стало уменьшаться. Юноша понял, что легче контролировать свой темперамент, чем вбивать гвозди.

Наконец пришёл день, когда он ни разу не потерял самообладания. Он рассказал об этом своему отцу и тот сказал, что на сей раз каждый день, когда сыну удастся сдержаться, он может вытащить из столба по одному гвоздю.

Шло время, и пришёл день, когда он мог сообщить отцу о том, что в столбе не осталось ни одного гвоздя. Тогда отец взял сына за руку и подвел к забору:

— Ты неплохо справился, но ты видишь, сколько в столбе дыр? Он уже никогда не будет таким как прежде. Когда говоришь человеку что-нибудь злое, у него остается такой же шрам, как и эти дыры. И не важно, сколько раз после этого ты извинишься — шрам останется.

Карандаш

Прежде чем положить карандаш в коробку, карандашный мастер отложил его в сторону.

— Есть пять вещей, которые ты должен знать, — сказал он карандашу, — прежде чем я отправлю тебя в мир. Всегда помни о них и никогда не забывай, и тогда ты станешь лучшим карандашом, которым только можешь быть.

Первое: ты сможешь сделать много великих вещей, но лишь в том случае, если ты позволишь Кому-то держать тебя в Своей руке.

Второе: ты будешь переживать болезненное обтачивание время от времени, но это будет необходимым, чтобы стать лучшим карандашом.

Третье: ты будешь способен исправлять ошибки, которые ты совершаешь.

Четвертое: твоя наиболее важная часть будет всегда находиться внутри тебя.

И пятое: на какой бы поверхности тебя не использовали, ты всегда должен оставить свой след. Независимо от твоего состояния, ты должен продолжать писать.

Карандаш понял и пообещал помнить об этом. Он был помещен в коробку с призванием в сердце.

Смысл этого высказывания знаменитого немецкого философа заключается в том, что истинное лицо человека раскрывается только в процессе общения и непосредственного взаимодействия с ним. Лишь таким образом люди демонстрируют свои личностные качества и показывают свой внутренний мир.

Я полностью согласен с данным изречением, потому что тоже считаю: человека можно по-настоящему узнать, только получив достаточный опыт общения с ним лично, наедине. Важно доверять собственным мыслям и взглядам на основе этого общения, а не судить о сущности человека преждевременно, поверхностно.

Людвиг Фейербах

Обратимся к теоретическому смыслу данного утверждения Фейербаха. Социальной сущностью человека называются черты, которые характеризуют его личность по отношению к внешнему миру; его навыки, которые позволяют наладить связь с другими членами общества, его ценностные установки, его поведение в обществе. Сущность человека, проявляющаяся в отношении друг к другу – это естественные человеческие чувства. Одной из важнейших потребностей личности является социальное взаимодействие с другими людьми внутри общества. Только таким образом человек формироваться как личность, проходить процесс социализации. При взаимодействии важно взаимопонимание между людьми, только тогда результат их общения будет положителен.

Потёмкин и Екатерина Вторая

В отечественной истории мы тоже можем найти примеры, когда люди раскрывают друг перед другом свою сущность, и она значительно отличается от того впечатления, которое производит их общение. Таким примером может послужить переписка Екатерины II и Григория Потёмкина. Из этого общения становится понятно, что Григорий Александрович был для императрицы гораздо бо́льшим, чем просто фаворитом. Он был ещё и её соратником, единомышленником, другом. Переписка содержит и обсуждение дел государственной важности, и простое, искреннее и душевное общение. На его основании можно заключить, что они были действительно родственными душами, а их отношения отличались крепкой эмоциональной связью.

Подвести итоги своим рассуждениям хотелось бы следующими выводами. Далеко не всегда можно познать внутренний мир человека по его поступкам, и уж тем более внешности. Поступки скрывают какие-то определённые мотивы (как хорошие, так и дурные), а внешность обманчива и легко поддаётся изменениям. Истинные особенности личности наглядно проявляются только в тесном общении и единении с другими людьми.

Сегодняшним детям предстоит жить в обществе, которое будет существенно отличаться от того, в котором жили их родители. В современном мире система образования должна формировать новые качества - инициативность, инновационность, мобильность, гибкость, динамизм и конструктивность. Следовательно, выпускнику современной школы, чтобы жить и трудиться в наступившем тысячелетии, необходимо:

- обладать стремлением к самообразованию на протяжении всей жизни;

- владеть новыми технологиями и понимать возможности их использования;

- уметь принимать самостоятельные решения;

- адаптироваться в социальной и будущей профессиональной сфере;

- разрешать проблемы и работать в команде;

- быть готовым к перегрузкам, стрессовым ситуациям и уметь быстро выходить из них.

Чтобы сформировать компетентного выпускника, необходимо применять активные методы обучения, технологии, развивающие познавательную, коммуникативную и личностную активность нынешних школьников. Над этими задачами предстоит работать и мне.

Все годы работы в школе я – классный руководитель. Трижды была рядом с учащимися с 5 по 11 класс.

Моим первым выпускникам уже более 30 лет. Это состоявшиеся специалисты различных профессий, люди, которые многого добились в своей жизни. И очень приятно, что мне приходится учить детей своих выпускников.

Цели и задачи воспитательной работы в классе

Цель воспитательной работы в классе – создание оптимальных условий для жизнедеятельности классного коллектива и воспитание социально адаптированного человека.

- развитие каждого ребенка, сохраняя его неповторимость;

- раскрытие потенциальных талантов учащихся;

- создание условий для нормального духовного, умственного и физического самосовершенствования;

- воспитание культурного человека – это значит привитие ему интереса к окружающему миру, к окружающим людям.

Каждый ребенок должен понять, что он желанен, любим, интересен и при этом ответственен за такое отношение к себе.

Классные часы

Классный час является традиционной формой общения классного руководителя и детей. Но сегодня это должен быть современный классный час, идущий в ногу со временем. Чтобы разнообразить такие часы общения использую ИКТ, что позволяет экономить время на мероприятии, сделать его более наглядным, интересным.

Классный час разработан на основе Интернет – ресурсов:

Цель: Способствовать расширению кругозора учащихся, пониманию скрытого образного смысла, активизации познавательной деятельности, развитию интуиции, воспитанию нравственности.

Оборудование: ПК, проектор, презентация, дидактический материал (распечатка притч).

Форма проведения: работа в группах.

Ход мероприятия.

Тема нашего сегодняшнего разговора – Притчи. Кто из вас знает, что это?

(Учащиеся высказывают своё предположение)

Давайте сформулируем вопросы, на которые нам нужно будет найти ответ во время классного часа.

(Ребята формулируют вопросы)

Что такое притча?

Какие бывают притчи?

Для чего они нужны?

(Вопросы записываются на доске)

Я расскажу вам сейчас небольшую историю.

Шел мудрец, а навстречу ему три человека, везли под горячим солнцем тележки с камнями для строительства Храма. Мудрец остановился и задал каждому по вопросу.
У первого спросил: - Что ты делал целый день?
И тот с ухмылкою ответил, что целый день возил проклятые камни.
У второго спросил: ” А ты что делал целый день? ”- И тот ответил: ” Я добросовестно выполнял свою работу. “
А третий улыбнулся, его лицо засветилось радостью и удовольствием, и он ответил:
“ А я принимал участие в строительстве Храма “.

Попытайтесь объяснить, почему выполняя одну и ту же работу, ответы получились разные?

Ребята пришли к выводу, что отношение у людей к работе разное, потому, что внутренний настрой каждого рабочего разный.

А как вы думаете, что я вам сейчас прочитала?

(Ответ детей – притчу.)

Давайте попробуем ответить на первый наш вопрос. Так что же такое притча?

Итак, ответ на первый вопрос:

Притча – это рассказ, в иносказательной форме, содержащий нравоучение, поучение в примере.

Притча – это малый жанр дидактической литературы, по основным признакам тождественный с басней.

Притча – это источник мудрости.

Притча – это не просто тексты, не просто рассказы. Каждая притча может что-то дать, чему-то научить. В ней заложена какая-то определённая правда, какой-то определённый урок, маленький или большой закон Мира, в котором мы живем.

Посредством притч можно получить доступ к знанию законов объёмного мира. Причём этот доступ — облегчённый, потому что притчи — это искусство слов попадать прямо в сердце. Это своеобразный учебный материал, который непременно поможет внимательному и вдумчивому ученику путешествовать по Миру осознанно и радостно.

Абуль-Фарадж называл притчи рассказами, освежающими разум и удаляющими из сердца горе и печаль.

(Если нет притчи-песни, то текст – притча № 1 из дидактических материалов к классному часу - можно выдать ребятам).

Вы хотите что-то сказать?

Может быть, кто-то уже сможет ответить на второй наш вопрос, – какие бывают притчи?

Давайте познакомимся со следующими притчами и попробуем найти их суть. Только читайте притчи правильно:

Прочтите притчу два раза. Поразмыслите над ней. Примерьте ее к своей жизни.

Прочтите притчу еще раз после того, как вы поразмыслили над ней. Сотворите внутри себя безмолвие и позвольте ей раскрыть вам свою духовную глубину и свой духовный смысл - нечто, находящееся за пределами слов и размышлений.

(Учащиеся работают в группах над притчами № 2, № 3, № 4 из дидактических материалов к классному часу. Затем озвучивают своё понимание сути той или иной притчи.)

А сейчас внимание на экран. На презентации иллюстрированная притча о человеческой сущности.

Когда-то давно старый индеец открыл своему внуку одну жизненную истину:

- В каждом человеке идёт борьба, очень похожая на борьбу двух волков.

Один волк представляет зло – зависть, ревность, эгоизм, амбиции, ложь.

Другой волк представляет добро – мир, любовь, надежду, истину, доброту и верность.

Как вы думаете, ребята, что ответил старый индеец?

( Работа в группах. Высказывание своих предположений.)

Пришла пора дать ответ на наш третий вопрос. Ваши предложения.

- ПРИТЧИ созданы на реальном бытовом фольклорном материале, т.е. ПРОСТЫ ДЛЯ ВОСПРИЯТИЯ.

- ПАРАДОКСАЛЬНЫ: ставят внешний ум в тупик, что способствует развитию "инсайд" - способности к мгновенному озарению, пониманию более глубокого скрытого образного смысла.

- РАСШИРЯЮТ СОЗНАНИЕ.
- Притчи гуманны и дают представление о ЧЕЛОВЕЧЕСКИХ ЦЕННОСТЯХ.
- Мотивируют исследование своей внутренней сути, стимулируют к САМОПОЗНАНИЮ.
- Стимулируют гармоничное развитие образного и логического мышления одновременно.
- Развивают способности человека. Позволяют ощущать мир ЦЕЛИКОМ, целостно, а не по кусочкам. "Схватывать" общую структуру мира, видеть мир голографическим, т.е. образно.

- Притчи развивают интуицию, умение "читать между строк", видеть поэзию и красоту в простом и обыденном
- ПОУЧИТЕЛЬНЫ.

А сейчас пусть каждый из вас подведёт итог нашего разговора, продолжив одно из предложений:

- Я сегодня узнал….

- Этот разговор для меня….

- Я и не знал, что….

Дидактический материал для проведения классного часа.

Лежали в больнице в палате одной,
Два тяжко больных человека.
Один у окошка лежал, а другой,
У двери, где не было света.
Один постоянно в окошко глядел,
Другой лишь на краску дверную,
И тот, что у двери, узнать захотел,
Про жизнь за окошком другую.

С готовностью первый больной рассказал,
Что видно ему из окошка:
"Там тихая речка, дощатый причал,
И ходит по берегу кошка.
По синему небу плывут облака
Причудливые, как зверушки.
Сидят на причале там два рыбака,
И с внуком гуляет старушка".

И так каждый день. То про сказочный лес,
Рассказывал, то про влюбленных.
Другой же сосед перестал даже есть,
Считая себя обделенным.
Он мучился злобой, и зависть росла,
Его постепенно съедая.
Не мог он понять, почему же была,
Тут несправедливость такая.

Однажды сосед у окна занемог,
Что не было сил разогнуться.
Он стал задыхаться и даже не мог,
До кнопки своей дотянуться.
У двери сосед мог на кнопку нажать,
И вызвать сестру милосердья,
Но он не нажал и остался лежать,
Глаза закрывая усердно.

На утро сестра милосердья пришла
Постель поменять за покойным.
Сосед попросил, и она помогла,
Занять эту самую койку.
Когда ж он в окно, наконец, посмотрел,
На шее задергалась вена.
Увидел он вместо того, что хотел
Глухую высокую стену.

Он был потрясен и сестре рассказал,
Про тихую, чистую речку,
Про сказочный лес, про дощатый причал,
И небо в кудрявых овечках.
"Ах, если б он видел! - сказала сестра. -
Всю жизнь он слепым оставался".
"Зачем же тогда. " - тут больной прошептал.
"Да он вас утешить старался".

Жили-были два соседа. Пришла зимушка-зима, выпал снег. Первый сосед ранним утром вышел с лопатой разгребать снег перед домом. Пока расчищал дорожку, посмотрел, как там дела у соседа. А у соседа — аккуратно утоптанная дорожка.

На следующее утро опять выпал снег. Первый сосед встал на полчаса раньше, принялся за работу, глядит — а у соседа уже дорожка проложена.

На третий день снегу намело — по колено. Встал еще раньше первый сосед, вышел наводить порядок. А у соседа — дорожка уже ровная, прямая — просто загляденье!

В тот же день встретились они на улице, поговорили о том, о сем, тут первый сосед невзначай и спрашивает:

— Послушай, сосед, а когда ты успеваешь снег перед домом убирать?

Второй сосед удивился сначала, а потом засмеялся:

— Да я его никогда не убираю, это ко мне друзья ходят!

. Наступал вечер. Некий человек взял маленькую свечку и начал взбираться с ней по длинной винтовой лестнице.
- Куда мы идем? - спросила свечка.
- Мы взбираемся на башню, чтобы осветить кораблям путь в гавань.
- Но ни один корабль в гавани не сможет увидеть мой свет, - возразила свеча.
- Хоть твой огонек и невелик, - сказал человек, - все же продолжай гореть так ярко, как сможешь, остальное же оставь за мной.
Так беседуя, они достигли вершины лестницы, и подошли к большой лампе. Человек зажег лампу при помощи маленькой свечки, и вскоре, большие отполированные зеркала за лампой отразили лучи от маленькой свечки, и свет ее распространился на мили окрест и вглубь моря, освещая путь кораблям и путешественникам.
. Как маленькая свечка или даже спичка могут разжечь огромный костер и указать путь сотням людей, так и малое пламя твоего душевного тепла и хорошего примера сможет в принципе изменить жизнь, мировоззрение и судьбу людей, даже если ты сам этого еще и не осознаешь в полной мере.
Просто будь светом для окружающих тебя людей как тот маячок, который радостно направлял корабли в безопасную гавань".

Группа выпускников престижного вуза, успешных, сделавших замечательную карьеру, пришли в гости к своему старому профессору. Во время визита разговор зашел о работе: выпускники жаловались на многочисленные трудности и жизненные проблемы.
Предложив своим гостям кофе, профессор пошел на кухню и вернулся с кофейником и подносом, уставленным самыми разными чашками: фарфоровыми, стеклянными, пластиковыми, хрустальными. Одни были простые, другие дорогие.
Когда выпускники разобрали чашки, профессор сказал:
— Обратите внимание, что все красивые чашки разобрали, тогда как простые и дешевые остались. И хотя это нормально для вас — хотеть только лучшее для себя, но это и есть источник ваших проблем и стрессов. Поймите, что чашка сама по себе не делает кофе лучше. Чаще всего она просто дороже, но иногда даже скрывает то, что мы пьем. В действительности, все, что вы хотели, было просто кофе, а не чашка. Но вы сознательно выбрали лучшие чашки, а затем разглядывали, кому какая чашка досталась.
А теперь подумайте: жизнь — это кофе, а работа, деньги, положение, общество — это чашки. Это всего лишь инструменты для поддержания и содержания Жизни. То, какую чашку мы имеем, не определяет и не меняет качества нашей Жизни. Иногда, концентрируясь только на чашке, мы забываем насладиться вкусом самого кофе.
Наиболее счастливые люди — это не те, которые имеют все лучшее, но те, которые извлекают все лучшее из того, что имеют.

Презентация на тему: " Притчи о человеческой сущности Цель: Способствовать расширению кругозора учащихся, пониманию скрытого образного смысла, активизации познавательной деятельности," — Транскрипт:

2 Притчи о человеческой сущности

3 Цель: Способствовать расширению кругозора учащихся, пониманию скрытого образного смысла, активизации познавательной деятельности, развитию интуиции, воспитанию нравственности Способствовать расширению кругозора учащихся, пониманию скрытого образного смысла, активизации познавательной деятельности, развитию интуиции, воспитанию нравственности

4 Вопросы: 1. Что такое притча? 2. Какие бывают притчи? 3. Для чего они нужны

5 Шел мудрец, а навстречу ему три человека везли под горячим солнцем тележки с камнями для строительства храма, Мудрец остановился и задал каждому по вопросу. У первого спросил: - Что ты делал целый день? И тот с ухмылкой ответил, что целый день возил проклятые камни. -У второго спросил: - А ты что делал целый день? И тот ответил: - Я добросовестно выполнял свою работу. А третий улыбнулся, его лицо засветилось радостью и удовольствием, и он ответил: -А я принимал участие в строительстве храма.

6 Притча – это рассказ в иносказательной форме, содержащий нравоучения, поучения в примере; Притча – это малый жанр дидактической литературы, по основным признакам тождественный басне; Притча – это источник мудрости; Притча – это не просто тексты, не просто рассказы. Каждая притча может что-то дать, чему-то научить, в ней заложен определенный урок, маленький или большой закон мира, в котором мы живем; Притчи – это искусство слов попадать прямо в сердце.

9 Зимняя притча Жили - были два соседа. Пришла зимушка-зима, выпал снег. Жили - были два соседа. Пришла зимушка-зима, выпал снег. Первый сосед ранним утром вышел с лопатой разгребать снег перед домом. Пока расчищал дорожку, посмотрел, как там дела у соседа. А у соседа аккуратно утоптанная дорожка. На следующее утро опять выпал снег. Первый сосед встал на полчаса раньше, принялся за работу, глядит - а у соседа уже дорожка проложена. На следующее утро опять выпал снег. Первый сосед встал на полчаса раньше, принялся за работу, глядит - а у соседа уже дорожка проложена. На третий день снегу намело по колено. Встал еще раньше первый сосед, вышел наводить порядок… А у соседа дорожка уже ровная, прямая - просто загляденье На третий день снегу намело по колено. Встал еще раньше первый сосед, вышел наводить порядок… А у соседа дорожка уже ровная, прямая - просто загляденье В тот же день встретились они на улице, поговорили о том о сем, тут первый сосед невзначай и спрашивает : В тот же день встретились они на улице, поговорили о том о сем, тут первый сосед невзначай и спрашивает : -Послушай, сосед, а когда ты успеваешь снег перед домом убирать? Второй сосед удивился сначала, а потом засмеялся: Второй сосед удивился сначала, а потом засмеялся: -Да я его никогда не убираю, это ко мне друзья ходят!

10 Чашка кофе Группа выпускников престижного вуза, успешных., сделавших замечательную карьеру, пришли в гости к своему старому профессору. Во время визита разговор зашел о работе: выпускники жаловались на многочисленные трудности и жизненные проблемы. Группа выпускников престижного вуза, успешных., сделавших замечательную карьеру, пришли в гости к своему старому профессору. Во время визита разговор зашел о работе: выпускники жаловались на многочисленные трудности и жизненные проблемы. Предложив своим гостям кофе, профессор пошел на кухню и вернулся с кофейником и подносом, уставленным самыми разными чашками: фарфоровыми, стеклянными, пластиковыми, хрустальными. Одни были простые, другие дорогие. Предложив своим гостям кофе, профессор пошел на кухню и вернулся с кофейником и подносом, уставленным самыми разными чашками: фарфоровыми, стеклянными, пластиковыми, хрустальными. Одни были простые, другие дорогие. Когда выпускники разобрали чашки, профессор сказал: Когда выпускники разобрали чашки, профессор сказал: - Обратите внимание, что все красивые чашки разобрали, тогда как простые и дешевые остались. И хотя это нормально для вас - хотеть только лучшее для себя, но это и есть источник ваших проблем и стрессов. Поймите, что чашка сама по себе не делает кофе лучше. Чаще всего она просто дороже, но иногда даже скрывает то, что мы пьем. В действительности, все, что вы хотели, было просто кофе, а не чашка. Но вы сознательно выбрали лучшие чашки, а затем разглядывали, кому какая чашка досталась. А теперь подумайте :жизнь - это кофе, а работа, деньги, положение, общество – это чашки. Это всего лишь инструменты для поддержания и содержания Жизни. То, какую чашку мы имеем, не определяет и не меняет качества нашей Жизни. Иногда, концентрируясь только на чашке, мы забываем насладиться вкусом самого кофе. А теперь подумайте :жизнь - это кофе, а работа, деньги, положение, общество – это чашки. Это всего лишь инструменты для поддержания и содержания Жизни. То, какую чашку мы имеем, не определяет и не меняет качества нашей Жизни. Иногда, концентрируясь только на чашке, мы забываем насладиться вкусом самого кофе. Наиболее счастливые люди - это не те, которые извлекают все лучшее из того, что имеют. Наиболее счастливые люди - это не те, которые извлекают все лучшее из того, что имеют.

13 Вывод: 1. Созданный на реальном бытовом фольклорном материале, то есть просты для восприятия; 2. Расширяют сознание; 3. Парадоксальный: ставит ум в тупик, что способствует развитию способностей к мгновенному озарению, пониманию более глубокого скрытого образного смысла; 4. Гуманный и дают представление о человеческих ценностях; 5. Развивают интуицию, умение читать между строк, видеть поэзию и красоту в простом и обыденном; 6. Поучительны.

Читайте также: