Чацкий сломлен количеством старой силы нанеся ей в свою очередь смертельный сочинение

Обновлено: 02.07.2024

Свободолюбивый герой противопоставлен в комедии "Горе от ума" не только отдельным лицам, но и фамусовскому обществу в целом.
Создание широкой сатирической картины жизни реакционного дворянского общества — огромная заслуга Грибоедова. Он не ограничился многосторонним изображением Фамусова как барина-крепостника и чиновника-бюрократа. Писатель нарисовал его единомышленника, типичного для военных кругов, — карьериста Скалозуба, расширил и расцветил картину введением многих эпизодических лиц, гостей в доме Фамусова. Все они объединены общими взглядами на жизнь и людей, но каждый имеет свой яркий, сатирически обрисованный характер.
Хлестова — властная барыня, мать-командирша, типичная крепостница. Держится и говорит она грубовато, бесцеремонно. Завсегдатаем гостиных и столовых изображен "лгунишка, картежник, вор" Загорецкий. Однако он "мастер услужить", и потому везде его принимают. Репетилов отличается болтливостью, глупостью, ветреностью. С грустной иронией рисует Грибоедов образ "мужа-мальчика, мужа-слуги, из жениных пажей" в слабохарактерном Платоне Михайловиче Гориче, всецело подчинившемся своей капризной жене Наталье Дмитриевне. Злая, недовольная всем на свете графиня Хрюмина-внучка приехала к Фамусовым со своей старой полуглухой бабушкой. Графиня-внучка проявляет особое пристрастие к "хорошему тону", который немыслим для нее без французского языка. Многочисленная княжеская семья Тугоуховых признает в людях только знатность, богатство, чины. Интересы княжон — наряды и сплетни; родители озабочены подыскиванием для дочерей подходящих женихов. Заядлые сплетники господа N. и D. с увлечением распространяют слух о сумасшествии Чацкого. Наконец, широкий социальный фон в комедии создается упоминанием в разговорах действующих лиц о множестве людей, их жизни и нравах (Кузьма Петрович, Фома Фомич, Татьяна Юрьевна и другие).
Единомышленники есть и у Чацкого. Это упоминаемые лица: двоюродный брат Скалозуба, племянник княгини Тугоуховской, профессора педагогического института. Сам Чацкий постоянно говорит "мы", "один из нас", выступая, таким образом, не только от своего лица. Но все же здесь, в доме Фамусова, он одинок. Все фамусовское общество единодушно выступает против Чацкого. Софья раздражена из-за нападок Чацкого на Молчалина,- Фамусов — из-за его "завиральных идей". Старуха Хлестова, привыкшая к тому, что ее слушают в почтительном молчании, оскорбилась, когда Чацкий захохотал в ответ на ее слова о Загорецком. Наталья Дмитриевна Горич в претензии на Чацкого за совет жить в деревне. Графиня-внучка обижена на Чацкого за то, что он якобы ее "модисткою изволил величать". Даже семейство Тугоуховских дурного мнения о нем: Чацкий не оправдал надежд как возможный жених,.он оказался не чиновен и не богат.
Однако дело не только в отдельных обидах. Чацкий ненавистен реакционному обществу как идейный враг, как передовой, свободолюбивый человек. И общество принимает свои меры, чтобы его обезвредить. — возводит на него клевету.
Обличение крепостнических взглядов, чинопочитания, невежества, преклонения перед всем иностранным, ничтожности интересов и безделья московских бар непрестанно звучит в комедии, начиная со сцены приезда Чацкого и кончая финалом пьесы. Чацкий критикует принятую в обществе систему воспитания и с осуждением говорит о невежественных учителях-иностранцах. Воспитание молодежи в духе презрения к народу, к национальной культуре, к русскому языку возмущает его. Всю страсть души своей он вкладывает в обличение "пустого, рабского, слепого под-ражанья". Он призывает сильных душой людей "словом и примером нас удержать, как крепкою вожжой, от жалкой тошноты по стороне чужой". Поклонникам всего иностранного он противопоставляет передовых людей, его единомышленников, которые осмеливаются "гласно объявлять" свои здравые мысли, но их-то и ненавидят в обществе, называя "мечтателями, опасными", сумасшедшими.
Причиной "сумасшествия" Чацкого многие из гостей Фамусова считают просвещение, науку. Сами они — люди невежественные, хотя берутся обо всем судить, считая, что их мнения непререкаемы. Именно так отзывается Хлестова об образовании: "И впрямь с ума сойдешь от этих, от одних от пансионов, школ, лицеев. "
Так во взглядах на общественные порядки, на воспитание и образование, гражданский долг и службу, национальную культуру, в отношении к людям, в понимании цели и смысла жизни Чацкий противостоит обществу невежд и крепостников. Сплетни, клевета — вот испытанное орудие борьбы этого общества с такими людьми, как Чацкий. Меткое, свободное, пламенное слово — оружие Чацкого. Но старый мир еще силен, и ряды его сторонников многочисленны. Чацкий вынужден бежать из дома Фамусова и из Москвы "искать по свету, где оскорбленному есть чувству уголок!".
Однако бегство Чацкого из Москвы нельзя воспринять как его поражение. "Чацкий сломлен количеством старой силы, нанеся ей, в свою очередь, смертельный удар качеством силы свежей" — так определил значение Чацкого Гончаров. Декабристы воспринимали Чацкого как близкого им человека. Позднее Герцен писал о близости Чацкого к декабристам:"-Образ Чацкого, меланхолический, ушедший в свою иронию, трепещущий от негодования и полный мечтательных идеалов, появляется в последний момент царствования Александра I, накануне восстания на Исаакиевской площади; это — декабрист".
Белинский считал "Горе от ума" энергичным протестом против "гнусной расейской действительности". Носителем протеста и является в комедии страстный, умный и непримиримый Чацкий.

Мильон терзаний Чацкого — сочинение-рассуждение. Сочинения, анализ и мораль басен. Русский язык и литература школьнику

Сочинение №1

Защиту от суда в друзьях нашли, в родстве,
Великолепные соорудя палаты,
Где разливаются в пирах и мотовстве.

Сочинение №2

Здесь он показан как передовой человек своего времени, а также у которого имеются разные идеи и мысли. Он всегда боролся на свободу, а также и новые формы жизни. Именно Чацкий относится к положительным героям. За всю свою жизнь ему пришлось побывать даже в другой стране, где он прожил очень долго. В другой стране ему пришлось учиться жить по новым законам и правилам.

А когда он возвращается домой, то больше всего ждет когда встретиться со своей любимой Софьей. Вот только она не совсем рада этой встрече. Из всего этого можно сделать вывод о том, что раньше у них уже были отношения, и они даже готовились к свадьбе, но что-то произошло, что навсегда развело их в разные стороны. И когда он видит, что девушка не рада его возвращению, то понимает, что жизнь устроена совсем не так как он думал все это время. Вот здесь и появляется корень миллион терзаний. Кроме этого сама любимая рассказывает ему о том, что уже давно любит другого человека. И этим человеком является Молчанин. А ведь у этого Молчанина совершенно нет своего мнения, и он всегда полагается на мнение других людей и соглашается с ними. Сейчас он работает секретарем. И это очень сильно раздражает нашего главного героя. Те, кто знал, что он много лет жил в другой стране считают его предателем, а ведь ему это совсем не нравится.

Когда он ведет разговор с Фамусовым, то выдает свое недовольство по отношению не только к нему, но и к другим людям, которые его предали. И выдает, что никому и никогда не собирается прислуживаться, ведь от этого ему тошно. Но в России существует огромное количество людей, которые ради своего блага будут прислуживать и делать все, что им прикажут. А поскольку в таком обществе ему не так хочется жить, да и каждый день смотреть на таких людей, то он решает их просто покинуть навсегда.

Иногда в его разговоре можно встретить острые моменты, которые не всем нравятся, а некоторых даже обижают, но он не боится кого-то обидеть или унизить, он высказывает всем правду и молчать не собирается, поэтому поводу.

Но если немного подумать над всем произведением, то можно сказать, что оно не относится к жанру комедии. То что случилось с нашим главным героем является единичным случаем и с другими людьми это может не произойти. Общество старается хотя бы немного изменить мир, и уже даже подготовлены к этому изменению. Если одни люди уйдут, то в этот мир придут другие люди, которые будут жить практически также как и предыдущие люди, но жизнь у них немного измениться, а вот в лучшую сторону или нет, это уже будут решать они.

Сочинение №3

Гениальный драматург, талантливый поэт и выдающийся дипломат, один из образованнейших людей своего времени, Александр Сергеевич Грибоедов своей комедией “Горе от ума” положил начало расцвету русской реалистической драматургии. В 1824 г. он закончил работу над произведением. “Горе от ума” дает общую картину русской жизни эпохи после Отечественной войны 1812 года. В столкновении двух взглядов на мир – “века нынешнего” и “века минувшего”, старого и нового – главная социальная интрига пьесы.

что в комедии “главная роль, конечно, – роль Чацкого, без которой не было бы комедии, а была бы, пожалуй, картина нравов”.

Образ Чацкого – это образ “нового” человека, смелого и непримиримого борца за дело, за идеи, за правду, это что-то свежее, врывающееся в жизнь, несущее перемены. Александр Андреевич – человек с волевым характером, выражающий передовые идеи своего времени. Он дает беспощадную характеристику фамусовскому обществу, твердо хранившему традиции “века минувшего”.

Незаурядный, остроумный, он, бесспорно, возвышается над этим обществом.

Столкновение Чацкого с Фамусовым

обществом было неизбежно. Оно принимает постепенно все более ожесточенный характер, осложняется личной драмой Чацкого.

Его взгляды против существующих устоев общества становятся все более резкими. Диалоги Фамусова и Чацкого – это борьба. В начале комедии она проявляется еще не в острой форме.

Фамусов выступает в роли воспитателя Чацкого.

А в ответ – монолог Чацкого “А судьи кто?”. Он гневно высказывается против идеалов фамусовского общества, против существующих в нем порядков. В своем монологе Чацкий выступает от имени нового поколения: Где, укажите Нам, отечества отцы, которых мы должны принять за образцы?…

Вот уважать кого должны мы на безлюдьи! Вот наши строгие ценители и судьи!

Эти страстные речи Чацкого вызывают неподдельный страх Фамусова: Он вольность хочет проповедать!

Духовные качества Чацкого выявляются в подборе слов, в построении фразы, интона циях, манере говорить.

Речь этого литературного героя – это речь оратора, высокообразованного человека, прекрасно владеющего словом. По мере обострения его борьбы с фамусовским обществом, речь Чацкого все больше окрашивается негодованием, едкой иронией. Во взглядах на общественные порядки, на воспитание и образование, гражданский долг и службу, национальную культуру, в поминании смысла и цели жизни Чацкий противостоит обществу невежд и крепостников.

Сплетни, клевета – основные орудия борьбы этого общества с такими людьми, как Чацкий.

Меткое, свободное, пламенное слово – оружие Чацкого. Это сильное, поистине разящее оружие. Но старый мир еще силен.

И ряды его сторонников многочисленны. Чацкий вынужден уехать из Москвы “искать по свету, где оскорбленному есть чувству уголок”. Однако бегство Чацкого нельзя воспринять как его поражение.

Гончаров сказал: “Чацкий сломлен количеством старой силы, нанеся ей, в свою очередь, смертельный удар качеством сипы свежей. Он вечный обличитель лжи, запрятавшийся в пословицу – “Один в поле не воин”. Нет, воин, если он Чацкий, и притом победитель, но передовой воин, застрельщик и – всегда жертва”.

Спокойное и беспечное существование фамусовского общества кончилось: его осудили, против него восстали, если новое поколение пока слабо в своей борьбе, то и старое бессильно остановить развитие просвещения и передовых идей.

Но есть ли в нем та страсть ?то чувство ? пылкость та?
Чтоб, кроме вас, ему мир целый
Казался прах и суета?

В нем самом есть и чувство, и пылкость, и страсть, но, несмот­ря на это, его постигло разочарование в любви. Софья, которая при своих хороших душевных задатках все же принадлежит к фа-мусовскому обществу, не может полюбить Чацкого, который скла­дом своего ума и души противостоит этому миру. Но личная драма не сломила нашего героя, а только усложнила общественную дра­му, ожесточив его против всей дворянской Москвы.

Чацкий пламенно любил родину, но он любил Россию народ­ную, а не государство царей, помещиков и чиновников. И эталю-бовь к родине пробуждала в нем ненависть к рабству и угнетению народа. Он резко отличается от всего московского общества, над Жизнью и времяпрепровождением которого посмеивается:

У покровителей зевать на потолок,
Явиться помолчать, пошаркать, пообедать,
Подставить стул, поднять платок.

Речь его полна остроумия: в разговоре он так и сыплет острота­ми, подмечая изъяны и недостатки в людях и обществе. Но остает­ся непонятым. Та же Софья, в которой он видел единомышленни­цу, задает ему вопрос:

Случалось ли, чтоб вы, смеясь? или в печали?
Ошибкою ? добро о ком-нибудь сказали ?

Чацких было еще очень мало, но они воплощали в себе ту све­жую, юную силу, которой было суждено развиваться и которая поэтому была непреодолима.[/sms]

Читайте также: