Церковь петра и павла смоленск сочинение

Обновлено: 02.07.2024

Мы неизвестны, но нас узнают; нас почитают умершими, но вот, мы живы; нас наказывают, но мы не умираем; нас огорчают, а мы всегда радуемся; мы нищи, но многих обогащаем; мы ничего не имеем, но всем обладаем.

Апостол Павел

1. Краткая история храма

Храм во имя первоверховных апостолов Петра и Павла, расположенный в Смоленске на улице Кашена, — один из древнейших в Смоленской земле. О древнем периоде его истории почти ничего не известно. Строительство церкви относят к середине XII в., ко времени княжения в Смоленске Ростислава Мстиславича.

После захвата Смоленска польскими войсками храм был превращён в костёл. В это время, в 1632 г., к нему были пристроены двухэтажные палаты, предназначенные для католического архиепископа. Только после возвращения Смоленской земли в состав России храм снова стал православным.

В середине XVIII в. была проведена полная перестройка храмового комплекса. Храм Петра и Павла практически потерял свой первоначальный облик. С его западной стороны пристроили церковь во имя великомученицы Варвары. В 1812 г. церкви были разграблены французами, но уже в следующем году начались работы по восстановлению святынь, которые оплачивало государство.


Храм Петра и Павла с пристроенной церковью во имя великомученицы Варвары. Фото 1870—1880 гг.

После революционных событий 1917 г. храм некоторое время оставался действующим. С 1927 по 1935 г., при архиепископе Серафиме (Остроумове) он был кафедральным, то есть главным храмом Смоленской епархии. Затем храм закрыли.

В 1943 г., во время военных действий, храмовый комплекс был частично разрушен. Реставрационные работы начали проводиться только в 1960 гг. Именно во время этих работ, возглавляемых П. Д. Барановским, было произведено полномасштабное исследование храма, которое сделало возможным восстановление первоначального облика древней церкви.

В 1991 г. в храме Петра и Павла возобновились богослужения.


Храм Святых апостолов Петра и Павла. Смоленск

История Петропавловского храма неразрывно связана с именем нашего великого земляка Петра Дмитриевича Барановского (1892—1984) — российского, советского архитектора, реставратора памятников древнерусского зодчества, спасшего около ста древних церквей. Благодарные смоляне свято чтут это имя за реставрацию средневековых храмов в Смоленске (апостолов Петра и Павла, святого Иоанна Богослова, святого Архангела Михаила и др.), проводившуюся в 1923—1963 гг., а также за его подвижническую работу по реставрации Свято-Троицкого Герасимо-Болдинского монастыря.


П. Д. Барановский

П. Д. Барановский писал о храме Петра и Павла: «Предельно простые, лаконичные, полные величия и монументальности формы Петропавловского храма невольно напоминают о том, что Древняя Русь через Византию была наследницей античных традиций, что простота и гармония форм, заложенные в основу этой архитектуры, были удачно продолжены и талантливо переработаны нашими древними народными мастерами.

  1. Как П. Д. Барановский описывает архитектуру храма Петра и Павла?
  2. Для чего, по мнению П. Д. Барановского, следует сохранять древние памятники?

Составьте хронологию развития храмового комплекса Петра и Павла.

2. Святые первоверховные апостолы Пётр и Павел


Апостол Петр. Икона VI в. Монастырь св. Екатерины, Синай, Египет.


Апостол Павел. Иконописец: Андрей Рублев. Икона 1410-х гг. Государственная Третьяковская галерея.

Апостольское служение Петра было направлено, в первую очередь, на своих соплеменников, принадлежавших к ветхозаветной религиозной традиции, которые не принимали Иисуса Христа как воплотившегося Сына Божия и Спасителя. А Павел проповедовал в основном грекам, римлянам и другим народам, представителям эллинистической языческой культуры. Однако именно Пётр был первым, кто обратил в христианство представителя иного народа, когда крестил уверовавшего в Христа римского военачальника, центуриона Корнилия.

По преданию, оба апостола приняли мученическую смерть в Риме. Согласно церковному преданию, в 67 г. они были казнены по приказу императора Нерона в один день — 29 июня. В этот день (по современному гражданскому календарю, или новому стилю, — 12 июля) Церковь празднует их память.


Апостолы Петр и Павел. Икона конца XIV — начала XV вв. Успенский cобор Московского Кремля

Каково христианское понимание любви?

1. Почему Церковь называет апостолов Петра и Павла первоверховными?

2. Назовите день почитания святых апостолов Петра и Павла в православном календаре по старому стилю, по новому стилю.

3. Есть ли в вашем районе (городе, посёлке, селе) храмы, посвящённые этим святым?


Датировка древних домонгольских храмов — серьезная проблема для научного мира: далеко не все памятники упоминаются в летописи, многие храмы не сохранились, многие сохранились только на уровне фундамента и т.п. По традиции принято считать, что церковь Петра и Павла построена в 1146 году, хотя ученые убеждены, что эта дата не верная. Дело в том, что сведения о храмах, построенных в 1146 году в Новгороде, были ошибочно перенесены на Смоленск (об этом писал исследователей И.И. Орловский). В 1964 году М.К. Крагер предложил относить период строительства к 1170-м годам, исходя из сходства Церкви Петра и Павла с Борисоглебским собором Смядынского монастыря, который является единственным точно датированным памятником смоленской архитектуры XII века. Другие полагают, что оба эти храма построены одной строительной артелью, работавшей во времена смоленского князя Ростислава Мстиславича, в связи с чем датируют церковь серединой XII века. Так или иначе, можно с уверенностью констатировать только тот факт, что храм был построен в XII веке, и является одним из двух сохранившихся памятников смоленского зодчества этого периода.

По ряду данных уже к концу XII века храм был передан в распоряжение городской сотенной организации. Возможно, с этим были связаны и появившиеся в тот период пристройки.

Более-менее известный период истории церкви начинается во времена польской интервенции 1611—1654 годов. Захватив Смоленск, поляки учредили в городе католический, а затем и униатский епископат. Архиепископ Лев Кревза-Ржевусский организовал в церкви Петра и Павла свою резиденцию, для чего в 30-х годах XVII века к западной части церкви пристроили примыкающие двухэтажные палаты, а саму церковь превратили в костел. На ее западной стене появился новый вход в нижний ярус.

В 1654 году, после изгнания поляков, униатская база у церкви была ликвидирована. Около западного торца дворцового корпуса, расположенного рядом с церковью Петра и Павла, была построена красивая шатровая колокольня с двумя раскидистыми лестницами.


В 1782 году с северной стороны к церкви примкнул придел Нила Столбенского (разобранный в 1880 году из-за намокания северной стены церкви).

Во время войны 1812 года церковь выгорела настолько сильно, что оплавились колокола. Священнику Рязанского пехотного полка И. Зубовскому удалось спасти часть имущества храма (деньги и утварь). Деньги были возвращены в церковь в 1813 году, а утварь удалось разыскать только в 1816 году.

Работы по восстановлению церкви после пожара продолжались до 1837 года. В этот период была разобрана древняя глава и замененная новой, хотя – к великой радости ученых — под новой кровлей уцелело основание первоначального барабана редкой 12-гранной формы с 12 узкими окнами.

Сильно перестроенная церковь долгое время не привлекала внимания исследователей, хотя в восточной части стены превосходно сохранились два окна и даже часть арочного пояска в основании закомары, что вместе с рядом других черт говорило о сохранении древней основы памятника.


Во время ремонтных работ 1894—1895 годов все стены церкви были оштукатурены и окрашены. Новый облик храма вместе с позднейшими пристройками почти ничем не указывал на свое древнерусское происхождение.

В ходе ремонта храма в 1909 году обнаружилось, что пол храма был сильно поднят относительно первоначального уровня, а в нижней части его стен были ниши (погребальные аркосолии).

После революции 1917 года церковь, как и многие другие русские храмы, была передана в ведение музея, но в пристроенном храме св. Варвары службы продолжались вплоть до 1936 года. Затем и это храм был закрыт, а здание передано под архив. Священнослужители были репрессированы по делу архиепископа Серафима (Остроумова), который обвинялся в создании контрреволюционной группы. Последний настоятель церкви, о. Иоанн Соколов, был расстрелян в 1937 году по приговору тройки НКВД.

Очередную реставрацию планировалось провести в 1924—1928 годах, даже проводились предварительные исследования. Однако реставрация в те годы так и не состоялась. И только к празднованию 1100-летия основания Смоленска в 1962 году П.Д. Барановский провел реставрацию и вернул церкви ее первоначальный облик, расчистив от всех позднейших пристроек.

Церковь Петра и Павла в Смоленске – это крестовокупольный одноглавый четырехстолпный храм строгих пропорций, подчеркнутых сдержанностью декора. В своем первоначальном виде церковь очень напоминала памятники черниговского храмового зодчества, однако в ее убранстве также присутствовали некоторые романские элементы.

Стены храма сложены из плинфы размером от 4-5×21,5 см до 22,5 х 31-32 см; есть специальные лекальные плинфы для кладки полуколонн и аркатурного пояса. На торцах плинф множество рельефных знаков. Вместо известкового раствора в качестве связующего применялась пластичная глина.

Для облегчения кладки в пятах сводов и закрестьях опорных столбов применялись крупные керамические голосники. Собранные при раскопках в 1966 году фрагменты показали, что голосники были двух типов: красноглиняные амфоры прекрасного обжига и более грубые глиняные узкогорлые кувшины, выполненные техникой ленточного налепа с пятнистой обварной поверхностью коричнево-серого тона.

Первоначально пол также был выложен из плинфы. Остатки этого пола хорошо сохранились в алтарной апсиде. Однако позднее его сменил более нарядный пол из цветных майоликовых плиток. К сожалению, на месте он нигде не сохранился, и установить его наличие можно только по обломкам плиток, найденных в позднем нивелировочном слое и засыпи гробниц в окружающих храм усыпальницах.

Размеры храма: общая длина 20.5 м, ширина 16.2 м. Фасады членятся лопатками. Две средние лопатки оформлены в виде полуколонн, широкие угловые лопатки полуколонн не имеют. Апсиды оживлены широкими вертикальными тягами со слепой, также плоской, аркадой в верхней части. Широкие полуциркульные окна обрамлены одноступенчатой нишей.


В центральной закомаре три окна, в боковых — по одному окну или нише. Ниже главный средний ярус окон: три в среднем членении и по одному в боковых. Очень важен большой разрыв между ярусом окон и нишей портала. Боковые окна как бы подчеркивают незначительность величины портала, усиливая впечатление грандиозности храма. В стенах — незаделанные черные пятна каналов от лесов. На уровне массивных полуциркульных закомар фасады опоясывает лента аркатуры с двойным поребриком, проходящая через верхи полуколонн и лопаток, как бы образуя их карниз. Широкие плоскости лопаток западных углов пересекает лента бегунца и выложенные из плинфы рельефные четырехконечные кресты. В убор карнизной части огромного 12-гранного барабана, кроме опирающейся на плоские тяги аркатуры, введен пояс керамических плиток в виде уступчатых нишек с килевидными завершениями. Обломки этих плит были найдены в закладке древних окон главы во время реставрационных работ Барановского.


Интересен тот факт, что храм имеет перспективные полуциркульные порталы с тимпанами – это черта, которую исследователи относят к влиянию романской архитектуры. В отличие от настоящих романских перспективных порталов, порталы церкви Петра и Павла выполнены весьма скромно — только из прямоугольных тяг.

В интерьере храма присутствуют мощные столбы, имеющие в плане форму креста, которые связаны подпружными арками, несущими с помощью парусов двенадцатигранный барабан главы. Ветви креста, то есть средние членения, перекрыты цилиндрическими сводами, торцы которых образуют центральные закомары. Своды угловых членений тоже цилиндрические, повернутые шелыгами в направлении север-юг. Поэтому на северных и южных фасадах храма боковые закомары соответствуют торцам сводов и в них размещены окна, тогда как боковые закомары восточного и западного фасадов ложные и имеют не окна, а глухие ниши. Система размещения окон формирует интересный эффект освещения внутри храма, который можно ощутить и сегодня.


В глубине алтаря, следуя его полукружию, находилось сложенное из плинфы седалище для клира — горнее место, основание которого вскрыто раскопками.

Хоры расположены только в западной части храма. Их своды также цилиндрические, повернутые по оси север-юг, но имеющие поперечные распалубки, что делает своды угловых членений близкими к крестовым.

Любопытно, что храм не имеет нартекса – для своего времени это была новая тенденция в храмовой архитектуре, которая затем пропадает со второй половины XII века. Южная треть хоров занята изолированной молельней, отделенной от остального пространства кирпичными простенками. Здесь были свой вход из среднего членения хор и маленькая апсида, со щелевидным, обращенным внутрь храма окошком. Существовала теория, согласно которой эта стенка была сложена уже в католическое время – якобы там располагался орган, а через окошко органист мог следить за ходом службы. Однако данная версия не подтвердилась: хотя стенка выполнена без перевязи с основными стенами и, скорее всего, не входила в первоначальный план церкви, она исполнена в той же технике кладки и из кирпича того же формата.

Освещенная двумя щелевидными оконцами лестница на хоры устроена в северной половине очень толстой (около 2 м шириной) западной стены и выводит в их среднее отделение.

Под хорами в северной и южной стенах были сделаны две пары аркосолиев, однако восточные пары пересекались лопатками, так что при строительстве их так и не выложили.

Когда-то стены храма и плоскости оконных проемов были расписаны. Сегодня мы можем судить об этом только по небольшим сохранившимся фрагментам живописи и уцелевшим кое-где широкошляпочным гвоздям. О характере и сюжетах фресок в виду их практически полной утраты судить невозможно, за исключением того, что нижнюю часть росписей образовывала полилития, или имитация каменной облицовки. Стоит отметить, что в начале XX века капелла на хорах частично сохраняла свою древнюю фресковую роспись, однако в дальнейшем эта роспись была безвозвратно утрачена.


В настоящее время Церковь Петра и Павла действующая — богослужение в храме восстановлено с 1991 года. 3 мая 1993 года храм посетил Патриарх Московский и Всея Руси Алексий II. В 1996 году состоялась юбилейная научная конференция, посвященная 850-летию храма. В 1997 году приход церкви приобрел икону Иверской Божией Матери Афонского письма. С 1992 по 2000 год в церкви вновь проводились реставрационные работы.

Церковь Петра и Павла была построена в середине 12 века. Официальной датой постройки храма принято считать 1146 год. Таким образом, это самое старое здание в Смоленске и один из трех сохранившихся в городе храмов домонгольского периода.

Содержание

Введение
1. История развития храма святых апостолов Петра и Павла
2. Основатели храма святых апостолов Петра и Павла
3. Архитектура храма святых апостолов Петра и Павла
4. Современное состояние храма святых апостолов Петра и Павла
5. Паломнические туры к храму святых апостолов Петра и Павла
Заключение
Список использованных источников

1. История развития храма святых апостолов Петра и Павла

В этот период католический архиепископ Лев Кревза-Ржевусский организовал у церкви свою резиденцию, для чего в 30-х годах 17 века с запада от храма были выстроены примыкавшие к нему двухэтажные палаты, а сам храм был превращен в костел. На западной стене церкви появился новый вход в нижний ярус. В 1654 году, после изгнания поляков, униатская база у церкви была ликвидирована. Около западного торца дворцового корпуса, расположенного рядом с церковью Петра и Павла, была построена красивая шатровая колокольня с двумя раскидистыми лестницами.

В 18 веке над дворцом был выстроен третий этаж, занятый придельной церковью святой великомученицы Варвары. В 1782 году с северной стороны к церкви примкнул придел Нила Столбенского. Его разобрали в 1880 году.

Во время войны 1812 года церковь выгорела настолько сильно, что оплавились колокола. Священнику Рязанского пехотного полка И. Зубовскому удалось спасти часть имущества храма (деньги и утварь). Деньги были возвращены в церковь в 1813 году, а утварь удалось разыскать только в 1816 году. В храме хранилась местно чтимая икона преподобного Нила Столбенского с частицей его святых мощей, а также древняя икона апостолов Петра и Павла. Во время ремонтных работ 1894–1895 годов все стены церкви были оштукатурены и окрашены. Новый облик храма вместе с позднейшими пристройками почти ничем не указывал на его древнерусское происхождение.[2]

После Октябрьской революции 1917 года здание храма было передано в ведение музея, и до 1936 года служба продолжалась только в пристроенном храме святой великомученицы Варвары. В 1936 году и это храм был закрыт, а здание передано под архив. В 1943 году во время боев за освобождение Смоленска храм сильно пострадал. В 1962-1963 годах к празднованию 1100-летия основания Смоленска под руководством архитектора Петра Дмитриевича Барановского Смоленские реставрационные мастерские выполнили работы, вернувшие храму Петра и Павла первоначальный облик.

2. Основатели храма святых апостолов Петра и Павла

Нужна помощь в написании реферата?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

3. Архитектура храма святых апостолов Петра и Павла

Церковь Петра и Павла в Смоленске – это крестовокупольный одноглавый четырехстолпный храм строгих пропорций, подчеркнутых сдержанностью декора. В своем первоначальном виде церковь очень напоминала памятники черниговского храмового зодчества, однако в ее убранстве также присутствовали некоторые романские элементы.

Стены храма сложены из плинфы размером от 4-5×21,5 см до 22,5 х 31-32 см; есть специальные лекальные плинфы для кладки полуколонн и аркатурного пояса. На торцах плинф множество рельефных знаков. Вместо известкового раствора в качестве связующего применялась пластичная глина.

Для облегчения кладки в пятах сводов и закрестьях опорных столбов применялись крупные керамическиеголосники. Собранные при раскопках в 1966 году фрагменты показали, что голосники были двух типов: красноглиняные амфоры прекрасного обжига и более грубые глиняные узкогорлые кувшины, выполненные техникой ленточного налепа с пятнистой обварной поверхностью коричнево-серого тона.

Первоначально пол также был выложен из плинфы. Остатки этого пола хорошо сохранились в алтарной апсиде. Однако позднее его сменил более нарядный пол из цветных майоликовых плиток. К сожалению, на месте он нигде не сохранился, и установить его наличие можно только по обломкам плиток, найденных в позднем нивелировочном слое и засыпи гробниц в окружающих храм усыпальницах.

Размеры храма: общая длина 20.5 м, ширина 16.2 м. Фасады членятся лопатками. Две средние лопатки оформлены в виде полуколонн, широкие угловые лопатки полуколонн не имеют. Апсиды оживлены широкими вертикальными тягами со слепой, также плоской, аркадой в верхней части. Широкие полуциркульные окна обрамлены одноступенчатой нишей. В центральной закомаре три окна, в боковых — по одному окну или нише. Ниже главный средний ярус окон: три в среднем членении и по одному в боковых. Очень важен большой разрыв между ярусом окон и нишей портала. Боковые окна как бы подчеркивают незначительность величины портала, усиливая впечатление грандиозности храма. В стенах — незаделанные черные пятна каналов от лесов. На уровне массивных полуциркульных закомар фасады опоясывает лента аркатуры с двойным поребриком, проходящая через верхи полуколонн и лопаток, как бы образуя их карниз. Широкие плоскости лопаток западных углов пересекает лента бегунца и выложенные из плинфырельефные четырехконечные кресты. В убор карнизной части огромного 12-гранного барабана, кроме опирающейся на плоские тяги аркатуры, введен пояс керамических плиток в виде уступчатых нишек с килевидными завершениями. Обломки этих плит были найдены в закладке древних окон главы во время реставрационных работ Барановского. Интересен тот факт, что храм имеет перспективные полуциркульные порталы с тимпанами – это черта, которую исследователи относят к влиянию романской архитектуры. В отличие от настоящих романских перспективных порталов, порталы церкви Петра и Павла выполнены весьма скромно — только из прямоугольных тяг.

В интерьере храма присутствуют мощные столбы, имеющие в плане форму креста, которые связаны подпружными арками, несущими с помощью парусов двенадцатигранный барабан главы. Ветви креста, то есть средние членения, перекрыты цилиндрическими сводами, торцы которых образуют центральные закомары. Своды угловых членений тоже цилиндрические, повернутые шелыгами в направлении север-юг. Поэтому на северных и южных фасадах храма боковые закомары соответствуют торцам сводов и в них размещены окна, тогда как боковые закомары восточного и западного фасадов ложные и имеют не окна, а глухие ниши. Система размещения окон формирует интересный эффект освещения внутри храма, который можно ощутить и сегодня. В глубине алтаря, следуя его полукружию, находилось сложенное из плинфы седалище для клира — горнее место, основание которого вскрыто раскопками. Хоры расположены только в западной части храма. Их своды также цилиндрические, повернутые по оси север-юг, но имеющие поперечные распалубки, что делает своды угловых членений близкими к крестовым. Любопытно, что храм не имеет нартекса – для своего времени это была новая тенденция в храмовой архитектуре, которая затем пропадает со второй половины XII века. Южная треть хоров занята изолированной молельней, отделенной от остального пространства кирпичными простенками. Здесь были свой вход из среднего членения хор и маленькая апсида, со щелевидным, обращенным внутрь храма окошком. Существовала теория, согласно которой эта стенка была сложена уже в католическое время – якобы там располагался орган, а через окошко органист мог следить за ходом службы.

Однако данная версия не подтвердилась: хотя стенка выполнена без перевязи с основными стенами и, скорее всего, не входила в первоначальный план церкви, она исполнена в той же технике кладки и из кирпича того же формата. Освещенная двумя щелевидными оконцами лестница на хоры устроена в северной половине очень толстой (около 2 м шириной) западной стены и выводит в их среднее отделение. Под хорами в северной и южной стенах были сделаны две пары аркосолиев, однако восточные пары пересекались лопатками, так что при строительстве их так и не выложили. Когда-то стены храма и плоскости оконных проемов были расписаны. Сегодня мы можем судить об этом только по небольшим сохранившимся фрагментам живописи и уцелевшим кое-где широкошляпочным гвоздям. О характере и сюжетах фресок в виду их практически полной утраты судить невозможно, за исключением того, что нижнюю часть росписей образовывала полилития, или имитация каменной облицовки. Стоит отметить, что в начале XX века капелла на хорах частично сохраняла свою древнюю фресковую роспись, однако в дальнейшем эта роспись была безвозвратно утрачена. [1]

4. Современное состояние храма святых апостолов Петра и Павла

Церковь Петра и Павла — это крестовокупольный одноглавый четырехстолпный храм строгих пропорций, подчеркнутых сдержанностью декора. В своем первоначальном виде церковь очень напоминала памятники черниговского храмового зодчества. Когда-то стены храма и плоскости оконных проемов были расписаны. Сегодня мы можем судить об этом только по небольшим сохранившимся фрагментам живописи. О характере и сюжетах фресок в виду их практически полной утраты судить невозможно, за исключением того, что нижнюю часть росписей образовывала полилития, или имитация каменной облицовки. Еще в начале 20 века капелла на хорах частично сохраняла свою древнюю фресковую роспись, однако в дальнейшем эта роспись была безвозвратно утрачена.

Нужна помощь в написании реферата?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

5. Паломнические туры к храму святых апостолов Петра и Павла

1) Поездка из Москвы в Храм Петра и Павла в г. Смоленск;

2) Поездка из Коломны в Храм Петра и Павла в г. Смоленск;

3) Поездка из Нового Быта (Московская обл.) в Храм Петра и Павла в

4) Поездка из Крюкова (Московская обл., Чеховский р-н) в Храм Петра и Павла в г. Смоленск;

5) Поездка из Можайска в Храм Петра и Павла в г. Смоленск;

6) Поездка из Зарайска в Храм Петра и Павла в г. Смоленск.

Нужна помощь в написании реферата?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Список использованных источников

1. Воронин, Н.Н. Зодчество Смоленска XII-XIII в.в. / Н.Н. Воронин, П.А. Раппопорт. – М.: Либерия, 1979. – 64-91 с.
2. Киселев, С.А. Архитектурные памятники Смоленской области / С.А. Киселев. – М.: Каталог, 1987. – 177-181 с.
3. Барановский, П.Д. Свидетель восьми веков / П.Д. Барановский, Ю.А. Бычков. – М.: Титул, 1996. – 85-88 с.
4. Соколов, И.В. Историческая записка о церкви св. апостолов Петра и Павла в г. Смоленске / И.В. Соколов // Смоленские Епархиальные Ведомости. – 1896. – август (№2). – С. 662.
5. Степанов, В. Краткая история храма святых Петра и Павла, подготовленная к его 850-летию / В. Степанов // Смоленские Епархиальные Ведомости. – 1996. – январь (№ 4). – С. 24.


Храм величественен и строг. Стены его сложены из плоского кирпича - плинфы. Мощный кубический объем с тремя полуцилиндрами – апсидами, – примыкающими с востока, увенчан двенадцатигранным барабаном.


Внутри храма барабан купола поддерживают мощные арки, опирающиеся на четыре массивных столба.


По своим художественным формам Петропавловская церковь являет собой типичный пример крестовокупольного храма, заимствованного из Византии.


Размеры храма невелики. Длина церкви с востока на запад (включая алтарные выступы) - 19,8 метра, ширина, с севера на юг 16,8 метра. Кубический массив храма расчленен лопатками (выступающими плоскими вертикальными полосами) с полуколоннами на три доли. Три алтарных полукружия украшены вертикальными поясками и поясом глухих ниш.


Строги и суровы узкие оконные проемы и уступчатые входы-порталы в центре фасада.


Суровую гладь стен оживляют немногочисленные декоративные элементы: пояски узорной кирпичной кладки, аркатура (ряд декоративных кирпичных арок), декоративные кресты, фигурные нишки на барабане, узкие тяги (пояски).


Первоначально здание с трех сторон было окружено галереей-усыпальницей, которая не сохранилась

Читайте также: