Был ли предопределен трагический финал судьбы мцыри сочинение

Обновлено: 03.07.2024

В образе главного героя автор воплотил свои собственные взгляды, ценностные ориентиры и идеалы. Для писателя главными ценностями являются семья, Родина и свобода. Лермонтов мастерски объединил все эти мотивы в своей известной поэме, показав весь трагизм судьбы главного героя Мцыри, лишенного этих базовых ценностей. В образе главного героя Мцыри широко раскрывается тема судьбы — злого рока, нависшего над человеком и мешающего ему обрести счастье. Писатель создал идеального персонажа, который обладает самыми лучшими человеческими качествами. Для Мцыри характерны нравственная чистота, мужество и благородство. В нем мы видим невероятную жажду свободы. Его душу не терзают противоречия. Главный герой знает, чего хочет от жизни — возращения домой. И он идет на все, лишь бы приблизиться к своему идеалу.

Автор неслучайно в своем произведении использовал образ монастыря. Этот образ олицетворяет человеческое заточение в рамках одной идеологии. Автор показывает, как ограничивается свободный полет человеческой мысли, как личность лишается права на свободу мыслей и убеждений. Так и Мцыри, ненавидевший уклад монастыря, должен принять постриг. У него нет выбора. Его гордая душа противится этому решению судьбы. Можно сказать, что трагическая судьба Мцыри порождается его твёрдым характером. Другой человек, попавший в такие условия, уже давно бы смирился с этим. Однако Мцыри желает отстаивать своё право на свободное существование до конца. Он никогда не сможет смириться с заточением.

Герой не смог жить в четырёх стенах и решился на побег. Как полагали монахи, Мцыри уже привык к заточению, поэтому их бдительность была усыплена. Однако юный послушник будет отстаивать своё право на свободу до конца. Свою тайну он спрятал глубоко в душе так, что монахам не разгадать свободолюбивых стремлений Мцыри. Побег стал бунтом против судьбы послушника и монаха — против того жребия, который вытянул герой.

И вот Мцыри оказывается на свободе и ощущает невероятную атмосферу родной природы. После долгих лет лишения и мучений у главного героя хватило сил и терпения на побег. Мцыри больше всего желает найти свою Родину, а также отыскать родных и близких ему людей. Когда юноша наконец смог вырваться из плена, он осознал, что истинным смыслом жизни является постоянное стремление к борьбе с трудностями и невзгодами. По мнению главного героя и автора, каждый человек обязан бороться за свою свободу. Ведь только так он сможет реализовать себя как личность.

Как мы знаем, Мцыри потерпел поражение в борьбе и не смог найти Родину. Но и тогда он не капитулировал. Судьба все же предоставляла главному герою другой вариант своего будущего: постриг и раскаяние. Но он предпочел плену смерть. Умирая, главный герой, вновь оказывается в замкнутых стенах монастыря. Даже перед смертью Мцыри жаждет свободы. Герой просит, чтобы его похоронили в цветущем саду, который манит свежим воздухом и свежей травой. К тому же, оттуда можно увидеть прекрасные горы Кавказа. Мцыри надеется, что хоть после смерти сможет обрести блаженную свободу.

Автор: Виктория Комарова

Автор: Самый Зелёный · Published 21.11.2019

Автор: Самый Зелёный · Published 04.02.2020

Сочинение: Образ Капитанской дочки в одноименной повести (А.С. Пушкин)

Автор: Самый Зелёный · Published 01.10.2019 · Last modified 30.09.2019

Добавить комментарий Отменить ответ

Последнее

Архивы

Литрекон © 2022. Все права защищены.

ol:first-of-type > li:nth-child(4)' data-code='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' data-block='6'>

ol:first-of-type > li:nth-child(4)' data-code='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' data-block='7'>

ul:first-of-type > li:nth-child(4)' data-code='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' data-block='10'>

ul:first-of-type > li:nth-child(4)' data-code='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' data-block='11'>

Когда Мцыри был маленьким мальчиком, один русский генерал захватил его в плен. Он увез мальчишку далеко от родины, но не смог сломить его. В дальней дороге Мцыри заболел. Он был настолько слаб, что генерал принял его за умиравшего и отдал на восстановление или же погребение в один грузинский монастырь. Мальчик, вероятно, потерял всех своих родных на войне, а сам стал пленником. Для ребенка это было невыносимо.

Тем не менее, один из монахов не отходил от него ни на шаг и смог выходить Мцыри, вырвав его из страшных лап смерти. Все это время мальчик жил в монастыре, там же он и обучался и готовился стать монахом. Но душа юноши не лежала к такому будущему, он не был готов отдаться на милость Божию. В нем все еще жил бунтарь, тот, который отказывался принимать действительность и мечтательно поглядывал в сторону родных краев.

Мцыри решается на побег и выбирает для этого самый лучший момент – грозу. Это время полного смирения монахов, когда они, стоя на коленях, не смеют поднять взгляд с пола. Юноша убегает и оставляет монастырь у себя за спиной. Три дня монахи искали своего воспитанника, им улыбнулась удача, и они смогли найти его. Вот только Мцыри был похож на все то же бездыханное тело, каким его привезли в монастырь еще в ребячестве.

Монахи, предчувствуя его скорую кончину, зовут к юноше его учителя и наставника, который выходил мальчика в то время, когда он попал в этот монастырь. Старый монах хочет, чтобы Мцыри исповедался и покаялся в своих прегрешениях. Но молодой человек не хочет лицемерно врать перед смертью. Он решается сказать правду, не склонить низко голову для покаяния, а поднять ее так высоко, как только может.

В своем рассказе Мцыри вспоминает, что ему никогда не было комфортно в монастыре. Эти стены всегда давили на него. Он чувствовал себя, как птица в клетке. Этот монастырь стал для него персональной тюрьмой. Мцыри смог почувствовать себя живым только за этими угрюмыми стенами. Когда юноша убежал, там, на свободе, он раскрылся, как совершенно иной человек. Мцыри не был спокойным и послушным мальчиком, в нем всегда бушевала горячая и гордая кровь.

Он ринулся навстречу ветру и вкусил кусочек запретного с детства плода – свободу. Наконец-то он оказался в своем родном мире. На природе характер Мцыри раскрывается с другой стороны. Юноша, который много лет просидел взаперти, очень тонко чувствует мир природы. Удивительно, что он понимает, о чем шепчет трава и поют птицы, хотя давно уже этого не слышал и не помнит их гласа. Он романтичен и способен на безумные поступки. Мцыри не похож на всех остальных монахов.

Молодой парень четко видит цель и упорно двигается к ней вперед. Все, о чем он мечтал – это вернуться на родину. Наверняка Мцыри понимает, что дома его никто не ждет, тем не менее, он готов преодолеть все препятствия, чтобы увидеть родные места. На его пути встречаются разные испытания. Первое приходит к нему в виде прекрасной девушки. Он влюбляется в нее с первого взгляда и уже готов идти за ней, но вдруг вспоминает об истинной цели своего побега и отбрасывает мысль о любви.

Второе испытание – барс. И этот поединок остается за Мцыри. Он побеждает в неравном бою с барсом и рвется вперед. И последнее – темный лес. Мцыри долго блудил в нем, его начало охватывать отчаяние, но молодой гордый дух все также остался несломленным. И только смерть может освободить юношу от скитаний. Он встречает ее как старую подругу и отдается на ее милость. Последнее желание Мцыри – быть захороненным за пределами стен монастыря, там, где живет свобода.

Образ Мцыри – это один из самых ярких романтических персонажей русской литературы. Его стойкий и сильный характер вызывает восхищение.

Был ли предопределен трагический финал судьбы Мцыри? Обоснуйте свою точку зрения

Но почему природа отторгает того, кто хочет быть ее частью? Она коварно влечет и губит юношу, который утратил, воспитываясь в инородной среде, свою естественность. Для схватки с грозной стихией у Мцыри есть мужество и воля, но не хватает сил и внутренней цельности. В предсмертном бреду он слышит песню рыбки, в которой юноша открывает иные стороны своей личности: потребность любви и покоя, возможность раствориться в тишине и прохладе. Что же значит этот символический образ? Действительно ли это та истинная любовь, которой так жаждет Мцыри, или обман, предвещающий смерть? Трудно дать рациональное толкование этому образу, отражающему смутное желание умирающего юноши.

(Вариант 2)

Итак, конечно, трагический финал судьбы Мцыри предопределен, так как именно в этом главные идеи поэмы: о высшей ценности свободы, о невозможности достичь гармонии.

история создания поэмы мцыри

От келий душных и молитв В тот чудный мир тревог и битв, Где в тучах прячутся скалы, Где люди вольны, как орлы.

Без воли и свободы жизнь для Мцыри не имеет смысла, поэтому в одну из осенних ночей он совершает побег. Вся красота и величественность Кавказа раскрывается перед ним, наполняя его сердце легкостью. Память о родном доме и семье оживает при виде причудливых горных хреб-тов, пробуждая надежду на возвращение.

Вырвавшись на свободу, Мцыри наконец-то получает возможность жить полнокровной жизнью. Восторженно наблюдая за природой, юноша ощущает себя ее составной частью:

О, я как брат обняться с бурей был бы рад! Глазами тучи я следил, Рукою молнию ловил…

Юность вольная сильна, И смерть казалась не страшна!

Однако Мцыри не суждено вернуться на родину. Пока дорога была прямой, радость не покидала его, но лишь только он вступил в лес — сбился с пути, заблудился. Для того, чтобы выйти на верный путь, Мцыри не хватает дос-таточного знания природы, он лишен многих навыков и умений, оторван от богатства мудрости предков. Однако и здесь, доведенный до отчаяния и исступления, Мцыри от-торгает возможную помощь людей, не желая разрушать интимность своих отношений с природой:

Помощи людской Я не желал… Я был чужой Для них навек, как зверь степной.

Вступая в опасную битву с диким барсом, Мцыри еще раз убеждается, что не его судьба — быть покорным и смиренным монахом, ведь он

Быть бы мог в краю отцов Не из последних удальцов.

Во время боя Мцыри обнаруживает природную силу и ловкость, он снова сравнивает себя со зверем:

Как будто сам я был рожден В семействе барсов и волков Под свежим пологом лесов. Казалось, что слова людей Забыл я.

Скажи мне, что средь этих стен Могли бы дать вы мне взамен Той дружбы краткой, но живой, Меж бурным сердцем и грозой.

Едва взошла заря, Палящий луч ее обжег В тюрьме воспитанный цветок…

Не желая мириться с неволей, Мцыри хочет и смерть встретить, оставшись наедине с природой. Он просит пере-нести себя в сад, где

Акаций белых два куста… Трава меж ними так густа, И свежий воздух так душист, И так прозрачно-золотист Играющий на солнце лист!

Непередаваемо музыкальны и величественны образы природы Кавказа, созданные М. Ю. Лермонтовым. Живо-писные картины, открывающиеся нам во время чтения, говорят о том, что автор и сам был внимательным, чутким к проявлениям красоты и глубоко любящим природу че-ловеком.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском

На этой странице материал по темам:

  • сочинение на тему битва мцыри с барсом
  • анализ мцыри о природе
  • отношение мцыри к природе
  • показать сочинение на тему битва мцыри с барсом
  • что отмечает в природе мцыри

Почему Мцыри погибает

Финал поэмы трагичен. Мцыри, так стремившийся обрести единение с природой, погибает. По законам романтизма герой не находит единения ни с живущими рядом с ним на протяжении нескольких лет и желающими ему добра монахами, ни с естественными стихиями природы. Первые чужды Мцыри по духу. Вторые одерживают верх над монашеским воспитанием героя.

история создания произведения мцыри

Путешествие по Военно-Грузинской дороге

Зов страстной души

Судьбы у старца из Джавари, беседовавшего с поэтом, и юноши из поэмы сложились по-разному — это был принципиально авторский подход. Первый смирился со своей участью и дожил в монастыре до старости. Второй желает любым способом обрести свободу. В своем стремлении он не боится выступить против незнакомого, но такого близкого ему мира природы. Она является символом вольной жизни для Мцыри.

История создания поэмы включает и подобную трансформацию жизни юного пленника – образ старца в большей мере определил дух героя, родившегося на Кавказе.


Задание 5 № 81

5.1. Был ли предопределен трагический финал судьбы Мцыри? Обоснуйте свою точку зрения.

5.5. Какие сюжеты из произведений отечественной и зарубежной литературы являются для Вас актуальными и почему? (На основе анализа одного-двух произведений.)


Задания Д1 C1 № 78

1.1.1. Какие черты романтического героя присущи Мцыри?

1.2.1. Какова роль эпитетов в стихотворении Ф. И. Тютчева?


Задание 1 № 2108

1.1. Какие черты романтического героя присущи Мцыри?

1.2. Какова роль образа молодого голубя в 5-й строфе?

1.2. Образ голубя метафоричен образу самого Мцыри. Голубь — вольная птица, летает, где хочет. Мцыри тоже стремится к свободе, воле.

Комментарии к сочинениям

5.1. Был ли предопределен трагический финал судьбы Мцыри? Обоснуйте свою точку зрения.

События, описанные в поэме, происходили в период добровольного присоединения Грузии к России .

С судьбой, по мнению героя, спорить тщетно. Поэтому трагический финал его судьбы предопределен.

Побежденный, он духовно не сломлен и остается положительным образом нашей литературы, а его мужественность, цельность, героизм являлись укором раздробленным сердцам боязливых и бездеятельных современников из дворянского общества.

5.5. О сочинениях на свободную тему можно посмотреть на отдельной странице: перейти.

1. Соответствие сочинения теме и её раскрытие

Сочинение написано на заданную тему, тема раскрыта глубоко, многосторонне3

Сочинение написано на заданную тему, тема раскрыта глубоко, но односторонне2

Сочинение написано на заданную тему, но тема раскрыта поверхностно1

Тема не раскрыта0

2. Привлечение текста произведения для аргументации

Для аргументации текст привлекается на уровне анализа важных для выполнения задания фрагментов, образов, микротем, деталей и т. п., авторская позиция не искажена, фактические ошибки отсутствуют3

Для аргументации текст привлекается на уровне анализа важных для выполнения задания фрагментов, образов, микротем, деталей и т. п., авторская позиция не искажена, допущено одна-две фактические ошибки2

ИЛИ аргументация подменяется пересказом текста, авторская позиция не искажена,

ИЛИ при аргументации (с любым уровнем привлечения текста произведения(-ий) допущено четыре или более фактические ошибки,

3. Опора на теоретико-литературные понятия

Теоретико-литературные понятия включены в сочинение и использованы для анализа текста произведения(-ий) в целях раскрытия темы сочинения, ошибки в использовании понятий отсутствуют2

Теоретико-литературные понятия не включены в сочинение, или допущено более одной ошибки в использовании понятий0

4. Композиционная цельность и логичность

Сочинение характеризуется композиционной цельностью, его смысловые части логически связаны, внутри смысловых частей нет нарушений последовательности и необоснованных повторов3

есть нарушения композиционной связи между смысловыми частями,

В сочинении не прослеживается композиционный замысел, допущены грубые нарушения последовательности частей высказывания, существенно затрудняющие понимание смысла сочинения0

5. Соблюдение речевых норм

Речевых ошибок нет, или допущено не более двух речевых ошибок2

Допущены три-четыре речевые ошибки1

Допущены пять или более речевых ошибок0

Критерии оценивания грамотности

События, описанные в поэме, происходили в период доб­ровольного присоединения Грузии к России.

Трагизм судьбы главного героя втом, что он был пленен (“ре­бенка пленного он (генерал) вез”). Но характер Мцыри имел особый, он отказался от еды, из-за этих обстоятельств в нем развился “могучий дух ;го отцов”. Умирающего мальчика оста­вили в монастыре, где его выходил один монах.

Накануне при­нятия монашеского обета Мцыри сбежал из монастыря. Все это время, которое он находился в монастыре, он страдал из-за от­сутствия воли. Те три

Он увидел прекрасную природу, диких зверей, молодую девушку. Что делал он за стенами монастыря, сам Мцыри на­зывает словом “жил”. Просто жил. Он противопоставляет себя монахам: “Когда, столгясь на алтаре, вы ниц лежали на земле, я убежал”.

Монахи согласны со своим образом жизни, а Мцы­ри – нет.

На воле Мцыри вспомнил об отчем доме и захотел найти до­рогу к нему, но вернулся вновь к стенам монастыря. Он осоз­нал, что свободу обрести ему не удастся.

“Помощи людской” он не желает, потому что не верит в то, что люди, совершенно другие, могут ему

Битва с барсом – кульминационный момент поэмы. Мцыри победил в этой жестокой схватке. Он сам сравнивает себя с ди­ким зверем, он уподобься ему, дух Мцыри помог ему, герой торжествовал, потому что доказал самому себе, что очень силен и духом, и телом.

Но с судьбой, по мнению героя, спорить тщетно. Выраже­ние “в тюрьме воспитанный цветок” говорит о том, как сам Мцыри воспринимает свою прошлую жизнь. Монастырь для него – тюрьма, хотя в прямом смысле слова это, естественно, не так.

А он – цветок, который должен жить на лугу, только тогда он будет ярким и красивым.

Мцыри умирает. Он перед смертью надеется на то, что его дух найдет себе приют. В конце исповеди он просит о том, что­бы перед смертью его унесли в сад, где он насладится природой Кавказа в последний раз.

Смысл сравнений Мцыри жизни на воле и в монастыре такой: в монастыре он не был свободен, образ жизни в монастыре предопределен, расписан по часам. А на воле герой сам решал, что он будет делать.

Но почему природа отторгает того, кто хочет быть ее частью? Она коварно влечет и губит юношу, который утратил, воспитываясь в инородной среде, свою естественность. Для схватки с грозной стихией у Мцыри есть мужество и воля, но не хватает сил и внутренней цельности. В предсмертном бреду он слышит песню рыбки, в которой юноша открывает иные стороны своей личности: потребность любви и покоя, возможность раствориться в тишине и прохладе. Что же значит этот символический образ? Действительно ли это та истинная любовь, которой так жаждет Мцыри, или обман, предвещающий смерть? Трудно дать рациональное толкование этому образу, отражающему смутное желание умирающего юноши.

(Вариант 2)

Итак, конечно, трагический финал судьбы Мцыри предопределен, так как именно в этом главные идеи поэмы: о высшей ценности свободы, о невозможности достичь гармонии.

В своём произведении Лермонтов показал безупречного героя, душу которого не терзают противоречия, стремясь к свободе, он не пытается затронуть чужое достоинство.

Мцыри отличается нравственной чистотой, благородством побуждений и уникальной цельностью характера. В смелом мальчике-дикаре Лермонтов воплотил жажду борьбы, битв и тревог, жажду бури, которая всегда присутствует в человеческой душе, в том числе и в душе автора. Образ монастыря-тюрьмы поэт вводит не случайно. Этот образ воплощает в себе всё то, что ограничивает свободный полет человеческой мысли, сковывает душу и лишает всякого права на жизнь и борьбу.

Жизнь в заточении не могла удовлетворить главного героя, и он решается на бегство из монастыря, который враждебен и чужд его свободолюбивой душе. Оказавшись на свободе, Мцыри погружается в стихию родной природы. Долгие годы мучений и тоски помогли ему подготовить этот побег. Мцыри принял решение о побеге давным-давно. Он страстно желает отыскать свою родину, своих родных и близких.

Монахи ошибочно считали, что Мцыри смог привыкнуть к плену. На самом деле он не намерен сдаваться и отказываться от жизни. Свою тайну юноша затаил в душе, а монахам не дано понять его свободолюбивых стремлений. Вырвавшись из плена и с головой окунувшись в живой и свободный мир, герой понимает, что не смиренное существование является смыслом человеческой жизни, а постоянная борьба и противостояние невзгодам. Человек должен бороться за свою свободу, за возможность реализовать себя как личность, установить общность с близкими по духу. Мцыри порывает с христианством и его учением о покорности и ничтожности земного существования. Он с легкостью готов променять райское блаженство загробной жизни на обычные, земные человеческие радости.

И всё же его бегство становится движением по замкнутому кругу: все его путешествие происходит в окрестностях монастыря. Умирающий Мцыри вновь попадает в стены своей тюрьмы. Перед смертью он просит похоронить его в цветущем саду, где растет свежая трава и воздух душистый, а ещё, оттуда видны заснеженные горы Кавказа. Мцыри мечтает хотя бы после смерти получить столь долгожданную свободу.

Трагизм положения главного героя заключается именно в том, что, нарушив незыблемые правила и убежав в страну свободы, достичь её он так и не смог, потому что её просто не было. Во времена Лермонтова такая судьба ждала каждого свободолюбивого человека.

Композиция и сюжет

Вариант 1.
Ты хочешь знать, что делал я
На воле? Жил - и жизнь моя
Без этих трёх блаженных дней
Была б печальней и мрачней
Бессильной старости твоей.
Давным-давно задумал я
Взглянуть на дальние поля,
Узнать, прекрасна ли земля,
Узнать, для воли иль тюрьмы
На этот свет родимся мы.
И в час ночной, ужасный час,
Когда гроза пугала вас,
Когда, столпясь при алтаре,
Вы ниц лежали на земле,
Я убежал. О, я как брат
Обняться с бурей был бы рад!
Глазами тучи я следил,
Рукою молнию ловил.

Могли бы дать вы мне взамен

Природа у Гоголя.
Образ степи для писателя – это образ Родины, сильной, могучей и
прекрасной. В описании степи и сказалась прежде всего горячая
любовь Гоголя к родной земле, вера в ее силу и могущество,
восхищение ее красотой и бескрайними просторами. Привольные,
безграничные степи помогают понять характер запорожцев, истоки их
героизма. В такой степи могут жить только мужественные люди,
гордые, сильные, смелые, наделенные широтой души и щедростью
сердца. Степь – родина героев, богатырей-запорожцев.
Описание степи создает эмоциональный фон повествования, но
природа здесь является не просто фоном, на котором
разворачиваются события, а это способ раскрытия характера
персонажа. Природа сопутствует казакам, любуется ими во время их
веселой гульбы, помогает им в ратном деле. Гоголь рисует прекрасные картины природы, которая, с одной стороны, гармонирует с
чувством свободы, наполнявшим сердца героев, направляющихся в
Запорожскую Сечь – общество вольных людей. С другой стороны,
гармония и умиротворенность природы контрастируют с разгулом и
бесшабашностью жизни Сечи. Степь – родина-мать казаков и, как
мать, принимает она их в свои объятья, чтобы утешить, передать
жизненную силу и энергию. Степь и казаки – нечто созвучное, родное
друг другу.

Мцыри — обобщенный романтический образ. Его облик четко не прорисован, о его прошлом упоминает-ся лишь в общих чертах. Но автор и не стремится нам показать какого-то конкретного человека. Его цель — воспевание силы человеческого духа, неудержимого стремления к свободе.

Поэма рассказывает о юноше, страстно стремя-щемся попасть на родину.

Давным-давно задумал я

Взглянуть на дальние поля,

Узнать, прекрасна ли земля,

Узнать, для воли иль тюрьмы

На этот свет родимся мы.

Мцыри, воспитанный в монастыре, воспринимает его как тюрьму, душными и тесными кажутся ему ке-льи, монахи — трусливыми стражами, а он сам — ра-бом и заточенным узником. Он мечтает о своем доме и о воле:

. Я видел у других

Отчизну, дом, друзей, родных,

А у себя не находил

Не только милых душ — могил!

Тогда, пустых не тратя слез,

В душе я клятву произнес:

Хотя на миг когда-нибудь

Мою пылающую грудь

Прижать с тоской к груди другой,

Хоть незнакомой, но родной.

Одиночество в монастыре закалило его волю. Он живет в ожидании момента, когда можно будет вырваться на свободу, попробовать ее сладкий вкус, по-нять, наконец, смысл своего существования.

Для долгожданного побега наш герой выбирает грозовую ночь, и это не случайно. Она вселяет в души, боязливых монахов страх, а сердце Мцыри наполняет отвагой, чувством братства с грозой.

Человек и природа в поэме рассматриваются как два особых мира, сосуществующих в гармонии и одно-временно в противоборстве между собой. Пейзаж Кав-каза вводится М. Ю. Лермонтовым в поэму главным образом как средство для раскрытия образа Мцыри, он описывает природу ярко, экзотично, свободно, что соответствует внутреннему содержанию героя. Когда мальчик попадает в монастырь, он сравнивается с серной:

. был, казалось, лет шести,

Как серна гор, пуглив и дик

И слаб и гибок, как тростник.

Серна — воплощение свободы, вольной жизни. Та-кое сравнение наглядно говорит о том, что дитя не приживется в закрытом монастыре. Мцыри не может жить спокойно и покорно за каменными стенами оби-тели, и вот он на свободе. В дикой природе юноша ви-дит гармонию, братство, единство, что не дано было познать в обществе людей:

Кругом меня цвел божий сад;

Растений радужных наряд

Хранил следы небесных слез,

И кудри виноградных лоз

Вились, красуясь меж дерев.

М. Ю. Лермонтов наделяет героя способностью по-нимать, видеть, тонко чувствовать и любить приро-ду, находя в этом радость жизни. И Мцыри наслаж-дается живописным пейзажем, отдыхая от мрака мо-настыря.

Сияньем голубого дня

Упьюся я в последний раз.

Оттуда виден и Кавказ!

Быть может, он с своих высот

Привет прощальный мне пришлет.

Всего три дня Мцыри провел на свободе. И именно за это время раскрывается внутренний мир героя. Он обнаруживает в себе чувства, ранее совершенно не-знакомые ему. Юноше не удается достичь своей цели — увидеть дом родной — но даже смерть его вос-принимается как победа. Мцыри не сломили ни от-чаяние, ни страшные испытания, он до последней ми-нуты остается верен себе и своему идеалу.

Читайте также: