Муниципальный этап вош по литературе сочинение

Обновлено: 29.04.2024

В данном разделе Вы найдете материал, который поможет подготовить учеников к олимпиаде по литературе.

ВложениеРазмер
Ломоносов 171.5 КБ
2011 год 192.29 КБ
Заключительный этап 76.68 КБ
Анализ текста 445.46 КБ
Поэтический текст на олимпиаде 560.25 КБ
Имения и чины литературных героев 370.99 КБ
5 класс 39.5 КБ
6 класс 40.5 КБ
7 класс 37.5 КБ
8 класс 34 КБ
9 класс 38 КБ
10 класс 44 КБ
11 класс 43.5 КБ
Стихотворные размеры 676.5 КБ
План анализа эпизода художественного произведения 10.95 КБ
План анализа стихотворения 606.02 КБ

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

КЛЮЧИ К ЗАДАНИЯМ ТРЕТЬЕГО ТУРА

  1. Определите, в каких произведениях русской литературы XIX века звучат приведенные ниже песни. Необходимо назвать произведение и его автора.
  1. Соотнесите произведения фольклора и древнерусской литературы с именами композиторов, создавших оперы на материале данных произведений.

Слово о полку Игореве А.П. Бородин

Садко Н.А. Римский-Корсаков

Сказание о невидимом граде Китеже Н.А. Римский-Корсаков

Добрыня Никитич А.Т. Гречанинов

Повесть о Фроле Скобееве Т.Н. Хренников

  1. Определите, в каких произведениях русской литературы XIX века звучат приведенные ниже песни. Необходимо назвать произведение и его автора.
  1. Соотнесите произведения русской литературы XIX века с именами композиторов, создавших оперы на материале данных произведений.

Снегурочка Н.А. Римский-Корсаков

Демон А.Г. Рубинштейн

Борис Годунов М.П. Мусоргский

Пиковая дама П.И. Чайковский

Война и мир С.C. Прокофьев

  1. Определите, в каких произведениях русской литературы конца XIX – первой половины XX вв. звучат приведенные ниже песни. Необходимо назвать произведение и его автора.
  1. Соотнесите произведения русской литературы XX века с именами композиторов, создавших оперы на материале данных произведений.

Молодая гвардия Ю.С. Мейтус

Тихий Дон И.И. Дзержинский

Бег Н.Н. Сидельников

Мать Т.Н. Хренников

Огненный ангел С.С. Прокофьев

Предварительный просмотр:

Задания заключительного этапа 15 Всероссийской олимпиады школьников по литературе

Комплексный анализ художественного текста

— Сколько получает жалованья ваш Порфирий? — спросила она, между прочим, кивнув на лакея.

— Кажется, сорок в месяц.

— Не-уже-ли?! Мой брат Сережа, учитель, получает только тридцать! Неужели у вас в Петербурге так дорого ценится труд?

— Не задавайте, Марфуша, таких вопросов, — сказала Зина, — и не глядите по сторонам. Это неприлично. А вон поглядите, — поглядите искоса, а то неприлично, — какой смешной офицер! Ха-ха! Точно уксусу выпил! Вы, барон, бываете таким, когда ухаживаете за Амфиладовой.

— Вам, mesdames, смешно и весело, а меня терзает совесть, — сказал барон. — Сегодня у наших служащих панихида по Тургеневе, а я по вашей милости не поехал. Неловко, знаете ли. Комедия, а все-таки следовало бы поехать, показать свое сочувствие. идеям. Mesdames, скажите мне откровенно, приложа руку к сердцу, нравится вам Тургенев?

— О да. понятно! Тургенев ведь.

— Очень даже недурно! Он очень хороший писатель! А как он про любовь писал! — вздохнула Кити. — Лучше всех!

— А природу как он описывал!

— Верно. Но ведь и я же против крепостного права! Так и про меня кричать?

— Попросите его, чтоб он замолчал! Ради Бога! — шепнула Марфуша Зине.

Зина удивленно поглядела на наивную, робкую девочку. Глаза провинциалки беспокойно бегали по ландо, с лица на лицо, светились нехорошим чувством и, казалось, искали, на кого бы излить свою ненависть и презрение. Губы ее дрожали от гнева.

— Неприлично, Марфуша! — шепнула Зина. — У вас слезы!

— Говорят также, что он имел большое влияние на развитие нашего общества, — продолжал барон. — Откуда это видно? Не вижу этого влияния, грешный человек. На меня, по крайней мере, он не имел ни малейшего влияния.

Ландо остановилось возле подъезда Брындиных.

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

C:\Documents and Settings\Аня\Local Settings\Temporary Internet Files\Content.Word\img336.jpg

Имения

Спас Угол – Салтыков-Щедрин

Предварительный просмотр:

Всероссийская олимпиада школьников

2010-2011 учебный год

Олимпиадные задания по литературе 5 класс

Мифы древней Эллады.

С тех пор, как люди вообразили, что, кроме живущих по соседству -в очаге, деревьях, реках и могилах предков - духов, над ними властвуют могущественные боги, они стали подыскивать для богов достойное обиталище. Египтяне, населявшие плоскую, как ладонь, долину Нила, так и не нашли для своих богов общего достойного жилища и говорили о месте их обитания очень неопределённо. Жителям горных стран было в этом отношении легче. Они отдавали богам самую высокую гору. Так поступили древние индийцы, поместившие своих богов на крутохолмую гору Меру, недоступную для смертных даже в мыслях.

Первоначально Олимп (неизвестно какой) занимали змееподобный титан Офион и его супруга океанида Эвринома. Место эго понравилось Крону и Рее, и они заняли его, выдворив Офиона и Эвриному, нашедших себе убежище в океане. Крона и Рею изгнал с Олимпа Зевс.

Жилось богам беззаботно и весело. Врата Олимпа охраняли девственные богини времени - оры. Ни зверь, ни человек не могли туда забрести. Собираясь вместе, боги и богини пировали, наслаждаясь амброзией, возвращавшей силы и дающей бессмертие. Жажду они утоляли благовонным нектаром. Нектар и амброзию разносил богам и богиням юный красавец Ганимед.

Не было на Олимпе недостатка и в развлечениях. Чтобы усладить слух и зрение небожителей, белоногие хариты, богини вечной радости, взявшись за руки, водили хороводы. Иногда за кифару брался сам Аполлон, и ему согласно подпевали все девять муз.

Впоследствии, когда люди античного мира узнали больше о вселенной, под Олимпом они стали понимать не одну гору, а всё небо. Считалось, что Олимп охватывает землю подобно своду, и по нему странствуют Солнце, Луна и Звёзды. Когда Солнце стояло в зените, говорили, что оно - на вершине Олимпа. Думали, что вечером, когда оно проходит через западные ворота Олимпа, неб закрывается, а утром его открывает богиня зари Эрос.

Вопросы и задания к анализируемому тексту

1. Определите тему произведения.

2. Назовите жанр данного произведения. Сформулируйте жанровые особенности.

3. Как называется наука, изучающая произведения данного
жанра?

4. Как называют людей, которые систематизируют произведения данного жанра?

6. Помимо Олимпа, каждый бог имел малую земную
родину.

Где имели малую земную родину Зевс и Аполлон?

7. Как жилось богам на Олимпе?

8. Кто считался вестником Зевса?

9. Данное произведение знакомит с Зевсом - царём богов. А какое значение имеет Зевс в образной речи?

10. Как вы понимаете смысл фразы: Зевс - громовержец?

Миф - древнее народное сказание о легендарных героях, богах, о явлениях природы.

Олимп - священная гора в Греции, местопребывание богов во главе с Зевсом.

Олимп - небесный свод.

  1. Родиной Зевса была гора Ида на острове Крит; родиной Аполлона считался каменистый островок Делос.

7. Беззаботно и весело.

9. В образной речи Зевс - величавый, не имеющий себе равных.

11. 1) Олимпийцы - люди, всегда сохраняющие
величественную торжественность внешнего облика и
невозмутимое спокойствие. Так же называют людей
высокомерных, недоступных.

В восьмом классе я вернулась с муниципального этапа всероссийской олимпиады школьников по литературе ни с чем. Я не заняла призовое место, но мне жутко понравился процесс написания олимпиады, понравился формат заданий, понравилось сидеть 5 часов среди людей, у которых в голове сейчас тоже пегасы.

Тогда же я начала искать информацию в интернете, что за зверь вообще эта олимпиада. Заключительный этап (всерос) казался мне в то время чем-то запредельным, доступным только сверхлюдям, чуть ли не небожителям (вершина Олимпа и всё такое).

Недавно я окончила 11 класс, и поступаю в вуз благодаря диплому призера всероса по литературе.

Олимпиадное движение - лучшее, что случалось со мной во время учебы в старшей школе.

Хочу развеять миф о том, что абсолютно каждый всеросник - ученик крутой школы, у родителей которого вдобавок есть куча денег для покупки олимпиадных курсов и найма репетиторов.

Сейчас олимпиады становятся все более популярной альтернативой ЕГЭ при поступлении в вуз и, соответственно, возникает тьма дорогих курсов, которые якобы гарантируют призерство/победу на всеросе. Может возникнуть предубеждение, что без покупки и посещения крутых курсов или найма репетиторов взять всерос нереально ни для кого. Но это не так.

Конечно, я не берусь утверждать, что каждый способен взять всерос. Может, мой случай - это "ошибка выжившего". Может, мне отчасти повезло. Но я правда верю, что каждый, кто искренне увлечен своим предметом, готов глубоко копаться в нем, живет им, кому недостаточно школьной программы, кто разбирается в особенностях всероса и любит нестандартные задания, имеет шансы получить заветный диплом всероса.

От нежелания участвовать в олимпиадах до призера всероса - как так вышло, кто виноват и что делать

В школе я всегда была безынициативной. Отсидеть 6 уроков - мой максимум. Всякие конкурсы - нет уж, увольте, оставьте меня в покое. В 5 классе меня пытались записать на школьный этап ВсОШ по основным предметам ("Ты ж отличница, ты должна пойти. "), но я как могла избегала дополнительной нагрузки. Мне не было интересно, тогда я еще не увлекалась никакими школьными предметами. Я просто хотела домой. Тем более что учителя преподносили олимпиады как обязаловку для отличников - откуда уж тут появиться желанию пойти попробовать.

Но желание однажды появилось. В 6 классе моя подруга сходила на олимпиаду по литературе и потом показала мне задания. Хотя литературу я искренне любила, до этого момента у меня были предубеждения к олимпиадам по ней. Наверняка будут спрашивать какие-то факты из биографий писателей, что-то скучное из школьной программы (а школьную программу я тогда терпеть не могла - впрочем, мне по-прежнему не нравится, как устроена программа по литературе до 9 класса).

Однако я ошибалась: задания были творческие и вполне человеческие. Не бездушный тест, а нечто, связанное с нашим восприятием литературы и отношениями с книгами.

В 7 классе на школьный этап по литературе мы пошли вместе.

В 8 - мой первый муницип. Безуспешный.

А вот в 9 классе всё как-то само собой получилось. Победа на муниципе, проход на регион, победа на регионе. До всероса тогда не хватило нескольких баллов. Я не расстроилась: прекрасно понимала, что я ещё слишком зеленая для этого запредельного (по моим тогдашним меркам) события.

Надо сказать, что я никогда не воспринимала олимпиады как цель, как способ поступления в вуз без ЕГЭ. Мне нравились ощущения, которые я испытывала во время написания всех этапов. Нравился душевный подъем после выхода из аудитории. Нравились задания. Я чувствовала себя на своем месте.

10 класс. У меня был автопроход на региональный этап и робкая надежда "а вдруг.. а что если я правда пройду на всерос и вернусь с дипломом.." Благодаря автопроходу я могла не участвовать в муниципе, но я, конечно, пошла. К этому моменту я уже привыкла быть в верхушке итогового рейтинга с почти максимальным баллом - но в этот раз я была одним из последних призеров. И на регион я бы не прошла, если бы не победа в прошлом году. Меня насторожил такой откат.

И тут я наконец-то поняла, что, оказывается, к олимпиадам люди обычно специально готовятся. Пишут литературоведческие анализы и творческие задания. Изучают задания и критерии прошлых лет.

Дело в том, что прежде я воспринимала олимпиады не как нечто, к чему нужно специально как-то готовиться. Мне казалось логичным: ты живешь литературой (чтение художки с 13 лет было даже не столько моим хобби, сколько естественным состоянием, причем я всеядная: от "Илиады" и "Фауста" до современного подросткового фэнтези), совпадаешь с форматом ВсОШ - вот всё само собой так органично и получается.

До регионального этапа это правда было так. Но для прохода на всерос любви к художественной литературе, лекций Быкова (понимаю, что он не литературовед, но первые любимые лекции по литературе - как родители или первая любовь - их не выбирают, оно само), периодического почитывания статей на "Полке" и "Арзамасе" и базовых знаний, которыми я обзаводилась во время подготовки к ОГЭ, было недостаточно.

Не то чтобы я начала делать что-то сверхъестественное после того не самого удачного муниципа в 10 классе. Разве что чуть больше стала понимать, что такое литературоведческий анализ, и пару раз попрактиковалась в его написании. Всё.

Регион в 10 классе был довольно важным событием, но я по-прежнему воспринимала олимпиаду не на серьезных щах, играючи - это мне, пожалуй, и помогло. У меня не было настроя "всё или ничего", "всерос или жизнь". Только "а что если. " Любопытство. Я не была амбициозной. Мне все еще не нужен был диплом для поступления в крутой вуз - вплоть до конца 11 класса я даже хотела уезжать из своего города в Питер/Москву.

Задания на регионе того года были вау. Это, кстати, долго было моей проблемой: если я совпадала с текстом для анализа и творческим заданием, то всё получалось. Не совпадала - высоких баллов не было. Я не умела работать с любыми текстами. Но на регионе в 10 классе мне повезло. Любовь к современным текстам и постмодернизму, игровой настрой - всё получилось, я прошла на всерос и очень долго не могла в это поверить.

Базовых знаний о романтизме хватило, чтобы написать творческое на максимум. А анализ я тогда писала по "Великому поэту" Ратникова. Этот рассказ и реакция автора по-прежнему остаются локальным мемом в среде олимпиадников:

На всерос я прошла будучи всё ещё довольно зелёной. С литературоведением была на "вы". Преподавание литературы в моей (неолимпиадной) школе было средненькое. Я понимала базовые вещи: скажем, с 5 класса знала, что автор и лирический герой - это не одно и то же. Но какой-то дополнительной олимпиадной подготовки не было. А когда в 9 классе мне предстоял региональный этап, учительница сомневалась, что из меня выйдет что-то путное.

За подготовку ко всеросу я заплатила 0 рублей. Ну разве что книги покупала, но это давно уже стало обычными расходами. Никакие курсы я не покупала (я жадина), в местный центр по подготовке к олимпиадам не ходила: а) узнала я о нем только после победы на регионе; б) не хотела тратить время на поездки из одного конца города в другой.

В целом мне хватало информации, которая находилась в свободном доступе, - в интернете куча всего приятного и интересного, связанного с литературоведением и всеросом в частности. Тут мне помогло нахождение в олимпиадной среде в 10 классе (группы и чаты вконтакте). Тогда же я обзавелась джентльменским олимпиадным набором - любовью к Кучиной и Скулачёву и книгами Сухих (его белый трехтомник "Русская литература для всех" убивал сразу 3 зайцев: это было полезно для олимпиад, полезно для ЕГЭ, приятно для меня и моего утоления тоски по русской мировой культуре).

Олимпиадная интернет-среда, с одной стороны, была суперполезной в плане того, что знающие ребята подкидывали нам интересные материалы, с другой - вредной: ты всё равно невольно начинаешь сравнивать свой уровень с другими, и олимпиада превращается из просто приятного и ни к чему не обязывающему времяпрепровождения в гонку - у всех крутая подготовка, дорогущие курсы и прочие олимпиадные прелести.

В отношении олимпиады по литературе я никогда не любила слово "подготовка". Для меня оно звучит как-то вымученно и меркантильно, что ли. Подготовка - это, в моем восприятии, про действия ради получения результата. К ЕГЭ я готовилась - да, а к олимпиаде.. Я получала удовольствие от самого процесса. Воспринимала скорее как стиль жизни. А проход на всерос - как повод глубже копнуть в литературоведение. Тем более повод вполне официальный - я еле выпросила в школе дни, когда я могу оставаться дома и "готовиться" ко всеросу.

"Подготовка" затянулась. Всерос в 10 классе отменили из-за коронавируса. Жуткий облом. Был какой-никакой шанс вернуться с дипломом, быть уверенной в поступлении и не готовиться к ЕГЭ. В 11 классе и летом перед ним пришлось совмещать погружение в литературоведение и подготовку к трем экзаменам.

Мне, кстати, повезло с региональным жюри - преподавателями филфака местного вуза. Каждый год перед всеросом нас приглашали на бесплатные пятидневные лекции к ним. Эти 5 дней были настолько приятными и наполненными, пропитанными духом настоящего литературоведения, что возвращаться на школьные уроки литературы после было невыносимо.

Особенно эти занятия помогли мне в 9 классе, когда я очень-очень любила литературу, но была очень-очень зеленой в плане литературоведения. На всерос я тогда не прошла, но меня все равно позвали вместе с теми, кто прошел. Не то чтобы мне там открыли все тайны мира, но у меня появилось хотя бы базовое представление о том, что такое литературоведение, я понимала, куда дальше копать, там я подхватила словечки типа анжамбеман, интертекст, субъектный синкретизм, заинтересовалась нарратологией и постмодернизмом. Пелевина под впечатлением почитала.

Ещё однажды летом меня угораздило (благодаря тем же чатам вк) попасть в зум на бесплатные занятия со Сперантовым - наставником московской олимпиадной команды по литературе. Было приятно.

Что я делала и что не делала во время "самоподготовки" ко всеросу:

Всероссийская олимпиада школьников ВОШ по литературе муниципальный этап 2020-2021 учебный год ответы и задания для 7, 8, 9, 10, 11 класса (ВсОШ), официальная дата проведения в Краснодарском Крае (23 регион): 02.11.2020 (2 ноября 2020)

Ссылка для скачивания заданий с ответами для 7 класса: скачать

Ссылка для скачивания заданий с ответами для 8 класса: скачать

Ссылка для скачивания заданий с ответами для 9 класса: скачать

Ссылка для скачивания заданий с ответами для 10 класса: скачать

Ссылка для скачивания заданий с ответами для 11 класса: скачать

ВОШ муниципальный этап 2020 олимпиады по литературе 7 класс задания с ответами:

ВОШ муниципальный этап 2020 олимпиады по литературе 8 класс задания с ответами:

ВОШ муниципальный этап 2020 олимпиады по литературе 9 класс задания с ответами:

ВОШ муниципальный этап 2020 олимпиады по литературе 10 класс задания с ответами:

ВОШ муниципальный этап 2020 олимпиады по литературе 11 класс задания с ответами:

Интересные задания с олимпиады ВОШ по литературе:

1)ПЕРЕПУТАННЫЕ СТРОКИ В стихотворении перепутаны строки. а) Восстановите стихотворение: перепишите строки в правильном порядке. Подсказка 1: обратите внимание на знаки препинания в концах строк. Подсказка 2: рифмовка в стихотворении парная.

МЩЕНИЕ Конь бешеный сбросил в реку́ седока. И труп поглощён был глубокой рекой. И мост на коне проскакать он спешит, Убийце завиден сан рыцаря был. Он выплыть из всех напрягается сил, Свершилось убийство ночною порой – Но панцирь тяжёлый его утопил. И шпоры и латы убийца надел Но конь поднялся на дыбы и храпит. Он шпоры вонзает в крутые бока – И в них на коня паладинова сел. Изменой слуга паладина убил:

б) Обозначьте жанр стихотворения, которое Вы восстановили. Как называется этот жанр? в) Назовите 2–3 примера стихотворений этого жанра. Укажите их авторов и названия.

2)ОБРАЗ В ПОЭТИЧЕСКОЙ РЕЧИ Прочитайте отрывки стихотворных текстов, принадлежащие разным авторам. Определите, какую роль играет в них образ дуба. Выделите общие черты этого образа в разных отрывках, назовите их, напишите об этом, опираясь на представленные тексты. Рекомендуемый объём – 100–150 слов.

3)Что можно сказать о лирическом герое (или лирической героине) этого стихотворения?

4)В каких ещё произведениях вам встречались подобные образы?

5)Какая тайна, по Вашему мнению, скрыта в образе перчатки?

6)Зачем в стихотворении так много повторов?

7)Как построено стихотворение? На какие строфы стихотворение разбито?

8)ОБРАЗ В ПОЭТИЧЕСКОЙ РЕЧИ Прочитайте отрывки стихотворных текстов, принадлежащие разным авторам. Определите, какую роль играет в них образ сирени. Выделите общие черты этого образа в разных отрывках, назовите их, напишите об этом, опираясь на представленные тексты. Рекомендуемый объём – 100–150 слов.

9)ЗАСЕЛЕНИЕ ПРОСТРАНСТВА Перед Вами фрагмент художественного произведения, описывающий некое пространство. Представьте себе людей, живущих в этом доме. Напишите очерк о них. Дайте героям имена, опишите их внешность и характер. Опирайтесь на художественные детали в предложенном фрагменте. Пишите грамотно, связно, свободно. Рекомендуемый объём – 150–200 слов. Подражать стилю автора не обязательно.

10)] ВРАЧИ и ПАЦИЕНТЫ Какое низкое коварство Полуживого забавлять, Ему подушки поправлять, Печально подносить лекарство… А.С. Пушкин Герои русской литературы XVIII–XIX вв. болеют и умирают от болезней. А. Назовите 7–10 героев русской литературы XVIII–XIX вв., мнимо или подлинно болеющих (возможно, умирающих от болезни). Укажите названия произведений, их авторов, а также значение болезни для развития сюжета или характера персонажа. По возможности укажите диагноз. Б. Назовите также персонажей-врачей.

11)ЦЕЛОСТНЫЙ АНАЛИЗ ТЕКСТА Выберите для аналитической работы ИЛИ прозаический, ИЛИ стихотворный текст. Пишите связно, свободно, понятно, доказательно и грамотно. Рекомендуемый объём – 300–400 слов.

12)КУЛИНАРНАЯ КНИГА Арчибальд Арчибальдович шепнул мне сегодня, что будут порционные судачки а натюрель. Виртуозная штука! М.А. Булгаков Герои русской литературы по-разному относятся к еде и напиткам. Составьте небольшой (10–15 статей) сборник-словарь, посвящённый кушаньям и напиткам в русской литературе. Укажите имена персонажей, названия произведений, имена авторов, а также значение (возможно, символическое) этого кушанья или напитка в развитии сюжета или характера героя. Рецепты приготовления блюд приводить не обязательно. Оцениваются: количество статей, количество упомянутых произведений, фактическая точность, полнота объяснений.

Читайте также: