Бунин итоговое сочинение аргументы

Обновлено: 05.07.2024

Человек является частью общества. Отношения между отдельным человеком и обществом могут носить совершенно разный характер. Отдельная личность может не соглашаться с общественными устоями в целом или с конкретными людьми с отдельности, общество может равнодушно или жестоко отнестись к отдельной личности или группе лиц, что часто приводит к возникновению конфликтов. Способы разрешения конфликтов любого уровня и пути достижения понимания и согласия между людьми связаны с такими нравственными категориями, как доброта, милосердие, сострадание, стремление к справедливости и любовь к ближним.

Проблема социальных взаимодействий отображалась во многих произведениях русских и зарубежных писателей, поэтов и драматургов.

Разное отношение у ведущих спор Кирсанова и Базарова к таким понятиям, как любовь, природа, искусство. Если Павел Петрович искренне верит в любовь, то Базаров ее отрицает. Если Павел Петрович ценит природу, то Базаров считает природу мастерской человека. Если Павел Петрович ценит искусство, то Базаров утверждает, что наука важнее всех видов искусства.

А.С. Пушкин показывает, что для того, чтобы быть частью общества, нужно быть таким же, как и все, нужно жить по традициям, которые приняты в обществе. Сначала Татьяна Ларина, любившая проводить время в одиночестве, была чуждой обществу и чуждой даже собственной семье, но когда героиня переехала в Москву, вышла замуж и начала вести такой же образ жизни, что и все светские женщины, общество ее приняло. Автор показывает, что общество принимает Татьяну Ларину, когда она становится похожей на других.

В романе показано, что если человек чем-то отличается от типичных представителей общества, то он оказывается никем не понятым и обреченным на одиночество. Центральный персонаж Евгений Онегин был принят обществом, когда он вел образ жизни, свойственный представителям дворянства, и был отвергнут обществом, когда он отказался от такого бессмысленного существования.

Типичные представители общества хотят показать себя с лучшей стороны, на первый взгляд оно прекрасно, однако в романе в стихах подчеркивается, что общество – довольно безликое явление, которое требует от человека быть похожим на других. Общество не дает человеку возможности проявить свои индивидуальные качества. Оно негативно относится ко всем, кто чем-то выделяется среди массы одинаковых людей, кто имеет собственное мнение, противоречащее мнению окружающих. Стремясь к типичности, общество не давало людям раскрывать себя.

Катерина выходит замуж за Тихона и становится частью семейства Кабановых. Катерина, в отличие от Тихона, который смирился с происходящим, и Варвары, которая приспособилась к жизни, не может привыкнуть к той жизни, с которой столкнулась. Катерина и Кабаниха становятся двумя яркими сторонами, которые вступают друг с другом в конфликт. И если Катерина, чувствуя себя неуютно рядом с Кабанихой, не выражает свои недовольства явно, то Кабаниха делает конфликт с Катериной открытым. Кабаниха, привыкшая к тому, что окружающие беспрекословно ей подчиняются, тиранит Катерину, которая не привыкла жить по правилам Кабанихи. Кабаниха, которая фактически является главой семейства Кабановых, заставляет Катерину жить в соответствии с теми старыми порядками, по которым живет Кабаниха и жили ее предки.

Семья Мерцаловых столкнулась с действительно крупными несчастьями, когда у родителей не было материальных средств, чтобы прокормить себя и своих трех детей, чтобы вылечить маленькую Машутку. А.И. Куприн показывает, что большинство людей равнодушно отнеслись к проблемам Мерцаловых, им было все равно на целое семейство. В рассказе показано, насколько жестоко и равнодушно общество.

В тот момент, когда глава семейства Емельян Мерцалов после неудачных попыток просить у окружающих милостыню уже думал о самоубийстве, к нему на лавку подсел незнакомый человек. Потрясенный теми трудностями, которые свалились на него и его семейство, Мерцалов сорвался на незнакомце. Тот мог уйти и даже не предлагать свою помощь, однако доктор Пирогов, которым оказался тот незнакомец, предложил Мерцалову свою помощь. И эта помощь была не только на словах, но и на деле. Доктор Пирогов проявил настоящую доброту по отношению к совершенно незнакомым людям, которых он видел первый раз в своей жизни. Поступок доктора Пирогова был искренен и совершенно бескорыстен, он ничего не требовал от Мерцаловых взамен, ему было важно хотя бы на немного облегчить существование семьи, которая столкнулась с трудностями, с которыми может столкнуться каждый.

А.И. Куприн, с одной стороны, восхваляет поступок доктора Пирогова, который бескорыстно помог Мерцаловым, дав им рецепт, оставив им деньги и дав совет никогда не сдаваться, с другой стороны, удивляется черствости общества, где обычный добрый поступок, который мог совершить каждый человек, воспринимается Мерцаловыми как настоящее чудо, которое спасло их от голодной смерти. В рассказе видно авторское сожаление по поводу того, что неравнодушным к проблеме Мерцаловых оказался лишь один человек.

Герой Иван Васильевич рассказывает своим собеседникам о том, как однажды после бала он стал свидетелем того, что отец девушки Вареньки, в которую он был влюблен, Петр Владиславович командует экзекуцией. С помощью образа Петра Владиславовича Л.Н. Толстой хотел разоблачить общество с его лживой маской идеальной жизни, за которой скрывается настоящая ничтожность.

Конфликт всего рассказа заключается в том, что жизненные принципы Ивана Васильевича отличались от жизненных принципов Петра Владиславовича, который изображен в произведении как типичный представитель общества. Неприятие взглядов Петра Владиславовича и окружающих людей говорит о том, что Иван Васильевич противопоставляется всему обществу, находится с ним в конфликте. Важную задачу выполняет композиция рассказа, который можно разделить на две части: то, что происходило на балу, и то, что происходило после бала. В первой композиционной части Иван Васильевич изображен как один из представителей светского общества, во второй же части не смирившаяся с насилием личность Ивана Васильевича противопоставлена грубому и жестокому обществу.

Иван Васильевич разочаровывается в обществе, он не может спокойно относиться к тому, что сделал Петр Владиславович. Невозможность мириться с общественной жестокостью приводит Ивана Васильевича к тому, что он отказывается от любви к Вареньке. Л.Н. Толстой показывает, что для героя нравственные ценности оказываются важнее любовных чувств.

В контексте всего произведения символичным становится название рассказа: бал – это красивые описания идеального общества, а вот то, что происходит уже после бала, контрастирует с тем, что происходит на балу. В рассказе подчеркивается двойственность светского общества. Л.Н. Толстой на конкретном примере демонстрирует, что светское общество за маской идеальной жизни скрывает жестокость. С помощью поступка главного героя автор рассказа выражает свою позицию ненасилия.

Спустя время после совершения убийства старухи-процентщицы и ее сестры Родион Раскольников осознает, что это преступление не было выходом из сложившейся ситуации. Поступок Раскольникова нельзя оправдывать, однако его можно назвать своеобразным бунтом против порочного общества. Теория Раскольникова была жестокой и ужасающей, но главный герой, гуманистическое начало которого нельзя отрицать, был одним из немногих, кто задумался о той несправедливости, которая существовала в обществе. Раскольников пытается бунтовать не просто так, а потому что сам знает, что такое нищета и невозможность реализовать себя. Ф.М. Достоевский показывает, что появление теории Раскольникова с разделением людей на материал и использующих этот материал неслучайно, это само общество рождало людей, выдвигающих такие теории. Автор романа выражает мысль о том, что общество, в котором нет места людям, живущим в соответствии с нравственными принципами, в котором царствует пошлость, разврат и пьянство, провоцирует Родиона Раскольникова на рождение таких безумных мыслей, которые, как это подчеркивается в самом повествовании, были схожи с мыслями Наполеона.

И.А. Бунин показывает, что в обществе царят материальные богатства и положение человека в обществе. Именно на эти категории обращают внимание люди при оценке человека. Желая показать себя, люди кичатся своим положением в обществе и разбрасываются деньгами, при этом людям совершенно без разницы, как человек ведет себя. Господина из Сан-Франциско уважают лишь за то, что он является знатным, влиятельным и богатым человеком, никто и знать не знает, каковы внутренние качества господина из Сан-Франциско и каковы его поступки по отношению к другим людям. Окружающие люди мирятся с положением дел, которое сложилось в обществе, они прислуживают людям, подобным господину из Сан-Франциско, пытаются им во всем угодить. И.А. Бунин показывает, что общество восхищается людьми, которые на самом деле ничего из себя не представляют. Люди готовы идти по головам, чтобы добиться высокого положения в обществе и обрести денежные средства, которые помогут им ни в чем себе не отказывать. Отсутствие в повествовании борца с общественной несправедливостью говорит о том, что все люди приспособились к жизни, они ничего не имеют против такого существования.

Также И.А. Бунин показывает, что за внешней оболочкой якобы идеальной жизни скрывается полная пустота. Существование господина из Сан-Франциско нельзя назвать полноценной жизнью, оно совершенно бессмысленно и ничтожно. Когда герой умирает, о нем сразу же забывают, потому что он ничего из себя не представляет, окружающих больше не интересует господин из Сан-Франциско, потому что он больше не может распоряжаться деньгами, которые в обществе имеют одну из главенствующих позиций. Автор рассказа поднимает актуальную во многие времена общественную проблему: люди забывают, что такое настоящая жизнь, потому что гонятся за вещами, которые на самом деле не способны принести человеку счастье. И.А. Бунин подчеркивает, что за внешней идеальностью жизни скрывается моральное уродство, с которым нельзя мириться, а нужно бороться.

Особое внимание в повести уделяется событиям, на фоне которых развивается история центрального персонажа Петра Гринева. Автор показывает, что восстание крестьян под предводительством Емельяна Пугачева не могло не сказаться на представителях народа. Это подчеркивает взаимосвязь человека и общества: жизнь человека, находящегося в обществе, всегда связана с общественными явлениями.

С помощью конкретного примера А.С. Пушкин показывает, что время пугачевского восстания было временем, когда представители народа выбирали, по какому пути им пойти и какие общественные мысли им поддерживать. Алексей Швабрин переходит на сторону пугачевцев, потому что не хочет погибать и хочет получить хотя бы какую-то власть в свои руки. Из-за того, что Петр Гринев не захотел переходить на сторону Пугачева, ему грозила смерть. Петр Гринев мог перейти на сторону восставших, как это сделали многие другие, как это сделал Швабрин, однако он этого не сделал, потому что для него преданность собственным жизненным принципам оказалась важнее жизни. Петр Гринев не поддался влиянию окружающих людей, совершая только такие поступки, которые соответствуют его нравственным ценностям. Поступок Петра Гринева показывает, что человек может противостоять обществу, если обладает сильным характером. В повести показано, что значит быть собой, находясь в обществе: не обязательно подчиняться тем правилам и принципам, по которым живут все остальные люди, важно найти собственное место в жизни и свое предназначение в обществе.

А.С. Пушкин показывает, что в обществе должна царить справедливость. Емельян Пугачев отменяет приговор Петру Гриневу, в соответствии с которым его должны были повесить, из-за того, что вспоминает добрый поступок Гринева, который дал Пугачеву заячий тулуп. Нельзя отрицать жестокости, которые совершал Пугачев, но и нельзя отрицать его справедливое отношение к людям: благодарный за помощь Гринева Пугачев освобождает его от казни, а также помогает ему спасти Машу Миронову от Швабрина, который совершил, по мнению Пугачева тоже, неправильный поступок. Взаимоотношения Гринева и Пугачева построены на взаимопомощи, несмотря на все те внешние обстоятельства, которые разъединяют героев.

Жители города, в котором живет Ефима Дмитриевича, не любили Юшку. И дети, и взрослые часто обижали Юшку, обзывали его, называли его некрасивым человеком. Отношение жителей города к Юшке были настолько жестоким, что некоторые люди кидали в Юшку камни и били его. А.П. Платонов демонстрирует, насколько жестокими могут быть люди. Умирает Ефим Дмитриевич после того, ка один человек, который начал издеваться над Юшкой, ударил его. Получается, что в конфликте человека с нравственно чистой душой и общества победителем становится жестокое общество, которое оказывается сильнее отдельного человека, которому некому помочь. В рассказе осуждается общество, в котором люди настолько озлоблены по отношению к другим, что это приводит к гибели человека. Общество в произведении представлено как большая толпа людей, которые не принимают непохожего на них человека, делая все, чтобы унизить его и оскорбить. Автор показывает, что обществу свойственно не столько равнодушие, сколько жестокость.

Юшка – добрый человек. Никому ни о чем не говоря, герой ухаживал за девочкой-сиротой. Юшка обладает способностью к самопожертвованию: он экономит деньги на себе, чтобы на них содержать девочку, которой в детском возрасте пришлось столкнуться с несчастьем. Юшка помог девочке оказаться в московском семействе, а затем устроил ее в пансион с обучением. На оскорбления и издевательства различного характера Юшка никак не реагирует, он не обижается на тех людей, которые обижают его. Он добр абсолютно к каждому человеку. А.П. Платонов выражает мысль о том, что в обществе будет царить мир и гармония в том случае, когда люди будут относиться к окружающим людям по-доброму.

Эта мысль подтверждается и поступком той самой сироты, которой помогал Юшка. Приехав узнать, что случилось с Ефимом Дмитриевичем, она узнала о его смерти. Героиня, выучившаяся на врача, остается в городе, лечит жителей и заботится о них, не ища никакой выгоды и ничего не требуя взамен. В рассказе выражается мысль о том, что человека нужно любить, несмотря ни на что.

У. Голдинг неслучайно оставляет финал романа открытым: когда Ральф уже находится в критической ситуации, загнанный в угол детьми под предводительством Джека, на необитаемом острове появляется офицер; дальнейшие судьбы детей неизвестны. Открытый финал заставляет задуматься о том, что люди, находящиеся в обществе, сами выбирают путь, по которому пойдет это общество. Автор выражает мысль о том, что жизнь благополучна только в том случае, когда между людьми заключены взаимоотношения, построенные на доброте друг к другу и милосердии.

Вывод

Таким образом, между людьми, а также между отдельной личностью и обществом порой могут быть противоречивые отношения. Часто в художественных произведениях показаны общественные пороки, с которыми авторы призывают бороться.

Господин из Сан-Франциско

Проанализировав произведение, можно сделать вывод: мечта главного героя – это то, что он мог сделать и год, и два, и пять лет назад. Но почему-то не решался, не считал, что может себе это позволить. Если задуматься, то он хотел когда-нибудь начать жить по-настоящему, дышать полной грудью, тратить заработанные деньги. Однако все вышеперечисленное ассоциировалось у героя обязательно с ощущением счастья, которое он при это будет испытывать. И даже если бы солнце светило, мы не знаем, принесло бы это главному герою счастье или нет.

Выходит, что мечта господина из Сан-Франциско – жить счастливо, вот только герой, к сожалению, так и не успел понять, что счастье – это не то, что маячит за горизонтом, оно в самой жизни. Мечта – это не то, что делает человека счастливым в тот же миг, когда осуществится. Более того, мечта и цель совершенно разные вещи. Несмотря на то что герой – целеустремленный, волевой человек, все же его мечта – это скорее цель, чем нечто большее, хотя он этого и не понимает. Герой умирает, так и не осуществив свою мечту. Даже если принять тот факт, что мечта всей жизни может быть заключена в рамки двухгодового путешествия, то стоила ли жизнь, полная лишений и бессмысленного труда, этих двух лет? И стоило ли откладывать мечту так надолго?

Откладывая мечту на потом, можно никогда не успеть ее осуществить, как главный герой рассказа И.А. Бунина. Более того, если возлагать на мечту слишком большие надежды, то можно горько разочароваться, и тогда солнце будет не так светить, а ветер будет дуть совершенно иначе, чем ты представлял.

Сила искусства

Антропологи говорят, что одним из главных отличий людей от других живых существ является способность увлекаться какими-то абстрактными идеями. Именно поэтому люди создают большие коллективы, такие как государство. Если бы они не были наделены таким свойством, как воодушевляемость, то никто бы не пошел, например, защищать страну (см. рис. 1). Люди не влюблялись бы, не тратили деньги на какие-то проекты, которые заведомо не принесут выгоды. То есть без способности увлекаться, воодушевляться какими-то идеями, людей не существовало бы.


Рис. 1. Военный парад на Красной площади в честь 9 Мая (



)

Но у этой способности есть и другая сторона, ведь любого можно увлечь и совершенно дурными идеями. История показывает, что таких примеров очень много (в ХХ веке самый яркий пример – нацистская Германия).

Чтобы не сомневаться в силе способности человека увлекаться и воодушевляться произведениями искусства, попробуйте, например, в момент усталости включить марш. Тут же возникнет желание куда-то бежать, идти, появится бодрость и т. д. Еще Платон говорил, что музыка – дело государственное, потому что понимал ее силу.

Очень важно отличать впечатление, которое производит произведение искусства, и его суть. Потому что впечатление может быть обманчивым, оно может втянуть куда-то, причём человек этого даже не заметит.

Главные герои

Жена же этого господина — женщина, которая привыкла принимать от мужа всяческие знаки внимания. Она не является опорой для него, а лишь принимает все как должное. Для нее является вполне обыкновенным то, что он посвятил свою жизнь работе, чтобы содержать свою семью в богатстве. Дочь господина — избалованная девочка, которая на протяжении всей своей жизни не знала ни проблем, ни каких-либо невзгод. Выращенная в отличных материальных условиях, она всегда получала все, чего только хотела. Это путешествие для девочки, так же, как и для ее матери, является чем-то обычным и приемлемым, несмотря на тяжелый труд отца в молодости. Кроме того, нельзя сказать, что девчушка любит отца — в ее отношениях с ним чувствуется холод и безразличие.

Смерть богача

Сев на маленький пароходик, семья не находит себе места — у них морская болезнь, от которой они сильно измучены. Добравшись до острова, семья господина останавливается в небольшом отеле. Более или менее оправившись от тяжелого путешествия, семья начинает готовиться к обеду. Собравшись раньше дочери и жены, мужчина направляется в тихий читальный зал. Открыв газету, господин внезапно почувствовал себя плохо, и он умирает от инфаркта.

Тело господина из Сан-Франциско переносят в одну из самых маленьких спален во всем отеле. Стоящие вокруг жена, дочь и несколько сотрудников смотрят на него и не знают, что им делать дальше — то ли радоваться, то ли горевать. Жена господина просит хозяина отеля разрешить перенести тело покойного мужа в их апартаменты, но получает отказ. По словам хозяина, эти номера слишком ценны для его отеля и он просто не может позволить испортить репутацию своего предприятия. Жена господина также спрашивает, где она может заказать гроб для покойного. Хозяин отеля объясняет, что здесь таких вещей найти нельзя, и взамен предлагает вдове огромный ящик из-под содовой в качестве гроба.

Уже на рассвете тело покойного господина из Сан-Франциско отправляют в родные земли. Тело, которое лежит в хорошо просмоленном ящике от содовой, находится на самой глубине парохода. Отправляется домой той же дорогой, вокруг господина все так же страшно шумят глубокие морские воды.

Несколько слов о сюжете

Говоря об описании господина из Сан-Франциско, важно отметить, что сам автор никак не называет своего главного героя. Иными словами, имя главного героя читателю неизвестно, поскольку, как пишет сам Бунин, имени мужчины никто не помнит, что уже является показателем того, что главный герой был обычным богачом, который не нес обществу никакой пользы.

Кроме того, как узнается в конце рассказа, по господину из Сан-Франциско никто не будет скучать. Это также доказывает тот факт, что среди знакомых и близких у мужчины не было людей, которые по-настоящему бы его любили и ценили, а не воспринимали в качестве толстого кошелька, способного оплатить любую блажь.

Роковой вечер

Умирающего господина из Сан-Франциско слуги уносят в самый плохой номер, в котором темно и сыро, и кладут на железную кровать. Вскоре прибегают его жена и дочь, обе взволнованные и заплаканные, но уже поздно. То, чего все боялись, произошло. Наш герой умер.


Остров Капри

Сорренто встречает новых гостей некоторым оживлением. На площадке фуникулера собирается толпа людей, готовых в любой момент предложить свои услуги за небольшое вознаграждение. И все они с нетерпением ждут именно наших героев, которые выделяются среди остальных вновь прибывших.

Отношения между людьми разного материального положения в своем рассказе затрагивает И.А. Бунин. Господин из Сан-Франциско, привыкший к постоянной услужливости людей, воспринимает все происходящее без особой благодарности.

Наконец семья добирается до отеля. Там все как обычно. Им предоставляются один из лучших номеров и команда самых расторопных и вежливых слуг.

И воздастся каждому по грехам его…

Господин из Сан-Франциско, который в рассказе ни разу не назван по имени, так как, замечает автор, имени его не запомнил никто ни в Неаполе, ни на Капри, направляется с женой и дочерью в Старый Свет на целых два года с тем, чтобы развлекаться и путешествовать. Он много работал и теперь достаточно богат, чтобы позволить себе такой отдых.

Прекрасный оркестр изысканно и неустанно играет в огромной зале, за стенами которой с гулом ходят волны страшного океана, но о нем не думают декольтированные дамы и мужчины во фраках и смокингах. После обеда в бальной зале начинаются танцы, мужчины в баре курят сигары, пьют ликёры, и им прислуживают негры в красных камзолах.

Маленький пароходик, переваливаясь на волнах с боку на бок, перевозит господина из Сан-Франциско с семьёй, тяжко страдающих от морской болезни, на Капри. Фуникулёр доставляет их в маленький каменный городок на вершине горы, они располагаются в отеле, где все их радушно встречают, и готовятся к обеду, уже вполне оправившись от морской болезни. Одевшись раньше жены и дочери, господин из Сан-Франциско направляется в уютную, тихую читальню отеля, раскрывает газету — и вдруг строчки вспыхивают перед его глазами, пенсне слетает с носа, и тело его, извиваясь, сползает на пол. Присутствовавший при этом другой постоялец отеля с криком вбегает в столовую, все вскакивают с мест, хозяин пытается успокоить гостей, но вечер уже непоправимо испорчен.

Господина из Сан-Франциско переносят в самый маленький и плохой номер; жена, дочь, прислуга стоят и глядят на него, и вот то, чего они ждали и боялись, совершилось, — он умирает. Жена господина из Сан-Франциско просит хозяина разрешить перенести тело в их апартаменты, но хозяин отказывает: он слишком ценит эти номера, а туристы начали бы их избегать, так как о случившемся тут же стало бы известно всему Капри. Гроба здесь тоже нельзя достать — хозяин может предложить длинный ящик из-под бутылок с содовой водой.

Господин из Сан-Франциско со своей женой и дочкой отправился на отдых. Всю жизнь он работал, и вдруг его осенило, что у него уже много денег, и он может отдохнуть. Тогда все люди путешествовали или в Европу, или в Старый Свет.

Когда семья прибыла в Неаполь, все её члены остановились в дорогом отеле. Погода в Неаполе нехорошая. Семья господина слышала, что все поголовно хвалили погоду на Капри, и отец, мать и дочь отправились туда.

В дороге все члены семьи страдали от морской болезни. Прибыв, они поселились на горе. Отец семейства собрался на обед первый и пошел в читальню. Вдруг ему стало плохо, и он упал на пол. Господина унесли в небольшой номер. Он умер. Его жена умоляла владельца отеля перенести её мужа в её номер. К её большому сожалению хозяин отказался. У него были на то причины. Все жители и гости острова узнали бы о случившейся трагедии. Владелец побоялся, что приезжие люди не захотели бы заселяться в номер, где лежало безжизненное тело. Единственное что он предложил женщине — раздобыть ящик из-под бутылок, так как гроб он не мог достать.

Рассказ учит тому, что нельзя откладывать жизнь на потом, нужно ловить момент и наслаждаться каждой секундой.

Можете использовать этот текст для читательского дневника

Всю обстановку, царившую на корабле, хорошо описывает краткое содержание. Господин из Сан-Франциско полностью отдается отдыху и даже не догадывается о том, к чему приведет это путешествие.

Каждый день на пароходе начинается и заканчивается одинаково. Утром встают рано, когда еще темно, пьют горячий шоколад и кофе, затем делают гимнастику для пробуждения аппетита, после чего спокойно отправляются на первый завтрак. Затем гуляют по палубам, развлекаются, проводя время за играми, и ждут второй завтрак. После очередного принятия пищи наступает время отдыха и наслаждения видами океана, а заканчивается все чаем. Венцом каждого вечера является ужин. Это особое время, когда для гостей корабля играет самый лучший оркестр, а на столы подаются изысканные напитки. Дамы и их кавалеры надевают шикарные платья и смокинги.

Когда приходит время танцев, все взгляды каждый вечер прикованы к одной влюбленной паре, не скрывающей своих чувств. И только один командир корабля, человек грузный, с рыжей бородой, появляющийся перед гостями очень редко, знает, что эта пара — всего лишь актеры, нанятые для создания романтической атмосферы на борту. О том, что же произошло дальше, вам поведает краткое содержание. Господин из Сан-Франциско и его семейство наслаждаются путешествием и не отказывают себе в отдыхе и удовольствиях.

Итоги

Читая некоторые произведения, легко увлечься и незаметно для себя проникнуться симпатией к людям, которые убили человека, из черепа сделали чашу и пьют кровь.

Такова сила искусства, но нужно себя охранять. Можно и в колодец спускаться, но какую-то верёвочку здравого смысла нужно оставлять, чтобы затем выбраться наружу.

Проблема

Доброта и жестокость в рассказах И.А. Бунина.

Отношение автора к проблеме

Проблема доброты и жестокости является актуальной во все времена, потому что в мире всегда есть место для злых людей, которым неведомо чувство жалости. Многие писатели в своих произведениях пытаются разобраться в причинах зарождения данных качеств. Эти два понятия раскрываются в их творчестве при помощи приёмов противопоставления и контраста. На фоне жестоких поступков одних героев, намного примечательнее становится доброта других.

Аргументы

  1. Добрый человек – это тот, кто готов безвозмездно прийти на помощь.
  2. В современном мире часто встречается проявление жестокости.
  3. Доброта – это душевная предрасположенность к людям, отзывчивость, стремление помогать другим.
  4. Жестокость – это совершение жестоких поступков.
  5. Иногда люди проявляют жестокость по отношению даже к самым близким людям.
  6. Несправедливость способна сделать человека жестоким.
  7. Доброту сложно проявлять во время войны.
  8. Многие люди пользуются чужой добротой.
  9. Доброта и жестокость – это противоположные нравственные качества, присущие человеку.
  10. Жестокость – это качество, характеризующее безжалостного человека.

Воплощённая, беспредельная, ангельская, неисчерпаемая, природная, врождённая, выстраданная, безграничная, редкостная, бесконечная, чрезмерная, исключительная, необыкновенная, неподдельная, искренняя, редкая, настоящая, человеческая, людская, материнская, подлинная, неожиданная, христианская, естественная, великая, простая, особая, собственная, женская, большая, детская, абсолютная, внутренняя, чистая, огромная, нежданная, ответная, бескорыстная, заслуженная, наигранная, сердечная, милосердная, явная, скрытая, неизменная.

Изощрённая, бессмысленная, зверская, человеческая, людская, неумолимая, варварская, немыслимая, беспричинная, беспощадная, беспредельная, бессознательная, нечеловеческая, ужасная, излишняя, безжалостная, свирепая, первобытная, чрезмерная, немыслимая, чудовищная, необузданная, неконтролируемая, равнодушная, исключительная, неимоверная, ужасающая, неописуемая, дьявольская, циничная, необъяснимая, невероятная, животная, особая, детская, непомерная, откровенная, умышленная, сознательная, средневековая, дикая, крайняя, скрытая, безумная, лишняя, непонятная, ужасная, слепая, неожиданная, большая, страшная, странная, намеренная, хладнокровная, запредельная, беспрецедентная, немотивированная, бессердечная.

Сострадание, сочувствие, милосердие, сочувствие, человеколюбие, благородство, отзывчивость, сердечность, участливость, доброжелательность, душевность, теплота, добросердечность, добродушие, незлобливость, благодушие, терпимость, радушие, искренность, альтруизм, сердобольность, гуманность, мягкосердечность, беззлобность, благодушие, кротость.

Бесчеловечность, беспощадность, свирепость, нещадность, живодёрство, варварство, зверство, бессердечие, бездушность, кровожадность, чёрствость, злобность, злостность, буйность, дикость, лютость, озлобленность, свирепство, неистовство, чудовищность, жуткость, остервенелость, кошмарность, тиранство, немилосердность.

Примеры из художественной литературы

Равнодушие главного героя возвращается к нему после смерти, всем безразличен его преждевременный уход из жизни, поэтому его тело поспешно спрятали в ящик и убрали в трюм. Такая жестокость окружающих говорит о пороках общества, которое стремится только веселиться и наслаждаться, а к человеческим трагедиям относится безразлично. Смерть господина из Сан-Франциско расставляет всё по своим местам: имя, богатство, влияние не имеют никакого значения, когда речь идёт об истинных ценностях – любви, дружбе, внимании. В этом рассказе И.А. Бунин рассуждает о настоящих жизненных идеалах, потеря которых приводит к необратимым последствиям.

Примеры из жизни

Жизнь великого русского писателя И.А. Бунина была разделена на два периода: до 1920 и после – в вынужденной эмиграции. Основы доброты и других жизненных ценностей в Бунина заложил его старший брат. В первой части своей жизни Иван Алексеевич получил образование, занялся литературной деятельностью, а также получил звание почётного академика Академии наук в Санкт-Петербурге. Бунин не смог принять жестокость революции, поэтому покинул Россию навсегда. В эмиграции он продолжил своё творчество и даже написал лучшие произведения. Уезжая на поиски лучшей жизни, И.А. Бунин не мог себе представить, что окажется в бедственном положении и духовном кризисе. Давление проблем и забот способствовало образованию многочисленных заболеваний, которые в итоге привели к смерти известного русского писателя. На примере его жизни можно отчётливо проследить, как стремление к доброте оборачивается смирением с жестокостью окружающего мира.

img

Содержание:

↑ Аргументы к направлению "Человек путешествующий: дорога в жизни человека"

↑ Аргументы к направлению "Книга (музыка, спектакль, фильм) - про меня"

↑ Аргументы к направлению "Цивилизация и технологии - спасение, вызов или трагедия?"

Линией повествования, объединяющей все произведения воедино, ниточкой, протянувшейся от Земли до Марса, стало то, что, прибыв на Красную планету, колонисты невольно принесли бы с собой главные проблемы человечества: расизм, цензуру, загрязнение окружающей среды, а также угрозу полного самоуничтожения посредством атомного оружия, т. е. все то, что волновало мир в середине прошлого века. Эта идея для романа в рассказах должна была стать зеркалом, отражающим человечество, его ошибки, слабости и недостатки. Книга должна была послужить своеобразным предупреждением о предстоящих опасностях для человеческой культуры. Именно поэтому Рэй всегда любил научную фантастику: этот жанр позволял автору критиковать общество, используя метафору будущего для отображения проблем настоящего.

↑ М. Шелли "Франкенштейн. "

Когда М. Шелли писала этот роман, другие произведения в этом же жанре обращались к теме оккультизма, мистике и магии. В то время сама мысль о возрождении мертвого человека ассоциировалась с чем-то вроде темной магии. Доктор Франкенштейн оживляет своего монстра не с помощью сверхъестественных сил, а путем неких научных опытов, о которых никто не знал в далеких 1800-х годах.

Таким образом, автор хочет донести до читателей следующую мысль: человек обязан брать на себя ответственность за свои поступки, а также за свои создания. Наука должна быть нацелена на благо, а не на зло, за познания тайн Вселенной необходимо платить высокую цену.

↑ Аргументы к направлению "Преступление и Наказание - вечная тема"

"Преступление и наказание" — одно из лучших произведений великого русского писателя Ф. М. Достоевского. Главный герой Родион Раскольников не просто убийца. Он мыслитель и философ, в нём борются два характера. Даже фамилия героя свидетельствует о его душевном расколе. Поэтому мотив преступления главного героя неоднозначен.

Эту теорию Раскольников и пытается применить по отношению к самому себе, хочет понять свое место в жизни. Отсюда его признание Соне: "Мне надо было узнать тогда. вошь ли я, как все, или человек?".

Смысл его страданий в том, что совесть и разум его вступили в самую решительную борьбу между собой. Герой романа сознает, что он не старушонку убил, а "самого себя". Совесть оказалась гораздо сильнее разума.

В письме матери Раскольникова в общих чертах определяется идея вины и возмездия, которая, в конечном итоге, представляет собой дилемму – с Богом ты или нет.

Страдания преступной совести у Родиона Раскольникова - это огромная движущая сила, она ведет его к Богу. Причем в это же время самозащита у Родиона Раскольникова не иссякает. С удивительным мастерством Достоевский раскрывает эту двойственность души героя.

После знакомства с Соней Мармеладовой начался новый этап в духовном развитии Раскольникова. Не отказавшись от своей "идеи", он стал все больше и больше погружаться в атмосферу божественного сострадания, самоотречения, чистоты, олицетворением и носительницей чего была Соня. Общение с Соней в дальнейшем заставляет Раскольникова смотреть на свое преступление не как на предмет юридического разбирательства, а как на нарушение божественных установлений. У Раскольникова возникает ощущение, что Соня знает что-то такое, чего ему не понять:

«Он взял ее обеими руками за плечи и прямо посмотрел в ее плачущее лицо. Взгляд его был сухой, воспаленный, острый, губы его сильно вздрагивали. Вдруг он весь быстро наклонился и, припав к полу, поцеловал ее ногу.

- Что вы, что вы это? Передо мной! - пробормотала она, побледнев, и больно-больно сжало вдруг ей сердце. Он тотчас же встал.

Достоевский раскрыл трагедию Раскольникова, все стороны его душевной драмы, безмерность его страданий. Писатель привел своего героя к покаянию и нравственному очищению. Таким образом, роман Достоевского убеждает нас в том, что не столько социальные условия, сколько нравственное заблуждение, утрата человечности ведут к преступлению.

Соотнесённость с романом Достоевского в этом рассказе не только на уровне общей проблемы.

Итог рассказа противоположен замыслу героя: вместо преступления без наказания выходит наказание без преступления. Мистера Хилла арестовывают и приговаривают к смертной казни, хотя фактического убийства он не совершал: он убил машину. В таком итоге есть свой смысл: в преступлении важнее всего внутренняя готовность к нему, желание зла. Но и абсурдность такой развязки важна – она позволяет подумать о бессмысленности, бесчеловечности и безнравственности того, что общество может противопоставить преступному выбору человека.

От бесконечных диалогов Дориан переходит к действиям и приступает к поискам удовольствий. Его настигает первое испытание – любовь к актрисе Сибилле Вэйн. Казалось бы, любовь побеждает все и здесь тоже она должна победить, но зло уже слишком глубоко проникло в душу Дориана. Кроме того, Дориан любит не ее настоящую, он любил игру, героиню шекспировских трагедий. Не выдержав горькой правды и разбитого сердца, Сибилла покончила с собой. Дориан понимает, что это он виноват в ее смерти, но лорд Генри находит слова, чтобы он утихомирил свою совесть. После первого мерзкого поступка Дориан начинает вести двойную жизнь: днем он появляется в высшем обществе с лордом, ходит на светские приемы, а ночью он предается порокам.

Уайльд заканчивает свой роман как поучительную притчу – за преступлением следует наказание, вседозволенность невозможна, удовольствие заключено в рамки морали.

Большую часть жизни герой не понимает, что идет неверной дорогой. Он считает, что честь и совесть не нужна, ее же нельзя надеть на ноги вместо сапог. Однако у героя есть совесть. Он отвергает предложение Василисы убить ее мужа, несмотря на обещание больших денег.

Мы видим, что герой отчаянно желает изменить свою жизнь, однако совершает новое преступление: заступаясь за истязаемую Наташу, Пепел невольно убивает Костылева, за что его сажают в тюрьму.

↑ Аргументы к направлению "Кому на руси жить хорошо? - вопрос гражданина"

Описывая природу, автор подчеркивает, что она (природа) находится в неразрывном единстве с жизнью крестьян:

Недаром наши странники

Весна нужна крестьянину

И ранняя и дружная,

А тут — хоть волком вой!

Не греет землю солнышко,

И облака дождливые,

Как дойные коровушки,

Идут по небесам,

Согнало снег, а зелени

Ни травки, ни листа!

Вода не убирается,

Земля не одевается,

Зеленым ярким бархатом,

И, как мертвец без савана,

Лежит под небом пасмурным

Печальна и нага.

Что ни изба — с подпоркою,

Как нищий с костылем;

А с крыш солома скормлена

Скоту. Стоят, как остовы,

Ненастной, поздней осенью

Так смотрят гнезда галочьи,

Когда галчата вылетят

И. ветер придорожные

Кроме того, автор обращает особое внимание на жизнь русских женщин. Так, из рассказа Матрёны Тимофеевны, мы узнаем и о ее подневольном положении в семье, и о вечных унижениях, о деспотизме семейных отношений, о постоянной разлуке с мужем, страданиях матери, потерявшей сына, материальной нужде. Вся история жизни Матрены Тимофеевны доказывает справедливость ее слов:

Не дело — между бабами

Читайте также: