Бугерово новое сочинение о навигации

Обновлено: 05.07.2024

Бугер П. ; Bouguer P. Бугерово новое сочинение о навигации : Содержащее теорию и практику штурманскаго искусства / Преложено с французскаго, и при сем выходе много оное поправлено и пополнено Морскаго шляхетнаго кадетскаго корпуса мафематических и навигацких наук профессором Николаем Кургановым. - Вторым тиснением. - В Санктпетербурге : в типографии онаго же корпуса, 1785. - XIII, [7], 390, [2] с., XIII л. карт., черт. ; 4° см

Экз. РНБ (139/15) в составном картон. пер., обтянутом серой бумагой, с коричневым кожаными корешком и уголками. На нижней крышке пер. экслибрис рус. фонда ГПБ с шифром. Корешок с 5-ю бинтами и ярлыком с шифром "А 356". Обрез крапчатый синий. На форзаце ярлык-марка с шифром "А 356". Правая сторона форзаца утрачена. На нахзаце техн. штамп. На обороте тит. л., с. 33, [1] 2-го ряда, [2] 2-го ряда и оборотах л. ил. круглый штамп ГПБ. Листы VI, VIII, IX порваны. На листах VI-X потеки. . - Экз. РНБ (18.301.2.22) в картон. пер., обтянутом серо-голубой бумагой. На нижней крышке пер. экслибрис рус. фонда ГПБ с шифром. Корешок с 5-ю бинтами. Бумага на корешке частично отсутствует. На форзаце и на тит. л. ярлык с шифром РНБ. На листах IV-XII потеки. . - СК XVIII 757 . - Карты и чертежи: резец, офорт с резцом. . - На с.III-VI посвящ. пер. Павлу I.

Пожалуйста, авторизуйтесь

Вы можете добавить книгу в избранное после того, как авторизуетесь на портале. Если у вас еще нет учетной записи, то зарегистрируйтесь.

Ссылка скопирована в буфер обмена

Вы запросили доступ к охраняемому произведению.

Это издание охраняется авторским правом. Доступ к нему может быть предоставлен в помещении библиотек — участников НЭБ, имеющих электронный читальный зал НЭБ (ЭЧЗ).

Если вы являетесь правообладателем этого документа, сообщите нам об этом. Заполните форму.

Среди редких автографов инскрипты Императрицы Анны Иоановны, князя Александра Меншикова, Императрицы Александры Федоровны, поэтов А. Плещеева и Саши Черного, художника Б. Кустодиева, а также редчайший архив писем писателя Б. Пильняка.

Выбор аукциона:

Вы можете ознакомиться с каталогами всех предстоящих аукционов на этой странице. Лоты, включенные в каталог аукциона, представлены на наших предаукционных выставках. Предаукционный показ открывается за 7-10 дней до даты торгов. Настоятельно рекомендуем вам перед участием в аукционе посетить выставку и внимательно просмотреть интересующие вас предметы.

Вам необходимо зарегистрироваться на те торги, в которых вы хотите принять участие. По вашему желанию вы можете участвовать в аукционе лично или онлайн, также возможно участие через представителя аукционного дома (телефонный звонок во время торгов), или через систему Bidspirit. На сайте Литфонда есть возможность оставить заочную ставку, пройдите, пожалуйста, процедуру регистрации, заполнив форму по ссылке.

Если вы регистрируетесь в первый раз, устроитель аукциона вправе по своему усмотрению затребовать выписки со счетов и другие финансовые документы, подтверждающие платежеспособность участника аукциона.

Способы участия в торгах:

Наши экcперты готовы провести первичную оценку предметов антиквариата, которые вы хотели бы выставить на торги.


Среди множества трудностей, с которыми сталкивались древние мореплаватели в открытом море, была навигация. Как же могли древние мореплаватели ориентироваться в огромной морской пустоте?

Секстанты довольно широко применялись в морской навигации для определения координат корабля с 1730 года. На нашем сайте есть уникальный cекстант с тремя сменными объективами, в полной оригинальной комплектации, в футляре из красного дерева. Но с чего же началась история морской навигации?


Земля и воздух


Первые моряки не упускали из виду землю. Это и был первый трюк навигации — следуй за побережьем.
Для того, чтобы найти старое рыболовное угодье или простой путь через мелководье, нужно было в первую очередь выровнять ориентиры, к примеру, ближайшую к отдаленной точке на суше скалу; выполнение такого несложного действия в двух направлениях одновременно давало более или менее точное геометрическое положение на поверхности моря.


Птицы и волна


Диаграмма и компас



Течения и ветер


С незапамятных времен подводные течения помогали или путали великих путешественников и моряков. Отцом североатлантических течений считается Гольфстрим, и он был назван так не кем иным, как Бенджамином Франклином. Будучи заместителем генерального почтмейстера Великобритании в 18 веке, Франклин заметил, что его почтовые корабли в американские колонии плыли больше времени, чем китобойные суда. Опрашивая китобоев, он узнал о мощном течении, берущем начало из Мексиканского залива и простирающемся на северо-восток в Северную Атлантику.
Подобно течениям, ветра всегда были не менее важны для моряков. Направления воздушных масс на старых пожелтевших картах были не просто украшением. Например, в Индийском океане зарождается северо-восточный муссон и направляется в прохладную сухую зиму Африки, а возвращается юго-западный муссон в субконтинент жарким влажным летом. Полинезийцы, чтобы совершить свой ежегодный рейс из Таити на Гавайи, пройдя несколько тысяч миль, отправились в путь на преобладающем юго-восточном ветре, установив правый курс и направляясь на северо-восток.

Солнце и звезды


В нашем каталоге антиквариата представлено множество старинных навигационных приборов, а так же предметов на морскую тематику. Антикварные навигационные приборы, это уникальный и интересный подарок, также эти предметы служат отличным элементом декора, и конечно их можно использовать по прямому назначению.

image_pdf
image_print

Аннотация. В течение двух столетий истории русского парусного флота склянки (песочные часы) были незаменимым и самым точным прибором измерения времени. На основе их показаний производились вычисления местонахождения судна в открытом море. Этому важнейшему навигационному инструменту до сих пор исследователями не уделялось достаточного внимания. В статье рассматриваются история появления склянок в России, использовавшиеся виды, порядок снабжения, способы поверки, место изготовления и ремонта, стоимость, предложения по совершенствованию и замене на механические хронометры.

Summary. For two centuries in the history of the Russian sailing fleet the sand-glass remained an indispensable and most precise time piece. Its readings were used to discover the position of the ship in the open sea. This major navigation instrument has been somewhat neglected until now. The paper traces back the appearance of the hour-glass in Russia, the types used, the supply procedure, checkup methods, places of manufacture and repair, the cost, proposals for improvements and replacement with mechanical chronometers.

Склянки в русском флоте XVIII — первой половины XIX века

Создание регулярного флота в России стимулировало введение целого ряда важных новшеств, многие из которых затронули не только военно-стратегические сферы. Крупные военные корабли были на тот момент вершиной развития научно-технической мысли. Их строительство, управление в море и в бою требовали слаженной работы ряда специалистов, владевших особыми знаниями свойств материалов, строительных технологий, навигации, астрономии, баллистики и др. Соответственно, и соперничество военно-морских держав создавало особые условия для развития этих областей знаний. В XVII—XIX вв. уровень развития науки и распространения знаний стал определять прочность положения империй на международной арене. Не случайно английские монархи поощряли развитие приборостроения, Гринвичская обсерватория стала ведущим мировым центром астрономических наблюдений, а Лондонское королевское общество имело в своём составе передовых учёных-экспериментаторов того времени.

В данной статье хотелось бы остановиться на аспекте, который вышел далеко за пределы навигационных задач и стал играть важную роль в повседневной жизни всех без исключения людей. Речь пойдёт об измерении времени, основном инструменте, использовавшемся для этого на кораблях, — склянках, а также о проектах их совершенствования.

Привычка наблюдать время по солнцу и ночным небесным светилам свойственна людям с незапамятных времён. К далеким дописьменным эпохам относится изобретение инструментов для более точных измерений — солнечные, звёздные, лунные часы различных видов. Точное знание времени было важно для церковных служб, придворных церемоний, начала античных театральных представлений. Кроме того, эти хитроумные изобретения были статусным предметом, указывавшим на благосостояние владельца и на его причастность к некоему знанию. Строительство крупных флотов и активизация дальних морских путешествий придали часам совершенно новое значение. Из предмета не совсем важного и обязательного они превратились в прибор, от которого зависела точность определения курса судна, а значит, — успех кампании, жизнь и безопасность всего экипажа.

Историография вопроса отличается скудостью. Авторы работ в лучшем случае упоминали о песочных часах как об этапе развития инструментального дела, но основное внимание уделяли более сложным механизмам — пружинным и маятниковым, использование которых в условиях качки было неизбежно сопряжено со значительными погрешностями до второй половины XIX века1. Уникальные высокоточные хронометры, не подверженные её влиянию, изготавливались в единичных экземплярах и не меняли общего положения дел во флотах. В изучении песочных часов философы и искусствоведы преуспели больше историков2.

Набор корабельных склянок XVIII в.

Набор корабельных склянок XVIII в.

Сколько стоили склянки? Документ 1830 года сохранил цены на склянки, выпускавшиеся адмиралтейскими Ижорскими заводами. Четвертьчасовые склянки стоили 15 рублей 85 копеек, получасовые — 5 рублей 28 копеек, минутные — 3 рубля 50 копеек, полуминутные — 2 рубля 95 копеек, четвертьминутные — 2 рубля 27 копеек7. Для сравнения можно сказать, что 10 рублей составляло примерно годовое жалованье мелкого чиновника уровня писаря при Севастопольском госпитале. Годовое жалованье инструментального мастера при Адмиралтействе равнялось в среднем 60 рублям.

На самом деле склянками только для измерения крупных отрезков времени ограничиться было нельзя, т.к. основными приборами измерения скорости хода корабля служили лаг и полуминутные склянки. Перенимая технологии строительства кораблей и правила навигации, петровские сподвижники неизбежно должны были заимствовать их вместе со всеми сопутствовавшими деталями, в частности — вместе с общепринятой на европейских флотах системой измерения времени и скорости движения, а также дальнейших навигационных вычислений, основывавшихся на этих данных.


В течение двух столетий набор склянок практически не менялся. Документы сохранили подробные перечни инструментов, выдававшихся на суда. Чем более дальнее и опасное плавание планировалось, тем более полным был этот набор.

Поверка. В XVI — первой половине XIX века песочные часы на кораблях были наиболее надёжным прибором измерения времени в ненастную погоду. В ясную погоду время и координаты определяли по наблюдениям небесных светил, поверяли по ним песочные и механические часы.

В 1727 году вице-адмирал Д.Я. Вильстер, посетив инструментальную мастерскую Адмиралтейства, распорядился соорудить при ней стационарные солнечные часы для поверки песочных15.

Кроме того, часы поверяли по пульсу. Существовало несколько способов поверки по наблюдению небесных светил17.

Песочные и механические часы. Технические новшества и в XVIII веке приживались с трудом, что же говорить о более раннем времени. За всё первое столетие существования русского Военно-морского флота, пожалуй, можно вспомнить только одну новацию, получившую безусловное признание и повсеместное распространение, — это секстант19. В XIX веке ситуация изменилась: набор выдававшихся на суда инструментов стал расширяться, каждый из них — активно совершенствоваться. Но замена песочных часов на механические долго оставалась невозможной.

Широко известно, что ещё в 1727—1765 гг. Дж. Гаррисон представил четыре высокоточных хронометра, успешно прошедших испытания на море, не потеряв точность хода. Это было важнейшим шагом в решении проблемы определения долготы в открытом море. Сверка показаний хронометра, показывавшего гринвичское время, с местным по солнцу или звездам была более простым и точным способом по сравнению с другими, более ранними, основанными на наблюдении движения ночных небесных светил20. Механизмы Дж. Гаррисона были подлинными шедеврами, долго оставались единственными и неповторимыми. Попытки же широкого применения его метода были обречены.

Таким образом, в русском флоте с первых лет его существования использовался полный набор песочных часов, включавший в себя минутные, получасовые, часовые. В XIX веке в качестве стандартного утвердился набор из пяти склянок: четвертьминутные, полуминутные, минутные, получасовые и четырёхчасовые. Были также известны и использовались склянки другой калибровки — 3-, 5-минутные, часовые и др. Переход на механические часы был желанной перспективой развития приборостроения, однако необходимого для этого уровня производственной базы не удавалось достичь на протяжении всего рассматриваемого периода.

ПРИМЕЧАНИЯ

1 Петров И. Часы: исторический очерк. М.: Тип.-лит. А. Подрезкова, 1913; Пипуныров В.Н., Чернягин Б.М. Развитие хронометрии в России. М.: Наука, 1977; Михаль С. Часы: от гномона до атомных часов. М.: Знание, 1983; Мельникова О.Н. Из истории развития часового производства в России (XVIII — начало ХХ вв.): автореф. … дисс. канд. ист. наук. М., 2004; Бронников С. История часов: эволюция от солнечных до водородных. М.: Центрполиграф, 2018; Branley F.M. Keeping Time: From the Beginning and into the Twenty-first Century. Boston: Houghton Mifflin Company, 1993; Cowan H.J. Time and Its Measurement: From the Stone Age to the Nuclear Age. New York: The World Publishing Company, 1958.

2 Шадрин Ю.П. Песочные часы // Филология и культурология: современные проблемы и перспективы развития: сборник материалов 6-й Международной научно-практической конференции. Махачкала, 2014. С. 83, 84.

5 Российский государственный архив Военно-морского флота (РГА ВМФ). Ф. 177. Оп. 1. Д. 32. Л. 103, 328—329; Д. 45. Л. 42, 55, 55 об.; Д. 64. Л. 103, 103 об., 113.

7 Там же. С. 84, 85.

8 Дыгало В.А. Указ. соч. С. 67.

9 Бугер П. Бугерово новое сочинение о навигации, содержащее теорию и практику морского пути. СПб.: МШКК, 1764. С. 138.

10 Глушанков И.В. Навстречу неизведанному. Л.: Гидрометеоиздат, 1980. С. 76.

11 РГА ВМФ. Ф. 212. Оп. 6. Д. 40. Л. 10.

12 Там же. Ф. 215. Оп. 1. Д. 200. Л. 5—7.

13 Там же. Ф. 402. Оп. 1. Д. 99, 103. Л. 2.

14 Там же. Ф. 166. Оп. 1. Д. 2582. Л. 30.

15 Там же. Ф. 212. Дела по годам. 1727 г. Д. 2. Л. 20, 20 об.

16 Мордвинов С.И. Книги полного собрания о навигации. Ч. IX. СПб., 1753. С. 27, 28.

17 Бугер П. Указ. соч. С. 214—237.

18 РГА ВМФ. Ф. 402. Оп. 1. Д. 1469. Л. 5.

Читайте также: