Борьба за чистоту за смысловую точность за остроту языка есть борьба за орудие культуры сочинение

Обновлено: 30.06.2024

Презентация на тему: " Борьба за чистоту, за смысловую точность, за остроту языка есть борьба за орудие культуры. А. М. Горький Работая над проектом, мы постарались найти ответы." — Транскрипт:

1 Борьба за чистоту, за смысловую точность, за остроту языка есть борьба за орудие культуры. А. М. Горький Работая над проектом, мы постарались найти ответы на вопросы: почему (причина), зачем (цель), как (способы) нужно беречь русский язык.

3 Предполагаемая гипотеза и формы исследования: В результате исследования нам удастся доказать, что: Грамматику не учить – себе вредить; Грамматику знать – себя и других уважать. 1. Анкета-опрос среди учащихся 5-ых классов; 2. Плакат с ошибками (поздравление девочек с праздником 8 Марта); 3. Детская сказка для учащихся 1- го класса (вариант правильный и вариант сплошного текста без абзацев и пробелов); 4. Отрывок из научной статьи для старшеклассников (вариант правильный и вариант с ошибками, без абзацев и пробелов);

6 Кто согласен с Сашей Петровым?

11 5А класс(21 ученик) – 6 учащихся – 29% 5Б класс(22 ученика) – 9 учащихся - 41% 5В(17 учеников) – 8 учащихся – 47% 5Б класс(25 учеников, прошлый год) – 11 учащихся - 44%

12 Кто согласен с Сашей Петровым?

13 Зачем нужно беречь русский язык?

18 Исследование 3. Выдержки из анкет десятиклассников 1. Легче читается статья, которая написана правильно, потому что, читая безграмотную статью, больше задумываешься над тем, как прочитаешь слова, а не над смыслом. 2. Легче читается текст, который написан правильно, потому что, когда читаешь неправильно написанный текст, все внимание уходит на то, чтобы понять все слова и почти не понимаешь смысла всего текста. 3. В первом тексте соблюдены все запятые – это показывает, где нужно остановиться, если сделать паузу.

20 Исследование 4 среди девочек 5а, 8б, 9б классов

22 Как нужно беречь русский язык ? Людям во всем помогают разные виды памяти. Но чтобы они по-настоящему помогали, о них надо заботиться - тренировать и развивать: зрительную память, речедвигательную память, слуховую память, рукодвигательную память.

23 Тренируйте разные виды памяти

24 Зарядка для развития всех видов памяти 1. Прочитайте предложение вслух, отчетливо и ясно проговаривая каждое слово по слогам. 2. Затем прочитайте предложение по слогам про себя. 3. Посмотрите его, чтобы глаза запомнили, как пишутся слова, особенно трудные.

25 Тренируйте разные виды памяти

27 Зарядка для развития всех видов памяти 4. Закройте глаза и мысленно крупно и разборчиво, яркими буквами напишите каждое слово; при этом проговаривайте трудные слова по слогам. (Если вы не уверены в каком-то слове, откройте глаза, рассмотрите его еще раз и снова сделайте с ним эту же работу.) 5. Теперь можно записать в тетрадь!

28 Тренируйте разные виды памяти

29 Вывод первый. О требованиях орфографии Русский литературный язык – единый и общий для всех говорящих на нём людей. А говорят русские люди в разных областях нашей страны неодинаково. И вот, представьте себе, что получится, если книги, выходящие в наших издательствах, будут целиком отражать произношение той или иной области. Москвичу будет трудно понять то, что написал автор, живущий где-нибудь на юге или на севере России. Ему придётся долго и кропотливо вникать в произношение писателя, соотнести его со своим, привыкнуть к нему и тогда только начать вдумываться в смысл написанного. Вот сколько препятствий надо преодолеть! Гораздо легче овладеть правилами традиционной орфографии.

30 Вывод второй. О требованиях орфографии А что бы получилось, если бы люди писали в обычном городе, как им захотелось? Невесело в этом городе: преступность выше, медицинская помощь хуже, люди узнают меньше интересного. Они, конечно, сэкономили в детстве много времени, не изучая орфографию, но ничего хорошего из этого не вышло бы. Хаос в грамматике – хаос в жизни.

31 Вывод третий. Практические рекомендации. Мы нашли замечательные рекомендации для тренировки всех видов памяти: 1. зрительной, 2. слуховой, 3. речедвигательной 4. руководвигательной Тренируйте разные виды памяти.

32 Вывод четвёртый. Оптимистический! После ряда исследований, проведённых среди учащихся разновозрастных групп нашей школы, мы убедились, что большинство из них подходит осознанно к изучению грамматики русского языка, понимают всю важность и необходимость этой работы. Желаем всем успехов в этом трудном деле.

150-200 слов. Русский и советский писатель, драматург Максим Горький (1868–-1936) писал: "Борьба за чистоту, за смысловую точность, за остроту языка есть борьба за орудие культуры. Чем острее это орудие, чем более точно направлено – тем оно победоносней".

Согласны ли вы с этим утверждением?

Великий могучий русский Язык, здесь как нельзя больше эпитетов, метафор, олицетворений и сравнений . Не счесть крылатых выражений, как у Крылова "Басня . ", афоризмов . Если сравнить другой язык, то он в разы менее красноречив, чем русский. Тем не менее родной язык надо изучать, а не просто впитывать с пеленок разговорную речь. Доказано, что обычный среднеразвитый человек знает шесть тысяч слов, а такой поэт как АС Пушкин, двадцать одну тысячу слов и при этом умело вписывал их в текст .
Также к словам Горького можно отнести пословицу - Слово не воробей, в лес не улетит . Поэтому и надо уметь грамотно разьяснять родной язык .

Рассмотрим Бэлу. Она гордая и независимая личность. Ее главный герой замечает, когда гуляет на свадьбе ее сестры. Она привлекла его внимание сразу. Девушка имеет за плечами всего лишь 16 годиков. Но ее чувства к главному герою были подлинными, они были похожи на любовь женщины, которая полностью поглощена ею. Но из-за своей скромности и характерности она не показала сразу все. Невзначай Григорий узнает о том, что брат Азамат готов продать сестрицу за коня. Он договаривается с ним на кражу.

Печорин увозит Бэлу. Там он пытается с нею жить, но при этом его любовь к ней испаряется. Она ему теперь надоела. При этом девушка продолжает его любить. Этот персонаж помогает раскрыть такие качества главного героя, как непостоянство и эгоизм.

Княжна Мэри и Вера – это девушки, которые обе замечательны. Они страдают от отношений главного героя. Вера любит героя по-настоящему и заботится о нем, но не может быть вместе с ним из-за того, что уже замужем. Мери начинает ненавидеть героя после того, как тот убил Грушницкого. Обе девушки хорошо образованны и начитанны, как это было принято в то время. Григорий ранит их обеих своим поведением. Веру – встречей, а Мэри – равнодушием. На образах этих героинь Лермонтов показал холодность и равнодушие Печорина. Но еще Михаил Юрьевич показал, что герой еще не до конца потерян. Так как он тоже любит Веру, как когда-то любил.

В очередной поездке на Кавказ Печорин познакомился с Грушницким, но считал его намного глупее и неинтереснее себя. Печорин не понимал, зачем он пытается выслужиться.

Вернер – это друг Печорина, к которому он очень хорошо относится. Они понимали друг друга очень хорошо.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Великий русский язык – один из самых богатых языков мира. Пользуясь его богатством, говорящий или пишущий может выбрать точные и нужные слова для ясной передачи своих мыслей, чувств, самого тонкого, самого страстного и самого глубокого. Ведь каждое русское слово настолько энергично и таинственно, всего лишь необходимо только раскрыть, увидеть его природный смысл. Вы спросите для чего? Чтобы понять, как в жизни стать счастливее, как передать свои чувства самому близкому человеку, как жить легко и просто, как нести добро людям, как сделать мир светлее вокруг нас!

В.Г.Белинский видел в русском языке отражение высоких моральных и духовных сил нашего народа.

Писатели, учёные, общественные деятели не только ценили и любили русский язык, но и совершенствовали его, обогащая новыми словами, словосочетаниями, фразеологическими оборотами. Всё это во многом способствовало созданию русского литературного языка.

Необходимым условием существования литературного языка являются его нормы, т.е. определённые правила произношения, словоупотребления и грамматического выражения мысли. Всё это имеет прямое отношение к культуре речи, привлекающей к себе миллионы людей.

Что же такое культура речи?

Нет единой точки зрения. Одни считают, что культура речи- это умение говорить и писать правильно. Другие утверждают, что это способность излагать свои мысли просто, доступно и логично. Третьи, - что культура речи сводится к умелому использованию выразительных и изобразительных средств языка.

Каждая из приведенных точек зрения имеет свои основания. Действительно, настоящая культурная речь должна быть и правильной, и точной, и краткой, и доступной, и осмысленной. Однако, если признать за культурной речью все эти положительные качества, то главнейшим из них будет всё же правильность, т.е. умение грамотно выражать свои мысли . Умение писать и говорить правильно – основной признак культуры речи человека.

Говорить и писать правильно не одно и то же. Даже если вы свободно владеете литературным языком, всегда полезно задуматься о том, как сделать свою речь богаче, выразительнее. Чем грамотнее человек, тем более требователен он к своей речи, тем острее он понимает, как важно учиться хорошему слогу у замечательных русских писателей.

Своё сочинение хотелось бы закончить словами великого писателя

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Проблемы русского языка

Описание презентации по отдельным слайдам:

Проблемы русского языка

Проблемы русского языка

Как человека можно распознать по обществу, в котором он вращается, так о нем.

Как человека можно распознать по обществу, в котором он вращается, так о нем можно судить и по языку, которым он выражается. (Джонатан Свифт) Восприятие чужих слов, а особливо без необходимости, есть не обогащение, но порча языка. (А. П. Сумароков) Борьба за чистоту, за смысловую точность, за остроту языка есть борьба за орудие культуры. (Максим Горький)

Язык есть вековой труд целого поколения. (В. И. Даль) Когда язык ничем не сте.

Язык есть вековой труд целого поколения. (В. И. Даль) Когда язык ничем не стесняется, все бывают стеснены. (Руссо) Опыт слишком часто поучает нас, что люди ни над чем так мало не властны, как над языком своим. (Спиноза)

Есть слова - словно раны, слова - словно суд,- С ними в плен не сдаются и в п.

Есть слова - словно раны, слова - словно суд,- С ними в плен не сдаются и в плен не берут. Словом можно убить, словом можно спасти, Словом можно полки за собой повести. Словом можно продать, и предать, и купить, Слово можно в разящий свинец перелить. Вадим Шефнер

Оценка сочинения - рассуждения № Критерии проверки и оценки сочинения Баллы 1.

Оценка сочинения - рассуждения № Критерии проверки и оценки сочинения Баллы 1. Формулировка проблем исходного текста Экзаменуемый (в той или иной форме) верно сформулировал одну из проблем исходного текста. Фактических ошибок, связанных с пониманием и формулировкой проблемы, нет 1 Экзаменуемый не смог верно сформулировать ни одну из проблем исходного текста 0

*Если экзаменуемый не сформулировал или сформулировал неверно (в той или ино.

*Если экзаменуемый не сформулировал или сформулировал неверно (в той или иной форме в любой из частей сочинения) одну из проблем исходного текста, то такая работа по критериям К1–К4 оценивается 0 баллов! важно:

Проблема чистоты языка, взаимосвязи языка и культуры всё чаще тревожит наших.

Проблема чистоты языка, взаимосвязи языка и культуры всё чаще тревожит наших писателей, журналистов, общественных деятелей. Вот и в тексте К.И.Чуковского поднимается проблема низкого уровня духовной культуры, которая, по мнению писателя, находит своё отражение в разговорной речи некоторых кругов молодёжи. (1 балл)

Оценка сочинения - рассуждения № Критерии проверки и оценки сочинения Баллы 2.

Оценка сочинения - рассуждения № Критерии проверки и оценки сочинения Баллы 2.Комментарий к сформулированной проблеме исходного текста Сформулированная экзаменуемым проблема прокомментирована с опорой на исходный текст. Экзаменуемый привёл не менее2 примеров из прочитанного текста, важных для понимания проблемы. Фактических ошибок, связанных с пониманием проблемы исходного текста, в комментарии нет 3 Сформулированная экзаменуемым проблема прокомментирована с опорой на исходный текст. Экзаменуемый привёл1 пример из прочитанного текста, важный для понимания проблемы. Фактических ошибок, связанных с пониманием проблемы исходного текста, в комментарии нет 2

Сформулированная экзаменуемым проблема текста прокомментированас опорой на и.

Сформулированная экзаменуемым проблема текста прокомментированас опорой на исходный текст, но экзаменуемыйне привёл ни одного примераиз прочитанного текста, важного для понимания проблемы, или в комментарии допущена одна фактическая ошибка, связанная с пониманием проблемы исходного текста 1 Сформулированная экзаменуемым проблема не прокомментирована, илив комментариях допущено более 1 фактической ошибки, связанной с пониманием исходного текста, илипрокомментирована другая, не сформулированная экзаменуемым проблема, или в качестве комментариев дан простой пересказ текста или его фрагмента, илив качестве комментариев цитируется большой фрагмент исходного текста 0

Оценка сочинения - рассуждения № Критерии проверки и оценки сочинения Баллы 3.

Оценка сочинения - рассуждения № Критерии проверки и оценки сочинения Баллы 3. Отражение позиции автора исходного текста Экзаменуемый верно сформулировал позицию автора (рассказчика) исходного текста по прокомментированной проблеме. 1 Позиция автора исходного текста экзаменуемым сформулирована неверно, или позиция автора исходного текста не сформулирована 0

Оценка сочинения - рассуждения Аргументация собственной позиции № Критерии пр.

Оценка сочинения - рассуждения Аргументация собственной позиции № Критерии проверки и оценки сочинения Баллы 4. Экзаменуемый выразил своё мнение по сформулированнойим проблеме, поставленной автором текста (согласившисьили не согласившись с позицией автора), аргументировал его (привёл не менее 2-х аргументов, один из которых взят из художественной, публицистической или научной литературы 3 Экзаменуемый выразил своё мнение по сформулированной им проблеме, поставленной автором текста (согласившись или не согласившись с позицией автора), аргументировал его (привёл не менее 2-х аргументов, опираясь на знания, жизненный опыт), или привёл только 1 аргумент из художественной, публицистической или научной литературы 2 № Критерии проверки и оценки сочинения Баллы 4. Экзаменуемый выразил своё мнение по сформулированнойим проблеме, поставленной автором текста (согласившисьили не согласившись с позицией автора), аргументировал его (привёл не менее 2-х аргументов, один из которых взят из художественной, публицистической или научной литературы 3 Экзаменуемый выразил своё мнение по сформулированной им проблеме, поставленной автором текста (согласившись или не согласившись с позицией автора), аргументировал его (привёл не менее 2-х аргументов, опираясь на знания, жизненный опыт), или привёл только 1 аргумент из художественной, публицистической или научной литературы 2

Оценка сочинения - рассуждения Аргументация собственной позиции Экзаменуемый.

выразить в сочинении своё мнение по сформулированной проблеме, согласившись и.

выразить в сочинении своё мнение по сформулированной проблеме, согласившись или не согласившись с позицией автора. В своём ответе вы должны привести два аргумента, опираясь на знания, жизненный или читательский опыт. Ваша задача -

Выражение своей позиции Я полностью согласна с писателем: речь человека напря.

Выражение своей позиции Я полностью согласна с писателем: речь человека напрямую связана с уровнем его духовной культуры, его индивидуальностью.

За подтверждением своей мысли обращусь к произведениям устного народного твор.

№ Критерии проверки и оценки сочинения Баллы 5. Смысловая цельность, речевая.

№ Критерии проверки и оценки сочинения Баллы 5. Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения Работа экзаменуемого характеризуется смысловой цельностью, речевой связностью и последовательностью изложения: – логические ошибки отсутствуют, последовательность изложения не нарушена; – в работе нет нарушений абзацного членения текста 2 Работа экзаменуемого характеризуется смысловой цельностью, связностью и последовательностью изложения, НО допущена 1 логическая ошибка, и/или в работе имеется 1 нарушение абзацного членения текста 1 В работе экзаменуемого просматривается коммуникативный замысел, но допущено более 1 логической ошибки и/или имеется 2 случая нарушения абзацного членения текста 0

Подводя итог своим размышлениям, вспомню слова И.С.Тургенева, который назвал.

Проблема чистоты языка, взаимосвязи языка и культуры всё чаще тревожит наших.

Читайте также: