Борьба хаоса и космоса в лирике тютчева сочинение на материале 3 4 стихотворений

Обновлено: 02.07.2024

Идея хаоса. Представление о двойственном мире, – мире видимом, внешнем, представляющемся ясным и гармоническим, и мире хаотическом, о котором говорят грозные космические силы, слепые и страшные стихии и в природе и в человеке, – является одной из характернейших черт в художественном миросозерцании Тютчева. Проникая вглубь жизни природы, поэт за миром внешних явлений постигает их таинственную основу, именно – тот первоначальный хаос, который наш маленький мирок сознания окружает бесконечным океаном непознаваемого, стихийного, темного.

Фёдор Иванович Тютчев. Иллюстрированная биография

И бездна нам обнажена С своими страхами и мглами, И нет преград меж ней и нами – Вот отчего нам ночь страшна!

Откуда он, сей гул непостижимый? Иль смертных дум, освобождённых сном, Мир бестелесный, слышный, но незримый, Теперь роится в хаосе ночном?

Хаос в человеке. Ощущение хаотических сил мира рождают – безмолвие и мрак ночи, в котором человек чувствует себя беспомощным и робким перед тайными силами мира, а также такие явления природы, как гроза, буря, ветер, при чем, если человеку доступно ощущение хаоса, то только потому, что в душе самого человека есть тоже какие-то тайные, неведомые ему самому силы. Человек не всегда волен над собой, порой со дна его души встают темные влечения, порой им овладевают слепые инстинкты, и тогда нарушается стройность и цельность жизни, кончается власть сознания, и в жизнь человека вторгаются те самые темные и стихийные силы, присутствие которых чувствует он в мире хаоса.

О чём ты воешь, ветр ночной? О чем так сетуешь безумно? Что значит странный голос твой, То глухо жалобный, то шумный? Понятным сердцу языком Твердишь о непонятной муке И ноешь, и взрываешь в нём Порой неистовые звуки? О, страшных песен сих не пой Про древний хаос, про родимый! Как жадно мир души ночной Внимает повести любимой! Из смертной рвется он груди И с беспредельным жаждет слиться… О, бурь заснувших не буди: Под ними хаос шевелится.

Творчество Тютчева

О, вещая душа моя, О, сердце полное тревоги, О, как ты бьёшься на пороге Как бы двойного бытия. …Пускай страдальческую грудь Волнуют страсти роковые, – Душа готова, как Мария, К ногам Христа навек прильнуть.

Хаос и космос в лирике Тютчева

Древние мифы разных народов мира рассказывают о том, как в яростной бескомпромиссной борьбе противопо­ложных сил и стихий создавался видимый мир. Так рож­дался упорядоченный космос, которому предшествовал хаос и ожесточенные схватки богов, чудовищ и героев. Космос — это мировой порядок, мировое целое, которое не только упорядочено, но и прекрасно в силу царящей в нем гар­монии. Ему противостоит хаос — изначальное, беспоря­дочное и бесформенное состояние мира, порождением ко­торого являются вечный мрак и ночь. Этот вывод вопло­щен почти во всех позднейших философских учениях и произведениях художественной литературы.

Воплощение представлений о космосе и хаосе находим мы и в русской поэзии нового времени — у Пушкина и Баратынского, Лермонтова и Кольцова, Фета и Некрасова. Но наиболее своеобразное представление о космосе и хаосе мы видим в поэзии Тютчева.

Ф. Тютчев соединил в своем творчестве великую по­эзию с предметным чувством космического характера. Осознавая себя микрокосмом беспредельного макрокосмоса, неотъемлемой частицей мироздания, поэт воспринимает свои ощущения как непосредственное проявление космического бытия. И тогда природа воспринимается живой —- со своими страстями, силой, чувствами:

Не то, что мните вы, природа —

Не слепок, не бездушный лик:

В ней есть душа, в ней есть свобода,

В ней есть любовь, в ней есть язык.

Пожалуй, ни у какого другого русского поэта нет тако­го последовательного воплощения древнего дуализма, как у Тютчева. Смена времен года, дня и ночи, света и тьмы, любви и равнодушия… И за каждым таким явлением стоит то ли божественная, то ли демоническая сила. Например, грозу поэт считает проявлением демонических сил:

Одни зарницы огневые,

Как демоны глухонемые Ведут беседу меж собой…

…Пришла — и с мира рокового Ткань благодатную покрова,

Сорвав, отбрасывает прочь…

И бездна нам обнажена С своими страхами и мглами,

И нет преград меж ей и нами —

Вот отчего нам ночь страшна!

Ночь — олицетворение сил хаоса — становится у Тютче­ва своего рода предупреждением человеку: memento mori — помни о смерти. Помни, что каждый день, каждый час, каждый миг твоей жизни — единственный и неповтори­мый. Мы вышли из вечной ночи, чтобы вернуться в веч­ную ночь. А потому должны ценить, беречь и преумно­жать жизнь земную — божественную. Мы должны по­мнить, что космос возник из хаоса, и обязаны не допус­тить обратного превращения.

Древние мифы разных народов мира рассказывают о том, как в яростной бескомпромиссной борьбе противопо­ложных сил и стихий создавался видимый мир. Так рож­дался упорядоченный космос, которому предшествовал хаос и ожесточенные схватки богов, чудовищ и героев. Космос — это мировой порядок, мировое целое, которое не только упорядочено, но и прекрасно в силу царящей в нем гар­монии. Ему противостоит хаос — изначальное, беспоря­дочное и бесформенное состояние мира, порождением ко­торого являются вечный мрак и ночь. Этот вывод вопло­щен почти во всех позднейших философских учениях и произведениях художественной литературы.

Воплощение представлений о космосе и хаосе находим мы и в русской поэзии нового времени — у Пушкина и Баратынского, Лермонтова и Кольцова, Фета и Некрасова. Но наиболее своеобразное представление о космосе и хаосе мы видим в поэзии Тютчева.

Ф. Тютчев соединил в своем творчестве великую по­эзию с предметным чувством космического характера. Осознавая себя микрокосмом беспредельного макрокосмоса, неотъемлемой частицей мироздания, поэт воспринимает свои ощущения как непосредственное проявление космического бытия. И тогда природа воспринимается живой —- со своими страстями, силой, чувствами:

Не то, что мните вы, природа —

Не слепок, не бездушный лик:

В ней есть душа, в ней есть свобода,

В ней есть любовь, в ней есть язык.

Пожалуй, ни у какого другого русского поэта нет тако­го последовательного воплощения древнего дуализма, как у Тютчева. Смена времен года, дня и ночи, света и тьмы, любви и равнодушия… И за каждым таким явлением стоит то ли божественная, то ли демоническая сила. Например, грозу поэт считает проявлением демонических сил:

Одни зарницы огневые,

Как демоны глухонемые Ведут беседу меж собой…

…Пришла — и с мира рокового Ткань благодатную покрова,

Сорвав, отбрасывает прочь…

И бездна нам обнажена С своими страхами и мглами,

И нет преград меж ей и нами —

Вот отчего нам ночь страшна!

Ночь — олицетворение сил хаоса — становится у Тютче­ва своего рода предупреждением человеку: memento mori — помни о смерти. Помни, что каждый день, каждый час, каждый миг твоей жизни — единственный и неповтори­мый. Мы вышли из вечной ночи, чтобы вернуться в веч­ную ночь. А потому должны ценить, беречь и преумно­жать жизнь земную — божественную. Мы должны по­мнить, что космос возник из хаоса, и обязаны не допус­тить обратного превращения.

Сочинение на тему: ХАОС И КОСМОС В ЛИРИКЕ ТЮТЧЕВА

Оцените пожалуйста этот пост

На этой странице искали :

Сохрани к себе на стену!

Хаос и космос в лирике Ф. Тютчева

Хаос и космос в лирике Тютчева Прежде чем приступить

Хаос и космос в лирике Тютчева

Прежде чем приступить к рассмотрению непосредственной темы работы, необходимо установить, в каком смысле понимать слова хаос и космос в отношении поэзии Тютчева. Хаос, понятие окончательно оформившееся в древнегреческой философии — это трагический образ космического первоединства, начало и конец всего, вечная смерть всего живого и одновременно принцип и источник всякого развития, он неупорядочен, всемогущ и безлик. Космос же — это мироздание, понимаемое как целостная, упорядоченная, организованная в соответствии с определенным законом вселенная, живое, разумное существо, вместилище космического ума, души, тела.

День — сей блистательный покров День земнородных оживление, Души болящей исцеленье, Друг человека и богов. Но меркнет день, настала ночь, Пришла — и с мира рокового Ткань благодатную покрова, Собрав, отбрасывает прочь. И бездна нам обнажена, С своими страхами и мглами, И нет преград меж ней и нами: Вот отчего нам ночь страшна.


Данный урок посвящён лирике Фёдора Тютчева. Мы разберёмся, что такое хаос и космос в лирике Тютчева. Узнаем, в чём заключается особенность любовной лирики поэта.


В данный момент вы не можете посмотреть или раздать видеоурок ученикам

Чтобы получить доступ к этому и другим видеоурокам комплекта, вам нужно добавить его в личный кабинет, приобретя в каталоге.

Получите невероятные возможности




Конспект урока "Философский характер лирики Тютчева. Хаос и космос в лирике Тютчева"

Сегодня на уроке мы:

– Поговорим о лирике Фёдора Ивановича Тютчева.

– Разберёмся, что такое хаос и космос в лирике Тютчева.

– Узнаем, в чём заключается особенность любовной лирики поэта.

Фёдор Иванович Тютчев известен не только как тонкий лирик, но и как выдающийся мыслитель.


Для его поэзии характерно умение остановить мгновение обычной жизни, уловить его красоту в мельчайших деталях. И вместе с этим в стихах Тютчева мы видим глубокие философские размышления о природе, о человеческой душе, о пути русского народа, о судьбах человека и человечества.

Поэзия Тютчева не укладывается в определённую и законченную эпоху развития русской литературы. Какой бы период творчества Тютчева мы ни взяли, мы увидим, что тютчевская поэзия выбивается из главного русла русской литературы. И при этом тонко отзывается на общественные настроения и политическую ситуацию.

Творчество Фёдора Ивановича Тютчева принято делить на 3 периода.

Первый период начальный, он продлился с 1810-х по 1820-е годы. В русской литературе это период подъёма романтизма. В моде творчество Жуковского и Батюшкова, расцветает жанр элегии и баллады. Но юный Тютчев в это время пишет стихи в архаичной манере восемнадцатого века, используя поэтику классицизма.

Третий период творчества Тютчева связан с его возвращением в Россию и его вовлечённостью в русскую общественную и политическую жизнь страны. Третий период начинается в 50-х годах XIX века и продолжается до самой смерти поэта. Для третьего периода характерно большое количество стихотворений гражданской и политической направленности, а также политико-философских трактатов.

Некоторые исследователи делят творчество поэта не на три, а на два периода, не выделяя первые творческие опыты поэта. Эта логика опирается на главные темы поэзии Тютчева. В первый период творчества поэт в основном исследовал личность человека вообще, мировоззрение людей и место человека во Вселенной. А вот во втором периоде поэт погружается в изучение внутреннего мира одного человека.

На прошлом уроке мы уже говорили о том, что на мировоззрение Фёдора Ивановича Тютчева сильно повлияло учение немецкого философа Фридриха Шеллинга. Согласно натурфилософии Шеллинга, природа является живым и одухотворённым существом. Даже камни и деревья часть божественной вселенной, Мировой Души.

Не то, что мните вы, природа:

Не слепок, не бездушный лик –

В ней есть душа, в ней есть свобода,

В ней есть любовь, в ней есть язык.

Природа одухотворена, в ней содержится живая, божественная сущность мира.

В стихах Тютчева множество олицетворений, например:

Зима еще хлопочет

И на Весну ворчит.

Та ей в глаза хохочет

И пуще лишь шумит…

Границы между природным и человеческим мирами в поэзии Тютчева размыты. Поэты-романтики только соотносят движение природы с движениями человеческой души. У Тютчева человек и природа – единое целое, у них одно настроение, одно дыхание:

Дума за думой, волна за волной –

Два проявленья стихии одной:

В сердце ли тесном, в безбрежном ли море,

Здесь – в заключении, там – на просторе –

Тот же все вечный прибой и отбой,

Тот же все призрак тревожно-пустой.

Природа в лирике Тютчева находится в постоянном движении и развитии. И развитие это – результат вечной борьбы хаоса и космоса. Космос в творчестве поэта – это созидающие силы, это гармония, порядок, вдохновение и свет.

Хаос – это страшная разрушительная бездна, это мрак ночи, необузданная игра страстей, демоническое начало.

Космос – дневная стихия, хаос – ночная.

И бездна нам обнажена

С своими страхами и мглами,

И нет преград меж ей и нами –

Вот отчего нам ночь страшна!

Борьба хаоса с космосом – неизбежное условие развития мира. Активнее всего эта борьба идёт не в природе, а в человеческой душе и обществе. Рамки современной цивилизации только увеличивают разрушительную силу хаоса. Современная цивилизация хрупка и непрочна, она не может победить глубинное хаотическое начало в человеке.

«В человеке содержится вся мощь темного начала и в нем же – вся сила света.

Но если человек – отражение Вселенной, может ли он вместить в себя весь хаос и космос? Способен ли человек выразить всё то, что смог увидеть и познать? Может ли рассказать о том, что происходит в его душе?

Как сердцу высказать себя?

Другому как понять тебя?

Поймёт ли он, чем ты живёшь?

Мысль изречённая есть ложь.

Взрывая, возмутишь ключи, –

Питайся ими – и молчи.

Невыразимое подвластно ль выраженью.

Святые таинства, лишь сердце знает вас.


Но было бы неправильно говорить о том, что лирика Тютчева – это поэзия отшельника, отвергнувшего земную жизнь, чтобы прислушиваться к глубинам космоса в своей душе. Гражданская и любовная лирика поэта так же значимы, как и философские стихи Тютчева.

Не поймёт и не заметит

Гордый взор иноплеменный,

Что сквозит и тайно светит

В наготе твоей смиренной.

Удручённый ношей крестной,

Всю тебя, земля родная,

В рабском виде царь небесный

Исходил, благословляя.

«Единство, – возвестил оракул прежних дней, –

Но мы попробуем спаять его любовью –

А там увидим, что прочней…

Понимание поэзии Тютчева невозможно без обращения к его любовной лирике, в которой продолжается борьба космического и хаотического.

В стихах Тютчева любовь предстаёт мощной хаотической, даже разрушительной силой, в которой сочетается возвышенный полёт души и бушующие страсти.

О, как убийственно мы любим,

Как в буйной слепоте страстей

Мы то всего вернее губим,

Что сердцу нашему милей!

Эти стихи посвящены первой любви поэта, баронессе Амалии Крюденер. И написаны они в 1870 году уже пожилым поэтом.

Я встретил вас – и всё былое

В отжившем сердце ожило;

Я вспомнил время золотое –

И сердцу стало так тепло…

В этом стихотворении Тютчев сравнивает с лёгким дуновением весны среди поздней осени.

Так, весь обвеян дуновеньем

Тех лет душевной полноты,

С давно забытым упоеньем

Смотрю на милые черты…

Любовь, любовь – гласит преданье –

Союз души с душой родной –

Их съединенье, сочетанье,

И роковое их слиянье,

И. поединок роковой.


Читайте также: