Большое сочинение в стихах

Обновлено: 05.07.2024

Красивые, душевные и трогательные до слез стихи о жизни со смыслом до слез затронут душу ваших близких!

Всё проходит в этом мире –
Так устроен белый свет, –
Мы живём, а в самом деле,
Ничего давно уж нет…

Люди гонятся за прахом,
За иллюзией большой –
Жизнь, наполненная страхом
И ненужной суетой…

Так проходит жизнь у многих,
Но зачем тогда живём?
Для чего мы в мир приходим,
Что постичь должны мы в нём?

Все ответы в нас сокрыты,
В глубине нашей души.
Стать должны добры как дети,
Полюбить весь мир должны!

И тогда душа проснётся,
Озаряя всё вокруг.
И к Отцу дитя вернётся,
Разорвав порочный круг.

Идет навстречу парочка
смешная,
Друг другу что-то нежно
говорят.
Какое дело мне до них, не
знаю,
Но отвести не в состояньи
взгляд.
На нем от солнца с
козыречком кепка,
На ней немного выцветший
платок.
Он очень нежно, но довольно
крепко
Ведет свою любовь под
локоток.
Идут забавно мелкими
шагами,
Невольно шаркая ногами об
асфальт.
Плывут себе, того не зная сами,
Что крылья за их спинами
парят.
Приблизились. А я не
отвернулась,
Так умиленно смотрят на
детей!
Дед подмигнул, старушка
улыбнулась.
Оставшись вечно в памяти
моей.
Наполнив сердце необычным
чувством,
Каким-то неестественным
теплом.
И было мне невыносимо
грустно,
Когда они исчезли за углом!
Они ушли, меня оставив
просто
Подумать,позавидовать во
след.
Влюбленные, им лет по
девяносто,
А чувствам двадцати, похоже
нет!

Нам в детстве было некогда болеть,
Веселою гурьбой катались с горок.
Нам так хотелось быстро повзрослеть,
А старики - все те,кому за сорок.

Закончив школу,разлетелись по стране
И ждут солдаты писем от девчат.
Себе казались взрослыми вполне,
А старики - кому за пятьдесят.

Былая детвора вступила в жизнь,
На пальцах кольца обручальные блестят.
И годы вереницей понеслись,
А старики - кому за шестьдесят.

Самим под пятьдесят. Идут года.
Вопросы жизнь решает очень просто.
Плевать на возраст,это ерунда,
Ведь старость где-то там . за девяносто..

Говорят,чтобы вылечить тело,
Нужно душу свою исцелить.
Ну, а если душа заболела,
Подскажите, как с нею быть?

Ни царапины нет на теле,
А душа всё сильнее болит:
Несогласие в ней, недоверие.
Как же душу мою лечить?

Знаю я - то лекарство зовётся
Теплотою, любовью, добром,
Но в аптеке не продаётся,
Не торгует им гастроном.

Я пойду, на ромашковом поле
Отыщу свой заветный цветок,
Где по чьей-то всевышней воле
Есть счастливый всегда лепесток!

Я гадать на цветке не стану,
Просто буду знать наперёд.
Я в стаканчик цветок поставлю:
Что назначено - то придёт!

Наша встреча не за горами -
Лишь всего перевал небольшой,
Счастье светлое всюду с нами -
Нужно просто принять душой.

Нужно выпустить в небо сомнение,
Недоверие в лес отпустить
На рассвете без сожаления.
И попробовать дальше жить!

Пусть жизнь порою бьёт нещадно,
Обида льётся через край,
И на пути встают преграды —
Ты только рук не опускай!

Порой смеются над тобою,
Бывает, предал лучший друг,
Порой клеймят тебя толпою
И проверяют на испуг.

Когда на сердце так уныло,
И слёзы катятся рекой,
И жизнь становится постылой,
Однообразной и пустой,

Когда удача отвернулась,
Не видно солнца из-за туч,
Когда устала и споткнулась —
Ты и тогда себя не мучь.

И если ты почти не дышишь,
И празднует победу враг —
Ты поднимись, ты встань! Будь выше!
И волю собери в кулак!

И пусть судьба неблагосклонна,
Земная жизнь — не райский сад.
А ты из этого лимона —
Возьми и сделай лимонад!

Встань! Поднимись! Найдутся силы!
И как бы ни был мир жесток —
Не загоняй себя в могилу,
А лучше извлеки урок.

Не повторяй былых ошибок,
Сильнее и мудрее будь.
Ведь после шишек и ушибов
И выбирают верный путь!

Все нужно пережить на этом свете,
Все нужно испытать и оценить.
Несчастье, боль, измену, горе, сплетни -
Все нужно через сердце пропустить.

Но главное - во тьме безумной века,
Что б ни случилось в жизни - устоять!
Быть чутким к горю, оставаться человеком
И теплоту сердец не потерять.

И, может быть, когда-то Вы поймете,
Что для кого-то счастье принесли.
И со спокойной совестью вздохнете -
Вы не напрасно жизнь свою прошли!

Все нужно пережить на этом свете,
Все нужно испытать и оценить.
И лишь тогда, вставая на рассвете,
Вы сможете смеяться и любить

За всё тебя благодарю!
За жизнь чужую и свою,
За свет, за книги, за добро.
За каждый жизненный урок.

За то что солнца ярок свет,
За то что в сердце боли нет.
За те цветы, что под окном
Цветут все ярче с каждым днем.

За моря нежную волну,
За теплоту гитарных струн.
За каждый сказочный закат,
За то, что сладок виноград.

За то что в нас надежда есть,
За то что добрых слов не счесть.
За вдохновенье, за мечту,
И за природы красоту.

За то что я дышу, пою,
За то что каждый миг ценю.
За всё, за всё благодарю.
Мой мир, я так тебя люблю!

Ну давайте. разрывайте душу,
Разрывайте на куски на части.
Вам ведь всем нужны её запчасти.
Я отдам, я ж к вам не равнодушен.

Дам кусок, тому кто хочет счастья,
Дам второй, кому по нраву нежность
Третий дам, кто обделен был страстью.
Хоть немного пусть в руках подержит.

Дам тому, кто не любил до боли,
Дам тому, кто не страдал в разлуке.
Дам вам всем, чтобы ушли довольные,
Отдаю.протягивайте руки…

Как жизнь сложна,
Но как она прекрасна!
Порой жестока и горька,
Порой ласкает,согревает,
Какая есть - она твоя!
Твои страданья и обиды,
Твой звонкий смех и час удач,
Твои рассветы и закаты,
Твоя судьба,твой звёздный час.
Живёшь и радуешься жизни,
Иль плачешь ночью в тишине,
Всё это лишь твоё,поверь мне,
Твоя судьба досталась лишь тебе.
Не в наших силах изменить судьбу
И некого винить за это,
Жизнь коротка. Мы гости на земле,
Но слишком поздно понимаем это.

Вокруг так много знающих, как жить,
Но не способных в своей жизни разобраться,
Что перед тем бы, как других учить,
Собой совсем неплохо было бы заняться…

Пока ты жив - ты значишь слишком много
И по дороге жизни, чуть дыша,
Роняя в пыль изодранные ноги,
Ты ищешь тех, в ком теплится душа.

Года, века, секунды и минуты,
В забытых книгах, летописях, снах,
Ты ищешь способ сбросить тела путы
Забыв про голод, суету и страх.

Хватаешь по крупице от всего..
Оставь свой пыл и вечную тревогу!
Ты от Любви рожден и для Нее,
И только в Ней найдешь дорогу к Богу.

А я просто живу. А я просто люблю.
Раскрывая для жизни обьятия.
Я молюсь, я боюсь, я дышу и ловлю
Каждый миг. Я хочу просто счастья!
Не жалею себя, дав кому-то тепло,
Даже если оно не вернётся.
Я хочу, чтоб вокруг, меня людям везло!
Их улыбка и мне отзовётся.
Я хочу доверять без упрёков, обид
И откуда-то есть во мне силы.
Если жизнь усложнять,
жизнь ответит нам вмиг,
Вы скажите ей просто: СПАСИБО!

Учителя по жизни были строги,
Но я им благодарна - без обид:
За все, пусть и жестокие уроки!
А кто из нас ни разу не был бит?

Пережила, сумела не сломаться,
В душе своей не накопила зла,
И научилась даже улыбаться,
Когда ломали с хрустом мне крыла…

Проходит всё… Проблемы и печали…
Но главное, чтоб мы не одичали.
Не утонули в собственных заботах,
В предательствах, потерях и банкнотах…

Мы так спешим устроить жизнь скорее,
Что, кажется, семь раз прожить успеем.
И даже мимо счастья пробегаем,
Когда в погоне жить не успеваем…

Нам небо часто делает подсказки,
Приоткрывает дверь, снимает маски,
Показывает путь, людей с душою…
А мы не видим… Заняты собою…

Случайностей на свете не бывает
И тот, кто испытанья посылает,
Лишь хочет, чтобы мы мудрее стали,
Чтоб человечность в сердце воспитали…

А мы бежим… бежим за повороты…
Банальный график – дом, семья, работа…
А где любовь? Прогулочки в обнимку…
Душа для нас, как будто – невидимка…

А ей, душе, так хочется, как прежде,
Довериться хоть крохотной надежде,
И ощутить себя любимой очень…
Душа ведь тоже жить и верить хочет…

И нужно на бегу остановиться…
Заметить рядом искренние лица…
Проходит всё… Пусть солнце светит, грея…
Но главное, чтоб стали мы мудрее…

Жизнь не бывает с чёрно-белой полосой.
Она как радуга. Всегда у нас цветная.
Лишь, только мы, своею собственной рукой.
Стираем краски. Только чёрный добавляя…

Никем я не была в твое судьбе
Ни радостью, Ни памятью, Ни болью
Без права Верить - Верила Тебе
Без разрешенья Быть - Была с тобой
Я не ждал любви твоей и клятв
Но без тебя, я быстро уставала
Наверно я была плохой солдат
Из тех кто не мечтал стать генералом
Я не боролась за тебя ссудьбой
Смотрела полусонными глазами
Я знала: даже МИГ РЯДОМ С ТОБОЙ
МОЙ ЩИТ, МОЯ ОПОРА, МОЁ ЗНАМЯ
Я помнила: сдаються только те
Кто хочет сдаться. Сразу и без боя
. Никем не стала я в твоей судьбе
НИ РАДОСТЬЮ, НИ ПАМЯТЬЮ, НИ БОЛЬЮ.

А может просто встать с другой ноги,
И вместо кофе взять и выпить соку.
И повернуть свои привычные шаги
В ту сторону, где будет больше проку.

И в этот день проделать всё не так:
Поставить от конца к началу числа,
И самый незначительный пустяк
Наполнить добрым и высоким смыслом.

И сделать то, чего никто не ждёт,
И рассмеяться там, где столько плакал,
И чувство безнадёжности пройдёт,
И солнце встанет там, где дождик капал.

Из круга, заведённого судьбой,
Возьми и выпрыгни на станции безвестной.
Ты удивишься - мир совсем иной,
И неожиданнее жизнь, и интересней.

Чтоб мудро жизнь прожить, знать надобно немало,
Два важных правила запомни для начала:
Ты лучше голодай, чем что попало есть,
И лучше будь один, чем вместе с кем попало.

Жизнь - обман с чарующей тоскою,
Оттого так и сильна она,
Что своею грубою рукою
Роковые пишет письмена.

Я всегда, когда глаза закрою,
Говорю: "Лишь сердце потревожь,
Жизнь - обман, но и она порою
Украшает радостями ложь.

Обратись лицом к седому небу,
По луне гадая о судьбе,
Успокойся, смертный, и не требуй
Правды той, что не нужна тебе".

Хорошо в черемуховой вьюге
Думать так, что эта жизнь - стезя.
Пусть обманут легкие подруги,
Пусть изменят легкие друзья.

Пусть меня ласкают нежным словом,
Пусть острее бритвы злой язык, -
Я живу давно на все готовым,
Ко всему безжалостно привык.

Холодят мне душу эти выси,
Нет тепла от звездного огня.
Те, кого любил я, отреклися,
Кем я жил - забыли про меня.

Но и все ж, теснимый и гонимый,
Я, смотря с улыбкой на зарю,
На земле, мне близкой и любимой,
Эту жизнь за все благодарю.

Себя спросите – кто вы есть,
Кем быть хотите в самом деле?
Проходить жизнь сейчас и здесь.
Живете ль вы так как хотели?

Чего добиться вы смогли
Истратив время, свои силы,
Что ждет вас дальше впереди? –
Хоть раз, но вы себя спросили.

Все ищут счастья на земле,
Купаться каждый в нем мечтает.
Но не найти его вовне –
Внутри оно произрастает!

Растет в гармонии любви
В согласии с собой и миром,
Ведь для того и жизнь дана:
Чтоб научиться быть счастливым.

Проходит жизнь сейчас и здесь –
Живем мы в данное мгновенье.
Спешите счастие обресть
Души достигнув пробужденья.

Пока ещё в душе чадит огарок
печалей, интереса, наслаждения,
я жизнь воспринимаю как подарок,
мне посланный от Бога в день рождения.

Как звери с проклятых дорог,
Не зная жалости и страха,
Рубили всё, что создал Бог,
Мечом с короткого размаха.

Брели как черти к трону тьмы,
Глаза блестели от коварства,
У них нет душ и чувств вины,
Для них важнее власть и царство.

Ну как не можно видеть боль,
Ту боль где плачут даже дети,
Скажите, кто ж им выдал роль,
Чтоб страх вселять на этом свете.

Если будешь всю жизнь наслаждений искать:
Пить вино, слушать чанг и красавиц ласкать -
Все равно тебе с этим придется расстаться.
Жизнь похожа на сон. Но не вечно же спать!

Несчастен, кто любя взаимности лишен,
Несчастней тот, чью грудь опустошенность гложет,
Но всех несчастней тот, кто полюбить не может,
И в памяти хранит любви минувший сон.
О прошлом он грустит
В толпе бесстыдных жен,
И если чистая краса его встревожит,
Он чувства мертвые у милых ног не сложит,
К одеждам ангела не прикоснется он.
И вере и любви равно далекий ныне
От смертной он бежит, не подойдет к богине,
Как будто сам себе он приговор изрек.
А сердце у него, как древний храм в пустыне,
Где все разрушил дней неисчислимый бег,
Где жить не хочет бог,
Не может человек.

Сочинение Мое любимое стихотворение Лермонтова

В этом стихотворении отражаются черты личности самого Лермонтова, его поэтические устремления и взгляд на жизнь. Одинокий парус – это символ свободной, ничем не обремененной души, вступающей в мир свирепых стихий – воды и ветра. Безграничное море требует умение совладать с ним, преодолевать его. Сильные ветры причиняют много хлопот тому, кто погружен в простое человеческое счастье, но для паруса они и есть то счастье, заменяющее собою любой покой. В одиноком парусе прорисовывается образ лирического героя, образ человека-бунтаря, мятежника, который не может жить без бурь. Для паруса уже давно нет родины, но будущее для него такое же неопределенное. В какую страну приплывает он? Как быстро может измениться погода? Какие опасности ожидают в пути? Парус находится в бескрайнем море, словно меж двух миров: между отринутым прошлым и неясным будущим, в тумане, где не на что опереться и всё призрачно. Именно таким Лермонтов видел свой мир и предназначение в нём, Лермонтов – певец бури, романтических устремлений, героической борьбы с препятствиями, но вместе с тем, в образе паруса выражается и трагическое одиночество, и тоска по несуществующей родине.

В поэзии самое главное — образ. В этом стихотворении он слит со спокойной и выверенной гармонией стиха. И перед нами возникает картина, созданная вооб­ражением поэта. Но это не просто зари­совка с натуры, это во многом автопорт­рет. Мы видим в ней, как в зеркале, душу поэта: парус — это символ души поэта, его ищущего сердца. И становится понят­но: в сущности, стихи не о парусе — они о человеческой судьбе.

Именно этой идеей близко мне это произведение, за это я так его люблю и считаю одним из лучших творений Лер­монтова.

Михаил Юрьевич Лермонтов родился в 1814 году в Москве. Детство поэта прошло без отца и матери — его воспитывала только бабушка. Это в будущем повлияло на его судьбу — у поэта до конца жизни сохранилось стойкое чувство одиночества.

Поэт в детстве очень любил природу, радовался и наслаждался ее красотой. У Лермонтова была богатое воображение, он много мечтал и любил рисовать и фантазировать. Именно поэтому он смог стать таким хорошим поэтом.

В произведении нет строф. Кажется, что это исповедь, пылкая речь. В ней – неразделённая любовь, предательство, обречённость, решительность, сожаление о времени, потраченном на человека, который не ценил стараний. Чувства унижены и раздавлены.

Оскорблённый поэт упрекает девушку в том, что она играла им, в то время как он мог бы заниматься творчеством:

Как знать, быть может, те мгновенья,
Что протекли у ног твоих,
Я отнимал у вдохновенья!
… Быть может, мыслию небесной
И силой духа убеждён,
Я дал бы миру дар чудесный,
А мне за то бессмертье он?

Отныне стану наслаждаться
И в страсти стану клясться всем;
Со всеми буду я смеяться,
А плакать не хочу ни с кем;
Начну обманывать безбожно…

Невозможно остаться равнодушным. Стихотворение трогает струны души любого, прочитавшего его, выводит из состояния равновесия. Появляется жалость к девушке, не сумевшей по достоинству оценить поэта, так трепетно относившегося к ней.

На мой взгляд, это произведение – одно и самых эмоциональных и искренних. Прочитав его впервые, я была потрясена рассказанной историей, и рада за М.Ю.Лермонтова, решившего больше не поддаваться заблуждениям. Стоит также отметить, что все стихотворения автора, посвящённые Наталье Ивановой, пронизаны чувством грусти и одиночества, но данное, последнее, является своеобразной точкой. Забыв о ней, он, кажется, мстит за все разбитые надежды и упущенное время.

Дубовый листок оторвался от ветки родимой
И в степь укатился, жестокою бурей гонимый;
Засох и увял он от холода, зноя и горя;
И вот наконец докатился до Чёрного моря.

Начальная строка стихотворения свидетельствует о том, что наш герой выбрал путь странствия добровольно. Перенеся жизненные трудности, он наконец достиг желанной земли. Об этом говорит последняя строка в четверостишии.

У Чёрного моря чинара стоит молодая;
С ней шепчется ветер, зелёные листья лаская…

На ветвях зелёных качаются райские птицы;
Ноют они песни про славу морской царь-девицы.

Третья строфа стихотворения — это развитие действия. Листок, засохший и увядший от холода и горя, просит дерево приютить его. Лермонтов так подбирает слова, что листок видится читателю слабым и беззащитным:

И странник прижался у корня чинары высокой;
Приюта на время он молит с тоскою глубокой…

Следующие строки начинают исповедь листка о своей судьбе. В стихотворении слова листка даны автором в прямой речи. Герой вступает в диалог и старается выразить свою просьбу как можно яснее:

Четвёртая строфа продолжает исповедь странника. Её строки являются тематическим центром стихотворения. Здесь поэт вкладывает в слова дубового листка трагедию одинокого изгнанника:

Один и без цели по свету ношуся давно я,
Засох я без тени, унял я без сна и покоя.

А жизнь младой чинары светла и беззаботна. Концовка стихотворения рисует перед нами величие и необъятность этого образа:

Я солнцем любима; цвету для него и блистаю;
По небу я ветви раскинула здесь на просторе,
И корни мои умывает холодное море.

И последних строках стихотворения открывается новая сторона образа чинары: властность и эгоизм просматривается в её словах.

Солдат вспоминает о настроении воинов перед боем:

На призыв полковника умереть, но не пустить врага в столицу солдаты дают клятву верности:

Рассказчик с гордостью вспоминает о мужестве бойцов во время боя:

Я считаю, что солдаты 1812 года с честью выполнили свой долг: они оказались сильнее духом, чем французы, которые намного превосходили по численности русскую армию. Как когда-то былинные богатыри, они до конца стояли за свою землю, защищая от врага русскую столицу. И если бы не мудрый маневр фельдмаршала Кутузова, который спас Москву, то ее спасли бы солдаты ценой своей жизни.

Сочинение Мое любимое стихотворение Лермонтова

Одну молитву чудную твержу я наизусть…
М.Ю. Лермонтов

Есть сила благодатная
В созвучье слов живых…

В самом деле, в нехитрых словах молитвы есть что-то мистическое. И, как бы ни был удручен поэт, в молитве он находит успокоение и черпает новые силы:

С души как бремя скатится
Сомненье далеко –
И верится, и плачется,
И так легко, легко…

Для начала, представлюсь. Меня зовут Александр Окропиридзе. Физик по образованию. В поэзии "специализируюсь" на юморе. Высоких достижений не имею. Являюсь членом московского Клуба юмористов и сатириков "Чёртова Дюжина". Был лауреатом и дипломантом ряда поэтических конкурсов и фестивалей.

Но вот набрался наглости написать статью с практическими советами для начинающих. Несогласным предлагаю поделиться с читателями своими публикациями.

Итак, с чего, по моему мнению, следует стартовать в стихосложении:
С ритма? Рифмы?

Нужно обнаружить в себе желание высказаться, возможно, в свой собственный адрес, возможно, в адрес потенциального читателя.

Часто в стихах от первого лица действует или повествует литературный герой, которого ни в коем случае не следует путать с автором. Но этот герой частенько является авторским " alter ego" - его отражением, внутренним голосом или собеседником.

Очень важно обнаружить в себе мысли, которые захочется передать читателям. (в законченном или достаточном объеме для начала творческого процесса). Большинство сетевых стихов наделено главным своим недостатком: отсутствием вразумительной авторской мысли. И это, по-моему, основной "бич", напрочь обесценивающий результат.

Редким исключением может являться пейзажная лирика - словесная картина. Но этой "продукцией" настолько завалены литературные сайты, что, говоря "коммерческим языком", предложение намного опережает спрос. А, как известно, если в стакан с чаем добавлять сахара больше, чем хочется, то наступает отвращение к напитку. Посему я не буду советовать новичкам начинать с пейзажной лирики и пугать читателей потоком плохо перевариваемого контента. Отыщите в себе иные, волнующие вас темы.

Ну, вот, наконец, мы дошли до ритма с рифмой. И тут я вас снова огорошу. Я не стану излагать теоретические основы поэтического искусства. На эту тему написано много достойнейшей литературы, и её легко найти в сети с помощью Яндекса. К тому же большинство из нас знакомо с поэзией не понаслышке, буквально, с детского сада. А, значит, основные понятия давно заложены в умах. Но я дам ряд практических советов новичкам.

Но вот важный вопрос:
какую роль играют ритм и рифма в стихотворении?

Самый короткий ответ, приходящий на ум таков:
ритм и рифма - это "специи", " усилители вкуса " для прозаического текста, творящие из него поэтическое блюдо.

К слову, в поэзии существуют "свободные стихи", то есть стихи без очевидного ритма и рифмы. А поскольку они практически лишены вышеуказанного "усилителя вкуса", то на автора накладывается дополнительная нагрузка по насыщению текста достоинствами литературного плана. В итоге, можно сказать, что традиционные стихи – с ритмом и рифмой – это короткий путь к сердцу читателя и не стоит игнорировать их силу и притягательность.

Совет по ритму :
начинайте творить с двусложных стихов, а точнее с ямба, коим, например, написан пушкинский роман в стихах "Евгений Онегин". Все помнят:

"Мой дядя самых честных правил,
Когда не в шутку занемог,
Он уважать себя заставил
И лучше выдумать не мог. "

Формальный ритмический рисунок (ямба) данного отрывка таков:

_ / _ / _ / _ / _
_ / _ / _ / _ /
_ / _ / _ / _ / _
_ / _ / _ / _ /

Здесь каждый безударный слог обозначен как " _ ",
а ударный слог - как " / ".

Одна такая повторяющаяся пара " _ / " - называется стопой. В одной стопе - одно ударение.

Как видите, в каждой строке 4 ударения, а значит 4 стопы ( _/ _/ _/ _/ ). На конце первой и третьей строки можно обнаружить по маленькому безударному довеску " _ ", который на подсчёт не влияет. Таким образом, перед вами 4-х стопный ямб.

Как обнаружить в своём стихотворении ритмическую ошибку?

Читайте свои стихи вслух, ритмично, нараспев, согласно схеме акцентируя голосом все слоги, соответствующие знаку " / ". И если в ваше творение закралась ритмическая ошибка (лишние или недостающие слоги), то неожиданно "законное ударение" в том или ином слове обернётся безударным местом, а это обязательно покоробит ваш слух (если вы, конечно, носители чистого русского языка).

Итак, благодаря ямбу вам легче будет подбирать/укладывать слова в строки.

Старайтесь придерживаться на всём протяжении стихотворения постоянной длины для соответствующих рифмованных строк, выраженной в количестве стоп или слогов. Если, конечно, обратного не требует жанр или ваш обоснованный литературный приём.

Так, например в приведенном отрывке количество слогов в строках таково:
9
8
9
8

Так должно быть и далее: 9-8, 9-8, 9-8, 9-8.

Совет по рифме :

а)
Существуют сложные, богатые звучанием рифмы. Например: " колется - успокоятся ". При этом они бывают более или менее корректными. Чтобы "набить руку" в стихосложении советую для начала придерживаться точных рифм с максимально совпадающими окончаниями и не слишком далеко от них удаляться. Как вам ни покажется странным, но писать точными рифмами довольно сложно. Вы же себя таким образом будете ограничивать в вариациях (в падежах, окончаниях). Но это дисциплинирует стихотворца и уберегает его от рифм некорректных.

Освоив такой способ, можете переходить к рифмам более сложным.

б)
Старайтесь не злоупотреблять глагольной рифмой. Глагольная рифма сама по себе ещё не беда - беда её засилье и тривиальность. Последние проистекают от простоты её подбора. Особенно раздражают слух зарифмованные глаголы неопределённой формы. "Кид аться - сме яться - руг аться - целов аться - ". Такие рифмы производят угнетающее впечатление ограниченного словарного запаса. Из той же категории рифмы вроде: "при шёл - за шёл - на шёл - уш ёл - ". Разнообразьте таковую хотя бы существительным, например, "коз ёл " - и будет счастье :).

в)
Если вдруг вам не отвертеться, и применение глагольной рифмы неизбежно, постарайтесь привнести в концовку строк хотя бы минимальное разнообразие. Пусть, к примеру, рифмующиеся слова будут разной длины по количеству слогов. Например: "шла" (1 слог) и "заволокла" (4 слога).

г)
Не используйте в рифме однокоренные слова. Классический образец такой рифмы и любимая многими сетевая цитата: "ботинок - полуботинок". Кто только уже над этим не посмеялся.

Здесь есть и исключения: слова одинаковые или близко звучащие, но разные по смыслу (т.н. омонимы). Такая рифма, пожалуй, может даже украсить стихи, привнося в них игру слов. Например: "брак" (семейный союз) и "брак" (плохое качество).
_________

Если вы испытываете трудности с подбором рифмы, используйте, например, генератор рифм онлайн .

На ранней стадии не пишите длинных стихотворений. Придет умение - оттянитесь вволю. Научитесь выражать свою мысль коротко и ёмко (лапидарно). Лапидарность стихов - важнейшая характеристика. А разводить седьмую воду на киселе может практически каждый.

Избегайте прямых и косвенных тавтологий (повторений). Они - типичные враги лапидарности.

Научитесь писать свои стихи с конца!
Как так?

Выделите в ваших замыслах главную, итоговую мысль (если таковая имеется) и вложите её в заключительное четверостишие (или двустишие). А далее, руководствуясь пунктом (5) как можно ловчее, не добавляя лишней "воды", допишите предыдущие строки и строфы, необходимые для описания всего процесса от предпосылок до уже сочиненного финала. Не всегда всё получается гладко, но стихотворчество - это такой процесс, который очень удачно описал Маяковский:

"Поэзия — та же добыча радия.
В грамм добыча, в годы труды.
Изводишь единого слова ради
Тысячи тонн словесной руды".

"Ударная концовка" - удачное завершение для стихотворения, поэтому и главная ваша мысль не должна быть посредственной, невнятной, вторичной. Уж, постарайтесь, не разочаруйте своих читателей! ;)

Есть стихотворцы, вполне удачно пишущие и без таких приёмов. Вполне возможно, что они всё исполняют интуитивно. Или хватает таланта вне зависимости от изначальной мысли всегда найти удачное продолжение и отменную концовку.

Мой же совет лишь тем, кто его ищет.

Как было замечено в предыдущем пункте, удачная концовка - важнейший элемент ваших будущих произведений. Но здесь я усилю требования следующим призывом:

Если в стихотворении несколько четверостиший (строф), то подойдите к ним с такими же требованиями, как и к финалу. То есть 6-ой пункт - это тот же 5-ый пункт, но творчески применённый к каждому четверостишию в составе стихотворения. А именно:

а) выделяйте для себя основную мысль каждого четверостишия;
б) ставьте строку или строки с этой мыслью в конец четверостишия;
в) и лапидарно дополняйте "сюжетной подводкой" рифмованных (по отношению к концовке) строк.

Если пункт (в) исполнен некачественно, то это непременно будет отмечено продвинутым читателем.
______________

Рассмотрим для примера четверостишие Георгия Фрумкера:

"В нас часто проявляется плебейство.
Ну, что ж, один — атлет, другой — Атлант.
Несовместимы Гений и Злодейство,
Но совместимы зависть и талант."

Главная его мысль в двух последних строках:

"Несовместимы Гений и Злодейство,
Но совместимы зависть и талант."

И если вам удастся произвести на свет столь удачную мысль, соблюдая ритм (в данном случае это 5-стопный ямб), то поставьте её на место двух последних строк четверостишия, а далее будьте изобретательны в подборе двух первых строк (с учётом ритма и рифмы). Если, скажем, не подберёте нужных рифм, то перефразируйте главную мысль так, чтобы изменить окончания, и повторите творческий процесс заново.

А если вы оказались внимательными, то наверняка заметили, что даже в главной мысли ключевые слова поставлены в конец строк! Я имею ввиду "Гений и Злодейство" и "зависть и талант". То есть принцип "всё важное — в конец" соблюдён на всех уровнях. Это — "высший пилотаж" в исполнении Фрумкера. И если, например, в пейзажной лирике это не столь важно, то в остроумных, юмористических стихах этот принцип один из основных.

Безусловно, при сочинении строк вы столкнётесь с трудностями попадания в ритм. Будьте гибче в выражении мыслей, дабы иметь по возможности больше вариантов. Начинающий поэт чаще всего определяет почти безальтернативные опорные (основные) смысловые слова и благополучного ритма ради начинает дополнять их мусором из коротких (одно- и двусложных) слов: предлогов, междометий и даже жаргонных восклицаний. Эти слова "для вставки", как правило уродуют стихи и бросаются в глаза понимающим читателям.

В итоге совет: пишите строки по возможности "длинными" словами, избегая многочисленных односложных слов-заполнителей. Естественно, "длинные" слова не должны быть длинными в буквальном понимании. Они должны быть "достаточными" для строки. При этом, как минимум, исполнены эстетики, присущей богатому русскому языку.

Старайтесь не писать простыми и примитивными предложениями, при которых одна законченная мысль соответствует в точности одной строке. Это самый легкий и не самый удачный способ стихосложения (и мыслеобразования). Укладывайте простые предложения в сложные. Используйте причастные, деепричастные обороты.

Используйте метафоры (но не "перегибая палку"). Русская поэзия славится своей метафоричностью, образностью. Используйте изысканные слова, эпитеты, определения из литературного лексикона (если, конечно, он согласно замыслу не противоречат лексикону вашего литературного героя).

Не описывайте действие/сюжет словами просторечными или элементарными (если, конечно, это не прямая речь литературного героя). Так, например: "герой сказал - героиня сказала - он ей сказал - она ему сказала - он ответил громче - она ответила примирительно. ". Или: "он вошел , походил по дому, затем вышел и пошел в лес. Походил там полдня, затем из лесу вышел . был сильный мороз".

Только у слова "сказать" в русском языке найдется под 100 слов-синонимов и выражений. Пользуйтесь словарями, например, этим словарём синонимов . А вот небольшой словарь эпитетов .

Русский язык богат синонимами, оборотами, эпитетами. Используйте их ради создания богатого послевкусия в пику пресности и косноязычию.

Помните также, что метафора - это яркое сравнение. То есть некое явление сопоставляется с иным ярким, "поэтически сочным" образом. А не наоборот. Иначе стихи блекнут, вместо того, чтобы гореть ярче.

Не соединяйте различные плохо совместимые стили в одном стихотворении. Не мешайте "высокое" с "низким". Если, конечно, это не юмористическое произведение, где игра "высокого" с "низким" может быть элементом юмора или сатиры.
____________________

Вот и все 10 советов.

Если бы сам всегда соответствовал своим же советам, то, возможно, стал бы вторым пушкиным ;). Но за много лет, как минимум, познал ценность этих идей. Их понимание выручало меня не раз. А в целом мне ещё учится и учиться. Впрочем, как и всем, желающим хорошо писать стихи.

РАДУГА.
На небе радуга сияет,
Глаза любовью озаряя,
Душа цветёт и напевает
А сердце ласку ожидает,
Пылает страстью неземной
И жаждет ласки дорогой!

ГОРИТ КОСТЁР В НОЧИ.
Горит костёр в ночи, среди полей
Всё больше разгораясь,
И вспышки яркие свои
В ночное небо посылая.
И молит небо - дай дождя,
А то беда большая будет!
Но небо не услышало костра!
Тогда костёр взмывая в небеса
Объял прекрасные просторы!

ГОРИТ СВЕЧА В ОКНЕ.
Горит свеча в окне твоём,
Не ведая ни горя ни печали!
Лишь отблеск на стене,
Рисует сказочные дали,
И волшебством маня к себе
В далёкие загадочные страны!

АНГЕЛ МОЙ.
На чистом небосводе, средь ясных звёзд,
Гуляет месяц ясный, небесный Ангел мой!
И Ангел мой чудесный, мне руку подаёт,
Зовёт в края безбрежные, где царствует любовь!
И я иду за Ангелом в те дальние края,
Где мир наполнен счастьем, где правит доброта!

РОДНАЯ ЗЕМЛЯ.
Земля родная наша, прости ты нас за всё,-
За обиду, боль и разочарованье,
Что нарушили твой покой.
Спасибо Земля родная,
За земную твою красоту,
Ты одна у нас такая,
И лучше тебя не найти!

РОДНОЙ ГОРОД.
Город мой любимый, город дорогой,
Нет тебя на свете краше
Милый мой родной!
Ты все невзгоды и беды
Стойко пережил.
Живи, любимый город,
Живи и процветай,
И всем своим врагам назло
Ты голову не опускай!
И знай, любимый город -
Тебя я не предам!

ГДЕ ТЫ.
Где ты мой любимый,
Друг мой дорогой?
В каких краях далёких
Мне тебя найти.
Все тропинки тропы
Кругом я обойду.
Может где любимого я и отышу.
Найдись ты мой любимый,
Всем сердцем я прошу,
И всей своей любовью тебя я одарю.

НЕ ГРУСТИ, ПРОШУ.
Это стихотворение я сочинила специально для своего друга Забоя.
Друг ты мой чудесный, друг мой дорогой!
Не грусти, прошу - друг ты мой родной!
Пусть Ангел твой небесный
Всю жизнь тебя хранит!
Небесное светило в твоём сердце сохранит!
Чтоб знал ты только радость,
Любовь и доброту!
Спасибо друг мой дорогой,
Задушевную теплоту и любовь твою!

ПОСВЯЩЕНИЕ ОФИЦЕРАМ.
Офицеры Вы наши родные,
И солдаты дорогие!
Пусть Вам с небес ярко солнце сияет
И луна Вам путь освещает!
Вы свою Родину от врагов защищаете,
И своих граждан от беды спасаете.
Будьте здоровы, живите богато!
Честь Вам и Слава наши солдаты,
Мира и счастья Вашему дому!

ТОЛЬКО ВПЕРЁД.
Пустыня. Кругом один песок,
Горячий как раскаленные угли.
И люди, скованные цепями,
Идут вперёд - не чувствуя
Ни боли ни страданий.
Не ведая ни страха пред судьбой,
Что ожидает их в пути
Идут они с высоко поднятыми головами.
Под их ногами горит раскаленный песок,
И люди, превозмогая боль
Идут вперёд к своей судьбе
Что ждёт их за высокими горами.

ГОРЯТ ДОМА, ГОРИТ ЗЕМЛЯ.
Горят дома, горит земля,
Идёт ожесточённая война!
Солдаты наши, сквозь тыл и осаду,
За Родину нашу от врага защищали
И свои жизни - за Родину отдали!
Шли на врага не жалея ни сил ни себя,
Чтоб только Россию спасти от врага!
Вечная им память - тем нашим солдатам,
Что подарили нам мир и счастье!
Мы перед Вами в вечном долгу!
И сейчас - Вы наши солдаты,
Свою Родину от беды спасаете!

В ДАЛЁКОМ СИНЕМ МОРЕ.
В далёком синем море бушует ураган.
На глубине в подземном царстве
Сражались два вождя
За красавицу русалку,
Что свела их без ума.
А русалочка-красотка,
Смеясь и хохоча,
Махнув хвостом влюблённым -
И сделав круг вокруг своей оси,
Стремглав уплыла за счастьем своим.

РЕЧКА БЫСТРАЯ ТЕЧЁТ.
Речка быстрая течёт
В круговороте судеб!
Судьба, судьбинушка моя -
За что ты так сурова?
Текла река себе,
Не зная ни беды ни горя!
Но вот ворвался в её судьбу -
Круговорот суровый!
Хотел сломить и растоптать
Прекрасное созданье! Но!
Речка сильная была,
И вырвавшись из круговорота,
Помчалась вниз и пролилась -
Водопадом бурным!

ЗИМА.
Города укутала прохлада
Вновь зима берёт свои права,
И опять завьюжат хороводы
Белоснежная пурга.
Деревья инеем покроются
И до весны уснут цветы,
И лишь детки наши милые
По сугробам будут бегать до весны.

ПОДРУЖКА.
Подружечка моя,
Зачем покинула меня на век земной.
Куда ушла ты от меня, в страну какую?
Ты единственной была моей подружкой милой.
Знаю - ты пошла искать меня,
Но нашла лишь смерть свою земную.
Так пусть-же в том краю далёком,
Тебе будет лучше, чем со мною.
И знай - ты навек останешься в сердце у меня,
И никогда тебя я не забуду.

ПРИХОД ВЕСНЫ.
Когда придёт весна
И снег растает,
На землю спустится она -
Любовь земная!
Птицы песни запоют,
И с песнею своею
Они нам счастье принесут
И любовь сердечную!
Ведь без любви прожить нельзя
В этом мире нашем!
Так пусть-же будет вечно жить
Наша любовь земная!

ОСЕННЯЯ ПОРА.
Город в сумерках затих,
Лишь только дождь стучит по крышам.
А листья жалобно шуршат
И с тихим свистом падают на землю.
Ведь к нам пришла осенняя пора -
Забот, хлопот и новых впечатлений.
И среди всех прелестей природы,
И в суете сует, мы всё спешим куда-то
Не останавливая свой бег.

ЧЁРНЫЙ ТОПОЛЬ.
Возвышаясь над тайгою -
Чёрный тополь стоит одинокий.
Гордо ветви свои распушив
Много тайн он в них сохранил.
Сколько раз хотели люди тополь срубить -
Но рука не поднималась у них.
Целый век чёрный тополь прожил
И ещё столько-же будет жить,
И никто не захочет больше его погубить,
Так и будет всю жизнь
В своих кронах тайны хранить.

ТОСКА ПО УХОДЯЩЕМУ ЛЕТУ.
Уходит лето безвозвратно
И удержать его никак нельзя.
На сердце грустно и тоскливо,
Печаль крадётся из-за угла.
Друзья, подружки Вы мои -
Как убежать мне от тоски?
Тоска и грусть такая штука -
Захватит в плен и не отпустит.

ПОЕЗДКА В ТАЙГУ.
Стучит вагон колёсами
Ускоряя свой разбег,
И вновь увозят нас они
От родимой стороны.
За окном пейзаж мелькает
Небывалой красоты.
Едет поезд в край далёкий,
Где кругом одна тайга
Та, что непокорна
И таинственно страшна.

НАДЕЖДА НА ЛЮБОВЬ.
Ветер, ветерок что-ж ты дуешь на восток!
Повернись ты к нам лицом
И принеси с собой любовь!
Ветер ласковый ты наш,
Не губи сейчас ты нас,
Дай хотя-б ты нам Надежду
На любовь которой нету!

КОСТЁР НАДЕЖДЫ.
Пока горит костёр Надежды
В сердцах у каждого из нас,
Мы будем ждать, надеяться и верить,
Что счастье встретится и нам!
Придёт то чудное мгновенье,
Когда глаза сиять начнут
И губы ласково прошепчут -
Спасибо за любовь твою!

БЕГСТВО ОТ ЛЮДЕЙ.
Так охота бежать без оглядки,
От людей, что жестоки порой.
Скрыться, спрятаться от серой сумятицы
И не видеть унылость и боль.
Но ведь жизнь заставляет крутится
И идти бесконечно вперёд,
Лишь родные, друзья и любимые
Не дают нам скатиться на дно.

ДРУГ.
Это стихотворение я тоже посвятила своему другу, Забою. Который в тот момент был в дороге.
Вот уехал друг хороший в дальние края,
Сразу так тоскливо стало без его тепла.
Путешествует сейчас он, впечатленья собирает,
Чтоб потом вернуться в край любимый
И поделиться ими с нами.
А пока мы мысленно бережём его в пути
И с теплотой сердечною
Ждём мы встречи с ним.
А когда мы встретимся,
Вновь всё расцветёт
И своим теплом сердечным -
Он в наш мир войдёт.

БЕЗОТВЕТНАЯ ЛЮБОВЬ.
Роза алая цветёт и не ведает о том,
Что любовь с собой несёт.
Не страшны ей ни морозы,
Ни колючии сугробы,
Пока горит огонь внутри
Не померкнет страсть любви.
Шипы её колючии - режут,
Колют, обжигают
И в огонь тебя бросают,
Не дают забыть порой,
Что есть безответная любовь.
Так уж в мире заведено,
Не уйти нам от неё.

ПОКУДА ТЕПЛИТСЯ ЗВЕЗДА.
Покуда теплится звезда
Нам не забыть с тобою,
Тех славных дней, когда порой
Босыми бегали с тобою.
Тогда всё было по-другому
И жизнь казалась сказкой нам.
Нам было хорошо с тобою,
Бежали дни, недели, месяца и годы
И сказки нашей подошёл конец.
Судьба сыграла с нами злую шутку,
Нас разлучила навсегда,
И не сведёт уж никогда.
И может где-то там,
Босым ты пробежишься, а пока.
Покуда теплится звезда -
Я буду помнить сказку нашу,
И те прекрасные года.

СТРАННИКИ СУДЬБЫ.
Странники Надежды, Веры и Любви,
Не ищите лёгких Вы путей своих.
Через бури, грозы Вы должны пройти,
Прежде чем мечты свои в жизни воплотить.
Вера Вам поможет не свернуть с пути
И подаст Надежду вновь всё обрести.
А Любовь поможет друга вновь найти,
И преодолеть невзгоды на своём пути.

КРУГОВОРОТ ЖИЗНИ.
Жизнь быстртечна как луна,
Что восходит и заходит на небосводе
И не замечаешь, как летят года,
Как та река, что несётся в круговороте.
И в круговороте той реки жизнь порой жестока.
Но пока жива в душе любовь
И дружба не померкнет,
Не сломает нас она
И мы - преодолеем всё на свете.

ЗДРАВСТВУЙ, МАМА.
Здравствуй, мама я пришёл
С фронта боевого,
Ты встречай меня у родного дома.
Ты встречай меня, встречай у родного дома.
Дом стоит всё так-же, как и перед отъездом,
Только нету в нём уже матушки родимой.
Погубила та война всё живое,
И лежит теперь она под сосною.
Ты прости меня матушка родная,
Что не уберёг тебя от врагов заклятых.
И упал он на колени ПРЕД могилой,
Стал прощения просить
У матушки, у матушки родимой.

НОВЫЙ ГОД.
По заснеженной дороге
Мчится тройка удалая
Колокольчиками звонко
Всю округу созывая.
Дзынь-дзынь, дзынь-дзынь.
За повозкою лихою
Словно в вихре заводном
Всё сверкает и искрится
Покрываясь серебром.
Новый год спешит к нам снова,
Чтоб порадовать нас вновь
И весёлым смехом звонким
Нас одарит Дед Мороз.
В небе звёздном и прекрасном
Засверкают вновь огни
И прольются звездопадом
В лунном свете огоньки.

ПОТЕРЯННОЕ СЧАСТЬЕ.
Не кори себя напрасно,
Не терзай ты душу мне
Не вернётся наше счастье,
Хоть зови, хоть не зови.
Всё прошло, исчезла боль,
Я забыла голос твой.
Не звони мне, не пиши
И ответа ты не жди.
Всё что было - позабудь,
Прикажи любви уснуть.
Не ищи меня, прошу -
Образ твой забыть хочу.
Ты разрушил всё сполна
И прощай-ка навсегда.
И вот так, как тает снег,
Образ твой исчез навек.

СТРАННИКИ СУДЬБЫ (ПЕРЕДЕЛАННОЕ).
Странники Надежды, Веры и Любви,
Не ищите лёгких Вы путей своих.
Через бури, грозы Вы должны пройти,
Прежде чем мечты свои в жизни воплотить.
Вера Вам поможет не свернуть с пути
И подаст Надежду вновь всё обрести.
А Лювовь поможет друга вновь найти,
И преодолеть невзгоды на своём пути.

ОЖИДАНИЕ СЫНА.
Свет горит в оконце вот уж много лет,
Ждут родные сына, а его всё нет.
Он уехал ночью, на рассвете дня,
Обещал приехать через год иль два.
Пролетели годы, сын исчез совсем,
Не звонит не пишет, и известий нет.
От отца украдкой смотрит мать в окно,
Может вдруг увидит сына своего.
Вот отца не стало, мать плоха совсем,
Но, как и прежде ждёт от сына весть.
Он приехал ночью, на рассвете дня,
В дом, в котором вырос, где его семья.
Но вот так случилось, по прошествий лет
Опоздал сынок на двадцать с лишним лет.

Читайте также: