Блок трагический тенор эпохи сочинение

Обновлено: 04.07.2024


ЧАСТЬ 1 Записки на полях тематических планов урока литературы

Глава 1 ГЕТЕ ФАУСТ И МЕФИСТОФЕЛЬ И ВОЛАНД М.БУЛГАКОВА

И странно: жизнь была - восторгом, бурей, адом.
А здесь - в вечерний час - с чужим наедине-

Под этим деловым, давно спокойным взглядом,
Представилась она гораздо проще мне…

Тот джентльмен ушел. Но пес со мной бессменно.
В час горький на меня уставит добрый взор,
И лапу жесткую положит на колено,
Как будто говоря: Пора смириться, сор.

АЛЕКСАНДР БЛОК И ЕГО ДЕМОН

Глава 4 ПЕТЕРБУРГ В СТИХАХ ПОЭТОВ
СЕРЕБРЯНОГО ВЕКА

ВСТРЕЧА 2-я
Как учитель и словесник поэт должен быть более общительным чем А. Блок, хотя, вероятно, не так красив и эффектен, и все женщины, проходящие мимо, не оглядываются на него, не скрывая своего восторга. Желтый пар и желтый снег показывает нам новый спутник, и восторги несколько поубавились от такого взгляда на мир. И снова звучит таинственная фраза, не стоит забывать, что пока мы общаемся с символистами:
Я не знаю, где вы, и где мы,
Только знаю, что крепко мы слиты.
Историю он пытается плотно привязать к современности: здесь и царский указ, по которому был построен город, и победа над шведами. И он объясняет то, о чем таинственно молчал А.Блок. Каждый ломал себе голову о том, почему этот город таков:
Вместо сказки в прошедшем у нас,
Только камни и страшные были.
И если осмотреться вокруг, только эти серые камни мы и увидим кругом, в них тонут даже солнечные лучи без следа и из черных они становятся серыми. Каменное величие и тени мертвецов, мелькающие то там, то здесь - вот что окружает нас в этом мире. И остается только всматриваться в буро-желтую Неву. Наверное, никто никогда такими красками не рисовал никакой другой город. Камни издавна считаются неодушевленными, и таким и кажется город, в котором почти нет людей. И пусть это нечто величественное, но все-таки мертвое. И снова перед нами пустынный город с ветрами и огромными площадями, на которых и душа замерзает незаметно.
И только камни хранят память о прошлых трагедиях и преступлениях:
Только камни нам дал чародей,
Да Неву буро- желтого цвета,
Да пустыни немых площадей,
Где казнили людей до рассвета.
Души казненных не могут успокоиться, и не могут покинуть этого жуткого мира - поэт в этом уверен. И невольно возникают мысли о ничтожности величия этого странного города, если даже поэты видят его таким. Но по камням Невских берегов мы слова двигаемся к Медному всаднику:
В темных лаврах гигант на скале,-
Завтра станет ребячьей забавой.
Поэт совершенно прав, если вспомнить, как легко у нас во все времена казнили и миловали, как возносили и сбрасывали с пьедесталов, то можно согласиться с поэтом, то же будет и с кумиром, тем более, что старший современник И.Анненского, уже развенчал Петра, от пушкинских восторгов в его адрес не осталось и следа. И.Анненский размышляет о главном противоречии:
Уж на что был он грозен и смел,
Да скакун его бешенный выдал,
Царь змеи раздавить не сумел,
И прижатая, стала наш идол.
И в раздумьях своих пытается поведать нам И.Анненский, что происходит в этом странном мире, и что может с нами со всеми случиться завтра. Они живут в преддверии бури, и не могут ни тревожится о грядущем.
Но в этом городе нет ничего близкого России и русскому духу:
Ни кремлей, ни чудес, ни святынь,
- все это остается в Москве и других древних городах, но что тогда есть в Петербурге, - невольно возникает в душе вопрос, и он на него отвечает:
Только камни из мерзлых пустынь,
Да сознанье проклятой ошибки.
Мы все помним о проклятье царицы - первой жены Петра, и раз о нем не забыли до сих пор, то оно продолжает висеть над этим городом.
Возможно, впервые так явно негативно пишет о городе поэт, но такое мнение бытовало всегда. Его не может радовать даже чудо белых ночей:
Там не чары весенней мечты,
Там отрава бесплодных хотений.
И задумываешься о том, как по воле одного человека, из болот мог возникнуть город, сколько усилий надо приложить, и оправданы ли все эти усилия? Сколько человеческих трагедий произошло и судеб было сломано и уничтожено?
Он хорош, но неодушевлен, и не может жить такой город нормальной жизнью, не может он не убивать, не сводить с ума своих жителей.
Второе путешествие наше оказалось философским и довольно грустным. Но возможно совсем по-другому смотрит на него москвич В. Брюсов, который в Петербурге всегда был только гостем.
ВСТРЕЧА 3
Прошло еще четыре года, и мы видим Петербург 1912 года. Но и он, прежде всего, вспоминает об его основателе Петре.
Все волей мощной и единой
Предначертал великий Петр.
Он был еще и историческим писателем, и напоминает нам, как в болотной топи остановился конь императора, а азиатскую Россию в один миг повернул он лицом к Европе:
Остановив в болотной топи
Коня неистового скок,
Он повернул лицом к Европе
Русь, что смотрела на Восток.
Здесь впервые упоминается вторая, кроме медного всадника достопримечательность - золоченый шпиль
Чтобы в ясной мгле, как призрак некий,
Гласил он будущую быль.
Это чужой символом, мы привыкли к золотым куполам, и величию кремлевских стен, а тут - игра, прокалывающая небо.
Поэт отделяет Россию от этого города, она находится вдали от него и с ним не совместима. И нищая Россия не может соперничать с его роскошью:
Но Петроград огнями залит.
В нем пышной роскоши рассвет.
В нем мысль неутомимо жалит.
В нем тайно опьянен поэт.
Как и все мы, и поэт наш навсегда здесь останется чужим случайным гостем. И только любопытство может привлечь сюда на короткий срок.
Пока перед нами были творения символистов, таинственные и довольно странные, но что же думали о Петербурге, каким видели его их младшие современники - акмеисты?

Глава 5 ПЕРВЫЙ ПОЭТ СЕРЕБРЯНОГО ВЕКА
РОЖДЕНИЕ ЛЕГЕНДЫ

Глава 6 ЖЕНА ПОЭТА
ВЕНЧАНИЕ АЛЕКСАНДРА БЛОКА и ЛЮБОВИ МЕНДЕЛЕЕВОЙ


Глава 7 НЕЗНАКОМКА, КТО ОНА?

Глава 11
СТРАШНЫЙ МИР АЛЕКСАНДРА БЛОКА


Александр Блок не умел петь, о чем очень сожалел. Музыку любил - ходил в оперу и на концерты, ездил слушать цыганский хор, собирал романсы и записывал их в отдельную тетрадку, но не пел.

Однако именно его Ахматова назвала "трагическим тенором эпохи". Не "голосом" - слово уместилось бы в размер строки - а именно тенором, то есть голосом певческим, голосом, передающим музыку. А музыка всю жизнь была для Ахматовой и стимулом к творчеству, и убежищем, и утешением.
Недаром в стихотворении, посвященном Шостаковичу, она напишет:

В ней что-то чудотворное горит,
И на глазах ее края гранятся.
Она одна со мною говорит,
Когда другие подойти боятся.
Когда последний друг отвел глаза,
Она была со мной одна в могиле
И пела словно первая гроза
Иль будто все цветы заговорили.

И "трагический тенор эпохи" для Ахматовой - это человек, выражающий суть времени языком творчества.

Александр Вертинский всю жизнь писал стихи и сокрушался, что не такие хорошие, как Блок или Ахматова. И страдал от того что голос у него не такой как у Шаляпина или Собинова.
Петр Лещенко тоже писал стихи, некоторые такие, что лучше бы не писал. И это понятно - бОльшую часть своей жизни он прожил там, где на русском языке говорили далеко не все. Но пел как птица, пел, как дышал, и перестал дышать, когда не смог петь.

Юрий Морфесси родился в Афинах, умер в Париже, и был назван Шаляпиным "Баяном русской песни".

Они были очень разные, эти бродяги и артисты. Их отношения между собой были весьма негладкими, да и жизнь тоже была негладкой. Но общим было одно - их дар. Тот дар , который ведет, а иногда и тащит артиста по жизни, который не переложишь на другие плечи, не передашь. Тот дар, из-за которого, артист всегда в обычном мире в гостях, зато на сцене - дома.
Тот дар, благодаря которому, каждый из них мог сказать: "Гул затих. Я вышел на подмостки. "

И "жизнь прожить - не поле перейти", - это тоже про них.

Об этом концерт-спектакль народного артиста России Олега Погудина "Трагический тенор эпохи".
Девятнадцатого сентября в концертном зале "Градский-холл".


И 28 ноября 1880 года в Санкт-Петербурге родился Александр Блок — впоследствии один из лучших поэтов Серебряного века.



1.А. Блок около 4-х лет, снято в Триесте в начале ноября 1884 года
2. Александра Андреевна Блок (впоследствии Кублицкая-Пиоттух) с сыном, апрель 1883 г., фотография Болингера, ей 23 года, сыну 2 с половиной.
3. Отец поэта, Александр Львович Блок.



Александр Блок и его жена Любовь Дмитриевна Менделеева. 1903 год.


Сам Александр Блок называл себя символистом. Наиболее важными литературно-философские традициями, повлиявшими на становление творческой индивидуальности поэта, стали учение Платона, лирика и философия Владимира Сергеевича Соловьева и поэзия Афанасия Афанасиевича Фета. В марте 1902 года состоялось знакомство Блока с Зинаидой Гиппиус и Дмитрием Мережковским, оказавшими на него огромное влияние. В январе 1903 года он вступил в переписку, в 1904 году лично познакомился с Андреем Белым, ставшим наиболее близким ему поэтом из младших символистов.


Александр Блок (справа) с семьей на отдыхе. Шахматово, 1909 год.

Золотокудрый ангел дня
В ночную фею обратится,
Но и она уйдет, звеня,
Как мимолетный сон приснится.

Предел наш — синяя лазурь
И лоно матери земное.
В них тишина — предвестье бурь,
И бури — вестницы покоя.

Пока ты жив,— один закон
Младенцу, мудрецу и деве.
Зачем же, смертный, ты смущен
Преступным сном о божьем гневе?


По вечерам над ресторанами
Горячий воздух дик и глух,
И правит окриками пьяными
Весенний и тлетворный дух.

Вдали, над пылью переулочной,
Над скукой загородных дач,
Чуть золотится крендель булочной,
И раздается детский плач.

И каждый вечер, за шлагбаумами.
Заламывая котелки,
Среди канав гуляют с дамами
Испытанные остряки.

Над озером скрипят уключины,
И раздается женский визг,
А в небе, ко всему приученный,
Бессмысленно кривится диск.

И каждый вечер друг единственный
В моем стакане отражен
И влагой терпкой и таинственной,
Как я, смирён и оглушен.

И каждый вечер, в час назначенный
(Иль это только снится мне?),
Девичий стан, шелками схваченный,
В туманном движется окне.

И медленно, пройдя меж пьяными,
Всегда без спутников, одна,
Дыша духами и туманами,
Она садится у окна.

И веют древними поверьями
Ее упругие шелка,
И шляпа с траурными перьями,
И в кольцах узкая рука.

И странной близостью закованный,
Смотрю за темную вуаль,
И вижу берег очарованный
И очарованную даль.

Глухие тайны мне поручены,
Мне чье-то солнце вручено,
И все души моей излучины
Пронзило терпкое вино.

И перья страуса склоненные
В моем качаются мозгу,
И очи синие бездонные
Цветут на дальнем берегу.

В моей душа лежит сокровище,
И ключ поручен только мне!
Ты право, пьяное чудовище!
Я знаю: истина в вине.

— Потому что все это астартизм и темное, — Блок выдержал эффектную паузу. — Ну посуди сама, как я могу верить в тебя как в земное воплощение Вечной Женственности и в то же время употреблять, как какую-нибудь… дрянную девку! Пойми, близость — дьявольское извращение истинной любви… Плотские отношения не могут быть длительными! — и добавил чуть тише: — Я все равно уйду от тебя к другим. И ты тоже уйдешь. Мы беззаконны и мятежны, мы свободны, как птицы, запомни это, — подвел итог Сашура.
Люба запомнила это очень хорошо и на всю жизнь. Поэтому, когда в Петербург примчался взбудораженный и влюбленный Андрей Белый, она недолго сопротивлялась. Началась странная жизнь — где все трое были явно не на своем месте…

Волохова была драматической актрисой. Неприступная, холодная, строгая. Она

. таила странный холод
Под одичалой красотой…

В ту ночь, после свидания, Блок написал два стихотворения, обещая в одном из них:

Ты встанешь бурною волною
В реке моих стихов,
И я с руки моей не смою,
Кармен, твоих духов.

. Блок вышел на улицу, дошел до ее дома, остановился, посмотрел туда, где под самой крышей горело ее окно. В тот же миг свет погас, а он стоял и думал о том, что у художника своя особая судьба, своя дорога.

. пора приниматься за дело,
За старинное дело свое. -
Неужели и жизнь отшумела,
Отшумела, как платье твое?

Так странно и трагично закончилась эта необыкновенная история любви. Поэт не может не любить. Любовь дарит ему эмоции и чувства воплощенные в рифмах. Хотя, в действительности рифмы и являются единственной любовью поэта.

Душа! Когда устанешь верить?
Весна, весна! Она томна,
Как тайна приоткрытой двери
В кумирню золотого сна.

Едва, подругу покидая,
Ушел я в тишину и тень,
И вот опять - зовет другая,
Другая вызывает день.

Но мглой весеннею повито
Всё, что кипело здесь в груди.
Не пой, не требуй, Маргарита,
В мое ты сердце не гляди.


Александр Блок (сидит, слева) на военной службе. 1916 год.


Александр Блок с матерью на балконе набережной реки Пряжка. 1919 год.


Могила Блока на Литераторских мостках в Санкт-Петербурге.

Я — Гамлет. Холодеет кровь,
Когда плетет коварство сети,
И в сердце — первая любовь
Жива — к единственной на свете.
Тебя, Офелию мою,
Увел далёко жизни холод,
И гибну, принц, в родном краю,
Клинком отравленным заколот.


Свою фамилию Блок получил от отца - потомка врача царя Алексея Михайловича, прибывшего в Россию из Германии. Родители разошлись сразу же после его рождения, и воспитывался он в семье матери.








Как и многие другие гении русской литературы, Блок прожил яркую, но недолгую жизнь (всего лишь сорок один год). При этом расцвет творческих сил поэта совпал с очень важным историческим периодом (началом двадцатого века), что отразилось и на его произведениях. Наверное, поэтому творчество Александра Блока всё ещё не имеет однозначной оценки и вызывает острейшие споры и яростные дискуссии.


Читайте также: