Сочинение августина блаженного исповедь

Обновлено: 18.05.2024

Черты неоплатонизма в учении о бытии Августина. Бог как исходный и конечный пункт размышлений. Идея о соотношении настоящего, прошедшего, будущего. Главные постулаты в критике скептицизма. Утверждение Августина об участии воли во всех актах познания.

Рубрика Философия
Вид доклад
Язык русский
Дата добавления 26.03.2014
Размер файла 10,4 K

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

О бытии: Учение о бытии Августина близко к неоплатонизму. По Августину, все сущее, поскольку оно существует и именно потому, что оно существует, есть благо. Зло не субстанция, а недостаток, порча субстанции, порок и повреждение формы, небытие. Напротив, благо есть субстанция, форма, со всеми ее элементами: видом, мерой, числом, порядком. Бог есть источник бытия, чистая форма, наивысшая красота, источник блага. Поддержание бытия мира есть постоянное творение его Богом вновь. Если бы творческая сила Бога прекратилась, мир тотчас же вернулся бы в небытие. Мир один. Признание многих последовательных миров пустая, игра воображений. В мировом порядке всякая вещь имеет свое место. Материя также, имеет свое место в строе целого.

Августин считал достойным познания такие объекты, как Бог и душа: бытие Бога, возможно, вывести из самосознания человека, т.е. путем умопостижения, а бытие вещей - из обобщения опыта. Он анализировал идею Бога в соотношении с человеком, а человека в отношении к Богу. Душа, согласно Августину, нематериальная субстанция, отличная от тела, а не простое свойство тела. Она бессмертна.

О Боге: Мировоззрение Августина глубоко теоцентрично: в центре духовных устремлений Бог как исходный и конечный пункт размышлений. Проблема Бога и его отношения к миру выступает у Августина как центральная. Августин рассматривает Бога как внематериальный Абсолют, соотнесенный с миром и человеком как своим творением. Августин настоятельно противопоставляет свои воззрения всем разновидностям пантеизма, т.е. единства Бога и мира. Бог, по Августину, сверхприроден. Мир, природа и человек, будучи результатом творения Бога, зависят от своего Творца. Августин истолковывал Бога как личность, сотворившую все сущее. Августин специально подчеркивал отличие так понимаемого Бога от Судьбы, фортуны, занимавших и занимающих столь большое место не только в древности, но и по сию пору. Августин всемерно подчеркивает абсолютное всемогущество Бога. По Августину, христианский Бог всецело овладел судьбой, подчинив ее своей всемогущей воле: она становится промыслом, предопределением его. Августин писал: Не мать моя, не кормилицы мои питали меня сосцами своими, но Ты через них подавал мне, младенцу, пищу детскую, по закону природы. Тобою ей предначертанному, и по богатству щедрот Твоих, которыми Ты облагодетельствовал все твари по мере их потребностей.

О вечности и времени: Вечность и время. Размышления Августина о творении мира Богом привели его к проблеме вечности и времени. Естественно возникал вопрос: что же, выходит Бог пребывал в недеянии до того, как сотворил мир? Августин прекрасно понимал всю невероятную сложность проблемы времени. Что же такое время? - спрашивал он и отвечал: Пока никто меня о том не спрашивает, я понимаю, нисколько не затрудняясь; как скоро хочу дать ответ об этом, я становлюсь совершенно в тупик. В результате глубоких размышлений Августин пришел к выводу: мир ограничен в выборе. Определение времени: время есть мера движения и изменения.

Августин, стремясь установить соотношение настоящего, прошедшего и будущего, пришел к гениальной идее: ни прошедшее, ни будущее не имеют реального существования - действительное существование присуще только настоящему. И в зависимости от него мы осмысливаем и прошлое, и грядущее: нет никакого пред тем и никакого потом. Прошедшее обязано своим существованием нашей памяти, а будущее - нашей надежде. Характерная черта настоящего - стремительность его течения: человек не успеет оглянуться, как он уже вынужден вспомнить о прошлом, если он в этот момент не уповает на будущее. Какая поразительная тонкость мысли у великого философа, ведь свою концепцию он нередко именует релятивистской теорией времени.

Вечность же мыслится Августином так: в мире мыслей идей Бога все есть раз и навсегда - статичная вечность неотделима от Бога. Умственным взором я отделяю от вечного всякую изменчивость и в самой вечности не различаю никаких промежутков времени, так как промежутки времени состоят из прошедших и будущих изменений предметов. Между тем в вечном нет ни преходящего, ни будущего, ибо что проходит, то уже перестает существовать, а что будет, то еще не начало быть. Вечность же только есть, она ни была, как будто ее уже нет, ни будет, как будто доселе ее еще не существует. Августин связывает идею времени с движением сущего: Моменты этого движения и изменения, поколику совпадать не могут, оканчиваясь и сменяясь другими, более краткими или более продолжительными промежутками, и образуют время. Имея в виду длительность как атрибут времени, Августин говорит: Время есть действительно какое-то протяжение. Настоящее остается действительным временем только при том условии, что через него переходит будущее в прошедшее. Мыслитель находится в творческих поисках: Я ничего не утверждаю, а только доискиваюсь, истины и пытаюсь узнать ее. Не скажут ли мне, что и эти времена, прошедшие и будущие, также существуют; только одно из них (будущее), переходя в настоящее, приходит непостижимо для нас откуда-то, а другое (прошедшее), переходя из настоящего в свое прошедшее, отходит непостижимо для нас куда-то, подобно морским приливам и отливам? И в самом деле, как могли, например, пророки, которые предсказывали будущее, видеть это будущее, если бы оно не существовало? Ибо то, что не существует, и видеть нельзя. Итак, надобно полагать, что и прошедшее, и будущее время также существуют, хотя непостижимым для нас образом. Августин мучается в поисках истины по этому вопросу, но в результате заключает:

Теперь ясно становится для меня, что ни будущего, ни прошедшего не существует, и было бы точнее выражаться так: настоящее прошедшего, настоящее будущего. Только в душе нашей есть соответствующие три формы восприятия, а не где-нибудь инде (т.е. не в предметной действительности): для прошедшего есть у нас память, а для будущего - чаяние, упование, надежда.

Августин, критикуя скептицизм, выдвинул против него следующёе возражение: без знания истины невозможно и вероятное знание, так как вероятное есть нечто правдоподобное, т.е. похожее на истину, а чтобы узнать, что похоже на истину, надо знать саму истину. Где же ее найти? По мысли Августина, наиболее достоверное знание - это знание человека о своем собственном бытии и сознании. Знаешь ли ты, что ты существуешь? Знаю. Знаешь ли ты, что ты мыслишь? Знаю. Итак, ты знаешь, что существуешь, знаешь, что живешь; знаешь, что познаешь.

Эта же мысль изложена им и другими словами: Всякий, кто сознает, что он сомневается, сознает это: как некоторую истину. Кто сомневается в том, что он живет, помнит, сознает; желает, мыслит, знает, судит? И даже, если он сомневается, то все же. Он помнит, почему сомневается, сознает, что сомневается, хочет уверенности, мыслит, знает, что не знает, думает, что не следует опрометчиво соглашаться. Познание, по Августину, основано на внутреннем чувстве, ощущении и разуме. Человек, говорит Августин, имеет о доступных пониманию и разуму предметах познание, хотя и малое, однако совершенно достоверное, и жалким образом обманывается тот, кто думает, что чувствам не надо верить. Нормой же познания является истина. Неизменная, вечная истина, согласно Августину, есть источник всех истин, есть Бог.

Новым в теории познания было утверждение Августина об участии воли во всех актах познания, т.е. понимание познания как энергийно волевого процесса. Характеризуя роль волевого начала в чувствах, Августин подарил в века афоризм: Человек испытывает страдания ровно настолько, насколько поддается им.

Учение о душе, воле и познании. Разум и вера. Августин говорил о скептиках: Им показалось вероятным, что истину найти нельзя, а мне кажется вероятным, что найти можно. Разум, по Августину, есть взор души, которым она сама собой, без посредства тела, созерцает истинное. Истина же содержится в нашей душе, а душа наша бессмертна, и человек не вправе забывать о внеземной цели своей жизни. Человек должен подчинять свои знания мудрости, ибо в спасении души - его высшее назначение. Все, что мы созерцаем, мы схватываем мыслью или чувством и разумением. Душа угаснуть не может, если не будет отделена от разума. Отделиться же она никак не может. Августин рассматривает разум как очень важную функцию души: августин неоплатонизм скептицизм

Я полагаю, что душа питается не иным чем, как разумением вещей и знанием, умозрениями и размышлениями, если может через них познать что-нибудь. К изучению наук ведет нас двоякий путь - авторитет и разум: по отношению ко времени первенствует авторитет, а по отношению к существу дела - разум.

Вера в авторитет весьма сокращает дело и не требует никакого труда. Если она тебе нравится, ты можешь прочитать много такого, что об этих предметах написали, как бы из снисхождения, великие и божественные мужи, находя это необходимым для пользы простейших. И в чем они требовали веры к себе со стороны тех, для чьих душ, более тупоумных или более занятых житейскими делами, другого средства к спасению быть не могло. Такие люди, которых всегда громаднейшее большинство, если желают постигать истину разумом, весьма легко одурачиваются подобием разумных выводов и впадают в такой смутный и вредный образ мыслей, что отрезвиться и освободиться от него не могут никогда или могут только самым бедственным для них путем. Таким полезнее всего верить превосходнейшему авторитету и соответственно ему вести жизнь.

Подобные документы

Роль и влияние Августина Блаженного на философию Средневековья. Жизнь и творчество Августина Блаженного, его философские взгляды. Религиозно-философская система Августина. Соотношение веры и разума. Главные пути преодоления скептицизма и априоризм.

реферат [39,7 K], добавлен 12.11.2015

Августин Блаженный — выдающийся представитель латинской патристики. Исторический переход от античного мировоззрения к средневековому. Духовная эволюция Аврелия Августина. Осмысление феномена человеческой личности. Истина, проблема Бога и проблема зла.

курсовая работа [35,9 K], добавлен 10.04.2012

Блаженный Августин как родоначальник христианской философии. Путь от манихейства и неоплатонизма к ортодоксальному христианству. Общая канва произведения "О количестве души" - одного из основных сочинений Августина. Полемика с платонизмом и Плотинусом.

курсовая работа [41,0 K], добавлен 15.07.2013

Философия периода патристики: общая характеристика. Философские воззрения Аврелия Августина. "Исповедь" Августина Блаженного. Здесь идеал нашего мыслителя получает самое законченное, совершенное выражение, формулируется как единство всемирного боговластия

реферат [25,6 K], добавлен 22.09.2003

Платоновские "Идеи" - мысли Бога. Сущность истории: шесть периодов земных обществ по аналогии с шестью днями творения. Проблема соотношения веры и разума как основная проблема средневековой философии. Рассуждение о времени и вечности. Августин о свободе.

Об авторе

В сложное время на стыке античной эпохи и Средневековья жил святой Августин. Это обстоятельство оказало влияние на формирование его личности и взглядов на окружающий мир.


Биография

В 354 г. в североафриканском городе Тагасте в знатной семье родился сын. Мальчика родители назвали Августин Аврелий. Его отец — Патриций — был мелким землевладельцем. К укрепляющему свои позиции христианству он относился безразлично, приняв его только на смертном одре под влиянием супруги.

Мать, которую звали Моника, всю жизнь исповедовала христианство. Она старалась жить по заветам Господа и мечтала разделить свои мысли с сыном. При этом мудрая женщина не склоняла сына к Крещению. Получив хорошее домашнее образование, Августин отправляется для продолжения учёбы в Мадавру, а затем в древний Карфаген.

В возрасте 20 лет, прочитав труды Цицерон, молодой человек начал изучать философию. Одновременно с этим от начал преподавать риторики в учебных заведениях Северной Африки. В это время будущий богослов увлекся учение манихеев, которому посвятил 10 лет своей жизни. Разочаровавшись в манихеях, Аврелий отправляется в метрополию, чтобы найти учительскую должность.

В Медиолоане (Милане) он получил должность ритора. Под влиянием святителя Амвросия Медиоланского Августин принимает идеи раннего христианства. В 386 году он принимает Крещение и возвращается в Тагасту, где образует небольшую монашескую общину, живущую по строгим законам аскезы.

В 396 году Августин Аврелий принимает должность епископа города Гиппон. Этот пост он занимал в течение 35 лет до смерти. На епископской кафедре он много времени уделял учительству, проповедям и борьбе с ересями и лжеучениями.

Философские взгляды

Мировоззрение Августина сформировались под влиянием философских учений Античности и раннехристианских идей. Основные положения его философских взглядов формулируются следующим образом:

  1. Бог — сверхъестественное существо, которое не зависит от людей и сотворенного им мира. Господь постоянно опекает созданный им мир и каждое существо. Он не меняется в течение времени, так как стоит над ним.
  2. Материальный мир и время были созданы одновременно. При этом время существует только в реальности в душе каждого человека.
  3. Душа — бессмертная сущность, которой свойственна воля, разум и память. Воля, которой человека наделил Создатель, позволяет стремиться к знаниям и Вере. Глубокие знания может получить только верующий человек, так как носителем абсолютной истины является Бог, посылающий своим детям озарение.
  4. Свобода человека ограничена Божественной благодатью. Бог контролирует и направляет жизнь человечества, так как оно не смогло воспользоваться даром свободы.
  5. Зло — это не самостоятельное явление. Оно появилось из-за уменьшения количества добра в мире.

Творчество

Августин Аврелий не только богослов и философ, но и талантливый писатель. В его литературное наследие входят несколько десятков трудов. Творческий путь автора можно разделить на три этапа, в которых чётко прослеживается последовательное формирование его мировоззрения.


Труды, написанные в 386-395 гг., создавались под влиянием античных идей. В них религиозные понятия рассматриваются сквозь призму античного мышления. В этот период были написаны следующие работы:

В книге нашли отражение следующие вопросы, которыми задавался богослов:

  1. Как, когда и в каких условиях Бог создавал мир.
  2. Бог существует в вечности, которая является абсолютным настоящим.
  3. Что такое ереси и как к ним относиться.

Основной идеей произведения является дуализм человеческой натуры. Она, обладая разумом и волей, постоянно находится во власти Господа.

Определение жанра

  1. Исповедь, которая идёт от христианина, долгое время искавшего свой путь к Господу.
  2. Обвинительная речь, направленная внутрь личности автора.
  3. Богословский трактат, построенный на основе анализа текстов Священного Писания.

Все жанровые конструкции сплетаются в единое произведение, которое считается образцом литературы в жанре автобиографию.

Стилистические особенности

  • самообличение;
  • самобичевание;
  • включение цитат из Библии;
  • толкование древних текстов;
  • обращение к известным историческим фактам в виде намека или опосредованного сравнения.

Язык автора пронизан искренними эмоциями новообращенного человека. При этом в некоторых частях трактата перед читателями появляется учёный-риторик, который воспитывался на образцах античной литературы и судебной риторики.

Композиция

Трактат состоит из 13 книг, которые можно разделить на 2 части:

Повествование в книгах, построенных по временному принципу, относится к автобиографической части трактата. Каждый том, посвящён исследованию отдельных религиозных вопросов в свете становления личности епископа Августина. В них последовательно раскрываются следующие темы:

  1. Чувство истинной любви появляется в процессе познания Господа.
  2. Осознание собственных грехов в свете библейского учения.
  3. Высшее наслаждение и цель человеческой жизни — возможность духовного соединения с Богом.
  4. Становление нового человека, воспринимающего мир через христианское учение, происходит на фоне отрицания существования магии и астрономии.
  5. Отказ от манихейства и знакомство с Амвросием Мелиодорским.
  6. Познание Господа путём философских изысканий.
  7. Размышление о воле, абсолютным источником которой является Господь, наделивший ею человека.
  8. Свободная воля, как взаимодействие Бога и человеческой души.
  9. Осмысление добродетелей, которые служат как добру, так и злу.

Последние четыре книги являются философским трактатом, в которых рассматриваются основные богословские категории.

Историческое значение


Краткое содержание "Исповеди" Блаженного Августина необходимо знать всем, кто интересуется и хочет разобраться в истории мировой литературы, а также в особенностях средневековой философии. В Средние века католическая церковь полностью контролировала жизнь людей и общества в Европе. Именно взгляды и труды Блаженного Августина оказали на нее решающее влияние во многих вопросах. К его учению стоит обратиться, чтобы начать понимать истоки католичества.

Биография религиозного философа

Автобиография Августина

Краткое содержание "Исповеди" Блаженного Августина следует помнить, чтобы понимать, как формировалось мировоззрение религиозных философов на протяжении многих веков. Аврелий Августин родился в Тагасте в 354 году. Сегодня это город под название Сук-Ахрас, который находится на северо-востоке Алжира.

Его родители придерживались разных религиозных взглядов. Мать была христианкой, а отец - язычником. Это наложило определенный отпечаток на его представление о мире и характер.

В семье было немного денег, но родители все же сумели дать сыну качественное образование. Изначально его воспитанием занималась только мать, затем он окончил школу в Тагасте. В 17 лет он отправился в Карфаген, где обучался риторике. В этом городе он влюбился в девушку, с которой прожил 13 лет вместе, так и не женившись, даже после того, как у них родился ребенок, так как она была низкого происхождения.

В результате семейная жизнь Августина не сложилась. Мать ему выбрала невесту, подходящую по статусу, но свадьбу пришлось отложить, так как девочке было всего 11 лет. Это время он проводил с новой возлюбленной, затем оставил и любовницу, и разорвал помолвку с невестой.

В философии в самом начале на него оказали влияние труды Цицерона, также он проникся идеями манихеев, но вскоре разочаровался и в них, жалея о потраченном впустую времени.

Долгое время он преподавал в одной из школ Милана, открыв для себя неоплатонизм, в котором Бог представлялся как нечто трансцендентное и запредельное. Это позволило ему с другой стороны взглянуть на учения ранних христиан. Он стал читать послания апостолов, посещать проповеди современных богословов, увлекся идеями монашества. В 387 году его крестили под именем Амвросия.

После этого он распродал все свое имущество, пожертвовав деньги бедным. Когда умерла его мать, он вернулся на родину, создав монашескую общину. Умер Августин в 430 году.

"Исповедь"

Книга Исповедь

Краткое содержание по книгам "Исповеди" Блаженного Августина позволяет составить полноценное представление об этом важном произведении. По сути, это общее название для 13 автобиографических сочинений, которые были написаны автором в 397-398 годах. В них он рассказывает о своей жизни, пути к христианству.

Считается, что это первая автобиография в европейской литературе, на протяжении последующего тысячелетия она служила основой и литературным образцом для большинства христианских писателей. Все они прекрасно знали краткое содержание "Исповеди" Блаженного Августина.

Примечательно, что в книге охвачена только часть его жизни - около 33 лет из 40 прожитых к тому моменту. В ней содержатся важнейшие сведения о его духовном пути, развитии религиозных и философских взглядов. В анализе "Исповеди" Блаженного Августина важно подчеркнуть христианскую составляющую этого труда. Автор описывает свою предыдущую жизнь, в которой было много заблуждений и пороков. Он просит прощения у Бога, воздавая хвалу его сочинениям.

Также он критикует учения, которыми интересовался в разное время - неоплатонизм, манихейство, астрологию, последние книги содержат толкование Книги Бытия, размышления о таинстве исповеди, учения о Троице, рассуждения о сущности времени, памяти и языка. Рассказывая кратко об "Исповеди" Блаженного Августина, необходимо остановиться на этих моментах.

Детство и юность

В самом начале своего произведения автор подробно рассказывает о своем детстве, родителях, первоначальном образовании. Помнить краткое содержание по книгам "Исповеди" Блаженного Августина необходимо, если вам требуется подготовиться к экзамену или зачету.

Важным этапом в его судьбе становится приезд в Карфаген, где он учился в риторской школе. В то время город считался средоточием порока. По краткому содержанию по главам "Исповеди" Блаженного Августина можно предположить, что автор вел распутный образ жизни, в действительности это не так. В основном юноша ходил в театр на пьесы о любви, не забывал об учебе, которой уделял достаточно много времени.

Манихейство

Краткое содержание книги Исповедь

В тот же период он познакомился с трудами Цицерона, работая в библиотеке. Познакомившись с "Категориями" Аристотеля, разочаровался в Библии. Он принялся искать истину в других учениях. Секта манихеев обещала дать ему ответы на все его вопросы.

Их учение было основано на философском дуализме. От своих приверженцев манихеи требовали аскетизма. Они презирали человеческое тело, связывая его со Злом. Августина в манихействе привлек способ преодолевать самого себя, о чем он уже давно мечтал. Он впервые получил теоретическое обоснование существования зла. В призыве к самоопределению увидел средство, необходимое ему для исполнения своего жизненного предназначения.

В секте Августин был рядовым послушником, при том его связи с манихеями были достаточно сильными, он даже привлек в секту нескольких своих друзей. Секта помогла ему продвинуться по карьерной лестнице.

Работа ритором

Блаженный Августин

Ненадолго вернувшись в родной город, Августин описывает, как возвращается в Карфаген, получив место ритора. В четвертой книге он признает, как оказался в интеллектуальном тупике, в который его завели лженауки - астрология и магия.

После смерти близкого друга с ним происходят большие перемены. Августин понимает, что счастья нельзя получить от преходящих существ, а неизменным остается только Господь. Душа только в Боге в состоянии обрести счастливую жизнь и мир.

В манихействе он разочаровывается, так как учение сильно ограничивает личную свободу, имевшую большое значение для автора. К тому же он понимает, что объяснения манихеев о природе зла его нисколько не удовлетворяют.

Дорога в Рим

Из книги "Исповедь" Блаженного Августина мы узнаем, что после этого философ отправляется в Рим, получив интересное предложение по работе. Он быстро решается на переезд, так как рассчитывает найти учеников, заинтересованных в его лекциях.

На деле в Риме оказывается ничуть не лучше. Поначалу он преподает риторику и собирает нескольких учеников у себя дома. Вскоре он разочаровывается в своих последователях, переезжая в Милан, куда прибывает и его мать.

Влияние Амвросия

Религиозный философ

Рассказывая краткое содержание "Исповеди" Блаженного Августина, важно остановиться на его знакомстве с епископом Амвросием, которое состоялось в Милане. Автор восхищается его проповедями, окончательно решая порвать с манихейством.

Амвросий убеждает его принять католические представления о вере. Между тем в философии он увлекается идеями неоплатонизма, но очень быстро находит в нем множество противоречий. Амвросий знакомит его с трудами древнегреческого философа Плотина.

Обращение в веру

В седьмой и восьмой книгах "Исповеди" Блаженного Августина (Аврелия Августина) рассказывается о его пути к Богу. Его сущность он пытается осознать с философской точки зрения. Он еще не воспринимает его как чистый дух, будучи так и не в состоянии решить вопрос о происхождении зла. В нем продолжается внутренняя борьба, Августин раз за разом возвращается к вопросу об отношениях между духом и плотью.

К нему приходит осознание, что Бог - абсолютное существо. Частые встречи с духовником Амвросия священником Симплицианом приводят его к окончательному обращению в католическую веру. Он заявляет матери, что готов к обращению. Практически вся девятая книга посвящена его духовному пути. В конце рассказывает о смерти матери, приводит ее подробное жизнеописание.

Свойства памяти

Книга Исповедь Блаженного Августина

В "Исповеди" Блаженного Августина краткое содержание 10 книги имеет особое значение для понимания сущности философа. В ней анализирует свойства памяти.

В частности, считает ее сокровищницей или вместилищем, в котором скрыты бесчисленные образы, которые мы получаем от внешних чувств. Причем в ней содержатся не только образы вещей, но и они сами. Самосознание существует благодаря памяти, соединяющей настоящее с прошлым, что позволяет предвидеть будущее.

Из краткого содержания "Исповеди" Блаженного Августина 10 книга для многих представляет наибольший интерес. В ней автор рассуждает о способности памяти превращать опыт прошлого в настоящее. Ее присутствие подтверждается даже человеческой забывчивостью. Это необходимое условия для любого человеческого действия. Данная специфическая функция проявляется в приобретении интеллектуального знания. В нем Августин видит чувственный элемент, хранящий объекты знаний, образы звуков.

Данное понятие изначально содержится в сердце, с помощью рефлексии память разыскивает их, начинает распоряжаться. В этом, как считал Августин, и есть основа знания.

Время

11 книга "Исповеди" Блаженного Августина посвящена проблеме времени. Вся исповедь посвящена Богу от начала и до конца. Автор продолжает философские размышления, прося Господа вдохновить его и помочь раскрыть истинный смысл Библии.

Философ считает, что время, существовавшее до создания мира, представить себе просто невозможно, так как их Бог создал вместе.

12 книга начинается с рассуждений о бесформенной материи, которая существует вне времени. Автор анализирует книгу "Бытие", посвященную происхождению человека. Он пытается на протяжении длительного времени сформулировать свою позицию, только после продолжительных размышлений приходя к выводу, что многое из того, что изложено в Священном Писании, нам просто недоступно. Однако в нем заключена истина, поэтому к нему требуется относиться с благоговением и смирением.

13 книга посвящена духовным функциям и Творению. В финале автобиографии он предает себе милости Господа, который находится вне времени и вне покоя.

Судьба произведения

Краткое содержание Исповеди

Эта работа философа имела огромное значение, став главным трудом всей его жизни. Споры о ее содержании продолжаются с V века. Отзывы об этом труде на протяжении столетий появлялись самые различные.

В настоящее время считается, что "Исповедь" в первую очередь интересна тем, что является рассказом о становлении человеческой мысли, условиях возникновения философского момента. Понимание и осознание этих условий в значительной степени определяет ее содержание. Считается, что Августин стал одним из первых, кто в подробностях и деталях проанализировал процесс становления собственного "я".

Это глубокий психологический труд, который остается свидетельством пути становления самобытной и уникальной личности философа.

Структура

Необычна структура этой книги, так как она одновременно адресована Богу, всем верующим, а также потомкам.

В анализе "Исповеди" многие исследователи считали, что Блаженный Августин стремился написать автобиографию, которая бы отвечала на вопросы, поставленные в то время. К концу IV века церковь столкнулась с донатистской ересью. Это было движение, которое под маской незыблемости Священного Писания в действительности сталкивало между собой богатых римских колонистов с бедными берберами-земледельцами. Одним из центров такого движения как раз и был Гиппон.

Так что этот текст вполне можно считать мощным и действенным орудием в развернувшихся в то время идеологических схватках.

Определенные трудности заключаются в том, что книга была написана за 30 лет до смерти автора, спустя 13 лет после его обращения. Автобиография является отрывочной, так как доходит только до момента смерти матери автора. О последующих важных событиях в его судьбе в ней не рассказывается.

Философ первым среди европейских авторов написал такую подробную автобиографию. Она послужила примером для остальных представителей духовенства. Книги описывают 33 года из прожитых 40.

в исповеди августина впервые поднимается вопрос о

Августин Аврелий как автор книги

Августин Блаженный (годы жизни 354-430) — богослов, философ, влиятельный проповедник, епископ, один из Отцов христианской церкви.

Долгий путь к христианству через манихейство, скептицизм, неоплатонизм позволил мыслителю разработать свои собственные взгляды на проблемы философии и религии.

Биография

Аврелий Августин родился в 354 году в городе Тагасте (Северная Африка) в небогатой знатной семье. Мать была набожной христианкой, отец был язычником и принял крещение лишь перед смертью.

В 363-366 годах будущий епископ обучался в Мадауре, а позже отправился в Карфаген. Там, в окружении сверстников, которые вели не вполне праведную жизнь, он приобщился к распутству. После переезда в Милан (Медиолан) он стал ритором. Знакомство с известным святителем Амвросием помогло ему заинтересоваться православием.

В 388 или 389 году он принял Крещение. Через два года епископ Валерий рукоположил его в сан священника. Августин стал распространителем веры, занимался толкованием Священного Писания, боролся с еретиками. В 395 году он был возведен в епископы, стал главой Иппонской епархии и руководил ею до конца своей жизни.

исповедь августина

Философские взгляды

Основные положения философии Августина Блаженного:

Около 10 лет Августин симпатизировал учению манихеев, которые считали, что в мире есть два начала: добро и зло. Однако многие вопросы оставались нерешенными. Даже авторитетный епископ Фавст вынужден был признаться, что не знает, как отвечать на вопросы. Именно тогда Августин испытал разочарование в манихействе.

Интересна его полемика с пелагианами о роли Божественной благодати в деле спасения. Пелагиане полагали, что первородный грех не имеет влияния на человека, что он сам волен выбирать добро или зло и без помощи Бога избавиться от скверны греха. Августин же отмечал, что без содействия благодати это не выполнимо. В то же время он настолько минимизировал роль самого человека, что это дало повод для возникновения нового учения, противоположного пелагианству: учения о предопределении Божьем.

исповедь августина аврелия

Творческая деятельность

Блаженный Августин — наиболее выдающийся церковный писатель мирового масштаба. За годы пастырской деятельности вышли десятки его сочинений.

Все творчество можно поделить на три этапа:

Первый этап (386-395) характеризуется влиянием античных догм: в нем преобладает высокий статус рационального.

В произведениях второго этапа (395-410) преобладает экзегетическая и религиозно-церковная проблематика.

В трактатах третьего периода (410-430) рассматриваются вопросы о сотворении мира и проблемы эсхатологии.

Видео

В видео более подробно освещается жизнь Августина Блаженного.

Исповедь Августина Блаженного

История написания

Идея и суть

Епископ рассуждает о проблемах времени и пространства. Мог ли Бог создать этот мир раньше или позже, что делал Бог до того, как создал мир, — такие вопросы ставит перед собой Августин.

Жанр произведения

В этом произведении есть черты автобиографии, мемуаров, трактатов по философии. Все это воплощается в форме молитвы к Богу. Искренне и горячо, с темпераментом африканца, блаженный Августин рассказывает о своей жизни.

Стилистические особенности текста

исповедь августина аврелия

Структура книги

В начале каждой книги Августин взывает к Богу, молится — это акт сопричастности с Ним.

Это произведение имеет очень важное значение для Церкви, литературы, философии.

Исповедание Августина считается главным трудом жизни мыслителя, который читают и о котором спорят с V века нашей эры.

Читайте также: