Битва за севастополь сочинение

Обновлено: 06.07.2024

В жизни никто не заставлял Людмилу бросать учебу в институте и поступать на курсы снайперов. На фронт она ушла в числе добровольцев из Одессы, где война застала ее на преддипломной практике. Впрочем, военная биография Людмилы Михайловны показана довольно точно, поэтому мы поговорим лишь самом интересном моменте - о поездке в США.

Космомолка, студетка, наконец просто снайперша

27 августа 1942 года снайпер Людмила Павличенко в составе советской делегации прибыла в США, где вскоре должна была открыться Всемирная студенческая ассамблея. У Людмилы, как и у других иностранных делегатов (от СССР, Великобритании, Китая, Голландии и других стран-союзников) была вполне очевидная миссия: уговорить американцев поскорее отрыть в Европе Второй фронт.

Личность этой молодой женщины, вызвала огромный интерес американской прессы. В отличие от кино, Людмила Михайловна не знала английского языка и говорила с американцами через переводчика и лишь в конце своих выступлений она произносила одну фразу на английском с приветствием в адрес молодежи США.

Как уже было замечено, киношный образ легендарной женщины-снайпера весьма далек от реальности. В фильме она показана стройной незамужней девушкой. Реальная же Людмила Павличенко была женщиной довольно высокой и плотного телосложения. В свои 26-лет (по фильму она почему-то показана на год моложе) она имела довольно богатый опыт семейной жизни и 10-летнего (!) сына от первого брака.

По прибытии в Америку, Павличенко немедленно попала по опеку первой леди США - Элеоноры Рузвельт. В фильме показано, будто та пригласила одну только Людмилу пожить в Белом доме. В действительности, в день приезда в Вашингтон Элеонора предложила переночевать в резиденции президента всем членам немногочисленной советской делегации. Однако, первая леди действительно позвала Людмилу в совместное турне по стране. В итоге, её визит в Америку затянулся на два с половиной месяца - до середины ноября 1942 года.

Людмиле во всей этой истории отводится роль Золушки – нелюбимой дочери строгого отца с трудным детством и юностью. Но в конце концов ей все-таки выпадает в жизни счастливый билет в виде сказочной поездки в Америку. После неё Павличенко больше не вернулась на фронт и менее чем через год ей присвоили звание Героя Советского Союза.

Нужно признать, что поездка к заокеанским союзникам оказалась очень полезной. Именно осенью 1942-го США резко активизировали поставки в СССР техники, оружия и продовольствия. Но, увы, Второй фронт союзники открыли лишь в июне 1944 года, когда Красная Армия начала стремительно продвигаться вглубь Европы.

Борец за права сексменьшинтств

В 1918 году Элеонора узнала о том, что ее муж (будущий президент США) изменяет ей с секретаршей. Она предложила мужу развод, но тот обещал порвать с молодой соперницей (впоследствии выяснится, что их связь сохранялась до самой смерти президента в 1945 году).

Лорена Хикок, довольно плотная женщина мужеподобной внешности, познакомилась с Элеонорой в 1932 году. У Хики, как ласково называла ее подруга, была даже своя комната в Белом доме, но при этом довольно часто она ночевала в спальне Элеоноры. Служебный персонал подтверждает, что утром Хики можно было застать спящей на софе у подруги. Они много путешествовали вместе и всегда без охраны. Хики часто получала от первой леди США подарки, среди которых был даже автомобиль. Хики подарила Элеоноре кольцо с сапфиром и хотя та редко носила украшения, но это кольцо почти никогда не снимала. В последние годы жизни Элеонора Рузвельт активно общалась с лебсиянками и отстаивала их права, а в 1946-м ее избрали председателем комитета по защите прав человека при ООН.

Встреча старых подруг

В 1957 году Элеонора Рузвельт приехала в Москву. Холодная война между СССР и США была в самом разгаре, и советские власти контролировали каждый ее шаг. После долгих проволочек Элеонора наконец получила разрешение на встречу с Людмилой Павличенко.

Их свидание произошло дома у Людмилы, в двухкомнатной квартире в центре Москвы. Поначалу они беседовали, соблюдая все формальности, но вдруг Павличенко, под каким-то предлогом, затянула гостью в спальню и захлопнула дверь. Наедине Людмила дала волю чувствам: полуплача она обняла гостью, тем самым показав, как рада была ее видеть. Только тогда они смогли шепотом, вдали от лишних глаз и ушей, вспомнить о той совместной поездке по городам США, которая сделала их близкими подругами…

Мстительница

Происходящее на экране - резкий контраст с сегодняшним мирным временем, и потому запечатленные события кажутся ирреальным гротеском. Зрителям же требуется усилие - не только созерцать, поражаясь и ужасаясь, но и пытаться представить, понять - то время, тех людей.

Главная героиня фильма - Людмила Павличенко. Реальный персонаж, яркая во всех отношениях женщина. Увы, в фильме ее биография искажена - часть подлинных фактов сценаристы перечеркнули и поверх них вписали выдуманные. Впрочем, других вольностей создатели фильма себе вроде не позволили.

Какова же истина?

Летом 1941 года Людмила завершала учебу на историческом факультете Киевского университета - приехав в Одессу, готовила дипломную работу, посвященную Богдану Хмельницкому. Вскоре после начала Великой Отечественной ушла добровольцем на фронт.

Павличенко воевала в районе Одессы, затем под Севастополем - в составе 54-го стрелкового полка 25-й Чапаевской стрелковой дивизии. Снайпер Павлюченко уничтожила 309 солдат и офицеров вермахта, в том числе 36 снайперов. За мужество и доблесть, проявленные в боях с врагами, ей присвоено звание Героя Советского Союза.

Стоит отметить, что на партнеров россиян легло не только техническое обеспечение проекта, но и солидное финансовое бремя. И в составе съемочной группы было немало представителей Украины - режиссер Сергей Мокрицкий, актеры, среди которых был Виталий Линецкий. Он исполнил в фильме роль майора курса молодого бойца. Такие же военные гибли в первые дни войны. Вскоре после съемок смерть настигла талантливого актера.

Но все же фильм не о глобальных событиях Великой Отечественной, а о судьбе женщины - стойкой, смелой, красивой. Одной из восьмисот тысяч - участниц Великой Отечественной.

Она не только женщина, но и снайпер, вынужденная стрелять и убивать. Да, перед ней были враги. Люди, которые принесли на ее землю горе и страдания. Но какая бы ярость ни клокотала в груди, сердце - не камень же! - порой замирало от жалости к сраженным ее пулей завоевателям.

. Весной сорок второго в окрестностях Севастополя Людмила выходит на дуэль с матерым немецким снайпером, на счету которого пятьсот (!) побед. Более суток (!) она безмолвно сидит в засаде. А в сотне-другой метров от Павличенко затаился опытный и хитрый враг. Но, в конце концов, немец совершает роковую ошибку - решив, что советский снайпер покинул позицию, он обнаруживает себя. И тут же падает, сраженный метким выстрелом.

Людмила достает из кармана убитого документы, семейные фотографии. Долго вглядывается в снимки, потом окровавленной рукой закрывает остекленевшие глаза врага и. плачет.

До сих пор я ни словом не обмолвился об исполнительнице главной роли - россиянке Юлии Пересильд. Не стану рассыпаться в комплиментах, их молодая талантливая актриса - и по праву! - услышала немало. Наверняка много интересных работ ждет ее и впереди. Но, уверен, роль Людмилы Павличенко, которую Юлия сыграла вдохновенно, долго будет оставаться главной в ее творческой судьбе.

. Идет война. Но Павличенко молода, ей хочется любить и быть любимой. Так и было. Но всякий раз счастье оборачивалось несчастьем - ее возлюбленные погибали. Это - в фильме. А как в жизни?

Людмила рано - в шестнадцать лет - вышла замуж, родила сына. В первые дни войны - обстоятельства не известны - она потеряла близких. После войны ее часто спрашивали, как она могла так хладнокровно убивать. Да, фашистов, захватчиков, но ведь они ведь тоже люди.

Ею двигала месть - не только за родных, но и за всю страну. Она видела трупы замученных немцами людей, убитых детей, и ее сердце наполнялось праведным гневом.

«Если ты фашисту с ружьем

Не желаешь навек отдать

Дом, где жил ты, жену и мать,

Все, что родиной мы зовем, -

Знай: никто ее не спасет,

Эти слова Людмила понимала буквально. Сжимала зубы, напрягалась. Забывала обо всем. Приклад к плечу, глаз - к прицелу. Огонь!

Не счесть, сколько раз Павличенко выходила на линию огня - то с напарником, то в одиночку - всякий раз рискуя жизнью. Ведь, если бы она попала в плен, ее неминуемо расстреляли - снайпера узнавали по большому синяку на правом плече, который появлялся от постоянных отдач после выстрелов.

На счету Людмилы, как уже было сказано, 309 поверженных немцев. Для сравнения - герой Сталинграда, куда более известный, чем Павличенко снайпер, Василий Зайцев убил 211 врагов.

. В конце августа сорок второго советская делегация отправилась в США на Международный съезд студентов. В числе гостей Америки были два снайпера - Герой Советского Союза Владимир Пчелинцев и Людмила Павличенко, которая вскоре будет удостоена высокого звания. Они получили аудиенцию у президента страны Франклина Рузвельта.

Но главное внимание американцев было приковано к ней - бравой, уверенной в себе молодой женщине с россыпью боевых наград, в военной форме, перетянутой ремнем. Когда журналисты узнали, кто эта бравый лейтенант, популярность гостьи выросла до невиданных высот. Людмилой заинтересовалась и жена президента США - Элеонора Рузвельт - ее роль фильме исполняет английская актриса Джоан Блэкхэм. И пригласила гостью пожить в Белом доме.

На встречи с Павличенко собирались целые толпы. Часто она сидела безмолвно, устремляя глаза в пол. Но однажды не выдержала и произнесла великую речь.

Увы, Второй фронт союзники откроют еще не скоро.

Советского снайпера встречали как звезду. Сверкали блицы многочисленных фоторепортеров, суетились корреспонденты. Людмиле дарили револьверы, винтовки, шубы, драгоценности.

На обратном пути в СССР делегация посетила Британские острова. В Лондоне состоялась встреча с Уинстоном Черчиллем и Шарлем де Голлем. В то время на берегах Волги разворачивалось великое Сталинградское сражение. И Людмилу неумолимо тянуло туда, где решалась судьба ее Отечества.

В 1957 году вдова президента Рузвельта приехала в Москву. У нее была запланирована встреча в Кремле с главой Советского Союза. Но Элеонора первым делом отправилась в гости к Людмиле, которая жила в центре Москвы. Они беседовали несколько часов. А Никита Хрущев вынужден был ждать, пока подруги всласть наговорятся.

Эти произведения правдивы. В них показаны стойкость и мужество русского народа в непростой ситуации, когда решается судьба государства.

Но Толстой нам показывает и других, те кто ради очередной звездочки на погоне, готовы пожертвовать сотнями других жизней.

Личное участие в обороне Севастополя позволило Толстому с зоркостью писателя-реалиста полно и объективно изобразить разнообразные человеческие характеры. Писатель приходит к мысли (ставшей генеральной для всего его последующего творчества), что русские солдаты, простой народ есть та главная сила, которая порождает героический дух защитников города-героя.

Пример сочинения 2

Тема: Нужна ли народу война?

Находясь на военной службе, Лев Николаевич Толстой мучительно думал о войне. Что такое война, нужна ли она человечеству? Эти вопросы встали перед писателем в самом начале его литературного поприща и занимали его на протяжении жизни. Толстой бескомпромиссно осуждает войну. “Неужели тесно жить людям на этом прекрасном свете, под этим неизмеримым звездным небом?” Осенью 1853 года началась война России с Турцией, Толстому разрешено было перевестись в Севастополь. Попав в осажденный город, Толстой был потрясен героическим духом войска и населения. “Дух в войсках выше всякого описания,— писал он брату Сергею.— Во времена Древней Греции не было столько геройства”.Под грохот орудий четвертого бастиона, окутанный пороховым дымом, Л. Н. Толстой начал писать свой первый рассказ о героической обороне города, “Севастополь в декабре месяце”, за ним последовали два других: “Севастополь в мае” и “Севастополь в августе 1855 года”.

В своих рассказах о трех этапах Крымской эпопеи Толстой показал войну “не в правильном, красивом и блестящем строе, с музыкой и барабанным боем, с развевающимися знаменами и гарцующими генералами… а в настоящем ее выражении— в крови, в страдании, в смерти…”. Под его гениальным пером воскресает героическая оборона Севастополя. Взяты только три момента, выхвачены только три картины из отчаянной, неравной борьбы, почти целый год не утихавшей и не умолкавшей под Севастополем. Но как много дают эти картины! Это не только великое художественное произведение, но и правдивый исторический документ, драгоценное для историка показание участника.

Толстой рассказывает о матросе с оторванной ногой, которого несут на носилках, а он просит остановиться, чтобы посмотреть на залп нашей батареи. “Ничего, нас тут двести человек на бастионе, дня на два еще нас хватит!” Такие ответы давали солдаты и матросы, и никто из них при этом даже не подозревал, каким надо быть мужественным, презирающим смерть человеком, чтобы так просто, спокойно, деловито говорить о своей собственной завтрашней или послезавтрашней неизбежной гибели! Безропотно переносили страшные увечья и смерть женщины, эти достойные своих мужей подруги. Второй рассказ относится к маю 1855 года, а помечен этот рассказ уже 26 июня 1855 года. В мае произошла кровавая •битва гарнизона против почти всей осаждающей город армии, желавшей во что бы то ни стало овладеть тремя передовыми укреплениями. Толстой не описывает этих кровавых майских .и июньских встреч, но читателю рассказа ясно по всему, что совсем недавно, только что, произошли очень крупные события у осажденного города.

Толстой показывает, как используют солдаты короткое перемирие, чтобы убрать и захоронить убитых. Неужели враги, только что в яростной рукопашной борьбе резавшие и коловшие друг друга, могут так дружелюбно разговаривать, с такой лаской, так любезно и предупредительно относиться друг к другу? Но и здесь, как и везде, Толстой предельно искренен и правдив, он очевидец, ему не надо придумывать, домысливать, действительность намного богаче фантазии.

Третий рассказ повествует о Севастополе в августе 1855 года. Это последний, самый страшный месяц долгой осады, непрерывных, жесточайших, днем и ночью не утихающих бомбардировок, месяц падения Севастополя. “Во время обеда недалеко от дома, в котором сидели офицеры, упала бомба. Пол и стены задрожали, как от землетрясения, и окна застлало пороховым дымом.— Вы этого, я думаю, в Петербурге не видали; а здесь часто бывают такие сюрпризы,— сказал батарейный командир.— Посмотрите, Вланг, где это лопнула”. Писатель показывает героизм людей, привыкших к повседневным обстрелам. Живущих привычной жизнью. Они не осознают себя героями, а выполняют свой долг. Без громких фраз, буднично, эти прекрасные люди вершат историю, порой “уходя” в небытие. Толстой показывает, что только превосходство союзников Турции в военной технике и материальных ресурсах физически сломило бесстрашных русских героев.Разоблачая войну, писатель утверждает моральное величие и силу русских людей, мужественно воспринявших отступление русской армии из Севастополя.

Новаторство Л. Толстого в изображении войны, реализм, художественные достоинства “Севастопольских рассказов” снискали высокую оценку современников.

Некрасов писал: “Достоинства повести первоклассные: меткая, своеобразная наблюдательность, глубокое проникновение в сущность вещей и характеров, строгая, ни перед чем ие отступающая правда…”

Пример сочинения 3

В своем произведении Толстой широко использует контрасты: например, война не отделяется от мирной обстановки, с одной стороны мы видим смерть и разрушения, а с другой – какое-то волнительное оживление жителей осажденного города. Также на контрастах построены и характеры персонажей: мы сразу видим, кто из персонажей готов сражаться до последней капли крови, а у кого война обнажает все отрицательные качества – трусость, склонность к предательству и лжи.

Хорошая лента на тему Великой Отечественной Войны, которая не только воспевает заслуги одной из её героинь, но и наглядно напоминает, что война это настоящий ад, через который прошли наши предки.


Очевидно, что 70-летний юбилей со дня Великой победы это хороший повод сделать военное кино. Именно поэтому в 2015 году выходит сразу плеяда фильмов и сериалов на тему ВОВ и её героев. Одним из самых ярких стал фильм Сергея Мокрицкого "Битва за Севастополь", повествующий о величайшей женщине-снайпере в мировой истории Людмиле Павличенко, на чьём счету 309 подтверждённых убийств фашистов.

Людмила (Юлия Пересильд) росла в семье с суровым отцом-военным, чей характер и упёртость передались и ей. В то время, как другие девушки загорали и знакомились с парнями, Люда проходила стрелковые курсы. Когда объявили войну, девушка отправилась на фронт, где стала снайпером, и не пройдя полноценную подготовку она вместе с остальными отправилась в бой под Одессу.


Параллельно с основной историей участия Павличенко в войне рассказывает о её поездке в США в 1942 году, где она сблизилась с первой леди штатов Элеанорой Рузвельт, которая видела в Людмиле не солдата, но женщину.

Зачастую военные фильмы сконцентрированы либо на самих военных действиях, либо на человеке, принимающем в них непосредственное участие. "Битва за Севастополь" в этом плане немного отличается, потому как основной упор в этом фильме делается на чувствах человека, которые рождаются из-за его присутствия в баталиях. Людмила первоначально кажется хладнокровной и принципиальной девушкой, но и ей тяжело спустить курок, оборвав тем самым жизнь человеку, и ей хочется любви и заботы со стороны хорошего человека. Война же заставляет меняться и отнимает самое дорогое, заставляет терпеть и снова подниматься, даже когда не остаётся сил.


Исключительную работу проделала исполнительница главной роли Юлия Пересильд ("Палач"), которой пришлось по ходу фильма быть то робкой и застенчивой, то безжалостной и кровожадной, то обаятельной и прекрасной, то просто безумной. 30-летняя уроженка Пскова выдала одну из лучших ролей в современном российском кино и определённо заслуживает большой похвалы. Пусть на вторых ролях, но всё же очень органично вписались и экранные поклонники Людмилы Евгений Цыганов ("Питер FM"), Олег Васильков ("Брат 2") и Никита Тарасов ("Кухня").



Хорош фильм и с технической точки зрения: компьютерная графика не режет глаз, а воздушная атака германских войск на советский флот и контр-атака советов получилась предельно зрелищной. Музыкальный фон подчёркивал важность момента и то настроение, которое возникает у зрителя. В этом отношении особенно выделились песни "Кукушка" в исполнении Полины Гагариной и "Обiйми" Океана Эльзы, которая сопровождала самый мощный эмоциональный отрезок картины.

В общем итоге "Битва за Севастополь" это очень хорошая лента на тему Великой Отечественной Войны, которая не только воспевает заслуги одной из её героинь, но и наглядно напоминает, что война это настоящий ад, через который прошли наши предки, давая нам шанс жить в мире и спокойствии.

Читайте также: