Сочинение нравственные заветы древней руси и современность по тексту поучения владимира мономаха

Обновлено: 07.07.2024

Поучение – это жанр церковного красноречия. Поучение ис­пользовалось для непосредственного назидания и произносилось на общедоступном, живом, разговорном древнерусском языке. Поучение могли произносить деятели церкви. Князь – предста­витель высшей власти, освященной церковью, он мог произнести или написать поучение.

Владимир Мономах был самым автори­тетным русским князем на рубеже XI-XII веков, много раз воз­главлял общерусские походы против половцев, был посредником в конфликтах. В 1097 году по инициативе Мономаха князья со­брались

В 1113 году умер Святополк Изяславич, бывший тогда киев­ским князем. Киевляне позвали на княжение Владимира Моно­маха, который пользовался заслуженной славой крупного полко­водца и радетеля за русскую землю. Мономах стал великим князем в обход старшинства, что нарушало сложившийся к тому времени порядок наследования. На киевском престоле он был в 1113-1125 годах и позаботился о том, чтобы успокоить волную­щееся население.

Именно по его уставу было облегчено положе­ние закупов, запрещено долговое рабство.

Владимиром Мономахом, обраще­но главным образом к его собственным детям, призывает людей в первую очередь выполнять заповеди, которые оставил людям Христос: не убивать, не отвечать злом на зло, выполнять свои клятвы, не возгордиться, не причинять вреда людям, уважать старших, помогать несчастным и убогим. Рядом с наставления­ми, которые полностью соответствуют заповедям Иисуса Хри­ста, мы встречаем и чисто практические советы: не снимать оружия второпях, не топтать чужие посевы, с почетом прини­мать послов, изучать иностранные языки. Мы можем сказать, что все советы Владимира Мономаха остаются важными и в наше время.

Совет: “не давайте отрокам причинять вред ни своим, ни чу­жим, ни селам, ни посевам” – связан с частыми путешествиями Владимира Мономаха и его дружинников (“отроков”) по русской земле, где нужно было соблюдать осторожность и проявлять внимание к земле, по который проезжаешь.

Советы: “напойте и накормите просящего”, “убогих не забы­вайте” – связаны с христианской заповедью помогать тем, кто просит о помощи, бедным, нищим, немощным, увечным, прояв­ляя сочувствие и сострадание.

Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

Печально я гляжу на наше поколенье!

Его грядущее - иль пусто, иль темно,

Меж тем, под бременем познанья и сомненья,

В бездействии состарится оно.

Цель нашего исследования – осмысление значения древнейшего культурного и литературного памятника Древней Руси как руководства к воспитанию современной молодежи.

Для достижения поставленной цели предусматривается решение ряда задач:

-вспомнить, что мы знаем о Владимире Мономахе из истории;

-познакомиться с поучениями;

-найти общее в моральных устоях древности и в сегодняшних нравственных нормах;

-составить поучения своему сверстнику;

В работе были использованы такие методы, как описательный, поисковый, включающие следующие приемы: анкетирование, анализ, поиск, обработка информации, обобщение.

§1.1.Князь Владимир Мономах (немного истории)

В те давние-давние времена, когда земля русская терпела постоянные набеги от захватчиков – кочевников, когда христианству на Руси было всего около ста лет, государством правил Владимир Всеволодович (1053-1125),прозванный Мономахом, великий князь киевский, сын В.Ярославича- самый талантливейший из русских князей дотатарского периода нашей истории, оставивший после себя громкую славу и добрую память. Родился Владимир Мономах 26 мая 1053 года. Отец-Всеволод Ярославич. По матери - внук византийского императора Константина 9 Мономаха. Родовое имя последнего и перешло к русскому князю. Современники любили и уважали князя Владимира за его ратные подвиги во имя объединения русских земель, за то, что сумел усмирить кочевников.

За 12 лет княжения (1113-1125) Владимир Мономах

Строил церкви и общественные дома, обводил каменными стенами старые города и возводил новые;

Построил мост через Днепр под Киевом;

Под властью Владимира Мономаха Русь объединяется и от пассивной обороны переходит к активному наступлению на Степь;

Написал духовное завещание детям своим

Этот князь снискал уважение современников прежде всего своими ратными подвигами во имя объединения русских земель тем, что усмирил кочевников. Прожив жизнь, полную подвигов, он пишет поучение для своих сыновей, где перечисляет примеры из своей жизни, которые считает достойными подражания: «А теперь поведаю вам, дети мои, труд свой, как трудился я, в разъездах и на охотах, с тринадцати лет…Ловил с отцом всякого зверя, коней диких своими руками связал в пущах десять и двадцать живых коней, а кроме того, по степи ездя, тех же коней диких своими руками ловил.

Два тура рогами меня бросали с конем. Олень один меня бодал, и два лося один ногами топтал, а другой рогами бодал. Вепрь на бедре у меня меч оторвал; медведь мне у колена потник укусил; лютый зверь на бедра ко мне вскочил и вместе с конем меня повалил – и Бог меня невредимым сохранил.

-вступление-смиренная просьба не посмеяться над его рассуждением

--объяснение смысла поведения

"Поучение" повествует о событиях 1096 года. Оно искусственно вставлено в летопись. А написано не ранее 1117 года, когда Мономаху было уже 64 года. Поводом к написанию первой части его "Поучения" послужил приход послов от его братьев с предложением:

"Поспеши к нам, и выгоним Ростиславичей, и волость их отнимем; если же не пойдешь с нами, то мы - сами по себе будем, а ты - сам по себе". И ответил я: "Хоть вы и гневаетесь, не могу я ни с вами пойти, ни крестоцелование преступить".

"Потъснися к нам, да выженемъ Ростиславича и волость ихъ отъимем; иже ли не поидеши с нами, то мы собh будем, а ты собh". И рhхъ: "Аще вы ся и гнhваете, не могу вы я ити, ни креста переступити"

Князь Владимир для того, чтобы понять волю Божью, по традиции открывает Псалтирь и читает первые строки, воспринимая их как руководство к действию:

"Зачем печалишься, душа моя? Зачем смущаешь меня? Уповай на Бога, ибо верю в Него". "Не соревнуйся с лукавыми, не завидуй творящим беззаконие, ибо лукавые будут истреблены, послушные же Господу будут владеть землей".

"Вскую печална еси, душе моя? Вскую смущаеши мя? Уповаи на бога, яко исповhмся ему". "Не ревнуй лукавнующимъ, ни завиди творящимъ безаконье, зане лукавнующии потребятся, терпящии же господа, - ти обладають землею.

Не ленитесь, но за всем наблюдайте!

Ни питью, ни еде не предавайтесь, ни спанью…

Лжи остерегайтесь и пьянства, от того душа погибает и тело.

Напоите и накормите просящего

Убогих не забывайте и подавайте сироте.

Ни правого, ни виновного не убивайте и не повелевайте убить его..

Соблюдайте свое слово…

Гордости не имейте в сердце и в уме..

Не уклоняйтесь учить увлекающихся властью

Старых чтите, как отца, а молодых, как братьев

Больного навестите, покойника проводите, ибо все мы смертны

Не пропустите человека, не приветив его

Что умеете хорошего, того не забывайте, а чего не умеете, тому учитесь

Размышления о прочитанном

В первую очередь Мономах адресует свое поучение своим детям, ибо надеется на то, что они прислушаются к его слову:

Молодым своим современникам он советует: :

Не забывает Мономах и о помощи убогим, вдовицам и сиротам

Предлагает Мономах поучения и военного характера - не полагаться на воевод, не предаваться питью или еде, или спанью, самому расставлять стражу со всех сторон; ложиться спать около воинов и рано вставать.

Он также советует остерегаться лжи, пьянства и блуда, от которых гибнет и душа, и тело.

-Мономах представлен как великий князь, древнерусский государственный деятель, военачальник, храбрый воин, законодатель. Он:

- мудрый политик, заинтересованный в прекращении княжеских междоусобиц и в сплочении сил Руси для отпора половцам;

- человек Совести, не желающий гореть на ее костре;

- человек великодушный, справедливый, искренний, душевный, добрый;

Глава 2. Практическое исследование

16 % воздержались от ответа

Вывод: Результаты опроса неутешительные. Роль семьи в наше время потеряла свою ценность, если ребята в большинстве своем не желают видеть свою нынешнюю семью эталоном для подражания (82%). Семейные узы не имеют прежней силы, а ведь великий мудрец Мономах говорил о семье как об основе государственности.

Нынешние ребята уже не верят в силу милосердия. Только 30% учащихся посчитали, что милосердие имеет место в современной жизни. Хорошо было бы надеяться, что столь категоричные ответы свойственны подростковому максимализму моих ровесников. Однако этот пессимизм имеет ,как нам кажется, под собой определенную почву.

Заключение

Приложение № 1

2.2.Памятка современным подросткам на тему:

(собственного сочинения)

На основе прочитанного я решил составить свой свод советов. И вот что у меня получилось.

1. Ни при каких обстоятельствах не лги родителям, ибо все тайное со временем становится явным.

2. Твори каждый день добро, и все благое, что ты делал людям, непременно вернется к тебе через этих и других людей.

3. Береги природу, ибо даже во сне человек не может представить ничего прекраснее природы.

4. Относись хорошо к животным и не обижай их, ведь они не способны высказать печаль и боль свою.

5. Не имей привычки судить о других, научись судить о себе самом.

6. Не смейся над старостью, т.к. когда- то мы все становимся немощными.

7. Не хвались. Дождись, чтобы тебя хвалил кто-нибудь другой.

8.Будь трудолюбивым, помни, что труд – это основа

9.Не причиняй никому зла, так как наступит тот день, когда будешь испытывать страдание, но люди от тебя отвернутся.

10.Люби свою Родину, так как родная земля –это колыбель твоя, помнить о которой ты будешь всю жизнь

Список источников:

1.Брюсова В.Г.К вопросу о происхождении Владимира Мономаха. – Византийский временник. Т. 8, 1968.

2.Водовозов Н.В. История древней русской литературы. - М., 1968.

3.Грушевский М. Очерк истории киевской земли от смерти Ярослава до конца XIV столетия. - Киев, 1891.

4.Древнерусская литература. Изображение общества. - М., 1991.

5.Еремин И.П. Лекции по древней русской литературе. - М., 1968.

6.Ищенко А.С. Владимир Мономах в русском общественно-историческом сознании: мифологический образ и историческая реальность. - Ростов-на-Дону: Антей, 2014.

7.Каргалов В., Сахаров А. Полководцы Древней Руси. — М.: Молодая гвардия, 1986.

8.Лихачев Д.С. Исследования по древнерусской литературе. - Л., 1986.

9.Памятники литературы Древней Руси. - М., 1978.

10.Переверзеев В.Ф. Литература Древней Руси. - М., 1971.

11.Понырко Н.В. Эпистолярное наследие Древней Руси. - СПб., 1992.

12.Фроянов И. Я. Древняя Русь IX—XIII веков. Народные движения. Княжеская и вечевая власть. М.: Русский издательский центр, 2012.


Окт 11, 2017 | 1 комментарий

Изучая древнерусскую литературу, мы сталкиваемся с поучениями Владимира Мономаха, которые он адресовал своим сыновьям, но оказалось, что значение поучений велико, и поэтому они актуальны даже в наше время. Это как завещание, которое князь оставил не только своим детям, но и нам, читателям. И вот, спустя много веков, поучение Мономаха наставляет всех на путь истинный, затрагивает нравственные и политические вопросы. Благодаря сочинению за 7 класс, мы узнаем и о наставлениях, и о краткой биографии князя с письмом Олегу Святославичу. А сейчас давайте напишем сочинение на тему: Поучение Владимира Мономаха.

Владимир Мономах поучение

Владимир Мономах — князь Киевский, был наиболее авторитетным князем русской земли и правил на рубеже 11-12 веков. В это время он и пишет свои наставления. Прежде всего в моем сочинении — рассуждении следует отметить нравственные наставления. Князь призывает не забывать бога, не быть гордым, быть добрым и уважать старших. Мономах призывает не лениться, обходить стороной ложь, помогать слабым, обездоленным, поддерживать вдов и сирот. Очень много Владимир в своих поучениях дает практических советов, в том числе не топтать чужие посевы, изучать языки и тому подобное. Особое внимание князь призывает уделять гостям.

Чему учит Мономах? Как мне кажется, прежде всего, князь учит взаимоотношениям между людьми, говорит о самосовершенствовании и о том, что нужно придерживаться нравственных принципов.

Знакомясь с Мономахом в его поучениях, отмечу, князь был образованным, начитанным, эрудированным, он был поборником просвещения. Он считал, что князь это образец для подражания, пример для окружающих, поэтому нужно быть достойным этого высокого титула.

Поражает в произведении письмо к брату, который явился убийцей сына Владимира. Мы видим, что князь прощает убийцу. Как по мне, то это сильный поступок, я бы никогда не смогла простить убийцу, хоть и понимаю, что в то время, во времена войн, смерти были привычным явлением.

Свое сочинение Поучение Владимира Мономаха в 7 классе завершу мнением, что поучения, написанные сыновьям, замечательные, ценные и самое важное, они актуальны и по сей день.


Алтайский край

Владимир Мономах, великий князь Киевский, был сыном Всеволода Ярославича и византийской царевны, дочери императора Константина Мономаха. Сочинения Владимира Мономаха написаны в XI–начале XII века и известны под названием "Поучение". Они входят в состав Лаврентьевской летописи. "Поучение" — это своеобразное собрание сочинений князя, включающее само Поучение, автобиографию и письмо Мономаха князю Олегу Святославичу. Поучение явилось политическим и нравственным завещанием князя, адресованным не только его сыновьям, но и широкому кругу читателей.

В начале "Поучения" Мономах дает ряд моральных наставлений: не забывайте Бога, гордости не имейте в сердце и уме, старых людей уважайте, "на войну выйдя, не ленитесь, лжи остерегайтесь, напоите и накормите просящего. Убогих не забывайте, подавайте сироте и вдовицу рассудите сами, а не давайте сильным губить человека. Старых чтите, как отца, а молодых, как братьев. Более всего чтите гостя. Не пропустите человека, не приветив его, и доброе слово ему молвите" 1 . человека, в котором воплотился идеал князя, пекущегося о славе и чести родной земли.

Перед нами моральные наставления, высокие нравственные заветы, которые имеют непреходящее значение и ценны по сей день. Они заставляют нас задумываться о взаимоотношениях между людьми, совершенствовать свои нравственные принципы. Но "Поучение" – это не только свод бытовых нравственных советов, но и политическое завещание князя. Оно выходит за узкие рамки семейного документа и приобретает большое общественное значение.

Владимир Мономах выдвигает задачи общегосударственного порядка, считая обязанностью князя заботу о благе государства, о его единстве. Междоусобные распри подрывают экономическое и политическое могущество государства, только мир приводит к процветанию страны. Поэтому в обязанность правителя входит сохранение мира.

Автор "Поучения" выступает перед нами как высокообразованный книжный человек, эрудированный, прекрасно разбирающийся в литературе своего времени, что видно по многочисленным цитатам, которые он приводит.

Постепенно "Поучение" перерастает в автобиографию, в которой князь рассказывает, что был участником 82 больших воинских походов. Свою жизнь он старался строить по тем же правилам, о которых пишет сыновьям. Мономах предстает в своем сочинении человеком необычайно деятельным, ревностным поборником просвещения. Он считает, что в быту князь должен быть образцом для окружающих, семейные отношения нужно строить на уважении. В "Поучении" Мономах охватывает широкий круг жизненных явлений, дает ответы на многие социальные и нравственные вопросы своего времени.

Третье произведение Владимира Мономаха — письмо к двоюродному брату Олегу Святославичу, написанное по поводу гибели своего родного сына Изяслава, убитого Олегом в бою. Письмо мудро и спокойно. Горько сожалея о смерти сына, князь тем не менее готов все понять и все простить. Война есть война. Сын его погиб, как погибают многие в бою. Беда не в том, что на поле брани погиб еще один князь. Беда в том, что княжеские распри и усобицы губят Русскую землю. Мономах считает, что пора прекратить эти братоубийственные войны. Князь предлагает Олегу мир: "Я тебе не враг, не мститель. И мир я тебе предлагаю потому, что не хочу я лиха, но добра хочу всей братии нашей и земли русской" 2 .

Д.С. Лихачев отмечал, что "письмо Мономаха поразительно. Я не знаю в мировой истории ничего похожего на это письмо Мономаха. Мономах прощает убийцу своего сына. Более того, он утешает его. Он предлагает ему вернуться в русскую землю и получить полагающиеся по наследству княжества, просит забыть обиды" 3 .

В целом "Поучение" окрашено личным чувством, написано в исповедальном, элегическом тоне 4 , а также отражает видение житейского быта и эпохи. Вопреки литературным канонам изображения князя, Владимир наделен индивидуальными человеческими чертами. Это не только воин, государственный деятель, но и чувствующий, страдающий, остро переживающий жизненные события человек. Для него важно, чтобы дети и другие люди, к которым обращены его слова, приняли наставление "в сердце свое". Его волнует проблема этической ответственности человека, сохранение таких чувств и качеств, как сострадание, справедливость, честь, трудолюбие.

Сам же Мономах эмоционально поглощен религиозными чувствами, воспевая божественную гармонию всего сущего, провозглашая человеколюбие, милосердие Бога, сотворившего своей милостью множество великих чудес и благ, подарившего людям землю и весь окружающий мир.

Восторженно говорит Мономах о "божьей мудрости" ради человека. Возвышенные слова следуют одно за другим: "Разум человеческий не может постигнуть чудеса твои. Велик ты, и чудны дела твои и благословенно и славно имя твое во веки по всей земле" 5 .

Идея покаяния, победы добра над злом не оставляет Мономаха. Она выражена в письме к Олегу Святославичу. Покаяться должен, по мысли князя, допустивший гибель его сына Олег, покаяться должен и сам Владимир, не предупредивший ее: "Следовало бы тебе, увидя кровь и тело его, увянувшее подобно цветку, впервые распустившемуся, подобно агнцу заколотому, сказать стоя над ним, вдумавшись в помыслы души своей: “увы мне, что я сделал! И, воспользовавшись его неразумием, ради неправды света сего суетного нажил я грех себе, а отцу и матери — слезы”" 6 .

Сам же Мономах готов к страшному суду: "На страшном суде, — пишет он, — без обвинителей сам себя обличу. " 7 .

Лирическое начало в послании приближает его к народной поэзии, к песенной лирике, придает эмоциональность повествованию. Так, уподобление тела сына цветку, впервые распустившемуся, или сравнение снохи, захваченной в плен Олегом Святославичем, с горюющей горлицей на сухом дереве, предвосхищающее плач Ярославны в "Слове о полку Игореве", соотносятся с элементами народной поэзии. А молитва Мономаха, включенная в "Поучение", по своей художественной сути близка к песенной лирике, к народным плачам. "Премудрости наставник и смысла податель, неразумным учитель и нищим заступник! Утверди в разуме сердце мое, владыка! Дай мне дар слова, отче, устам моим не запрещай взывать к тебе. Милостивый, помилуй падшего. " 8 .

Высокие представления об этических ценностях автор "Поучения" старается внушить читателям. В произведении также находят отражение детали реального быта: с этнографической точностью передаются исторические события — борьба с половцами, походы князей. Географическое пространство обширно и отражает события русской истории в движении. Перечисляются битвы, города, земли, реки, имена русских князей и половецких ханов. Описывает Мономах и отдельные ситуации, моменты битв: "билась дружина моя с ними восемь дней за малый вал и не дала им войти в острог" 9 , или, например, драматическую картину похода дружины численностью около ста человек, с детьми и женами, из Чернигова в Переяславль. Автор отмечает, как "облизывались на них, точно волки, половцы, стоя у перевоза и на горах. Бог и святой Борис не выдали меня им на поживу, невредимы дошли мы до Переяславля" 10 .

Социальная практика и трудовая деятельность князя раскрывается в следующем его замечании: что надлежало делать отроку его, то сам делал — на войне и на охотах, ночью и днем, в жару и стужу, не давая себе покоя. Сам делал, что было надо.

В целом "Поучение" раскрывает облик незаурядного государственного деятеля русского средневековья,

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ

  1. Прочитайте внимательно "Поучение". Какова его композиция и характерные особенности как жанра? Как в "Поучении" сочетаются нравоучительное начало, автобиографические элементы и выражение личных чувств Владимира Мономаха?
  2. Каковы основные идеи произведения?
  3. Как в памятнике отражены быт и эпоха?
  4. Читая текст, подумайте об образе князя. Каковы нравственные заветы Мономаха и как они характеризуют этого человека? Какой представляется личность князя в "Поучении"?
  5. Как и где выражена идея миролюбия в "Поучении"?
  6. Что пишет автор о своей хозяйственной и военной деятельности, о поведении в быту?
  7. С какими поучениями обращается князь к детям и читателям? Приведите пример из текста.
  8. Как связано "Поучение" с устной народной поэзией? Какие народно-поэтические образы можно выявить в памятнике?

Загидуллина Гульнар Махмутгареевна

ВложениеРазмер
moralnye_tsennosti_poucheniy_vladimira_monomakha.doc 69.5 КБ
moralnye_tsennosti_poucheniy.ppt 2.19 МБ

Предварительный просмотр:

1.Причины выбора темы исследования

2.Проблема и гипотеза исследования

3.Актуальность и новизна работы

4. Цель и задачи исследования

1.Причины выбора темы исследования

2.Проблема и гипотеза исследования

Проблема исследования заключается в осмыслении взаимодействия прошлого и настоящего, во влиянии содержания культурного памятника на мировоззрение, на мировосприятие современного окружающего мира. Хочется понять, чему могут научить нас, молодых граждан России нового тысячелетия забытые страницы литературы Древней Руси.

Гипотеза исследования выражается следующим положением.

3.Актуальность и новизна работы

Актуальность темы объясняется тем, что произведение, написанное почти десять веков назад, до сих пор современно.

Наставление Владимира Мономаха воспринимаются людьми, живущими в XXI веке, как мудрые советы на все случаи жизни. К ним прислушиваешься, переосмысливаешь и понимаешь, что они очень близки душе и сердцу.

Новизной выбранной темы будет восприятие, истолкование.

4. Цель и задачи исследования

Цель работы – показать, что Владимир Мономах великий князь, храбрый воин, мудрый политик и писатель.

1.Вдумчиво прочитать и осмыслить произведение.

2.Изучить биографию писателя, опираясь на источники библиотечного фонда, ресурсов Интернета.

3.Обратить внимание на жанровое своеобразие произведения.

По данной теме собирала информацию и нашла следующую литературу, которая помогла помочь раскрыть проблему, затронутую в работе:

  1. Водовозов Н.В. История древней русской литературы. - М., 1968.
  2. Грушевский М. Очерк истории киевской земли от смерти Ярослава до конца XIV столетия. - Киев, 1891.
  3. Древнерусская литература. Изображение общества. - М., 1991.
  4. Еремин И.П. Лекции по древней русской литературе. - М., 1968.
  5. Лихачев Д.С. Исследования по древнерусской литературе. - Л., 1986.
  6. Памятники литературы Древней Руси. - М., 1978.
  7. Переверзеев В.Ф. Литература Древней Руси. - М., 1971.
  8. Понырко Н.В. Эпистолярное наследие Древней Руси. - СПб., 1992.

Время правления Мономаха, по словам одного историка, - "одна из самых благополучных страниц в истории Киевщины". Мономах приобрел себе популярность в борьбе с половцами, и во все время княжения Мономаха в Киеве не упоминается ни одного набега половцев на русские земли.

"Поучение" искусственно вставлено в летопись, прерывая связное и цельное повествование о событиях 1096 года. Оно было написано не ранее 1117 года, когда Мономаху было уже 64 года.

Поводом к написанию первой части его "Поучения" послужил приход послов от его братьев с предложением:

"Поспеши к нам, и выгоним Ростиславичей, и волость их отнимем; если же не пойдешь с нами, то мы - сами по себе будем, а ты - сам по себе". И ответил я: "Хоть вы и гневаетесь, не могу я ни с вами пойти, ни крестоцелование преступить".

"Потъснися к нам, да выженемъ Ростиславича и волость ихъ отъимем; иже ли не поидеши с нами, то мы собh будем, а ты собh". И рhхъ: "Аще вы ся и гнhваете, не могу вы я ити, ни креста переступити"

Владимир для выяснения воли Божией использует, можно сказать, традиционный по тем временам способ: помолившись, открывает Псалтырь, и, прочитав первые слова, использует их как руководство к действию.

"Зачем печалишься, душа моя? Зачем смущаешь меня? Уповай на Бога, ибо верю в Него". "Не соревнуйся с лукавыми, не завидуй творящим беззаконие, ибо лукавые будут истреблены, послушные же Господу будут владеть землей".

"Вскую печална еси, душе моя? Вскую смущаеши мя? Уповаи на бога, яко исповhмся ему". "Не ревнуй лукавнующимъ, ни завиди творящимъ безаконье, зане лукавнующии потребятся, терпящии же господа, - ти обладають землею.

В первых же строках мы встречаем осуждение того беззакония, на которое пытались его подбить князья: "не соревнуйся с лукавыми, не завидуй творящим беззаконие". Тем самым Мономах хочет показать всю пагубность междоусобных войн, которые часто раздирали в то время Русь.

Итак, взяв повод к нравоучению от этого визита, Мономах от наставлений князьям переходит к поучению о христианской жизни вообще, адресуя свое "Поучение" в первую очередь своим детям, а затем и любому другому христианину, который будет читать эти строки:

Дети мои или иной кто, слушая эту грамотку, не посмейтесь, но кому из детей моих она будет люба, пусть примет ее в сердце свое и не станет лениться, а будет трудиться.

Да дhти мои, или инъ кто, слышавъ сю грамотицю, не посмhйтеся, но ему же люба дhтий моихъ, а приметь е в сердце свое, и не лhнитися начнеть, тако же и тружатися.

Юношам он советует:

иметь душу чистую и непорочную, тело худое, беседу кроткую и соблюдать слово Господне: "Есть и пить без шума великого, при старых молчать, премудрых слушать, старшим покоряться с равными и младшими любовь иметь, без лукавства беседуя, а побольше разуметь; не свиреповать словом, не хулить в беседе, не смеяться много, стыдиться старших, с нелепыми женщинами не беседовать, глаза держать книзу, а душу ввысь, избегать суеты; не уклоняться учить увлекающихся властью, ни во что ставить всеобщий почет. Если кто из вас может другим принести пользу, от Бога на воздаяние пусть надеется и вечных благ насладится".

душа чисты, нескверньни, телеси худу, кротку беседу и в миру слово господне: "Яди и питью бесъ плища велика быти, при старых молчати, премудрыхъ слушати, старhйшимъ покарятися, с точными и меншиими любовь имhти; без луки бесhдующе, а много разумhти; не сверhповати словомь, ни хулити бесhдою, не обило смhятися, срамлятися старhйших, к женам нелhпымъ не бесhдовати, долу очи имhти, а душю горh, пребhгати; не стрhкати учить легкых власти, ни в кую же имhти, еже от всhх честь. Аще ли кто васъ можеть инhмъ услhти, от бога мьзды да чаеть и вhчных благъ насладится".

Продолжая речь свою, Мономах переходит к самым высоким христианским добродетелям: любви к врагам и ненависти к греху:

"лишаемый - не мсти, ненавидимый - люби, гонимый - терпи, хулимый - молчи, умертви грех".

"лишаемъ - не мьсти, ненавидимъ - люби, гонимъ - терпи, хулимъ - моли, умертви грhхъ".

Власть имущим он советует со всеми поступать милосердно:

"Избавляйте обижаемого, давайте суд сироте, оправдывайте вдовицу".

"Избавите обидима, судите сиротh, оправдайте вдовицю".

Первым делом он говорит:

Если вам Бог смягчит сердце, пролейте слезы о грехах своих, говоря: "Как блудницу, разбойника и мытаря помиловал ты, так и нас, грешных, помилуй". И в церкви то делайте и ложась. Не пропускайте ни одной ночи, - если можете, поклонитесь до земли; если вам занеможется, то трижды. Не забывайте этого, не ленитесь, ибо тем ночным поклоном и молитвой человек побеждает дьявола, и что нагрешит за день, то этим человек избавляется.

Аще вы богъ умякчить сердце, и слезы своя испустите о грhсhх своих, рекуще: якоже блудницю и разбойника и мытаря помиловалъ еси, тако и нас грешных помилуй! И в церкви то дhйте и ложася. Не грhшите ни одину же ночь, аще можете, поклонитися до земли; а ли вы ся начнеть не мочи, а трижды. А того не забывайте, не лhнитеся, тhмь бо ночным поклоном и пhньем человъкъ побhжает дьявола, и что въ день согрhшить, а тhмъ человhкъ избываеть.

Не забывает Мономах и о помощи убогим, вдовицам и сиротам. Актуален и ныне взгляд его на смертную казнь:

Ни правого, ни виновного не убивайте и не повелевайте убить его; если и будет повинен смерти, то не губите никакой христианской души.

Ни права, ни крива не убивайте, ни повелhвайте убити его: аще будеть повиненъ смерти, а душа не погубляйте никакояже хрестьяны.

Большое значение в развитии морали играют разнообразные поучения. Он призывает не иметь гордости в сердце, приводя на ум свою смертность. Увещевает чтить старых, как отца, а молодых, как братьев. В дому не лениться, не полагаться на домоправителей и смотреть за всем самому.

Предлагает Мономах поучения и военного характера - не полагаться на воевод, не предаваться питью или еде, или спанью, самому расставлять стражу со всех сторон; ложиться спать около воинов и рано вставать.

Призывает он также остерегаться лжи, пьянства и блуда, от которых погибает и душа, и тело. В поучениях видим призыв больного навестить, покойника проводить. Не пропустить человека, не поприветствовав его.

Особенно негативно относится автор против лености, которая губит все добрые начинания, и призывает к трудолюбию:

Леность ведь всему мать: "что кто умеет, то забудет, а чего не умеет, тому не научится, Добро же творя, не ленитесь ни на что хорошее, прежде всего к церкви: пусть не застанет вас солнце в постели.

Лhность бо всему мати: еже умhеть, то забудеть, а его же не умhеть, а тому ся не учить. Добрh же творяще, не мозите ся лhнити ни на что же доброе, первое к церкви: да не застанеть вас солнце на постели.

- мудрый политик , заинтересованный в прекращении княжеских междоусобиц и в сплочении сил Руси для отпора половцам;

- человек Совести , не желающий гореть на ее костре;

- человек великодушный, справедливый, искренний, душевный, добрый ;

Я убедилась в величии духовно-нравственного подвига его создателя, а советы Владимира Мономаха стали близки по духу.

Тезисы исследовательской работы

Тема исследовательской работы привлекла моё внимание потому, что представилась возможность узнать новые факты правления Владимира Мономаха, как талантливого правителя так и писателя Древней Руси, жившего и творившего в конце ХI - начала XII века и его наставления, которые служили моральными ценностями в то время и актуальны ныне.

Проблема исследования заключается в осмыслении взаимодействия прошлого и настоящего, во влиянии содержания культурного памятника на мировоззрение, на мировосприятие современного окружающего мира. Хочется понять, чему могут научить нас, молодых граждан России нового тысячелетия забытые страницы литературы Древней Руси.

Актуальность темы объясняется тем, что произведение, написанное почти десять веков назад, до сих пор современно. Наставление Владимира Мономаха воспринимаются людьми, живущими в XXI веке, как мудрые советы на все случаи жизни. К ним прислушиваешься, переосмысливаешь и понимаешь, что они очень близки душе и сердцу.

Цель работы – показать, что Владимир Мономах великий князь, храбрый воин, мудрый политик и писатель.

Я убедилась в величии духовно-нравственного подвига его создателя, а советы Владимира Мономаха стали близки по духу.

Читайте также: