Белый пароход сочинение человек и природа

Обновлено: 04.07.2024

А все начиналось так красиво, дед Момун был для маленького мальчика неким кумиром, богом, правителем в его жизни, который знакомил его с менталитетом нации, обычаям и жизненными сложностями. Но в конце убил его второго кумира Рогатую Мать Олениху и после чего в глазах подростка он обрушил все хорошие представления о деде и о жизни в целом.

Так как цепочка жизни началась именно с него, его сказок, с его представлений о жизни, которая так оборвалась неожиданно для всех персонажей. А когда-то Олениха спасала жизнь киргизов от нападений, но в последнее время люди стали охотиться за ними, выражая тем самым не благодарность к совершенному добру.

Мальчик погиб пытаясь найти счастье, где нет злого дяди, издевающийся над своей женой и его дедом. Пытался уберечь глаза и разум от всей несправедливости и горести, происходящих рядом, так быстро от всего бежал, что споткнулся о берега волн и ушёл в иной мир, откуда уже не вернётся.

Произведение рассказывает попытки сражения беззащитного живого существа в столь беспощадном мире, где не почувствовали его самоотверженность. Он видел сражение добра и зла в лице Момуна и Оразкула, где победил зять уговоривший дедушку мальчика на убийство не только Оленихи, но и всего святого, человеческого и доброго которое он в свое время посеял.

Момун не мог противостоять зятю, тем самым дал слабость и рискнул жизнью 3 важных составляющих в его жизни - честью, внуком и Оленихой.

Автор пытается дать понять, что одна ошибка может повлечь еще несколько других не малых бед, которых бы могли предотвратить, быв немного устойчивее в своих мнениях, страхах и жизненной позиции.

2 вариант

Повесть написана в жанре реализма с вплетениями фольклора. Основная тема взята из местной легенды о священных животных – маралах. Два противоречивых направления в совокупности развернуто описывают тип маленькой общины. Полностью раскрывают читателю душевный мир главного героя и связь событий.

Сюжет и тема произведения.

Главный персонаж семилетний мальчик, проживающий на лесном кордоне вместе с дедом и его женой. Родители мальчика разъехались, каждый построил новую семью, но мальчика с собой никто не взял. Кроме дедовой семьи на кордоне жили дедова дочка тётка Бекей с мужем Орзакулом, и семья помощника Сейдахмата. Единственный человек, кто по-доброму и с заботой относился к мальчику, был его дед. Общительный, но одинокий мальчик находит друзей среди камней и растении. Он ведет с ними беседы, делится переживаниями, рассказывает свои мечты. Герой пребывает в двух мирах: жестокая реальность и выдуманный мир с Рогатой матерью-оленихой. В фантазиях мать-олениха непременно поможет мальчику и сделает мир счастливее. Подарит тетке дитя и Орзакул перестанет бить её, а дедушка не будет плакать по ночам. Но жизнь сложилась иначе. Бесчеловечный поступок Орзакула разрушил представления мальчика о справедливости. Его дед, рассказывавший легенду о матери-оленихи, в сильном алкогольном опьянении и под моральным прессингом застрелил марала. Мальчик, увидев страшную картину, решает уплыть к отцу-моряку на белый пароход. Он превратиться в рыбу и поплывет. До последней минуты герой искренне верил в своё перевоплощение. В реальности он погибает.

Автор поднимает тему добра, справедливости, человеческой жестокости и любви. Он не создает плохих и хороших персонажей. Каждый проживает свое горе и испытывает человеческие эмоции, умеет плакать и сострадать. Реальные персонажи повседневной жизни.

Главный герой рассказа мальчик семи лет. Обычный хороший, добрый, с пытливым умом и детскими фантазиями, верующий в добро.

Структура произведения: состоит из семи глав.

В первых трех частях произведения происходит знакомство читателя с героями и описание будней мальчика.

Четвертая часть посвящена легенде о маралах.

Стремительное развитие событии происходит в пятой и шестой частях. Конфликт между Орзакулом и Момуном, охота на оленя, наблюдения и непонимание мальчишки.

Седьмая глава трагически завершает повесть. Выстрел деда, крах мировоззрения главного героя, спасение в вымышленном мире, смерть мальчика.

Заносчивый нрав, гордость и эгоизм принесли героям утрату, которую не восполнить. Хотя все могло бы быть иначе.

Автор предлагает читателю самому делать выводы из прочитанного.

Также читают:

Картинка к сочинению Анализ произведения Белый пароход Айтматова

Популярные сегодня темы

План в цитатах на последние главы рассказа Кавказский пленник

Я с родителями поехал на дачу. Был тёплый летний день. Мне очень понравилось собирать с мамой клубнику. Затем я поливал цветы из лейки, а потом вскопал маленькую грядку. Когда я подошёл к винограднику

О городе впервые говорится в XIII веке, но до русских переселенцев здесь жили болгаро-чувашские племена. В 1992 году город становится столицей республики. Город считается благоустроенным городом.

В рассказе описана беда произошедшая в городе древней Греции. Злая колдунья Медуза Горгона напала на город и его жителей. Она ходила по городу, и каждого, кто попадался ей на пути, она превращала в камень.


В повести Чингиза Айтматова "Белый пароход" достаточно интересно и необычно поднимается вечная проблема добра и зла. Автору удается написать правду, и, несмотря на то, что правда эта очень горькая, она заставляет задуматься и сделать правильные выводы. Толкая главного героя, семилетнего мальчишку, на смерть, писатель призывает творить добро, показывает, насколько всеразрушающим и отвратительным является зло.

Семилетний мальчик-сирота, который живет с дедом, сталкивается с жестоким реальным миром и находит успокоение в сказках и мечтах. В вымышленном, волшебном мире всегда торжествует добро и любовь, в нем нет ничего злого. В реальности зло всегда рядом с добром. В отличие от сказок, в жизни зло часто побеждает. Но заметьте, побеждает в одной из битв, но не в войне.

Достаточно символичным является в повести образ матери-оленихи, которая вскормила человеческих детей, защитив от вымирания целый род. Потомки детей, которые выжили благодаря только оленьему молоку, начали истреблять оленей. Таким необычным образом поднимается проблема сосуществования человека и природы. Под образом оленихи показана природа и тот необратимый вред, который люди ежедневно наносят всему живому.

Мальчик и дед видят в природе красоту и бережно относятся к каждой травинке. Автор противопоставляет им жестокого и злого егеря Орозкула. Он не уважает ни природу, ни свою жену, ни всех вокруг. Символическим является тот момент, когда природа не подарила ему возможность иметь детей, это показывает силу природы, ее власть над человеком.

И, несмотря на то, что история трагическая, она заставляет задуматься и вселяет надежду на победу добра над злом. Повесть учит нас важным вещам, показывает, насколько глупыми могут быть люди, объявляя войну природе, и как страшно могут поплатиться за необдуманные поступки.

Заказать сочинение
Мы можем написать 100% уникальное сочинение под любые ваши требования всего за 24 часа!

Произведение является одним из самых значимых в творчестве писателя, раскрывающим в своем содержании тему вечного противостояния злу добра.

Главным героем повести писатель представляет маленького киргизского мальчика семилетнего возраста, который в силу сложившихся обстоятельств вынужден существовать не только в реальности, но и в собственном вымышленном мире.

Придуманная мальчиком фантазия в виде сказочных легенд обусловлена несправедливостью реальной действительности, которую ребенок остро ощущает и воспринимает как взрослый человек. В первую очередь, мальчик воспитывается дедом в связи с тем, что его родители давно существуют раздельно в других семьях. Также ребенок наблюдает несправедливое отношение людей по отношению друг к другу в виде унижений, злорадствований, жестокости.

Поскольку в душе каждого человека существует тяга к доброте и справедливости, то в случае их отсутствия в его существования, человек создает доброе и прекрасное в собственной внутренней фантазии, особенно данный факт проявляется в детском возрасте. Именно поэтому в душе ребенка хранятся две сказочные истории, первая из которых услышана мальчиком от дедушки, а вторая – придуманная им самим, поскольку дедова сказка не имеет счастливого конца в виде победы добра над злом.

Героиней легенды, рассказанной дедом, становится мать-олениха, отличающаяся красотой своих рогов, которая спасает киргизский род от вымирания, однако в дальнейшем люди забывают поступок оленихи и начинают охоту на маралов, в связи с чем животные вынуждены покинуть насиженные территории.

В собственной истории мальчика господствуют справедливость и доброта в виде камней, которых ребенок наделяет вымышленными именами и соответствующими характерами (вредные, смелые, любимые). В сказке мальчика присутствует и его отец, плавающий матросом на белом пароходе, к которому ребенок мечтает добраться, превратившись в рыбу.

Мечта мальчика исполняется, но при этом ребенок встречается с человеческой жестокостью, приводящей к гибели матери-оленихи руками собственного деда, которого принуждают к зверскому убийству животного.

Финал повести остается недосказанным, поскольку на вопрос о причинах несправедливости человеческих поступков ответа писатель не находит, представляя читательской аудитории самостоятельно поразмышлять на тему добра и зла.

Сочинение по произведению 2

Главный герой, мальчик-сирота семи лет, проживает и воспринимает действительность в двух разных мирах, которые он себе создал. В своем вымышленном мире — справедливость всегда торжествует, добра вокруг всегда в избытке. Но в реальном мире, к сожалению, всё наоборот.

Мальчика постоянно унижает его же родственник, который живет в лесу. Хотя, мальчишка и понимает, что любая личность, в подсознании тянется к чему-то доброму и светлому, ему приходится наблюдать несправедливость, зло и разрушение вокруг себя. Именно поэтому он создает любовь и доброту в своем внутреннем мире, в своеобразных мечтах. В реальном мире чаще побеждает зло, но только не в его вымышленном мире. Он ищет успокоение в сказках. Возможно зло побеждает в какой-либо отдельной битве, но никак не в войне, надеется он.

По мнению деда, все люди являются детьми рогатой матери-оленихи. Образ оленихи является достаточно символичным. Дети, которых вскормила олениха, выжили. Но их предки, в будущем истребили оленей. Олениха заранее была предупреждена о том, что после того, как люди вырастут, они убьют оленят. Но, несмотря на это, мать-олениха предпочла спасти человеческих детей.

В рассказе поднимается вопрос сосуществования природы и человека. Люди каждый день наносят вред природе. Мальчик и старик ценят красоту и бережливо относятся ко всему живому, но вот об остальных такого сказать нельзя.

Автор демонстрирует, что в реальном мире, добро не всегда побеждает зло. Но учит каждого очень важному: объявляя войну природе, человек может страшно поплатиться за свои деяния.

Другие темы: ← По повести Белый пароход↑ Айтматов

Удивительное творческое наследие оставил писатель Чингиз Ай — одно из вершинных его произведений. С него советуем начать знакомство с манерой писателя. Краткий пересказ повести читайте далее:

  • семилетний мальчик, сирота;
  • живет на лесном кордоне у озера Иссык-Куль вместе с дедом Момуном — единственным человеком, которому не безразличен;
  • никогда не видел родителей, но знает, что его отец — матрос, а мать живет в далеком городе.

Родная тетка Бекей (дедова дочка) и ее муж — егерь Орозкул, главный человек на кордоне, — не заботятся о мальчике. Своих детей у них нет, поэтому Орозкул частенько бьет жену. Нередко он кричит и на деда.

Мало хорошего мальчик видит в жизни. Его друзьями и собеседниками часто становятся неодушевленные предметы — бинокль, портфель или камень. Каждый вечер он взбирается на гору, берет дедов бинокль и смотрит на Иссык-Куль. В это время на озере появляется большой и красивый белый пароход. Мальчик верит, что именно там и служит отец. Он мечтает превратиться в рыбу и поплыть к нему, рассказать о своей жизни.

Белый пароход: Pixabay

Верит он и в другую сказку, которую часто рассказывает ему дед.

Сказка о маралах

Давным-давно у реки Энесай жило киргизское племя. Однажды на него напали враги и всех перебили. Остались лишь двое детей — мальчик и девочка, но и те были захвачены. Хан поручил Рябой Хромой Старухе их убийство, и та повела детей к реке. Как вдруг из леса вышла олениха, самка марала, и уговорила отдать детей ей, поскольку всех ее оленят убили.

Олениха привела детей на Иссык-Куль. Там они выросли и поженились. Когда у женщины начались мучительные роды, напуганный муж позвал на помощь мать-олениху. Та на своих рогах принесла колыбель, а на ней звенел звоночек. В тот момент и родился ребенок. И дали ему имя в честь оленихи — Бугубай. Он и основал киргизское племя Бугу.

Позже, когда умер какой-то богач, его дети решили украсить гробницу рогами марала. С тех пор на маралов велась охота, и вскоре они исчезли из этих лесов.

Марал: Wikipedia / Lviatour

Настала осень. За подношения Орозкул разрешает рубить сосновый лес. Вдвоем с Момуном они тащат по горам бревна, из-за этого Орозкула охватывает гнев:

  • Ему не нравится, что за подношения он сам должен бревна таскать.
  • Беспокоит Орозкула инспекция. Что делать, если спросят, куда увезли лес?
  • Он мечтает уехать жить в город. Там-то его бы по-настоящему уважали.

Все эти мысли вызывают у Орозкула дикую злость. Он хочет выпустить пар и избить жену, но до дома далеко. Достается Момуну: он еще отпрашивается, чтобы внука забрать со школы. Орозкул отказывает и вдобавок несколько раз бьет старого человека по голове, но это не помогает — дед его бросает посреди леса и уходит за внуком.

Момун с мальчиком возвращаются домой и узнают, что Орозкул избил Бекею и прогнал из дома, а деда решил уволить. Тетка и бабка пилят деда, велят просить у Орозкула прощения. Иначе куда они пойдут?

Тем временем мальчик видит в лесу маралов и радуется, что они наконец вернулись. Он просит мать-олениху принести Орозкулу и Бекее на рогах колыбель.

Приезжают люди забирать лес, пока носят бревна, тоже замечают маралов. Дед же ходит за Орозкулом по пятам, пытаясь заслужить прощение.

Ай — трагичная история

Вечером мальчик видит во дворе казан, в котором варят мясо. У костра стоит пьяный дед, хоть это вовсе на него не похоже. Орозкул и кто-то из приезжих делят мясную тушу, а рядом лежит рогатая голова марала. Мальчик хочет убежать, но ноги не слушаются: он стоит и смотрит на труп, который еще недавно был матерью-оленихой.

Все садятся за стол и начинают поедать мясо. Но мальчик не может есть, ему плохо, начинается жар. Из разговора за столом он узнает, что это дед убил марала, иначе Орозкул грозился его выгнать.

От ужаса мальчик сбегает к озеру. Он представляет, что превратился в рыбу, и уплывает на глубину. Его исчезновение взрослые не замечают.

Белый пароход: Pixabay

Популярные сочинения

Об авторе


Легенда о Рогатой матери-оленихе

Эта история случилась давным-давно, когда киргизское племя окружало много врагов. Да и сами киргизы нередко нападали на соседей. Люди жили тогда грабежами. Умным считался тот, кто умел застигнуть врасплох, захватить богатства врага. Люди убивали друг друга, беспрерывно лилась кровь.

Киргизы теперь украшали могилы своих родственников рогами благородного животного. Опустели горы. Не стало маралов. На свет появились люди, которые за всю жизнь ни разу не видели этого грациозного животного. Мать-олениха обиделась на людей. Она поднялась на самую высокую горную вершину, попрощалась с озером Иссык-Куль и ушла далеко-далеко.



По повести Чингиза Ай Тема: Главное в человеческой жизни.

3. Обращение к теме урока — Что вы считаете главным в человеческой жизни? (Быть добрым. Любить людей и свою родину. Жить честно. Беречь природу и т.д.) — А теперь давайте посмотрим, как это понимают герои повести.

II. Сравнительная характеристика Момуна и Оразкула. — Ч.Айтматов во многих своих произведениях прибегает к резким противопоставлениям героев. Такой прием позволяет ярче нарисовать персонажи. Есть ли в повести такие герои? (Момун,Орозкул) 1. Ученики читают определения (запись на доске) великодушный самодовольный надежный эгоистичный трудолюбивый невежественный бескорыстный грубый добрый жестокий приветливый хвастливый скромный мстительный бесхитростный Выясняем, какие из них подходят для характеристики Момуна, а какие для объездчика Орозкула. Детьми приводятся примеры (аналитический пересказ, чтение эпизодов и ситуаций), в которых наиболее ярко проявились в характерах героев эти черты.



Момун Орозкул



Вывод учителя: — Значит, мальчик в свои 7 лет понял, почувствовал сердцем, что главное в человеческой жизни. Он был до конца верен себе, своему идеалу, своей сказке.

V. Итог урока. — В начале урока вы ответили на вопрос, что же главное в человеческой жизни. Могли бы вы сейчас дополнить свой ответ? (Это совесть. Детская совесть в человеке). — А что такое совесть? (Совесть – это чувство ответственности за свое поведение перед людьми).

Вывод учителя. — Каждый человек знаком со своим внутренним голосом, который то его упрекает, то радует. Это чувство называется совестью. Кто следует голосу совести, тот не будет сожалеть о своих поступках. Совесть объединяет в человеке добро, сердечность, веру и надежду.

Орозкул

Злоба и жалость к себе душат Орозкула. Он едет домой и знает, что сегодня будет бить свою жену. Он всегда так поступает. Ведь это Бекей виновата во всех его горестях. Она вот уже который год не может родить.

Орозкул соскочил с лошади и отправился в реке, где умылся холодной водой. Мальчик решил, что у того разболелась голова. В действительности же Орозкул плакал. Плакал оттого, что не его сын выбежал ему навстречу, оттого, что не смог он сказать ни одного доброго слова этому ребенку с портфелем.


Бинокль

Этот предмет достался мальчику от деда. Сам старик не пользовался биноклями, говорил, что и без него все прекрасно видит. Семилетнему ребенку доставляло удовольствие смотреть на горы, сосновый бор и, конечно же, белый пароход. Правда, последний удавалось видеть нечасто.

Произведение является одним из самых значимых в творчестве писателя, раскрывающим в своем содержании тему вечного противостояния злу добра.

Главным героем повести писатель представляет маленького киргизского мальчика семилетнего возраста, который в силу сложившихся обстоятельств вынужден существовать не только в реальности, но и в собственном вымышленном мире.

Придуманная мальчиком фантазия в виде сказочных легенд обусловлена несправедливостью реальной действительности, которую ребенок остро ощущает и воспринимает как взрослый человек. В первую очередь, мальчик воспитывается дедом в связи с тем, что его родители давно существуют раздельно в других семьях. Также ребенок наблюдает несправедливое отношение людей по отношению друг к другу в виде унижений, злорадствований, жестокости.

Поскольку в душе каждого человека существует тяга к доброте и справедливости, то в случае их отсутствия в его существования, человек создает доброе и прекрасное в собственной внутренней фантазии, особенно данный факт проявляется в детском возрасте. Именно поэтому в душе ребенка хранятся две сказочные истории, первая из которых услышана мальчиком от дедушки, а вторая – придуманная им самим, поскольку дедова сказка не имеет счастливого конца в виде победы добра над злом.

Героиней легенды, рассказанной дедом, становится мать-олениха, отличающаяся красотой своих рогов, которая спасает киргизский род от вымирания, однако в дальнейшем люди забывают поступок оленихи и начинают охоту на маралов, в связи с чем животные вынуждены покинуть насиженные территории.

В собственной истории мальчика господствуют справедливость и доброта в виде камней, которых ребенок наделяет вымышленными именами и соответствующими характерами (вредные, смелые, любимые). В сказке мальчика присутствует и его отец, плавающий матросом на белом пароходе, к которому ребенок мечтает добраться, превратившись в рыбу.

Мечта мальчика исполняется, но при этом ребенок встречается с человеческой жестокостью, приводящей к гибели матери-оленихи руками собственного деда, которого принуждают к зверскому убийству животного.

Финал повести остается недосказанным, поскольку на вопрос о причинах несправедливости человеческих поступков ответа писатель не находит, представляя читательской аудитории самостоятельно поразмышлять на тему добра и зла.

Сочинение по произведению 2

Главный герой, мальчик-сирота семи лет, проживает и воспринимает действительность в двух разных мирах, которые он себе создал. В своем вымышленном мире — справедливость всегда торжествует, добра вокруг всегда в избытке. Но в реальном мире, к сожалению, всё наоборот.

Мальчика постоянно унижает его же родственник, который живет в лесу. Хотя, мальчишка и понимает, что любая личность, в подсознании тянется к чему-то доброму и светлому, ему приходится наблюдать несправедливость, зло и разрушение вокруг себя. Именно поэтому он создает любовь и доброту в своем внутреннем мире, в своеобразных мечтах. В реальном мире чаще побеждает зло, но только не в его вымышленном мире. Он ищет успокоение в сказках. Возможно зло побеждает в какой-либо отдельной битве, но никак не в войне, надеется он.

По мнению деда, все люди являются детьми рогатой матери-оленихи. Образ оленихи является достаточно символичным. Дети, которых вскормила олениха, выжили. Но их предки, в будущем истребили оленей. Олениха заранее была предупреждена о том, что после того, как люди вырастут, они убьют оленят. Но, несмотря на это, мать-олениха предпочла спасти человеческих детей.

В рассказе поднимается вопрос сосуществования природы и человека. Люди каждый день наносят вред природе. Мальчик и старик ценят красоту и бережливо относятся ко всему живому, но вот об остальных такого сказать нельзя.

Автор демонстрирует, что в реальном мире, добро не всегда побеждает зло. Но учит каждого очень важному: объявляя войну природе, человек может страшно поплатиться за свои деяния.

Другие темы: ← По повести Белый пароход↑ Айтматов

Для всех произведений Ч. Айтматова, а для повести

от привычного исхода. Еще одна особенность постановки вопроса добра и зла в этом произведении — в его переплетении с национальными проблемами при разном восприятии моральных и духовных ценностей и законов, в частности характерных для киргизов.

И мальчик видит эту полную несправедливостей жизнь.

Сказка, которую рассказывал дед, — легенда о Рогатой матери — оленихе, спасшей человеческих детей, тем самым восстановив когда-то в древности род киргизов. Но гордые и тщеславные люди вскоре забыли о добре Рогатой матери — оленихи. Они стали охотиться на маралов, и оленям пришлось уйти в другие края.

В этой сказке у мальчика есть и верные друзья — бинокль и портфель, которым он поверяет свои тайные мысли и мечты. В волшебном мире сказки мальчик встречается с отцом. Он мечтает превратиться в рыбу и добраться по Иссык-Кулю до белого (белого, а не черного!) парохода, где плавает матросом его отец.

И, как во всякой сказке, волшебный мир, в который погружается мальчик, прекрасен и справедлив. Этот мир представлен в повести целым рядом легенд и сказок, мечтами и снами ребенка. Здесь добро всегда торжествует над злом, каждое злодеяние наказывается, здесь царят красота и гармония, которых так не хватает мальчику в действительной жизни. Его легенды — это единственное, что помогало мальчику жить, остаться добрым, неиспорченным ребенком, верящим в добро и в то, что оно победит. Тот внутренний мир оберегал чистую душу ребенка от зла внешнего, окружающего мира. Но эти миры должны были столкнуться, и, по-моему, это было неизбежно. Внутренний мир мальчика столкнулся с миром внешним, в котором зло противостояло добру.

В самом реальном мире я бы подчеркнула наличие отдельной проблемы столкновения добра и зла, тем самым выделяя в повести две обособленные тематические линии: внутренний мир мальчика против внешнего мира и Момуна против Орозкула в самом внешнем мире.

Мне кажется, что Ч. Айтматов ставил своей главной задачей написать правду, какая бы горькая она ни была, а читатель все равно сделает из нее верные выводы. Важно, что добро не пассивно, оно борется, а в жизни оно может и победить. Есть такой закон мирового искусства — посылать на смерть и муки лучших своих героев для того, чтобы всколыхнуть души живых, призвать их творить добро.

Популярные сочинения

  • Почему я люблю читать книги — сочинение
    Чтение книг — один из самых распространенных способов проведения досуга. Я очень люблю читать, так как это занятие дает мне уникальные чувства и переживания.
  • Сочинение-описание картины Портрет Ф. И. Шаляпина Кустодиева (8 класс)
    Рассматривая портрет Шаляпина Федора Ивановича, понимаешь, что писал его великий художник. Только мастер своего дела мог передать всю мощь и красоту знаменитого баса. Портрет был написан в период с 1920-1922 года.
  • Сочинение на тему Любовь в жизни человека
    Стоит сказать о том, что основу человеческого существования составляет именно такое возвышенное и великолепное чувство, как любовь. При помощи нее создаются и возносятся такие другие качества

Проблема добра и зла — это одна из вечных тем в литературе. Она звучит в произведениях Данте и Шекспира, находит отражение в русской классической литературе. Эта тема является «основой многих сказок и легенд.

от привычного исхода. Еще одна особенность постановки вопроса добра и зла в этом произведении — в его переплетении с национальными проблемами при разном восприятии моральных и духовных ценностей и законов, в частности характерных для киргизов. Живущий в этой сложной действительности главный герой повести, семилетний мальчик, делит и свой мир на два измерения: реальный мир и древний мир, фантастический мир сказки и легенды, добра и справедливости, который как бы компенсирует несправедливости реальности, а их много.

Маль-! чик оставлен родителями на попечение деда. И у отца, и у матери уже другие семьи. Живет мальчик с дедом Момуном на далеком лесном кордоне, где их родственник Орозкул все время притесняет, унижает их.

И мальчик видит эту полную несправедливостей жизнь. Не секрет, что в каждом человеке существует внутренняя тяга к добру, справедливости. И если их нет в реальном мире, человек пытается воссоздать недостатки этих добрых начал во внутреннем, вымышленном мире, в мечтах, желаниях переде лать злой мир, как это случается и со мной. По моему мнению, это происходит в большей или меньшей степени, но с каждым человеком, а особенно сильно и часто случается с детьми.

Сказка, которую рассказывал дед, — легенда о Рогатой матери-оленихе, спасшей человеческих детей, тем самым восстановив когда-то в древности род киргизов. Но гордые и тщеславные люди вскоре забыли о добре Рогатой матери-оленихи. Они стали охотиться на маралов, и оленям пришлось уйти в другие края. Понятно, что эта легенда, в которой побеждает зло, не могла служить для мальчика опорой, помощью и утешением.

Он мечтает превратиться в рыбу и добраться по Иссык-Кулю до белого парохода, где плавает матросом его отец. И, как во всякой сказке, волшебный мир, в который погружается мальчик, прекрасен и справедлив. Этот мир представлен в повести целым рядом легенд и сказок, мечтами и снами ребенка. Здесь добро всегда торжествует над злом, каждое злодеяние наказывается, здесь царят красота и гармония, которых так не хватает мальчику в действительной жизни. Его легенды — это единственное, что помогало мальчику жить, остаться добрым, неиспорченным ребенком, верящим в добро и в то, что оно победит.

Тот внутренний мир оберегал чистую душу ребенка от зла внешнего, окружающего мира. Но эти миры должны были столкнуться, и, по-моему, это было неизбежно. Внутренний мир мальчика столкнулся с миром внешним, в котором зло противостояло добру.

Но в то же время понятно, что если бы в Орозкуле была хоть капля добра, то он бы дарил свое тепло мальчику, как в легенде это сделала Рогатая мать-олениха. И, зная, что его дядька на самом деле наполнен только злом, мальчик часто видел во сне картину возмездия. Мальчик, как и читатель, подсознательно понимал, что зло с добром не могут сосуществовать, что-то должно быть истреблено. Но, увы, поражено было добро.

Право найти на них ответы предоставляется читателю. И хотя это сложно сделать, я попытаюсь. Мне кажется, что Ч. Айтматов ставил своей главной задачей написать правду, какая бы горькая она ни была, а читатель все равно сделает из нее верные выводы.

Важно, что добро не пассивно, оно борется, а в жизни оно может и победить. Есть такой закон мирового искусства — посылать на смерть и муки лучших своих героев для того, чтобы всколыхнуть души живых, призвать их творить добро.

Читайте также: