Беляева н в итоговое сочинение профилактика ошибок

Обновлено: 04.07.2024

Итоговое сочинение. Основные направления подготовки, проверка, предупреждение содержательно-структурных и речевых ошибок

© Н. В. Беляева, 2017

В пособии актуализированы эффективные приемы обучения письменному высказыванию в российской школе XIX и XX вв., необходимые при обучении итоговому сочинению, и методика подготовки к нему в основной и старшей школе, приводятся примеры риторического анализа текстов-образцов и предлагаются пути предупреждения типичных ошибок в содержании, структуре и речевом оформлении итоговых сочинений, способы обучения аргументации и привлечению в них литературного материала.

Пособие содержит систему практических заданий и тренировочных упражнений, которые школьники могут самостоятельно выполнять в подготовительный период для профилактики содержательно-структурных и логико-композиционных ошибок в итоговом сочинении.

В приложении учитель найдет список методической литературы по проблеме обучения сочинению и перечень ресурсов Интернета для подготовки к итоговому сочинению.

1. Из истории обучения сочинению в российской школе

Обучение сочинению в российской школе XIX века

Умению создавать письменные высказывания в российских гимназиях XIX – начала XX века обучали на занятиях по риторике, изучающей теорию и законы искусства красноречия и помогающей делать свою речь убедительной и ясной, точной и красивой. Гимназистам следовало научиться строить свою речь по логическим законам, излагать мысли последовательно и доказательно, делать выводы и обобщения.

Обучение сочинению в дореволюционных гимназиях начиналось с разбора образцов, то есть изучения содержания, структуры, композиции и языка классических текстов: фрагментов произведений античной и древнерусской литературы, сочинений русских писателей XVIII–XIX вв.

На первом этапе разбора образца нужно было выявить и сформулировать его целевую установку и определить адресата, к которому автор произведения обращал свой монолог, потому что для создания убедительной речи необходимо определить назначение устного или письменного высказывания и предполагаемые результаты его воздействия на слушателя или читателя. Важно было увидеть структуру и композицию текста, определить, как соотносятся между собой его части и какое место занимает каждая часть во всем сочинении.

Для эффективного воздействия на адресата с учетом поставленной речевой задачи необходимо было овладеть приемами культуры речи, то есть научиться создавать высказывание, не забывая о необходимости богатства и разнообразия его языка, его правильности и ясности, доказательности и выразительности. При создании текста особое внимание обращалось на точность выбора слова для выражения смысла высказывания и на сочетаемость лексических единиц с учетом таких лексических категорий, как синонимы и антонимы, омонимы и паронимы, однозначность и многозначность слова. Знание и применение морфологических норм помогало в предупреждении ошибок при образовании грамматических форм слов разных частей речи, а соблюдение синтаксических норм способствовало правильному согласованию слов и управлению ими. Риторический анализ образцов давал гимназистам возможность правильно понять смысл и структуру речевых высказываний, увидеть, как мысль приобретает словесное воплощение.

Готовясь к устным монологам и сочинениям, дореволюционные гимназисты должны были следовать классическому риторическому канону, который включал в себя такие этапы, как:

− инвенция (изобретение) – найти, что сказать;

− диспозиция (расположение изобретения) – продумать структуру и композицию высказывания;

− элокуция (словесное оформление мысли) – найти точные слова для выражения мыслей.

Для устных высказываний классический риторический канон включал в себя и такие обязательные этапы, как memorio (запоминание) и actio hypocrisis (произнесение/исполнение речи).

Инвенция была направлена на поиск идей, содержания и смысла будущей речи и пошаговое осмысление будущего сочинения: вначале нужно было записать все мысли, которые возникли при осмыслении темы высказывания, а затем они систематизировались при помощи топов – смысловых моделей развития речи. Среди них актуализировались такие общие понятия, как род (наличие общих родовых черт) и вид (наличие общих видовых черт), часть и целое, сходство и различие, причина и следствие, определение и сравнение. Топика служила для отражения общих законов мышления или содержала смысловые модели, по которым создавались речевые высказывания.

Диспозиция была направлена на реализацию композиции сочинения, высказанные идеи группировались и располагались в том порядке, который способствовал бы решению его главной задачи. Словесному выражению мыслей помогала формулировка тезисов (мыслей, нуждающихся в доказательстве) и аргументов (структурных элементов высказывания, направленных на обоснование этих мыслей). Каждый аргумент должен был состоять из положения (формулировки мысли, выдвигаемой автором речи, но представляющейся сомнительной читателю) и обоснования (доказательства, содержащего убедительные для читателя доводы).

Пособие предназначено для систематической и целенаправленной подготовки школьников к итоговому сочинению. Включает анализ текстов-образцов, описание путей предупреждения типичных ошибок в содержании, структуре и речевом оформлении итоговых сочинений, способы обучения аргументации, систему практических заданий и тренировочных упражнений, применимых для групповой и самостоятельной подготовки.

Отзывы

Популярные книги

Страж. Тетралогия

Алексей Пехов Страж. Тетралогия Страж История первая Ведьмин яр Ворон на ржаном поле не.

Страж. Тетралогия

Приветствуем тебя, неведомый ценитель литературы. Если ты читаешь этот текст, то книга "Итоговое сочинение. Основные направления подготовки, проверка, предупреждение содержательно-структурных и речевых ошибок" Беляева Наталья небезосновательно привлекла твое внимание. Гармоничное взаимодоплонение конфликтных эпизодов с внешней окружающей реальностью, лишний раз подтверждают талант и мастерство литературного гения. Удивительно, что автор не делает никаких выводов, он радуется и огорчается, веселится и грустит, загорается и остывает вместе со своими героями. Мягкая ирония наряду с комическими ситуациями настолько гармонично вплетены в сюжет, что становятся неразрывной его частью. Что ни говори, а все-таки есть некая изюминка, которая выделяет данный masterpiece среди множества подобного рода и жанра. При помощи ускользающих намеков, предположений, неоконченных фраз, чувствуется стремление подвести читателя к финалу, чтобы он был естественным, желанным. Удачно выбранное время событий помогло автору углубиться в проблематику и поднять ряд жизненно важных вопросов над которыми стоит задуматься. Автор искусно наполняет текст деталями, используя в том числе описание быта, но благодаря отсутствию тяжеловесных описаний произведение читается на одном выдохе. Существенную роль в успешном, красочном и динамичном окружающем мире сыграли умело подобранные зрительные образы. Попытки найти ответ откуда в людях та или иная черта, отчего человек поступает так или иначе, частично затронуты, частично раскрыты. Интрига настолько запутанна, что несмотря на встречающиеся подсказки невероятно сложно угадать дорогу, по которой пойдет сюжет. "Итоговое сочинение. Основные направления подготовки, проверка, предупреждение содержательно-структурных и речевых ошибок" Беляева Наталья читать бесплатно онлайн очень интересно, поскольку затронутые темы и проблемы не могут оставить читателя равнодушным.

Читать Итоговое сочинение. Основные направления подготовки, проверка, предупреждение содержательно-структурных и речевых ошибок

  • Размещено 05.08.2017
  • Тип размещения: Бесплатно

Новинки

Русский город Севастополь

Исторический роман, описывающий первую героическую оборону Севастополя. Лучшие армии мира, оснаще.

Читайте также: