Базаров пародия потому что сочинение

Обновлено: 05.07.2024

Базаров – нигилист и, в изображении Тургенева, нигилист, убежденный в своей правоте отрицать, с его точки зрения, вещи бесполезные. Автор дает читателю возможность познакомиться со страстными и бескомпромиссными взглядами Базарова, в первую очередь, в его спорах с представителями старшего поколения Кирсановых. Что же для героя не имеет практического смысла, а поэтому бесполезно?

Конечно, взгляды автора не совпадают и даже противоречат взглядам героя. Автор по своим взглядом близок Николаю Петровичу Кирсанову, он ценит красоту природы, для него важна литература, он понимает цену любви. Но можем ли мы согласиться с мнением, что в образе Базарова дана карикатура на представителей нигилизма? Все-таки нет. На протяжении романа автор рисует своего героя достойным человеком. Он бесспорно умен, он стремится принести пользу своей деятельностью, он критически относится к пустой болтовне, тепло говорит о своих родителях и не стесняется того, что они простые люди.. Базаров даже проявляет благородство в сцене с дуэлью, когда, ранив Павла Петровича, он спешит оказать ему помощь, как будущий врач.

Сочинение 2

Главная идея романа показать конфронтацию двух политических идей, различных в своей направленности: либералов-западников и радикалов-разночинцев. Этим Тургенев как бы определяет дальнейшее социально-политическое развитие для России, заключая что крестьянское освобождение запоздало хотя и полезно для страны.

Герой Базарова это нервный, но в то же время с большой волей человек, у него сильный характер, он умён и самостоятелен в своих суждениях и действиях. Над собой авторитетов он не желает терпеть, даже родного отца. Для него нет никого выше него самого, - Бога нет и т. д.

Его идея: разрушение (даже самого себя отчасти), на обломках будет возводится новое здание будущего. Но, Базаров не отрицательный герой на все 100%, есть в нём и положительные черты.

Сочинение Образ Базарова

При чтении произведения у читателя часто возникает вопрос о главном герое- отрицательным или положительным героем можно его считать? Но ответить очень сложно. Ведь образ Базарова противоречивый.

Читая роман, мы видим, что наш герой порой бывает высокомерным, не стесняется в выражениях и не обдумывает свои поступки и ход действий. Так, например, это видно из эпизода с поцелуем Базаров поцеловал Фенечку, не думая о том, что это может привести его к дуэли. Наш герой любил показывать превосходство над людьми. Его честолюбие подпитывается похвалой его ближайшим окружением. Да и его высокомерие можно понять. Именно так он защищается о проявлений внешнего мира. Ведь своим социальным положением он не может гордиться. Его семья находится в бедственном положении, хотя и имеет имение с крестьянами. Единственное, что он позаимствовал от отца- это демократизм в общении с работниками.

Жизненная перспектива у него была не очень благоприятной. Базаров должен был получить профессию земского врача, которую в обществе особо не уважали. Поэтому Базаров понимал, что звание дворянина для него относительно, и он достоин большего. Прожив некоторое время в имении, наш герой сразу же невзлюбил Павла Петровича И Николая Петровича. В итоге Павел Петрович сражается на дули с Базаровым, в результате чего оказывается раненым, а его противнику по долгу службы оказывает ему первую медицинскую помощь. Кирсанов прощает Базарову этот поступок, отмечая в нем мягкие черты характера, однако Евгению безразлично это прощение. Его волнуют другие переживания. Он понимает, что его вся схема окружающего мира не работает. Подтверждением тому становится неудачная любовь к Одинцовой. Но и отказаться от проповедуемых им взглядов он не может, так как это выше его.

4 вариант

Внешность Евгения довольно примечательна: высокий рост, удлиненное лицо с широким лбом, заострённый нос. Весь его облик выражает самоуверенность. В умных зеленоватых глазах читается ум и спокойствие. Одним словом, в свои тридцать лет он обладает всеми необходимыми физическими и умственными способностями, которые должен иметь молодой человек его возраста.

К своей внешности Базаров был, казалось, безразличен: видавший виды костюм выглядит на нём небрежно. Назвать Евгения неряшливым нельзя, просто он не так щепетилен в этом вопросе, как например, Павел Кирсанов.

Базаров – единственный ребенок в семье, любимый сын. Студент, собирающийся стать лекарем, как и его отец. Родители старались дать ему достойное образование, а на его прохладное отношение к себе смотрят сквозь пальцы.

Хотя Евгений Базаров не имеет благородных корней, тем не менее он занял в обществе неплохое положение. У него множество хороших друзей и полезных знакомых. Большинство из них прочат ему большое будущее и верят, что он достигнет немалых высот в медицинской сфере.

Жизнь Базарова бьёт ключом. Он просыпается спозаранку, а отдыхать ложится довольно поздно. Практически всё своё свободное время он сидит над микроскопом, ставит опыты над лягушатами, справедливо считая, что такая практика непременно поможет ему в будущей профессии.

В разных слоях общества Евгений ведёт себя по-разному: в аристократических кругах больше отмалчивается, а оказавшись среди равных себе по социальному статусу людей, позволяет себе вольности, порой выходящие за рамки приличия. К женщинам Базаров относится небрежно, считая их глупыми, они для него представляют интерес только со стороны физиологии.

В целом, Евгения Базарова можно охарактеризовать как положительного персонажа. Он простой и открытый, умный и коммуникабельный. Но есть в нём также такие черты, как упрямство, самолюбие, заносчивость. Его очень трудно в чем-либо переубедить. Выслушав доводы оппонента, он делает вид, что соглашается, на самом же деле всегда остаётся при своем мнении.

Евгений обладает незаурядными умственными способностями и прекрасно осознаёт своё превосходство над менее интеллектуально подкованными людьми. Некоторые считают, что такие черты характера не должны быть присущи будущему врачу.

Характеристика Базарова - сочинение

Одним таким молодым и ищущим персонажем был Евгений Базаров. Он был не похож ни на кого другого в романе. Он имел прогрессивные взгляды на жизнь. Он является противником вероисповедования и царской власти. Он является антиподом старшему поколению, которое находится в рамках традиции моральных устоев.

Евгений был жестким и самоуверенным молодым человеком, он привык добиваться своих целей, опираясь на науку. Он считал, что любовь и романтика чушь и в неё не верил. По мнению Базарова если человек проявляет чувства, то он показывает слабость. Поэтому Евгений отталкивал всякие мысли о любви.

Даже любовь к родителям и родителей к нему он тоже отрицал. Где бы он ни появлялся, он сразу проявлял себя как лидер, науку он ставил на первое место.

Писатель специально ввел этого персонажа в роман, потому что он был воплощением образа нового человека. У этого героя выработанна своя концепция нигилизма.

Его взгляды проявляются во всём, он отрицает моду, дворянство. Он считает, что главное это жизнь простого народа. Он считает, что нельзя говорить об искусстве, если в соседней деревне с голоду умирают люди. Он хочет дать простому народу образование, сто бы они не были темными и непросвещенными людьми.

Базаров сразу показал, что в спорах ни возраст, ни принадлежность к знатному роду, ни дружеские отношения не являются для него авторитетом. Спор между Базаровым и Павлом Петровичем был настолько сильный, что дошло до дуэли.

Авторитетом для Базарова была лишь наука и он сам. От науки можно получить пользу, а все остальное глупости. Но нашлась сила, которая смогла перебороть скепсис нигилизма, имя этой силе – любовь.

Базаров влюбляется в Ольгу Одинцову. Но эта любовь безответная, Ольга его не любит. Поэтому мужчина решает вернуться к родителям и полностью отдаться науке. Но когда он получает заражение крови и перед смертью просит, что бы Ольга приехала с ним проститься. Автор этим приемом разрушает философию и доказывает, что отрицать все нельзя.

Когда Евгения не стало, автор попытался изобразить то, что герой получил покой.

Базаров

Базаров в жизни отрицает искусство, моду, ненавидит дворянство. Он задается решением крестьянского вопроса. По его философии, что рассуждать об искусстве, когда простой народ умирает с голода кощунственно. Он не понимает, как народ может терпеть издевательства над собой, откуда у русского крестьянства столько терпения и почему так верят в доброго монарха. Он хочет нести просвещение в народные массы.

Базаров демонстрирует, что не знатность рода, не возраст, не родственные связи для нег не являются авторитетом, и он не должен прислушиваться к их мнению. Он любил спорить с Павлом Петровичем, у них всегда были жаркие споры, в которых сталкиваются две противоположные позиции. Спор достиг точки кипения дуэлью.

У Базарова была лишь наука в авторитете. Наука, та, которая подтверждается экспериментом, её можно увидеть и доказать, и она должна приносить пользу. Всё остальное глупости. Все думали, что в мире нет такой силы, которая могла повлиять на него, но оказалось, что этот умный и сильный человек сдался под натиском такого чувства, как любовь. Когда Евгений влюбился, разум отступил на второй план.

После встречи с Ольгой Одинцовой он уже не мог что – либо противопоставить силе своей любви. Но эта любовь оказалась безответной, Ольга не любила Евгения. Это обстоятельство огорчило Базарова. Он решил вернуться домой к родителям, где планирует заняться наукой.

Но роман заканчивается трагедией, во время своих экспериментов Евгений получает заражение крови, и на смертном одре просит приехать любимую, тем самым отказывается от своих придуманных идеалов. Этим действием Тургенев развеял свою философию об отрицании, всё отрицать нельзя.

Евгений Базаров в произведении Отцы и дети

Евгений Базаров в произведении Отцы и дети

Популярные сочинения

Автор подробно описывает внешность Фенечки. Это молодая женщина примерно 23 лет.

Мы с мамой возвращались из Анапы, и ждали поезда на вокзале, чтобы поехать домой, в родной город. Терпение мое уже порядком иссякло (да и есть ли оно у пятилетки?) а еще ужасно хотелось спать, потому что поезд наш отходил в половину десятого вечера

500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500

Полемика Полемика (греч. polemos война) - острый спор, дискуссия, столкновение мнений по какому-либо вопросу.

Актуально использовать такие уроки: если произведение изначально задумано автором как полемическая проблема; если публикация произведения вызвало в современной критике различные интерпретации; если основным композиционным приемом произведения является антитеза

Дискуссия предполагает: более глубокое, качественное усвоение литературного произведения; развитие у учащихся умения четко формулировать свою позицию; логически, аргументированно выстраивать и отстаивать свою доказательную линию с опорой на текст;

развитие логического и критического мышления; приобретение умений и навыков ведения дискуссии с оппонентом; формирование терпимости к различным взглядам; умение рассматривать проблему с разных позиций;

методом проб и ошибок выбирать наиболее убедительную аргументацию и адекватную оценку; формирование коммуникативных навыков: грамотной монологической речи, способности слушать оппонента, выражать собственное мнение, формулировать вопросы; закрепление навыков поведения в ролевых играх

Алгоритм ведения дискуссии (техника аквариума) постановка проблемы (исходит от учителя); деление класса на группы; выбор представителя от каждой группы, который представляет позицию группы классу; группам дается время для обсуждения проблемы и определения общей точки зрения; представители группы собираются отдельно, чтобы высказать позицию группы классу;

после представления своих позиций представителями участники групп могут задавать им вопросы для уточнения; представители могут взять тайм-аут для обсуждения с группой; аквариумное обсуждение проблемы между представителями заканчивается либо по истечении заранее установленного времени, либо после достижения решения; далее проводится критический разбор всем классом (обмен мнениями, вопросы друг другу); возможна работа аналитической группы и группы экспертов

+ техники аквариума: делается упор на самом процессе представления точки зрения, ее аргументации; включенность всех участников достигается участием каждого в начальном групповом обсуждении; итог дискуссии - рефлексия

Оригинал-1.То же что подлинник. О.портрета. О.статьи. 2.Непохожий на других, своеобразный человек, чудак (разг.). Большой о. Оригинал-1.То же что подлинник. О.портрета. О.статьи. 2.Непохожий на других, своеобразный человек, чудак (разг.). Большой о. Толковый словарь русского языка С.И.Ожегова, Н.Ю.Шведовой Пародия – 1.Комическое или сатирическое подражание кому-чему-н. П.на стихотворение.2.перен.Неудачное, вызывающее насмешку подобие чего-н., карикатура на что-н. Жалкая п. Толковый словарь русского языка С.И.Ожегова, Н.Ю.Шведовой

Вопросы для обсуждения: 1.Какие из суждений оказались для вас неожиданными? 2.Кто из критиков находил в Базарове оригинал, а кто пародию? 3.Докажите, чья точка зрения вам ближе, с кем их критиков вы согласны или нет. Почему?

Анализ дискуссии (слово экспертам) План анализа: Назвать обсуждаемую проблему. Показана ли представителем группы значимость проблемы. Насколько ясно и логично был представлен ответ от каждой группы. Была ли опора на текст? Каким образом? (Цитирование, примеры эпизодов, анализ эпизода и т.д.) Какая из групп представила наиболее убедительную аргументацию и адекватную оценку.

Кто показал наиболее яркую способность выражать собственное мнение, коммуникативные навыки, грамотную монологическую речь. Какие вопросы, интересные и важные для раскрытия темы дискуссии, прозвучали. Соответствует ли сформулированная в начале дискуссии цель полученным результатам (полностью, частично, мало). Кто самый дипломатичный, самый творческий, самый интеллигентный участник обсуждения.

Сделаем выводы: 1.Можно ли, на ваш взгляд, прийти к единому мнению о тургеневском герое? Почему? 2.Мой ответ критику… 3.Базаров оригинал, потому что… 4.Базаров пародия, потому что…

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

ПРЕДМЕТ: Литература

Преподаватель: Мазунина Е.А.

Курс: I

hello_html_m38b81a01.jpg

2016г.

Тип урока: урок-дискуссия

Цели урока:

Познакомиться с оценками русских критиков образа Базарова, выяснить, в чем своеобразие их оценок:

Определить и обосновать свое отношение к Базарову.

Формировать дискуссионную культуру студентов.

Задачи урока:

- познакомить студентов с различными точками зрения на образ Базарова критиков 19в;

- выяснить, в чем своеобразие их оценок;

- совершенствовать работу с текстом критических статей;

- формировать умения нравственного анализа и нравственной оценки качеств личности;

- формировать умения давать нравственный анализ и оценку жизни литературных персонажей;

- формирование и развитие дискуссионной культуры студентов;

- развитие мыслительных способностей студентов;

Вступительное слово преподавателя. (3 минуты)

Именно поэтому роман вызвал у современников неподдельный интерес и самые разные отклики. Первыми отзывами стали статьи известных критиков, представителей молодого поколения – М.А.Антоновича и Д.И.Писарева, которые, несмотря на общность мировоззрения, по-разному восприняли роман, воспроизведенные в нем общественные типы, в частности, образ Базарова.

- А что такое полемика ? (Спор, дискуссия)

Так вот у нас сегодня урок-дискуссия.

Давайте обратимся к этимологии слов: полемика и дискуссия.

(Ответы подготовленных учеников) (2 мин.)

Задача нашей дискуссии - разобраться в оценках образа Базарова известных русских критиков 19в.: Писарева, Страхова и Антоновича.

Подумать, на чьей вы стороне, и определить свое отношение к главному герою романа. ( 2 слайд- цели урока )

2. Для того, чтобы идти дальше, давайте подумаем над значением слов оригинал и пародия .

Попытайтесь сформулировать и записать свое определение этих слов. (Пишут 2-3 мин. Спросить 2-3 человека) 2 мин.

3. Словарная работа.

Сверим ваши определения с определениями, которые дают нам словари (Ожегов, Даль, современный словарь)

(3 ученика) 2 мин.

Эти определения помогут вам в сегодняшней работе на уроке.

Оригинал - -а, м. 1.То же, что подлинник. О. портрета. О. статьи.

2. Непохожий на других, своеобразный человек, чудак (разг.). Большой о.

Пародия - - и, ж. 1.Комическое или сатирическое подражание кому-чему-н. П. на стихотворение.

перен. Неудачное, вызывающее насмешку подобие чего-н., карикатура (во 2 знач.) на что-н. Жалкая п.

Как мы видим, у каждого слова 2 значения. И сегодня, при разговоре о Базарове, они нам понадобятся.

4. Работа в группах. 10 минут

Мы продолжаем наш урок.

Сегодня мы работаем в группах. Перед вами на столах выдержки из статей Писарева, Страхова и Антоновича (см. приложение №1), тезисные планы этих статей, с ними вы работали дома, только что созданные вами и выписанные из словарей определения. ( Слайд 4)

Ваша задача поработать с этим материалом:

1. Какие из суждений оказались для вас неожиданными?

2. Выявить , кто из критиков находил в Базарове оригинал, а кто пародию?

3. Доказать , чья точка зрения вам ближе, с кем из критиков вы согласны или нет. Почему?

Для ответа используйте цитаты из статей критиков и сам текст романа. Подборка языковых клише поможет вам выстроить грамотный ответ.

На эту работу вам дается 10 минут , затем мы выслушаем по одному представителю от группы, который представит вашу точку зрения.

Помимо 3 рабочих групп у нас работает 4 специальная группа.

Их задача – проработать весь материал, предназначенный для рабочих групп, и подготовить вопросы по материалу.

Я напоминаю вам, что сегодня у нас не просто урок, а урок-дискуссия, который строится по определенным правилам.

Кроме групп, у нас работают 3 независимых эксперта.

Мы приглашаем занять свои места экспертов. Они будут оценивать выступления представителей, работу групп по определенному плану.

Мы дадим им слово в конце урока.

5.Выступления. 7 минут

Итак, мы приглашаем представителей групп занять свои места.

Напоминаю, регламент выступления 1,5 – 2 минуты.

Задача остальных – внимательно выслушать доводы каждой из групп, возможно, делать какие-либо пометки и быть готовыми в конце выступления всех представителей задавать вопросы и высказывать свое мнение по поводу услышанного. Можно передавать свои вопросы в письменной форме.

Выступление представителей от каждой группы. (См. приложение №4)

Слово представляется представителю группы № 1___________________

Слово представляется представителю группы № 2___________________

Слово представляется представителю группы № 3___________________

6.Переходим к обсуждению представленных выступлений. 7минут

- Итак, есть ли у вас вопросы к кому-либо из представителей?

Напоминаю, что при затруднении представитель может взять тайм-аут для обсуждения вопроса с группой.

(Вопросы и ответы)

- Представители могут занять свои места в группах.

- Кто еще хочет высказать свое мнение по данной проблематике, задать друг другу вопросы?

- Слово предоставляется группе, готовившей вопросы.

Пожалуйста, какие вопросы вы бы хотели задать работающим группам.

- Как вы думаете, кого увидела в Базарове А.Смирнова – оригинал или пародию? Докажите. 3мин.

8. Работа экспертов. 2 минуты (См. приложение №3)

Весь урок у нас работали 3 эксперта. Они оценивали и анализировали работу групп, выступления представителей от каждой группы. Слово предоставляется ___________________________.

Ее вы изложите письменно. Вам предлагается 4 вопроса на выбор, на один из них надо ответить.

9.Письменная работа 7 минут

Вопросы на выбор: ( слайд 6 )

1.Можно ли, на ваш взгляд, прийти к единому мнению о тургеневском герое? Почему?

2.Мой ответ критику ………………….

3. Базаров оригинал, потому что …………

4. Базаров пародия, потому что ………………

Итак. Наш урок подошел к концу. Всем спасибо. Оценки за урок……………

Домашнее задание:

1.Закончить письменную работу, начатую на уроке.

2. Прочитать статью учебника о жизни и деятельности И.А.Гончарова, сделать хронологическую таблицу.

ПРИЛОЖЕНИЕ №1

1 группа.

Тургенев оправдал и оценил его по достоинству. Базаров вышел из испытания чистым и крепким.

Вопросы к 1 группе:

- Что объединяет противоположные по мысли высказывания Писарева и Антоновича? Чем от них отличается позиция Страхова?

- Достоевский говорил о беспокойстве и тоске Базарова как о признаке великого сердца;

Антонович считал, что у героя сердца нет вовсе. С чьей точкой зрения вы согласны, почему?

2 группа

Вопросы к 2 группе:

- Почему одинок Базаров?

3 группа

Вопросы к 3 группе:

- Какие новые для вас взгляды на Базарова были представлены в отрывках из статей Писарева, Антоновича и Страхова?

Примерные вопросы, которые можно задать группам:

1.Почему так много мнений о Базарове?

3.Для Тургенева герой идеал или антиидеал?

4.Думал ли Тургенев, что Базаров станет загадкой и для следующих поколений?

5.Кому легче понять Базарова: его современникам или людям нашего времени?

6. Какие мнения критиков показались вам наиболее интересными?

7 . Какие мнения критиков показались вам наиболее спорными?

9.Возможно ли существование Базаровых сегодня?

ПРИЛОЖЕНИЕ №2

Предварительное домашнее задание:

ПРИЛОЖЕНИЕ№3

Анализ дискуссии.

( План для экспертов)

Назвать обсуждаемую проблему.

Показана ли представителем группы значимость проблемы.

Насколько ясно и логично был представлен ответ от каждой группы.

Была ли опора на текст? Каким образом? (Цитирование, примеры эпизодов, анализ эпизода и т.д.)

Какая из групп представила наиболее убедительную аргументацию и адекватную оценку.

Кто показал наиболее яркую способность выражать собственное мнение, коммуникативные навыки, грамотную монологическую речь.

Какие вопросы, интересные и важные для раскрытия темы дискуссии, прозвучали.

Соответствует ли сформулированная в начале дискуссии цель полученным результатам (полностью, частично, мало).

Кто самый дипломатичный, самый творческий, самый интеллигентный участник обсуждения.

ПРИЛОЖЕНИЕ №4

Примерный ответ группы №1

Неожиданным для нас было мнение критика М.А.Антоновича.

Глупый человек не смог бы одержать верх в споре с П.П. Кирсановым по таким серьезным вопросам как:

- о русском народе;

- о принципах и вере;

- об общественном строе.

Также можно поспорить с Антоновичем о нравственных качествах героя.

Базаров, будучи циничным на словах, в душе человек нравственный.

А перед лицом смерти вообще проявляются лучшие качества Базарова: нежность и забота о родителях, скрытая за внешней суровостью, поэтическая любовь к Одинцовой, жажда жизни, сила воли, мужество перед угрозой неизбежной смерти.

А уж о ненависти к родителям и говорить не приходится. На прямой ответ Аркадия:

- Любишь ли ты своих родителей?

Ну и уж никак нельзя назвать Базарова ужасным существом, дьяволом и асмодеем.

Примерный ответ группы №2

Нельзя отказать в уме ни братьям Кирсановым, ни Аркадию, ни Одинцовой. А если и смотрит Базаров на своих знакомых сверху вниз, то это из-за своей чрезмерной самоуверенности, нетерпимости к противоположным мнениям, своего сильного характера.

П.П.- человек с сильным характером, яркая личность, горд и самолюбив, не поддаются чужому влиянию и умеет подчинить себе других. Этим он очень похож на Базарова. Поэтому они и спорят, и терпеть друг друга не могут, потому что они друг друга стоят.

Одинцова также личность сильная, незаурядная, умная, под стать самому Базарову. Она на голову выше окружающих по развитию и миропониманию.

Примерный ответ группы №3

Трудно согласиться с Антоновичем в том, что Базаров – натура демоническая, асмодей, дьявол, злой дух. Как мы видим в конце романа, зла Базаров не причинил никому, а только самому себе, а это никак не соотносится с демонизмом. Базаров не смог ничего и никого разрушить, а вот по поводу самого себя у него возникли сомнения. А ведь демоны не занимаются саморазрушением.

Писарев достойно отвечает своим мнением о Базарове Антоновичу:

Нельзя не согласиться и с позицией Страхова:

Сама жизнь, действительно, оказалась выше Базарова. Жизнь, законы которой он не захотел понять и принять. Она нанесла ему в финале романа ответный удар. Она не простила Базарову его узкого практического рационализма.

Но испытание смертью герой выдерживает достойно, он очищается от всего наносного, показывает лучшие свои качества, внушая к себе глубокое уважение.

И уж, конечно, ни о какой пародии здесь не может идти речи.

Основу уроков-дискуссий составляют рассмотрение и исследование спорных вопросов, различных подходов, при аргументации суждений, решения заданий. Главный момент дискуссии- непосредственный спор её участников. В данном конспекте урока присутствует групповая дискуссия, то есть спорные вопросы решаются в процессе групповой работы. Студенты делятся друг с другом знаниями, соображениями, доводами. Студенты обмениваются взглядами по определённой проблеме, причём эти взгляды отражают собственное мнение участников или опираются на мнения других лиц. На уроке студенты показали, что обладают значительной степенью зрелости и самостоятельности мышления, умеют аргументировать, доказывать и обосновывать свою точку зрения. На данном уроке метод дискуссии способствовал более глубокому пониманию студентами проблемы, умению защищать свою позицию, считаться с мнением других. Во время урока все студенты были задействованы, что способствовало лучшему усвоению материала слабыми студентами и таким образом все студенты были активны. Данный урок способствовал развитию у студентов критического мышления, студенты сталкиваясь с новой информацией рассматривали её вдумчиво, делали выводы относительно точности и ценности материала. Студенты на уроке показали, что они умеют находить необходимую информацию и систематизировать её, показали умение отстаивать собственную позицию и точку зрения, а также умение работать в коллективе. На протяжении всего урока студенты обменивались своими мнениями. Сущность урока-дискуссии состоит в том, что студентам предложено взглянуть на проблему с позиции разных критиков, разных оценок литературоведов на образ Базарова. Таким образом. В ходе урока студенты научились давать нравственную оценку качеств личности, поступков, поведения людей, научились видеть достоинства и недостатки в характере Базарова, их диалектическую взаимосвязь, а также научились аргументировать свою точку зрения, уважать мнение своих оппонентов.

Урок-дискуссия очень эффективен, так как формирует у подростков способность самостоятельно мыслить, добывать и применять знания, тщательно обдумывать принимаемые решения и чётко планировать действия, сотрудничать в разнообразных группах, учащиеся находят различные подходы при аргументации суждений, решений заданий.

  • подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • по всем предметам 1-11 классов

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания

  • Сейчас обучается 932 человека из 80 регионов


Курс профессиональной переподготовки

Русский язык и литература: теория и методика преподавания в образовательной организации


Курс повышения квалификации

Инструменты онлайн-обучения на примере программ Zoom, Skype, Microsoft Teams, Bandicam

  • Курс добавлен 31.01.2022
  • Сейчас обучается 27 человек из 18 регионов
  • ЗП до 91 000 руб.
  • Гибкий график
  • Удаленная работа

Дистанционные курсы для педагогов

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

5 597 053 материала в базе

Самые массовые международные дистанционные

Школьные Инфоконкурсы 2022

5 сочинений

У героя возникает конфликт с самим собой. Он пытался выстроить свое существование на основе теории нигилизма, но жизнь неподвластна сухой идее. Базаров, отрицая принцип чести, принимает вызов на дуэль от Павла Петровича, где ведет себя благородно.

Финал романа грустный: Базаров умирает. Перед смертью он предстает перед нами совершенно с другой стороны. Евгений понимает, что ошибался и осознает, что нельзя отрицать все на свете. Потому что главные ценности, те от которых нельзя отказаться – это семья, любовь, дружба, героизм и благородство.

Пример сочинения 2

К концу романа герой меняется, сам того не принимая. Евгений вдруг почувствовал, что в нём присутствует многое из того, что он высмеивал в других людях: романтичность, глубокая любовь к родителям, сомнение в собственном предназначении, безответные чувства к женщине, красноречивость. Базаров не желает признать, что ему присущи эти качества, размышления и поступки. При этом Евгений всё больше ощущает, что что-то он не осмыслил в жизни, в чём-то он ошибся. Он начинает понимать, что не всё в жизни подчинено логическому расчёту, что существует нечто, что выше всяких наук. Но его озарение приходит поздно: смерть забирает его у тех, кому он так и не успел признаться в любви.

Образ Базарова очень трагичен, ведь перед нами человек с большими возможностями и природными задатками, который так и не реализовал свой потенциал. Его категоричность, несгибаемость, желание все разрушить и оспорить — это те качества, которые помешали ему стать счастливым и обрести свое значение в обществе и даже мире.
Пример сочинения 3

Евгений Базаров любит спорить с "аристократами" по рождению и приводит весомые аргументы, отражающие свое отношение к ним. Споры с Павлом Кирсановым тому доказательство. Ему не нравится его безделье, отношение к простому человеку. Павел Петрович же понимает, что Базаров - циник и его не уважает.Базаров - атеист, материалист. Он даже перед смертью не желает исповеди и прощения .Он - волевой, умный, искренний человек. С любовью к Одинцовой он "справляется", в истории с дуэлью ведет себя порядочно. Он не жалуется на страшную боль перед смертью и мужественно принимает ее. Странным ему кажется увлечение искусством , биографию Пушкина он совсем не знает. Он считает эмоции , чувства равными всем явлениям природы, а также полагает, что дружба, привязанность - это ощущения. Сие - грубый материализм. Тургенев субъективно относился к познаниям разночинской молодежи.В жизни ни Добролюбов, ни Чернышевский ( революционеры - демократы) такими не были.

Описания жизни героя Тургенев не дает. Сатирически изображает его сторонников : Ситникова и Кукшину. Да и приятелю, увлекшемуся его идеями Аркадию, как покажет время, с ним не по пути. Он - одинок. Время таких героев еще не пришло. Не может быть мира между " отцами" и "детьми", и конфликт между ними - не возрастной, а идейный.

Пример сочинения 4

Герой романа Евгений Базаров – человек простого происхождения, который не подчиняется ни каким принципам и авторитетам, он нигилист. Базаров очень уверен в своих убеждениях, силу его убеждений мы видим в сцене словестного поединка с Павлом Петровичем Кирсановым. Базаров спокойно и хладнокровно рассказывает свои основные убеждения, Кирсанов же горячиться и пытается противоречить нигилисту, но все его примеры неудачны и он терпит поражение.
Несомненно, убеждения и доводы Евгения по поводу нигилизма справедливы, но не во всем. Он не признает творчества и красоту природы, неуважительно относится к великим писателям, таким как Пушкин, Гоголь, хотя толком и не знаком с их творчеством. Базаров отрицает все, что это непонятно – и это несомненно, минус нигилизма.В романе мы можем заметить весьма красочные и частые описания красоты природы, которые говорят нам, что природа – это храм божий, в то время как сам Базаров говорит, что природа не храм, а мастерская: то есть автор постоянно опровергает своего героя.

Герой достаточно скептически относится к любви: “Человек, который всю свою жизнь поставил на карту женской любви и, когда ему эту карту убили, раскис и опустился до того, что ни на что не стал способен, этакой человек – не мужчина… “. Но в романе мы видим его горячее сердце, скрывавшееся за внешней холодностью, после того как он влюбляется в Одинцову. Его взгляды на любовь разбиты и он злиться на себя за это.

Базаров весьма мужественно переносит свою приближающуюся смерть. Он скрывал от матери свою болезнь, так как не хотел его огорчать, подбадривал своего отца и не внушал себе бессмысленных надежд на выживание. На исходе своих дней, герой понимает, что главное для него это любовь и ни что иное. Его смерть своего рода гибель не только героя, но и нигилистских убеждений.

Автор в романе подчеркивает в своем герое черты деятельного и сильного характера, с острым умом, гордостью, прямолинейностью. Этот человек был обречен на гибель, так как он стоял в преддверии чего-то нового. Такие люди подготавливают почву для великих дел, выдерживают все испытания с высоко поднятой головой, а когда наступит время борьбы, без колебаний вступят в нее.

На мой взгляд, Базаров, это герой который мог бы стать представителем разрушающей силы настоящего. Без таких людей было бы невозможно рождение нового.

1. Познакомить ся с оценками русских критиков образа Базарова , выяснить, в чем

2. Определить и обосновать свое отношение к Базарову.

- познакомить учащихся с ра зличными точками зрения на образ Базарова критиков 19в;

- совершенствовать работу с текстом критических статей;

- формировать умения нравственного анализа и нравственной оценки качес тв личности;

- формировать умения давать нравственный анализ и оценку жизни литературных персонажей;

- формирование и развитие дискуссионной ку льтуры учащихся;

своего времени – разночинца, демократа с новым типом мышления и воспроизвел сит уа цию,

сложившуюся в общественной жизни России того врем ени: ситуацию с мены поколений, столкновения

старого и нового – нового мировоззрения, пол уч ившего название ни гилизм.

Именно поэтому роман вызвал у современников неподдельный интерес и самые разные

отклики. Первыми отзывами стали статьи известных критиков, предс тавителей м олодого поколения –

М . А.Антоновича и Д.И.Писарева, которые, несмотря на общность мировоззрения, по - разному

восприняли роман, воспроизведенные в нем общес твенные типы, в частности, образ Базарова.

Поэтому сегодня тема нашего урока звучит так: « Полемика о главном герое романа «Отцы и

Давайте обратимся к этимологии слов: полемика и дискуссия.

Задача нашей дискуссии - разобраться в оценках образа Базарова известных русских критиков

Подумать, на чьей вы стороне, и определить свое отношение к главному герою романа. ( 2

2. Для того, чтобы идти дальше, давайте подумаем над значением слов оригинал и

Попытайтесь сформулировать и записать свое определение этих слов. (Пишут 2 -3 мин.

Сверим ваши определения с определениями, которые дают нам словари (Ожегов, Даль,

Эти определения помогу т вам в сегодняшней работе на уроке.

Оригинал - - а, м. 1.То же, что подлинник. О. портрета. О. статьи.

2. Непохожий на других, своеобразный человек, чуда к (разг.). Большой о.

Пародия - - и, ж. 1.Комическое или сатирическое подражание кому - чему - н. П. на стихотворение.

2. перен. Неудачное, вызывающее насмешку подобие чего - н., карикатура (во 2 знач.) на

Как мы видим, у каждого слова 2 значения. И сегодня, при разговоре о Базарове , они нам

Сегодня мы работаем в группах. Перед вами на столах выдержки из статей Писарева, Страхова

и Антоновича (см. приложение №1), тезисные планы этих статей, с ними вы работали дома, только что

созданные вами и выписанные из словарей определения. ( Слайд 4)

1. Какие из суждений оказались для вас неожиданными?

2. Выявить, кто из критиков находил в Базарове оригинал, а кто пародию?

3. Доказать, чья точка зрения вам ближе, с кем из критиков вы согласны или нет. Почему ?

Для ответа используйте цитаты из статей критиков и сам текст романа. Подборка языковых

На эту работу вам дается 10 минут , затем мы выслушаем по одному представителю от группы,

Помимо 3 рабочих групп у нас работает 4 специальная гру ппа.

Их задача – проработать весь материал, предназначенный для рабочих групп, и подготовить

Я напоминаю вам, что сегодня у нас не просто урок, а урок - дискуссия, который строится по

Мы приглашаем занять свои места экспертов. Они б у дут оценивать выступления

представителей, работу групп по определенному плану.

Итак, мы приглашаем представителей гру пп занять свои места .

Задача остальных – внимательно выслушать доводы каждой из групп, возможно, делать какие -

либо пометки и быть готовыми в конце высту пления всех представителей задавать вопросы и

высказывать свое мнение по поводу услышанного. Можно передавать свои вопросы в письменной

Выступление представителей от каждой гр у ппы. (См. приложение №4)

Слово представляется представителю группы № 1___________________

Слово представляется представителю группы № 2___________________

Слово представляется представителю группы № 3___________________

6. Переходим к обсуждению представленных выступлений. 7минут

- Итак, есть ли у вас вопросы к кому - либо из представителей?

Напоминаю, что при затруднении представитель может взять т айм - аут для обсужде ния вопроса

- Кто еще хочет высказать свое мнение по данной проблематике, задать дру г другу вопросы?

Пожалуйста, какие вопросы вы бы хотели задать работающим группам.

Сегодня мы услышали мнения критиков : Антоновича, Писарева, Страхова, - оценили их точки

зрения, а теперь я предлагаю вам еще один взгляд на Базарова с овременн ого режиссера Авдотьи

- Как вы думаете, кого увидела в Базарове А.Смирнова – оригинал или пародию?

Весь урок у нас работали 3 эксперта. Они оценивали и анализировали работ у гру пп,

выступления представителей от каждой гру ппы. Слово предоставляет ся ________________________ .

Мы услышали сегодня разные точки зрения критиков, ваши мнения , вопросы по поводу

сложным характером, а взгляды Писарева, Антоновича и Страхова помогли вам у твердить свое

Ее вы изложите письменно. Вам предлагае тся 4 вопроса на выбор, на один из них надо

1. Можно ли, на ваш взгляд, прийти к единому мнению о турге невском герое? Почему ?

Итак. Наш урок подошел к конц у . Всем спасибо. Оценки за у рок……………

1. Написать сочинение по роману на предложенные темы.

Васильевич Базаров, медик, юноша умный, прилежный, знающий свое дело, са моуверенный до

дерзости, но глупый, любящий ку теж и крепк ие напитки, проникнутый самым и дикими понятиями…

Сердца у него вовсе нет…О нравственном характере и нравственных качес твах героя и говорить

нечего; это не человек, а какое - то ужасное существо, просто дьявол, или, выражаясь, более

поэтически, асмодей. Он систематически ненавидит и преследует все, начиная от своих добрых

родителей, которых он терпеть не может, и оканчивая лягу шками, которых он режет с беспощадной

жестокостью. Никогда ни одно чувс тво не закрадывается в его холодное сердце; не видно в нем и

Тургенев оправдал и оценил его по достоинству . Базаров вышел из испытан ия чистым и

отталкивающее своими недостатками; напротив, его мрачная фигу ра величава и привлекательна.

…Базаров – теоретик; он человек странный, односторонне - резкий; он проповедует необыкновенные

вещи; он поступает эксцентрически; он школьник, в котором вме сте с глубокою искренностью

сочетается самое грубое ломанье;…он человек, чуждый жизни, то есть он сам чу ж дается жизни. …Он

- Что объединяет противоположные по мысли высказывания Писарева и Антоновича? Чем от

- Достоевский говорил о беспокойстве и тоске Базарова как о признаке великого сердца;

Антонович считал, что у героя сердца нет вовсе. С чьей точк ой зрения вы согласны, почему ?

существом, которое отравляет все, к чему ни прикоснется; у него есть друг, но и его он презирает и к

вокруг нее почти вовсе нет родственных ей элементов. Люди, окру жающие Базарова, ничтожны в

умственном отношении и никаким образом не могу т расшевелить его, поэтом у он и молчит, или

говорит отрывочные афоризмы, или обрывает начатый спор, чу вств уя его см ешную бесполезность.

Базаров не важничает перед другими, не считает себя ге ниальным человеком, непонятным для своих

современников…, он просто принужден см отреть на своих знакомых с верху вниз, потом у что эти

знакомые приходятся ему по колено; что же ему делать? … Не прикидываться же ребенком, чтобы

осуждения Базарова автор противопоставляет ему какое - нибудь из лиц, например, Павла Петровича,

или Аркадия, или Одинцову, - странно ошибаются. Все эти лица ничтожны рядом с Базаровым. И,

однако же, жизнь их, человеческий элемент их чу вств – н е ничтожны. Какое богатство человеческих

своем герое, как говорится, демоническую или байроническу ю нат уру,… но, с другой стороны, он

придал ему черты, по которым эта натура кажется самою дюжинною, или даже пошлою, по крайней

мере, весьма далекою от демонизма. И от этого выходит не характер, не живая личность, а ка рикату ра,

чудовище с крошечной головкой и гигантским ртом, с мале ньким лицом и пребо ль шу щим носом, и

романа. Он – представитель нашего молодого поколения; в его личности сгру ппированы те свойства,

которые мелкими долями рассыпаны в массах; и образ этого человека ярко и отчетливо

хотя он величественно проходит по сцене, торжествующий, поклоняемый, уважаемый, любимый и

оплакиваемый, есть, однако же, что - то, что в целом стоит выше Базарова. …это высшее – не какие -

- Какие новые для вас взгляды на Базарова были представлены в отрывках из статей Писарева,

3. Думал ли Тургенев, что Базаров станет загадкой и для следу ющи х поколений?

4. Кому легче понять Базарова: его современникам или людям нашего време ни?

5. Какие мнения критиков показались вам наиболее интересными?

6. Какие мнения критиков показались вам наиболее спорными?

2. Показана ли представителем гру ппы значимость проблемы.

3. Насколько ясно и логично был представлен ответ от каждой группы.

4. Была ли опора на текст? Каким образом? (Цитирование, примеры эпизодов, анализ

5. Какая из групп представила наиболее у бедительн у ю аргументацию и адекватную

6. Кто показал наиболее яркую способность выражать собственное мнение,

коммуникативные навыки, грамотну ю монологическую речь.

7. Какие вопросы, интересные и важные для раскрытия темы дискуссии, прозвучали.

8. Соответствует ли сформулированная в начале дискусс ии цель пол у ченным результ атам

9. Кто самый дипломатичный, самый творческий, самый интеллигентный участник

Неожиданным для нас было мнение критика М.А.Антоновича.

Оценка критика интересна, но мы не совсем согласны с его у тверждением о том, что Базаров

Базарова в портрете, который дает нам автор во 2 главе романа.

Глупый человек не смог бы одержать верх в споре с П.П . Кирсановым по таким серьезным

На глупого человека вряд ли смогла обратить внимание и заинтерес оваться им такая умная

предстает перед нами не только самоуверенным нигилистом, но и философом.

Поэтому в данном вопросе нам гораздо ближе точка зрения Писарева, который говорит, что

Также можно поспорить с Антоновичем о нравственных качествах героя.

Базаров, будучи циничным на словах, в душе человек нравственн ый.

А перед лицом смерти вообще проявляются лучшие качества Базарова: нежность и забота о

родителях, скрытая за внешней суровостью, поэтическая любовь к Одинцовой, жажда жизни, сила

В том, что «он (Базаров) система тически ненавидит и преследует все, начиная от своих добрых

родителей, которых он терпеть не может, и оканчивая лягу шками, которых он режет с беспощадной

А уж о ненависти к родителям и говорить не приходится. На прямой ответ Аркадия:

Если говорить о холодном сердце, то и здесь можно поспорить с Антоновичем. А как же

любовь к Одинцовой, к родителям, чувство дру жбы к Аркадию? Базарову тяжело расставаться с ним,

и нежных слов на прощание он не говорит не потому , что их у него нет, а потому что «это уж е

Ну и уж никак нельзя назвать Базарова ужасным с уще ством, дьяволом и асмодеем.

критики нашли в образе Базарова, конечно же, оригинал, а вот Антонович – пародию . С ним мы не

Неожиданным для нас оказались суждения всех 3 критиков. Нам кажется, что Базаров вовсе не

расположение, вспомним сцену прощания Базарова с Аркадием: « …есть у меня другие слова, только я

презрении, а о глубоком задушевном чувс тве, о боли расставания с другом.

Да и последователей своих (Ситникова и Ку кшин у ) он не ненавиди т, а скорее презирает:

«Ситниковы нам необходимы. …мне нужны подобные олу хи. Не богам же в самом деле горшки

Если говорить о высказывании Писарева, то здесь неожиданным для нас было выс казывание,

Нельзя отказать в уме ни братьям Кирсановым, ни Аркадию, ни Одинцовой. А если и смотрит

Базаров на своих знакомых сверху вниз, то это из - з а своей чрезмерной сам оуверенности,

нетерпимости к противоположным мнениям, своего сильного характера.

Также вызывает сомнение высказывание Страхова о том, что «все эти лица (П.П, Аркадий,

П.П. - человек с сильным характером, яркая личность, горд и самолюбив, не поддаются чу жому

влиянию и умеет подчинить себе дру гих. Этим он очень похож на Базарова. Поэтому они и спорят, и

терпеть друг друга не могут, потому что они дру г друга стоят.

Одинцова также личность сильная, незаурядная, умная, под стать са мому Базарову. Она на

голову выше окружающих по развитию и миропониманию.

Да и Аркадий на протяжении романа приобретает свое м нение и перестает слепо верить

Но с дальнейшим высказыванием Страхова можно согласиться: « И, однако же, жизнь их,

человеческий элемент их чувс тв – не ничтожн ы. Какое богатство человеческих чувств! Какая глубина

Если говорить об оригинале и пародии, то Базаров, несомненно, оригинал, а пародией можно

усвоивших самые внешние, второстепенные и отнюдь не лучшие че рты нигилизма. Эти фиг уры,

можно сказать, оттеняют своей ничтожностью масштаб личности Базарова , но одновременно

Трудно согласиться с Антоновичем в том, ч то Базаров – нат ура демоническая, асмодей, дьявол,

злой дух. Как мы видим в конце романа, зла Базаров не причинил никому, а только самому себе, а это

никак не соотносится с демонизмом. Базаров не смог ничего и никого разрушить, а вот по поводу

самого себя у него возникли сомнения. А ведь демоны не занимаются са моразрушением.

Вызывает сомнение и знак равенства, который ставит Антонович между нат урою де монической

и байронической. Сильну ю, ярк ую личность, находящу юся в трагическом поединке со своей судьбой,

своими взглядами, с обществом нельзя назвать демоном, дюжинною, пошлою натурой. Сам автор в

можно поспорить. Базаров – один из самых ярких героев русской литерату ры. На протяжении всего

романа он проявляет цельность своей натуры, силу воли и чу вство собственного достоинства. А это

говорит о сильном, настоящем характере - оригинале, а не о злостной карикат у ре – пародии.

Писарев достойно отвечает св оим мнением о Базарове Антоновичу:

« Базаров, человек сильный по уму и по характеру, составляет центр романа. Он –

представитель нашего молодого поколения; в его личности сгру ппирован ы те свойства, которые

мелкими долями рассыпаны в массах; и образ этого челове ка ярко и отчетливо вырисовывается перед

«…Базаров головою выше всех дру гих лиц , хотя он величественно проходит по сцене,

торжествующий, поклоняемый, уважа емый, любимый и оплакиваемый, есть, однако же, что - то, что в

целом стоит выше Базарова. …это высшее – не какие - нибудь лица, а та жизнь, которая их

Сама жизнь, действительно, оказалась выше Базарова. Жизнь, законы которой он не захотел

понять и принять. Она нанесла ему в финале романа ответный у дар. Она не простила Базарову его

Но испытание смертью герой выдерживае т достойно, он очищается от всего наносного ,

Читайте также: