Базаров и раскольников можно ли строить жизнь по теории сочинение

Обновлено: 05.07.2024

Студенты часто становились героями произведений русской литературы 19 века. И это неудивительно, ведь студенчество всегда являлось прогрессивным слоем общества, отстаивающим различные передовые идеи. Студенческая молодежь развивала философские, общественные, морально-нравственные теории, стремилась изменить к лучшему себя и окружающий мир.

Чтобы испытать себя и свою теорию, Родион решается на преступление нравственного закона – убийство. Но сама мысль о насилии вызывает у Родиона отвращение. В его сне-воспоминании о лошади, которую секут по глазам, проявляется истинная сущность этого героя. По своей природе Раскольников – глубоко нравственный человек, добрый, мягкий, милосердный. Но, в то же время, он горд, самолюбив до крайности, высокомерен. Родион хочет убедиться, что он не такой, как все, что он человек особой породы. Поэтому Раскольников все же идет на преступление.

Евгений Базаров – тоже студент. Он будущий медик, увлекается естествознанием, проводит всевозможные опыты. Этот герой также, как и Раскольников, умен и талантлив, но небогат. Он происходит из семьи разночинцев, его отец всю жизнь прослужил уездным лекарем.

Таким образом, мне кажется, можно вывести основное различие между Базаровым и Раскольниковым. Достоевского интересует душа Родиона Раскольникова, его личность. Для этого писателя его герой – это, прежде всего, человек, со своими мыслями, чувствами, проблемами. Поэтому Раскольникову дан шанс на преображение и воскресение.

Для Тургенева же Базаров – это прежде всего представитель нигилистического движения. Тургенева интересует именно психология нигилиста. Поэтому в судьбе своего героя этот писатель изображает свое отношение к нигилистическому течению в общем. И поэтому Базаров, многое поняв, все же умирает, так и не сумев стать счастливым.

Петербург – волшебный город, который имеет давнюю историю, свои особенности, даже собственные жизненные убеждения, если можно так говорить о не одухотворенный образ. Петербург известен не Читать далее

Федор Михайлович Достоевский вошел в классическую литературу как гениальный художник-гуманист, тонкий психолог. Его произведения не отличаются замысловатостью действия или хитросплетениями интриг, автор не уделяет этому Читать далее

Следователь Порфирий Петрович из романа "Преступление и наказание" — умный и тонкий психолог. Необычная форма ведения допроса (постоянное подслушивание) сбивает с толку Раскольникова и убеждает, Читать далее

Роман “Преступление и наказание” — это психологический анализ преступления, которое совершил бедный студент Родион Раскольников, убивший старуху-процентщицу. Однако речь идет о необычном уголовном деле. Это, Читать далее

В одном из своих лучших романов - “Преступление и наказание” — Федор Михайлович Достоевский ставит множество вопросов, ответы на которые он ищет, анализируя преступление, совершенное Читать далее

Великий русский писатель Федор Михайлович Достоевский стремился показать пути нравственного обновления человеческого общества. Человек — это тот центр жизни, к которому прикован взгляд писателя. “Преступление Читать далее

2. Базаров, нигилизм. Что это, что включает в себя и т. д.

3. переход к Раскольникову. Его теория, всё тож самое крч как и с Базаровым

4. вывод: можно ли жить по теории или нет.

Что роднит и различает Базарова в Раскольникова? Оба они, молодые люди, ищут свое место в жизни, оформляют свои взгляды на нее. Базаров пробует свои силы в естествознании, а Раскольников испытывает себя на избранность, принадлежность к числу сверхлюдей. Если первый не придает власти никакого значения, то для Родиона это чуть ли не самое главное в жизни. Оба героя чрезвычайно самолюбивы, только Базаров в своем самолюбии стремится к свободе, независимости от чужого влияния, а Раскольников к власти.
Оба идут по жизне по каким-то, хотя довольно близким ориентирам, так как у каждого из них есть система взглядов и ценностей. Руководствуясь своими идеями, они совершают те или иные поступки. Убеждения Базарова и Раскольникова во многом похожи, хотя это не бросается сразу в глаза.
Теории обоих подразумевают деление людей на две группы: простых и сверхлюдей. Только Базаров говорит об этом как бы вскользь ("Не богам же, в самом деле, горшки обжигать!"), а у Раскольникова это составляет основу всей теории. Кстати, оба считают, что относятся ко второй категории людей. (У Родиона это до поры до времени). Идея Базарова - непризнание авторитетов и принципов существующего строя и религии, духовных и материальных ценностей. Сущность теории Раскольникова - признание права сверхлюдей на преступление во имя некой цели, а следовательно, отрицание нравственных принципов. На основе этих признаков можно назвать взгляды Базарова вульгарно материалистическими и безнравственными, а Раскольникова - откровенно фашистскими.

На примере двух литературных героев - Базарова и Раскольникова - мы видим картину развития и упадка нигилизма, прошедшего путь от безобидной базаровской модели до страшной раскольниковской. Создателями этих образов вскрыта антигуманная сущность этого явления, его оторванность от национальных корней, его отрицание и очернение всей жизни народа, всех ее сторон, отсутствие в нигилизме каких бы то ни было идеалов, осквернение религии, в которой он усматривал лишь суеверия и предрассудки, тогда как возможен более широкий подход к ней (Катерина в "Грозе"). За все это сильно доставалось Писареву и другим теоретикам нигилизма в полемике с Достоевским. Несомненно, у этого течения есть положительные черты, как, например, отношение к общественному устройству, старой морали, но это не заслоняет отрицательных сторон этого учения.

Базаров и Раскольников очень похожи: у них во многом совпадают взгляды на жизнь, характеры, они оба способны творить добро, оба оказываются в противоречии и т. п. Но есть и различия, в основном обусловленные разными условиями жизни двух героев. Отсюда в Раскольникове появляется и отчаяние, и обостренное чувство справедливости, и ненависть. Всего этого нет в Базарове.

Несмотря на ошибочность своих воззрений (а у Раскольникова и жестокость), оба молодых человека вызывают скорее не ненависть и порицание, а сочувствие - сочувствие к трагической судьбе обоих. У них есть чему поучиться: у Базарова - силе воли, стремлению к познанию, у Раскольникова- способности проявлять благородство и сострадание в самые тяжелые моменты жизни.

Цели романов "Отцы и дети" и "Преступление и наказание" были разные, но была одна общая - обличение пороков антигуманных форм общественных отношений. И большую роль в достижении этой цепи сыграли образы Евгения Базарова и Родиона Раскольникова, тем самым внеся большой вклад в дело гуманизма.

3) воспитательная – формировать гуманизм, нравственные ценности, а также социальные компетенции (умение жить в обществе).

Тип урока: урок-размышление

Аппаратные и программные средства:

  1. Художественный текст (изучение, понимание, интерпретация, своеобразие художественного слова писателя).
  2. Дидактический материал (цитатный лист, таблица аргументов).
  3. Словарь Ожегова (расширение общекультурного кругозора через понятие, лексического значения слова).
  4. Проектор, компьютерная презентация (наглядность, подведение промежуточных выводов).
  5. Дифференцированное домашнее задание на карточках (экономия времени для записи на уроке).
  6. Учебники по литературе для 10 класса Лебедева и Сахарова, Зинина.
  7. Интернет.

Ход урока

Оргмомент.

Эмоциональный вход.

Жизненные примеры несовпадения теории и практики (правило учим по русскому языку, но не можем его применять, пишем с ошибкой. Всем известно, что обманывать нехорошо, а все люди лгут, пусть иногда во благо, во спасение). Бывают также такие ситуации, в которых точное соблюдение правил и предписаний невозможно. Задумывались ли вы когда-нибудь, почему это происходит? Жизнь ставит людей в такие тупики, когда с точки зрения логики безнравственным становится само неукоснительное требование нравственности. (брак по расчету Дуня-Лужин).

Дети: Теория неотделима от практики, она и создается для того, чтобы быть проверенной на практике. Но чаще всего случается так, что они не совпадают.

У: А что такое теория?

Дети: Какое-то положение, которое надо доказать и т.п.

У: Обратимся к словарю Ожегова. Теория – учение, система научных принципов, идей, обобщающих практический опыт и отражающих закономерности природы, общества, мышления. Теория – совокупность обобщенных положений, образующих науку или раздел какой-либо науки. Теория – сложившееся у кого-нибудь мнение, суждение, взгляд на что-то. Это комплекс взглядов, представлений идей, направленных на истолкование и объяснение какого-либо явления.

У: Какое понятие нам будет нужно?

Дети: Нам нужно будет 3-е понятие.

1.Цель теорий обоих героев

Поиск лучшего пути для России, изменить жизнь к лучшему. Только какими средствами?

2.Сущность теории.
Что общего? Что различного?

Это нигилизм – отрицание общепринятых ценностей, идеалов, моральных норм, культуры. В русской культуре 19 века 2 половины нигилистами называли представителей радикального течения разночинцев-шестидесятников, отрицавших изжившие себя социальные устои крепостничества и религиозную идеологию. Они проповедовали материализм и атеизм.

3. Какие факторы повлияли на формирование данных теорий в сознании героев?

Мир петербургских углов (нищета, несправедливость, ужас существования людей).

честность, порядочность, благородство, неравнодушие к жизни народа, страны заставляли размышлять героев о том, что в обществе нужны реформы, что нужно что-то перестраивать, решительность

великодушие, доброта (у Раскольникова)

4. Как вели себя Раскольников и Базаров, увлеченные своими идеями? Приведите цитаты. Как теория отражалась в их поведении?

5. Отношение к близким

Грубость, отчуждение, жестокость, стремление избегать их, ложь. С другой стороны – забота, привязанность, любовь.

Грубость, бездушие, пренебрежение. И искреннее, и напускное.

6. Реализация теории на практике

7. Результат

Понял, что он ошибался. Глубокое разочарование. Осознание своей ненужности. Смерть. Перед нами уже другой человек.

8. Причины краха теории

1) индивидуализм, а человеку не свойственна полная изоляция – физическая и духовная, без общества человек не может.
2) натура (природные нравственные качества)
3) гордыня, презрение к людям, желание власти
4) любовь, дружба
5) случайность (убийство Лизаветы)

  1. индивидуализм
  2. гордыня, презрение к людям
  3. испытание любовью
  4. испытание смертью

Индивидуализм – нравственный принцип, ставящий интересы отдельной личности выше интересов общества.

Итак, мы с вами развенчали теории Раскольникова и Базарова, убедились в том, что они не жизненны. Значит ли это, что нет смысла создавать теории?

- Но это невозможно. Любая эпоха рождает идеи, теории.
- Не входить в крайности.
- Не углубляться в индивидуализм, не ставить себя выше людей, не преступать черту, не терять духовности. Помнить, что человек, каким бы он ни был, - живая душа, уничтожать которую никто не вправе.
- Нельзя спасать одних людей ценой жизни других.

1. Нужно, потому что жизнь превратится в хаос. Теории упорядочивают жизнь.

1.Жизнь сложнее любой теории, невозможно предусмотреть все факторы.

2. Теории выступают двигателем прогресса.

3. Если она не противоречит гуманным, нравственным законам.

3. Никакие прогрессивные идеи не могут оправдать бездушия и жестокости

4. Всегда есть вероятность того, что гениальная идея, теория для блага человечества, будет использоваться корыстными, властолюбивыми людьми (теория атома, ядерное оружие)

Я думаю, что вам не раз в жизни придется в этом убедиться. Мне понравилась ваша работа на уроке. Особенно активными были…(Оценки).

Домашнее задание:

1) Написать письмо Раскольникову о его теории от имени молодого человека – нашего современника.

Приложения:

Читайте также: