Базаров и аркадий сравнительная характеристика сочинение

Обновлено: 28.06.2024

В произведении "Отцы и дети" автор поднимает тему отношений "ученика" и "учителя", которыми являются Аркадий Кирсанов и Евгений Базаров. Аркадий и Евгений приятели, на первый взгляд они очень схожи в своих убеждениях, и Аркадий полностью разделяет мнение Базарова, считает себя его последователем, а Евгения "учителем". Но вскоре более явными становятся различия между ними и их жизненные пути расходятся.

Базаров это очень трудолюбивый человек с ясным умом, большой волей, человек, который независим в своих поступках и имеет собственное мнение. Базаров является олицетворением нигилизма, он не признает поэзию и в целом искусство, говорит о том, что ученый полезнее всякого поэта. Базаров также отрицает нынешний государственный строй и религию. Он не мог найти компромисса и понимания ни с дворянами, ни с обычными людьми.

Однако были и те, кто разделял взгляды и убеждения Евгения Базарова.

Но все же как таковых последователей у Базарова нет: Аркадий зависим от Евгения, но во многом отличается от него, например, Аркадий восхищается природой, говоря со своим отцом, он ничего не имеет против того, что его отец читает Пушкина или играет на флейте. Поначалу Аркадий соглашается с Базаровым, развивает его мысли, защищает перед своим дядей Павлом Кирсановым, который неоднократно вступал с Евгением в спор, а однажды между ними случилась дуэль. В скором времени Аркадий осознает, что нигилизм не для него: он не против искусства, любви и природы. Между приятелями назревает конфликт.

Базаров также убеждается в том, что он и Аркадий во много отличаются друг от друга. Евгений видит, что его приятель не готов к кардинальным переменам в жизни общества и не разделяет нигилистические взгляды Базарова. Аркадия немного задевают резкие высказывания Базарова, его излишняя прямолинейность, он осознает насколько они разные. В жизни Аркадия появляется новый человек, с которым их взгляды во многом схожи, речь идет о Катерине Локтевой. С этой девушкой он и нашел свое семейное счастье, которое не получил Базаров. Пути Евгения и Аркадия разошлись, Базаров остался без последователей и вскоре умер, Аркадий же счастлив со своей женой.

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

С первых слов Кирсанова, обращенных к другу, или даже по тому, как Аркадий представляет друга своему отцу, становится понятно, что тот покорен Базаровым, который стал для младшего Кирсанова не просто знакомым, другом, а учителем, наставником.

Когда дядя Аркадия спрашивает у племянника, что из себя представляет Базаров, Кирсанов с огромной гордостью отвечает, что тот нигилист. Видимо, именно теория нигилизма привлекла молодого человека и заставила обратить внимание на Базарова. Не до конца вникнув в теорию, а скорее зная лишь ее азы, Аркадий уже яростно защищает ее от нападок дяди. Но младший Кирсанов видит в нигилизме лишь отрицание, которое станет отличной опорой для строительства нового.

Базаров же настроен куда более воинственно. Он не просто считает, что нужно почти все отрицать и расчищать прошлое для строительства нового. Его отрицание идет рядом с цинизмом. Его желание, им же самим выраженное – ничего не делать. Но оно идет не от непреодолимой лени, а от понимания, что один он – лишь ничтожная песчинка и осознания своей ничтожности в попытках единичных действий.

Аркадий вырос в совершенно другой среде, его отец более образован, чем родители Базарова, обычные крестьяне. Дядя Кирсанова – интеллигент, джентльмен, англоман, аристократ. Но Евгений больше Аркадия любит свой народ, он гордиться его победами и страдает от его невежества, он чувствует боль в связи с тем, что не может вытащить простых людей, таких как его родители, из нищеты. Евгений более реалист нежели Аркадий. И Аркадий, который с детства любит музыку, стихи, пародируя Базарова, пытается забросить свои увлечения и даже начинает отрицать пользу музыки и литературы.

По-разному друзья проявляют себя и в любви. Стоило лишь Аркадию встретить женщину и влюбиться в нее, как он забывает всячески интерес к нигилизму. Он влюблен, а значит он вновь верит в чувства. Он отдается своему чувству.

Евгений же, даже понимая, что влюбился в Одинцову, всячески отрицает это, в первую очередь оправдываясь перед самим собой.

После проверки любовью друзья расходятся и никогда уже не увидятся: Евгений умирает, заразившись инфекционной болезнью, спасая мальчика, а Аркадий наверняка женится, родит детей и станет добрым помещиком, как и его отец.

Главным героем данного романа является Евгений Базаров. Он достаточно волевой персонаж, грамотный, всегда имея свое мнение. Его задача показать всем, что время протекает быстро и это неумолимо сказывается на общественных изменениях. То есть, все нажитые идеалы, мысли и стремления прошлого, там и остались. Базаров отвергает полностью все, что не кажется ему интересным. Он материалист и не признает веще, которые невозможно потрогать руками. Исходя из этого напрашивается вывод, что он скептически относится ко всем возможным чувствам.

Базаров — положительный персонаж. Он умен, трудолюбив, находчив и с реалистичным взглядом на жизнь. Но, конечно же, не обходится и без отрицательных качеств. В первую очередь этот человек совершенно не может мириться с другим мнением, если ему нет никаких доказательств. Он не считает, что старшее поколение нужно слушать, ведь они больше знают. Базаров — это наглядный пример современного молодого человека. Его не смущает безразличие к музыке, эстетике, искусству и стихам. Совершенно не понимает красоту природы и людей, которыми всем этим восхищаются. Романтика такому поколению тоже чужда, даже дружить с другим человеком достаточно тяжело. Самое удивительное, что Базаров настолько увлекся своим материалистичным взглядом на жизнь, что перестал совершенно признавать сыновью привязанность к родителям. Он относится к ним, как простым людям.

Учитель проверяет на плагиат? Закажи уникальную работу у нас за 250 рублей! Более 700 выполненных заказов! Напишем в день заказа!

Связаться с нами:

Заказать уникальную работу за 250 руб.

Противоположным персонажем Базарову становится Павел Кирсанов. Он идеалист, либерал. Он верит в чувства и знает, что это такое. Ведь сам когда-то любил девушку, которая не ответила взаимностью, и Кирсанов тяжело переживал. Базаров же слишком грубо и резко ответил на такую ситуацию. Он сказал, что Павел не мужчина, раз позволил чувствам к женщине управлять собой. Двое мужчин сразу не возлюбили друг друга. Споры у них были полностью во всем, обще между ними найти тяжело. Разве что они оба были достаточно образованными. Базаров не соглашался с тем, что поэт может быть полезнее химика, что позерство и притворство — это норма для мужчины. Павел же в свою очередь не имел силы резко кому-то ответить или же так жестко отстаивать свое мнение. Тем более Кирсанов полностью поддерживал старый устрой и был согласен со всеми старшими людьми.

Евгений Базаров и Аркадий Кирсанов: сравнительная характеристика

Роман “Отцы и дети” создавался в то время, когда был поставлен вопрос об отмене крепостного права, когда обострились противоречия между либералами и демократами. Как настоящий художник, творец, Тургенев сумел угадать настроение своего времени, появление нового типа, типа демократа-разночинца, который пришел на смену дворянской интеллигенции. Главная проблема, поставленная писателем в романе, уже звучит в названии, которое имеет двойной смысл. С одной стороны, это проблема поколений, с другой — конфликт двух социально-политических сил, действовавших в России в 60-е годы XiX века: либералов и демократов. Евгений Базаров и Аркадий Кирсанов в силу возраста должны бы принадлежать к одному лагерю, но это не так. Базаров — новый человек, представитель тех молодых деятелей, которые “драться хотят”, нигилистов. Он — за новую жизнь и до конца остается верен своим убеждениям. Он является основным и единственным выразителем демократической идеологии. А вот Аркадий по своим взглядам на жизнь безусловно относится к “отцам”, хотя искренне увлекается необычными взглядами своего “учителя”, стремится подражать ему и выдает себя за такого же нигилиста. Впрочем, часто забывая о своем “нигилизме”, о своей новой роли, Аркадий выдает идейное родство со старшим поколением. Не случайно он то и дело защищает их, пытаясь убедить Базарова, что Павел Петрович — хороший, а Николай Петрович — “золотой” человек. Тургенев при характеристике героев чаще всего использует диалог и портрет. Диалог — наиболее подходящая форма для передачи сущности политических и философских споров, происходящих в романе. В необыкновенно остром диалоге раскрывается и основной конфликт Базарова с Аркадием Кирсановым. “Ваш брат дворянин дальше благородного смирения или благородного кипения дойти не может, а это пустяки. Вы, например, не деретесь — и уж воображаете себя молодцами, — а мы драться хотим”. С Аркадием он расходится в главном — в представлениях о жизни, о назначении человека. Их взаимоотношения нельзя назвать дружбой, потому что дружба невозможна без взаимопонимания, дружба не может быть основана на подчинении одного другому. На протяжении всего романа наблюдается подчинение слабой натуры более сильной: Аркадия — Базарову. Со временем Аркадий приобретает свое мнение, перестает повторять слепо суждения и мнения нигилиста и выражает свои мысли. Разница между героями видна в их поведении в поместье Кирсановых. Базаров занимается работой, изучением природы, а Аркадий бездельничает. Базаров — враг отвлеченной науки, оторванной от жизни. Он за науку, которая была бы понятна народу. Базаров — труженик науки, он неутомим в своих экспериментах, всецело поглощен любимой профессией. Аркадий — совсем другой, мы чувствуем, что этот человек какой-то вялый, слабый, ограниченный. В образе Аркадия раскрывается несостоятельность либералов. Аркадий ничем не занимается, из серьезных дел его по-настоящему ни одно не увлекает. Для него главное — уют и покой. Тургенев постепенно раскрывает нам разницу в мировоззрениях приятелей — во взглядах на основополагающие жизненные ценности: любовь, поэзию, природу. Очевидно сопротивление Аркадия взглядам Базарова: постепенно “ученик” выходит из-под власти “учителя”. Суть различий между ними, по-моему, — в отношении к людям. Базаров (по его собственному признанию) ненавидит многих, а у Аркадия нет врагов. Один — чересчур резок, безапелляционен, второй — чересчур мягок, “бесхребетен”. “Ты нежная душа, размазня”, — говорит Базаров, понимая, что Аркадий уже не может быть его сподвижником. “Ученик” не может жить без принципов. Этим он очень близок к своему либеральному отцу и Павлу Петровичу. Аркадий — человек, принадлежащий старому поколению, поколению “отцов”. Я далек от того, чтобы выносить нравственные оценки “отцам” и “детям”: слишком много в каждом поколении хорошего и плохого, много противоречивого. Суть моего сочинения в другом: являясь представителями одного поколения, Евгений Базаров и Аркадий Кирсанов в итоге не могут найти общего языка. Переломный момент эпохи проходит сложно, делит людей на “отцов” и “детей” независимо от возраста.

Здесь Вы можете ознакомиться и скачать Базаров и Аркадий. Сравнительная характеристика.

Если материал и наш сайт сочинений Вам понравились - поделитесь им с друзьями с помощью социальных кнопок!


В 1862 году Тургенев пишет роман “Отцы и дети”. В этот период намечается окончательный разрыв между двумя общественными лагерями: либеральным и революционно-демократическим. В своем произведении Тургенев показал человека новой эпохи. Это демократ-разночинец Базаров.

На протяжении всего романа рядом с Базаровым находится его друг Аркадий. Они вместе учатся на медицинском факультете университета. Их связывает несколько лет дружбы.

Аркадий попадает под влияние Базарова, хочет быть похожим на него. Он искренне разделяет его взгляды.

Примкнуть к нигилистам Аркадия заставляют “молодая смелость да молодой задор”. Но он не руководствуется идеями Базарова в жизни. Они не становятся органической частью его, поэтому Аркадий так легко впоследствии от них откажется. Революционно-демократический идеал счастья — деятельность на благо народа, несмотря на личные невзгоды. Аркадий не готов к этому, так как он “мяконький либеральный барич”. В “молодом задоре” либералы не идут дальше благородного кипения, а для Базарова это — “пустяки”. Либералы не “дерутся”, а “воображают себя молодцами; революционеры же драться хотят”. Давая оценку Аркадию, Базаров отождествляет его со всем либеральным лагерем. Избалованный жизнью в дворянской усадьбе, Аркадий “невольно любуется собою”, ему приятно “самого себя бранить”. Базарову это скучно, ему “других ломать надо”. Аркадию только хотелось казаться революционером, в нем было много юношеского позерства, а в душе он всегда оставался “либеральным баричем”.

Аркадий ценит Базарова за силу воли, энергичность, умение работать. В имении Кирсановых Базарова принимают радушно. Аркадий просит родных позаботиться о друге. Но революционный демократизм Базарова абсолютно не вяжется с либеральным аристократизмом дома Кирсановых. Он не вписывается в их жизнь, полную праздности. И здесь, в гостях, Базаров продолжает работать. Образ жизни друзей в имении выражен одной фразой: “Аркадий сибаритствовал, Базаров работал”.

Природу Базаров считает не храмом, но мастерской, а человека в ней — работником. Для Аркадия, как и для всех Кирсановых, природа — объект любования, созерцания. Базаров же возражает против молитвенного созерцания природы, барского наслаждения ее красотой. Он требует активного отношения к ней. Сам он относится к природе как заботливый хозяин. Природа радует его тогда, когда он видит плоды активного вмешательства человека в нее.

По-разному относятся друзья и к любви. Базаров тут скептик. Он говорит, что с женщиной только дурак может чувствовать себя свободно. Впрочем, знакомство с Одинцовой меняет его взгляды на любовь. Но Одинцова — барышня-эпикурейка. Покой для нее превыше всего. И она не дает разгореться зарождающемуся в ней чувству к Базарову.

Идеал же Аркадия — как раз в семье, в имении, в чем он еще больше убеждается после знакомства с Катей.

Базаров близок к крепостным людям. Он для них “свой брат, не барин”. Это подтверждает и его речь, в которой много народных пословиц и поговорок. Аркадий же для своих крестьян всегда остается барином, хозяином.

Базаров слишком требователен к себе. Он говорит Аркадию, что “каждый человек сам себя воспитать должен”. Его нигилизм приводит к тому, что он начинает стыдиться естественных человеческих чувств. Он стремится подавить в себе их проявления. Отсюда — сухость Базарова даже по отношению к близким ему людям. Но на вопрос Аркадия, любит ли Базаров своих родителей, он отвечает просто и искренне: “Люблю, Аркадий!”

Базаровский нигилизм приводит к отрицанию старого и нового искусства. Для него “Рафаэль гроша медного не стоит. ”. Он полагает, что “в 44 года играть на виолончели глупо”, а Пушкина читать — “никуда не годится”. Искусство он считает формой наживы. Для него “порядочный химик полезней всякого поэта”, а искусство не способно что-то изменить в жизни. И это — крайность базаровского нигилизма. Герой подчеркивает значение ученых для России, так как в науке Россия тогда отставала от Запада.

Аркадий и Базаров как бы противостоят друг другу, и в этом — конфликт романа, выраженный приемом контраста.

Таким образом, разрыв Базарова и Аркадия неизбежен. Аркадий не готов к “терпкой, горькой бобыльной жизни” демократа. И друзья прощаются навсегда. Базаров расстается с Аркадием, не сказав ему ни одного дружеского слова. Он говорит, что у него для Аркадия есть другие слова, но высказать их —для Базарова романтизм.

Базаров умирает, оставшись верным своим убеждениям. Именно перед смертью проверяется их сила. К Аркадию нигилистические убеждения не привились. Он понимает, что жизнь революционного демократа не для него. Базаров умирает нигилистом, а Аркадий остается “либеральным баричем”.

В романе Тургенева “Отцы и дети” изображена эпоха, когда в России назревали значительные перемены. Как раз в это время обострился кризис крепостнической системы, обострилась борьба между революционерами-демократами и либералами. В это время формируется новый тип человека – человека дела, а не фразы.

В центре борьбы стоит фигура революционера-демократа. В образе Базарова писатель отразил черты
этого общественного и человеческого типа. Базаров – мощная личность. Не разделяя
взглядов своего героя, автор создает трагическую

фигуру, душу которого разрывают противоречия. Противоречие в жизни героя разрешается закономерным трагическим финалом – он погибает.
В романе есть совсем иные персонажи, по видимости, разделяющие взгляды Базарова, увлеченные современными идеями. Однако Тургенев показывает глубокое различие между “учителем” и “учениками”.
В Марьине Базаров – гость, который отличается своим “демократическим” обликом от хозяев-помещиков. С Аркадием он расходится в главном – в представлении о жизни, хотя поначалу они считаются друзьями. Но их взаимоотношения нельзя назвать дружбой, потому

что дружба невозможна без взаимопонимания, к тому же дружба не может быть основана на подчинении одного другому.

На протяжении всего романа наблюдается именно подчинение слабой натуры Аркадия более сильной натуре Базарова. Но все-таки Аркадий постепенно приобретал свое мнение и переставал все повторять за Базаровым.
Разница между героями видна в их поведении. В имении Кирсанова Базаров занимается работой, изучением природы. Главное его дело – это естественные науки, изучение природы и проверка теоретических открытий на практике.

Базаров идет в ногу со временем, так как увлечение наукой является типичной чертой культурной жизни России. Аркадий – совершенная противоположность, он ничем не занимается. Ни одно из серьезных дел его по-настоящему не увлекает.

Для него главное – уют и покой, а для Базарова – не сидеть сложа руки, трудиться, двигаться.
Совершенно разные суждения можно от них услышать по отношению к искусству. Базаров отрицает Пушкина, причем необоснованно. Аркадий пытается доказать ему величие поэта.

Аркадий всегда аккуратен, опрятен, хорошо одет, у него аристократические манеры. Базаров же не считает нужным соблюдать правила хорошего
тона, которые, как мне кажется, столь важны в дворянском быту. Это сказывается во всех
его привычках, манерах, внешнем виде.
Самый крупный спор у них произошел, когда разговор зашел о роли природы в жизни
человека. Здесь уже видно сопротивление Аркадия взглядам Базарова, постепенно ученик” выходит из-под власти своего “учителя”. Базаров ненавидит многих, а у Аркадия нет врагов. Аркадий уже не может быть сподвижником Базарова. “Ученик” не может жить без принципов.

Этим он очень близок своему либеральному отцу и Павлу Петровичу.
Зато Базаров перед ними предстает как человек нового поколения, которое пришло на
смену “отцам”, не способным решить основные проблемы эпохи. Аркадий – человек,
принадлежащий старому поколению, поколению “отцов”.
В романе И. С. Тургенева “Отцы и дети” противопоставляется действие и бездействие через людей, совсем разных по характеру.
Базаров до конца дней был верен своим убеждениям несмотря на то, что потерял всех своих друзей. Он не потерял веру в те идеи, к которым стремился всю жизнь. Мне нравится в Базарове его живость, энергичность, подвижность.

Ему надоело жить старой жизнью, по старым законам. Он хотел лучшей жизни для народа и для всей России.
А Аркадий отошел от убеждений Базарова, как только вернулся домой к своей обычной жизни. Для него нигилистические убеждения были только модой, стремлением подражать “новому поколению”. Но такая жизнь не для него.

В конце концов он женился и зажил тихой мирной жизнью, как когда-то его родители.
Мне кажется, да и каждый согласится со мной в том, что такие, как Базаров, нужны России и нынешней, и будущей.

Читайте также: