Бар жырымны илгэ багышладым сочинение

Обновлено: 04.07.2024

Подводя итоги уходящего года, педагогический коллектив рассматривает и анализирует весь учебно-воспитательный процесс как единое целое. Воспитательная работа школы охватывает весь педагогический процесс, интегрируя учебные знания, занятия в объединениях дополнительного образования, экскурсионную деятельность, внеклассные и внешкольные мероприятии.

Воспитание свободной творческой личности предполагает иные условия, подходы в соответствии с закономерностями и общими принципами школы. Главный принцип воспитательной работы – воспитывающее обучение, целью которого является воспитание творческой личности, признание его индивидуального своеобразия, его права проявлять своё

Невозможно представить себе жизнедеятельность школы без определения конечных результатов своей работы, без попытки определить, каким будет завтрашний день для школьного коллектива.

Школа ставит своей целью стать для ребенка местом, в котором ему хорошо, комфортно и интересно каждому.

Концепция воспитательной системы школы выстраивается с ориентацией на модель выпускника как гражданина-патриота, образованного человека, личность свободную, культурную, гуманную, способной к саморазвитию. Такой системный подход позволяет сделать педагогический процесс более целесообразным, управляемым, эффективным.

Школа использует свою стратегию и тактику в воспитании, основанную на компетентностном подходе.

Исходя из этого, главной целью воспитательной работы школы является: способствовать воспитанию свободной, гуманной, духовной, самостоятельной личности, обогащенной научными знаниями, готовой к сознательной творческой деятельности и нравственному поведению.

В условиях развития воспитательной системы школа опирается на нормативные документы, такие как:

  • конвенция о правах ребенка,
  • закон об образовании,
  • национальная доктрина образования в РФ,
  • федеральная программа развития образования,
  • программа развития воспитания в системе образования России до 2001 года,
  • концепция модернизации образования до 2010 года,
  • О повышении воспитательного потенциала образовательного процесса в общеобразовательных учреждениях.
  • Концепция духовно-нравственного воспитания.

В 2010-2011 учебном году был составлен план воспитательной работы. Работа была построена по следующим направлениям:

  1. Познавательная деятельность
  2. Спортивно-оздоровительная деятельность (ЗОЖ)
  3. Трудовая деятельность
  4. Художественно-эстетическая деятельность
  5. Экологическая деятельность
  6. Профилактика правонарушений

Такая структура воспитательной работы позволяет охватить всех учащихся школы, способствует всестороннему развитию личности каждого ребёнка.

Были определены цели и задачи воспитательной работы.

Цель: Создать условия для выстраивания системы воспитания в школе на основе использования новых педагогических технологий в учебно-воспитательном процессе.

Данная цель охватывает весь педагогический процесс, пронизывает все структуры, интегрируя учебные занятия и внеурочную жизнь школьников, разнообразные виды деятельности, общения, традиции, всю общешкольную среду. Поэтому для её решения педагогическим коллективом решались следующие задачи:

  1. Совершенствование системы работы школы, направленной на нравственное воспитание и образование школьников.
  2. Формирование гражданско-патриотического сознания, духовно-нравственных ценностей гражданина России.
  3. Воспитание экологической культуры школьников.
  4. Совершенствование оздоровительной работы с учащимися и привитие навыков здорового образа жизни.
  5. Поддержание творческой активности учащихся во всех сферах деятельности, активизация ученического самоуправления.

Вся воспитательная деятельность была направлена на:

  1. развитие познавательных интересов учащихся
  2. воспитание этической культуры учащихся
  3. развитие творческих способностей
  4. воспитание самостоятельности, ответственности, активности, самореализации, сознательный выбор профессии
  5. стремление к сохранению и укреплению здоровья

Решение всех вышеперечисленных задач способствовало развитию воспитательной системы школы, в основе которой совместная творческая деятельность учащихся и взрослых по различным направлениям.

Воспитательную работу в школе осуществляют 7 классных руководителей, учителя-предметники. Классные руководители строят свою работу с ученическим коллективом на основе коллективной, равноправной, творческой деятельности. Они используют в работе различные формы и методы воспитательной работы.

В течение года проводилась работа по изучению личности школьника, уровня развития коллектива. Воспитательная работа школы строится на принципах гуманной педагогики. В школе сложилась благоприятная система взаимоотношений учитель-ученик, ученик-ученик, учитель-учитель, учитель-родитель.

Решение данных задач осуществлялось через проведение внеклассных мероприятий, участие в районных и республиканских мероприятиях.

Задача педагогического коллектива - развивать это направление работы, что в дальнейшем будет способствовать воспитанию чувства долга, нравственности и гражданственности учащихся школы. Основополагающим приоритетом школы является пропаганда здорового образа жизни через воспитательную работу и физкультурно-оздоровительные мероприятия. Спортивно-оздоровительная деятельность осуществлялась как на уроках, так и во внеурочное время. Совместно с учителем физкультуры Суворовым А.Н. в течение учебного года проводились мероприятия, направленные на сохранение и укрепление здоровья учащихся: внутришкольные спортивные соревнования и подготовка команд для участия в районных соревнованиях, Весёлые старты для учащихся начальных классов, осенний и весенний легкоатлетический кросс, многоборье.

1. физкультура (теория) 3 место (Сибагатуллин Н.)

2. физкультура (футбол) 3 место (Нигматуллин М.)

- метанию малого мяча III место Мустафин Рамиль

- кросс 1000 м 2 место (Зиганшина И.)

Открытое первенство по настольному теннису, посвящённое Дню космонавтики: 1 место Габдуллин Данис; 2 место (Газизов Р.)

Первенство района по настольному теннису:

2 место (Газизов Р.)

3 место (Габдуллин Данис)

53 районный туристско-краеведческий слёт школьников:

- Спортивное ориентирование 2 место

- Командная техника 3 место

- Маршрут выживания 3 место

-Конкурсная программа 2 место

- Конкурс поваров 3 место

На протяжении нескольких лет наблюдается стабильно отрицательная динамика поведенческих рисков, опасных для здоровья обучающихся. Нет ни одного обучающегося, состоящего на учёте у врача-нарколога. Свое отрицательное отношение к вредным привычкам высказали 100% опрошенных обучающихся.

С целью укрепления здоровья участников образовательного процесса во всех аспектах повседневной жизни используются элементы здоровьесберегающих технологий.

Эмоциональной насыщенностью окрашены проводимые праздники, конкурсы, спортивные состязания. Цель этих мероприятий – создать ситуации успеха, способствовать раскрытию творческих способностей, формировать чувство ответственности за коллектив и дружеской поддержки, уважение к народным традициям.

Ведётся работа над созданием блока дополнительного образования, работают элективные курсы, факультатив в 6 классе, кружковые занятия. Интересно прошли школьные предметные декады: декада физики и математики, декада русского языка и литературы, декада родного языка и литературы, декада физкультуры. Форма проведения была весьма разнообразной. Практически все учащиеся школы приняли посильное участие в этих мероприятиях.

В школе работали предметные кружки и кружки по интересам:

Художественно-эстетическая деятельность осуществлялась через проведение литературно-музыкальных композиций, конкурсы чтецов, выпуск стенгазет, оформление класса, конкурсы песен. Было проведено ряд мероприятий:

Для ветеранов войны проведена литературно-музыкальная программа.

Большое значение в воспитательной работе имеет экскурсионная работа. Воспитание настоящего гражданина, любящего свою Родину, знающего историю своей страны и интересующегося историей и культурой других стран очень важно в наше время. Школа традиционно организует экскурсии:

1.Мари-Турекский краеведческий музей им.Мосолова;(1четв.)

4.Экскурсия на старую плотину с развлекательным отдыхом (июнь)

Как показывает практика, работа, направленная на развитие личности ученика, становится действенной и эффективной только в том случае, если в процесс обучения и воспитания вовлечены родители учащихся. В прошедшем учебном году одним из приоритетных направлений нашей работы являлась работа с семьёй. Проанализировав запросы семьи, которые были выявлены в ходе анкетирования, был составлен и реализован план работы с родителями. Основной целью работы с родителями является дать психолого-педагогические знания через общешкольные родительские собрания, всеобучи родителей, индивидуальные беседы об особенностях возраста и методах подхода к воспитанию ребенка

В начале каждого учебного года, знакомясь с обучающимися, классные руководители изучают состав семьи, посещают учащихся на дому, в которых обследуются материально–бытовые условия семьи; выявляются ее количественный состав; образовательный уровень; место работы и заработки каждого члена семьи; проверяется санитарно-гигиеническое состояние помещения; условия для занятий и отдыха детей.

В процессе общения с родителями и детьми изучается стиль их взаимоотношений, выявляется степень авторитетности родителей, анализируется структура занятости детей, их интересов и склонностей. Знакомство с семьями позволяет ежегодно составлять социальный паспорт школы. Большинство обучающихся воспитываются в полных семьях. Общешкольные, классные родительские собрания, консультации и т.д. способствуют повышению педагогической культуры родителей, их психолого-педагогической компетентности в семейном воспитании, выработке единых подходов семьи и образовательного учреждения к воспитанию детей. Руководствуясь в своей деятельности Конституцией и законами РФ, Конвенцией о правах ребенка, решениями Правительства РФ и органами управления образованием всех уровней, правилами и нормами охраны труда, техники безопасности противопожарной защиты, а также Уставом школы и другими локальными актами, в течение года классные руководители:

- организовывают изучение обучающимися правил охраны труда, правил дорожного движения, правил поведения в школе.

- создают условия для успешного существования ребенка в школе, содействуют разностороннему творческому развитию личности, духовному и нравственному становлению.

Большинство родителей хорошо понимает, что условием, определяющим счастье каждого человека, является включение его в общественно полезную деятельность. В школе начиная с первого класса проводится большая образовательная и воспитательная работа. У школьников воспитываются глубокое уважение к людям любого труда, к результатам их деятельности, бережливость, умение самим посильно принимать участие в общем труде, серьёзная ответственность перед взрослыми и коллективом за свой может быть и небольшой труд. Для трудового воспитания учащихся необходимо, чтобы каждый из них имел трудовые обязанности и в школе, и дома, за выполнение которых надо регулярно и строго спрашивать.

К сожалению, в некоторых семьях существует неверное мнение о том, что в детстве школьников надо беречь от труда. Родители нередко ссылаются на собственный тяжкий труд и стремятся облегчить жизнь ребёнка, охраняя от сравнительно тяжелых и неприятных трудовых обязанностей. В действительности участие ребёнка в домашнем труде приучает ребят к дисциплине, ответственности, повышает уровень приспособляемости в любых жизненных условиях, воспитывает трудолюбие.

Большое внимание классные руководители уделяют организации взаимодействия с родителями. Комплексное изучение социального положения семей, вовлечение в жизнедеятельность класса, организация работы с родительским активом и т.д., способствуют высокому уровню эффективности работы по данному компоненту.

Критериями оценки деятельности считаются:

• Результативность - уровень общей культуры и дисциплины, воспитанность, успеваемость учеников, формы контроля, создание комфортного психологического климата

• Деятельность - наличие документации, ведение документации в соответствии с требованиями, план воспитательной работы и анализ результатов, работа с классным журналом, учет посещаемости

• Организация воспитательной работы - массовые дела в классе, участие в общешкольных мероприятиях, участие классного коллектива во внешкольных мероприятиях, развитие самоуправления, социальная защищенность учащихся, индивидуальная деятельность учащихся

• Активная деятельность классного руководителя - обмен опытом, участие в школьных и внешкольных мероприятиях, взаимодействие с педагогическими работниками

• Работа с родителями - организация совместных с родителями мероприятий, индивидуальная работа с семьями, нуждающимися в педагогической поддержке. В течение учебного года классными руководителями были проведены всеобучи родителей по следующим темам:

Как делать уроки с первоклашкой. Итоги медосмотра. Несколько полезных советов родителям.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Туган ил, туган жир, туган туфрак , сулаган саф һава, челтерәп аккан шифалы чишмәләр, елгалар. Барысы да туган якта үз, якын , кадерле, сокландыргыч ! Урал тауларының киң итәгендә туган ягым Башкортостан урынлашкан.


Башкортстан- таулар иле,

Монда алсу, тын таңнар,

Шул таңнарга уй-хисләрем

Яшьтән үк манчылганнан.

Башкортстан - күлләр иле,

Күлләре зәңгәр күзле.

Чишмәләре ачык йөзле,

Каршылар жырлап сезне.( М.Сиражи)

Шушы зәңгәр күзле күлләр, ачык йөзле чишмәләр , тын таңнар бөтенесе туган жиремдә. Чишмәләр жырын тыңлый-тыңлый хәтфә үләннәр келәме өстеннән ялан аяк йөгерәм. Ә искән жылы назлы жил битемнән иркәли. Каршыга очраган зифа каеннар серемне саклый, киңәш бирә сыман .Нинди ләззәтлек, рәхәтлек ! Һәркемгә шушы бәхет тияме соң!? Юктыр, чөнки кемдер үз туган жирен, нигезен корыта, оныта ; туган теле һәм тарихыннан баш тарта. Халык акылы : " Илен белмәгән - тиле", - ди . Фаиль Шәфигуллинның "Каеннар " шигыре юллары күңел сагышыннан язылган :

Серләшеп туймый каеннар

Яшел хәтфә аланда.

Каен телендә сөйләшү

Рәхәт, ахры, аларга.

Яфраксыз бер каен гына

Сүзсез, кайгыга чумган.

Ана телен белми торган

Кызганыч кеше сыман.

Телсез халык булмый, ил булмый. Телебезне онытсак, тарихыбыз мәңгелеккә гасырларда югалыр. Башка милләтне хөрмәт итик, телен , мәдәниятен өйрәник, әмма үз тамырларыбызны онытмыйк.

Күренекле шагыйрь Мостай Кәримнен шигырь юллары кечкенәдән йөрәгемә жуелмас хәрефләр белән язылган:


Жир Шарының картасына

Карасан яхшы гына,

Башкортостан шул картада

Бер яфрак хәтле генә.

Бер яфрак хәтле генә. Кем генә базнат итмәгән, кара кулларын сузмаган , ләкин өзеп алырга көче житмәгән.Чөнки шушы яфрак үскән агачның тамыры нык , гасырлар буе кара туфрак куенында ныгыган, үскән. Туган ягымның ныклы тамыры - халкыбыз. Башкортстанда күп милләт халыклары үзләренең икенче туган илләрен тапканнар. Рус, татар, башкорт, мари, мордва, чуваш һәм башка милләтләр бер кан туганнар кебек дуслыкта, татулыкта яши. Барысы очен дә Башкортстан газиз, сөекле , якын . Халыклар татулыгы, хезмәте, тарихы, ижаты, күренекле шәхесләре туган жиребезгә дан китерә. Батырлар эзе жыр, шигырь ,хикәя , әсәрләрдә язылган. Герой - шагыйрь Муса Жәлилнең ялкынлы шигырь юллары туган илгә чын сөю хисләре булып яңгырый:

Үлгәндә дә йөрәк туры калыр

Шигыремдәге изге антыма.

Бар жырымны илгә багышладым,

Гомеремне дә бирәм халкыма.

Халкымның күренекле зыялылары , шәхесләре күп : М.Кәрим, З. Биишева, М.Гафури, Р.Хәсәнов, М.Акмулла , И.Тасимов, Зәки Вәлиди , С.Юлаев һәм башкалар. Аларның тормыш юллары , халыкка хезмәте үрнәк булып тора. Туган як, халкыбызның үткәнен данлап, якты киләчәге өчен хезмәт итү үзе бер шатлык, горурлык. Уй-фикерләремне Салават Юлаевның шигырь юллары белән тамамлыйсы килә:

Минем туган кырларым,

Балдай татлы суларым,

Күккә ашкан Уралым -

Минең изге төягем,

Сезне сөя йөрәгем.

Туган ягымны сөям, тарихын өйрәнәм, халкыбыз белән горурланам , туган телемдә дан жырлыйм !

Читайте также: