Бабушкин подарок зощенко сочинение

Обновлено: 30.06.2024

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам


Символика названия.

Зощенко всегда с особенным психологизмом обращался к детству и молодости. Детство в представлении Зощенко – это выбор пути.
- В каком направлении будет развиваться человек?
- Что станет ориентиром для чуткой души ребёнка в таком впечатлительном и ранимом возрасте?
- Как сохранить детскую непосредственность и непредвзятость на протяжении всей жизни?

Ответ на эти и другие вопросы содержат в себе рассказы для детей Михаила Зощенко.

Случай, описанный в этом рассказе, несомненно оставил глубокий след в жизни рассказчика: он понял, что нельзя быть жадным, завистливым, нельзя кричать всему миру о совершённых добрых поступках. То же самое, наверно, поняла и Лёля. И всё это произошло благодаря бабушкиному подарку.

Композиция рассказа.
Композиционное построение художественного произведения, обусловленное его содержанием, характером и назначением и во многом определяющее его содержание.

В рассказе автор использует диалог, чтобы через реплики героев ярче показать их характеры: Бабушка – строгая, может быть, не всегда справедливая, но любящая своих внуков; Лёля – лидер, искусительница, подстрекательница, подруга; рассказчик – добрый, но иногда хвастливы, но стремящийся быть хорошим.

Этот рассказ – воспоминание по композиции можно назвать совершённым, так как в нём ничего лишнего. Автор ненавязчиво говорит о том, каким нужно быть, к чему надо стремиться. Это рассказ для детей, и дети, прочитав его, поймут, что хотел донести автор.

Система образов: мир взрослых и детей в произведении.

В рассказе М.Зощенко два мира: мир взрослых (бабушка, мама, папа) и мир детей (Лёля, герой-рассказчик, соседский мальчик Павлик). Но по мути это один мир, так как между героями существует тесная связь, и не только родственная.

Папа – справедливый, строгий, не умиляется поступкам детей, а объясняет, как надо поступать.

Главный герой – рассказчик, от лица которого ведётся повествование, его зовут Минька. Мальчик, любящий подарки (да и кто их не любит), сначала он ведёт себя эгоистично, но в конце рассказа, благодаря своевременному наставлению отца, меняется в лучшую сторону.

Лёля – сестра Миньки, очень непосредственная девочка, никогда не притворяется, всегда говорит правду, делает то, что хочет, искренняя. А то, что она завидует Миньки, так это можно понять, ведь бабушка не очень-то её любит (или хочет, чтобы Лёля стала другой).

Есть еще Павлик, соседский мальчик, эпизодический образ. Когда ему не разрешили стрельнуть в Лёлю из рогатки, он рассердился на всех и стрельнул из рогатки в бабушку. Видно, что мальчик невоспитанный.

Героев, как видим, немного. Но именно это делает рассказ прозрачным и действующим для понимания.

Речь героев, её особенности.

Лёля – старшая сестра, и речь у неё рассудительная, серьезная. Показано, что она обижена на бабушку, которая обделяет её подарками.

Последние шесть предложений звучат из уст уже взрослого человека. В них – мораль, нравоучение о том, что нужно стремиться стать хорошим.

Средства художественной выразительности, их роль в произведении.

В речи бабушки встречаются антонимы: невоспитанный-благовоспитанный, чтобы показать, что она по-разному относится к Лёле и Миньке.

Благодаря этим средствам художественной выразительности текст рассказа М.Зощенко получился ярким, динамичным, убедительным.

Авторская позиция и способы её выражения в рассказе.

Авторская позиция – авторское понимание жизни и её оценка, в частности оценка изображаемых характеров. Существуют разные способы выражения авторской позиции.

В рассказе М.Зощенко авторская позиция уже выражена в заглавии, ведь именно подарок бабушки привёл к тому, что герой стремился стать очень хорошим. К тому же заглавие создает интригу: ждёшь чего-то интересного, необычного.

Рассказ написан чётко, ясно, чтобы он был понятен детям, с использованием в основном коротких, легких предложений.

В конце рассказа автор напрямую обращается к юным читателям, как бы ведя с ними беседу, призывая их к хорошим поступкам и делам, а также показывая, какая расплата бывает за дурные вещи (вспомним Лёльку, которая неделю пролежала в постели). Зощенко напоминает о важных нравственных истинах: не нужно хвастаться, не надо быть жадным.

Зощенко Михаил Михайлович (годы жизни 1894 — 1958), русский (советский) писатель сатирик, мастер коротких юмористических рассказов.

  • Михаил Зощенко ~ Галоша - 18.10.2021
  • Михаил Зощенко ~ Встреча (+ Анализ) - 18.10.2021
  • Михаил Зощенко ~ Вот какие бывают мышки - 18.10.2021

Бабушкин подарок — рассказ Михаила Зощенко, над которым задумаются как взрослые, так и дети. В нем описывается, как семья с двумя детьми живёт на даче. Их раз в месяц там навещает бабушка с гостинцами и сладостями для детей.

Иллюстрация к рассказу Зощенко Бабушкин подарок

У меня была бабушка. И она меня очень горячо любила.

p, blockquote 1,0,0,0,0 -->

Она каждый месяц приезжала к нам в гости и дарила нам игрушки. И вдобавок приносила с собой целую корзинку пирожных.

p, blockquote 2,0,0,0,0 -->

Из всех пирожных она позволяла мне выбрать то, которое мне нравится.

p, blockquote 3,0,0,0,0 -->

А мою старшую сестрёнку Лелю бабушка не очень любила. И не позволяла ей выбирать пирожные. Она сама давала ей какое придётся. И от этого моя сестрёнка Леля всякий раз хныкала и сердилась больше на меня, чем на бабушку.

p, blockquote 4,0,0,0,0 -->

В один прекрасный летний день бабушка приехала к нам на дачу.

p, blockquote 5,0,0,0,0 -->

Она приехала на дачу и идёт по саду. В одной руке у неё корзинка с пирожными, в другой — сумочка.

p, blockquote 6,0,0,0,0 -->

И мы с Лелей подбежали к бабушке и с ней поздоровались. И с грустью увидели, что на этот раз, кроме пирожных, бабушка нам ничего не принесла.

p, blockquote 7,0,0,0,0 -->

И тогда моя сестрёнка Леля сказала бабушке:

p, blockquote 8,0,0,0,0 -->

— Бабушка, а кроме пирожных ты разве нам сегодня ничего не принесла?

p, blockquote 9,0,0,0,0 -->

И моя бабушка рассердилась на Лелю и так ей ответила:

p, blockquote 10,0,0,0,0 -->

— Принесла. Но только не дам невоспитанной особе, которая так откровенно об этом спрашивает. Подарок получит благовоспитанный мальчик Миня, который лучше всех на свете благодаря своему тактичному молчанию.

p, blockquote 11,0,0,0,0 -->

И с этими словами бабушка велела мне протянуть руку. И на мою ладонь она положила десять новеньких монеток по десять копеек.

p, blockquote 12,0,0,0,0 -->

И вот я стою как дурачок и с восторгом смотрю на новенькие монеты, которые лежат у меня на ладони. И Леля тоже смотрит на эти монеты. И ничего не говорит. Только у неё глазёнки сверкают недобрым огоньком.

p, blockquote 13,0,0,0,0 -->

Бабушка полюбовалась на меня и пошла пить чай.

p, blockquote 14,0,0,0,0 -->

И тогда Леля с силой ударила меня по руке снизу вверх, так что все мои монеты подпрыгнули на ладони и попадали в траву и в канаву.

p, blockquote 15,0,0,0,0 -->

И я так громко зарыдал, что сбежались все взрослые — папа, мама и бабушка. И все они моментально нагнулись и стали разыскивать упавшие мои монетки.

Иллюстрация к рассказу Зощенко Бабушкин подарок

p, blockquote 16,0,0,0,0 -->

И когда были собраны все монетки, кроме одной, бабушка сказала:

p, blockquote 17,0,0,0,0 -->

p, blockquote 18,0,0,0,0 -->

Чтобы избежать трёпки, Леля, оказывается, влезла на дерево и, сидя на дереве, дразнила меня и бабушку языком.

p, blockquote 19,0,0,0,0 -->

Соседский мальчик Павлик хотел стрельнуть в Лелю из рогатки, чтоб снять её с дерева. Но бабушка не позволила ему это сделать, потому что Леля могла упасть и сломать себе ногу. Бабушка не пошла на эту крайность и даже хотела отобрать у мальчика его рогатку.

p, blockquote 20,0,1,0,0 -->

И тогда мальчик рассердился на всех нас и на бабушку в том числе и издали стрельнул в неё из рогатки.

p, blockquote 21,0,0,0,0 -->

Бабушка, ахнув, сказала:

p, blockquote 22,0,0,0,0 -->

— Как это вам нравится? Из-за этой злодейки меня из рогатки подбили. Нет, я не буду к вам больше приезжать, чтоб не иметь подобных историй. Лучше вы привозите ко мне моего славного мальчика Миню. И я всякий раз, в пику Лельке, буду дарить ему подарки.

p, blockquote 24,0,0,0,0 -->

— Хорошо. Я так и сделаю. Но только вы, мамаша, напрасно хвалите Миньку! Конечно, Леля поступила нехорошо. Но и Минька тоже не из лучших мальчиков на свете. Лучший мальчик на свете тот, который отдал бы своей сестрёнке несколько монеток, видя, что у неё ничего нет. И этим он не довёл бы свою сестрёнку до злобы и зависти.

p, blockquote 25,0,0,0,0 -->

Сидя на своём дереве, Лелька сказала:

p, blockquote 26,0,0,0,0 -->

— А лучшая бабушка на свете та, которая всем детям что-нибудь дарит, а не только Миньке, который по своей глупости или хитрости молчит и поэтому получает подарки и пирожные.

Иллюстрация к рассказу Зощенко Бабушкин подарок

p, blockquote 27,0,0,0,0 -->

Бабушка не пожелала больше оставаться в саду.

p, blockquote 28,0,0,0,0 -->

И все взрослые ушли пить чай на балкон.

p, blockquote 29,0,0,0,0 -->

Тогда я сказал Леле:

p, blockquote 30,0,0,0,0 -->

— Леля, слезь с дерева! Я подарю тебе две монетки.

p, blockquote 31,0,0,0,0 -->

Леля слезла с дерева, и я подарил ей две монетки. И в хорошем настроении пошёл на балкон и сказал взрослым:

p, blockquote 32,0,0,0,0 -->

— Всё-таки бабушка оказалась права. Я лучший мальчик на свете — я сейчас подарил Леле две монетки.

p, blockquote 33,0,0,0,0 -->

Бабушка ахнула от восторга. И мама тоже ахнула. Но папа, нахмурившись, сказал:

p, blockquote 34,0,0,0,0 -->

— Нет, лучший мальчик на свете тот, который сделает что-нибудь хорошее и после этим не будет хвастаться.

p, blockquote 35,0,0,0,0 -->

И тогда я побежал в сад, нашёл свою сестру и дал ей ещё монетку. И ничего об этом не сказал взрослым.

p, blockquote 36,0,0,0,0 -->

Итого, у Лельки стало три монеты, и четвёртую монетку она нашла в траве, где она меня ударила по руке.

p, blockquote 37,0,0,0,0 -->

И на все эти четыре монеты Лелька купила мороженое. И она два часа его ела, наелась, и ещё у неё осталось.

p, blockquote 38,0,0,0,0 -->

А к вечеру у неё заболел живот, и Лелька целую неделю пролежала в кровати.

p, blockquote 39,0,0,0,0 -->

И вот, ребята, прошло с тех пор много лет. И до сих пор я отлично помню папины слова.

p, blockquote 40,0,0,0,0 -->

Нет, мне, может быть, не удалось стать очень хорошим. Это очень трудно. Но к этому, дети, я всегда стремился.

p, blockquote 41,1,0,0,0 -->

p, blockquote 42,0,0,0,0 -->

История создания произведения

p, blockquote 43,0,0,0,0 -->

p, blockquote 44,0,0,0,0 -->

p, blockquote 46,0,0,0,0 -->

Символика названия

p, blockquote 47,0,0,0,0 -->

Зощенко всегда с особенным психологизмом обращался к детству и молодости. Детство в представлении Зощенко – это выбор пути:

  • В каком направлении будет развиваться человек?
  • Что станет ориентиром для чуткой души ребёнка в таком впечатлительном и ранимом возрасте?
  • Как сохранить детскую непосредственность и непредвзятость на протяжении всей жизни?

Ответ на эти и другие вопросы содержат в себе рассказы для детей Михаила Зощенко.

p, blockquote 49,0,0,0,0 -->

p, blockquote 50,0,0,0,0 -->

p, blockquote 51,0,0,0,0 -->

Случай, описанный в этом рассказе, несомненно оставил глубокий след в жизни рассказчика: он понял, что нельзя быть жадным, завистливым, нельзя кричать всему миру о совершённых добрых поступках. То же самое, наверно, поняла и Лёля. И всё это произошло благодаря бабушкиному подарку.

p, blockquote 52,0,0,0,0 -->

Композиция рассказа

Композиционное построение художественного произведения, обусловленное его содержанием, характером и назначением и во многом определяющее его содержание.

p, blockquote 53,0,0,0,0 -->

p, blockquote 54,0,0,0,0 -->

В рассказе автор использует диалог, чтобы через реплики героев ярче показать их характеры: Бабушка – строгая, может быть, не всегда справедливая, но любящая своих внуков; Лёля – лидер, искусительница, подстрекательница, подруга; рассказчик – добрый, но иногда хвастливы, но стремящийся быть хорошим.

p, blockquote 55,0,0,0,0 -->

Этот рассказ – воспоминание по композиции можно назвать совершённым, так как в нём ничего лишнего. Автор ненавязчиво говорит о том, каким нужно быть, к чему надо стремиться. Это рассказ для детей, и дети, прочитав его, поймут, что хотел донести автор.

p, blockquote 56,0,0,0,0 -->

Система образов: мир взрослых и детей в произведении

В рассказе М.Зощенко два мира: мир взрослых (бабушка, мама, папа) и мир детей (Лёля, герой-рассказчик, соседский мальчик Павлик). Но по мути это один мир, так как между героями существует тесная связь, и не только родственная.

p, blockquote 57,0,0,0,0 -->

p, blockquote 58,0,0,0,0 -->

Папа – справедливый, строгий, не умиляется поступкам детей, а объясняет, как надо поступать.

p, blockquote 59,0,0,0,0 -->

p, blockquote 60,0,0,0,0 -->

Главный герой – рассказчик, от лица которого ведётся повествование, его зовут Минька. Мальчик, любящий подарки (да и кто их не любит), сначала он ведёт себя эгоистично, но в конце рассказа, благодаря своевременному наставлению отца, меняется в лучшую сторону.

Лёля – сестра Миньки, очень непосредственная девочка, никогда не притворяется, всегда говорит правду, делает то, что хочет, искренняя. А то, что она завидует Миньки, так это можно понять, ведь бабушка не очень-то её любит (или хочет, чтобы Лёля стала другой).

p, blockquote 62,0,0,0,0 -->

Есть еще Павлик, соседский мальчик, эпизодический образ. Когда ему не разрешили стрельнуть в Лёлю из рогатки, он рассердился на всех и стрельнул из рогатки в бабушку. Видно, что мальчик невоспитанный.

p, blockquote 63,0,0,0,0 -->

Героев, как видим, немного. Но именно это делает рассказ прозрачным и действующим для понимания.

p, blockquote 64,0,0,0,0 -->

Речь героев, её особенности

p, blockquote 65,0,0,0,0 -->

Лёля – старшая сестра, и речь у неё рассудительная, серьезная. Показано, что она обижена на бабушку, которая обделяет её подарками.

p, blockquote 66,0,0,0,0 -->

p, blockquote 67,0,0,0,0 -->

p, blockquote 68,0,0,0,0 -->

Последние шесть предложений звучат из уст уже взрослого человека. В них – мораль, нравоучение о том, что нужно стремиться стать хорошим.

p, blockquote 69,0,0,0,0 -->

Средства художественной выразительности, их роль в произведении

p, blockquote 70,0,0,0,0 -->

p, blockquote 71,0,0,0,0 -->

В речи бабушки встречаются антонимы: невоспитанный-благовоспитанный, чтобы показать, что она по-разному относится к Лёле и Миньке.

p, blockquote 72,0,0,0,0 -->

p, blockquote 73,0,0,0,0 -->

p, blockquote 74,0,0,0,0 -->

Благодаря этим средствам художественной выразительности текст рассказа М.Зощенко получился ярким, динамичным, убедительным.

p, blockquote 75,0,0,0,0 -->

Авторская позиция и способы её выражения в рассказе

Авторская позиция – авторское понимание жизни и её оценка, в частности оценка изображаемых характеров. Существуют разные способы выражения авторской позиции.

p, blockquote 76,0,0,0,0 -->

В рассказе М.Зощенко авторская позиция уже выражена в заглавии, ведь именно подарок бабушки привёл к тому, что герой стремился стать очень хорошим. К тому же заглавие создает интригу: ждёшь чего-то интересного, необычного.

p, blockquote 77,0,0,0,0 -->

Рассказ написан чётко, ясно, чтобы он был понятен детям, с использованием в основном коротких, легких предложений.

p, blockquote 78,0,0,0,0 -->

В конце рассказа автор напрямую обращается к юным читателям, как бы ведя с ними беседу, призывая их к хорошим поступкам и делам, а также показывая, какая расплата бывает за дурные вещи (вспомним Лёльку, которая неделю пролежала в постели). Зощенко напоминает о важных нравственных истинах:

p, blockquote 79,0,0,0,0 -->

Не нужно хвастаться, не надо быть жадным.

Если материал и наш сайт сочинений Вам понравились - поделитесь им с друзьями с помощью социальных кнопок!


Краткое содержание: рассказ ведется от лица мальчика Миньки и самого автора. У Миньки была сестра Леля, старше его. Однажды к ребятам на дачу приехала бабушка и привезла пирожные. Миньку она любила больше, давала ему выбрать те пирожные, которые понравились, а Лельке давала оставшиеся. Леля из-за этого была в обиде и очень переживала.

Миньке бабушка подарила десять монеток, а Лельке ничего не дала.

Обидевшись, Леля ударила брата по руке и все монеты упали. Мальчик начала плакать, тут же прибежали родители, а Лелька с испугу забралась на дерево. Бабушка возмутилась поведением Лельки и была за Миньку, говорила какой он хороший, а папа объяснил, что надо делиться с сестрой, если ей не досталось подарка. Минька подарил сестре две монетки и сразу же рассказал об этом взрослым, но папа его не похвалил. Он сказал, что совершая добрые поступки, не надо всем об этом хвастаться. Минька подарил сестре еще одну монетку и не стал никому об этом рассказывать.

Леля на все подаренные деньги купила мороженое и так наелась, что к вечеру у неё разболелся живот. Поступаете в 2019 году? Наша команда поможет с экономить Ваше время и нервы: подберем направления и вузы (по Вашим предпочтениям и рекомендациям экспертов);оформим заявления (Вам останется только подписать);подадим заявления в вузы России (онлайн, электронной почтой, курьером);мониторим конкурсные списки (автоматизируем отслеживание и анализ Ваших позиций);подскажем когда и куда подать оригинал (оценим шансы и определим оптимальный вариант).Доверьте рутину профессионалам – подробнее.

Ей пришлось несколько дней пролежать в постели.

Главные герои произведения: мальчик Минька и его сестренка Леля.

О совершенных добрых поступках не надо хвастаться, они говорят сами за себя.


Но однажды Минька и Леля, встречая в очередной раз бабушку, обратили внимание, что у нее в руках только корзинка с пирожными. Леля, не удержавшись, спросила у бабушки про подарки. Бабушка, рассердившись на несдержанную внучку, сказала, что подарок она привезла, но получит его только Минька, а невоспитанной Леле бабушка решила ничего не дарить.

Бабушка вручила Миньке десять монет по десять копеек и пошла к дому. Тогда Леля ударила Миньку по руке, и монеты разлетелись во все стороны. На рев малыша прибежали взрослые и стали собирать монетки. Они нашли все, кроме одной и снова вручили их Миньке.

А бабушка при этом сказала, что правильно не дала деньги Леле, которая оказалась завистливой девочкой. Леля, боявшаяся наказания, залезла на дерево и показывала всем язык.

Бабушка, обидевшись на внучку, сказала, что впредь будет дарить подарки только Миньке. Тут вмешался папа детей, он сказал, что Минька — тоже не лучший мальчик на свете. Папа сказал, что лучший мальчик тот, кто поделится деньгами со своей сестрой.

Когда взрослые ушли, Минька подарил Леле две монетки и побежал хвастать о своем поступке родителям. Но папа сказал ему, что лучший мальчик тот, кто сделает другому хорошее, и не хвастает об этом. Минька пошел обратно к Леле и подарил ей еще одну монетку, и никому не сказал об этом. Так у Лели оказалось целых три монетки. А потом она еще нашла утерянную десятую монету, и у нее стало четыре монетки. На эти деньги она купила мороженое, и до конца дня его ела.

А Минька, уже став взрослым человеком, продолжает помнить слова отца, сказанные в тот день.

Таково краткое содержание рассказа.

Рассказ учит быть сдержанным и не завидовать другим. Если бы Леля была более сдержанной, она бы тоже получила подарок от бабушки.

В рассказе мне понравился папа Лели и Миньки, который посоветовал сыну поделиться подаренными монетками с сестрой и при этом не хвастать окружающим подобным деянием.

Чем больше терпения, тем умнее человек.
Берут завидки на чужие пожитки.
Собой не хвастай, дай наперед похвалить себя людям.

Эта запись защищена паролем. Введите пароль, чтобы посмотреть комментарии.

Читайте также: