Автор сочинение о врачебной материи содержащее описание более 600 лекарственных растений

Обновлено: 04.07.2024

Византи́йская импе́рия, Византи́я, Восточная Римская империя (395[3]—1453) — государство, оформившееся в 395 г. вследствие окончательного раздела Римской империи после смерти императора Феодосия I на западную и восточную части. Менее, чем через восемьдесят лет после раздела, Западная Римская империя прекратила свое существование, оставив Византию исторической, культурной и цивилизационной преемницей Древнего Рима на протяжении почти десяти столетий истории поздней Античности и Средневековья.

В Византии медицина и хирургия получили довольно большое развитие, так как была основана на достижениях античной цивилизации. После падения Римской империи именно Византия стала наследницей культуры и медицины Древнего мира. В эпоху раннего средневековья важную роль сыграло христианство,которое стало в 4 веке н.э. господствующей религией. Византия сохранила древнюю культуру античного мира и передавала ее другим народам, содействуя возрождению культуры в Западной Европе, сохранила среди других культурных достижений древнегреческую и римскую медицину .

В период раннего феодализма Византия и народы Востока достигли более значительного развития материальной и духовной культуры, чем народы Западной Европы. Особенности кризиса рабовладельческого строя и перехода к феодализму в Восточной Римской империи привели к тому, что здесь не только уцелели старые центры античной науки — Афины, Александрия, Бейрут, Газа, но возникли и новые, например Константинополь. Научное творчество здесь не замирало в V—VII веках, как это было в то время на Западе.

В середине IX века в Византии возникла высшая школа, где наряду с философией, математикой, астрономией, филологией, преподавалась также и медицина. Подготовка врачей, до того носившая индивидуально ремесленный характер, в Византии стала задачей научно-учебного учреждения, причем обучение медицине было тесно связано с обучением другим наукам .

1. Медицина и врачевание в Византийской империи

1.1. Развитие медицинских знаний

Будучи практиками, византийские врачи описывали и свои собственные наблюдения, нередко уточняющие описания отдельных ргхтений и их лечебные свойства. Интерес к лекарственным растениям в империи был настолько велик, что ботаника постепенно превратилась в практическую область медицины, занимающуюся почти исключительно целебными свойствами растений.

Со временем приготовлением лекарств стали интересоваться и ремесленники-химики. В период средневековья химии как науки еще не существовало: шло количественное и качественное накопление сведений практического характера, составлялись специальные руководства по производству разнообразных веществ, главным образом красителей и лекарств.

Накоплению определенных химических знаний способствовала и алхимия, возникшая в первые века нашей эры и достигшая наибольшего рцзви-тия в средние века. Алхимики верили в трансмутацию металлов и возможность получения химическим путем золота, серебра и драгоценных камней, занимались поисками философского камня и эликсира долголетия, который бы (как они полагали) избавил человека от болезней и обеспечил бы долгую жизнь (и даже бессмертие). .

Несмотря на то, что исходная посылка алхимиков была ложной, их практика способствовала расширению знаний о химико-технических процессах и методах их изучения.

Первыми христианскими врачами считались братья-близнецы Косьма и Дамиан. Во времена Диоклетиана (284—305) они были преданы мученической смерти, ^последствии произведены в сан святых и почитаются в христианском мире как покровители врачей и аптекарей.

Бурная эпоха IV—VII вв. оставила гораздо больше письменных медицинских источников, чем вся последующая история Византии . Это был период создания многотомных энциклопедических сводов, обобщающих наследие древних и опыт византийских врачей. Черпая свои знания из трактатов выдающихся ученых древности, византийские медики спасли их от забвения и передали последующим поколениям.

Одним из самых выдающихся врачевателей Византии был Орибасий из Пер-гама (греч. Oreibasios, лат. Oribasius, 325—403), грек по происхождению. Медицину он изучал в Александрии, .которая в то время сохраняла славу крупнейшего медицинского центра Средиземноморья.. Его учителем был знаменитый в то время.врач Зенон с о. Кипр.

1.2. Больничное дело в Византии

Сo временем первоначальное содержание монашества — уход от жизни — расширилось: монахи начали принимать участие в общественных заботах. Постепенно монастыри стали местом, где вдали от мирских забот монахи (среди прочих дел) читали, переписывали и писали книги. Деловая организация и дисциплина монастырей позволили им в трудные годы войн и эпидемий оставаться цитаделью порядка и принимать под свою крышу стариков и детей, раненых и больных. Так возникли первые ксено-дохии (т. е. монастырские приюты для увечных И больных путников) — прообразы будущих монастырских больниц. Василий Великий закрепил это в составленном им Уставе киновитских общин, который сохранял свое значение во все века православного монашества, в том . числе и на Руси.

Монастыри производили также жесткий отбор того минимума церковной и светской литературы, которую с позиций церкви нужно было сохранить, переписать и прокомментировать. Результаты этого отбора определили будущие судьбы средневековой учености, впоследствии неразрывно соединившей себя со схоластикой. Медицина того времени под влиянием религии не принимала радикальных методов лечения, что несомненно отразилось на развитии, в первую очередь, хирургии. Но такое негативное влияние (запрет на развитие хирургии) было только на первых порах. Начиная с 4 века н.э начинает расти количество христианских монастырей. Монастыри становились центром науки, в том числе и медицины. Именно в Византии работал ряд известных всему миру врачей-энциклопедистов, которые также повлияли и на развитие хирургии.

По сравнению с латинским Западом больничное дело в Византии стояло на более высоком уровне. Первая большая христианская больница была Построена в Кесарии в 370 г. Василием Великим. Она походила на маленький город и имела столько зданий, сколько типов болезней тогда различали. Была там и колония для прокаженных— прообраз будущих европейских лепрозориев.

В Византийской империи больницы были распространены повсеместно. Так, на территории Западной Армении в Севастии уже в IV веке славилась больница для бедных, иноземцев, калек и немощных.

О высокой организации больничного дела в Византии свидетельствует описание одной из больниц в Константинополе, основанной Иоанном II при монастыре Пантократора в XII веке. В ней было пять отделений, включая отделение женских болезней. Общее число мест достигало 50. Больница имела постоянный штат врачей-специалистов (хирургов, повитух) и их помощников, которые работали в две смены, чередовавшиеся через месяц. В каждом отделении было по два врача, которые принимали и приходящих больных. Врачи получали жалованье деньгами и продуктами, пользовались бесплатным жильем и монастырскими лошадьми, но не имели права частной практики без специального разрешения императора. При больнице работала школа для обучения врачебному искусству.

Византийские медики старались придерживаться в своей практике разработанных Гиппократом и Галеном теорий о наличии в живых организмах четырех элементов (сухого, влажного, холодного и горячего) и четырех жидкостей (крови, слизи, черной и желтой желчи). Следуя гуморальному учению, они считали, что причиной болезней является ненормальное смешение жидких сред в организме, а утрата одной из них ведет к смерти. Их медицинские трактаты, посвященные вопросам кровопускания, диагностике болезней по крови и моче, диетическим наставлениям, представляют собой соединение высказываний древних авторитетов с личным опытом.

Византийские врачи, вошедшие в историю: Орибазий из Пергама (жил в 4 веке н.э), Леонид из Александрии (3 век н.э), Антилл (4 век). Широко использовалось прижигание (например при выпадении прямой кишки, при кровотечениях), проводились ампутации конечностей, трепанация черепа. При асфиксии (удушье) врачи Византии применяли трахеотомию. Есть данные о применении врачевателями того времени методов перевязки артерий, удаление камней мочевого пузыря (посредством рассечения брюшной стенки над пузырем). Самым известным врачом Византии, внесшим наибольший вклад в хирургию, был Павел Эгинский (7 век н.э.).

2. Павел Эгинский – выдающийся хирург своего времени.

2.1. Византийские врачи. Жизнь самого известного врача Византии

В Византии жили и работали в то время врачи-ученые; все они были энциклопедистами, и, кроме занятий врачебной практикой, собирали и систематизировали богатое наследие античной медицины; описывали они и свои собственные наблюдения. Благодаря этому были спасены от забвения сочинения выдающихся ученых древности и их опыт смогли унаследовать последующие поколения.

2.2. Павел Эгинский и его заслуги в медицине

В разных странах Европы солидный труд по хирургии Павла Эгинского многие столетия, вплоть до XVII в., использовался и как учебное руководство для студентов-медиков в университетах, и как практическое руководство для врачей-хирургов. В последующем в развитии хирургии в Византии не появилось ничего принципиально нового по сравнению с тем, о чем писали в своих сочинениях Павел Эгинский и его предшественники, что они использовали в своей хирургической практике. Во всяком случае, известные византийские врачи Лев Философ (IX в.), Теофаний Ноннос (Х в.), Михаил Пселл и Иоанн Итал (XI в.), Николай Мирепс и Иоанн Актуарий (XIII в.) уделяли хирургии гораздо меньше внимания. Исключением был, пожалуй, только Никетас (XII в.) - автор хирургического сочинения с рисунками повязок и лечебных приспособлений.

В разных странах Европы рекомендации по хирургии Павла Эгинского вплоть до 17 века, использовались и как учебное руководство в университетах, и как практическое руководство для врачей.

3.Образование в Византийской империи

3.1. Образование и воспитание в Византии

Система образования в византийском обществе была на протяжении тысячелетия наиболее передовой и развитой. Историки делают вывод, что в Византии не существовало социальных ограничений на получение образования и учебные заведения могли посещать все, кто хотел и имел возможность учиться. Правда, нужно оговориться, что обучение было платным, за исключением монастырских и дворцовых школ.

Опора в обучении на память была в то время оправданной по той причине, что язык школы и книги отличался от разговорного греческого языка. В основу школьного обучения были положены традиционные учебные тексты античных школ (Гомер, басни и пр.), дополненные Псалтырью и житиями христианских святых. В обучении счету изменений практически не было. Пальцевый счет, затем использовались камушки, потом - счетная доска - абак. Результаты вычислений записывались буквами греческого алфавита. В отличие от античной и эллинистической традиции обучения в содержании начального образования отсутствовала физическая подготовка детей. Музыка и мелодекламация заменялись церковным пением. Учителя начальных школ - дидаскалы владели богатой техникой мнемонических приемов и соблюдали принцип последовательного усвоения знаний от простого к сложному, от известного к новому материалу.

С середины IX в. константинопольская школа стала называться Магнаврой, по названию одной из дворцовых зал (Золотая палата) императорского дворца. Своего расцвета она достигла в XI-XII вв. Надо заметить, что если в Западной Европе того времени университеты создавались как свободные корпорации профессоров и студентов, как самоуправляемые учреждения, то в Константинополе высшая школа оставалась в подчинении императорской власти. Константин IX Мономах регламентировал всю деятельность Магнаврской школы, высшей юридической школы, высших медицинской и философской школ и даже высшей патриаршей школы.

Университеты в Западной Европе крепли в борьбе с церковной властью. В Византии необходимости в такой борьбе не было, поскольку не было и монополии церкви на образование. Помимо положительного эффекта, а именно, усиления светского характера содержания образования, было в константинопольской высшей школе и отрицательное, рожденное чрезмерной опекой центральной власти, сковывавшей инициативу и творчество преподавательского состава.

В константинопольской высшей школе времени ее расцвета обучали прежде всего платоновской и неоплатоновской философии, комментированию и критике греческих текстов, комментариям к сочинениям отцов церкви. Идеалом были фигуры таких протовизантийских эрудитов и риторов-богословов, как Василий Кесарийский и Иоанн Златоуст. В содержание высшего образования входили: метафизика как метод исследования природы, философии богословие, медицина и музыка. Основной формой обучения являлся диспут. В ходе диспутов рассматривались проблемы этики, политики, истории, юриспруденции. Идеал выпускника высшей школы - энциклопедически образованный государственный или церковный деятель.

Одной из задач высшей константинопольской школы, сохранявшейся на протяжении тысячелетней истории Византийской империи, было освоение античного наследия. Вне усвоения этого круга знаний и умений всерьез говорить о высшем образовании было невозможно.

3.2.Образование и медицина в Византийской империи

Образование в Византийской империи носило светский характер. В IV— VII вв. основными его центрами оставались античные города. Александрия славилась медицинской школой, которая функционировала и после завоевания ее арабами (до начала VIII в.). Как уже отмечалось, из александрийской врачебной школы вышли Ориба-сий, Аэций, Павел и многие другие выдающиеся византийские врачи. В Афинах — столице риторики и философии — продолжала ' работать основанная Платоном Афинская Академия (закрытая при Юстиниане). Бейрут был центром юридического образова-ни. Гааза славилась риторской школой, которая долгое время сохраняла эллинские традиции. Преподавание велось на греческом языке.

Система обучения была рассчитана на приобретение чисто светского образования. По свидетельству современников, обучение медицине носило характер дискуссии. По окончании образования, сдачи экзаменов специально назначенной коллегии врачей и получения соответствующих свидетельств окончившие медицинские школы могли получить государственные должности и звание архиатра. Однако в большинстве случаев они занимались частной практикой. Виднейшие деятели церкви Василий Великий, Григорий Богослов, Григорий Нисский получили блестящее светское образование в лучших грамматических, риторских и философских школах империи.

Подготовка врачей в Византии проводилась в школах при монастырских и гражданских больницах, в которых работали опытные и образованные врачи. Появление больниц коренным образом изменило процесс подготовки врачей, он перестал носить характер индивидуального ученичества. Обстановка в больнице позволяла врачам наблюдать сотни больных, расширились возможности изучения клинических проявлений и лечения различных заболеваний. Учебный процесс находился под контролем церковных и светских властей. Обучение строилось на анатомо-физиологических представлениях Галена, для преподавания практической медицины широко использовались труды Гиппократа, античных и особенно византийских врачей-энциклопедистов. Учащиеся школ под руководством наставников участвовали в осмотрах больных и их лечении. Вопрос о предоставлении ученику права на врачебную практику решался индивидуально после сдачи экзамена.

Выпускники медицинских школ после завершения образования и успешной сдачи экзаменов могли получить государственные должности и звание архиатра. Однако в большинстве своём они занимались частной практикой.

Византия — это уникальное явление Средних веков. То, что дала Византия человеческой истории, невозможно переоценить. Византия оказала огромное культурное воздействие на государства Востока, Западной и Восточной Европы. Страна высокой образованности, Византия для остального мира служила как бы мостом, соединившим античность и средневековье. Свет традиций византийского просвещения не угас и после гибели самой империи.

В области медицины византийские учёные и врачи не только сберегли достижения классической науки античности, но и пополнили сумму человеческих знаний новыми сведениями, обогатив тем самым всё человечество. Например, благодаря такому великому хирургу как Павел Эгинский, который как никто смог сохранить и приумножить достижения в области медицины. В истории науки наследие Византии не может рассматриваться как достояние одной страны — на ее обширной территории располагаются ныне Греция и Болгария, Югославия и Румыния, Турция и Венгрия, Италия и Египет и многие другие страны Средиземноморья. За 10 веков своей истории Византия смогла сохранить и систематизировать античное наследие, а также создала оригинальную средневековую культуру, которая оказала большое влияние на развитие культуры и медицины многих народов мира.

В обязанности главы городских архиатров входило преподавание медицины в специальных школах, которые были учреждены в г. Риме, Афинах, Александрии, Антиохии, Берите и других. Анатомия преподавалась на животных, а иногда – на раненых и больных. Практическую медицину изучали у постели больного:

Недомогал я, но тут ко мне, нимало не медля, Ты появился, Симмах, с сотней своих школяров. Начали щупать меня сто рук, ледяных от мороза: Без лихорадки, Симмах, был я, а вот и она.[3]

Закон строго определял права и обязанности учащихся. Все свое время они должны были отдавать учению. Им запрещалось участвовать в пиршествах и заводить подозрительные знакомства.

Наряду с государственными врачебными школами в Римской империи появилось небольшое число частных школ по подготовке врачей. Одну из них (по всей вероятности, первую) основал Асклепиад.

Со временем положение врачей в Риме укрепилось. Они получили большие права, освобождение от тягостных повинностей и даже льготы. Во время войны врачи и их сыновья освобождались от общей воинской повинности. Подобные привилегии привлекали в г. Рим иноземных врачей, что привело к их избытку, конкуренции и в результате – к узкой специализации. К концу II в. в столице империи были глазные и зубные врачи, специалисты, которые лечили только болезни мочевого пузыря, хирурги, которые производили только одну операцию (например, грыжесечение или камнесечение). Положение врача в Римской империи значительно отличалось от положения врача в древней Греции, где врач был свободен от обязанностей перед государством (в древней Греции врачеватели привлекались на службу лишь в случае повальных болезней или во время военных походов, по их добровольному согласию).

Римская наука периода империи имела эмпирическо-описательный и прикладной характер, свойственный римскому практицизму. Вобрав в себя достижения всех народов Средиземноморья, она сформировалась в результате трансформации и взаимного проникновения древнегреческой и восточных культур.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Культура древнего Рима эпохи Октавиана Августа Золотой век Римской империи

Описание презентации по отдельным слайдам:

Культура древнего Рима эпохи Октавиана Августа Золотой век Римской империи

Культура древнего Рима эпохи Октавиана Августа
Золотой век Римской империи

Октавиан АвгустАвгуст — (Октавиан Август, латинское Augustus; с рождения Гай.

С помощью выдающихся писателей литературного Золотого века: историка Ливия и.

С помощью выдающихся писателей литературного Золотого века: историка Ливия и поэтических протеже Мецената, Виргилия и Горация, чьи попытки были поддержаны некоторыми патриотическими стихами Проперция и Овидия, — он выказал свое почтение перед древней итальянской религией, воскресив многие из ее античных обрядов, а также восстанавливая ее разрушенные храмы. В погоне за той же целью в 17 г. до н.э. он провел античный обряд так называемых Секулярий (Ludi Saeculares), которыми отмечали переход из одной эпохи или одного столетия в другое. Он также восстановил Алтарь Мира (Ага Раcis), украсив его замечательными барельефами в классическом стиле Августа. По всей Империи было возведено множество других важных зданий, как культовых, так и светских. После смерти Лепида в 12 г. до н.э. Август принял на себя его сан верховного жреца (pontifex maximus) государственной религии.

Государства-клиенты также имели право чеканить свою собственную монету, преим.

Государства-клиенты также имели право чеканить свою собственную монету, преимущественно из бронзы, но иногда и из серебра (а в Киммерийском Босфоре даже и из золота). Во многих частях самой Империи местным городским общинам тоже было позволено чеканить свою бронзовую монету. В число этих земель входила Испания (некоторое время), так же, как и большинство восточных территорий, где древние города-государства, с их греческими установлениями и культурой, сохраняли в определенной степени свою автономию под достаточно либеральным надзором провинциальных наместников и их финансовых советников, или прокураторов.
Мирная обстановка в правление Августа также стимулировала развитие торговли, это облегчалось широким распространением и улучшением качества римских монет, теперь это были не только кусочки золота и серебра, но и отчеканенные в Риме, в Лугдуне и повсюду монеты из желтой и красной меди.

Характерной чертой культурной жизни Рима эпохи ранней Империи являлось то, чт.

Характерной чертой культурной жизни Рима эпохи ранней Империи являлось то, что в ее создании принимали активное участие уроженцы не только города Рима, но и всей Италии и особенно римских провинций. Для молодых и знатных римлян обязательным считалось усвоение всего того, что преподавалось в Греции. Потребности в образованных людях удовлетворялись за счет импорта образованных рабов-греков. Многочисленные деятели римской культуры ( прозаики, поэты, философы, ораторы, юристы, учителя, врачи, художники, архитекторы) в подавляющем большинстве были неримлянами. Для знакомства с греческой культурой не только знати, но и простого народа большое значение имело скопление в Риме вывезенных из греческих городов картин и статуй, выставлявшихся на площадях и в храмах и служивших образцами для римских мастеров.

НаукаГай Плиний Секунд(Старший)Люций Анней Сенека(23 — 79 гг.), знаменитый ав.

Клавдий Птолемей (ок. 90 г. – ок. 160 г.) Главное произведение Птолемея "Вел.

Клавдий Птолемей
(ок. 90 г. – ок. 160 г.)
Главное произведение Птолемея "Великое построение (астрономии)" (в арабском переводе "Альмагест") в 13 книгах пользовалось непререкаемым авторитетом до Коперника (XVI в.). Кроме этого основного сочинения Птолемея до нас дошло несколько других его произведений: по физике, астрономии, географии и астрологии. Среди них для историка представляет огромный интерес "Канон царей" (так называемый "Птолемеевский канон"), т. е. список царей, по которым датировались наблюдения вавилонских и александрийских ученых. Этот список чрезвычайно важен для хронологии древней истории.


ЛитератураГай Юлий Цезарь Гай Саллюстий КриспЮлий Цезарь в своих книгах “Запи.

Литература
Гай Юлий Цезарь
Гай Саллюстий Крисп
Юлий Цезарь в своих книгах “Записки о Галльской войне” и “Записки о гражданской войне” описал собственные деяния и политическую карьеру.
Сочинения Г.С.Криспа "О заговоре Каталины", "Югуртинская война" и даже "Письма к Цезарю" являются не только важными историческими источниками, но и крупными литературными произведениями.

(116—27 гг. до н.э.). Ему принадлежало большое (в 41 кн.) сочинение, в которо.

(116—27 гг. до н.э.). Ему принадлежало большое (в 41 кн.) сочинение, в котором изложена история римского народа, его культура, религия и обряды. Варрон был также автором трудов по юриспруденции, искусству, грамматике латинского языка, истории литературы, агрономии. Его трактат “О сельском хозяйстве” содержит практические советы земледельцу. Ему принадлежит и ряд поэтических произведений(сатиры). После установления первого триумвирата он издал сатиру под названием "Трёхглавое чудовище".
Во II—I вв. до н.э. в Риме стали известны различные течения эллинистической философии. Для ознакомления с ними древних римлян много сделал политический деятель, известный оратор и писатель Марк Туллий Цицерон (I в. до н.э.). В своих философских трактатах (“Об ораторе”, “Об обязанностях”, “О государстве” и др.) он изложил основы учения Платона и стоиков.
Марк Туллий Цицерон

Поэзия ВергилийГорацийТит Лукреций КараПоэма Лукреция "О природе вещей" – вел.

ТеатрИстоки римского театра восходят к праздникам сбора урожая, во время кото.

Театр
Истоки римского театра восходят к праздникам сбора урожая, во время которых двое хоров ведут диалог, распевая веселые и грубоватые песни – фесценнины. Более сложные формы театральной игры – мимические пляски и аттеланы (сценки с постоянным комическим персонажами). Это Макк – прожорливый дурак, Буккон – плут и болтун, Папп – богатый, скупой, честолюбивый старик, Доссен – горбун и шарлатан, выдающий себя за ученого. Регулярные представления начинаются в Риме с середины III в. до н.э. Играют трагедии на мифологический и исторический сюжеты, комедии, рассказывающие о жизни италийских городков. Популярностью пользовалась комедия паллиата(переделку аттической комедии на римский лад). Представителем паллиаты был Плавт (ок. 154 – 84 до н.э.). Римский театр – зрелище, предназначенное для развлечения публики. Актеры расценивались как люди самых низших сословий. Но некоторые актеры пользовались всеобщим уважением, например трагический актер I в. до н.э. Эзоп и его современник – комический актер Росций. Первое время актеры играли без масок, костюмы были такими же как и в греческом театре. В Риме долго не было постоянного театрального здания. Первый постоянный театр был построен только в 55 г. до н.э. В эпоху империи сооружается ряд театров (например, театр Марцелла, вмещавший до 20 тыс. человек), а так же много цирков, напоминающих по своей архитектуре современные закрытые стадионы. В цирках устраивались гладиаторские бои, травля диких зверей и другие кровавые зрелища, которые стали преобладать в Риме с I в. до н.э. Постепенно они вытеснили драму. С ними могли соперничать только аттеланы и мимы.
При таких условиях серьезная драма становится литературным жанром: она предназначена для чтения, а не для сценического исполнения. Крупнейшим представителем такого рода литературной драмы был Сенека. От него дошло восемь трагедий: "Медея", "Эдип", "Федра", "Агамемнон", "Неистовый Геркулес", "Геркулес на Эте", "Троянки" и "Фиест". "Октавия", посвященная трагической судьбе дочери Клавдия и первой жены Нерона, написана в стиле Сенеки, но ему, вероятно, не принадлежит.

МедицинаО развитии хирургии в Риме в период империи свидетельствуют наборы хи.

Медицина
О развитии хирургии в Риме в период империи свидетельствуют наборы хирургических инструментов, найденные при раскопках древних городов: в “доме хирурга“ в Помпеях , в Бадене, Бингене, в Херсонесе и Ольвии (территория нашей страны) и др. В наборы входили пинцеты, щипцы, захваты, пилы для костей, хирургические ножи и иглы и другие инструменты, использовавшиеся в медицинской практике.

Римская наука периода империи имела эмпирически-описательный и прикладной хар.

Римская наука периода империи имела эмпирически-описательный и прикладной характер, свойственный римскому практицизму. Вобрав в себя достижения всех народов Средиземноморья, она сформировалась в результате трансформации и взаимного проникновения древнегреческой и восточных культур. Наиболее ярко эти тенденции выразились в многотомной (более 20томов) энциклопедии “Аrtes“ (“Искусства“), составленной на латинском языке Авлом Корнелием Целъсом (30-25 гг. до н.э. – 45-50 гг. н.э.). До нас дошли лишь 8 томов (VI-ХIII), посвященные медицине. Этот труд является самым ранним (из известных нам) медицинским сочинением на латинском языке. Его рукописный текст был обнаружен в средине XV В. (ок. 1443 г.) и впервые издан во Флоренции в 1478 г.
Согласно Галену (древне-римский врач, живший ок.130 г. – ок. 200 г. н.э.), Цельс составил свое “ практическое руководство, занимаясь лечением больных в своем валетудинарии (для рабов)”. Он подробно изложил достижения римской медицины периода ранней империи в области диетики, гигиены, теории болезней, терапии и особенно хирургии. Трактат Цельса внёс существенный вклад в развитие научной латинской терминологии.
Современником Плиния был выдающийся римский военный врач Диоскорид Педаний из Киликии, по происхождению грек. Его сочинение “О врачебной материи“, т.е. о лекарственных средствах, составленное на греческом языке, содержит описание и способ применения более чем 600 лекарственных растений, применявшихся в медицинской практике во времена императоров Клавдия (41 – 54 гг. н.э.) и Нерона (54 – 68 гг. н.э.). Труд Диоскорида пользовался непререкаемым авторитетом вплоть до XVI в. и сыграл значительную роль в разработке систематики растений.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Медицина древней Греции. Акрополь

Описание презентации по отдельным слайдам:

Медицина древней Греции. Акрополь

Медицина древней Греции. Акрополь

1. Крито-ахейский, или эгейский период (3 - конец 2-го тысячелетия до н.э.).

1. Крито-ахейский, или эгейский период (3 - конец 2-го тысячелетия до н.э.) 2. Предполисный период (Х1-1Х вв. до н.э.) 3.Полисный период (У111-1У вв. до н.э.) 4.Классический (У-1У вв. до н.э.) 5.Эллинистический период (30-е годы 1У в. – 30 г. до н.э.)

Аполлон Корони́да (др.-греч. Κορωνίς

Аполлон Корони́да (др.-греч. Κορωνίς


Хирон и Асклепий

Хирон и Асклепий

Кентавр Хирон и юный Асклепий Кентавр Хирон и юный Асклепий

Кентавр Хирон и юный Асклепий Кентавр Хирон и юный Асклепий

Прометей Асклепий


Асклепий - (греч. миф) бог врачевания, сын Аполлона и нимфы Корониды

Асклепий - (греч. миф) бог врачевания, сын Аполлона и нимфы Корониды


Зевс и Асклепий

Зевс и Асклепий

Асклепий и Гигиея

Асклепий и Гигиея


Гигиея – богиня здоровья

Гигиея – богиня здоровья

 Панакея (Панацея)- покровительница лекарственного врачевания

Панакея (Панацея)- покровительница лекарственного врачевания

Махаон – покровитель хирургии

Махаон – покровитель хирургии

Подалирий – покровитель внутренних болезней

Подалирий – покровитель внутренних болезней

Atlas, Atlantis - атлант, первый шейный позвонок. Атлант,имя греческого титан.

Atlas, Atlantis - атлант, первый шейный позвонок. Атлант,имя греческого титана, державшего на своих плечах небесный свод.

Tendo Achillis (t. calcaneus) - ахиллово сухожилие (пяточное). Названо по име.

Tendo Achillis (t. calcaneus) - ахиллово сухожилие (пяточное). Названо по имени героя Троянской войны Ахилла (Ахиллеса). По мифу мать Ахилла Фетида окунула младенца в воды реки Стикса; тело Ахилла стало неуязвимым, осталась уязвимой только пятка, за которую она его держала. Фетида купает сына Ахиллеса в водах реки Стикс. Автор - Peter Paul Rubens, 1630-32. Музей Boijmans Van Beuningen, Роттердам

Caput Medusae (голова Медузы) - так называется расширение подкожных вен перед.

Caput Medusae (голова Медузы) - так называется расширение подкожных вен передней брюшной стенки со змеевидным ветвлением вокруг пупка, наблюдаемое при портальной гипертензии. У мифического чудовища Медузы на голове вместо волос росли извивающиеся змеи

Психея (греческое y u c h, "душа", "бабочка"), в греческой мифологии олицетво.

Психея (греческое y u c h, "душа", "бабочка"), в греческой мифологии олицетворение души, дыхания. Мифы о царевне Психее рассказывают о стремлении человеческой души слиться с любовью. За неописуемую красоту люди почитали Психею больше, чем Афродиту.

Комплекс Медеи - один из выделяемых психоаналитиками комплексов, характеризую.

Комплекс Медеи - один из выделяемых психоаналитиками комплексов, характеризующий стремление матери убить собственных детей, чтобы отомстить мужу

Религиозная (храмовая) медицина (VIII—VI вв. до н. э.) мифология и языческа.

Религиозная (храмовая) медицина (VIII—VI вв. до н. э.) мифология и языческая религия греков политеизм, антропоморфизм

Асклепион



абатон энкомисис


Пинака, дар Асклепию с просьбой излечить ногу. I-II вв. н. э., Лувр

Пинака, дар Асклепию с просьбой излечить ногу. I-II вв. н. э., Лувр

Ятрейи – тип частной лечебницы на дому у врача

Ятрейи – тип частной лечебницы на дому у врача

Кротонская школа. Алкмеон – открыл перекрест зрительных нервов и слуховой кан.

Книдская школа. Школа развила учение о признаках болезни – симптомах и диагн.

Книдская школа. Школа развила учение о признаках болезни – симптомах и диагностике. ГУМОРАЛЬНАЯ ТЕОРИЯ (лат. humores — жидкости) учение о 4-х телесных соках в организме: кровь,слизь,светлая желчь,черная желчь

Сицилийская школа – была основана Эмпедоклом.

Сицилийская школа – была основана Эмпедоклом.

Косская школа. В косской школе развивалось учение о четырех телесных соках: (.

Гиппократ «Жизнь коротка, путь искусства долог, удобный случай мимолетен, опы.

Дата рождения: около 460 до н. э. Место рождения: остров Кос Дата смерти: око.

Дата рождения:около 460 до н. э. Место рождения:остров Кос Дата смерти:около 370 до н. э. Место смерти:Остр.Ларисса в Фессалии Отец: Мать:Гераклид (род Асклепия) Фенарета (род Геракла

Памятник Гиппократу на острове Кос.

Памятник Гиппократу на острове Кос.


Подлинными трудами Гиппократа исследователи признают от 8 до 18 сочинений: тр.

Гиппократу медицина обязана появлением учения о темпераменте человека. Соглас.


Современные медицинские термины, в которых присутствует имя Гиппократа Ноготь.

Современные медицинские термины, в которых присутствует имя Гиппократа Ноготь Гиппократа Шум плеска Гиппократа Маска Гиппократа Вправление вывиха плеча по методу Гиппократа Шапочка Гиппократа Гиппократова скамья


Шапочка Гиппократа Представляет собой повязку на голову. Накладывается с помо.

Шапочка Гиппократа Представляет собой повязку на голову. Накладывается с помощью двуглавого бинта или двух отдельных бинтов. Одним бинтом всё время делают циркулярные обороты через лоб и затылок, укрепляя ходы второго бинта, прикрывающей свод черепа от средней линии вправо и влево. Концы бинта связывают в затылочной области

Читайте также: