Астрономия исламского средневековья сообщение кратко

Обновлено: 04.07.2024

Люди с древних времен любили смотреть на небо, и, исходя из этих наблюдений, составляли календари, дорожные карты для моряков, формировали жизненные традиции в зависимости от сезона. Более того, на протяжении всей истории, люди пытались установить связь между положением небесных тел и судьбой. В лунном календаре, принятом одновременно с возникновением ислама, все святые мусульманские дни и время молитв определены в соответствии с положением на небе луны и солнца. В исламских странах и в Османской империи астрономия, астрология и математика были взаимосвязаны друг с другом и представляли интерес для религиозных деятелей и ученых. Были разработаны функциональные инструменты, испробованы новые методы наблюдений и методы расчета. Письменные источники и документы передают важную в этом отношении информацию. Коллекция рукописей, имеющаяся в архиве стамбульской обсерватории Кандилли, является важным источником, проливающим свет на историю астрономии, математики и географии исламского мира, дошедшим до наших дней. В нашей сегодняшней статье мы будем говорить о коллекции рукописей архива обсерватории Кандилли.


Существуют разные утверждения по поводу начала истории исламской астрономии. Тем не менее, во многих источниках, ссылающихся на переводенный с санскрита Sindhanta и переведенную с греческого работу Птолемея Альмагест (Великое построение) указано, что история исламской астрономии началась в 800-ые годы. В течение долгого времени основной целью исламских обсерваторий была подготовка новых календарей, астрономических таблиц и исправление устаревших.

Во времена Мамуна в Аббаси (813-833) с созданием обсерваторий начали проводиться астрономические наблюдения, появилось первые оригинальные произведения в области астрономии. Среди ученых, занимавшихся этими наблюдениями, был и основатель алгебры аль-Хорезми и Хабеш-аль-Хасиб.

Во времена сельджуков, Ильханатов и Тимуридов были построены различные обсерватории, делались наблюдения, развивалась наука астрономия, писались новые книги. В этих исследованиях определении широты и долготы важных городов и определение Кыблы осуществлялось путем наблюдений за солнцем, Луной и позициями небесных тел. Позднее была создана обсерватория Ибн-Сины, в которой при помощи более точных приборов велись наблюдения за планетами.

Обсерватория, построенная в Самарканде в 1420-21 годы по приказу Улугбека, занимала особое место среди исламских обсерваторий. Во время правления Улугбека в этой обсерватории работали видные ученые эпохи, такие как Гыяседдин, Кадызаде Руми и Али Кушчу.


Среди рукописей самый старейший из календарей Османской империи принадлежит 1444 году. Эти календари в двух частях — ежегодный календарь (таквими сал) и календарь Ахкам составлялись каждый год, начиная с Норуз. Вначале эти календари составлялись некоторыми астрологами за пределами дворца, а затем предлагались дворцу. Начиная с 16-го века, календари стали составляться главными астрологами, являвшимися официальными чиновниками системы Османского государства, после чего их представляли султанам и великим визирям. Первая часть календарей, которые обычно состояли из двух частей, включала историческую и астрологическую информацию. В первых частях календаря встречается хронологический список событий, имевших место во времена от Адама до пророков, халифов, сельджуков, караманогуллары и османцев, а также историческая информация, астрономические и астрологические расчеты. Затем следуют приметы, связанные с месяцами и днями года, истолкования снов, а также информация о блюдах и напитках в соответствии со временами года. Вторая часть состоит из основной части календаря , подготовленного обычно в виде таблицы на четырнадцати страницах.

Наиболее важная коллекция наблюдений, дошедшая до наших дней, находится в архиве обсерватории и научно-исследовательского института сейсмологии Кандилли Босфорского университета. Работы по представлению этой важной коллекции, принадлежащей исламскому миру, в 2007 году дали хороший результат. Календари, которые начал собирать основатель Обсерватории Кандилли Мехмед Фатин Гёкмен, и находящиеся в первой и единственной коллекции работ по астрономии и астрологии в Турции, были представлены вниманию исследователей истории науки. Коллекция рукописей, состоящая из 828 томов и 1340 оригинальных работ на арабском, персидском и Османском языках, были проверены и отсканированны под руководством основателя кафедры турецкого языка и литературы профессора Гюнай Курта. Таким образом, издательством Босфорского университета был опубликован каталог рукописей обсерватории Кандилли. Коллекция рукописей, включающая уникальные и редкие образцы, считается одной из редчайших коллекций в мире.

В астрономии и философии Средневековья христианских и мусульманских стран преобладала космология Аристотеля, дополненная птолемеевой теорией движения планет.

Некоторые философы XIII—XIV вв. считали, что бесконечно всемогущий Бог мог создать, помимо нашего, и другие миры, но не сделал этого. Некоторые философы (Тома Брадвардин и Николай Орем) считали, что за пределами нашего мира находится бесконечное пространство, где пребывает Бог.

Рассмотрим наиболее интересные учения астрономов исламского Средневековья и космологии иудаизма.

Астрономия исламского Средневековья

К этому периоду относят астрономические познания и взгляды, распространённые в Арабском халифате и в государствах, возникших на его обломках (территория Среднего и Ближнего Востока, значительная часть Пиренейского полуострова (Андалусия), северной Африки). Период наивысшего развития астрономии здесь приходится на VIII—XV века; в течение почти всего этого периода развитие астрономии было ограничено исламским ареалом. Сочинения исламских астрономов были, как правило, написаны на арабском языке, который может считаться международным языком Средневековья; по этой причине астрономия исламского Средневековья называется ещё арабской астрономией, хотя в её развитие внесли вклад не только арабы, но представители практически всех народов, проживавших на этой территории. А здесь проживало очень много народов: арабы, персы, копты, берберы, турки, армяне, сирийцы, грузины, мегрелы, испанцы, португальцы, южные итальянцы, дагестанские народы, афганцы, узбеки, таджики.

Арабская астрономия основывалась на астрономии Древней Греции, а ранее – на астрономии Индии и Ирана.

Но первоначально астрономия в исламских странах служила исключительно для религиозных нужд: в странах ислама она первоначально была обусловлена чисто практическими религиозными нуждами:

1. календарная проблема: мусульмане использовали лунный календарь, где начало месяца совпадает с моментом первого появления на западе тонкого лунного серпа после новолуния. Задача заключалась в предсказании этого момента;

2. исчисление времени: с помощью астрономических методов необходимо было точно определять время молитвы;

3. определение направление на Мекку (город в западной Саудовской Аравии, около 100 км от Красного моря. Является центром паломничества для мусульман): молитва у мусульман совершается лицом к Мекке, и так же должны были быть ориентированы мечети. Задача астрономов заключалась в определении направления на Мекку в данном географическом пункте.

Для решения этих задач в основном и существовала средневековая астрономия, с XI в. при мечетях даже вводится специальная должность хранителя времени, которую занимал астроном. Такую должность занимал известный сирийский астроном Ибн аш-Шатир в Дамаске.

Ибн аш-Шатир

Но на протяжении всего Средневековья астрономия подвергалась критике ортодоксальных исламских богословов, так как она, по их мнению, отвлекала людей от изучения религии. Многие мусульманские богословы полагали, что нельзя искать причинной связи между явлениями природы, так как это противоречит религиозным взглядам.

Но многие астрономы Средневековья были убеждены, что, раскрывая строение мироздания, они тем самым прославляют его Создателя. Ряд астрономов в то же время были авторами богословских сочинений.

Астрономическое образование и обсерватории

Медресе Улугбека в Самарканде

В высших исламских учебных заведениях (медресе) со второй половины XIII века начинают активно изучать математику и астрономию. При обсерваториях создавались школы, где уровень преподавания был очень высок, он не был превзойден даже в Европе в более позднее время. Можно назвать такие школы при обсерваториях в городах Марага (XIII в.) и Тебриз (XIV в.), а также медресе в Самарканде и Стамбуле (XV в.). Школу в Самарканде создал Улугбек, правитель тюркской державы Тимуридов, внук Тамерлана, выдающийся астроном и астролог.

Для проведения систематических наблюдений небесных тел в исламских странах возводятся первые астрономические обсерватории, которые основывают в основном монархи. Так, известна самая первая в истории обсерватория в Багдаде, которую основал в 988 г. султан Шараф ад-Даула, и обсерватория в Исфахане (Персия), основанная султаном Джалал ад-Дин Малик-Шахом. В этой обсерватории работал выдающийся ученый и поэт Омар Хайям.

Омар Хайям как астроном

Но коль уж мы заговорили о Хайяме, давайте вспомним несколько его рубаи.

Много лет размышлял я над жизнью земной.
Непонятного нет для меня под луной.
Мне известно, что мне ничего не известно, -
Вот последний секрет из постигнутых мной.

Чтоб мудро жизнь прожить, знать надобно немало.
Два важных правила запомни для начала:
Ты лучше голодай, чем что попало есть,
И лучше будь один, чем вместе с кем попало.

Обсерватория Улугбека в Самарканде

Главным инструментом Самаркандской обсерватории был гигантский квадрант (астрономический инструмент для определения высот светил) радиусом более 40 метров. При его использовании высота светила измеряется относительно горизонта, а не относительно самого инструмента. Это даёт бо́льшую точность определения.

Арабы в основном использовали те же астрономические инструменты, что и греки, существенно их доработав. Главным астрономическим инструментом до появления телескопов была, наряду с квадрантами, астролябия. Этот старейший астрономический инструмент основан на принципе стереографической проекции (центральная проекция, отображающая двумерную сферу на плоскость).

Основные достижения астрономии исламского Средневековья

Они уточнили основные астрономические параметры: наклон эклиптики к экватору, скорость прецессии, продолжительность года и месяца, параметры планетных теорий.

Исламские астрономы оказали большое влияние на развитие тригонометрии: ими были введены современные тригонометрические функции косинус, тангенс, котангенс, доказан ряд теорем, составлено несколько таблиц тригонометрических функций. Высокоточные тригонометрические таблицы были составлены в Самаркандской обсерватории Улугбека, причем сам Улугбек лично участвовал в этой работе: он написал специальный трактат о вычислении синуса угла в 1°. Первый директор этой обсерватории ал-Каши прославился также вычислением числа π с точностью до 18 знаков после запятой.

Они составили справочники по практической астрономии — зиджи. Образцами для зиджей были Подручные таблицы Птолемея, а также учения индийских астрономов.

Предполагают, что самаркандские учёные разрабатывали и другие теории, противоречащие общепринятой геоцентрической системе мира. Некоторые астрономы Самарканда высказывали также предположение, что Земля является центром не всей Вселенной, а только центром тяжёлых тел; рассматривалась возможность перемещения центра Земли. А некоторые ученые считали даже возможным существование за пределами нашего мира других миров. Таким образом, Земля, оставаясь центром нашего мира, лишалась выделенного статуса во Вселенной в целом.

Многие исламские правители поддерживали астрономию исключительно благодаря тому, что она является фундаментом астрологии. По этой причине большинству арабских астрономов приходилось также заниматься составлением гороскопов. Величайшим астрологом в Средневековье считался перс Абу Машар (IX в.), его сочинения многократно переводились на латынь. Трудно сказать, действительно ли большинство исламских астрономов верили в астрологию, или составляли гороскопы только с целью зарабатывания средств к существованию. Некоторые астрономы и философы критиковали астрологию за её недостоверность. Но другие, в том числе и Улугбек, искренне верили в астрологию.

Но поскольку до конца X века уровень астрономии на католическом Западе оставался низким, то первыми профессиональными трудами по астрономии на латыни являлись переводы с арабского. Французский преподаватель астрономии Герберт Аврилакский (ок. 946—1003) совершил путешествие в Испанию, южная часть которой в то время была оккупирована арабами, где приобрел несколько арабских астрономических и математических манускриптов, некоторые из которых он перевел на латынь.

Средневековая астрономия

На рисунке - остатки главного инструмента обсерватории Улугбека в Самарканде - квадранта (или секстанта).

Европейская астрономия вышла на уровень мусульманской только в XV веке.

Космология иудаизма

Эволюция взглядов иудеев на устройство Вселенной прослеживается с Библейского периода через Талмуд (свод правовых и религиозно-этических положений иудаизма) и средневековых философов (Маймонид), особенно в рамках выработки отношения к учению Аристотеля. В переходный период к новому времени представляет интерес в целом положительное отношение еврейских учёных к системе Коперника.

По Книге Бытия, весь Мир возник по частям в течение определённого периода времени, начиная с неба, земли и света и заканчивая человеком. Бог существовал всегда, и по Его Воле возник Мир.

Небо, по Талмуду, твёрдое; небесные тела скользят по нему, производя шум и даже стружку, из-за этого днём звуки слышны хуже. Над небом находятся верхние воды. Согласно Талмуду, Земля имеет круглую форму и окружена со всех сторон водой. Земля уподобляется глазу человека: белок глаза — океан, окружающий весь мир, зрачок — место обитания людей, главная точка в нём — Иерусалим. Другое сравнение — океан как миска с крышкой.

Небо описывается в Библии как полог над кругом земли. Небосвод поддерживается колоннами, в нём могут открыться окна, по нему двигаются светила. Кроме Луны и Солнца, Библия упоминает Венеру и Сатурн, Плеяды, Гиады, Возничего, Орион и Арктур, метеориты. Упоминаются также Юпитер и кометы.

Про Землю в одних местах говорится, что она распростёрта над водами, в других — что Земля подвешена над пустотой.

По представлениям других астрономов, в центре — Земля, затем слой метеоров, затем Луна, затем Меркурий. Между сферами планет находится жидкость.

Другую позицию занимал Герсонид. На словах во всём соглашаясь с Аристотелем, он глубоко переосмыслил его физическое учение. Это касается, например, теории Аристотеля о естественном месте тел, согласно которой для воздуха и огня естественно быть вверху, а для воды и земли — внизу. По Герсониду, все тела стремятся к центру Земли, просто одни стремятся сильнее, а другие — слабее. А Хасдай Крескас вообще отвергал философию Аристотеля, считая, что она накладывает слишком большие ограничения на всемогущество Господнее. Он подверг сомнению постулат Аристотеля, что тела без постоянно действующей на них силы останавливаются; предположил существование пустоты, бесконечность пространства. В вопросе о естественном месте тел он разделял взгляды Герсонида.

Средневековая астрономия

На рисунке - часть космоса по представлениям Герсонида: в центре Земля, затем слой метеоров, затем Луна, Меркурий. Между сферами планет находится жидкость.

Арабские астрономы Средневековья оставили после себя огромное наследие

Список самых известных звезд с арабскими или ведущими свое происхождение от арабского языка именами очень длинный. Причина проста: они отражают вклад средневековых арабских ученых, живших на обширной территории от Багдада до Гранады, в наше представление о звездах и планетах.

Почти сразу после того как Аббасидские халифы основали столицу в Багдаде в 762 г., они начали оказывать покровительство исследованиям в области астрономии. После определенного периода времени, на протяжении которого осуществлялся перевод произведений Евклида, Архимеда и Птолемея, исламские ученые совершили значительные открытия и внесли большой вклад в данную область знаний.

Наблюдения равноденствий позволили измерить с высокой степенью точности продолжительность солнечного года. Арабские астрономы IX столетия даже предприняли попытку измерить дугу земного меридиана. Успешное выполнение этой операции удалось ученым Запада лишь спустя тысячу лет. Решение ими было найдено посредством определения расстояния между точкой, избранной наблюдателями в качестве исходного пункта, и их местонахождением, после того как высота полюса изменилась на один градус. В дополнение, ученые Багдадской школы разработали астрономические таблицы расположения планет и дали точное определение прецессии (предварения равноденствий).

Багдадские ученые сумели измерить значение прецессии с невиданной ранее точностью. Они также составили таблицы расположения планет, а в 959 г. вычислили координаты расположения Багдада со степенью погрешности всего 10".

Абу-ль-Вафа (умер в 998 г.) установил, что пределы максимальной широты Луны были непостоянными. Его попытки дать объяснение моментам очевидного несовершенства теории Луны Птолемея, привело его к открытию, помимо уравнения центра эвекции, еще одного, третьего, неравенства Луны, ныне известного как либрация.

Политические волнения и военные вторжения, участившиеся с конца X столетия, в итоге привели к тому, что научная столица исламского мира была перенесена из Багдада в Каир. Каирским астрономам оказывали покровительство правители города, проявлявшие подлинный интерес к работе ученых. В местной библиотеке находились два глобуса звездного неба и 6000 работ по математике и астрономии.

Большинство своих наблюдений ученые вели с вершины горы Мукаттам — места, где сейчас располагается Крепость. Египетский астроном Ибн Юнис, наиболее значительные научные открытия которого пришлись на правление Аль-Хаккама, составил таблицу Хакимитов, которая превзошла все предыдущие подобные работы и впоследствии приводилась во всех трактатах по астрономии, в том числе в труде китайского астронома 13-го века Ко Чоу Кинга.

В результате систематического уничтожения рукописей лишь очень малая часть астрономических исследований испанских арабов была сохранена до наших дней. В связи с этим большинство арабских астрономов исламской Испании известны нам лишь по своим именам. Однако даже те малые сведения о содержании их работ, которыми мы располагаем, не оставляют сомнений в их важности.

К примеру, нам известно, что Арзакел, живший в XI веке, сделал более 402 наблюдений высоты апогея солнца. Он также сумел определить значение прецессии — смещения оси вращения Земли на 50 угловых секунд ежегодно, — в точности то, которое приводится в современных таблицах.

Ряд научных историков, основываясь на астрономических трудах Альфонсо X из Кастилии и других источниках, полагают, что арабам Испании удалось установить факт движения планет по эллиптической орбите и открыть теорию движения Земли вокруг Солнца задолго до того, как это сделали Иоганн Кеплер и Николай Коперник.

Для совершения этих открытий они использовали инструменты, примитивные по современным меркам, потому результаты исследований почти целиком зависели от искусности ученых, осуществлявших наблюдения, — факт, который увеличивает ценность их достижений. Единственным средством точного измерения времени, которое использовалось в то время, были солнечные часы. Маятник в часах еще не применялся, поэтому первым арабским астрономам не хватало точности в измерении времени, столь необходимой при астрономических наблюдениях. Углы определялись посредством деления окружностей на четверти, которые иногда имели радиусы длиной свыше двадцати пяти футов, и астролябии.

Арабские астрономы Средневековья оставили после себя огромное наследие. Их научная заслуга состоит в том, что они первыми ввели в астрономических вычислениях тригонометрические функции (синус, тангенс, котангенс);составили таблицы движения звезд; определили наклон эклиптики, а также точные значения прецессии и длины астрономического года. Помимо этого, они сумели определить отклонения максимальной широты Луны и в процессе этих своих исследований открыли третью аномалию лунной орбиты, ныне известную как либрация. Их открытия записаны не только в книгах по астрономии, но также и на самом небе — в именах звезд.

Многие учёные арабо-мусульманской цивилизации занимались изучением астрономии и тесно связанных с ней отраслей математики. Они сыграли свою роль в развитии этой науки тем, что по сути сохранили её, перенеся наследие греков, особенно, труды Аристотеля и Птолемея.

Всё началось в Хорасане

Хорасан подарил миру многих учёных арабо-мусульманской цивилизации, занимавшихся астрономией и математикой, но, пожалуй, самым ярким из них является Мухаммад ибн Муса аль-Хорезми, один из создателей алгебры, а также составитель логарифмических таблиц, которые и по сей день являются одной из основ в точных науках.

Абуль-Вафа родился в июне 940 года по григорианскому летоисчислению. Он воспитывался в семье, где все занимались исследованиями. К примеру, братья его родителей были известными математиками – речь идёт о Амре аль-Мугазали и Абу Абдуллахе ибн Анбасе. Геометрии он учился у двух учёных: Абу Яхъи аль-Мавриди и Абу Аля ибн-Карниба. Они также познакомили Абуль Вафу с работами астронома аль-Баттани.

Ещё до того, как аль-Бузджани исполнилось 20 лет, он перебрался в Багдад (в 959 году), где и провёл всю оставшуюся жизнь. Великий астроном ушёл из жизни предположительно между 997 и 998 годами, прожив около 58 лет.

В начале книги Рашид обращает внимание на то, что учёные третьего века по Хиджре достигли серьёзного прогресса в математике и астрономии, особенно с помощью наблюдений, проводимых в Дамаске и Багдаде. Они не только пересматривали существующие достижения, но и делали новые открытия, к чему их побуждали традиции и нужды исламской цивилизации, как, например, надобность определения направления молитвы (киблы), фиксации появления нового месяца, определения самой высокой точки солнца в сутках и т.д.

В общих чертах тригонометрия помогает узнать о самых отдалённых точках, о формах, площадях, пересечениях и отношениях между объектами, даже если речь идёт о крайне больших расстояниях, и всё это осуществляется при помощи сопоставления и математических углов.

Второй раздел книги уделяет большое внимание тем астрономическим приборам, которые аль-Бузджани изобрёл для изучения далёких тел, их площадей, форм и траекторий движения.

Что касается третьего раздела, то в нём речь идёт об исследованиях в области теоретической астрономии. Именно здесь становится ясным, какое влияние на аль-Бузджани оказали труды греческих авторов, особенно Птолемея. Арабский астроном принял основной тезис греков о том, что Земля является центром Вселенной, что заставляет исследователя смотреть на движение небесных тел, планет и звёзд так, как если бы все они двигались по огромной скрученной поверхности вокруг Земли! Совершенно очевидно, что в наше время такой подход является ненаучным.

Тем не менее, аль-Бузджани сделал кое-что ещё, что несёт историческое значение для научной мысли: он нарисовал карту звёздного неба того времени глазами наблюдателя с Земли. На эту находку можно смотреть как на часть открытий в области изучения звёзд и космоса.

Понравился материал? Отправь его братьям и сестрам по вере и получи саваб!


Почти сразу же после того, как Аббасиды основали в качестве своей столицы Багдад в 762 году, они стали культивировать изучение астрономии. После перевода и изучения трудов Евклида, Архимеда и Птолемея исламские ученые совершили значительные открытия и внесли свой вклад в эту область.

Результаты астрономических наблюдений в научных центрах того времени Багдаде и Дамаске были собраны в работе астронома Яхьи ибн Абу Мансура под названием: “Проверенные таблицы”. Среди книг было много точных обозначений, подобных расчету угола наклона эклиптики; который почти точно соответствует сегодняшним вычислениям.

Наблюдения за равноденствиями позволили с высокой степенью точности измерить продолжительность солнечного года. Мусульманские астрономы 9-го века даже предприняли фундаментальную операцию измерения дуги земного меридиана – операцию, которую не могли осуществить в течение тысячи лет.

Это было сделано путем оценки расстояния между точкой, откуда отправились две группы ученых, и местом, где они находились, когда высота полюса изменялась на один градус.

Кроме того, багдадская школа подготовила астрономические таблицы положения планет и точного определения предварения равноденствий.

Картинки по запросу abbasids baghdad

Ученые определили предварение равноденствий с беспрецедентной точностью, составили таблицы, показывающие положение планет, и в 959 году установили, что широта, на которой находится Багдад, равна 33 20′ – погрешность их вычислений составила всего 10″.

Астроном Абу-ль-Вафа аль-Бузджани, живший в 10 веке, признавал, что границы наибольшей широты Луны изменчивы. Его попытки объяснить явные несовершенства в теории Птолемея привели к тому, что он написал трактат, в котором написал об одном из неравенств лунного движения.

Политические потрясения и неоднократные вторжения с конца 10-го века в конечном итоге привели к тому, что новой научной столицей исламского мира вместо Багдада стал Каир. Астрономы Каира пользовались покровительством правителей города. Библиотека содержала два небесных шара и 6000 работ по математике и астрономии.

Ученые проводили большую часть своих наблюдений с вершины горы Мокаттам, где сейчас находится Цитадель Салах ад-Дина. Египетский астроном Ибн Юнус, работавший в эпоху Аль-Хакама II, подготовил астрономические таблицы “Зидж аль-Хакими”, которые заменили все предыдущие таблицы и длительное время воспроизводились во всех последующих работах по астрономии, включая работу китайского астронома XIII века Ко Чоу Кинга.

Сохранилось очень мало астрономических исследований испанских мусульман из-за систематического уничтожения их рукописей в течение 15-го века. Поэтому большинство мусульманских астрономов исламской Испании известны нам только по именам. Однако те немногие сведения, которыми мы располагаем относительно содержания их работы, не оставляют сомнений в их значимости.

Например, Арзахель, живший в 11-м веке, как известно, сделал 402 наблюдения апогея Солнца. Он также определил годовое значение движения предварения равноденствий на уровне 50″, что является точной цифрой, приведенной в современных таблицах.

Некоторые историки науки полагают, основываясь на астрономических трудах Альфонсо X Кастильского и аналогичных документах, что мусульмане Испании открыли эллиптическое движение планет и теорию движения Земли вокруг Солнца задолго до Иоганна Кеплера и Николая Коперника.

Инструменты, используемые для достижения этих результатов, были примитивны по современным стандартам и почти исключительно зависели от точности человеческих навыков наблюдения; факт, который увеличивает, а не уменьшает их достижение. Единственным методом точного измерения времени были солнечные часы.


Маятник еще не использовался в часах, поэтому этим ранним мусульманским астрономам не хватало степени точности в измерении времени, необходимой для астрономических наблюдений. Углы наблюдались с помощью четверти кругов, радиусы которых имели иногда более восьми метров в длину, и с помощью астролябий.

Таким образом, средневековые мусульманские астрономы оставили после себя впечатляющее наследие. Они ввели тангенсы в астрономические расчеты, подготовили таблицы, показывающие движение звезд, определили наклон эклиптики и ее прогрессирующее снижение, а также точно оценили предварение равноденствий и продолжительность года.

Кроме того, они отметили неровности наибольшей широты Луны и в процессе работы обнаружили третью лунную аномалию (ныне известную как вариация). Их достижения записаны не только в учебниках по астрономии, но и по всему небу в названиях самих звезд.

Читайте также: