Сочинение на тему горянка

Обновлено: 02.07.2024

Одним этим словом ГОРЯНКА выражается: гордость, честь, достоинство, скромность, порядочность, чистота, нравственность, благородство. В первую очередь Горянка всегда должна помнить, что она мусульманка, быть воспитана в соответствии с традициями своего народа, чтить и уважать свои обычаи и следовать правильному, богоугодному пути.

И в какие бы времена мы не жили, было ли это ?вчера?, ?сегодня?, ?завтра?, образ Горянки всегда должен содержать в себе самые лучшие качества! Должен быть внутренний стержень, который и состоит из вышеперечисленных качеств и они должны быть неизменны во все века.
Горянка-это эталон порядочности, чистоты и доброты! Она всегда должна быть примером нравственности и порядочности. Помнить, что ОНА честь своей семьи! Что по ней будут судить о ее родных, родителях и всей семье в целом.

Конечно, времена и нравы меняются, но, те качества, которые отличают Горянку от других девушек, никогда не потеряют свою ценность. За это, наши девушки-Горянки всегда будут в почете и уважении.

Согласен с пользователем Гинджичик. Единственное хочу добавить, что за определенной категорией горянок (сегодня) замечаются вспышки феминизма, но причину вижу не в девушках, а в обмельчании(в духовном плане) мужского пола, т.е. там где проявляется феминизм.
Горец это тот кто делает из горянки горянку, в свою очередь на требования предъявляемые к ней, горянка предъявляет свои, тем самым делает из горца - Горца.


Единственное хочу добавить, что за определенной категорией горянок (сегодня) замечаются вспышки феминизма, но причину вижу не в девушках, а в обмельчании(в духовном плане) мужского пола, т.е. там где проявляется феминизм

Во-во! И я о том же. И ни до чего хорошего эти вспышки не доводят ни первых, ни последних.

Так что, горцы, не "мельчайте"-это в ваших же интересах.

Гинджичик
Радмилка,соглашусь с тобой..но,
я считаю,что горянка..должна сама себя воспитывать,точнее воспитывать свое -я-..

Гинджичик
полностью с тобой согласна!)))) особенно с тем что девушка-Горянка честь своей семьи!)))и по ней будут судить, какова семья, каковы ценности в этой семье!
Аноним
Горец это тот кто делает из горянки горянку, в свою очередь на требования предъявляемые к ней, горянка предъявляет свои, тем самым делает из горца - Горца.
мне понравилось это высказываение!))))оооочень!))) )

Бир_жаш
она должна уметь себя подать. быть гордой,но скромной. Знать,что она гордость и честь своей семьи..

Скромна, умна, красива, непорочна, молчалива, чиста.

и кому ты такая нужна.

Ведь и не поймешь, вроде все так, а парни говорят- зануда или деревня или еще как-нибудь. вариантов много))))

сейчас я очень много думаю - о соотношении морали и свободы, о внутренних нравственных цензах. и применительно к женскому образу (в т.ч. и горянки) тоже. К однозначному знаменателю пока не удается прийти. Но то, что нужно искать баланс и золоту середину - однозначно. *беру паузу - для размышлений*

Люди, вступающие в брак, в большинстве своем хотят иметь детей именно от своего супруга. Дети появляются, но иногда. как будто иной расы, несвойственного или чуждого супругам и их предкам характера и поведения. В результате родители и дети ощущают себя чужими: чувствуют по отношению друг к другу отчужденность, а еще хуже - враждебность. И тогда мы содрогаемся от фактов детоубийства, количества брошенных и никому не нужных детей, а затем сами становимся жертвами подростковой преступности и сыно-дочерней черствости или жестокости.

Видим мы часто и вроде бы противоестественные моменты, когда у хорошего, внимательного, работающего, уважаемого всеми и любящего отца нет контакта с сыном. Более того, сын больше тянется к матери, какой бы она ни была, какой бы она образ жизни ни вела. Постараюсь частично дать объяснение этому явлению. Данная проблема посвящена тем, кто хочет иметь СВОИХ детей, поэтому прошу простить меня тех читателей, которые в силу биолого-генетических причин не могут их иметь, поэтому вынуждены использовать иные средства для появления у них в доме "своего" ребенка.

Ровно 150 лет назад коннозаводчики, выводившие новые породы лошадей, решили скрестить лошадь с зеброй. Опыты не удались: не произошло ни единого зачатия ни у лошадей от мужских особей зебр, ни у зебр-кобыл от породистых жеребцов.
Опыты забылись. Однако через несколько лет после вязки породистых жеребцов и матерей-чистокровок, много лет назад бывавших под самцами-зебрами, стали рождаться полосатые жеребята. Как же могло случиться, что, не забеременев от зебры, родив несколько раз от породистых коней жеребят после вязки с зеброй-самцом, кобыла вдруг ни с того ни с сего родила чужака? Ошеломленный научный мир назвал это явление телегонией.

Опыты профессора Флинта, Феликса Ледантека и иных ученых с другими животными подтвердили данный феномен. Ф.Ледантек написал книгу "Индивид, эволюция, наследственность и неодарвинисты (М., 1889), где в главе "Телегония, или влияние первого самца" описал проводимые опыты (с.244). Только практики-собаководы не удивились, ибо давным-давно знали: если хотя бы раз породистая сука повяжется с непородистым кобелем-дворнягой и если в результате этого у нее от него щенят не будет, то в будущем от нее породистых кобелей ждать нечего. Сегодня это знает каждый собаковод. Ошеломленные современники стали задавать физиологам вопрос:"Не распространяется ли эффект телегонии на людей?"

После многолетних многочисленных разносторонних опытов ученые установили: да, эффект телегонии распространяется и на людей, причем даже в более выраженной форме, чем в мире животных!

С этого момента по воле неких (?!) заинтересованных лиц опыты были прекращены, результаты засекречены или уничтожены. Тайное не может быть вечным, особенно в науке. Бурное развитие в XX веке коммуникативных связей между людьми, странами и континентами с сопровождающей их сексуальной беспорядочностью и беспринципностью, СПИДом и рождающимися мутантами, самоубийствами и убийствами на почве появления "не своих" (странных) детей вновь заставили ученых вспомнить о телегонии.

Известно, что после всех международных фестивалей, на всех стройках и вне их в частности как следствие культивируемой нынешним режимом наркомании, порнографии и проституции, наши дочери через несколько лет после внебрачной связи или их внучки стали рожать от белых генетически здоровых и современных СВОИХ мужей детей "ни в мать, ни в отца, а в черного или дебильного молодца".
Причиной появления этих "молодцов" была генетическая мутация хромосомной цепочки от единичной, а тем более не единичной внебрачной связи - виновницы семейных трагедий. Телегония доказала, что передаются не только внешние признаки сексуального партнера, но и внутренние его признаки.

Это опасный фактор телегонии предупреждает сторонников убийsтвенной точки зрения, что девственность хранить не обязательно, что с ней якобы труднее выйти замуж или что девственность супруги - признак ее якобы сексуальной и иной неполноценности и нравственно-генетической опасности.
Телегония доказала, что девичья честь - понятие нравственно-генетическое и особенное для мужчин и женщин, которые хотят и могут иметь и воспитывать СВОЕГО, а не чужого ребенка, которые хотят иметь сына, дочь, понимающих, любящих своего отца и не относящихся к нему как к чужому.
Результаты телегонии показывают, что далеко не все равно, кто и какие были партнеры наших девушек и женщин по половым отношениям в их добрачных, дородовых сексуальных связях. Сексуальная связь женщины с каждым ее партнером приводит к изменению ее родовой генетики, а следовательно, и постепенно изменят ее и ее юридически законного супруга родословного и национального вида. Каждая беспорядочная половая связь женщины, будь она хоть единичной, - это дубина, которой она бьет себя, свою судьбу, жизнь своих дочерей, внучек, порождая семейные трагедии, убийства и самоубийства брошенных, отчужденных или враждебных родителям потомков.

Что тут скрывать: "девушки-добрачные женщины", особенно из числа многочисленных проституток, диких или организованных "эскорт-услугами"; все чаше дарят своим "законным любимым" скрытые грехи и трагедии добрачных половых связей наркоманов, токсикоманов, гомосексуалистов или психически неполноценных придурков-детей, в результате хорошего воспитания вроде бы внешне любящих, а внутренне отчужденных или ненавидящих своих отцов.

Девичья честь и супружеская верность - генетическая основа семейного счастья и счастливой будущности родителей и их детей. Она есть основа крепости не только семейных устоев, но и генетической преемственности здоровья и благополучия семьи, нации и государства. Именно поэтому все ведущие религии мира не только девичью, но и юношескую, женскую и мужскую нравственность требуют беречь, укреплять в семье и в государстве. Изнасилование же считается тяжким уголовным преступлением, карается часто смертной казнью.

Эффект телегонии был знаком и нашим предкам, которые карали блудниц, измазав дегтем ворота, секли у позорного столба, закидывали камнями. Вот почему многие народы, жестоко наказывая своих блудниц, вербуют проституток через работорговцев из Европы и России, Украины и Белоруссии, к какой бы национальности они ни относились. Явление телегонии - тот оселок, который должен заставить задуматься нас, мужчин, своего ли ребенка мы воспитываем и почему он нас воспринимает с отчуждением или с враждебностью, даже при нашем к нему отличном воспитательно-доброжелательном отношении. И не сами ли мы виноваты в том, что при вступлении в брак пренебрегаем порядочными, чистыми девственницами, заставляя этих девушек и верных жен своим невниманием к ним совершать на нашу же голову трагедии?

Цените и берегите девичью честь и верность (если надо, то и с оружием) от заезжих любителей "малины-клубнички", от работорговцев "эскорт-услуг" и sутенеров, от раsвращающего воздействия журналистов и деятелей культуры - демократических sекsуальных ценителей общечеловеческих ценностей.

Телегония предупреждает каждого из нас: нравственность в половых отношениях мужчины и женщины - понятие генетическое, а следовательно, депутаты представительных органов должны подвести законодательную базу по ее укреплению, ужесточению борьбы с физическим и информационным sутенерством, с проsтитуцией.

Главный вывод, телегонии: чем больше женщины дородовых sекsуальных связей с разными мужчинами, тем сильнее засорена ими ее хромосомная цепочка и тем меньше у нее шансов родить любимому генетически, его детей. Поэтому "девичья честь" - понятие нравственно-генетическое, а девственность - признак генетической чистоты при соответствующих морально крепких, строгих устоях старших женщин семьи.

Я слышала об одной. каждый раз когда ей предлагали "дружбу" она отвечала: "Конечно нет! Я же горянка. ". Это понты или достойный ответ?

Поэт и театральный критик о пьесе Расула Гамзатова в Кумыкском театре.

Как известно, в Дагестане проживает очень много национальностей и каждая говорит на своём языке. Обычная метафора, когда заходит речь о республике — пёстрый и разноцветный языковой ковёр. Иногда одно село представляет отдельный язык. Не диалект, а именно язык.

Учёные-лингвисты не могут прийти к общему мнению по поводу их количества в Дагестане. Одни насчитывают сто, другие сорок, третьи — четырнадцать. А некоторые (я не имею в виду сейчас лингвистов — просто люди, у которых нет знакомых дагестанцев, а сами мало интересовались этой республикой) вообще считают, что все дагестанцы говорят на одном языке. Мы смеемся, но всё-таки сказать, сколько же у нас языков, тоже не можем. Поэтому переведём разговор на то, о чём известно наверняка: в Дагестане девять национальных театров. Все они играют на своих языках, но в репертуаре каждого театра есть спектакли на русском. Об одном из них я и расскажу.

Режиссёр Ислам Казиев, сыгравший в этом фильме роль Османа, богатого жениха, задумал свою интерпретацию известной поэмы ещё в 2003-м году к 80-летнему юбилею поэта. Сегодня 80 исполнилось уже самому режиссёру, а спектакль всё ещё не сходит со сцены Кумыкского театра.

Осман не отменяет назначенной на четверг свадьбы: назло Асият он женится в этот же день на её подруге Супайнат (С. Салимова), дочери Ашуры. Проходит время, но он чувствует, что не может забыть своей несостоявшейся невесты. То ли это любовь, то ли озлобленность, ненависть и упрямство отверженного — он не понимает.

Сюжет, начавшийся со страстного испанского танца в исполнении Асият на выпускном вечере, завершается не меньшей страстности сценой: бывший жених вонзает кинжал в грудь бывшей невесты.

Вот такая трагическая история. Однако, не могу не сказать, она зароняет в душу тоску. После подобных сюжетов всегда сердце просится к горлу, а тут оно даже не сдвинулось с места. Мне кажется, это связано с шумностью постановки, которая в своем веселии слегка размывается. В трагикомедии, какой она в принципе задумана, трагическое не успевает прорасти из комического. Поэтому, даже когда совершается убийство, это тебя не так сильно трогает, как того ожидаешь.

Тем более что спектакль шёл на русском языке — можно было слушать не голос в наушниках, а живых актеров на сцене.


Однако, чем бы не занимался мусульманин, дело его должно соответствовать нормам Шариата.[i].

Продолжая эту тему, хочется сказать, что дагестанки были всегда активными и сильными.

Потому что в горных условиях женщине приходилось не только воспитывать детей, но и в женскую обязанность входили: прополка и культивация мотыгой поля, уход за домашним скотом и птицей, сбор фруктов, приготовление пищи, поддерживание порядка в доме, ткацкие работы, шитьё одежды, приготовление кизяка, обеспечение семьи водой, стирка, уборка и прочее. Общими были: уборка хлеба, сена (мужчина косой, женщина - серпом), молотьба, заготовка и доставка сена и дров (мужчина на транспорте, женщина - на себе). На своей спине в плетеных корзинах женщины носили также зерно с тока к дому, навоз из хлева к месту его накапливания, мякину от сарая у тока до дома, траву после прополки, хворост[ii].

Но это не означало, что горянка должна была быть мужеподобной, наоборот, в горце ценилось мужественность, а в горянке женственность и трудолюбие.

Это мы можем проследить в национальном фольклоре, в колыбельных песнях, где воспевались эти качества. В одной из аварских колыбельных песен передан идеал будущего мужчины, включавший в себя здравый оптимизм, несгибаемое мужество в борьбе с противником и умение высоко, достойно нести своё имя.

Легко на коня садящийся,

Гордо носящий оружие,

Одолевающий врагов,

Призывающий войско.

Конь у тебя достойный.

В беде ты с людьми.

В бою ты, как лев.

В битве молодцов

Устрашающий ты.

Также приведём колыбельную песню, где мать иллюстрирует качества, которые мечтала видеть в дочери:

С красивой улыбкой,

С красивыми зубами,

Ты моя белолицая,

Брови черны без красок,

Скромна, как небесный ангел.

Шаг её лёгок для земли.

Ведёт речь спокойно.

Не пересекшая годекан,

Никогда не нахмурившаяся,

В жизни спокойна и тиха,

Серебряный ангел.

До пробуждения птиц

На полевые работы идущая.

Пока проснётся перепёлка

Возвращающаяся домой.[iii]

Говоря о спортивности горянки в досоветский период, надо отметить, что её проявляли не только в труде, но и в военной обстановке.

Для примера можно привести песню о Парту Патиме, которая некогда спасла родной край от нашествия монголов. В обычной жизни Парту Патима, как и все девушки её аула, ходит по воду, подметает, убирает дома, во дворе, на крыше. Она, когда идёт с подругами, ничем не отличается от них, учтива с мужским полом, уважает старших. А во время военных действий она проявляет себя как девушку-воительницу, которая ринулась на врагов, увлекая за собой лакских воинов: направо взмахнёт - врага обезглавит, налево взмахнёт - и с коня сваливает. Лакские джигиты сумели обратить отряд монголов в бегство[iv].

Такие же качества горянки проявляли и во время Кавказской войны, например, во время битвы при Ахульго. В одной из пещер находились боеприпасы и несколько раненых мюридов. Солдаты пытались подняться к этой пещере, забивая колья в отвесную скалу. Две женщины, у которых хватило сил взять в руки оружие, стреляли в них, а дети заряжали для матерей ружья. Каждого, кто пробирался к краю кручи, брали на мушку вражеские снайперы с противоположной стороны.

Нужен был человек, который смог бы перерубить веревочную лестницу, прыгнув с утеса в ущелье. Горянка по имени Айшат сказала, что она попытается. Поцеловав на прощание сына-подростка, с саблей в руках она прыгнула с утеса, но налету сражённая вражеской пулей, упала в ущелье[v].

Так в досоветский период горянки проявляли свою спортивность, храбрость и силу духа.

Во время Гражданской войны горянки таким же образом проявляли себя. Так, одна горянка - цунтинка, защищая своего мужа (представителя духовенства), ушедшего из дома от преследования, в борьбе потеряла свой глаз, но не сдала мужа[vi].

Были и те, которые вступали в ряды красных партизан и выступали за установление Советской власти. Причиной тому служило желание освободиться от тяжёлого труда, поверив обещаниям представителей советской власти. Но, как мы знаем, горянки вместо освобождения от тяжёлого домашнего труда получили дополнительно и общественную работу.

После установления Советской власти помимо выше перечисленного, спортивность горянок приобретала иной характер. В конце 20-х - 30-х годов был период, когда государство, хотя и восстанавливалось за счет непосильного труда народа, военная обстановка постепенно накалялась. В это время из горянок готовили ворошиловских стрелков, где их учили владеть оружием и оказывать медицинскую помощь. Требовали, чтобы горянки присутствовали на уроках физкультуры. Развивали спортивные игры, где горянок обязывали участвовать, например, играть в волейбол.

В годы Великой Отечественной войны в связи с массовым призывом мужчин в армию, спортивность горянок в первую очередь пригодилась в хозяйственном и общественном быту (полевые работы, уход за скотом, уборка урожая, стрижка овец и другие мужские занятия ложатся на плечи женщин, женщины даже хоронят покойников на кладбище).

В советское время горянки, по сравнению с настоящим временем, старались не терять свою нравственность, хотя это и пропагандировалось в культурно-просветительских учреждениях, но той стойкости уже не существовало, особенно в городских условиях. Постепенно менялись и внешний вид, и стиль одежды, и мировоззрение.

В советское время, как пишет Н. А. Абдурахимов: «Многие старшеклассницы школ горных районов на уроках физкультуры ведут себя пассивно. Преподавателей физвоспитания, тренеров из числа женщин в республике насчитываются единицы.

От занятий физкультурой и спортом горянку отталкивает всё тот же страх перед адатом, мысль о том, что посторонние могут увидеть её в неприлично открытом костюме, что противоречит строгим обычаям, в которых воспитали её с детства родители. Среди родителей распространено мнение, что состязания в силе, ловкости и сноровке является уделом только мужчин.

Так, горянки-мусульманки свою спортивность проявляли не только в мирное время, но и в военное время. Но при этом её без надобности старались не демонстрировать.

В каждую эпоху горцам приходилось не только защищать свою родину от врагов, но и бороться как мусульманам против всего, что противоречит канонам Ислама. Если в досоветский период они боролись против вредных обычаев и традиций, то в советский период пришлось бороться помимо этого и против атеизма. И в наше время эта борьба продолжается, но на данном этапе всё осложняется тем, что кроме вредных обычаев и атеизма, приходится бороться против морального упадка и радикализма Ислама.

В чём же проявляется моральный упадок? Вслед за западноевропейскими и латиноамериканскими представительницами общественности дагестанки постепенно стали выставлять красоту и возможности своего тела напоказ (даже включая всё, что относится по канонам Ислама к аврату) ради всяческих благ.

И мы должны знать, что Ислам – высота, на которую должны постепенно подниматься по лестнице, наступая на каждую ступеньку, очищая себя вместе с теми, кто с нами поднимаются, и показывая пример другим. При этом нам открываются удивительные панорамы, от которых захватывает дух, возвышают нашу духовность. Но поднимаясь по лестнице, мы должны помнить, что есть те, кто поднялся выше, и есть те, кто находится ниже. К первым мы должны относиться с почтением, а ко вторым с пониманием.

К сожалению, есть и те, которые хотят разрушить эту лестницу и заново построить, думая, что она уже загрязнена и устарела.

Есть и другие, которые ленятся подниматься, потому ведут разлагающий образ жизни или же накладывают руки на себя, при этом ещё надеются на Милость Аллаха. Но в этих случаях, все, что получает человек – гнев Аллаха.

Пусть будет у нас в здоровом теле здоровый дух. И да поднимет нас Аллах по лестнице Ислама, проявив свою милость. Амин.

[ii]Сефербеков Р.И., Магомедбеков К.М. Гендерные роли мужчины и женщины в хозяйственном быту народов Дагестана: традиции и современность // Гендерные отношения в культуре народов Северного Кавказа: Материалы региональной научной конференции. Махачкала, 2008. С.53.

[iii]Абакарова Ф. З. Мужественность и женственность в детском фольклоре народов Дагестана // Гендерные отношения в культуре народов Северного Кавказа: Материалы региональной научной конференции. Махачкала, 2008. С. 123-124.

[iv]Халилов Х. М. Гендерные роли в фольклоре лакцев // Гендерные отношения в культуре народов Северного Кавказа: Материалы региональной научной конференции. Махачкала, 2008. С. 117-118.

[vii]Абдурахимов М. А. Преодоление пережитков прошлого и становление новой морали в семейном быту в период строительства коммунизма ( на материалах Дагестанской АССР). Кан.дисс. С. 27-28.


Нажмите, чтобы узнать подробности

Образ горянки всегда был окружен ореолом чистоты, скромности, благородства.

Какими были раньше горянки в Дагестане


Однако, чем бы не занимался мусульманин, дело его должно соответствовать нормам Шариата.[i].

Продолжая эту тему, хочется сказать, что дагестанки были всегда активными и сильными.

Потому что в горных условиях женщине приходилось не только воспитывать детей, но и в женскую обязанность входили: прополка и культивация мотыгой поля, уход за домашним скотом и птицей, сбор фруктов, приготовление пищи, поддерживание порядка в доме, ткацкие работы, шитьё одежды, приготовление кизяка, обеспечение семьи водой, стирка, уборка и прочее. Общими были: уборка хлеба, сена (мужчина косой, женщина - серпом), молотьба, заготовка и доставка сена и дров (мужчина на транспорте, женщина - на себе). На своей спине в плетеных корзинах женщины носили также зерно с тока к дому, навоз из хлева к месту его накапливания, мякину от сарая у тока до дома, траву после прополки, хворост[ii].

Но это не означало, что горянка должна была быть мужеподобной, наоборот, в горце ценилось мужественность, а в горянке женственность и трудолюбие.

Это мы можем проследить в национальном фольклоре, в колыбельных песнях, где воспевались эти качества. В одной из аварских колыбельных песен передан идеал будущего мужчины, включавший в себя здравый оптимизм, несгибаемое мужество в борьбе с противником и умение высоко, достойно нести своё имя.

Легко на коня садящийся,

Гордо носящий оружие,

Одолевающий врагов,

Призывающий войско.

Конь у тебя достойный.

В беде ты с людьми.

В бою ты, как лев.

В битве молодцов

Устрашающий ты.

Также приведём колыбельную песню, где мать иллюстрирует качества, которые мечтала видеть в дочери:

С красивой улыбкой,

С красивыми зубами,

Ты моя белолицая,

Брови черны без красок,

Скромна, как небесный ангел.

Шаг её лёгок для земли.

Ведёт речь спокойно.

Не пересекшая годекан,

Никогда не нахмурившаяся,

В жизни спокойна и тиха,

Серебряный ангел.

До пробуждения птиц

На полевые работы идущая.

Пока проснётся перепёлка

Возвращающаяся домой.

Говоря о спортивности горянки в досоветский период, надо отметить, что её проявляли не только в труде, но и в военной обстановке.

Для примера можно привести песню о Парту Патиме, которая некогда спасла родной край от нашествия монголов. В обычной жизни Парту Патима, как и все девушки её аула, ходит по воду, подметает, убирает дома, во дворе, на крыше. Она, когда идёт с подругами, ничем не отличается от них, учтива с мужским полом, уважает старших. А во время военных действий она проявляет себя как девушку-воительницу, которая ринулась на врагов, увлекая за собой лакских воинов: направо взмахнёт - врага обезглавит, налево взмахнёт - и с коня сваливает. Лакские джигиты сумели обратить отряд монголов в бегство[iv].

Такие же качества горянки проявляли и во время Кавказской войны, например, во время битвы при Ахульго. В одной из пещер находились боеприпасы и несколько раненых мюридов. Солдаты пытались подняться к этой пещере, забивая колья в отвесную скалу. Две женщины, у которых хватило сил взять в руки оружие, стреляли в них, а дети заряжали для матерей ружья. Каждого, кто пробирался к краю кручи, брали на мушку вражеские снайперы с противоположной стороны.

Нужен был человек, который смог бы перерубить веревочную лестницу, прыгнув с утеса в ущелье. Горянка по имени Айшат сказала, что она попытается. Поцеловав на прощание сына-подростка, с саблей в руках она прыгнула с утеса, но налету сражённая вражеской пулей, упала в ущелье[v].

Так в досоветский период горянки проявляли свою спортивность, храбрость и силу духа.

Во время Гражданской войны горянки таким же образом проявляли себя. Так, одна горянка - цунтинка, защищая своего мужа (представителя духовенства), ушедшего из дома от преследования, в борьбе потеряла свой глаз, но не сдала мужа[vi].

Были и те, которые вступали в ряды красных партизан и выступали за установление Советской власти. Причиной тому служило желание освободиться от тяжёлого труда, поверив обещаниям представителей советской власти. Но, как мы знаем, горянки вместо освобождения от тяжёлого домашнего труда получили дополнительно и общественную работу.

После установления Советской власти помимо выше перечисленного, спортивность горянок приобретала иной характер. В конце 20-х - 30-х годов был период, когда государство, хотя и восстанавливалось за счет непосильного труда народа, военная обстановка постепенно накалялась. В это время из горянок готовили ворошиловских стрелков, где их учили владеть оружием и оказывать медицинскую помощь. Требовали, чтобы горянки присутствовали на уроках физкультуры. Развивали спортивные игры, где горянок обязывали участвовать, например, играть в волейбол.

В годы Великой Отечественной войны в связи с массовым призывом мужчин в армию, спортивность горянок в первую очередь пригодилась в хозяйственном и общественном быту (полевые работы, уход за скотом, уборка урожая, стрижка овец и другие мужские занятия ложатся на плечи женщин, женщины даже хоронят покойников на кладбище).

В советское время горянки, по сравнению с настоящим временем, старались не терять свою нравственность, хотя это и пропагандировалось в культурно-просветительских учреждениях, но той стойкости уже не существовало, особенно в городских условиях. Постепенно менялись и внешний вид, и стиль одежды, и мировоззрение.

В советское время, как пишет Н. А. Абдурахимов: «Многие старшеклассницы школ горных районов на уроках физкультуры ведут себя пассивно. Преподавателей физвоспитания, тренеров из числа женщин в республике насчитываются единицы.

От занятий физкультурой и спортом горянку отталкивает всё тот же страх перед адатом, мысль о том, что посторонние могут увидеть её в неприлично открытом костюме, что противоречит строгим обычаям, в которых воспитали её с детства родители. Среди родителей распространено мнение, что состязания в силе, ловкости и сноровке является уделом только мужчин.

Так, горянки-мусульманки свою спортивность проявляли не только в мирное время, но и в военное время. Но при этом её без надобности старались не демонстрировать.

В каждую эпоху горцам приходилось не только защищать свою родину от врагов, но и бороться как мусульманам против всего, что противоречит канонам Ислама. Если в досоветский период они боролись против вредных обычаев и традиций, то в советский период пришлось бороться помимо этого и против атеизма. И в наше время эта борьба продолжается, но на данном этапе всё осложняется тем, что кроме вредных обычаев и атеизма, приходится бороться против морального упадка и радикализма Ислама.

В чём же проявляется моральный упадок? Вслед за западноевропейскими и латиноамериканскими представительницами общественности дагестанки постепенно стали выставлять красоту и возможности своего тела напоказ (даже включая всё, что относится по канонам Ислама к аврату) ради всяческих благ.

И мы должны знать, что Ислам – высота, на которую должны постепенно подниматься по лестнице, наступая на каждую ступеньку, очищая себя вместе с теми, кто с нами поднимаются, и показывая пример другим. При этом нам открываются удивительные панорамы, от которых захватывает дух, возвышают нашу духовность. Но поднимаясь по лестнице, мы должны помнить, что есть те, кто поднялся выше, и есть те, кто находится ниже. К первым мы должны относиться с почтением, а ко вторым с пониманием.

К сожалению, есть и те, которые хотят разрушить эту лестницу и заново построить, думая, что она уже загрязнена и устарела.

Есть и другие, которые ленятся подниматься, потому ведут разлагающий образ жизни или же накладывают руки на себя, при этом ещё надеются на Милость Аллаха. Но в этих случаях, все, что получает человек – гнев Аллаха.

Пусть будет у нас в здоровом теле здоровый дух. И да поднимет нас Аллах по лестнице Ислама, проявив свою милость. Амин.

Читайте также: