Английский пейзаж каприччио с дворцом каналетто сочинение

Обновлено: 04.07.2024

Джованни Антонио Каналь , более известный как Каналетто (18 октября 1697, Венеция — 20 апреля 1768, Венеция) — итальянский художник, мастер городского пейзажа и глава венецианской школы ведутистов. Его атмосферные изображения Венеции и Лондона повлияли на все последующие поколения ландшафтных художников.

Особенности творчества художника Джованни Антонио Каналя (Каналетто): в своем творчестве Каналетто соединил свободу и тонкость рисунка с драматичной образной интерпретацией венецианской архитектуры. Передача солнечного света и тени, эффекта затянутого облаками неба и игра света на зданиях свидетельствуют о том, что он действительно часто работал на натуре, что во времена его творчества было очень необычной и редкой практикой среди художников. Позже он стал применять камеру-обскуру и разработал формулу размещения на плоскости картины архитектурных элементов и фигур таким образом, чтобы вызывать у зрителей наиболее сильное впечатление от изображаемого вида.

В 1730е годы Каналетто был в зените славы: исключительной красоты реалистичные виды города в его исполнении мечтал увезти с собой на родину каждый знатный вельможа и купец, гостивший в Венеции. Художник умел подмечать мелкие детали и подавать их настолько ярко и свежо, что разглядывать его ведуты было истинным наслаждением не только для владельцев картины, но и для гостей, которым работы Каналетто с гордостью демонстрировали. Заказов было настолько много, что, в конце концов, Каналетто стал работать с использованием камеры-обскуры, с помощью которой быстро делал основные наброски будущей картины. Помимо этого он придумал и стал использовать механистическую технику с использованием линейки и компаса, а также вывел для себя композиционную формулу, согласно которой помещал на картину архитектурные сооружения и детали. Если пейзаж казался Каналетто недостаточно точным или гармоничным, он легко вносил небольшие изменения в изображение архитектурных построек.

За всю жизнь художник создал такое большое количество пейзажей Венеции, что некоторые искусствоведы считали, что у него была большая мастерская с подмастерьями, что не соответствует действительности. Равных Каналетто не было, цены он назначал порой непомерно высокие – и туристы ему платили, очарованные мастерством и реализмом, с которыми он изображал венецианские каналы, площади и дворцы.

Используя свою международную известность, художник в 1746 году отправился в Англию, поближе к заказчикам, где был принят очень тепло. Здесь он провел почти 10 лет, большинство времени посвящая работе в лондонской мастерской. Несмотря на большие отличия между английской и венецианской архитектурой, Каналетто создал в Лондоне множество новаторских и экспрессивных работ. Тем не менее, к концу своего пребывания в Англии стиль художника стал настолько механистическим (хотя и композиционно совершенным), что поползли слухи, будто бы он не знаменитый Каналетто, а самозванец, работающий в стиле выдающегося мастера. Скандал был настолько громким, что Каналетто был вынужден организовать публичную демонстрацию своего мастерства, нарисовав картину в присутствии свидетелей – и тем опроверг все домыслы злопыхателей.

В 1762 году Джозеф Смит продал свою замечательную коллекцию произведений искусства королю Великобритании Георгу III. Так британская королевская коллекция пополнилась самым богатым в мире собранием произведений Каналетто.

Возвращение художника на родину было отмечено публикой, а позже и официальными представителями художественных кругов Италии. В 1763 году Антонио Каналь стал членом Венецианской академии изящных искусств, а несколько позже получил пост в Художественном колледже (Collegio dei Pittori). Каналетто работал до конца своих дней, однако вершины его творческого пути остались в прошлом. Тем не менее, именно Антонио Каналь стал одним из самых влиятельных ведутистов Италии, оставив после себя плеяду блистательных учеников - Франческо Гварди, Микеле Мариески, Джузеппе Бернардино Бизона. Его племянник и ученик Бернардо Беллотто покорял королевские дворы Центральной Европы, а художники Уильям Марлоу и Сэмюель Скотт продолжили его дело в Англии.

Антонио Каналь умер 19 апреля 1768 года в родной Венеции, чьи пышные празднества, великолепные каналы и широкие, залитые светом площади он писал всю свою жизнь. Самые полные коллекции картин и рисунков Каналетто находятся в британских Королевских коллекциях в Виндзоре и Букингемском дворце; его картины есть во всех крупных музеях мира.

Краткая биография и описание некоторых пейзажей художника.

Джованни Антонио Каналь

Каналетто (1697, Венеция – 1768, Венеция), настоящее имя Джованни Антонио Каналь, первоначально учился у своего отца — художника по театральным декорациям. Около 1719 поехал учиться в Рим. Большое влияние на него оказали Джованни Паоло Паннини и, прежде всего, Лука Карлеварис, писавший городские пейзажи — так называемые ведуты. Для живописи Каналетто характерны академическое построение перспективы и реалистичное изображение природы. В топографических видах городов он с точностью воспроизводит красоту архитектуры. Различные настроения природы передают игра света и тени, а также оттенки неба. Каналетто нередко вписывал в свои пейзажи жанровые сцены для оживления композиции. Работая с 1746 по 1753 в Англии, он способствовал распространению венецианского городского пейзажа за пределами Италии.

Пейзажи

Скуола ди Сан Рокко. Каналетто.

Скуола ди Сан Рокко, после 1730. Холст, масло, 47*80 см.
С помощью пронизанного лучами света Каналетто сознательно подчеркивает пространственную перспективу вокруг здания Скуолы Сан Рокко. Он написал несколько эскизов, изображающих здание в разных ракурсах, а затем свел их в единую монументальную композицию. Эта синтетическая манера изображения является достижением художника, принесшим живописцу всеевропейское признание.

Набережная Мендиканти. Каналетто.

Набережная Мендиканти, около 1723. Холст, масло, 143*200 см.
Венецианские пейзажисты эпохи барокко редко обращались к теме бедных кварталов. Их ведуты были ориентированы прежде всего на изображение прекрасного. Поразительно также то, что Каналетто изобразил трущобы топографически верно и в подробностях, а приглушенная игра света и тени усиливает реалистический эффект картины, создающий интимное и таинственное настроение.

Прием посланника императора во дворце дожа. Каналетто.

Прием посланника императора во дворце дожа, 1729.
Холст, масло, 184*265 см. Возможно, что Каналетто написал эту картину, изображающую сцену передачи посланником дожу вверительной грамоты, по заказу графа Джузеппе ди Болоньи. Реалистично, в праздничных тонах, передает художник этот акт государственной важности, при котором присутствуют представители различных сословий. Так, в правом углу картины дворян и простолюдинов отличает не только одежда — они отделены друг от друга забором.

Мост Риальто. Вид с юга. Каналетто.

Мост Риальто, вид с юга, около 1737. Холст, масло, 68.5*92 см.
Городской пейзаж представляет панораму Большого канала и построенного в 1591 деревянного моста. Скользящие по каналу гондолы играют в картине самостоятельную роль. Благодаря контрасту света и тени канал кажется очень узким. Но это впечатление смягчается светящимся голубым небом, занимающим всю верхнюю половину картины, придающим произведению определенную торжественность.

Большой канал, от палаццо Бальби. Каналетто.

Большой канал, от палаццо Бальби, напротив Риальто, около 1724.
Холст, масло, 144*207 см. В этом раннем произведении художник изобразил канал в его максимальной перспективе: вдали виден мост Риальто, а за ним — купола собора Санта Мария делла Салюте. Картина содержит элементы театральной декорации, о чем свидетельствуют стиль изображения архитектурных сооружении и различная степень освещенности переднего и заднего планов. В отличие от неторопливо текущих вод канала, на котором почти не видно гондол, затянутое облаками небо создает внутреннюю динамику полотна.

Жанровые пейзажи Каналетто обновлено: 25 октября, 2017 автором: Egor Zeganov

Джованни Антонио Каналь

Человек, посвятивший всю свою жизнь живописи, наполнивший свои картины необычайным действием и удивительной игрой света и тени, не мог остаться в анналах мировой культуры незамеченным.

Джованни Антонио Каналь (Каналетто) был признанным венецианским мастером городских пейзажей-панорам (ведутов). Его картины поражали топографической точностью деталей городского вида и обилием сцен городской жизни, и принесли популярность его родному городу среди иностранных туристов.

Площадь Сан-Марко (1730 г.)

Площадь Сан-Марко (1730 г.)

Дворец Дожей (ок. 1730 г.)

Дворец Дожей (1730-е гг.)

На раннем этапе своего творчества Каналетто писал виды с натуры, не делая предварительных набросков и эскизов. В дальнейшем стал работать в мастерской, пользуясь камерой-обскурой.

Камера-обскура – прародитель фотокамеры. Светонепроницаемый ящик, с отверстием в одной из стенок, позволял получить оптическое изображение объектов на экране, расположенном на противоположной стенке устройства. Это сильно облегчало работу живописца.

Камера-обскура, схема

Творческую жизнь художника условно можно разделить на два периода: венецианский и лондонский.

Каналетто был верен своему родному городу, и именно красочные виды Венеции принесли ему славу. В свои ранние творческие годы художник уделял особое внимание светотеневой моделировке, картины именно этого периода были выдержаны в более светлом колорите.

Двор камнетеса (1727-28 гг.)

Двор камнетеса (1727-28 гг.)

Регата на Большом канале (1733-34 гг.)

Регата на Большом канале (1733-34 гг.)

Регата (ок. 1730 г.)

Регата (1730-е гг.)

Большой канал (ок. 1730 г.)

Большо канал (1730-е гг.)

Вид на мост Реальто с юга (ок. 1730 г.)

Вид на мост Реальто с юга (1730-е гг.)

Второй период своего творческого пути Каналетто провел в Лондоне. Это была больше вынужденная мера, связанная с упадком спроса на его картины и начавшейся в Европе войны. В своем позднем творчестве художник по большей части избегал сильных светотеневых контрастов. В Лондоне, как и в Венеции, Каналетто занимался тем же – писал подробные городские пейзажи. Однако его лондонские ведуты значительно уступают видам его родного города.

Вид на Лондон через арку Вестминстерского моста (1746-47 гг.)

Вид на Лондон через арку Вестминстерского моста (1746-47 гг.)

Лондон. Госпиталь Гринвич в устье Темзы (1753 г.)

Лондон. Госпиталь Гринвич в устье Темзы (1753 г.)

Тема праздников красной нитью проходит через все творчество художника. Он писал их не только в родной Венеции, но и в Англии.

Вестминстерский мост в Лондоне с кортежем лорда-мэра на Темзе (ок. 1749 г.)

Вестминстерский мост в Лондоне с кортежем лорда-мэра на Темзе (ок. 1749 г.)

Помимо топографических видов Каналетто любил писать каприччио - архитектурные фантазии, составленные из деталей, собранных из разных мест. Они представляют собой поэтические пейзажи, в произвольном порядке собирающие архитектурные памятники Рима, Падуи, Венеции и Англии.

Каприччио с классическими руинами (ок. 1740 г.)

Каприччио с классическими руинами (ок. 1740 г.)

Каприччио с колоннадой (ок. 1765 г.)

Каприччио с колоннадой (ок. 1765 г.)

Последняя известная работа Каналетто – рисунок пером и тушью. В нижней части листа написано: "Я, Джованни Антонио де Каналь, сделал этот рисунок, изображающий певчих в соборе Сан-Марко, в возрасте 68 лет, не прибегая к очкам. 1766 год". Спустя два года художник умер, оставив после себя поношенную одежду, несколько личных вещей и 28 картин, которые так и не удалось продать.

Собор Сан-Марко с певчими (1766 г.)

Собор Сан-Марко с певчими (1766 г.)

Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов



В XVIII веке Венецианская республика, ведущая европейская держава со времён Средневековья, утратила часть своей силы и славы. Город медленно приходил в упадок, пока в 1797 году республика не пала под натиском войск французского правителя Наполеона Бонапарта. Однако, в то время как его политическая власть уменьшалась, социальная и культурная жизнь города процветала. Это грандиозное событие удалось запечатлеть одному художнику. Благодаря Каналетто современному зрителю выпала уникальная возможность увидеть оживлённую атмосферу Венеции XVIII века.

Краткая биография

Слева направо: Джованни Антонио Каналь, известный также под именем Каналетто. \ Сан-Марко: Перекрёсток и Северный трансепт, где поют музыканты, Каналетто.

Слева направо: Джованни Антонио Каналь, известный также под именем Каналетто. \ Сан-Марко: Перекрёсток и Северный трансепт, где поют музыканты, Каналетто.

Джованни Антонио Каналь родился в 1697 году недалеко от церкви Сан-Лио в районе моста Риальто. Человек, который сейчас наиболее известен как Каналетто, был сыном популярного театрального художника Бернардо Каналя и пошёл по стопам своего отца. В первые годы своей артистической карьеры Антонио и его брат отвечали за роспись декораций для опер Фортунато Челлери и Антонио Вивальди.

Слева направо: Гаспар ван Виттель. \ Джованни Паоло Паннини, Бланше.

В 1719 году Антонио и его отец отправились в Рим, чтобы создать декорации для двух опер, написанных Алессандро Скарлатти. Эта поездка сыграла решающую роль в творческой карьере Антонио, поскольку он увидел работы некоторых из первых художников-ведута: Джованни Паоло Панини и Каспара ван Виттеля (Гаспар). По возвращении в Венецию Антонио изменил художественный взгляд и начал рисовать то, чем он сейчас больше всего известен: картины ведута.

Ведута

Возвращение Бучинторо к молу у Дворца дожей, Каналетто. \ Фото: fmimages.net.

В XVIII веке северная живописная традиция оказала большое влияние на венецианских художников. Живопись городского пейзажа, вдохновлённая голландскими художниками XVII века, процветала в Венеции. Этот жанр также известен как ведута (вид). Художники ведута тщательно изображали отличительные городские элементы и достопримечательности, сделав их сразу узнаваемыми. Они должны были овладеть строгими правилами перспективы, чтобы создать целостное изображение. Ведутисты требовали постановки памятников города так, как если бы они были частью театральной декорации. Используя свет и тени, они подчёркивали определённые элементы, иногда преувеличивая пропорции конкретных зданий. Живопись в жанре ведута и сценография развивались в XVIII веке, оказывая колоссальное влияние друг на друга.

Вид Венеции, Каналетто, Национальный музей искусств Азербайджана. \ Фото: wikipedia.org.

Венеция

Регата на Большом канале, Каналетто, ок. 1733-34 гг. \ Фото: lugezi.com.

В XVIII веке Венеция была на переднем крае европейского художественного производства. В городе проживало несколько влиятельных творческих личностей, таких как композитор эпохи барокко Антонио Вивальди, художник эпохи рококо Джованни Баттиста Тьеполо и скульптор эпохи рококо Антонио Коррадини, а также певцы, такие как Фаринелли, выступали на венецианских оперных сценах.

Каприччио с видом на внутренний двор Герцогского дворца и Лестницу гигантов, Каналетто, 1744 год.

Художественная сцена была не единственной привлекательностью Венеции. Карнавал, самый знаменитый праздник города, длился несколько месяцев. Кроме того, другие события обеспечили венецианцам нескончаемые празднества. И казалось, что политического и экономического падения Венецианской Республики никогда не произойдёт.

С его бурной активностью и моральной свободой знаменитая La Serenissima привлекала туристов со всего континента. XVIII век в Европе также был веком путешествий. С середины XVII века художники и благовоспитанные молодые люди принимали участие в грандиозных турах: поездках по старому континенту, чтобы открыть для себя его культурные чудеса и улучшить своё образование. Италия с её выдающимся классическим наследием была ключевой остановкой в этом путешествии. Венеция, космополитичный и яркий город, особенно привлекала посетителей.

Большой канал с Собором Санта-Мария делла Салюте, Каналетто, 1744 год.

Британские аристократы были главными клиентами Каналетто. Они оценили созерцание достопримечательностей города и мест проведения его самых популярных и традиционных праздников. Его картины напоминали им о времени, проведённом в Венеции. Среди них был Джозеф Смит, британский консул в Венеции, страстный коллекционер произведений искусства и торговец. Смит заказал у Каналетто множество картин в жанре ведута и продавал их туристам, а часть привёз в Англию. Благодаря чистым водам Венецианской лагуны и замечательной архитектуре города работы Каналетто сразу же понравились туристам, которые искали сувениры, чтобы привезти их с собой из Венеции.

Вид на Санта-Мария-делла-Салюте от входа в Гранд-канал, Каналетто, 1727 год. \ Фото: musees.strasbourg.eu.

Вид на Санта-Мария-делла-Салюте от входа в Гранд-канал, Каналетто, 1727 год. \ Фото: musees.strasbourg.eu.

В 1740-х годах британские туристы исчезли из Венеции из-за войны за австрийское наследство. Венецианская Республика и Англия находились по разные стороны баррикад. Смит посоветовал Каналетто поехать в Лондон, и художник сделал это в 1746 году, пробыв там несколько лет. Находясь в Англии, Каналетто нарисовал множество пейзажей разных районов Лондона, включая Вестминстерский мост, который всё ещё строился.

Творчество и сюжеты

Слева направо: Перспектива с портиком, Каналетто, 1765 год. \ Площадь Сан-Марко, обращённая на Восток, Каналетто, 1760 год.

Слева направо: Перспектива с портиком, Каналетто, 1765 год. \ Площадь Сан-Марко, обращённая на Восток, Каналетто, 1760 год.

Каналетто создал сотни картин и рисунков, изображающих различные виды Венеции. Среди его любимых сюжетов были виды на чистые воды Большого канала и площадь Сан-Марко, сердце Венеции. Поскольку художник часто рисовал один и тот же вид несколько раз, теперь легко сравнить их и заметить изменения в его технике.

Слева направо: Сан-Марко: Интерьер, Каналетто, 1755 год. \ Площадь Сан-Марко, смотрящая на Восток с Юго-западного угла, Каналетто, 1756 год.

Слева направо: Сан-Марко: Интерьер, Каналетто, 1755 год. \ Площадь Сан-Марко, смотрящая на Восток с Юго-западного угла, Каналетто, 1756 год.

На более старом изображении площади Сан-Марко, датируемом примерно 1723 годом, тёмные участки облачного неба и тени зданий придают сцене более драматичный вид. Что в свою очередь довольно реалистично и близко к тому, как выглядело это место во времена Каналетто. Навесы находятся не в лучшем состоянии – некоторые перекошены, а другие порваны. Тротуар площади выглядит грязным, что является нормальным состоянием для города XVIII века.

Площадь Сан-Марко, Каналетто, ок. 1723 года. \ Фото: arthistoryproject.com.

Другое изображение площади Сан-Марко, написанное около 1730 года, гораздо больше похоже на идеализированный вид Венеции. Цвета кажутся ярче, а мельчайшие детали создают идеальную иллюстрацию города. Все навесы выровнены, а элегантные тротуары хорошо видны. Такой вид, безусловно, больше нравился британским туристам, которые искали сувенир, чтобы привезти его домой. Кроме того, в то время как Каналетто раньше писал на больших холстах, он начал использовать холсты меньшего размера, чтобы удовлетворить вкус британской публики.

Камера-обскура, иллюстрация 1859 года. \ Фото: twitter.com.

Публика особенно восхищалась мельчайшими деталями, изображенными в ведутах Каналетто. До изобретения фотографии воспроизвести точные формы, перспективы и размеры городского пейзажа было непросто. Художники должны были овладеть техникой перспективы. Особое устройство камера-обскура помогло им точно нарисовать очертания городских памятников.

Площадь Сан-Марко с юго-западного угла, Каналетто, ок. 1724-80 гг.

По мере развития устройства для повышения точности добавлялись линзы и зеркала. Помимо прочего, художники использовали камеру-обскура в качестве вспомогательного средства для рисования. У Каналетто была портативная камера-обскура, и он пользовался ею во время своих прогулок по городу. Но он хорошо знал о недостатках использования такого инструмента. Помимо использования данного устройства, художнику в первую очередь нужно было проявить свой талант. Джованни также делал эскизы на месте и использовал их в дополнение к рисункам, которые он создавал с помощью камеры-обскура, для создания своих картин.

Наследие

Кампо Санти-Джованни-э-Паоло, Каналетто, 1735-38 годы. \ Фото: ru.m.wikipedia.org.

Бассейн Сан-Марко, Венеция, Каналетто, ок. 1738 года. \ Фото: alaintruong.com.

Уорикский замок, Каналетто, 1748 год. \ Фото: pinterest.com.

В своих работах Каналетто интерпретировал реальность, давая зрителю своё видение Венеции XVIII века. Смотреть на его работы – всё равно что видеть La Serenissima глазами художника. Обладая способностью передавать яркую атмосферу города с помощью оттенков цветов и света в мельчайших деталях, Каналетто, безусловно, был самым известным венецианским ведутистом. Вместе со своим племянником Бернардо Беллотто и Франческо Гуарди ведутисты представили живые изображения города, который когда-то был центром культурной жизни Европы.

В следующей статье, читайте также о том, что ценного и интересного хранится в Музее современного искусства и почему эти одиннадцать неоднозначных работ, производят двоякое впечатление.

Читайте также: