Анализ финальной сцены драмы а н островского гроза сочинение

Обновлено: 05.07.2024

…Декорация первого действия. Сумерки.

твом. Причина конфликта и всех

Как развивается основной конфликт драмы? Человек сильный, свободолюбивый попадает в чуждую ему среду, в семью, где душат личность. Трагедия Катерины заключается в том, что она чужда семье Кабановых: она воспитывалась в свободной атмосфере. Любимая дочь в семье. В семье Кабановых все строится на обмане, лжи. Нет искреннего уважения между членами семьи, все живут под страхом мамаши, под тупым подчинением.

Катерина – натура поэтическая, она чувствует красоту природы и любит ее, она очень искренне хочет любить, но кого?! Она хочет любить мужа, свекровь.

Может ли женщина проникнутая свободой, любовью к природе, с сердцем птицей смирится с насилием, ложью, которая царила в семье Кабановых.

Взаимные отношения самодурства и безгласности довели ее до трагических последствий.

Религия приносила поэзию Катерине, ведь книг она не читала, грамоты не знала, а черты народной мудрости, обличенной в религиозную форму, приносила ей церковь – это прекрасный мир народного искусства, фольклор, в который была погружена Катерина.Задыхаясь в доме Кабановых, тоскуя по воле, по любви, по истинно добрым человеческим отношениям, Катерина не мирится с неволей, в уме ее смутно, неясно рождается мысль о том, как бы уйти из опостылевшего дома. Но эти чувства надо подавить (она жена Тихона). Страшная борьба происходит в сердце молодой женщины. Мы ее видим в разгаре напряженной внутренней борьбы. Она полюбила глубоко и честно Бориса, но всячески пытается подавить в себе живое побуждающее чувство.

Она не хочет видеть любимого она страдает.

А гроза? Зачем говорится в первом действии о надвигающейся грозе? Это явление природы. Гроза душевная кажется ей греховной и страшной. Мир религиозных представлений противоречит тем живым чувствам, которые в ней просыпаются. Грех

Как же развивается конфликт в ее собственной душе?

абанихи быть не может женщина с сердцем вольной птицы. И ей кажется, что ее призыв к воле – искушение дьявола.

Наступает перелом: Катерина окончательно убеждается в том, что муж не стоит не только любви, но и уважения. И вот последняя вспышка напряженной внутренней борьбы. Сначала выбросить ключ: ведь в нем таится погибель (погибель духовная, она боится не домашних, а погубить свою душу.)

Мысль о любви сильнее, чем страх перед Богом. Последние слова – обращенье к любимому: «Друг мой! Радость моя!

Пьеса А. Н. Островского" Гроза" — это изображение противостояния возвышенной, чистой, живой личности" тёмному царству". Главная героиня произведения Катерина — это воплощение доброты, душевной чистоты, стремления к искренности, свободе, развитию. Катерина — жена сына госпожи Кабановой, главной представительницы "тёмного царства". Девушку буквально поглощает и убивает это тёмное общество. Свекровь требует от невестки абсолютного подчинения её воле, старинным традициям, принципам домостроя. Героиня не привыкла так жить. В родительском доме Катерина была по-настоящему счастлива, её любили, она была свободно, часто посещала церкви. Кажется, что изменилось после переезда в дом Кабановых, ведь девушка также продолжает заниматься тем, чем ей нравится, но теперь у неё нет самого главного — свободы. Героиня не хочет подчиняться устоям "тёмного царства", поэтому смело выступает против него. Наиболее ярко протест Катерины выражается в финальной сцене пьесы.

В пятом действии читатель видит диалог Тихона Кабанова и Кулигина. Сначала Тихон обвиняет свою жену в измене, но в то же время говорит о жалости и состраданию к ней. Он понимает, что жене сложно живётся в доме его матери, да и сам Тихон говорит о сложном характере Кабанихи. Герой вроде бы хочет пойти против матери, но не может, так как у него недостаточно сил, ведь он живёт в полной власти госпожи Кабановой.

Многие герои в этом эпизоде испытывают дурное предчувствие, приближение чего-то страшного.

Большое внимание уделяется душевному состоянию Катерины. Катерина уже не находится в реальном мире, она словно выпала из жизни. Девушка находится в постоянных размышлениях. С одной стороны, она обвиняет себя в измене мужу, а с другой стороны — мечтает о встрече с Борисом. Героиня сбегает из заточения и приходит на берег Волги. Здесь она встречается с Борисом, но даже он не может ей ничем помочь. Она остаётся наедине с собой на высоком берегу с мыслью о том, что больше жить она не может. Девушка бросается в воду.

В это время все остальные герои ищут Катерину. Кабаниха же считает, что Тихон не должен так волноваться за жену, ведь считает, что уход — это лишь проявление характера Катерины. Когда Кулигин достаёт из воды тело Катерины, Тихон перестаёт себя сдерживать и все высказывает матери. Кабанов обвиняет её в смерти своей жены. Сама же Кабаниха в этот момент не испытывает ни капли жалости к невестке, она лишь озабочен тем, что о ней подумают люди.

Таким образом, Финальная сцена демонстрирует бунт "тёмному царству" и домостроевским устоям. Катерина — первый человек, который не побоялся выступить против Кабанихи и её правил.

2 вариант

Таким образом в драматургическом произведении развивается и любовный конфликт, участниками которого становятся Катерина, ее муж Тихон и любимый ею Борис, племянник Дикого, и конфликт старого и нового, ведь молодое поколение не желает жить по законам дома Кабановых и так или иначе стремится к вольной жизни. А наиболее ярко и остро эти конфликты выражены в диалогах и монологах героев в последнем действии пьесы.

Финал пьесы оставляет зрителя и читателя размышлять о том, изменит ли гибель Катерины устои дома Кабановых, как сложится судьба детей Марфы Игнатьевна - Тихона и Варвары. Но как бы ни развивались события, мы понимаем, что время домостроевской морали окончательно миновало.

Также читают:

Картинка к сочинению Анализ финальной сцены пьесы Гроза

Популярные сегодня темы

Наступила первая послевоенная весна. Рассказчик истории направляется в станицу Буковскую, едет он на лошадях по бездорожью, на его пути оказывается река Еланка

Сергей Александрович – это известнейший русский поэт Серебряного века литературы. Его творчество приходится на начало 20 века, но пользуется любовью всех людей даже сегодня.

Левий Матвей стал одним из самых необычных героев второстепенного плана, через него автор показывает зачатки не самых лучших событий

Не зря в скупой авторской ремарке последнего действия пьесы “Гроза” написано: “Декорация первого действия. Сумерки”. Сумеречный мир предъявлен нам талантливым драматургом, мир, в котором “гроза” не способна развеять мрак иначе, чем на бытовом уровне. И смерть Катерины, несмотря на все старания автора придать ей объемность символа, трагедийна, но не драматична.

Катерину погубили ее собственные понятия о добре и зле, ее мечты о полете остались мечтами, она не смогла вырваться из сумеречной реальности того времени. А жаль…

/> Катерина Кабанова романтична неукротимым стремлением к красоте, к свободе человеческих проявлений, органической ненавистью к произволу и насилию. Это она говорит: “Отчего люди не летают? . Мне иногда кажется, что я птица. Когда стоишь на горе, так тебя и тянет лететь.

Вот так бы разбежалась, подняла руки и полетела. Попробовать нешто теперь?”
Ей, рвущейся к необыкновенному, и сны снятся чудесные: “Или храмы золотые, или сады какие-то необыкновенные, и все поют невидимые голоса, и кипарисом пахнет, и горы, и деревья будто не такие, как обыкновенно, а как на образах пишутся. А то будто я летаю, так

и летаю по воздуху”…
Резко расходясь с нравственно-бытовыми представлениями мещанско-купеческой среды, не желая жить с нелюбимым и не уважаемым ею мужем, не смиряясь перед самодурной свекровью, она размышляет: “Куда теперь? Домой идти? Нет, мне что домой, что в могилу – все равно. Да, что домой, что в могилу. что в могилу!

В могиле лучше… А об жизни и думать; не хочется. Опять жить?

Нет, нет, не надо… нехорошо! И люди мне противны, и дом мне противен, и стены противны!”
Перед Катериной было только два пути – неволя и могила. Ее ненависть к деспотизму и любовь к свободе чрезвычайно сильны, ее стихийный протест против всего, что гнетет человеческую личность, настолько действен, что она предпочитает неволе смерть. В то время в своей среде Катерина могла найти освобождение лишь в смерти. Н. А. Добролюбов пишет: “Грустно, горько такое освобождение; но что же делать, когда другого выхода нет?”
Пораженный смертью Катерины, против Кабанихи поднимает свой голос даже слабохарактерный, тишайший Тихон. Преодолевая свою покорность, он исступленно кричит: “Маменька, вы ее погубили! Вы, вы, вы…”
К сожалению, протест Катерины, ее гибель оказались напрасными. Жалкий бунт Тихона будет вскоре подавлен, это ясно, не зря Кабаниха обещает разобраться с ним дома. Борис, собственно, и сам просил у Бога быстрой смерти для Катерины – жалкое существо, недостойное такой высокой любви, раб дяди, обыденности, сумеречного мира. Кулигин, при всех своих ученых знаниях, тоже не борец, все, на что он способен, сарказм: “Тело ее здесь, а душа теперь не ваша, она перед судией, который милосерднее вас!”
…Декорация первого действия. Сумерки.

Не зря в скупой авторской ремарке последнего действия пьесы "Гроза" написано: "Декорация первого действия. Сумерки". Сумеречный мир предъявлен нам талантливым драматургом, мир, в котором "гроза" не способна развеять мрак иначе, чем на бытовом уровне. И смерть Катерины, несмотря на все старания автора придать ей объемность символа, трагедийна, но не драматична. Катерину погубили ее собственные понятия о добре и зле, ее мечты о полете остались мечтами, она не смогла вырваться из сумеречной реальности того времени. А жаль.
Катерина Кабанова романтична неукротимым стремлением к красоте, к свободе человеческих проявлений, органической ненавистью к произволу и насилию. Это она говорит: "Отчего люди не летают? . Мне иногда кажется, что я птица. Когда стоишь на горе, так тебя и тянет лететь. Вот так бы разбежалась, подняла руки и полетела. Попробовать нешто теперь?"
Ей, рвущейся к необыкновенному, и сны снятся чудесные: "Или храмы золотые, или сады какие-то необыкновенные, и все поют невидимые голоса, и кипарисом пахнет, и горы, и деревья будто не такие, как обыкновенно, а как на образах пишутся. А то будто я летаю, так и летаю по воздуху".
Резко расходясь с нравственно-бытовыми представлениями мещанско-купеческой среды, не желая жить с нелюбимым и не уважаемым ею мужем, не смиряясь перед самодурной свекровью, она размышляет: "Куда теперь? Домой идти? Нет, мне что домой, что в могилу — все равно. Да, что домой, что в могилу. что в могилу! В могиле лучше. А об жизни и думать; не хочется. Опять жить? Нет, нет, не надо. нехорошо! И люди мне противны, и дом мне противен, и стены противны!"
Перед Катериной было только два пути — неволя и могила. Ее ненависть к деспотизму и любовь к свободе чрезвычайно сильны, ее стихийный протест против всего, что гнетет человеческую личность, настолько действен, что она предпочитает неволе смерть. В то время в своей среде Катерина могла найти освобождение лишь в смерти. Н. А. Добролюбов пишет: "Грустно, горько такое освобождение; но что же делать, когда другого выхода нет?"
Пораженный смертью Катерины, против Кабанихи поднимает свой голос даже слабохарактерный, тишайший Тихон. Преодолевая свою покорность, он исступленно кричит: "Маменька, вы ее погубили! Вы, вы, вы. "
К сожалению, протест Катерины, ее гибель оказались напрасными. Жалкий бунт Тихона будет вскоре подавлен, это ясно, не зря Кабаниха обещает разобраться с ним дома. Борис, собственно, и сам просил у Бога быстрой смерти для Катерины — жалкое существо, недостойное такой высокой любви, раб дяди, обыденности, сумеречного мира. Кулигин, при всех своих ученых знаниях, тоже не борец, все, на что он способен, сарказм: "Тело ее здесь, а душа теперь не ваша, она перед судией, который милосерднее вас!"
. Декорация первого действия. Сумерки.

31147 человек просмотрели эту страницу. Зарегистрируйся или войди и узнай сколько человек из твоей школы уже списали это сочинение.

Финальная сцена этой пьесы – самоубийство. Катерина, несчастная женщина, доведённая до самоубийства ханжами, в лице свекрови, раздираемая муками собственной совести и любовью. Так кто же такая Екатерина? С одной стороны, это тонкая душевная личность, (одни ее слова: ” Почему люди не летают как птицы” ) ,- говорят о том, что это чувственный, душевный, живой человек. С другой – замороченная религиозным фанатизмом своей свекрови, и подчинённая ей.
Катерина под порывом чувств, не в силах сопротивляться любви, совершает измену. Совершив один раз падение, она переживает страшные муки совести. Напуганная “барыней”,- ждёт, что её убьёт гроза, как ей казалось за её грех. Совершает поступок, который по ее мнению должен был облегчить ей совесть, – признаётся принародно в церкви в измене. ” Кабаниха”, – так прозвали мать мужа Екатерины, и без того не выражающая симпатии к жене сына, показывает все своё звериное лицо, она запрещает сыну всякое общение с женой. Тихон, муж Екатерины, любит жену, и готов ее простить, но мать его не даёт ему этого сделать, а сам он настолько безволен, что не в силах противиться воле матери.
В конце-концов и Борис, человек ради которого она пожертвовала всем, отказывается от неё, и доведённая до отчаяния Катя, находит покой только в смерти. Был ли выход у Екатерины? Наверное был. Можно было уйти в монастырь например. Но беда заключалась в том, что Екатерина стала считать смерть освобождением, она мечтала о ней, как о желанном моменте. И бросившись с обрыва уходит навсегда из этого жестокого мира.
Для чего была эта жертва? Слабость или тот последний полёт души, про который мечтала Екатерина? Стала ли она безвольной жертвой, или птицей раскинула руки? Я считаю, что это слабость, самоубийство это не выход из положения, какой бы не была тяжелой жизнь, всегда можно найти выход. А жестокая свекровь, и слабовольный её сын, получили свой приговор в последних словах Кулигина, человека который принес тело Кати, обличившего их в жестокосердии и немилости.

Похожие сочинения

Список литературы

Список литературы

Анализ финальной сцены драмы А.Н. Островского Гроза
Драма Гроза появилась в печати в 1860 году. Сюжет ее довольно прост. Главная героиня, Катерина Кабанова, не найдя отклика своим чувствам в муже, полюбила другого человека. Мучимая угрызениями совести, а также не желая лгать, она признается в своем поступке в церкви, всенародно. После этого жизнь ее становиться настолько невыносимой, что она кончает жизнь самоубийством.
Такова событийная канва произведения, при помощи которой автор раскрывает перед нами целую галерею человеческих типов. Здесь и купцы самодуры, И почетные матери семейств блюстительницы местных нравов, и странницы богомолки, рассказывающие небылицы, пользуясь темнотой и необразованностью народа, и доморощенные ученые прожектеры. Однако при всем разнообразии типов оказывается нетрудным заметить, что все они как бы распадаются на два лагеря, которые условно можно было бы назвать: темное царство и жертвы темного царства.
Темное царство составляют люди, в чьих руках сосредоточена власть, те, кто может оказывать влияние на общественное мнение в городе Калинове. В первую очередь это Марфа Игнатьевна Кабанова, которую в городе уважают, считают образцом добродетели и хранительницей традиций. Ханжа, – говорит о Кабановой Кулигин, – нищих оделяет, а домашних заела совсем… И действительно, поведение Марфы Игнатьевны на людях во многом отличается от ее поведения дома, в быту. Вся семья живет в страхе перед ней. Тихон, совершенно подавленный властью матери, живет одним только нехитрым желанием вырваться, пусть и ненадолго, из дома, ощутить себя вольным человеком. Сестра Тихона, Варвара, также испытывает на себе все тяготы семейной обстановки. Однако, в отличии от Тихона, она обладает более твердым характером и у нее хватает дерзости, пусть тайно, не подчиняться матери.
Последняя сцена драмы является кульминацией произведения, в которой противостояние между представителями темного царства и его жертвами максимально обострено. Не имеющие ни богатства, ни высокого социального статуса жертвы осмеливаются бросить вызов царящим в городе бесчеловечным порядкам.
Действие начинается тем, что домой возвращается Тихон и узнает об измене жены. Он, как сам признается Кулигину, готов простить Катерину, но одновременно понимает, что мать не позволит ему этого сделать. Воли противостоять Кабановой у Тихона нет. И хотя он побил Катерину, ему ее жалко.
Далее становится известно, что Катерина пропала из дому. Она появляется на берегу Волги, говорит, что не в силах так жить дальше, и бросается в воду с обрыва. Ее пытаются спасти, но безуспешно.
Смерть Катерины, полюбившей так, как могут любить только очень сильные натуры, в конце драмы закономерна для нее нет иного выхода. Жизнь по законам темного царства для нее хуже смерти, смерти души страшнее гибели телесной. Ей не нужна такая жизнь, и она предпочитает с ней расстаться. Противостояние между представителями темного царства и его жертвами достигает наивысшей точки именно в последней сцене, над телом мертвой Катерины. Кулигин, который раньше предпочитал не связываться ни с Диким, ни с Кабанихой, бросает в лицо последней: Тело ее здесь, …а душа теперь не ваша: она теперь перед судией, который милосерднее вас! Тихон, совершенно забитый и задавленный властной матерью, также поднимает голос протеста: Маменька, вы ее погубили. Однако Кабанова быстро подавляет бунт, обещая сыну поговорить с ним дома.
Протест Катерины не мог быть действенным, так как голос ее был одинок и никто из окружения героини, из тех, кого также можно отнести к жертвам темного царства, был не в силах не только ее поддержать, но даже понять до конца. Протест оказался саморазрушительным, но он был и есть свидетельство свободного выбора личности, не желающего мириться с законами, навязываемыми ей обществом, с ханжеской моралью и серостью повседневного быта.
Итак, в последней сцене драмы с особой силой отразилось противостояние между представителями темного царства и его жертвами. Обвинения, которые бросают Кулигин и Тихон в лицо тем, кто правит бал в городе Калинове, показывают наметившийся в обществе сдвиг, нарождающееся желание молодых людей жить в соответствии со своей совестью, а не с ханжеской, лицемерной моралью отцов.
Список литературы
Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта

Островский А. Н.

Не зря в скупой авторской ремарке последнего действия пьесы “Гроза” написано: “Декорация первого действия. Сумерки”. Сумеречный мир предъявлен нам талантливым драматургом, мир, в котором “гроза” не способна развеять мрак иначе, чем на бытовом уровне. И смерть Катерины, несмотря на все старания автора придать ей объемность символа, трагедийна, но не драматична. Катерину погубили ее собственные понятия о добре и зле, ее мечты о полете остались мечтами, она не смогла вырваться из сумеречной реальности того времени. А жаль…
Катерина Кабанова романтична неукротимым стремлением к красоте, к свободе человеческих проявлений, органической ненавистью к произволу и насилию. Это она говорит: “Отчего люди не летают? . Мне иногда кажется, что я птица. Когда стоишь на горе, так тебя и тянет лететь. Вот так бы разбежалась, подняла руки и полетела. Попробовать нешто теперь?”
Ей, рвущейся к необыкновенному, и сны снятся чудесные: “Или храмы золотые, или сады какие-то необыкновенные, и все поют невидимые голоса, и кипарисом пахнет, и горы, и деревья будто не такие, как обыкновенно, а как на образах пишутся. А то будто я летаю, так и летаю по воздуху”…
Резко расходясь с нравственно-бытовыми представлениями мещанско-купеческой среды, не желая жить с нелюбимым и не уважаемым ею мужем, не смиряясь перед самодурной свекровью, она размышляет: “Куда теперь? Домой идти? Нет, мне что домой, что в могилу — все равно. Да, что домой, что в могилу. что в могилу! В могиле лучше… А об жизни и думать; не хочется. Опять жить? Нет, нет, не надо… нехорошо! И люди мне противны, и дом мне противен, и стены противны!”
Перед Катериной было только два пути — неволя и могила. Ее ненависть к деспотизму и любовь к свободе чрезвычайно сильны, ее стихийный протест против всего, что гнетет человеческую личность, настолько действен, что она предпочитает неволе смерть. В то время в своей среде Катерина могла найти освобождение лишь в смерти. Н. А. Добролюбов пишет: “Грустно, горько такое освобождение; но что же делать, когда другого выхода нет?”
Пораженный смертью Катерины, против Кабанихи поднимает свой голос даже слабохарактерный, тишайший Тихон. Преодолевая свою покорность, он исступленно кричит: “Маменька, вы ее погубили! Вы, вы, вы…”
К сожалению, протест Катерины, ее гибель оказались напрасными. Жалкий бунт Тихона будет вскоре подавлен, это ясно, не зря Кабаниха обещает разобраться с ним дома. Борис, собственно, и сам просил у Бога быстрой смерти для Катерины — жалкое существо, недостойное такой высокой любви, раб дяди, обыденности, сумеречного мира. Кулигин, при всех своих ученых знаниях, тоже не борец, все, на что он способен, сарказм: “Тело ее здесь, а душа теперь не ваша, она перед судией, который милосерднее вас!”
…Декорация первого действия. Сумерки.

Читайте также: